Где запрещено движение задним ходом на автомобиле

Содержание:

Где запрещено движение задним ходом?

Для того, чтобы не разбирать каждый отдельный случай, следует зафиксировать в памяти те участки дороги, где правилами запрещается движение на автомобиле при использовании задней скорости. Среди них:

  • На перекрёстках всех видов;
  • В тоннелях и путепроводах;
  • На эстакадах и мостах;
  • На переходах для пешеходов, регулируемых и не регулируемых;
  • На скоростных трассах, автомагистралях;
  • На всех типах железнодорожных переездов;
  • На остановках общественного транспорта, обозначенных соответствующими знаками;
  • На любых отрезках дороги с видимостью менее 100 метров;
  • Во всех местах, где запрещён разворот.

Пункт 8.11. ПДД

В правилах говорится о том, что нельзя разворачиваться:

  • непосредственно на пешеходных переходах. Запрет на маневр распространяется на участок дороги в пределах ширины перехода, обозначенной специальной разметкой;
  • после заезда в тоннель и на всей протяженности тоннеля.
  • на мосту и под мостом независимо от ширины проезжих частей;
  • на эстакаде и путепроводах;
  • на железнодорожном переезде запрет на разворот действует на протяженности всего переезда, развернуться можно только после шлагбаума, установленного на границах. Если нет шлагбаума, то нужно ориентироваться по знакам.
  • если видимость на дороге меньше 100 метров в одном направлении;
  • на остановках маршрутного транспорта нельзя совершать разворот на такой протяженности, на которую распространяется запрет остановки, согласно подпункту 12.4 ПДД.

Разворот запрещается, так как отрезки дороги имеют достаточно стесненные условия для выполнения данного маневра, или на участках опасно разворачиваться, и есть риск для жизни и здоровья водителя. Автомобиль, выполняющий разворот в стесненных условиях может стать препятствием для других участников движения, и стать причиной аварии.

Водителю, нарушившему правила, грозит штраф от 1500 до 3000 рублей.

Особенности движения задним ходом

Часто случается такая ситуация, когда водитель, который вроде-бы учёл все вышеописанное для безопасного маневра, но, во время движения со включенной задней скоростью инспекторы ГИБДД расценивали это как движение по встречке и наказывали «по всем статьям».

Однако, в обратном случае, если имело место движение во встречном направлении, например, на перекрестке или в опасной близости от него, водитель становится нарушителем ПДД.

Движение во встречном направлении разрешается лишь в случае острой необходимости. На это также есть Постановление Верховного Суда. Насчет того, кто определяет «необходимость» уточнения нет. Поэтому, этот момент остается на усмотрении и здравом смысле водителя.

Рядом с домом (тренировка)

  • Вася во дворе. Кому здесь разрешено движение? Ответ: Водителям и пешеходам
  • Кто кому здесь должен всегда уступать дорогу? Ответ: Водители пешеходам
  • У автомобиля горят стоп-сигналы и фонари заднего хода. Что это значит? Ответ: Автомобиль поедет назад
  • Вася стоит на пути автомобиля, который едет назад. Что сделать Васе? Ответ: Отойти с пути автомобиля на тротуар
  • Вася заходит в арку. Где ему безопаснее идти? Ответ: У стены арки
  • Вася почти вышел из арки. Что ему нужно сделать? Ответ: Остановиться и убедиться, что он не помешает другим участникам движения
  • Васю зовут покататься с горки у дороги. Согласиться? Ответ: Нет, кататься с горок вблизи проезжей части опасно!

Начало движения от тротуара, края проезжей части или от обочины

На дорогах крайние полосы (стороны) проезжей части можно использовать для остановки или стоянки транспортных средств (если это не запрещено ПДД).

В общих случаях ставить автомобиль разрешается параллельно краю проезжей части (вдоль дороги) с ее правой стороны (см. статью Остановка и стоянка на проезжей части).

Часто случается, что места «под солнцем» для всех не хватает, и автомобилисты ставят свои машины, как говорят, «впритык» друг к дружке, таким образом лишая своих соседей собственного маневра.

Чтобы вы смогли отъехать от тротуара, если вас «подопрут» сзади, нужно еще в процессе постановки своего автомобиля немного не доехать до стоящей впереди машины, оставить примерно 1 метр.

Обычно, этого расстояния достаточно, чтобы позднее выехать без проблем.

Один из способов постановки автомобиля на стоянку в похожих условиях (задним ходом, параллельно тротуару) есть в статье Управление автомобилем. Часть 9. Парковка.

Как отъехать (начать движение) от тротуара или от края проезжей части в подобной ситуации из положения «параллельно» краю (бордюру)?

Для примера возьмем самый распространенный вариант — выезд с правой стороны дороги из положения «между двух ТС». Если же автомобиль был припаркован на левой стороне дороги, то действия будут аналогичны, но в зеркальном порядке.

Перед началом движения следует оценить обстановку впереди и сзади вашего автомобиля на предмет наличия свободного пространства для маневра. Если расстояния до впереди стоящей машины не достаточно для того, чтобы не задеть ее в процессе отъезда, тогда нужно медленно задним ходом приблизиться к заднему автомобилю, т.е., на профессиональном языке — сдать назад.

После этого оцениваете обстановку слева-сзади на дороге, включаете левый «поворотник» и готовитесь стартовать. Для верности, поворачиваете голову влево, смотрите назад и наблюдаете за проезжающими машинами. Пропускаете всех, кому можете помешать, как этого требует пункт 8.1 ПДД!

Как только появляется «окно», например, к вам сзади приближается «последний» автомобиль, а следующий за ним находится еще далеко, оцениваете его скорость и, после того, как он проедет мимо, выезжаете с места своей стоянки.

Есть смысл понаблюдать за стоящими впереди или сзади вас. Вполне возможно, что кто-то из них тоже готовится выехать с места стоянки. В таких ситуациях может возникнуть элемент соперничества: кто первый?!

Но чаще, отъезжающий либо не замечает другого, либо считает, что успеет первым. Целесообразно взять ситуацию под свой контроль. Нечто похожее рассмотрено в статье Одновременный отъезд от края проезжей части.

Траектория отъезда от тротуара (края пр.части) может быть крутой или пологой. Это зависит от ширины и характерной особенности участка дороги, и от сложившихся на момент отъезда дорожных обстоятельств (наличие пространства, интенсивность движения и т.д.).

Когда выезжаете, следите за передней правой скулой своего автомобиля, чтобы на выруливании не зацепить другой, «передний» автомобиль. И еще нужно иметь ввиду, что у впереди стоящих машин в любой момент может открыться дверь.

После того, как отъезд от тротуара (края проезжей части) с объездом стоящего впереди автомобиля состоялся, выпрямляете колеса и выключаете указатель левого поворота. Далее — по вашему плану.

Пока едете вдоль припаркованных машин, держитесь от них на некотором расстоянии. Помните про внезапно открытую на проезжую часть дверь, а также о том, что в любой момент из-за машин могут появиться люди.

Около дома

  • Как Маше вести себя при движении во дворе? Ответ: Сосредоточиться: может появиться автомобиль
  • Маша подъезжает к арке. Что ей нужно сделать? Ответ: Остановиться и спешиться (сойти с самоката)
  • Из арки выезжает автомобиль. Когда Маше лучше войти в арку? Ответ: После выезда автомобиля
  • Маша проходит через арку. Где ей безопаснее идти? Ответ: Вдоль стены
  • У автомобиля горят стоп-сигналы и фонари заднего хода. Что это значит? Ответ: Автомобиль поедет назад
  • Маша стоит на пути автомобиля, который едет назад. Что сделать Маше? Ответ: Отойти с пути автомобиля на тротуар
  • Машу зовут поиграть на парковке. Согласиться? Ответ: Нет. Предложить поиграть на детской площадке

Важная тонкость про нарушителя, не имеющего преимущество

О том, что не надо уступать дорогу тому, кто движется в нарушение правил, сперва указывалось лишь в конкретных делах, которые доходили до Верховного Суда. Сейчас, в 2022 году, такое разъяснение включено в указанное выше Постановление Пленума.

В описанных нами ситуациях данный подход тоже применяется, например, когда кто-то сдает назад на перекрестке, соответственно, нарушает ПДД, и ни о каком приоритете в таком случае речи идти не может.

Чтобы обосновать это суду, можно следовать данной инструкции-последовательности:

  1. необходимо указать, какими пунктами Правил должен был руководствоваться каждый из водителей,
  2. процитировать данные пункты ПДД, а также определения, что такое перекресток, что такое прилегающая территория, что такое уступить дорогу,
  3. необходимо сделать акцент на том, что уступать дорогу (не создавать помех) нужно только тем участникам движения, которые имеют приоритет в движении,
  4. указать на то, что водитель, нарушающий ПДД, лишён этого самого приоритета, и обязанности ему уступать нет.

Кто окажется виновным в ДТП?

Любопытная ситуация с определением вины в ДТП, если один или оба водителя двигались задом. Рассмотрим, как правильно разбирать данные аварии.

Если только я ехал задним ходом?

Вероятнее всего, вас и признают виновным в ДТП.

В чём тут логика? Пункт 8.12 ПДД разрешает сдавать назад только при условии проверки безопасности и отсутствии помех. В случае ДТП можно сказать, что эти условия вами не соблюдались – иначе авария бы не произошла. Следовательно, вас и сделают виновным в ДТП.

Однако в ряде случаев это не работает, и штраф можно обжаловать! Чуть ниже мы разберём, что это за ситуации на конкретных примерах.

Если оба сдавали назад?

Такое возможно при выезде с парковки. Оба водителя трогаются со своих мест задним ходом, но из-за неправильного расчёта движения врезаются в зад друг друга. Как решается вопрос?

Здесь возможны два сценария:

  1. Если оба сдавали назад на парковке/во дворе и произошло ДТП – вина обоюдная. Ни первый, ни второй участник аварии не убедились в безопасности своего манёвра.
  2. Бывает, что оба сдавали назад, но один водитель успел остановиться. Например, вовремя заметив опасность (и даже посигналив). Другой водитель ничего не заметил и продолжил движение задом, в результате чего врезался в первый автомобиль. Кто виноват? Конечно же тот, кто не остановился, а продолжил выезд с парковки. И доказательством выступит запись с видеорегистратора первого автовладельца. Или запись с уличной камеры.

Учитывайте эти моменты, и при необходимости – обжалуйте неправомерно выписанный штраф за нарушение ПДД.

Если въехал задом в стоящий автомобиль?

Почти наверняка виновным в ДТП признают ехавшего задом водителя.

Опять же, вспоминаем положения пункта 8.12 Правил о безопасности будущего манёвра. Раз проигнорировал требование – получи штраф! Хотя, стоп, при наезде на стоящую машину штрафа не предусмотрено.

Если ущерб от ДТП незначительный, можно составить европротокол. В иных случаях оформлением происшествия займутся инспекторы ДПС. Вместо постановления о штрафе они выпишут определение об отказе в возбуждении административного правонарушения. С этим определением потерпевший может обратиться в страховую и получить выплаты по ОСАГО. А если у виновного в ДТП нет страховки – взыскать с него сумму ущерба в судебном порядке.

Обзор ситуаций на парковках

Парковку у дома или у какого-нибудь торгового центра я бы назвал местом повышенной опасности с точки зрения аварийных ситуаций. Случаи, когда один автомобиль стоит, а другой в него врезается задним ходом, случаются, как правило, на парковках и стоянках.

Въехали задом в стоящее авто на стоянке

В общем случае такая ситуация будет самой простой: как для виновника, так и потерпевшего. Тут и скорости небольшие, и ущерб, поэтому очень часто всё заканчивается европротоколом, в котором водитель, двигавшийся задом, сам признает свою вину.

Если нет, тогда инспекторы вынесут определение об отказе, но виноват в ДТП будет всё равно «заднеход».

Врезались в столб, ограждение или другие предметы

В столб, забор, ворота и иные средства организации движения на парковке можно въехать двумя способами:

  1. нарушая что-то еще – к примеру, разметку стояночных мест.

В первом случае ответственности за данное нарушение не будет, будет определение об отказе в возбуждении дела об АПН.

В любом случае, это всё мелочи. Горе-водитель попадает на ремонт своего авто, а может еще возмещение ущерба владельцу столба. Желая избежать всего этого, некоторые просто уезжают с места столкновения, но я бы не рекомендовал так поступать, поскольку можно лишиться водительских прав за оставление места ДТП.

Если обе машины сдавали назад – обоюдная вина?

Как уже говорилось ранее, ключевыми задачами при движении назад являются обеспечение безопасности движения и несоздание помех другим участникам движения. В случае, когда за выполнением этих условий должны были следить оба водителя, то при столкновении оба и будут виноваты.

Но ответ, «да» не будет однозначным. Бывают случаи, когда сдавали назад оба, но один вовремя заметил опасность и остановился, а второй продолжил движение. В таком случае виноват будет водитель, продолживший ехать, но только при условии, что этому есть неоспоримые доказательства, самым главным из которых является видеорегистратор.

Хотя, есть случаи, когда и без таких неоспоримых доказательств могут завиноватить кого-то одного. Вот в гражданском деле о возмещении ущерба в ДТП, выясняли кто что нарушил и кто виноват. Вернее, суд первой инстанции особо не выяснял, кто виноват, а решил, что вина в ДТП уже установлена, а Мосгорсуд не стал что-то менять и признал решение законным.

По сути, в данном примере задним ходом двигались оба водителя, о чем указывалось в апелляционной жалобе, но ответственным за вред был признан только один.

Машина виновника сама скатилась назад и врезалась в ваше авто

Само по себе движение транспортного средства назад не является нарушением пункта 8.12 ПДД. Причём, в рассматриваемой ситуации и водитель-то отсутствует за рулем. Но то, что его нет за управлением, не освободит его от ответственности.

Выбор полосы для поворота (разворота)

На многополосных дорогах повороты и развороты выполняются следующим образом:

  • поворот направо — с крайней правой полосы на крайнюю правую полосу поперечной дороги;
  • поворот налево и разворот — с крайней левой полосы на любую полосу, предназначенную для движения в данном направлении (не на встречную!)

Движение прямо может осуществляться с любой полосы, включая крайнюю правую и крайнюю левую.

Отступать от указанного правила можно в двух случаях:

1. При наличии на перекрестке знаков 5.15.1, 5.15.2 «Направления движения по полосам» или разметки 1.18 — в соответствии с их требованиями.

На таких знаках или разметке стрелка, указывающая поворот налево, разрешает и разворот. Однако, независимо от наличия знаков «Направления движения по полосам» или разметки 1.18, разворот на перекрестке может осуществляться только с крайней левой полосы. Это требование должно соблюдаться и при наличии стрелок, разрешающих выполнить левый поворот одновременно с нескольких полос.

2. При въезде на перекресток с круговым движением. Въезжать на такой перекресток можно с любой полосы попутного направления. Однако выезд с него должен осуществляться только из крайнего правого положения.

В местах поворота с дороги на прилегающую территорию знаки «Направления движения по полосам» не устанавливаются и разметка 1.18 не наносится. Следовательно, в таких местах всегда нужно поворачивать направо или налево соответственно из крайнего правого или из крайнего левого положения.

Перед любым поворотом или разворотом недостаточно оказаться на нужной полосе движения. Для поворота направо следует занять такое положение на этой полосе, чтобы никто, даже велосипед или мотоцикл, не оказался правее вашего ТС.

Перед поворотом налево и разворотом нужно позаботиться о том, чтобы никто не оказался на вашей полосе левее вашего ТС. Начиная манёвр, вы должны дополнительно убедиться в этом, посмотрев в наружное зеркало заднего вида.

Если водитель длинномерного или крупногабаритного ТС не может выполнить манёвр из крайнего правого или крайнего левого положения, ему разрешается отступать от этого требования, не создавая помех другим участникам движения.

Где можно ездить задним ходом

Движение задним ходом является одним из видов маневрирования. Правила и ограничения совершения маневров регулируются разделом 8 ПДД РФ. Непосредственно самому маневру посвящен лишь один пункт правил — 8.12. В нем указывается, что проезд задним ходом дозволяется, если он безопасен и не мешает остальным участникам движения. Под запрет попадает совершение данного маневра на перекрестках, а также участках проезжей части, в которых ограничивается совершение разворота.

Следовательно, на остальных участках дороги, на которых разрешено движение вперед, можно ездить и задним ходом. Однако предварительно водитель обязан убедиться, что он не мешает остальным участникам движения, а также не создает угрозу чьей-либо безопасности.

Отдельного упоминания достоин проезд задним ходом по улицам с одним направлением движения. Совершение маневра допускается, если водитель двигался по односторонней дороге вперед, а затем сдал назад, например, чтобы припарковаться. Выезд задним ходом с перекрестка или из придомового проезда на такую дорогу строго запрещается.

Движение задним ходом

  При движении задним ходом может возникнуть целый ряд трудностей, нехарактерных для других маневров. Именно подача транспортного средства назад нередко сопровождается ДТП. Одна из главных причин этому – ограниченный обзор. Водитель не всегда может заметить человека или объект сзади ТС. К тому же пешеходы и другие участники движения часто не ожидают движения автомобиля в «неправильном» направлении. Виноват в такой ситуации только водитель ТС, ехавшего задним ходом. Он должен обеспечить безопасность маневра и не создавать помех другим участникам дорожного движения. 

Пункт 8.12. советует водителю для исключения угрозы ДТП и повышения безопасности маневра воспользоваться помощью других людей – пассажира или прохожего. При этом водителю следует грамотно проинструктировать помощника. Он должен стоять в точке, откуда хорошо видно транспортное средство, и где водитель видит его самого. При отсутствии между ними возможности слышать друг друга и быть услышанными (по причине шума, большого расстояния) должен быть совершен уговор о сигналах, подаваемых при свободном пути, при наличии препятствия и при необходимости немедленной остановки. Эти сигналы подаются руками. Чтобы избежать недоразумений, любой непонятный сигнал считают сигналом остановки. Продолжать движение можно после прояснения ситуации.

Кто виноват при столкновении с автомобилем на стоянке или наезде на пешехода при движении задним ходом

Учитывая всем известный факт о том, что пешеход всегда прав, а также тот момент, что при следовании задним ходом водитель пользуется последним приоритетом, то при столкновении с другим автомобилем на парковке или при наезде на пешехода,

виноват в любом случае будет  водитель движущегося назад транспортного средства. В случае, если такой инцидент всё-таки произошёл нужно действовать следующим образом:

Оценить обстановку – если никому не нанесено тяжёлых увечий и у пешехода нет к вам никаких претензий, то можно ограничиться извинениями

И важно дождаться водителя задетого автомобиля, для того, чтобы урегулировать вопрос с ним по средствам евро-протокола.
При серьёзных увечьях пешехода или сильных повреждениях второго автомобиля необходимо вызвать ГИБДД и скорую помощь. По возможности оказать первую медицинскую помощь пострадавшему.

Ну и естественно сделать вывод о том, чтобы быть более внимательным за рулём и при необходимости не стесняться пользоваться помощью других людей.

ГЛАВНОЕ!
Никогда не стесняйтесь прибегать к помощи даже просто проходящих мимо вашей машины людей (если в вашем автомобиле не оказалось пассажиров), чтобы обезопасить себя и других участников дорожного движения при включении задней скорости!

Хитрости перемещения на участке с односторонним движением

Некоторые водители считают, что сдавать назад вообще запрещено , но они глубоко ошибаются. Например, если водитель въехал на дорогу со знаком «Одностороннее движение», и ему требуется сделать маневр – сдать назад, то он вполне может его совершить. Ведь в правилах есть ограничения лишь в том, что по такой дороге запрещено двустороннее движение, и на этом участке запрещено совершать разворот, а о том, что двигаться задом нельзя – в законе ничего не сказано.

Но последнее время инспекторы ГИБДД стали штрафовать водителей, которые совершали подобные маневры на таком участке дороги. Они объясняли свои действия тем, что есть такой закон, который запрещает встречное движение на участке с односторонним движением. Штраф за такое правонарушение не маленький: 5000 рублей или вовсе лишение прав.

Бывает такая ситуация на парковке, что впереди стоящая машина блокирует выезд водителю, поэтому он вынужден сдать назад. Именно для таких ситуаций действует пункт 8.12, в котором ничего не говорится о том, что такой маневр запрещен. Таким образом, для того чтобы не нарушать принятые нормы, необходимо следить за всеми изменениями законодательства, а также знать те правила, которые есть в ПДД. Но и там нормы постоянно меняются, поэтому даже опытным водителям стоит периодически перечитывать эти утвержденные законы.

При движении в условиях городских пробок, очень часто водители пользуются запрещающими маневрами, и управляют автомобилем задним ходом. А ведь в большинстве ситуаций, ездить, таким образом, не разрешается. Как же тогда использовать данный маневр, не нарушая правил?

Основные причины аварий

Несмотря на наличие определенных правил, количество случаев возникновения аварий на автопарковках не уменьшается. Этому есть свои обоснования. Специалисты исследовали обстоятельства, способствующие аварийным ситуациям, и составили их отдельный список.

К факторам, влияющим на создание аварийных случаев, относят:

  • модификации автомобилей – отдельные выпущенные авто имеют изменения в габаритах;
  • изменчивость процессов урбанизации – меняются схемы дорожной (придорожной) инфраструктуры;
  • повышенная плотность нахождения (движения) транспорта на парковках;
  • не организованы парковочные места в соответствии со стандартами ГИБДД;
  • используемый транспорт неисправен;
  • водитель невнимателен, неопытен;
  • водитель с самого начала парковки избрал неверное для авто положение, из-за чего движение назад стало затруднительным.

Статистика случаев не утешает – частота происшествий заметно увеличена в местах для парковки. Сейчас специалисты убеждены, что при использовании на транспорте дополнительного оснащения аварийные ситуации можно свести к минимальным.

Внимание!Узнайте подробности здесь

Меры предосторожности

Осуществляя движение назад, рекомендуется отстегивать ремень безопасности и включать надлежащие поворотные сигналы. Еще в непростых условиях (допустим плохая видимость, узкое парковочное место, большое движение), необходимо включать аварийный сигнал. Тем самым вы проинформируете всех участников движения о своих намереньях, и это действие поспособствует легкому выезду.

Теперь уж точно можно сказать, что вы освоили технику заднего хода. Попрактиковавшись несколько дней, у вас без особых усилий получиться совершить манёвр назад

Очень важно не забывать о трёх правилах:

  1. Не спешить.
  2. Следить за положением крыльев автотранспорта.
  3. Маневрировать с помощью зеркал.

Помимо этого не забывайте оглядываться назад, для более эффективного контроля, за происходящим. Такие действия помогут вам избежать ДТП. Будьте аккуратны и внимательны и у вас все получиться.

Какая объективная необходимость разрешает ехать задним ходом?

По букве правового акта, Верховный суд перечислил лишь 2 такие необходимости: парковку и наличие препятствия. Но привёл их в качестве примеров. Это значит, что возможна и другая объективная необходимость.

Здесь логично предположить, что таковой необходимостью является невозможность выполнить нужный разрешённый манёвр, не прибегая к заднему ходу. Например, если Вы проехали нужный съезд с односторонней дороги или поворот, то эта необходимость вернуться задним ходом не является объективной, ведь можно проехать дальше вперёд, сделать круг и снова таким образом вернуться к нужному повороту или съезду. Будьте осторожны, многих водителей лишают прав именно за это заблуждение.

Аналогичным образом Вы не можете проехать задом к месту высадки пассажира или парковочному месту, если не остановились сразу за ним в той мере, какая необходима для параллельной парковки, к примеру. Какое расстояние разрешено, 2 метра, 3 или 20, нигде не уточняется, и в этом заключается неоднозначность даже разъяснённого Верховным судом пункта 8.12 ПДД касательно нашего вопроса.

В целом же, сама отсылка при разъяснении на объективную необходимость в принципе неверная, так как чёткого определения такой необходимости не даётся ни в одном нормативном законодательном акте.

Когда запрещается движение задним ходом на перекрестке?

Пересечение перекрестков вызывает множество вопросов как у опытных автомобилистов, так и новичков. Среди них есть те, кто не совсем понимают, когда и в каких условиях можно выполнять определенные действия. Да, есть правила, регламентирующие в 2022 году поведение водителей на перекрестках, но далеко не все их соблюдают.

При этом, стоит понимать, что невнимательное поведение на этом участке дороги приводит к самым серьезным последствиям. На перекрестке может произойти наезд на пешехода, столкновение с другим автомобилем и много другое

Поэтому важно знать все особенности проезда перекрестков, включая пересечение его задним ходом

Что касается заднего хода, то на полноценном перекрестке в соответствии с правилами делать это запрещено. Однако тут нужно учитывать одну особенность. Дело в том, что въезд с прилегающей территории не считается перекрестком, но некоторые водители его таковым считают. Тоже самое касается поворотов в тех местах, где нет сквозного движения, участки дорог во дворах, на стоянках и заправочных станциях.

Чтобы понять все это, можно представить определенную ситуацию, когда транспортное средство перемещается по дороге и случайно пропускает въезд во двор. Казалось бы, похоже на перекресток и сдать назад нельзя. Но это не верно. Данная развилка не считается перекрестком и никакого запрета на движение задним ходом тут не будет.

Все это касается прилегающих к основной дороге выездов. Что касается настоящих перекрестков, то здесь в 2022 году езда назад запрещена в любых условиях. Во многом это связано с интенсивным трафиком, который и так приводит к большому количеству аварийных ситуаций.

Как правильно двигаться задним ходом?

Внимательность и серьезное отношение к проведению маневра – ключ к его успешности. У каждой машины есть слепые зоны. Это места вокруг кузова, где водитель не способен видеть ничего. Меньше их у легковушек, больше – у большегрузов. Чтобы проверить слепые зоны своего авто, можно попросить кого-либо обойти машину сначала вблизи, затем немного отступив. Слепые зоны знать необходимо, и всегда учитывать их, особенно, при маневрировании задом.

Если машина с прицепом, следует особое внимание уделить тому, чтобы прицеп стоял ровно. Для этого удобно смотреть в заднее стекло

Если прицеп слишком велик, то можно пользоваться боковыми зеркалами, но всегда лучше выйти и перепроверить свою работу. Задача сильно усложняется для новичков, поэтому стоит действовать максимально аккуратно.

Наказание за нарушения при маневрах

В общем, движение на задней скорости – не такой уж и сложный манёвр. Спорные ситуации возникают лишь со знаками и наказаниями, предусмотренными за нарушения в той или иной степени тяжести.

  1. За выезд на встречную полосу при одностороннем типе движения, под знаком «Въезд запрещен» карается либо лишением водительского права на срок до 6 календарных месяцев, либо взысканием в размере 5 тысяч рублей.
  2. Маневр задним ходом на автомагистрали обойдется нарушителю в 2,5 тысячи. Лишение прав за эту ошибку не предусматривается.
  3. Манёвр на выделенной полосе (общественного транспорта) (5.3) карается взысканием, в сумме 1,5 тысячи по России, а для столиц, в том числе и культурной, 3 тысячи.
  4. Для манипуляций под знаком «Движение запрещено» существует штраф, размером 500 рублей. Этот знак действует на обе полосы движения, но не может быть установлен в начале полосы.

Как оспорить штраф или лишение прав за езду в обратном направлении?

Обращаться с жалобой в ГИБДД или в районный суд по месту совершения нарушения. Разумеется, при наличии аргументов в свою пользу.

Основания

Для отмены наказания за езду задним ходом можно ссылаться на следующие основания:

  1. Если вы оценили ситуацию, убедились в безопасности манёвра, а второй участник ДТП появился на дороге внезапным образом. Например, проскочил на красный свет, выехал с тротуара или проехал под знак 3.1 «Въезд запрещен». У вас есть шанс как минимум на признание обоюдной вины, как максимум – на отмену выписанного штрафа по ч. 2 ст. 12.14 КоАП.
  2. Отсутствие события или состава нарушения.
  3. Процессуальные нарушения – если сотрудник ДПС допустил грубые ошибки при заполнении протокола об АП. Например, не указал водителя, свидетелей, ошибся со временем или местом совершения ДТП.

Каждое обстоятельство, на которое вы ссылаетесь при защите, должно быть доказано. Для этого нужны записи с регистратора, уличных камер, показания других участников движения, пешеходов, заключения экспертов, медицинские справки и иные документы.

Порядок обжалования

Куда подавать жалобу:

  • в районное отделение ГИБДД – сотрудник которого вынес постановление о штрафе;
  • в районный суд.

Конечно, лучше сразу обжаловать постановление в районном суде, минуя ГИБДД. Практика 2022 года показывает, что начальники Госавтоинспекции редко меняют решения своих подчиненных. Зато суды чаще идут навстречу водителям.

Как избежать ДТП и как реагировать на него

Конечно, предотвратить на 100% аварии невозможно. Есть непредвиденные моменты, избежать которых не всегда получается

Тем не менее, соблюдая некоторые меры осторожности, удастся снизить риск ДТП

Обратите внимание на такие моменты:

  1. Перед движением осмотритесь, убедитесь, что перемещению в заданном направлении ничего не препятствует.
  2. Если увидели вблизи пешеходов, движущийся автомобиль, переоцените ситуацию.
  3. В движении отслеживайте положение в зеркалах бокового, заднего вида. При обнаружении непредвиденного объекта, остановитесь.
  4. Просмотрите положение соседних авто, относительно вашей машины.
  5. Услышав звуковой сигнал, остановите движение и проверьте возможности для безопасного маневра.
  6. Стремитесь к тому, чтоб выполнять манёвр без спешки.

Примерный план поведения при парковочном ДТП в 2019 году:

  1. Остановить движение.
  2. Заглушить мотор.
  3. Осмотреть место, исключить вероятность наезда на человека.
  4. При наличии пострадавших оказать помощь.
  5. Выставить знак аварийной стоянки.
  6. Сохранение следов происшествия до приезда инспекторов (прихода других участвующих собственников ТС) для оценки размера урона.
  7. Опрос свидетелей, сбор контактов.
  8. Фотофиксация:
  • общего плана местности;
  • тормозных путей;
  • обломков деталей;
  • разбитых и поврежденных частей ТС;
  • оба ТС со всех ракурсов;
  • номерные знаки обоих ТС.

Обязательное условие безопасной поездки

Городское движение становится все более насыщенным, пробки на дорогах не редкость. Опаздывающие по делам водители все чаще начинают использовать движение задним ходом в условиях, когда оно, по их мнению, разрешено. В пункте 8.12, раздела 8 ПДД определено: движение разрешено, только когда не создает помех для пешеходов и автомобилей.

К сожалению, правила не уточняют, что подразумевается под условием «не создавать помеху» и когда нужно назначать штраф. Особенно сложная и неопределенная ситуация складывается, когда автомобилю с прицепом необходимо припарковаться на односторонней дороге. Как сделать маневр безопасным? Должна быть включена аварийка или нет?

Как наказываются нарушители

Решают, безопасен или нет маневр, сотрудники дорожной инспекции.

  • Определили — опасен, выписывают штраф за движение задним ходом — статья 12.15 КоАП 2016 г.
  • Если водитель нарушил правила расположения ТС на дороге при обгоне или разъезде, он должен заплатить от 1000 до 5000 рублей. Трактовать нарушение можно по разному.
  • Пункт 3 статьи 15 по существу разрешает поворот на встречку для объезда препятствия, надо только заплатить 1000 рублей.
  • Пункт 4 статьи 15 — за проезд во встречном направлении надо заплатить 5000 рублей.

Причем не указано, на какой тип ТС распространяются требования ПДД: на автомобиль грузовой с прицепом или обычное легковое авто.

Не определено: статья 12.15 применяется только на городских улицах или езда во дворе жилого дома, в некоторых случаях, тоже может считаться административным нарушением.

При повторном нарушении правил проезда по односторонней дороге водителя лишат права управлять автомобилем на срок не менее 4 месяцев и не более 1 года. Если нарушение будет зафиксировано дорожными видеокамерами, ему назначат административный штраф пять тысяч рублей (статья 12.16 КоАП).

Дорожные знаки

Знака, запрещающего проезд и перестроение движение задним ходом в ПДД нет. Есть правила, запрещающие маневрирование на дорогах. Они приводятся в разделе «Знаки специальных предписаний». К ним относится дорожный знак 5.1, обозначающий главную магистраль и знак 5.3 — дорога для автомобилей.

На междугородних трассах нередко приходиться объезжать место аварии. Как правильно поступить в этом случае? Разрешается ли движение задним ходом по автомагистрали где произошло ДТП? Разрешено, но необходимо помнить, что любое перестроение всегда сложный дорожный маневр. Особенно для машины с прицепом, когда траектория разворота увеличивается. Необходимо учитывать особенность управления автомобилем с прицепом в этой ситуации — поворот руля в нужную сторону, разворачивает прицеп в противоположную сторону может усложнить дорожную ситуацию. Сотрудники ГИБДД сочтут это нарушением и потребуют заплатить штраф.

Есть мнение

Кратковременное движение задним ходом по дороге допустимо приравнять к маневрированию или считать разворотом. По пункту 11 раздела 8 ПДД разворот в городе запрещен только:

  • на пешеходных переходах;
  • в местах остановки городских ТС;
  • на дорогах, где видимость меньше 100 метров;
  • на мостах и под ними.

Таким образом, правила не запрещают разворот при 1 одностороннем движении, соответственно, и штраф назначать нельзя. Учтите, что езда должна быть безопасна для пешеходов и ТС. Аварийка также должна быть включена.

При выполнении всех этих условий можно доказать — нарушения нет.

Проезжаем перекресток

В ПДД есть однозначное требование — движение задним ходом запрещено на перекрестке. За нарушение этого правила положен штраф. Его минимальный размер 500 рублей. Перед тем, как включить поворотники и прежде чем сделать поворот руля, надо вспомнить — водитель обязан пропустить пешеходов и другие ТС, иначе езда может спровоцировать ДТП. Когда создается препятствие ТС, проезжающим по основной дороге, вступает в действие статья 12.13 КоАП.

Организатор затора должен заплатить в два раза больше — штраф 1000 рублей. Правильное выполнение въезда на перекресток требует от водителя ещё больше внимательности, если автомобиль с прицепом поворачивает на дорогу с односторонним движением. Необходимо учитывать угол разворота прицепа — он увеличивается. Выезд из прилегающей территории на дорогу не считается пересечением перекрестка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *