Измерение реальной емкости аккумулятора мультиметром и другими приборами

Содержание:

Какие параметры можно проверить мультиметром

С помощью универсального измерительного устройства можно оценить такие параметры:

  1. Напряжение. Прибор определяет этот показатель с высокой точностью. По характеру изменения напряжения определяют величину заряда батареи. Мультиметр может использоваться для проверки аккумуляторов любого типа, в т. ч. литий-ионных. В последнем случае прибор переводят в режим измерения тока до 20 В. Устройство выдает показание с точностью до сотых частей вольта.
  2. Емкость АКБ. Действие выполняется несколькими способами, позволяющими получать точные значения.
  3. Утечка тока. При определении этого параметра аккумулятора автомобиля нужно выявлять и необоснованные затраты энергии в бортовой сети транспортного средства. Это предотвращает потерю заряда и продлевает срок службы батареи.

Измерение токоотдачи батареи

Теоретически таким способом можно замерить фактический ток холодной прокрутки. По стандарту IEC (которому соответствует наш ГОСТ Р 53165-2008) замер производится при температуре электролита минус 18 градусов, при снижении напряжения на клеммах не ниже 8,4 вольт. На практике проблема не только в том, как охладить батарею до нужной температуры.

Например, для аккумулятора с заявленной токоотдачей в 600 ампер потребуется нагрузка мощностью P=U*I=8,4*600=5000 ватт. Сейчас мощные лампочки выпускаются, в основном, в светодиодном исполнении, а они для наших целей, как указано выше, малопригодны. Если применять приборы мощностью, например, 60 ватт, то их понадобится в данном случае 84 штуки.

При желании большую гирлянду собрать возможно, но встанет проблема коммутации больших токов, чтобы контаткы при замыкании/размыкании цепи не приварились. Можно приспособить для этой цели втягивающее реле от стартера автомобиля.  Также придется найти тестер с клещами постоянного тока (а такие приборы менее распространены и более дороги, чем измерители переменки) и с пределом измерения в несколько сот ампер. Кроме того, измерение продлится недолго, поэтому надо убедиться, что в мультиметре присутствует функция фиксации пикового значения.

Проверка работоспособности АКБ мультиметром — особенности и недостатки способа

Как проверить аккумулятор с помощью мультиметра? Для определения уровня заряда достаточно измерить напряжение на клеммах, при этом батарея должна быть полностью отключена от нагрузки и находиться в таком состоянии не менее 2 часов. Установите мультиметр на нужный режим и диапазон измерений (см. раздел выше). Подключите мультиметр, измерьте напряжение и сверьтесь с таблицей ниже.

Напряжение на клеммах аккумулятора в зависимости от уровня заряда аккумулятора

Напряжение на клеммах холостого хода, В Уровень заряда, %
Низкоантимониальные (Sb/Sb) и гибридные (Sb/Ca) Кальциевые (Ca/Ca) и AGM/гель (Ca/Ca)
12,51-12,66 12,66-12,81 100
12,31-12,46 12,46-12,61 75
12,1-12,25 12,26-12,41 50
11,92-12,07 11,86-12,01 25
11,75-11,90 11,66-11,81

Этот метод довольно прост, но он работает только в том случае, если вы знаете, что аккумулятор находится в хорошем состоянии, и просто решили оценить его заряд. Если батарея старая, измерение напряжения «холостого хода» ничего не даст. Без нагрузки он может быть нормальным, но достаточно включить, например, фары, как те же 12,8 В превратятся в 9-10.

Поэтому для более или менее качественного контроля батареи одного мультиметра недостаточно. Необходимо измерить напряжение заряженной батареи. Как говорится, проверьте его на амперы. В качестве нагрузки мы будем использовать фару мощностью 55 Вт.

Прежде всего, измерьте напряжение на ненагруженной батарее (см. выше) и запишите показания. Теперь подключите нагрузку и подождите 2-3 минуты. Не отключая нагрузку, снова измерьте напряжение. Если напряжение не упало более чем на 0,3-0,4 вольта, то батарея, скорее всего, исправна.

Мнение экспертаАлексий БартошСпециалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники

Задать вопрос Важно: Все вышеперечисленное применимо, если аккумулятор заряжен не менее чем на 75%. Если он менее заряжен, падение напряжения может быть больше

Это не повод для паники. Полностью зарядите аккумулятор и повторите проверку.

Как легко проверить батарейку мультиметром (тестером)

1. Включаем мультиметр, выставив его на значение «Постоянный ток – Амперы». Рекомендуемые порты и значения:

  • порт для щупа №1 – COM;
  • порт для щупа №2 – 10ADC;
  • ручка в положении DAC (или DCA) – максимальное проверочное значение ампер – 10 А (не должно быть ниже 6 Ампер).

Положение «Вольты» для определения тока не используется!

2. Подсоединяем щупы мультиметра к контактам батарейки согласно соотношения:

  • плюс к плюсу;
  • минус к минусу.

Не бойтесь перепутать полярность

В этом случае значение лишь будет с отрицательным знаком «минус» в начале, но для определения числового показателя это не важно

Важно: при выполнении замеров старайтесь не передерживать цепь в замкнутом состоянии, т.к. это может испортить даже новые элементы питания.

Замер должен производиться 0,5 — 1 секунду

Максимум 2 секунды, только чтобы вы смогли увидеть полученные значения ампеража

Замер должен производиться 0,5 — 1 секунду. Максимум 2 секунды, только чтобы вы смогли увидеть полученные значения ампеража.

3. По результатам, высветившимся на экране прибора, определяем нынешний ампераж батарейки, который может колебаться от 0 до 6 ампер (новые батарейки АА Duracell либо Energizer могут показать максимум).

Слишком долго удерживать цепь в замкнутом состоянии не рекомендуется.

Определив числовое значение ампер, электрическую цепь необходимо разомкнуть во избежание порчи элемента питания.

4. Далее делаем вывод о пригодности батарейки для дальнейшей эксплуатации.

Если для маломощного пульта хватит и 1 ампера, то для фотоаппарата понадобится уже 4-6 ампер.

Убедиться, что батарейка справится с нагрузкой, будет проще, если вставить батарейку в необходимый электроприбор.

Чем ниже показать ампеража, тем выше разряд батарейки!

Батарейки, ампераж которых не достигает 1-й единицы, лучше отложить в сторону или использовать в очень маломощных электроприборах вроде настенных часов, простого карманного радио или пульта дистанционного управления.

Для информации напоминаем также номинальные значения вольтажа/напряжения (не путать с амперажем, который мы мерили выше!), указываемого на большей части элементов питания класса АА или ААА:

  • напряжение новой одноразовой (гальванической) батарейки – 1,5 Вольт.
  • напряжение аккумуляторной батарейки – 1,2 Вольта.

Таким образом, легко проверить батарейку мультиметром (тестером) совсем не сложно даже для неподготовленного человека, ничего не смыслящего в электронике и технике.

P.S.

Подчеркнем, что мультиметром мы меряем АМПЕРЫ, а НЕ вольты.

А вот на этикетке батареек указываются именно вольты, потому значения ампеража мы не можем сопоставлять с информацией на упаковке. Это разные вещи.

Измерение под нагрузкой

Самым
правильным способом является замер параметров под нагрузкой. Так называемый
нагрузочный тест.

Раньше,
когда еще не были распространены цифровые мультиметры, а использовались по
большей части стрелочные (типа Э4304), у них у всех был специальный режим для
проверки батареек 1,5В.

Ориентироваться
нужно было по самой верхней шкале. Если при замыкании щупов стрелка прибора
отклонялась максимально вправо – батарейка считалась исправной (держала
нагрузку без особого падения напряжения).

На
современных устройствах редко, но все же можно встретить подобный режим. Вот
например, моделька от ProSkit.

На
ней можно проверить как батарейки 1,5В, так и крону на 9В.

Есть
такая функция и на некоторых электронных девайсах (тип DT830E).

Также
продаются специальные тестеры нагрузочники. Как для пальчиковых элементов, так
и для плоских таблеток.

Хорошо
заряженный элемент 1,5V на мультиметре с функцией
нагрузочника будет давать ток в 4мА, а новая крона на 9V – 25мА.

Такой
тестер работает только с щелочными элементами, на литий-ионных АКБ его
использовать не получится.

Как проверить батарейки мультиметром

Существует два основных способа, как проверить батарейки мультиметром: с нагрузкой и без.

Без нагрузки

Этот метод чаще всего используют для проверки «пальчиковых» элементов питания (батарейки типа АА и ААА). Процесс измерения происходит так:

  1. На мультиметре включают режим «измерение напряжения», и устанавливают предел до 10-20 В.
  2. Щупы тестера прикладывают к токовыводам батарейки – чёрный к «минусу», красный к «плюсу».
  3. Проверка должна длится не больше 30-40 секунд.

Работоспособность батарейки определяют по полученным показателям.

Напряжение, В Состояние батарейки
≤1 Практически полностью разряжена и подлежит утилизации
1,2-1,35 Посажена, но подойдёт для использования в маломощных приборах
≥1,35 Заряжена, потому сбои в работе прибора могут быть вызваны другими проблемами

Ещё несколько приборов.

Под нагрузкой

Считается что такой способ проверки даёт более точную информацию о состоянии батарейки. Его суть заключается в подключении к тестеру элемента питания и какого-либо устройства с маленькой мощностью. Для этих целей подойдут:

  • карманный плеер;
  • маленькая лампочка от фонарика;
  • машинка для удаления катышков.

Измерение под нагрузкой обычно проводят для элементов питания с пометкой «Rechargeable». Мультиметр даёт информацию об остаточном напряжении и предельной ёмкости АКБ. Чтобы получить данные о ёмкости батареи, измерение проводят после предварительной зарядки.

Измерение под нагрузкой проходит так:

Подключение

С помощью проводов к мультиметру подключают нагрузочный прибор и аккумулятор.

Время

После подключения засекают время и проводят измерение до тех пор, пока напряжение не снизится до 1В.

Математика

Полученное время умножают на силу тока и получают фактическую ёмкость АКБ.

Результат

Если полученные результаты не особо отличаются от заявленных – аккумулятор находится в рабочем состоянии.

Как проверить батарейку мультиметром в зависимости от типа элемента

С проверкой батареек типа АА и ААА обычно не возникает вопросов, так как токовыводы у них находятся на разных концах корпуса. Кроме знакомых «пальчиковых» в быту часто используют и другие виды элементов питания. Как проверить работоспособность батарейки типа «таблетка» или «крона» знают не все.

Элементы типоразмера «крона» имеют уплощённую форму. Электроды у таких батареек расположены на одной стороне.

Напряжение полностью заряженного элемента должно составлять 9 В. Если значение падает до уровня 8,7 В и ниже – батарейка считается непригодной к использованию.

У батареек-таблеток «минус» находится на плоской стороне, а «плюс» на округлой. Проверка таких элементов позволяет определить лишь силу тока. У новых, заряженных батареек, этот показатель должен быть равен 4-6 А.

Элементы питания.

Как узнать фактическую емкость аккумулятора 18650

Перезаряжаемые элементы типоразмера 18650 широко распространены и применяются для питания автономных устройств. Узнать их реальную емкость можно с помощью различных методик, но они должны предусматривать полный цикл заряда или разряда.

Визуально по маркировке

При покупке элемента питания покупатель ориентируется на емкость, указанную продавцом. Этот параметр наносится на корпус источника или на упаковку крупными символами.


Упаковка литий-ионного аккумулятора емкостью 2500 мА*ч

К сожалению, этот способ достоверен только для новых элементов, не бывших в эксплуатации и не хранившихся в течение долгого времени. К тому же доверять можно декларациям только проверенных производителей, дорожащих своей репутацией. Малоизвестные изготовители (особенно, из Юго-Восточной Азии) часто заявляют завышенные характеристики своих изделий. Отсюда в продаже появляются элементы с «емкостью» в 15000 мА*ч и даже в 30000 мА*ч.


Элементы с заявленной емкостью 15000 мА*Ч

Зарядкой известным током

Самый достоверный (а точнее – единственный достоверный) способ проверить реальную емкость аккумулятора 18650, как и любого другого возобновляемого элемента – провести контрольный разряд заданным током. Например, если разряд производится током 500 мА и продолжается 6 часов, то фактическую емкость можно рассчитать, как 500*6=3000 мА*ч.

Чтобы провести такой замер, потребуются:

  • амперметр;
  • вольтметр;
  • нагрузка с известным сопротивлением.

В качестве нагрузки удобно использовать лампочку накаливания на соответствующее напряжение (или несколько, чтобы создать достаточный ток), которая служит определенным стабилизатором тока. В качестве амперметра и вольтметра можно использовать один мультиметр, переключая его то в один режим, то в другой.


Схема контрольной разрядки элемента питания

Если есть источник питания со стабилизированным током, можно использовать обратный метод – зарядка стабильным током. В этом случае нагрузка не нужна. Аккумулятор надо разрядить до нуля, а потом зарядить известным током, который будет иметь одну и ту же величину в течение всего процесса. Надо засечь время зарядки от 0% до 100%, а по окончании посчитать емкость по формуле С=t*I, где:

  • С – фактическая емкость, мА*ч;
  • t – время заряда в часах;
  • I – ток в миллиамперах.

Этот способ точнее предыдущего, потому что при разряде очень трудно обеспечить неизменность тока в нагрузку. Следует помнить, что емкость зависит от тока разряда (заряда), поэтому будет разница при замерах, выполненных при разном токе (чем меньше ток, тем больше емкость и наоборот).

При экспериментах с замером характеристик важно не допустить глубокого разряда аккумулятора. В противном случае он выйдет из строя

Интеллектуальным зарядным устройством типа Liitokala Lii-500

Чтобы не подбирать элементы для сборки схемы, можно воспользоваться «умным» зарядным устройством. Многие пользователи хорошо отзываются о заряднике Liitokala Lii-500. Он заряжает батареи стабилизированным током (можно выбрать от 300 до 1000 мА).


Тестирование батарей с помощью прибора Liitokala Lii-500

Для определения фактической емкости аккумуляторов можно выбрать быстрый тест или длительный тест. Быстрый тест подразумевает разряд до нулевого уровня с последующим полным зарядом, во время которого замеряется фактическая емкость. При длительном тестировании производится еще и контрольный разряд.

У прибора имеется функция замера внутреннего сопротивления, но, по оценке пользователей, она дает не очень точные результаты.

Тестер емкости

Существуют и другие тестеры емкости, с помощью которых можно определить параметры и проверить на работоспособность аккумуляторы различного типа

Надо лишь обратить внимание на методику измерения. Некоторые из них не проводят полный цикл зарядки и разрядки, а в ускоренном порядке вычисляют емкость по алгоритму известному лишь производителям

Достоверность таких измерений невелика.

В видео: Проверенный способ проверки невысокотоковых 18650

Основные технические характеристики пальчиковой батарейки АА-типа

Технические характеристики пальчиковых элементов АА влияют на их стоимость, срок службы, область применения и пр. Характеризуются:

  • составом;
  • емкостью и силой тока;
  • весом;
  • сроком годности;
  • возможностью повторной зарядки.

Батарейка АА имеет форму цилиндра. На одном крае находится положительный полюс в виде возвышения, обозначенный плюсом. С другой стороны – отрицательный полюс со знаком минус в виде плоского диска. Корпус запаян в этикетку с информацией о производителе, типе батареи, емкости и силе тока, сроке годности.

Состав батарейки АА

Выработка энергии в элементе происходит в результате химической реакции, в которой участвуют металлические электроды и электролит в жидком или твердом виде. В зависимости от материалов, используемых при изготовлении, элементы бывают:

  1. Солевыми. Дешевые по стоимости. Имеют низкую емкость. Можно использовать в приборах с невысоким потреблением напряжения: часах, пультах, электронных весах, термометрах. Маркировка таких элементов – R6.
  2. Щелочными или алкалиновыми. Имеют достаточную емкость для использования в приборах с умеренной нагрузкой. Кратковременно можно эксплуатировать при повышенной нагрузке. Подписаны “ALKALINE” или кодом LR6.
  3. Литиевыми. Достаточно дорогие. Подходят для приборов с высоким потреблением энергии: фотоаппаратов, портативных гаджетов, фонарей и пр. Обозначение – CR6.

Размер и вес

Габариты батарейки АА:

  • диаметр – 14,5 мм;
  • высота – 50,5 мм.

Солевые весят от 14 до 18 г. Вес щелочных колеблется в пределах 22-24 г. Литиевые самые тяжелые – 30 г.

Емкость и сила тока

Емкость определяет, сколько времени батарея может питать подключенный к нему предмет – потребитель электрической энергии. Чем выше емкость, тем дольше элемент служит. Единицей измерения емкости является mAh – миллиампер в час. У солевых батарей она равна 550-1500 mAh. Емкость щелочных батареек – 1000-2980 mAh. Литиевые имеют 2000-3000 mAh.

Сила тока зависит от внутреннего и внешнего сопротивления источника питания. В батарейках АА она примерно равна 750 mAh.

Срок годности батареек АА

Срок эксплуатации зависит от емкости элемента и температуры хранения.

  1. Солевые имеют срок годности 2-3 года. Длительное хранение уменьшает емкость в 2 раза. Холод понижает заряд до нуля.
  2. Щелочные – до 5 лет. Низкие температуры содержания позволяют сохранить заряд и уменьшить саморазрядку.
  3. Литиевые. Имеют срок службы до 10 лет. Могут работать при отрицательных температурах.

Как проверить заряд АКБ по индикатору

На многих необслуживаемых аккумуляторах установлены индикаторы заряда, позволяющие визуально определить состояние батареи. Эта опция впервые появилась на японской продукции и быстро завоевала популярность благодаря удобству и доступности.

Гидрометр, как называют индикатор, представляет собой прозрачное окошко на крышке батареи. Цвет окошка меняется в зависимости от состояния АКБ:

  • Зеленый — полный заряд.
  • Серый либо белый — нужно зарядить.

У некоторых индикаторов окошко краснеет при потере емкости.

Принцип действия прибора основан на изменении плотности электролита при разном уровне заряда. Работает это так:

К окошку прикреплена трубка с зеленым поплавком.

  • При зарядке аккумулятора плотность электролита растет и поплавок поднимается, приближаясь к окошку.
  • Если АКБ разряжена, плотность падает и шарик тонет в электролите. В результате окошко индикатора меняет цвет на серый или черный.

В некоторых моделях индикаторов имеется красный шарик, который всплывает при снижении плотности электролита. Этим обеспечивается красная индикация разряда.

При падении уровня электролита через окошко будет виден не шарик, а непосредственно электролит. Чтобы предотвратить разрушение пластин, в банки нужно долить дистиллированную воду и зарядить аккумулятор.

Достоинство индикатора в том, что устройство позволяет определить состояние батареи без применения специальных приборов. Это удобно при покупке аккумулятора или в дорожных условиях, когда нужно быстро проверить состояние АКБ. Однако индикация при помощи поплавка не всегда позволяет сделать точные выводы о работоспособности аккумулятора. Поэтому в случае сомнений нужно использовать мультиметр или нагрузочную вилку. Они пригодятся и в случае, когда нужно проверить батарею, не оснащенную индикатором.

Проверка заряда элемента питания

Проверяют зарядку питания при помощи цифровых электронных мультиметров и аналоговых вольтметров. Применение первых измерительных приборов более популярно и распространено, так как мультиметры имеют небольшую стоимость, просты в использовании и обслуживании.

Проверка заряда без нагрузки

Заряд питания без нагрузки (в так называемом «режиме холостого хода») измеряется следующим образом:

  1. Регулятор мультиметра устанавливается в режим измерения постоянного напряжения;
  2. Выбирается предел измерения до 20 В;
  3. Соблюдая полярность, щупы прибора прикладываются к полюсам батарейки (красный – к положительному, черный – к отрицательному);
  4. Значение заряда (напряжения) мультиметр с небольшой погрешностью покажет на своем дисплее через 2-3 секунды.

На заметку. Перед тем, как измерить заряд батарейки мультиметром, необходимо убедиться в том, что ее полюса не загрязнены и не покрыты пленкой окислов. Все визуально заметные загрязнения удаляют смоченной в спирте ваткой или чистой ветошью. Также необходимо использовать прибор, исправность и точность измерений которого проверена временем.

Полученное при измерении значение сравнивают с тем, которое указано на питании. Так, например, если значение напряжения элемента форм-фактора типа АА меньше 1,0 В, то это означает, что он разряжен и не пригоден для дальнейшего использования.

Проверка электрических батареек мультиметром под нагрузкой

Проверка батареек мультиметром производится следующим образом:

  1. К проверяемому питанию параллельно подключают нагрузочный элемент;
  2. Соблюдая полярность, к полюсам прикладываются щупы мультиметра;
  3. Спустя примерно 35-40 секунд, с дисплея прибора снимается фактическое значение заряда питания под нагрузкой.

Работоспособность и возможность дальнейшего использования питания определяются в зависимости от полученного при таком измерении значения. Так, например, если напряжение пальчикового элемента типа АА меньше 1,1 В, он считается разряженным и может быть утилизирован; батарейки с напряжением от 1,2 до 1,3 В можно использовать в пультах дистанционного управления и настенных часах. Полностью заряженными и пригодными для использования по назначению считаются питания с напряжением под нагрузкой выше 1,35 В.

Проверка батареек способом измерения силы тока

Еще одним способом того, как проверить батарейку тестером, является измерение силы тока.

Производят подобное измерение следующим образом:

  1. Красный щуп прибора подключают к разъему для измерения постоянного тока (гнездо с маркировкой «COM»);
  2. Ручку регулятора прибора устанавливают на максимальное для данного мультиметра значение измеряемого постоянного тока – 5 или 10 А;
  3. Батарейку зажимают в руке и прикладывают черный щуп к отрицательному полюсу;
  4. Красным щупом касаются положительного полюса на несколько секунд, запоминая окончательное значение, которое покажет прибор.

Разряженные питания будут иметь результат подобного измерения меньше 1,7 А.

Как проверить батарейку без приборов

Самый простой щелочной или алкалиновый пальчиковый элемент питания можно проверять на степень зарядки без использования различных измерительных приборов следующим образом:

  1. Батарейку берут за верхнюю часть с положительной клеммой двумя пальцами и поднимают над поверхностью стола на 2,5-3,0 см;
  2. Разжимая пальцы, дают элементу удариться отрицательным полюсом о поверхность стола. Заряженные элементы при соприкосновении с твердой поверхностью издают глухой звук и не падают на бок, оставаясь в вертикальном положении.

Также можно узнать, насколько разряжена та или иная батарея, вставив ее в фонарь. По яркости свечения светодиодов можно судить о том, насколько заряжен вставленный в него элемент.

Как проверить батарейку с индикатором заряда

Некоторые модели батареек имеют специальный встроенный индикатор заряда – полоска с определенным количеством светящихся сегментов из термокраски.

Проверка заряда модели с таким приспособлением производится следующим образом:

  • Двумя пальцами разных рук касаются круглой контактной площадки у положительного и полукруглой – у отрицательного;
  • По заполнению индикаторной полоски светящимися сегментами судят о полноте заряда элемента.

Проверка емкости АКБ телефона

Проверку аккумулятора телефона можно провести как с помощью простого тестера, так и без него. Бывает так, что батарея прекращает работать внезапно. Часто это связано с использованием для быстрой, капельной подзарядки внешнего источника тока в виде power bank, из-за чего необходимость определить реальную емкость аккумулятора Li-Ion откладывается на неопределенное время. Устройство типа power bank, безусловно, незаменимо в тех случаях, когда необходимо срочно подзарядить батарею. Однако постоянное использование только внешнего аккумулятора для зарядки мобильника может привести к преждевременному выходу из строя его батареи.

Для смартфонов, как и для ноутбуков, в Сети есть специальные программы в виде приложений, с помощью которых можно проверить состояние АКБ. Одна из самых популярных и универсальных программ для смартфонов — iBackupBot. Лучше установить ее вначале на компьютер, а потом подключить мобильный. В меню нужно найти пункт «Больше информации», зайти в него, и там отобразится количество циклов «заряд-разряд» и сама емкость АКБ.

На андроид производства Китай лучше всего установить приложение Battery, которая точно покажет и температуру АКБ, и ее напряжение, и ёмкость. Можно  попробовать воспользоваться и программным кодом без инсталляции приложения (*#*4636#*#*), но для андроидов набор определенных комбинаций цифр и значков срабатывает не всегда.

С помощью тестера проверить емкость аккумулятора телефона также просто. Он представляет собой небольшой цифровой прибор с дисплеем и кабелем с подключением к USB. Перед началом измерения нужно полностью разрядить АКБ сотового и только затем подключить телефон и его зарядное устройство к тестеру через USB-провод.

При этом нужно иметь в виду, что показатель остаточной емкости АКБ высвечивается на дисплее не сразу, а растет постепенно. Находится он обычно в левом нижнем углу экрана тестера. Оптимальное число емкости аккумуляторной батареи телефона составляет приблизительно 2100-2200 мАч, что соответствует 100%. Если этот показатель падает меньше 50%, батарея нуждается в замене.

Разновидности мультиметров

Для начала следует знать, что мультиметры бывают цифровыми и аналоговыми (стрелочными, еще среди электриков они известны как «цешка»). Вторые известны электрикам уже давно, но использовать их без специальных знаний и практики достаточно сложно.

  • нужно уметь разбираться в шкалах прибора, которых на стрелочном мультиметре несколько;
  • прибор следует держать в таком положении, когда стрелка на нем не будет «гулять» по шкале.

Именно поэтому, если есть такая возможность, лучше пользоваться цифровым мультиметром. Мы также будем рассматривать примеры с использованием именно цифрового прибора, так как самостоятельно обучиться работать с аналоговыми мультиметрами довольно сложно.

Разновидностей цифровых мультиметров достаточно много, но принцип их работы похож между собой – различие состоит только в количестве функций прибора. Соответственно, от функциональности мультиметра зависит и цена, поэтому прежде чем его приобретать, определитесь, для чего он вам нужен.

Мультиметр состоит из:

  • самого прибора;
  • двух щупов (черного и красного);
  • источника питания (батарейка «Крона» на 9 В).

Итак, в чем же состоят особенности использования этого измерительного прибора и как проверить амперы мультиметром?

Как определить емкость батареек с помощью мультиметра

Мультиметр помогает определить показатель энергоемкости. Чтобы его узнать, потребуются умные зарядные приборы. У них высокая цена, поэтому приобретать устройства лишь для вычисления вместимости 2-3 аккумуляторов нет смысла.

Для измерения можно применить простой метод, предварительно воспользовавшись мультиметром, соблюдая некоторые тонкости. В процессе нужно определить значение тока любой батареи. При этом измеряется точное время, при котором элемент питания отдавал электрохимическую энергию.

Замеры не будут стопроцентно точными, но покажут максимально близкое число.

В литий-ионных АКБ присутствует своя шкала разрядов, показывающая зависимость напряжения от заряда. Чтобы она не отразилась на измерениях, собирают линейное приспособление в 2,7-3 В.


(регулятор в положении “20V”).

Использование линейного стабилизатора

При использовании линейного устройства необходимо установить значение тока, которое рассчитывают из напряжения (U) батарейки 2,7 В. С помощью стабилизатора проводят подключение резистора, который можно изготовить своими руками или приобрести готовый прибор в магазине.

После этого измеряют ток в цепи и устанавливают секундомер. В дальнейшем нужно следить за показателями U на клеммах. Секундомер отключают при достижении уровня в 2,7 В и записывают показания.

Значение высчитывают, умножая начальное время на ток, передвигающийся по цепи с помощью сопротивления. Так можно более точно узнать объем емкости АКБ. Если нет возможности конструирования стабилизатора, то замеры и подсчеты проводить тяжелее.

Использование переменного резистора

Чтобы тестирование прошло хорошо, понадобится небольшая батарейка, например 14500 с емкостью 300 мАч. Для проверки потребуется переменный резистор в 100 Ом. Если берут устройство с постоянным током, то процесс осложнится. Результаты нужно будет фиксировать и проводить расчеты потраченной вместимости на отдельных участках шкалы. Для определения значения высчитывают средний арифметический показатель тока.

Для измерения емкости батареи применяют резистор переменного тока, где сопротивление уменьшается постепенно, пока разряжается аккумулятор. В это время показатели тока должны находиться на одном уровне.

Измерение ёмкости аккумуляторной батареи с помощью мультиметра и переменного резистора.

На мультиметре устанавливают положение вольтметра для измерения напряжения и замеряют его показатели на клеммах. При неполном уровне заряженности устройство разряжают с помощью тока 450-500 мА. При этом периодически снижают сопротивление и контролируют напряжение.

Секундомер отключают, когда уровень достигнет 2,7 В. Для полного разряжения батарейки при токе в 500 мА потребуется 25-30 минут. Полученный показатель умножают на время в часах и получают реальное значение вместимости АКБ. Этот способ измерения емкости является наиболее точным благодаря математическим вычислениям.

Как проверить АКБ

Изучая, как померить емкость аккумулятора мультиметром, необходимо рассмотреть процедуру для батареи транспортного средства. Полноценная проверка автономного источника питания позволит избежать неполадок в электросети автомобиля, продлить срок эксплуатации АКБ.

Сначала аккумулятор необходимо отсоединить от системы машины. Допускается отключать только контакт «минус». Далее нужно включить мультиметр. Режим теста устанавливается в диапазон от 0 до 20 В.

Щупы мультиметра подсоединяют к контактам аккумулятора. К положительной клемме подводится красный провод, а к отрицательному выходу – черный. При правильном выполнении этой процедуры на экране прибора появится результат измерений.

Измерения при работающем двигателе

Поставьте авто на ровную площадку, откройте капот, поставьте на ручник и заведите. При заведенном моторе работает генератор и регулятор напряжения, которые заряжают аккумулятор. Поэтому напряжение на клеммах должно быть в пределах 13,5-14 вольт. В некоторых авто при разряженной АКБ и низкой температуре воздуха электроника автоматически увеличивает напряжение, чтобы ускорить зарядку. При этом оно должно плавно опускаться по мере заряда. Если этого не происходит, в банках активизируется процесс электролиза. Электролит начнет интенсивно выкипать. Перезаряд особенно опасен для современных гелевых батарей с ограниченным газовыделением.

Напряжение менее 13,4 вольт — признак недозаряда. Работа в таких условиях способствует сульфатации пластин и сокращает срок службы батареи.

При измерении напряжения нужно отключить все мощные потребители: фары, отопитель, аудиосистему. Иначе мощности генератора при работе на холостом ходу будет недостаточно для поддержания оптимального уровня напряжения.

Возможно несколько причин пониженного напряжения на клеммах:

  1. Плохой контакт.
  2. Поломка генератора.
  3. Неисправность регулятора напряжения.

Нельзя эксплуатировать машину, аккумулятор которой работает в режиме недозаряда. Нужно безотлагательно локализовать и устранить причину сбоя. Если напряжение на клеммах и выходе генератора сильно отличается, нужно зачистить контакты на АКБ наждачкой или надфилем.

После проверки без нагрузки нужно включить фары и другие мощные потребители энергии, добавить обороты двигателя и повторить измерения. Если на высоких оборотах под нагрузкой напряжение падает до 13,4 вольт и ниже — требуется диагностика системы генератора и блока управления.

Как проверить аккумулятор мультиметром с отключенным двигателем?

Средний показатель, при проверке аккумулятора мультиметром, на неработающем моторе должен находится в пределах 12,5–13 В, при этом верхнее значение указывает на 100 % заряда, а нижнее – на 50 %. Числа приблизительные, но общую картину по ним понять просто. Также не стоит забывать, что снимать показания стоит непосредственно перед поездкой, а не после нее, как только вы заглушили двигатель. Особенно хорошо проводить ее, когда машина некоторое время не использовалась, например, утром, после ночи в гараже. Так видно, насколько хорошо АКБ способен держать заряд.

Теперь вы понимаете, как проверить заряд аккумулятора автомобиля мультиметром. Этот прибор стоит приобрести каждому автомобилисту. Некоторые полагаются на показания бортового компьютера, но он не предоставляет достаточной точности. Встроенный вольтметр подключен к цепи приборов, расходующих энергию, а не напрямую к аккумулятору, следовательно, часть электричества расходуется «по дороге».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *