Как правильно заменить сальник коленчатого вала

Замена сальника коленвала: подробная инструкция

Прежде чем приступить к ремонтным работам, следует выяснить, замена какого сальника коленвала необходима. В двигателе есть:

  • Задний уплотнитель. Это крупногабаритная деталь. Обычно замена заднего сальника коленвала требуется нечасто, ведь срок его службы достаточно большой.
  • Передний уплотнитель. Его размеры немного меньше, точно так же, как и срок его службы. Передний сальник выходит из строя гораздо чаще, чем задний.

Как определить, какой именно уплотнитель пришел в негодность? Для этого осмотрите поддон и блок КПП, чтобы узнать, в какой части двигателя наблюдается протечка.

Определить, нужна замена задних сальников коленвала или передних, поможет вытекшая смазка. Просто возьмите немного масла и капните его в емкость с водой. Если это смазка из КПП, то она растечется по поверхности воды. Масло из двигателя не изменит форму капли даже в воде.

Теперь приступаем к осмотру уплотнителей. Ваша цель найти протечку

Обратите внимание, в каком состоянии находится прокладка масляного насоса. Так как эти детали расположены недалеко друг от друга, может показаться, что протек уплотнитель, хотя на самом деле требуется замена прокладки маслонасоса.

Технология замены сальника коленвала следующая: вначале устанавливается новый передний уплотнитель, который находится со стороны привода газораспределительного механизма. Затем меняется уплотнитель со стороны КПП.

Как выполнить замену сальника коленвала? Есть два пути: простой и сложный. Первый придумали автовладельцы, стремящиеся как можно быстрее произвести ремонт. Второй способ разработали специалисты, и именно его мы и опишем далее.

Что необходимо сделать:

Загоняем транспортное средство на эстакаду, надежно фиксируем его. Убираем защиту двигателя, а также крышку газораспределительного механизма. Снимаем клеммы аккумулятора, а затем сливаем моторное масло.
Демонтируем шесть болтов, защищающих моторный отсек справа.
Ослабляем ремень генератора, затем демонтируем его.
После того как переднее колесо справа будет снято, нужно включить низкую передачу. Потребуется ключ на девятнадцать, с его помощью аккуратно, чтобы не сорвать, ослабляем болт крепления шкива
Затем полностью откручиваем его и убираем шкив коленвала.
Обратите внимание! Следует положить в надежное место шпонку коленвала, если она потеряется, шкив не будет нормально функционировать.
Затем устанавливаем поршень 1-го цилиндра в верхней мертвой точке. Чтобы контролировать его местоположение, посмотрите на метку в люке маховика ДВС, а также на метку на валу ГРМ
Это нужно сделать, когда переднее колесо поднято и включена 5-я передача.
После этого ослабляем крепление натяжного ролика и снимаем ремень ГРМ.
Чтобы снять нижнюю крышку картера сцепления, откручиваем болты креплений

Демонтировать ее следует вместе с прокладкой.
Далее откручиваем 16 болтов крепления крышки картера мотора, снимаем ее.
Важно! Прокладку при сборке следует установить новую.
Теперь приступаем к демонтажу маслоприемника от масляного насоса, а также коренного подшипника. Чтобы сделать это, откручиваем болты крепления на десять.
Используя 2 отвертки, удаляем с вала зубчатый шкив, откручиваем болты крепления маслонасоса

Он снимется вместе с сальником коленвала. Вытащить уплотнитель получится легко, если использовать что-нибудь острое. Чтобы новый сальник легче вошел, смажьте его маслом. Запрессовать уплотнитель можно, используя оправку либо старый сальник.
Устанавливаем снятые детали в обратном порядке.

Варианты исполнения сальников

Армированные резиновые манжеты производятся в различных исполнениях, которые отличаются видом наружной поверхности. Одни модели не имеют пыльника, другие предусматривают дополнительную защиту от пыли и загрязнений.

Сальники с рифлением

Сальники со сплошной гладкой наружной поверхностью в месте посадки на практике показали себя не с лучшей стороны, так как склонны к протеканию. Это негативное явление — следствие образования микроскладок из-за отсутствия сжатия при запрессовке уплотнения. К тому же, микроскопические складки создают условия для проникновения в узел грязи и пыли.

Было предложено более совершенное техническое решение — сальники, у которых наружная поверхность имеет рифление. Это позволило повысить эффективность и надежность уплотнения и исключить протекание.

Сальники с накаткой

Степень прижатия «губ» сальника находится в зависимости от угловой и линейной скоростей вращения вала. До того момента, когда эти параметры находятся в определенном диапазоне значений у конструкторов не возникает вопросов, связанных с герметичностью узла. Однако при работе вала при повышенных оборотах эксцентриситет приводит к смещению рабочей поверхности кромки и вытеканию технической жидкости.

Для решения этой проблемы инженеры использовали гидродинамический эффект. Техническое решение заключается в накатке «губы», которая в этом случае работает как крыльчатка насоса, то есть направляет стремящуюся вытечь жидкость обратно. Накатка выполняется различными способами под определенным углом в зависимости от направления вращения.

Сальники с реверсивной насечкой

Реверсивная насечка наносится на сальники, которые не предназначены для форсированного использования. Применение таких уплотнений экономически выгоднее, чем левая или правая накатка при реверсивном вращении вала.

Сальники с оголенным каркасом

«Голый» сальник не предусматривает резинового слоя, а уплотняется путем плотной посадки металла на металл с использованием специального герметика. Дополнительная технологическая операция удорожает серийное производство армированных резиновых уплотнений. Однако этот недостаток компенсируется надежной фиксаций детали в узле по сравнению с обрезиненными модификациями.

«Полуголые» сальники

Такое исполнение уплотнения предусматривает резиновый компонент, который обеспечивает высокую герметичность, а надежная посадка достигается за счет натяга при контакте металла с металлом. «Полуголые» сальники более экономичны в производстве по сравнению с обрезиненными моделями, но для изготовления применяются более сложные технологии и высококачественные полимеры. Они находят применение в ответственных узлах.

Сальники с пыльниками

Некоторые модели армированных манжет предусматривают пыльники — элемент, служащий защитой узла от проникновения загрязнений и пыли. Пыльник служит барьером для относительно крупных частиц, которые могут повредить место уплотнения.

Патология

Аномалия развития — врожденное отсутствие большого С.— встречается редко. При врожденных отверстиях в большом С. возможно ущемление как части С., так и других органов брюшной полости. Клинически это проявляется симптомами острого живота (см.).

Повреждения

С. часто сочетаются с повреждениями других органов брюшной полости и могут возникать в результате закрытых и проникающих травм живота. Изолированные повреждения С. встречаются редко. В результате тупой травмы может возникать гематома С. с последующим нагноением, а при разрывах гематомы — значительные внутрибрюшные кровотечения. Лечение оперативное.

Острый воспалительный процесс в С.— оментит — обычно возникает вследствие распространения на С. воспаления с органов брюшной полости и характеризуется клин, симптоматикой острого живота. Хрон. воспаление С., как правило, является следствием острого оментита, но иногда имеет специфический (чаще туберкулезный) характер. При этом пораженный участок С. утолщается за счет развития соединительной ткани и образования спаек с органами брюшной полости. Воспалительный инфильтрат в таких случаях может достигать значительных размеров и пальпироваться через переднюю брюшную стенку. Лечение туберкулезного оментита специфическое.

При абсцедировании воспалительного инфильтрата развивается клин, картина отграниченного или диффузного перитонита (см.).

В случае приращения большого С. в результате хрон. воспаления к нижним отделам передней брюшной стенки или органам малого таза возможно сдавление сальником нек-рых органов брюшной полости, чаще тонкой или толстой кишки, что клинически проявляется симптомами рецидивирующей непроходимости кишечника (см.). При этом иногда встречается синдром натянутого С. (синдром Кноха), проявляющийся упорными болями, иногда рвотой, возникающей при попытке встать, отклонить туловище назад, разогнуться и т. д.

Ущемление С. чаще наблюдается при грыжах передней брюшной стенки, но иногда и при так наз. сальниковых грыжах (см. Грыжи). При этом в сальниковое отверстие внедряется часть С., к-рая затем вследствие нарушения кровообращения подвергается некрозу. Клинически это состояние проявляется картиной острого живота и требует срочного оперативного лечения.

Редким заболеванием является заворот большого С., как правило, приводящий к его некрозу с развитием симптомов перитонита. Лечение оперативное.

Тромбоз сосудов С., встречающийся при выраженном атеросклерозе, обычно также приводит к некрозу С.

Паразитарные заболевания С., обычно эхинококков (см.), встречаются редко. При этом в брюшной полости может пальпироваться чаще подвижное опухолевидное образование. Лечение оперативное.

Доброкачественные опухоли С. (липома, ангиома, лимфангпома и др.) встречаются редко; они представляют собой подвижные новообразования, иногда пальпирующиеся через переднюю брюшную стенку. Из злокачественных опухолей чаще наблюдается саркома, реже рак и эндотелиома. При злокачественных опухолях С. часто поражается вторично вследствие развития в нем метастазов опухолей в основном органов брюшной полости.

Выявление проблемы

Автомобиль имеет сальники двух типов:

  • передний;
  • задний.

Для того чтобы определить, какой заменить, надо понимать, какой начал протекать. Передний уплотнитель выходит из строя значительно чаще заднего. Определить это может пробой рабочей жидкости. Например, вы заметили, что из-под коленвала капает некая субстанция. Это не антифриз, так как он имеет определенный цвет, и перепутать его с маслом крайне трудно. Также это не стеклоомывающая жидкость. Она либо бесцветная, либо голубоватая и довольно жидкая. Для диагностики требуется капнуть немного жидкости в емкость с холодной водой:

  • трансмиссионное масло сразу расплывется по поверхности;
  • моторное более вязкое, длительное время будет оставаться на поверхности одной каплей.

Существует несколько причин, почему возникает проблема. Во-первых, износ уплотнителя. У всех деталей есть свой ресурс. В случае с передним сальником – это 100–200 тысяч км. Внутренняя часть сальника передней части двигателя подвергается сильным вибрациям вала при движении. Потому запчасть перестает выполнять свои функции и возникает течь.

Во-вторых, если автомобиль простоял длительный период на открытой местности в сильные морозы, мягкая часть сальника затвердевает, он перестает герметично прилегать к коленвалу. В результате от нагрузок изделие легко повреждается.

В-третьих, плохое качество самого сальника. Увы, но многие автовладельцы при желании сэкономить приобретают изделия от сомнительных производителей (порой вообще неизвестных). В этом случае ни гарантии, ни соответствующих требований к работе деталь не выполняет.

В-четвертых, некорректная установка. Для того чтобы самому поменять деталь, потребуется как минимум день-два, так как необходимо снять немало функциональных элементов, чтобы добраться до сальника. Потом их нужно собрать в обратном порядке. Ошибки не исключаются. Потому, если есть сомнения, лучше обращаться на станцию техобслуживания.

В-пятых, неисправность масляного фильтра. Перед тем как заменить сальник, стоит убедиться, что нет течи в этом устройстве.

На работу сальника влияет исправность двигателя. Если в моторе имеются другие серьезные неполадки, замена уплотнителя не избавит от течи.

Это интересно: Ступица переднего колеса – проблемы и их устранение

Как выбирать сальники

Самый простой способ не прогадать с выбором – приобрести оригинальные сальники у официального дилера. В этом случае специалист подберёт изделие, точно подходящее под марку и модель вашего автомобиля.

Если же решено купить аналог, необходимо учитывать несколько аспектов выбора:

  1. Изделие должно подходить по размеру, при этом допускается (хоть и не рекомендуется) использование сальников, ширина которых несколько меньше оригинальных.

Новый сальник должен быть предназначен для использования в той же среде, что и старое изделие (к примеру, для антифриза либо масла).

Уплотняющее устройство должно быть предназначено для работы в соответствующем месту его установки температурном режиме.

Аналог обязан обладать соответствующей оригинальному изделию конструкцией (к примеру, иметь идентичные насечки уплотняющего кольца и т.п.).

Отдельное внимание необходимо обратить на наличие пыльника или нарезки, где первый призван защитить деталь от воздействия грязи и пыли, а второй – выполнять роль насоса, сбрасывающего масло обратно. Помимо технических особенностей, выбирая сальники, необходимо обратить внимание на стоимость и производителя, отдавая предпочтение проверенным и популярным брендам и изделиям среднерыночной стоимости

В противном случае высок риск нарваться на низкокачественную продукцию, которая может не только быстро выйти из строя, но и повлечь за собой появление новых неприятностей, сулящих большие финансовые затраты

Помимо технических особенностей, выбирая сальники, необходимо обратить внимание на стоимость и производителя, отдавая предпочтение проверенным и популярным брендам и изделиям среднерыночной стоимости. В противном случае высок риск нарваться на низкокачественную продукцию, которая может не только быстро выйти из строя, но и повлечь за собой появление новых неприятностей, сулящих большие финансовые затраты

Важно: крайне не рекомендуется использовать сальники отечественного производства на иномарках, так как материал и качество изготовления таких изделий пока ещё оставляет желать лучшего. А вот установка сальников иностранного производства на отечественные авто – наоборот, рекомендуется

Марки сальников: каким брендам отдать предпочтение

Как уже говорилось выше, выбирая сальники для своего автомобиля, лучше отдавать предпочтение проверенным производителям, давно представленным на рынке и имеющим положительные отзывы. В их числе такие марки, как VAG, Goetze, Payen, Emmtec, SKF, KOS и Koyo.

При выборе сальников по размеру принято учитывать три параметра:

  • d – внутренний диаметр;
  • D – внешний диаметр;
  • h – высота / толщина.

Внутренний диаметр сальников может варьироваться в пределах 4-270 мм, внешний диаметр – в пределах 7,8-310 мм, а высота – находиться между 1,5-30 мм. Однако встречаются сальники, имеющие уникальные, отличающиеся от «стандартных» параметры изделий.

Цена сальников, в зависимости от размера, страны и бренда производителя, а также места предназначения, может колебаться в пределах 50-2500 тыс. руб. (22-1100 грн.). При этом стоит помнить, что оригинальные сальники в большинстве случаев на 30-60% дороже своих аналогов.

Стоит ли переплачивать за бренд

Учитывая наличие большого количества аналогов, у многих автовладельцев возникает вполне логичный вопрос — нужно ли переплачивать за бренд?. Ответ – нужно, так как более крупные производители вкладывают большие финансовые ресурсы в разработку и тестирование своих изделий, что делает их намного надёжнее и долговечнее. Кроме того, крупные «игроки» следят за своей репутацией, которая, как известно, является одним из ключевых факторов, влияющих на количество продаж изделий.

Другой вопрос, стоит ли переплачивать за оригинальные сальники – не стоит, так как сегодня на рынке присутствует огромное количество изделий-аналогов, качество исполнения и надёжность которых не только не уступает оригинальным, но и превосходит их.

Из чего изготавливают сальники для транспортных средств

На сегодняшний день для изготовления автомобильных сальников используют:

  • Бутадиен-каучуковую резину (NBR), предназначенную для применения от −40°C до +120°C. Материал довольно устойчив ко многим разновидностям топливных и смазочных веществ.
  • Акрилатный каучук (ACM) – достаточно недорогой материал, рассчитанный на работу в диапазоне −30°C ÷ +150°C. Довольно часто его применяют при производстве сальников ступицы.
  • Силикон (VMQ, MVG,VWQ, ECOSIL). Недостатком уплотнений, изготовленных из этого материала, является химическая неустойчивость к некоторым разновидностям минеральных масел.
  • Фторкаучук или фторопласт (FPM, FKM). Благодаря невосприимчивости к различным маслам (и другим химически активным жидкостям, применяемым в автомобиле), а также хорошей механической износоустойчивости, сегодня этот материал широко применяют при изготовлении сальников для элементов двигателей (распредвала, масляного насоса, коленвала и так далее). Допустимый диапазон рабочих температур варьируется в пределах от −40°C до +180°C.

На заметку! Чтобы улучшить технические показатели изделий некоторые производители используют специальные добавки. Подобные сальники имеют маркировку запатентованного состава (например, Kalrez, Viton, Hifluor, Dai-El или Aflas).

Политетрафторэтилен или попросту тефлон (PTFE). По сравнению с аналогами этот материал имеет самый низкий коэффициент трения и наиболее широкий диапазон рабочих температур (−40°C ÷ +220°C). Также он устойчив к любым химически агрессивным автомобильным жидкостям. Установка сальников с тефлоновым напылением имеет свою специфику: для монтажа (причем, только на сухой и чистый вал) необходимо использовать специальное пластиковое транспортировочное кольцо; перед дальнейшей эксплуатацией двигателя необходимо не менее 4 часов для корректной адаптации сальника и вала. Несмотря на эти трудности и высокую цену (по сравнению с аналогами из других материалов) эти изделия сегодня приобретают все большую популярность, так как обеспечивают наименьший износ вращающихся деталей двигателя.

На заметку! При замене оригинального сальника на подходящий аналог стоит уделить внимание выбору материала. Например, заменив штатное изделие из NBR, на более дорогое из FKM или PTFE, вы сможете забыть о масляных протечках на более длительное время

Замена переднего сальника двигателя

Прежде чем приступать к работам, следует проверить систему вентиляции картера на предмет загрязнений и при необходимости очистить. В противном случае масло будет сочиться даже с новым сальником.

Замена производится так:

Снимается крышка ремня ГРМ.
Ослабляются крепежные гайки ремня генератора, после чего ремень снимается. Удобнее всего производить снятие сначала со шкива генератора, а затем со шкива коленвала. Установка при сборке проводится в той же последовательности.
Ослабляется болт, фиксирующий шкив коленчатого вала.
Шкив демонтируется.
Ослабляется натяжной ролик ремня ГРМ.
Демонтируется шестерня коленвала. Ее извлечение может оказаться проблематичным — необходимо использовать специальный съемник и / или обработать засевшую деталь специальной жидкостью.
Снимается ремень ГРМ.
Извлекается старый сальник.
Посадочное место очищается от загрязнений — накопившейся пыли, песка, осевшего масла.
Устанавливается новый сальник. Перед посадкой деталь рекомендуется смазать маслом или литолом

Важно правильно установить — малейший перекос или загиб спровоцируют течь и выведут запчасть из строя.
Собрать механизм в обратном порядке, учитывая метки на корпусе маслонасоса, шестерни или маховике.

Иногда заменить сальник двигателя можно и без снятия крышки. В этом случае понадобится специальный съемник, с применением которого деталь аккуратно устанавливается в посадочное гнездо.

Если своевременно не устранить течь, масло начнет попадать на элементы двигательной системы, выводя их из строя. В основном страдает ремень ГРМ — постоянное воздействие масла разрушает его структуру и может привести к обрыву.

При обрыве ремня ГРМ клапаны может погнуть — потребуется их полная замена плюс замена всех расходников, некоторых сопутствующих деталей и расходы на ремонт и притирку. В особо запущенных случаях может понадобиться ремонт поршневой системы.

Инструмент и приспособления

Для осуществления ремонтного процесса понадобятся:

  • ёмкость для слива масла с картера;
  • ветошь;
  • набор фигурных и плоских отвёрток;
  • комплект гаечных ключей (накидные, рожковые, головки);
  • молоток и оправки.

Весь процесс замены можно произвести самостоятельно, придерживаясь правильной последовательности технологических этапов ремонтных работ. Ниже описаны приёмы демонтажа и установки новых коренных манжетов на примере ВАЗовской «девятки».

Замена переднего сальника двигателя

Прежде чем приступать к работам, следует проверить
систему вентиляции картера на предмет загрязнений и при необходимости очистить.
В противном случае масло будет сочиться даже с новым сальником.

Передний сальник двигателя

Замена производится так:

Снимается крышка ремня ГРМ.
Ослабляются крепежные гайки ремня генератора, после чего
ремень снимается. Удобнее всего производить снятие сначала со шкива
генератора, а затем со шкива коленвала. Установка при сборке проводится в
той же последовательности.
Ослабляется болт, фиксирующий шкив коленчатого вала.
Шкив демонтируется.
Ослабляется натяжной ролик ремня ГРМ.
Демонтируется шестерня коленвала. Ее извлечение может
оказаться проблематичным — необходимо использовать специальный съемник и /
или обработать засевшую деталь специальной жидкостью.
Снимается ремень ГРМ.
Извлекается старый сальник.
Посадочное место очищается от загрязнений —
накопившейся пыли, песка, осевшего масла.
Устанавливается новый сальник. Перед посадкой деталь
рекомендуется смазать маслом или литолом

Важно правильно установить —
малейший перекос или загиб спровоцируют течь и выведут запчасть из строя. Собрать механизм в обратном порядке, учитывая метки на
корпусе маслонасоса, шестерни или маховике.

Иногда заменить
сальник двигателя можно и без снятия крышки. В этом случае понадобится
специальный съемник, с применением которого деталь аккуратно устанавливается в
посадочное гнездо.

Если своевременно не устранить течь, масло начнет
попадать на элементы двигательной системы, выводя их из строя. В основном
страдает ремень ГРМ — постоянное воздействие масла разрушает его структуру и
может привести к обрыву.

При обрыве ремня ГРМ клапаны может погнуть —
потребуется их полная замена плюс замена всех расходников, некоторых
сопутствующих деталей и расходы на ремонт и притирку. В особо запущенных
случаях может понадобиться ремонт поршневой системы.

Как они образуются?

Вторичные очаги опухоли формируются из отдельных клеток новообразования, которые отщепляются от него и распространяются в соседние, и даже удаленные, органы с током крови и лимфатической жидкости. В лимфу эти клетки проникают в первую очередь, поэтому расположенные поблизости с пораженным органом лимфатические узлы представляют наибольшую угрозу в плане рецидивов болезни.

Пока идет активный рост первичной опухоли, метастазы находятся как бы в дремлющем состоянии, потому что все силы организма уходят на то, чтобы питать «главную» опухоль. Но когда это новообразование останавливается в своем росте, достигнув последней стадии развития, или когда его удаляют из организма больной путем медицинского вмешательства, метастазы начинают развиваться. Тогда и образуются вторичные очаги, то есть болезнь начинает прогрессировать или рецидивировать.

Типы сальников

В настоящее время сальники, выпускаемые отечественными промышленными предприятиями, разделяют на два основных типа с точки зрения конструкции:

  • Сальники набивные
  • Сальники нажимные

По пригодности к использованию в различных климатических условиях сальники подразделяются следующим образом:

  • изделия климатического исполнения У1 (могут эксплуатироваться при температуре окружающей среды от -40 до +40 градусов Цельсия);
  • изделия климатического исполнения ХЛ (могут эксплуатироваться при температуре окружающей среды от -60 до +40 градусов Цельсия).

В ряде случаев при выборе сальников необходимо также учитывать температуру транспортируемой среды и также степень ее агрессивности, подбирая изделия, выполненные из стали соответствующих марок.

Замена и особенности

Очевидно, что главной причиной замены является течь моторного масла. При этом утечка может быть как интенсивной, так и незначительной. И в первом, и во втором случае лучше заменить изношенную деталь. Эксплуатировать авто с «потеющим» сальником не рекомендуют.

Уплотнителей в двигателе два: задний и передний. Если выполняется замена переднего сальника коленвала, то также желательно заменить и задний. Но передний особенно важен. Дело в том, что он находится около ремня ГРМ – если масло попадет на ремень, то существует серьезный риск проскакивания ремня на зуб или несколько. Также материал ремня может потерять свои характеристики, и возможен обрыв.

Задний сальник установлен на стыке двигателя с КПП. Если течет масло здесь, то это приведет к понижению уровня смазочной жидкости, а также к грязи в нижней части мотора. Масло может попасть на сцепление, и оно будет пробуксовывать.

Что такое сальник коленчатого вала и как он устроен

В процессе своей работы все детали двигателя достаточно хорошо омываются моторным маслом. Масло смазывает движущиеся детали и уменьшает трение, продлевая срок службы механизма. Но как быть с деталями, которые выходят наружу? Ярким примером может служить коленчатый вал, часть которого соединяется с маховиком. Ведь при выводе такой детали наружу, масло может протекать через отверстие для вращающегося вала.

 Чтобы этого не происходило, для герметизации отверстия под вал конструкторы предусмотрели деталь из герметичного материала – сальник коленвала. Он изготавливается из силикона или фторкаучуковой резины и представляет собой уплотнительное кольцо с диаметром, равным диаметру коленвала (в случае с задним сальником – примерно, 99 миллиметров). Данные материалы являются термостойкими, что позволяет избавить сальник от вредного теплового воздействия, которое возникает в процессе трения.

На уплотнителе снаружи делают специальные надписи. В основном, они говорят о направлении вращения коленчатого вала. Данная информация позволяет правильно установить сальник при его замене.

Как выглядит

Эти уплотнительные элементы изготавливаются из силикона или фторкаучуковой резины. Эти материалы выбраны не случайно – они отличаются стойкостью к высоким температурам, а также к воздействию смазочных жидкостей. Это позволяет полностью избежать риска повреждения детали по причине перегрева, который возникает при трении. Фактически деталь представляет собой кольцо. Размер равен диаметру коленвала двигателя.

Принцип работы сальника коленчатого вала

Сальник устанавливается в том месте блока, где коленчатый вал выходит наружу. В классических автомобилях, где двигатель устанавливается вдоль капотного пространства, а газораспределение происходит цепным металлическим приводом, сальник устанавливается в щите коленвала перед опорным подшипником. Двигатели переднего привода или с резиновым ремнем газораспределительного механизма устанавливаются в самом блоке, так как щиты на них не применяются. Тем не менее, в обоих случаях, сальник имеет одно и то же назначение – предотвращение утечки масла из блока цилиндров.

Внутри картера создается давление масла, которое прижимает сальник к уплотняемым деталям. Таким образом, он обеспечивает надежную герметизацию двигателя от утечки смазывающего вещества.

Где установлен

Уплотнитель установлен на блоке цилиндров двигателя в том месте, где коленчатый вал выходит из блока наружу. На разных автомобилях и моделях ДВС это место может отличаться. Так, на классических заднеприводных ВАЗах, где мотор расположен продольно, а привод ГРМ цепной, сальник установлен в щитке коленчатого вала за опорным подшипником. На переднеприводных автомобилях мотор расположен поперечно, а механизм ГРМ чаще ременной. Сальник в таких моторах установлен в блоке цилиндров из-за того, что щиты коленвала на таких ДВС отсутствуют.

Виды сальников коленчатых валов

Производители с целью экономии материалов или понижения цены выпускают сальники коленвала с сечениями различной сложности. Рассмотрим их основные виды, а именно:

  • с металлической наружной поверхностью (вариант а);
  • с гладкой поверхностью (вариант б);
  • с рифленой поверхностью (в);
  • с гидродинамическим эффектом (г).

Виды сальников

Сальники модели а, не обеспечат такой степени уплотнения как модели б-г, однако требуют меньше резины для производства и более низкую стоимость соответственно. Гладкий сальник (вид б) даже при достаточной плотности будет иметь полости на посадке, такой узел может «потеть». Рифленые канавки (как у сальника в) при установке раздавливаются и способствуют более плотной посадке в корпусе двигателя, это преимущество перед «голыми» сальниками (а).

Отдельно следует отметить гидродинамические сальники (модель г). Они более технологичны и эффективны. Принцип их работы заключается в следующем:

  • на внутреннюю плоскость наносятся специальные насечки небольшой глубины с направлением вращения;
  • высокие обороты коленвала закручивают масло в районе внутренней плоскости статично закрепленного сальника, поток масла попадает на внутренние насечки и получает направление движения от него;
  • подобные процессы улучшают эффективность сальниковых узлов.

С целью дополнительно уплотнить узел «сальник-корпус двигателя», перед установкой рекомендуется нанесение герметика на наружную поверхность сальника.

Сальник коленвала устанавливается в точках выхода вала из двигателя, фиксируется прижимными пластинами или соседними узлами двигателя. Коленчатый вал имеет два сальника: передний и задний. Задний сальник, как правило, имеет отдельный корпус — «фланец».

Принцип действия

Сальник обязательно имеет форму кольца, с отверстием посредине. Через него проходит шпиндель или шток. Специальным приспособлением она прижимается вдоль оси штока. Это создает полную герметичность. В результате рабочая среда (масло, смазочный материал) не проникает через сальник.

Таким образом создается сила трения, препятствующая шпинделю или штоку перемещаться. В результате работа происходит только в заданном узле. На нормальное функционирование сальника влияет целый ряд конструкторских особенностей, а именно:

  • параметры сальниковой коробки;
  • частота обработки поверхности штока;
  • материал шпинделя;
  • строение остальных деталей узла с сальником и многое другое.

Потому при выборе уплотнителя обращают внимание на эти условия. Если сальник подобран неправильно, не соответствует техническим условиям применения, возможны серьезные проблемы, вплоть до выхода из строя всего агрегата

Насколько полезна предоставленная информация?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *