Когда можно лишиться прав за движение задним ходом без нарушения пдд
Содержание:
- Специальный знак, прописанный в ПДД
- Движение в одну сторону с отдельной полосой для маршрутных ТС
- Как происходит на практике?
- Обзор ситуаций на парковках
- Когда ПДД запрещает движение задним ходом
- Знаки
- Несколько рекомендаций по предотвращению ДТП
- ДТП на дороге
- Как правильно сдать назад
- ПДД на дороге с односторонним движением
- Где запрещено движение задним ходом?
- Какая объективная необходимость разрешает ехать задним ходом?
- Зеркала могут обмануть
- Действия водителя при выполнении движения задним ходом
- Что означает знак одностороннее движение и как он выглядит?
Специальный знак, прописанный в ПДД
«Дорога с односторонним движением» – указатель, который является информационным. Это белая стрелка, направленная вверх на синем квадрате. Квадрат, в свою очередь, имеет белую кайму и закруглённые края. Часто наравне с ним стоят другие, запрещающие движение с противоположной полосы знаки.
Одностороннее движение организовывается не просто так:
- Для разгрузки улицы разделяют дорогу на две полосы, разделённые тротуаром, бордюром или же целой улицей.
- Невозможность другого варианта. Часто одну полосу можно организовать на главной, магистральной дороге, а вторую – только на соседней. Это может быть в случае, когда дорога очень узкая или же перегруженная. Выгоднее сделать несколько полос и использовать всю ширину для движения с одной стороны, чем делать привычную дорогу с разносторонним движением.
- Повышение безопасности движения. Понятно, что чем меньше нагружена дорога, тем меньше вероятность ДТП.
Так, одностороннее движение ПДД предусматривают в ситуациях, когда оно поможет водителям и позволит управлять ТС комфортно, а не на пределе восприятия дорожной ситуации. Знак имеет свои разновидности для разных водителей на проезжей части.
Движение в одну сторону с отдельной полосой для маршрутных ТС
Продолжим тему про выделенные полосы при перемещении транспорта лишь в одну сторону. Для обозначения таких правил передвижения автотранспорта применяется синий знак, разделённый на две части. На одной из них располагается длинная стрелка, а вторую часть занимает изображение специального транспорта с изображением стрелки, развёрнутой в обратном направлении. Выезд на полосу, выделенную под маршрутный транспорт, карается наложением штрафа.
ГОСТ Р 52289-2020:
«Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств» применяют для обозначения дороги, по которой движение маршрутных транспортных средств осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.
(в ред. Изменения N 3, утв. Приказом Росстандарта от 09.12.2020 N 2221-ст)
Знак устанавливают в начале участка дороги над проезжей частью или с обеих сторон дороги.
Повторный знак 5.11.1 устанавливают после перекрестков со сложной планировкой.
(в ред. Изменения N 3, утв. Приказом Росстандарта от 09.12.2020 N 2221-ст)
Водитель будет понимать, для чего предназначена эта полоса, если увидит такой знак.
ГОСТ Р 52289-2020:
Знаки 5.13.1, 5.13.2 “Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств” применяют для обозначения выездов на дорогу, обозначенную знаком 5.11, и устанавливают перед всеми боковыми въездами.
Если в месте выезда на дорогу устанавливают несколько знаков на одной опоре, знаки 5.13.1, 5.13.2 располагают над другими знаками.
Допускается не устанавливать знак на выездах с прилегающих к дороге территорий, если въезд на эти территории возможен только с участка дороги, обозначенного знаком 5.11
Если стрелка на знаке без изображения автобуса, для водителей обычного автотранспорта проезд разрешен. Если водитель повернет ТС в направлении, куда указывает стрелка с автобусом, он нарушит ПДД.
ГОСТ Р 52289-2020:
Знак 5.12 “Конец дороги с полосой для маршрутных транспортных средств” устанавливают в конце дороги, обозначенной знаком 5.11.
Увидев такой знак, надо обратить внимание на указатели, которые находятся рядом. Если стоит знак 5.5 «Одностороннее движение», значит, тут заканчивается полоса, выделенная для общественного транспорта, впереди – одностороннее движение
Если установлен знак 1.21, впереди – двустороннее движение.
Как происходит на практике?
Подобные ситуации раньше вызывали многочисленные споры, в том числе и у инспекторов ГИБДД. Чтобы внести ясность, в 2012 году были внесены корректировки в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 года № 18.
В документе разъясняется, что сама по себе езда задним ходом в местах, где предусмотрено одностороннее движение, не запрещена. Если же автомобилист, совершая маневр, создал опасную ситуацию, либо данное действие не было вызвано объективной необходимостью,он подлежит привлечению к административной ответственности. При этом будет применяться особая квалификация: наказание за проступок устанавливает часть 3 статьи 12.16 КоАП РФ. Такое нарушение приравнивается к движению по дороге «стандартным» способом во встречном направлении.
Санкция предусматривает назначение денежного взыскания (5000 рублей) или лишение права управления транспортом. В первый раз срок не будет превышать 6-ти месяцев, при повторном выявлении проступка он увеличится до одного года.
В каких же случаях инспектор ГИБДД может составить протокол? Если водитель решил «пятится» до поворота на пустой дороге, при этом никому не мешая, сотрудник ДПС, скорее всего, просто погрозит ему пальцем. Однако многие забывают про запрет на применение задней передачи на перекрестках.
Если целью является именно возвращение к месту пересечения проезжих частей, полицейский может намеренно дождаться момента, когда водитель его достигнет. Страж порядка тут же оформит нарушение, предусмотренное частью 2 статьи 12.14 КоАП РФ. Штраф за деяние предусмотрен небольшой – 500 рублей. Однако приятного в такой процедуре все равно мало.
Если же автомобилист «проскочил» въезд во двор, в котором проживает, он может себе позволить аккуратно вернуться назад. Перед этим ему следует убедиться, что сзади не приближаются транспортные средства или пешеходы. Можно попросить кого-нибудь о помощи, чтобы подстраховаться.
Суровое наказание будет грозить автомобилисту, если при маневре он спровоцирует ДТП или затор. В этом случае действительно можно лишиться водительского удостоверения. Рассмотренная норма – одна из немногих, трактуемых на практике двояко. Выходит, что если последствий нет, водитель не нарушил ПДД, а если есть – нарушил. Поэтому иногда лучше проехать несколько лишних сотен метров, чем рисковать правами.
Обзор ситуаций на парковках
Парковку у дома или у какого-нибудь торгового центра я бы назвал местом повышенной опасности с точки зрения аварийных ситуаций. Случаи, когда один автомобиль стоит, а другой в него врезается задним ходом, случаются, как правило, на парковках и стоянках.
Въехали задом в стоящее авто на стоянке
В общем случае такая ситуация будет самой простой: как для виновника, так и потерпевшего. Тут и скорости небольшие, и ущерб, поэтому очень часто всё заканчивается европротоколом, в котором водитель, двигавшийся задом, сам признает свою вину.
Если нет, тогда инспекторы вынесут определение об отказе, но виноват в ДТП будет всё равно «заднеход».
Врезались в столб, ограждение или другие предметы
В столб, забор, ворота и иные средства организации движения на парковке можно въехать двумя способами:
- нарушая что-то еще – к примеру, разметку стояночных мест.
В первом случае ответственности за данное нарушение не будет, будет определение об отказе в возбуждении дела об АПН.
В любом случае, это всё мелочи. Горе-водитель попадает на ремонт своего авто, а может еще возмещение ущерба владельцу столба. Желая избежать всего этого, некоторые просто уезжают с места столкновения, но я бы не рекомендовал так поступать, поскольку можно лишиться водительских прав за оставление места ДТП.
Если обе машины сдавали назад – обоюдная вина?
Как уже говорилось ранее, ключевыми задачами при движении назад являются обеспечение безопасности движения и несоздание помех другим участникам движения. В случае, когда за выполнением этих условий должны были следить оба водителя, то при столкновении оба и будут виноваты.
Но ответ, «да» не будет однозначным. Бывают случаи, когда сдавали назад оба, но один вовремя заметил опасность и остановился, а второй продолжил движение. В таком случае виноват будет водитель, продолживший ехать, но только при условии, что этому есть неоспоримые доказательства, самым главным из которых является видеорегистратор.
Хотя, есть случаи, когда и без таких неоспоримых доказательств могут завиноватить кого-то одного. Вот в гражданском деле о возмещении ущерба в ДТП, выясняли кто что нарушил и кто виноват. Вернее, суд первой инстанции особо не выяснял, кто виноват, а решил, что вина в ДТП уже установлена, а Мосгорсуд не стал что-то менять и признал решение законным.
По сути, в данном примере задним ходом двигались оба водителя, о чем указывалось в апелляционной жалобе, но ответственным за вред был признан только один.
Машина виновника сама скатилась назад и врезалась в ваше авто
Само по себе движение транспортного средства назад не является нарушением пункта 8.12 ПДД. Причём, в рассматриваемой ситуации и водитель-то отсутствует за рулем. Но то, что его нет за управлением, не освободит его от ответственности.
Когда ПДД запрещает движение задним ходом
Общее требование к движению задним ходом определено пунктом 8.12 ПДД – маневр должен быть безопасен для остальных участников движения, не создавать помех другому транспорту и пешеходам. Это очень субъективное требование, так как каждая ситуация на дороге уникальна. Начиная двигаться задним ходом, вы можете быть полностью уверены в безопасности своих действий. Однако внезапно появившийся пешеход или машина с большой скоростью могут привести к столкновению. Дополнительные сложности могут возникнуть при разворотах, выезде из-за угла, иные нестандартных движениях.
Интересно, что в ПДД есть специальные запреты на движение задним ходом. Обычно это связано со специальным статусом объекта дорожной инфраструктуры или повышенной опасностью маневров задом. Запрещено движение задним ходом:
на территории специально оборудованных пешеходных переходов (могут обозначаться знаками, «зеброй» и т.д.);
на всем протяжении тоннелей;
во время нахождения машины на высотных объектах дорожной инфраструктуры (мосты, путепроводы, эстакады, виадуки), а также непосредственно под ними;
на территории ж/д переезда (важно, что это не только сами рельсы, но и весь промежуток между предупредительными знаками);
на территории остановок общественного транспорта (обычно они обозначаются знаками или специальной разметкой);
на автомагистралях, обозначенных специальными знаками;
на территории перекрестков (в данном случае не имеет значение количество пересекающихся дорог);
в местах движения, где видимость в одном направлении не превышает 100 м. (очень субъективный фактор, который часто используется при защите в суде);
в местах, где запрещен разворот при движении передним ходом.. Узнайте больше Оценка повреждений автомобиля для суда
Узнайте больше Оценка повреждений автомобиля для суда
Есть и общие ограничения, применяемые одновременно для движения передним и задним ходом. Например, нужно учитывать запреты на перемещение по разделительным полосам, по велосипедным дорожкам, в ряде других мест.
Совет юриста. В моей практике был случай, когда водителя освободили от ответственности за умышленное движение задним ходом на железнодорожном переезде. Факт нарушения ПДД был очевиден, попал на запись камеры видеофиксации. В суде мы указали, что движение задним ходом было вызвано необходимостью устранить препятствие для Газели, которая пыталась выехать с рельс. По КоАП РФ суд вправе не назначать наказание, если виновник нарушил правило в целях обеспечения безопасности других лиц, предотвратил более серьезные последствия. Но это исключительный случай, так как обычно наказание последует в полном объеме.
Чтобы избежать наказания за движение задним ходом, всегда следите за дорожными знаками и разметкой, учитывайте момент въезда на специальные объекты (тоннели, мосты и т.д.). Старайтесь не заезжать даже одним колесом на разделительные полосы, на газоны, пешеходные переходы и дорожки. Камеры и видеорегистраторы сейчас снимают практически каждый участок дороги, поэтому оспорить наказание будет сложно.
Разрешено ли движение задним ходом в населенном пункте
Специальных запретов и ограничений на движение задним ходом нет. Поэтому в условиях городского трафика нужно учитывать общие предписания ПДД – не начинать маневры на перекрестках, в зоне остановок автобусов и трамваев, в других аналогичных местах. Отдельного внимания заслуживает порядок пересечения пешеходных переходов
На них даже при движении передним ходом нужно применять дополнительные меры предосторожности. Если вам предстоит разворот или другой маневр задним ходом, не поленитесь выйти из машины, проверьте отсутствие знаков и зебры
На специальных объектах дорожной инфраструктуры
Как указывалось выше, мосты, тоннели, эстакады, автомагистрали и другие специальные объекты на дороге входят в перечень запрещенных мест для движения задним ходом. При приближении к этим объектам вы наверняка увидите предупредительные знаки. Если случилась поломка или вы наткнулись на непреодолимое препятствие, лучше вызвать службу поддержки или дождаться другой помощи.
Допускается ли движение задним ходом при обучении
В период обучения на дорогах ученик должен следовать указаниям руководителя программы. Поэтому начинать движение задним ходом можно с разрешения наставника и с соблюдением общих правил ПДД. Учтите, что для закрепления теоретической подготовки наставник может дать указание о маневре с заведомым нарушением ПДД. Если ученик официально находится за рулем под контролем учителя, наказание за такое нарушение не последует.
Узнайте больше Новые правила ОСАГО утверждены Государственной Думой РФ
Знаки
Начнем со знаков, которые вы можете встретить на дороге с ОД (односторонним движением). И тех, которые информируют вас о приближении или выезде с таковой.
Синий фон с белой стрелкой, направленной вверх. Это знак 5.5, который и означает дорогу с односторонним движением (или просто проезжую часть). То есть здесь вся длина полотна предназначена для движения транспортных средств (не пешеходов) только лишь в одну сторону. Его ставят перед началом такого участка и на перекрестках, где одна из дорог идет как односторонняя.
Синий фон, белые горизонтальные стрелки налево и вправо. Такими указателями (5.7.1 и 5.7.2) водителей информируют о том, в каком направлении нужно двигаться при въезде на односторонний участок. Двигаться против нее нельзя.
Как первый знак, только перечеркнутый красной полосой. Указатель говорит о том, что действие знака заканчивается. То есть все, конец, больше здесь одностороннего движения нет. Потому подвиньтесь в сторону, иначе это приведет к лобовому столкновению. Дополнительно к этому знаку ставят треугольный указатель в красной рамке на белом фоне, где две стрелки направлены вниз и вверх. Вас предупреждают, что впереди двустороннее движение.
Кирпич. Про этот знак знают почти все. Красный круг с белым «минусом» посередине. Он говорит, что вы движетесь против одностороннего движения. Ставят его со стороны выезда с такого участка (если двигаться правильно). Ехать под этот знак запрещено, поскольку вы в итоге окажетесь в обратном направлении и поедете на машины лоб в лоб.
Как видите, ничего сложного тут нет. Знаки актуальны и на 2017 год, потому читать новые правила в ПДД нет необходимости. Всегда можете проверить правильность моих слов через онлайн ПДД.
Несколько рекомендаций по предотвращению ДТП
Аварии с участием автомобилей, движущихся задним ходом, не такая уж и редкость. Приведем основные рекомендации, как избежать ДТП:
- если водитель впереди стоящего ТС пытается сдать назад и, вероятно, не видит сзади него находящегося, последнему рекомендуется воспользоваться звуковым сигналом для привлечения внимания. Если же сигнал не дает никакого эффекта, следует отъехать подальше от опасной зоны, но только вперед. Самому сдавать назад не следует из-за возможных автомобилей, находящихся сзади;
- в случае, когда при движении назад автолюбитель слышит звуковой сигнал, следует немедленно остановиться, выйти из автомобиля и оценить ситуацию. Лучше задержаться на несколько минут, чем стать виновником ДТП и потратить кучу времени и нервов на оформление документации и ремонт машины;
- при езде назад рекомендуется использовать все зеркала заднего вида (обычно их 3 – 1 в салоне и 2 по бокам снаружи автомобиля) и смотреть в них по очереди, комплексно оценивая безопасность обстановки сзади;
- не стоит использовать задний ход “в спешке”;
- при парковке следует следить за автомобилями, находящимися на соседних парковочных рядах. Помните, что они также могут осуществлять маневры – например, выезжать с парковки. За стоящими машинами также рекомендуется смотреть – возможно, кто-либо откроет дверь, не посмотрев в зеркала.
Итак, Правила запрещают езду задним ходом в определенных местах. За данные нарушения водителю может грозить как минимально возможный штраф – 500 рублей, так даже и аннулирование прав до полугода (при заезде на встречку под “кирпич” задним ходом). Осуществлять маневр следует только полностью убедившись в его безопасности.
ДТП на дороге
Ситуаций, когда приходится ехать назад на дороге, ничуть не меньше, чем на стоянках. Ведь парковаться можно и на дороге, но в этой ситуации машины вокруг, как правило, движутся. Также можно проехать свой поворот, съезд или перекресток. Давайте разберем ситуации подробнее!
Ехали задом и врезались в двигавшийся автомобиль
Ситуация простая, но вот скорость её решения будет зависеть от поведения участников ДТП. Кто-то поступит правильно и сразу признает вину, кто-то может до последнего портить жизнь потерпевшему своими выдумками. Но так или иначе, виновным должны определить того, кто сдавал назад. Так ли это будет в вашей ситуации, сказать нельзя, инспекторы ГИБДД везде разные и с разной степенью непредвзятости, скажем так.
Обычно ситуации бывают наоборот: где-нибудь на подъеме водитель машины, которая откатилась назад, утверждает, что его догнали сзади.
Важное замечание!
- В данной статье описаны базовые принципы работы законодательства. Между тем, в судебной практике всё зависит от конкретных обстоятельств.
- В 96% всех случаев есть такие тонкости, которые могут повлиять на исход всего дела.
- Поэтому мы рекомендуем доверить дело профессионалам, которые изучат ваше дело и подберут правильную стратегию выигрыша.
На сайте TonkostiDTP работают профессиональные юристы по ДТП, с опытом во всех основных видах споров (ОСАГО, виновность, административные наказания).
Спросить у юриста
или бесплатно проконсультироваться по телефону горячей линии: 8 (800) 301-61-89.
Напомним, что согласно правилам дорожного движения:
Выезжал с прилегающей территории и столкнулся со сдававшим назад по дороге
Знать определение перекрестка и на местности уметь его определить весьма полезно. Ведь, одно дело, когда задним ходом едут на перекрестке, и другое, когда просто по дороге. Можно сказать, что от этого будет зависеть вина в ДТП.
Возможны следующие ситуации:
- одно авто едет задом по дороге, проезжает через перекресток, на котором выезжает второй автомобиль,
- авто №1 движется назад по дороге, а авто №2 выезжает с прилегающей территории.
Казалось бы, ситуации две и варианта виновности в данных ДТП может быть тоже два, но на деле всё не так просто. Кроме двух очевидных решений, кто же будет виноват, судебная практика 2022 года может преподнести нам третий вариант, когда тот, кто движется задним ходом по дороге, виноват в ДТП с выезжающим с прилегающей территории.
Но стандартной практики по таким ситуациям больше, вот пара примеров:
На односторонней дороге
В 2022 году суды уже во всю применяют разъяснения Пленума Верховного Суда РФ №20 от 25 июня 2019 года, в которых указано, как и по какой статье необходимо привлекать водителей.
Так, в пункте 16 Пленума указано, что само по себе движение задним ходом по дороге с односторонним движением не запрещается. Поэтому, если водитель ничего другого не нарушает, то ему стоит уступать дорогу, если вы, к примеру, будете выезжать с прилегающей территории.
На автомагистрали
Здесь движение задним ходом прямо запрещено Правилами, но могут быть ситуации, когда вину разделят между двумя водителями.
На магистралях большие не только скорости, но и расстояния
И тут важно, мог ли второй водитель при должном внимании и осмотрительности заметить опасность и предотвратить ДТП. Например, на прямом отрезке трассы один авто будет медленно ехать задним ходом, а второй просто ехать вперед
При относительно пустой дороге второй водитель должен заметить, что расстояние между авто стремительно сокращается, а, значит, надо позаботиться о соответствующей дистанции или перестроиться. Если этого не сделать, а эксперт выявит такую возможность, то вину в ДТП скорее всего разделят.
Как правильно сдать назад
Требования к езде задним ходом предусмотрены пунктом 8.12 Правил, главным из них является условие, что маневр будет безопасен для окружающих. Непосредственно в ПДД отсутствует инструкция или рекомендации по верному выполнению маневра, однако из практических условий следует помнить о следующем:
Начинать движение можно после тщательного изучения дорожной обстановки вокруг. Для этого необходимо посмотреть в зеркала заднего вида
В сложной ситуации нужно попросить о помощи других людей.
Траектория движения должна быть максимально короткой: это обеспечивает большую безопасность.
Маневр выполняется плавно и медленно, без рывков.
Если слышен звуковой сигнал другого автомобиля, важно как можно быстрее полностью остановиться. Это может предотвратить возможное столкновение.
Специальных правил езды задним ходом не существует, однако важно быть внимательным и аккуратным
ПДД на дороге с односторонним движением
Для трансфера на дорогах с односторонним движением существует четкий регламент. Его необходимо соблюдать всем автомобилистам. Он продиктован соображениями безопасности участников процесса. При высокой ответственности водителей гарантирована комфортная безаварийная поездка.
Въезд
Выезд на дорогу с односторонним движением может быть осуществлен с нескольких траекторий:
- прямо;
- слева или справа;
- поворачивая на дорогу, где выделена встречная полоса.
Для каждого случая есть свои особенности действий водителей. При перемещении происходит въезд:
- с двустороннего потока при продолжении перемещения без изменения траектории;
- продолжение езды без изменения траектории, минуя перекресток.
Поворачивая с прилегающей полосы, водителю, согласно правилам ПДД (п. 8.6.), нужно перестроиться на крайнюю правую. После этого он может уклониться влево, если в дальнейшем есть необходимость изменить траекторию движения.
Поворачивая налево, стоит соблюдать правила проезда перекрестков, и заранее стать в нужный ряд, сигнализируя об этом световым указателем. При рельсах на одном уровне с дорогой поворачивают в следующих случаях:
- если автомобиль не создает помехи рельсовому ТС;
- не является причиной аварийной ситуации.
После выезда на трассу с односторонним направлением разрешено двигаться в любом ряду – крайнем справа или слева (в средине при наличии 3-х рядов).
В случае, если нужно изменить траекторию и выехать на дорогу с полосой для ТС, следующих по маршруту (знак 5.11), руководствуются выше упомянутыми рекомендациями. Учитывается, что запрещено следовать во встречном потоке.
Остановка
Предпочтительнее останавливать автомобиль справа, максимально близко к обочине или на ней. Главное условие – если нет запрета знаками или перехода, остановки маршрутного ТС и других обстоятельств. Возможна параллельная парковка во встречном направлении – за езду задним ходом штраф в этом случае не взимается.
Стоять с левой стороны улицы можно всем ТС, кроме габаритных выше 3,5 т, за исключением действий с грузами и только в населенных пунктах.
Выезд
Обычно выезд не представляет опасности. Обозначения заранее информируют об окончании существующих правил
Присутствует предупреждающий знак 1.21, на который автомобилисты должны обратить внимание. Двигаясь по магистрали в прямом направлении, главное своевременно перестроиться в необходимый ряд, чтобы не создавать аварийные последствия
Проезд на перекрестке
При попадании на место пересечения дорог, необходимо соблюдать все правила, касающиеся проезда таких участков. Чтобы не допустить аварийной ситуации, лучше заранее занимать нужную полосу, пропускать людей на пешеходном переходе, руководствоваться сигналами светофора и разрешающими знаками.
Выезжая на перекресток, необходимо:
- оценивать дорожную обстановку;
- не двигаться вперед, если есть затор, рискуя несвоевременно закончить проезд на перекрестке и мешать другим;
- поворачивая влево, обязательно уступить дорогу транспортным средствам встречного потока;
- обязательно учитывать приоритетность рельсовых ТС.
Где запрещено движение задним ходом?
Для того, чтобы не разбирать каждый отдельный случай, следует зафиксировать в памяти те участки дороги, где правилами запрещается движение на автомобиле при использовании задней скорости. Среди них:
- На перекрёстках всех видов;
- В тоннелях и путепроводах;
- На эстакадах и мостах;
- На переходах для пешеходов, регулируемых и не регулируемых;
- На скоростных трассах, автомагистралях;
- На всех типах железнодорожных переездов;
- На остановках общественного транспорта, обозначенных соответствующими знаками;
- На любых отрезках дороги с видимостью менее 100 метров;
- Во всех местах, где запрещён разворот.
Какая объективная необходимость разрешает ехать задним ходом?
По букве правового акта, Верховный суд перечислил лишь 2 такие необходимости: парковку и наличие препятствия. Но привёл их в качестве примеров. Это значит, что возможна и другая объективная необходимость.
Здесь логично предположить, что таковой необходимостью является невозможность выполнить нужный разрешённый манёвр, не прибегая к заднему ходу. Например, если Вы проехали нужный съезд с односторонней дороги или поворот, то эта необходимость вернуться задним ходом не является объективной, ведь можно проехать дальше вперёд, сделать круг и снова таким образом вернуться к нужному повороту или съезду. Будьте осторожны, многих водителей лишают прав именно за это заблуждение.
Аналогичным образом Вы не можете проехать задом к месту высадки пассажира или парковочному месту, если не остановились сразу за ним в той мере, какая необходима для параллельной парковки, к примеру. Какое расстояние разрешено, 2 метра, 3 или 20, нигде не уточняется, и в этом заключается неоднозначность даже разъяснённого Верховным судом пункта 8.12 ПДД касательно нашего вопроса.
В целом же, сама отсылка при разъяснении на объективную необходимость в принципе неверная, так как чёткого определения такой необходимости не даётся ни в одном нормативном законодательном акте.
Зеркала могут обмануть
Не стоит 100 % доверять зеркалам, стоящим на вашем автомобиле. Такой источник показывает только дополнительную информацию, происходящую возле вашего автотранспорта, и имеет лишь ограниченный обзор. Увидеть что — то в зеркале очень сложно, даже если сбоку от вас будет передвигаться пешеход или ехать транспорт.
Так, что используйте два варианта передвижения задним ходом. Применяйте не только одно зеркало, но и свое зрение. При повороте назад, смотря через правое или левое плечо, вы с легкостью сможете контролировать происходящую ситуацию на дороге. Только таким образом, вы получите лучший обзор. Но есть и такие неопытные автомобилисты, которые считают, что такое положение не совсем комфортное для управления. Подобное мнение ошибочное, и совершив несколько тренировок, вы убедитесь в том, что это поза самая лучшая для передвижения задним ходом.
Действия водителя при выполнении движения задним ходом
Конечно, используя заднюю передачу, вы вряд ли будете напоминать Шумахера (кто не знает — это гонщик) и никак не сможете развить большую скорость. Но тем не менее осуществляя задний ход, необходимо следовать определенным рекомендациям, которые, возможно, помогут вам избежать больших неприятностей:
- убедиться в безопасности маневра не только для собственной персоны, но и для окружающих вас людей, а также транспортных средств;
- пропустить пешеходов и все машины (а те, которые остались за вами, должны быть на значительном расстоянии от вас, чтобы им не надо было менять направление движения или снижать скорость);
- внимательно следить за обстановкой на дороге по зеркалам заднего вида;
- при необходимости (например, в случае плохой видимости или выезжая с парковки) не полениться и выйти из автомобиля, чтобы убедиться в отсутствии каких-либо препятствий на пути вашего следования (неплохо, если вам кто-то поможет, регулируя движение машины и подавая соответствующие знаки);
- производить маневр на минимальной скорости, чтобы при возникновении любой помехи быстро среагировать;
пользоваться звуковым сигналом, который позволит привлечь внимание других автомобилистов, чтобы избежать аварийной ситуации;
быть предельно внимательным и сосредоточенным; не отвлекаться на посторонние предметы и действия (например, разговор по телефону или с тем, кто сидит справа).
Важно! В случае аварийной ситуации (при езде задним ходом по одностороннему движению) несоблюдение вышеперечисленных требований будет истолковано судом как отягчающее обстоятельство. Поэтому не пренебрегайте ими
В некоторых случаях четкое следование им сохранит жизнь не только вам, но и еще кому-то.
Что означает знак одностороннее движение и как он выглядит?
Самый главный и самый первый — это знак «начало одностороннего движения» 5.5.
На синем фоне белая вертикальная стрелка — этот указатель означает начало дороги с односторонним движением транспорта. Действие его обычно распространяется на всю ширину дороги, а в длину это может быть и часть, отрезок дороги, а может и вся улица или переулок.
Если встретите этот указатель – значит там, куда вы въехали, действуют специально установленные правила.
Его могут дублировать после каждого перекрестка со сложно устроенной планировкой.
Общие понятия об обозначении 5.5
Правила ДД подразумевают установку специальных обозначений (графических объектов), которые своим присутствием сообщают автомобилисту о том, какие возможности относительно действий и любых маневров есть у него и какие ограничения имеются на конкретном участке трассы.
При выезде на дорогу с односторонним движением автомобилист встретит дорожный знак 5.5, который определяет возможность передвижения машин исключительно в одном направлении, при этом движение во встречном направлении правилами исключается. В большинстве случаев передвижение ТС в подобных ситуациях в противоположную сторону осуществляется по параллельно идущей улице.
Стоит отметить некоторые особенности обозначения участка дороги знаком 5.5 и действующих на нем ПДД:
- О том, что определенный отрезок дороги, на котором разрешалось правилами совершать исключительно одностороннюю езду, уже окончился, автомобилист узнает посредством другого обозначения – 5.6 (знак конец дороги с односторонним движением). Таким образом после того, как водитель встретит такое обозначение, он должен быть более внимательным, поскольку дальнейшее перемещение уже потребуется осуществлять с учетом того, что на встречу ему уже может ехать другой автомобиль или прочее средство;
- Езда на авто в пределах установленного знака 5.5 разрешает выполнять следующие маневры: движение в направлении прямо, повороты в разрешенных местах направо и налево;
- Движение задним ходом по дороге с односторонним движением разрешается за исключением случаев, указанных в пунктах 8.11 и 8.12 правил дорожного движения;
- Стоянка и парковка возможна с обеих сторон дороги (как справа, так и слева);
- При передвижении грузовых транспортных средств загрузка в них содержимого и его выгрузка может осуществляться по левой стороне дороги только при том условии, если грузоподъемность ТС составляет более, чем 3,5 тонн;
- Разворот на перекрестке на участке дороги, где возможно передвижение автомобилей только в одном направлении, категорически запрещен;
- Расположение специального обозначения, которое запрещает езду во встречном направлении, осуществляется перед началом такого участка дороги. В случае прерывания трассы перекрестком он может располагаться повторно;
- При необходимости выезда с такого участка трассы о возможности совершения этого действия будет говорить установленный указатель, размещаемый на уровень выше других обозначений, расположенных на той же опоре;
Стоит отметить, что кроме знака 5.5, обозначающего одностороннее направление потока машин, за езду по таким участкам трассы имеют отношение и другие. В частности, следует отметить такие знаки, как 5.7.1 и 5.7.2, которые отвечают за обозначение выезда на такие участки дороги. Обязательным требованием к их установке является то, что они располагаются перед всеми съездами, считающимися боковыми, если дальнейшая езда передвигающихся по трассе транспортных средств будет осуществляться уже только в одну сторону.
Допускается отсутствие их на тех участках дороги, где на прилегающие территории можно въезжать только с тех улиц, по которым транспортные средства могут передвигаться исключительно в одном направлении. Параллельно с отсутствием таких знаков должен располагаться другой знак, указывающий на то, что для противоположно едущих машин езда в дальнейшем направлении запрещена. Такое обозначение называют кирпич и при его наличии любой тип автомобилей должен прекратить передвижение.