Hths моторных масел
Содержание:
- Что это такое
- Классификация моторных масел по ILSAC
- Спецификации моторных масел для двигателей Cummins
- Общее щелочное число (TBN)
- Спецификации моторных масел для двигателей Caterpillar
- Какое масло 5W40 лучше для ДВС: минеральное, синтетическое или полусинтетическое?
- Популярные обозначения: расшифровка масла 5w30 и 5w40
- Классификация моторных масел по API
- Оценка производительности фирмы
- На что влияет
- Недостатки низкого HTHS
- Присадки
- Итоги
Что это такое
Первым делом нужно понять, что это такое HTHS масла. Это позволит заглянуть глубже в вопрос и понять его значение.
Наверняка вы знаете, что после запуска двигателя и начала езды постепенно масло нагревается, поскольку мотор работает интенсивнее. При высокой температуре вязкость, то есть густота, масла в двигателе постепенно снижается, оно становится более текучим, от чего становится тоньше создаваемая на деталях масляная плёнка.
HTHS является показателем высокотемпературной вязкости при высокой скорости сдвига. Для измерения используется такая единица как миллипаскали в секунду. Параметр HTHS отражает вязкость смазки для двигателя при температуре 150 градусов Цельсия и при скорости сдвига 106 с‾¹.
Для каждого автомобиля предусмотрен определённый интервал допустимого значения высокотемпературной вязкости. Если мотор не адаптирован к работе с маслами, у которых низкий показатель HTHS, заливать в него такую смазку категорически запрещено. Вот почему следует обязательно изучать рекомендации автопроизводителя и при выборе отталкиваться от указанных значений.
Двигатели, которые адаптированы под применение масел с низкой вязкостью HTHS, отличаются некоторыми нюансами:
- У них предусмотрено минимальное расстояние между трущимися элементами. То есть производитель выполняет более точную сборку, подгоняя детали друг к другу максимально близко. Из-за этого создавать толстую плёнку нет необходимости.
- Применяются широко-поверхностные типы подшипников. Их отличает то, что высоковязкое масло в них поступает намного медленнее.
- На поверхности наносится специальный микропрофиль. Это аналог хона, используемого в цилиндрах. Тем самым низковязкое масло лучше удерживается на деталях мотора.
Не допускается применять низковязкую смазку, имеющую низкий показатель HTHS, если двигатель под это изначально не проектировался.
Разобравшись с тем, что значит HTHS и для чего эта вязкость применяется в моторном масле, можно ответить ещё на несколько важных и интересующих автомобилистов вопросов.
Классификация моторных масел по ILSAC
Японская ассоциация производителей автомобилей (JAMA) и Американская ассоциация производителей автомобилей (AAMA) совместно учредили Международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов (ILSAC). Целью создания ILSAC было ужесточение требований, предъявляемых к производителям моторных масел для бензиновых двигателей.
Масла, соответствующие требованиям ILSAC, имеют следующие характеристики:
- пониженная вязкость масла;
- пониженная склонность к пенообразованию (ASTM D892/D6082, последовательность I-IV);
- пониженное содержание фосфора (для продления срока службы каталитического нейтрализатора);
- улучшенная фильтруемость при низких температурах (испытание GM);
- повышенная устойчивость к сдвигу (масло выполняет свои функции даже при высоком давлении);
- улучшенная экономия топлива (тест ASTM, Sequence VIA);
- низкая летучесть (согласно NOACK или ASTM);
Категория | Описание |
ГФ-1 | Представлен в 1996 году. Соответствует требованиям API SH. |
ГФ-2 | Представлен в 1997 году. Соответствует требованиям API SJ. |
ГФ-3 | Представлен в 2001 году. Соответствует API SL. |
ГФ-4 | Представлен в 2004 году. Соответствует стандарту API SM с обязательными энергосберегающими свойствами. Классы вязкости SAE 0W-20, 5W-20, 5W-30 и 10W-30. Совместим с катализаторами. Обладает повышенной стойкостью к окислению, общими улучшенными свойствами. |
ГФ-5 | Представлено 1 октября 2010 г. Соответствует API SN. Повышение энергосбережения на 0,5%, улучшение противоизносных свойств, снижение образования шлама в турбине, уменьшение нагара в двигателе. Может использоваться в двигателях внутреннего сгорания, работающих на биотопливе. |
ГФ-6А | Введено 1 мая 2020 года. Относится к категории ресурсосбережения API SP, предоставляет потребителю все его преимущества, но относится к всесезонным маслам в классах вязкости SAE: 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W- 30 и 10W-30. Назад Совместимость |
ГФ-6Б | Введено 1 мая 2020 г. Применяется только к моторным маслам класса вязкости SAE 0W-16 и не имеет обратной совместимости с категориями API и ILSAC. |
Классификация моторных масел по ILSAC
Стандарт ILSAC GF-6
Стандарт был введен 1 мая 2020 года. Основан на требованиях API SP и включает следующие усовершенствования:
- экономия топлива;
- поддерживать экономию топлива;
- сохранение моторесурса;
- защита LSPI.
- Очистка поршня (Seq III)
- Контроль окисления (Seq III)
- Защита от износа кулачка (Seq IV)
- Защита двигателя от отложений (Seq V)
- Экономия топлива (Se VI)
- Защита от коррозионного износа (Seq VIII)
- Предварительное зажигание на низкой скорости (Seq IX)
- Защита цепи привода ГРМ от износа (Seq X)
Класс ILSAC GF-6A
Относится к категории ресурсосбережения API SP, предоставляет потребителю все свои преимущества, но относится к всесезонным маслам в классах вязкости SAE: 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30 и 10W-30. Назад Совместимость
Класс ILSAC GF-6B
Применяется только к моторным маслам класса вязкости SAE 0W-16 и не имеет обратной совместимости с категориями API и ILSAC. Для этой категории введен специальный сертификационный знак – «Щит».
Спецификации моторных масел для двигателей Cummins
КЕС 20081 | Стандарт масла для дизельных двигателей большой мощности, оборудованных системами рециркуляции выхлопных газов EGR. Совместим с дизельными сажевыми фильтрами (DPF). На основе требований API CJ-4, а также дополнительных испытаний Cummins. |
КЕС 20078 | Стандарт масла для дизельных двигателей большой мощности, оснащенных системой рециркуляции выхлопных газов EGR. На основе требований API CI-4, а также дополнительных испытаний Cummins. |
КЕС 20077 | Стандарт масла для дизельных двигателей большой мощности, не оборудованных системой рециркуляции выхлопных газов EGR, работающих в тяжелых условиях за пределами Северной Америки. На основе требований ACEA E7 плюс дополнительные испытания Cummins. |
КЕС 20076 | Стандарт масла для дизельных двигателей большой мощности, не оснащенных системой рециркуляции выхлопных газов EGR. На основе требований API CH-4 плюс дополнительные испытания Cummins. |
Общее щелочное число (TBN)
Во время работы двигателя в нем проходят химические и физические процессы, в результате которых молекулы топлива окисляются, образуется окись, и она крайне негативно сказывается на металлических частях двигателя, образует шлам, оседает на деталях, некоторые химические компоненты окиси участвую в процессах коррозии, разрушают резиновые уплотнители. Чтобы нейтрализовать образовывающуюся кислоту в масло добавляют химически активные присадки. Само по себе минеральное очищенное масло химически нейтрально.
Для повышения щелочности масла в него добавляют специальные присадки – детергенты, они частично нейтрализуют образующуюся кислоту и расщепляют на мелкие фракции, не дают сформироваться шламу. Щелочность падает с пробегом, чем больше пробег, тем ниже щелочное число и тем выше кислотное. Когда до их «встречи» остается небольшой зазор, масло теряет свою способность мыть и нейтрализовать и становится непригодным. Поэтому масла с большим щелочным числом считаются самыми лучшими и рабочими.
В современных маслах встречается показатель щелочи от 5 до 14 мгКОН/г. Хорошим показателем для бензиновых моторов считается 7-8 мгКОН/г, для дизельных от 9 – в дизельном двигателе сложней условия для масла, выше температура, больше серы в топливе. Безопасным использование масла считается до показателя TBN до 50% от показателя свежего масла. С появлением бензина с низким содержанием серы этот показатель немного снизился, сера – один из главных врагов масла, способствующих его окислению. Критический показатель для смены масла, когда щелочное число сравнивается с кислотным.
Для определения щелочного числа в свежем масле и в отработке используются разные методы. Для свежего масла ГОСТ 30050 или ASTM D 2896, для отработки ГОСТ 11362 или ASTM D 4739. Каждый метод «видит» щелочи разного типа, но иногда компании используют для анализа и отработки, и свежего ГОСТ 30050 или ASTM D 2896, это связано с внутренней политикой производителя.
Определение качества масла по щелочному числу двояко. С одной стороны, масло с низким числом быстрей сработается, потеряет свои свойства отмывать шлам. С другой стороны, обогащение состава присадок снижает щелочное число, то есть масла с богатым пакетом присадок могут иметь низкий показатель щелочи. Поэтому некоторые дешевые масла с высоким щелочным числом могут просто иметь бедный пакет присадок.
Спецификации моторных масел для двигателей Caterpillar
ЭКФ-3 | Малозольные моторные масла для новейших двигателей Caterpillar. Совместим с дизельными сажевыми фильтрами (DPF). На основе требований API CJ-4, а также дополнительных испытаний Caterpillar. Соответствует требованиям для двигателей Tier 4. |
ЭКФ-2 | Класс моторного масла для техники Caterpillar, в том числе двигателей, оснащенных системами ACERT и HEUI. На основе требований API CI-4, а также дополнительных испытаний двигателя Гусеница. |
ECF-1а | Класс моторного масла для техники Caterpillar, в том числе двигателей, оснащенных ACERT и HEUI. На основе требований API CH-4, а также дополнительных испытаний Caterpillar. |
Таблица «Характеристики моторного масла для двигателей Volvo»
Какое масло 5W40 лучше для ДВС: минеральное, синтетическое или полусинтетическое?
Существует 3 вида смазочных материалов для моторов:
1. На минеральной основе
Минеральное масло 5W40 получается в результате перегонки мазута и других нефтехимических продуктов. Имеет простую технологию изготовления, что благоприятно сказывается на итоговой стоимости. Быстро окисляется. Не способно работать в широком диапазоне температур и оставляет шлаки при вскипании в отличие от полусинтетики и синтетики.
Масло на минеральной основе является наиболее низкокачественным. Не рекомендовано для моторов с большим пробегом.
Использование минерального автомасла оправдано в сильно запылённых районах. Повышенный риск загрязнения смазочного материала приводит к необходимости частой замены. В этом случае низкая цена минерального автомасла играет на руку автовладельцу.
2. Синтетика
Является наиболее качественным нефтехимическим продуктом. Имеет синтетическую основу, полученную в результате синтеза большого количества химических элементов. В отличие от минеральных и полусинтетических смазок для ДВС содержит множество присадок (противокоррозионных, моющих и т.д.), влияющих на различные свойства. Синтетические масла считаются наиболее температуроустойчивыми. Обеспечивают максимальную защиту трущихся частей мотора от сильного износа, образования нагара и т.д.
В частности, премиальное синтетическое моторное масло 5W40 — оптимальный выбор для спортивных авто, машин с большим пробегом, автомобилей, работающих в непростых эксплуатационных условиях.
3. Полусинтетика
Промежуточный вариант между 2 предыдущими. Полусинтетическое масло 5W40 часто создаётся на минеральной основе, но содержит оптимальный пакет присадок для приближения эксплуатационных качеств к синтетике. При этом полусинтетический смазочный материал стоит дешевле.
Популярные обозначения: расшифровка масла 5w30 и 5w40
Такая классификация принята вышеупомянутым сообществом инженеров (SAE) в 1911 году, когда относительное разнообразие двигателей вынудило производителей масел расширить ассортимент.
К тому же, к этому времени автомобили начали эксплуатироваться в различных климатических поясах: возникла необходимость классифицировать применяемость в зависимости от температуры окружающей среды.
Именно вязкость масла, точнее сохранение этого параметра в определенном диапазоне температур, легла в основу стандарта. Классификатор SAE получил код J300, и включил в себя следующие пороги температуры:
- 6 классов для эксплуатации в зимних условиях (в классическом понимании для средних широт): 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W;
- 5 классов для эксплуатации в летних условиях: 20, 30, 40, 50, 60.
При этом, обозначение температурной совместимости может сдвигаться в нужную сторону: для регионов с преобладанием зимнего или летнего периодов.
Узконаправленные стандарты характерны лишь для немногих регионов: крайний север, или жаркая пустынная местность с постоянными плюсовыми температурами.
Обратите внимание
Латинская литера «W» означает Winter, то есть зима. Ее присутствие в стандарте означает именно всесезонность
То есть, расшифровка 5W 40 предписывает использовать масло не только зимой, но и летом.
Цифровые обозначения привязывают смазку к температурным режимам, но не обозначают конкретное значение в градусах. Число слева от литеры «W» характеризуют зимний диапазон температур, справа – летний. Привязка к температурам указана на иллюстрации, в виде диаграммы.
Для эксплуатации двигателя особенно важны две характеристики:
- Температура прокачиваемости (минимальная и максимальная). Цифры означают, что в указанном диапазоне, масло гарантировано пройдет по каналам маслопроводов, не застынет, и не будет стекать вниз.
- Минимальная температура, при которой стартер в состоянии провернуть коленчатый вал для старта двигателя. Низкие температуры настолько увеличивают вязкость масла, что оно намертво схватывает вращающиеся элементы.
Наглядный пример на иллюстрации:
Если коротко, то, например, маркировка масла 5w40 означает что масло более густое, по сравнению с 5w30 и, следовательно, лучше защищает двигатель в условиях жаркого климата.
Классификация моторных масел по API
Основное предназначение системы классификации моторных масел по API — разделение по качеству. В соответствии с категориями классу назначается буквенное обозначение. Первая буква означает тип двигателя (S — бензиновый, C — дизельный), вторая — уровень рабочих характеристик (чем ниже уровень, тем выше буква в алфавите).
Классификация моторных масел по API для бензиновых двигателей
Индекс API | Применяемость |
SG | Двигатели 1989-91 годов |
SH | Двигатели 1992-95 годов |
SJ | Двигатели 1996-99 годов |
SL | Двигатели 2000 -2003 годов |
SM | двигатели 2004 — 2011 годов |
SN | двигатели 2010-2018 годов |
SN+ | современные двигатели, оснащенные непосредственным впрыском топлива |
SP | современные двигатели, оснащенные непосредственным впрыском топлива |
Таблица «Классификация моторных масел по API для бензиновых двигателей
Стандарт API SL
Масла класса SL подходят для многоклапанных, турбированных, работающих на обедненных смесях ДВС с повышенными требованиями к экологичности и энергосбережению.
Стандарт API SM
Стандарт утвержден в 2004 году. По сравнению с SL улучшены антиокислительные, противоизносные и низкотемпературные свойства.
Стандарт API SN
Утвержден в 2010 году. Масла категории SN обладают улучшенными антиокислительными, моющими и высокотемпературными свойствами, обеспечивают высокую защиту от коррозии и износа. Отлично подходят для двигателей с турбонаддувом. Масла стандарта SN могут квалифицироваться как энергосберегающие и соответствовать стандарту GF-5.
Стандарт API SN+
Промежуточный стандарт, введенный в 2018 году. Предназначен турбированных двигателей, оборудованных непосредственным впрыском топлива. Масла стандарта SN+ предотвращают преждевременное воспламенение смеси в цилиндре (LSPI), характерное для многих современных двигателей (GDI, TSI и т.д.)
Отличия стандартов API SN и SN+
Стандарт API SP
Введен 1 мая 2020 года. Масла этой категории превосходят свойства моторных масел классов API SN и API SN+ по следующим пунктам:
- Защита от преждевременного неконтролируемого воспламенения топливовоздушной смеси (LSPI, Low Speed Pre Ignition);
- Защита от высокотемпературных отложений в турбокомпрессоре;
- Защита от высокотемпературных отложений на поршне;
- Защита от износа цепи ГРМ;
- Более высокие требования к количеству образуемого маслом шлама и лака;
Классификация моторных масел по API для дизельных двигателей
Индекс API | Применяемость |
CF-4 | Четырехтактные ДВС с 1990 г. |
CF-2 | Двухтактные ДВС с 1994 г. |
CG-4 | Четырехтактные ДВС с 1995 г. |
CH-4 | Четырехтактные ДВС с 1998 г. |
CI-4 | Четырехтактные ДВС с 2002 г. |
CI-4 Plus | двигатели 2010-2018 годов |
CJ-4 | введен в 2006 году |
CK-4 | введен в 2016 году |
Таблица «Классификация моторных масел по API для дизельных двигателей
Стандарт API CF-4
Масла стандарта API CF-4 обеспечивают защиту от нагара на поршнях, снижают расход на угар. Предназначены для применения в четырехтактных дизельных ДВС, работающих на высоких скоростях.
Стандарт API CF-2
Масла стандарта API CF-2 предназначены для использования в двухтактных дизельных ДВС. Предотвращают стирание цилиндров и колец.
Стандарт API CG-4
Эффективно подавляют образование высокотемпературного нагара на поршнях, износ, образование сажи, пены и окисление. Основной недостаток — зависимость ресурса масла от качества топлива.
Стандарт API CI-4
Стандарт введен в 2002 году. Масла стандарта CI-4 обладают улучшенными моюще-диспергирующими свойствами, повышенной устойчивостью к термическому окислению, сниженным расходом на угар и улучшенной холодной прокачиваемостью по сравнению с маслами стандарта CH-4.
Стандарт CJ-4
Стандарт введен в 2006 году. Масла CJ-4 предназначены для ДВС, оборудованных сажевыми фильтрами и другими системами обработки выхлопных газов. Допускается использование топлива с содержанием серы до 500 ppm.
Стандарт CK-4
Новый стандарт полностью основан на предыдущем CJ-4, при этом было добавлено два новых моторных теста, на аэрацию и окисление, и ужесточен один лабораторный. Допускается использование топлива с содержанием серы до 500 ppm.
- Защита от полировки гильзы цилиндра
- Совместимость с сажевыми фильтрами
- Защита от коррозии
- Предотвращение загущения от окисления
- Защита от высокотемпературных отложений
- Защита от воздействия сажи
- Противоизносные свойства
Оценка производительности фирмы
Для непосредственной оценки эффективности бизнеса необходимо учитывать показатели, которые отображены в общем балансе компании, в отчётах о чистой прибыли и затратах на производство.
В зависимости от того, какую цель преследует оценка ЭП, предприниматели выбирают различные параметры денежных операций.
Управленческий учет на предприятии: функции, виды, инструменты, правила
Например, если бизнес ставит перед собой цель максимально уменьшить себестоимость производства товара, то ключевыми параметрами станут: стоимость закупки сырья, затраты на обслуживание оснащения и персонала и так далее.
В другом случае, результативностью работы интересуются сторонние люди, например главные менеджеры, руководители отделов, инвесторы и т.д. Для каждого из них, соответственно, потребуется составить отдельный анализ предприятия.
Основным параметром выступает рентабельность предприятия. По сути, рентабельность – это общий объём прибыли, полученный от инвестиций в средства компании. Для подсчёта общей рентабельности используются показатели:
- стоимости текущих активов;
- имущество предприятия;
- капитала компании;
- всех инвестиций, полученных с момента запуска.
При этом, рентабельность рассчитывается при помощи следующей формулы:
Р имущества = прибыль предприятия/медианная величина активов
Рентабельность затрат – важный параметр, на основе которого делается оценка результативности компании. Рассчитывая параметр рентабельности, аналитики также используют и другие, такие как:
- себестоимость продукции;
- расходы на управление;
- иные коммерческие расходы.
Вкратце, рентабельность продаж позволяет понять, какой объём прибыли приходится на установленный объём расходов.
Классификация расходов и потерь по видам затраченных ресурсов:
Материальные потери | Потеря рабочего времени | Потеря времени работы оборудования |
---|---|---|
Большой процент брака, низкая экономичность процесса производства | Простои механизмов в результате непостоянной поставки сырья на предприятие | Увеличение времени планового ремонта оборудования, задержки с поставками комплектующих частей |
Снижение качества выпускаемой продукции с последующей сверхнормативной растратой материалов | Потеря времени в результате прогулов, опозданий и безответственного отношения к работе | Общий высокий коэффициент износа оборудования с сопутствующей потерей производительности |
Потери сырья по вине лиц, ответственных за материальное состояние производства | Трата времени в результате незапланированного ремонта оборудования | Простои производственной линии в результате непостоянных поставок сырья |
Потери товарно-сырьевых материалов вследствие несоблюдения норм и условий хранения | Использование неквалифицированных рабочих влечёт за собой потерю полезного времени | Износ оборудования и потеря времени в результате использования неквалифицированной рабочей силы |
Обратите внимание на то, что в таблице указаны примеры для «классической» производственной линии, например – по изготовлению асфальтобетона. К примеру, для компаний, работающих в сфере IT, таблица будет выглядеть иначе, хоть некоторые параметры и будут общими. Понятие ключевого показателя эффективности сотрудника:
Понятие ключевого показателя эффективности сотрудника:
На что влияет
Рассматривая HTHS автомобильных моторных масел, следует учитывать ужесточение требований в отношении токсичности отработанного газа в двигателе машины. Из-за этих требований производители начали работу над снижением показателей высокотемпературной вязкости.
Наиболее активными в этом компоненте считаются автокомпании из Южной Кореи и Японии. Здесь чаще всего для применения в моторах рекомендуют заливать моторные масла с вязкостью 0W20 или 5W20. Использование подобных смазок ведёт к тому, что уровень вредности, то есть токсичности, выхлопа заметно падает. Параллельно это положительно влияет на снижение расхода топлива.
Но следует также узнать про физическое обоснование этого значения. Нельзя сказать, что высокий параметр HTHS для моторного масла — это очень плохо. Если значение высокое, тогда повышается толщина образующейся масляной плёнки на внутренних поверхностях ДВС. То есть двигатель оказывается под лучшей защитой, предотвращая износ.
Но современные производители активно работают над тем, чтобы минимально уменьшить зазоры. Из-за этого острой необходимости в создании плёнки большой толщины попросту нет. Мотор и с более тонкой плёнкой прекрасно справляется со своими задачами, не изнашивается так интенсивно, как это происходило бы с моторами предыдущих поколений.
Основными присадками, выполняющими эти функции, считается моноолеат глицерина, также трёхъядерный молибден.
Учитывая адаптированность многих двигателей под низкую вязкость моторного масла, снижение показателя HTHS в действительности не влечёт за собой тяжёлые последствия в виде активного износа. Конструкция адаптированных под низковязкие масла ДВС и точная подгонка деталей с минимальным расстоянием позволяет отказаться от высоковязкого масла, создающего толстые плёнки для защиты поверхностей. В таких моторах попросту нет в них необходимости.
В ходе испытаний была представлена не одна таблица и множество наглядных графиков, которые отражали реальную пользу от перехода на низковязкие масла при условии адаптации к ним двигателей.
На практике заливка смазки, где предусмотрен сниженный показатель HTHS, давал следующие результаты:
- снижается расход топлива;
- снижается сопротивление деталей;
- увеличивается мощность двигателя;
- увеличивается ресурс компонентов мотора;
- падает уровень вредности выхлопа и пр.
Проведённые опыты доказали, что переход на такие смазки способствует падению объёмов вырабатываемого CO2 системами автомобильного выхлопа. Но если заливать более высоковязкие составы, уровень выбросов в атмосферу увеличивается.
Недостатки низкого HTHS
Несмотря на ряд преимуществ в виде экономии горючего, снижения вреда выхлопа и высокого КПД, существуют и минусы низкого HTHS. Эксперты выделяют следующие недостатки.
Риск применения на высоких скоростях
В инструкциях по эксплуатации масел с низким HTHS часто делается ссылка на скоростной режим. В этом случае двигатель работает на износ своих возможностей.
Иными словами, если мотор эксплуатируется при высоких температурах и оборотах, масло с низким уровнем густоты лучше не использовать.
Причина — недостаточная толщина защитной пленки, которая слабо защищает металл двигателя.
Сегодня такой недостаток частично нивелирован. Появились новые смазки типа 5W20, 0W20 со специальными присадками (титановыми оксидами, 3-ядерным молибденом и т. д.). В состав включаются и дополнительные добавки, защищающие от износа.
Повысилось и качество основы масла. Надписи о запрете эксплуатации смазки с низким HTHS постепенно исчезают с инструкций. Более того, все больше производителей рекомендуют применять 0W20. Эксперты уверяют, что нужно следовать указанным советам, ведь производитель лучше знает, какое масло более безопасно для двигателя.
Разбавление моторной смазки горючим
В процессе эксплуатации возможны случаи, когда автовладелец не сумел завести машину в мороз. Не воспламененный бензин попадает в масло и снижает его густоту.
Если водитель использует изделие с низким HTHS, при попадании в него горючего вязкость снижается еще ниже. Со временем бензин испаряется, но даже небольшого времени достаточно для ухудшения состояния мотора.
Производители постоянно работают над качеством моторных масел и стараются снизить негативные последствия от низкого HTHS.
Присадки
Молибден – модификатор трения, антиоксидант, за счет уменьшения трения снижает шум от работы двигателя. Чаще всего встречается в маслах с американскими стандартами API и ILSAC, но иногда встречается и в европейских маслах. В свежих стандартных маслах содержание молибдена обычно колеблется в пределах 50-75ppm. На данный момент это один из самых эффективных модификаторов трения.
Фосфор – противоизносная присадка из пакета ZDDP. Может встречаться и в модификаторах трения MoDTP.
Цинк – еще один компонент ZDDP.
Барий – встречается в составе очень редко, но может использоваться в качестве моющего и диспергирующего компонента, ингибитора коррозии.
Бор – беззольный дисперсант сукцинимида бора, удерживает продукты сгорания во взвешенном состоянии, имеет высокие моющие и нейтрализующие качества. Бор выступает и в качестве растворителя для противоизносных и антифрикционных присадок. С пробегом его количество в масле снижается.
Магний – моющий, нейтрализующий и диспергирующий компонент, в масле присутствует в виде сульфоната магния или салицилата магния (более современный). Сульфонаты магния считается не такими эффективными, как детергенты на основе кальция, они содержат много серы и не так эффективно нейтрализуют кислоты в сравнении с кальцием.
Кальций – входит в состав масел в качестве моющих и нейтрализующих присадок. Чаще всего встречается сульфонат кальция или салицилат кальция. Отмывает загрязнения и удерживает их во взвешенном состоянии. Определить большое количество сульфоната кальция можно по высокому содержанию серы и высокой зольности. Салицилат кальция показывает низкую золу и серу, при этом самого кальция в анализе тоже будет меньше в сравнении с сульфонатом кальция, иногда в половину меньше.
Натрий – еще один моющий компонент, который в масле используется в виде сложных соединений сульфоната натрия и салицилата натрия. В некоторых маслах встречается в сочетании с кальцием, так как эта пара дает меньшую зольность. Есть соединения натрия, которые используются и как противоизносная присадка.
Титан – некоторые моторные масла содержат соединения титана в качестве противоизносной присадки, снижает трение и износ. Соединения титана приходят на смену пакета ZDDP, так как является более экологичными, то есть лучше совместимы с катализаторами выхлопных газов.
Кремний – чаще всего встречается в отработке, но попадается и в анализе свежего масла, входит в состав в качестве антипенной присадки.
Итоги
Масла одного класса вязкости, имеющие одинаковые спецификации, выполненные компанией, входящей в «большую пятерку» и имеющие одну масляную основу, обычно не вступают в агрессивное взаимодействие. Но если Вы не желаете иметь больших неприятностей, доливать лучше не больше 10-15% от общего объема. В ближайшее время после долива масло, лучше масло поменять полностью.
Перед выбором масла следует выяснить:
- дату выпуска автомобиля;
- наличие или отсутствии форсирования;
- наличие турбины;
- условия эксплуатации двигателя (городской, бездорожье, спортивные соревнования, перевозка грузов);
- минимальную окружающую температуру воздуха;
- степень износа мотора;
- степень совместимости двигателя и масла в Вашем авто.
Чтобы понять, когда следует менять масло, надо ориентироваться на документацию к автомобилю. Для некоторых машин есть увеличенные периоды (30 000- 50 000 км). Для России с учетом качества топлива, условий эксплуатации и сурового климата следует производить замену через 7 500 – 10 000 км.
Требуется периодически контролировать качество и количество масла
Обращайте внимание на его внешний вид. Пробег автомобиля и количество мото-часов (времени работы) двигателя могут не соответствовать друг другу
Находясь в пробке, двигатель работает в нагруженном тепловом режиме, но одометр не крутится (авто не едет). В результате автомобиль проехал не так много, а двигатель проработал много. В таком случае лучше масло менять раньше, не дожидаясь требуемого пробега по одометру.