Как проверить катализатор на забитость: пошаговая инструкция, устройство и рекомендации

Содержание:

Причины и последствия неисправности

Причины

Основными и наиболее вероятными причинами могут быть:

  • Он может быть забит из-за некачественного топлива. Из-за низкого качества топлива, катализатор забивается различными его компонентами. В ходе эксплуатации автомобиля, эти компоненты постепенно накапливаются в фильтре. Если фильтр забит, то выход выхлопных газов затрудняется, и мотор начинает «задыхаться». Это отрицательно влияет на тягу двигателя и динамику;
  • Неисправная работа двигателя. Маслосъемные кольца могут частично выйти из строя, в результате несгоревшие остатки масла попадают в фильтр и забивают его. В народе это называют «жор масла из-за забитого катализатора»;
  • Выхлопная система работает неисправно – ещё одна причина того, что забит катализатор;
  • Механические повреждения в самом катализаторе. Частая езда по неровной местности приводит к разрушению катализатора. Его мельчайшие частицы разлетаются и забивают соты фильтра. Тогда мотор начинает неправильно функционировать.

Основной принцип работы, состав и симптомы забитого катализатора теперь нам понятны. Это значит, что половину проблемы мы решили. Как говорится, предупреждён, значит, вооружён

Для общего представления обратите внимание на забитый катализатор в фото.Это довольно ужасное зрелище. Сетка чёрная и грязная, забита копотью, а выход отработавшихся газов будет затруднительным

Это и есть результат пробега более 100 тысяч километров или частого использования топлива плохого качества:

Последствия

Неисправность или забитость данного устройства может создать серьёзные проблемы вплоть до поломки целого двигателя. Последствия зависят от степени поломки. Если «каталик» забит, то машина может завестись не с первого раза или заглохнуть во время движения.

Автомобиль может употреблять больше топлива, чем положено. Оттого, что забит катализатор, выхлопные газы могут вернуться в цилиндр, из-за чего вся цилиндропоршневая система может выйти из строя. Движок будет работать на износ и, в конце концов, сломается.

Как видим, из-за одного устройства могут поломаться важные детали автомобиля. На установку новых запчастей уходят приличные деньги, особенно на двигатель. Чтобы его установить, придётся пожертвовать 50–100 тысячами рублей. А без двигателя работа автомобиля невозможна.

Что делать, если выявили, что катализатор забит? В данном случае каждый автовладелец поступит по-своему. Кто-то отвезёт на ремонт свой автомобиль, кто-то решит заменить «каталик» самостоятельно. Все варианты хороши. Давайте обсудим каждый из возможных вариантов:

  • Замена на новый. Покупка и установка нового катализатора займёт от 8,5 до 20 тысяч рублей. Если считать по отдельности, новое устройство стоит 7,5–15 тысяч. А установка обойдётся в 1,5–2 тысячи. Стоимость изделия зависит от его оригинальности (есть оригинальные и неоригинальные), марки и других менее значимых показателей. Плюс ещё есть дополнительные услуги, предоставляемые мастером.
  • Самостоятельная чистка производится в случае, если его ещё можно почистить. Но это не подлежащее ремонту устройство, поэтому опытные люди советуют совершить утилизацию катализатора. «Каталик» можно удалить, но это может стоить выхлопной системы. Но если вам всё равно на чистоту окружающего мира и у вас крепкий иммунитет, то можете смело избавляться от него, чтобы в будущем не возвращаться к этой проблеме.
  • Установка спортивного катализатора. Он стоит дороже, чем обычный: 10 тысяч рублей без учёта установки мастером. Если установите, то прибавите дополнительных 5 – 10% л.с. к мощности автомобиля. При этом выполните норматив ЕВРО 4-5. К такому катализатору не полагаются дополнительные настройки и прочие изменения. Спортивный вариант выглядит вот так:

Способы очистки нейтрализатора

Специалистами по ремонту автомобилей практикуются следующие варианты очистки каталитического нейтрализатора:

  • профилактическая чистка моющим средством;
  • многократная промывка;
  • механическая чистка.

Профилактическая чистка, как правило, проводится при пробеге 70 – 80 тыс. км. Такой способ позволяет обойтись без демонтажа детали. Обычно применяют жидкость типа Hi-Gear HG3270.

Многократная промывка применяется для очистки сильно загрязнённого элемента. Для того чтобы очистить нейтрализатор таким способом потребуется разобрать часть выхлопной системы автомобиля. При таком способе используется в основном жидкость типа ABRO.

Механическая чистка проводится с помощью компрессора и щётки. Такой вариант очистки каталитического нейтрализатора также выполняется на демонтированном участке выхлопной трубы.

Как почистить катализатор не снимая с машины?

Наиболее подходящей жидкостью для чистки катализатора является Hi-Gear HG3270.

Это профессиональное средство позволяет не только эффективно удалить нагар на элементах выхлопной системы автомобиля, но и почистить карбюратор, топливопровод и бак машины от отложений.

После использования очистителя Hi-Gear наблюдаются следующие положительные изменения в различных системах автомобиля:

  • удаляются углеродные отложения;
  • увеличивается мощность двигателя;
  • снижается расход топлива;
  • понижается токсичность выхлопных газов;
  • устраняется повышенная детонация топлива.

Все эти преобразования возможны только в том случае, если для очистки катализатора будет использоваться только оригинальное средство. Также следует внимательно отнестись к рекомендациям по использованию Hi-Gear.

Инструкция по применению очистителя Hi-Gear

Чистка катализатора автомобиля с помощью Hi-Gear HG3270 будет успешной только в том случае, если будут соблюдены следующие условия:

  1. Наполнить бензобак на 1/3.
  2. Залить очиститель Hi-Gear в бензобак.
  3. Заправить бак на 100%.
  4. Эксплуатировать машину до полной выработки всего объёма топлива.

Одной упаковки Hi-Gear достаточно для заливки в топливный бак объёмом 60 – 70 литров.

Для получения максимального эффекта не рекомендуется дозаправлять машину в процессе эксплуатации на топливе с присадкой. В противном случае произойдёт снижение концентрации действующего вещества, что негативно отразится на процессе удаления отложений, образовавшихся на ячейках катализатора.

Смотрите видео про очиститель каталитического нейтрализатора Hi-Gear HG3270:

Механический метод

Можно ли промыть катализатор, если эта деталь сильно загрязнена? В этом случае лучше воспользоваться механическим методом очистки детали.

Выполняется эта работа в такой последовательности:

  1. Катализатор снимается с выхлопной системы машины.
  2. Загрязнившиеся соты с помощью мелкой наждачной бумаги аккуратно очищаются.
  3. Каталитический нейтрализатор продувается сжатым воздухом.

Механический метод особенно хорошо показал себя при очистке катализаторов машин, работающих на дизеле. Эта деталь сильно загрязняется в таких автомобилях, поэтому при аккуратном подходе удаётся восстановить пропускную способность изделия.

Советы и рекомендации

Если после добавления присадки в бензин не удалось восстановить работоспособность катализатора, то тогда не обойтись без разборки выхлопной системы автомобиля.

Если способ механической очистки своими руками по тем или иным причинам невозможно будет выполнить, то можно попытаться промыть жидкостью для очистки катализаторов.

Человек на видео, рассказывает про промывку катализатора своими руками:

Прежде, чем почистить катализатор необходимо убедиться в том, что его внутренние части не деформированы. Если в результате проверки будут выявлены значительные участки с оплавленными сотами, то потребуется полная замена каталитического нейтрализатора.

Несмотря на рекомендации полного удаления катализатора из выхлопной системы автомобиля многими гаражными мастерами, делать этого не стоит. Отсутствие катализатора в машине значительно увеличивает токсичность продуктов образующихся в результате сгорания автомобильного топлива.

Источник

Каковы симптомы засоренного катализатора?

Вы можете вовремя позаботиться о каталитическом нейтрализаторе вашего автомобиля, если узнаете основные симптомы, указывающие на его засорение.

Снижение производительности или простои двигателя во время работы Если вы заметили, что ваш двигатель работает прерывисто, даже если вы нажали педаль акселератора, это может быть связано с проблемой с каталитическим нейтрализатором. Когда каталитический нейтрализатор засорен или заблокирован, это предотвращает прохождение газов через него и создает противодавление в выхлопной системе, что влияет на рабочие характеристики и производительность двигателя.

Перегрев из-за теплового удара Термический шок обычно является результатом очень богатой топливной смеси, которая содержит несгоревшее топливо. Эта смесь попадает в катализатор, сгорает непосредственно в нем, плавит субстрат и вызывает засорение конвертера.

Чтобы проверить, в порядке ли ваш каталитический нейтрализатор, вам нужно посмотреть, что показывает датчик кислорода, который находится в выхлопной трубе и показывает, является ли топливная смесь богатой или бедной. Другой способ проверить это — осмотреть внешнюю поверхность катализатора на предмет видимых повреждений. Если вы заметили изменение цвета или искажения в корпусе, это означает, что вам следует посетить мастерскую, поскольку, скорее всего, ваш катализатор забит из-за теплового удара / шока.

Какие катализаторы не принимают скупки

При приемке автомобильных нейтрализаторов компании, занимающиеся утилизацией, следуют общепринятым требованиям:

  1. керамическая масса б/у детали должна быть отделена от сажевого фильтра;
  2. недопустимо наличие в керамической массе асбеста, элементов керамической сетки, отпилков, сажи, песка и прочих инородных вкраплений. Сдаваемый на утилизацию материал должен соответствовать естественной влажности не более 2%;
  3. металлический элемент носителя должен представлять собой цельный кусок. В противном случае он утрачивает не менее 50% драгоценного напыления.

Нетрудно сделать вывод, что выгоднее всего сдать каталитический нейтрализатор, не доведенный владельцем авто до крайней степени износа.

Немного истории

Впервые катализаторы были использованы в 70-е годы прошлого века, хотя разработка устройства была произведена на 20 лет раньше.

В течение долгих лет применения они совершенствовались и сегодня представляют собой качественные устройства, хорошо выполняющие свои функции.

Причиной появления катализаторов стала острая проблема загрязнения воздуха, что сделало установку узлов обязательным для всех производителей автомобилей.

Их создателем  является Юджин Гудри — талантливый инженер, который принялся за разработку «очистителя» после ознакомления со сводками об уровне смога на улицах своего города.

Как уже упоминалось, данные устройства стали монтироваться на авто лишь в 70-х годах. И это притом, что первый каталитический нейтрализатор был создан в 1953 году. Но тогда попытка оказалась провальной, ведь очистку нельзя было реализовать из-за большого объема свинца в американском бензине.

Как следствие, выпуск нейтрализаторов не имел значения. Применение столь вредного для атмосферы топлива было запрещено лишь в конце 20-го века после разработки специального дополнения к спец закону «О чистом воздухе».

Со временем катализатор Хоудри был переработан группой инженеров под легковой транспорт (под руководством Карл Д. Кита). Новый тип устройств получил название каталитического конвертера с 3-мя путями.

Решение о их внедрении стало переломным моментом в экологии и позволило снизить негативную нагрузку на окружающую среду.

Как определить, что катализатор нуждается в замене

Как правило, катализатор считается вышедшим из строя, если его каталитический слой сгорел в процессе эксплуатации. В автомобилях с современной бортовой системой при поломке нейтрализатора загорается ошибка. Если же автомобиль не новый, то определить приближающийся выход из строя нейтрализатора можно по следующим признакам:

  • Тяга на больших оборотах временно или постоянно пропадает.
  • Автомобиль стал хуже заводиться «на горячую». По утрам, при этом, мотор долго не заводится.
  • Начали пропадать обороты. Например, когда вы давите на газ, а тахометр еле-еле доходит до 2 – 4 тысяч оборотов, но выше стрелка не идет. При этом автомобиль начал потреблять больше топлива.

Эти признаки свидетельствуют о том, что катализатор находится в «полурабочем» состоянии, то есть еще работает, но уже пора менять. А если нейтрализатор вовсе «приказал долго жить», то вы заметите, что машина начала слишком долго заводиться, но даже если мотор и начинает работать, но почти сразу он глохнет. Либо автомобиль и вовсе не заводится. Убедиться что причина в этом случае именно в катализаторе довольно просто: нужно завести мотор и подойти к выхлопной трубе, если выхлопные газы не идут (вы их не чувствуете рукой), значит пришло время менять составную часть выхлопной системы.

Как понять, что он вышел из строя?

В результате оплавления ячеек или разрушения керамики, крошка забивает следующие по ходу движения выхлопных газов «блинчики». Двигателю становится тяжело дышать, он не может выдуть выхлоп.

Из этого вытекают первые признаки выхода из строя катализатора:

  1. Двигатель теряет мощность. Многие водители жалуются, что машина перестает ехать, пропадает динамика;
  2. На приборной панели выпадает ошибка «Check Engine». При сканировании блока управления мотором это ошибка по второй лямбде;
  3. Некоторые отмечают, что при поломке частично или полностью пропадает выхлоп их выхлопной трубы;
  4. Увеличивается расход топлива.

Основные симптомы забитого катализатора

Чтобы предотвратить поломку, важно регулярно проводить диагностику автомобиля. Кроме того, существуют конкретные признаки износа катализатора, которые помогут выявить проблему на ранних стадиях:

  1. Двигатель заводится с трудом и глохнет после запуска.
  1. На приборной панели горит индикатор Check Engine, или, как его еще называют, «чек» двигателя.
  1. Выхлопные газы еле-еле выходят из трубы. Этот признак говорит о том, что катализатор серьезно забился.
  1. Автомобиль теряет в мощности и динамике, слабо откликается при нажатии на газ, при этом увеличивается расход топлива и моторного масла.
  1. Во время холодного пуска двигателя появляется едкий запах, которого раньше не было. Обычно этот признак свидетельствует о разрушении катализатора.
  1. При разгоне или перегазовке слышен неприятный металлический звук.

Что делать, если катализатор вышел из строя?

Если признаки сломанного катализатора налицо, использование такой машины чревато негативными последствиями. Лучше заранее решить проблему, пока она не повлекла за собой другие. Существует несколько способов:

  1. Попытаться промыть или прочистить устройство. Это может помочь только в случае несильного засорения. Если катализатор оплавлен или разрушен, либо его соты полностью закупорены, этим способом решить проблему не получится.
  1. Заменить устройство на новое. Тут есть два нюанса: оригинальная деталь будет стоить очень дорого, а дешевый универсальный катализатор довольно сложно правильно подобрать.
  1. Установить пламегаситель вместо катализатора. Правда, для корректной работы электронного блока управления его придется либо перепрошить, либо использовать так называемые обманки.

Попробовали прочистить катализатор, но все симптомы указывают на то, что проблема не решена? Значит, единственный выход — демонтировать устройство, чтобы заменить на новое или установить пламегаситель. Но есть и хорошая новость — неисправную деталь можно выгодно продать.

Типы каталитических нейтрализаторов

Есть три разных типа автомобильных катализаторов. Первый тип — катализатор окисления. Он уменьшает вредные загрязнения, такие как угарный газ (CO) и углеводороды топлива (HC) в выхлопе. Одновременно часто используется вторичный впрыск воздуха. Однако катализатор окисления уменьшает только часть загрязняющих веществ.

Двухступенчатый катализатор

Второй тип — двуступенчатый каталитический нейтрализатор, который является более совершенным. Работает в два этапа. Есть два элемента, которые расположены один за другим.

Двусторонний (или «окислительный») каталитический нейтрализатор имеет две одновременные задачи:

  1. Окисление оксида углерода до диоксида углерода:2CO + O2 → 2CO2.
  2. Окисление углеводородов (несгоревшего и частично сгоревшего топлива) до диоксида углерода и воды:CxH2x + 2 + O2 → xCO2 + (x + 1) H2O (реакция горения).

Этот тип автомобильных катализаторов широко используется в дизельных двигателях для снижения выбросов углеводородов и окиси углерода. Они также использовались на бензиновых двигателях в автомобилях американского и канадского рынков до 1981 года. Из-за неспособности контролировать оксиды азота они были заменены трехступенчатыми нейтрализаторами.

Трёхступенчатый катализатор

Третий тип — это трёхступенчатый каталитический нейтрализатор. Начал использоваться с 1981 г. Он преобразовывает вредные газы, выходящие из двигателя, в безвредные.

Выхлопные газы двигателя содержат опасные вещества, которые наносят вред окружающей среде. К ним относятся оксиды азота, углеводороды и оксид углерода. Трехступенчатый катализатор превращает их в менее вредный диоксид углерода, воду и азот.

Три ступени очистки выхлопных газов выглядят так:

  1. Восстановление оксидов азота до азота (N2):2 CO + 2 NO → 2 CO2 + N2углеводород + NO → CO2 + H2O + N22 H2 + 2 NO → 2 H2O + N2;
  2. Окисление угарного газа до углекислого газа:2 CO + O2 → 2 CO2;
  3. Окисление несгоревших углеводородов (HC) до диоксида углерода и воды в дополнение к вышеуказанной реакции NO:углеводород + O2 → H2O + CO2;

Эти три реакции происходят наиболее эффективно, когда катализатор получает выхлоп от двигателя, работающего немного выше стехиометрической точки. Для сжигания бензина это соотношение составляет от 14,6 до 14,8 частей воздуха на одну часть топлива. Эффективность преобразования очень быстро падает, когда двигатель работает вне этих пределов.

При бедной смеси выхлоп содержит избыточный кислород и это не способствует реакции восстановления NOx. При богатой смеси избыточное топливо потребляет весь доступный кислород перед нейтрализатором, оставляя для функции окисления только кислород, находящейся в катализаторе.

Трёхступенчатый катализатор является единственным устройством, которое уменьшает количество всех трёх загрязнителей за один раз. Такой способ очистки наиболее экономичный.

Большинство автопроизводителей используют в своих транспортных средствах именно трехступенчатые нейтрализаторы, которые соответствуют строгим нормам выбросов.

Как проверить, забит ли катализатор?

Диагностика выхлопной системы может производиться водителем самостоятельно или специалистами автосервиса. Наиболее достоверный способ, позволяющий как проверить катализатор, так и устранить его неисправность — это демонтаж и осмотр узла. Однако этот метод самый сложный и трудоемкий: болты крепление прикипают, и резьбовые соединения не всегда удается раскрутить.

Рис. 4 – «Визуальная проверка катализатора»

Если же в процессе проверки из катализатора, снятого с автомобиля, высыпается порошок, то это говорит о его разрушении. Такой узел однозначно подлежит замене. Если дело не дошло до крайности, то убедиться в засорении сот можно посветив фонариком в одни из патрубков. Если с другой стороны вы не увидите света, значит большинство пор непроходимо для светового луча и выхлопных газов.

Рис. 5 – «Проверка катализатора манометром»

Существуют и иные менее трудоемкие методы проверки каталитического нейтрализатора, которые используются на СТО и водителями:

  • Пытаемся рукой, одетой в перчатку, закрыть выхлопную трубу при этом двигатель должен работать на холостых оборотах. При исправной системе выпуска отработанных газов сделать это не удастся, вы будете явно чувствовать толчки в руку.
  • Измерить давление в выпускном коллекторе при помощи манометра, подсоединенного к штуцеру вместо датчика остаточного кислорода (лямбда зонда) на входе в катализатор. Если данный показатель превысит 0,3 кгс/см2 при частоте оборотов двигателя в 2500 мин−1, значит узел неисправен.
  • Точно определить забитый катализатор можно при помощи мотор-тестера. На место одной из свечей устанавливается специальный датчик давления, показания которого выводятся на осциллограф. Специалисту остается лишь оценить работу двигателя на больших оборотах. Давление в выхлопной системе более 2 кгс/см2 прямо говорит о непроходимости наполнителя.

Выбор метода проверки каталитического нейтрализатора остается на усмотрение автовладельца. При этом следует заметить, что наиболее достоверными являются демонтаж и визуальный осмотр узла и диагностика при помощи мотор‐тестера.

Рис. 6 – «Проверка катализатор осциллографом мотор-тестера»

На что влияет забитый катализатор

Как мы уже с вами разбирались, этот «фильтр» стоит сразу после выпускного коллектора, то есть отработанные газы собираются из 4 (6 — 12) цилиндров и заходят в него для очистки — догорания отработанных газов. Если утрировать, то устройство похоже на большое количество мелких сот.

Если он забивается, то отработанные газы уже не могут проходить через соты свободно, а это очень сильно влияет на работу двигателя в целом. Сейчас многие могут сказать да зачем он вообще, он же душит двигатель! И будут правы, катализатор отбирает примерно 5 – 7% мощности, даже в исправном состоянии, я уже молчу о забитом.

На моей практике есть такие случаи, когда машина вообще на запускалась при забитом каталитическом нейтрализаторе. Потому как отработанные газы создавали антидавление и по сути не выходили в глушитель а шли обратно в цилиндры.

Однако давайте разложим по пунктам:

  • Если забит катализатор, то тяга автомобиля упадет просто до «плинтуса», обычно это происходит так. Плохой набор скорости, как на «электромобиле», низкий предел максимальной скорости, которая будет постоянно падать. Например, раньше вы легко разгонялись до 150 км/ч, затем скорость упала до 120, затем до 100, а сейчас и 80 не можете выжать! Это уже первый «звоночек», именно так проверяют многие СТО.
  • Провалы в резком разгоне. То есть если решили быстро разогнаться нажали педаль в пол, а машина не едет. Бывают толчки, провалы и т.д.
  • Горит CHECK ENGINE. ЭБУ опираясь на два датчика кислорода, точно выдаст вам, есть ли у вас проблема с катализатором или нет, если что просигнализирует. ЭБУ проверяет систему выхлопа, что говорится в онлайн режиме.
  • Проверяете сканером ELM 327, он указывает ошибку катализатора.
  • Некоторые мастера на СТО заверяют, что вырастает расход топлива. Если подумать то это логично, вам приходится больше давить на педаль газа чтобы хоть как то разогнать машину.

Это основные пункты, на что влияет забитая или вышедшая из строя деталь, так что если начинают проявляться такие симптомы то стоит задуматься (особенно с максимальной скоростью).

Как проверить, забит ли катализатор?

Диагностика выхлопной системы может производиться водителем самостоятельно или специалистами автосервиса. Наиболее достоверный способ, позволяющий как проверить катализатор, так и устранить его неисправность — это демонтаж и осмотр узла. Однако этот метод самый сложный и трудоемкий: болты крепление прикипают, и резьбовые соединения не всегда удается раскрутить.

Рис. 4 – «Визуальная проверка катализатора»

Если же в процессе проверки из катализатора, снятого с автомобиля, высыпается порошок, то это говорит о его разрушении. Такой узел однозначно подлежит замене. Если дело не дошло до крайности, то убедиться в засорении сот можно посветив фонариком в одни из патрубков. Если с другой стороны вы не увидите света, значит большинство пор непроходимо для светового луча и выхлопных газов.

Рис. 5 – «Проверка катализатора манометром»

Существуют и иные менее трудоемкие методы проверки каталитического нейтрализатора, которые используются на СТО и водителями:

  • Пытаемся рукой, одетой в перчатку, закрыть выхлопную трубу при этом двигатель должен работать на холостых оборотах. При исправной системе выпуска отработанных газов сделать это не удастся, вы будете явно чувствовать толчки в руку.
  • Измерить давление в выпускном коллекторе при помощи манометра, подсоединенного к штуцеру вместо датчика остаточного кислорода (лямбда зонда) на входе в катализатор. Если данный показатель превысит 0,3 кгс/см2 при частоте оборотов двигателя в 2500 мин-1, значит узел неисправен.
  • Точно определить забитый катализатор можно при помощи мотор-тестера. На место одной из свечей устанавливается специальный датчик давления, показания которого выводятся на осциллограф. Специалисту остается лишь оценить работу двигателя на больших оборотах. Давление в выхлопной системе более 2 кгс/см2 прямо говорит о непроходимости наполнителя.

Выбор метода проверки каталитического нейтрализатора остается на усмотрение автовладельца. При этом следует заметить, что наиболее достоверными являются демонтаж и визуальный осмотр узла и диагностика при помощи мотор-тестера.

Рис. 6 – «Проверка катализатор осциллографом мотор-тестера»

Косвенные признаки

Часто определить неисправность системы очистки выхлопных газов можно по тому, как ведет себя машина. Поломка вызовет следующие симптомы:

  • ухудшается динамика разгона, приемистость. Забитый катализатор приведет к падению мощности; двигатели порой даже не могут раскрутиться до высоких оборотов. При резком нажатии на газ будет отсутствовать незамедлительная реакция;
  • увеличивается расход топлива;
  • появляется едкий запах выхлопных газов на холодную.

Заводиться машина при этом будет без всяких проблем.

Вы можете предвидеть ускоренный износ нейтрализатора, если долго не устраняете повышенный расход либо откровенный жор масла, игнорируете проблемы системы питания и зажигания, не уделяете внимание выбору АЗС и качеству топлива

Check Engine

Это универсальный сигнализатор неисправности мотора. Поэтому вам обязательно нужно узнать код ошибки. Расшифровку кодов можно найти в инструкции по ремонту и эксплуатации.

Учтите, что Check Engine загорается лишь на тех автомобилях, в выхлопной системе которых присутствуют два лямбда-зонда. Первый установлен до катализатора и используется для регулировки подачи топлива и момента зажигания (влияет на расход). Второй датчик предназначен для контроля исправности каталитического нейтрализатора. Именно он будет выдавать ошибку. Причиной значка на панели может быть банальный обрыв одного из проводов, разрушение нагревательного элемента.

Неисправности катализатора: чем это грозит двигателю?

Совершенно очевидно, что, как в любом фильтрующем элементе, со временем в нейтрализаторе накапливается слишком много продуктов сгорания и он требует замены. Также данный узел выхлопной системы может выходить из строя и по иным причинам:

  • низкое качество топлива с высоким содержанием серы, парафина, присадок;
  • неисправности двигателя, из-за чего топливо не сгорает полностью;
  • механические повреждения.

Если каталитический конвертер функционирует нормально, то время от времени в нем происходит сжигание отложений сажи. Но со временем из-за высоких температур металлические или керамические соты оплавляются, блокируя выход продуктов сгорания. Двигатель, как говорят автомобилисты, начинает задыхаться.

Что происходит, если нейтрализатор полностью забит:

  • пропадают тяга и приемистость;
  • наблюдаются проблемы с запуском силового агрегата, особенно в зимний период «на холодную»;
  • снижение оборотов — даже если дроссельная заслонка открыта по максимуму, на тахометре показывает всего 2,5-3,5 тысячи оборотов в минуту.

Если своевременно не приступить к устранению данной неприятности, нас ожидают еще более серьезные проблемы: сажа начинает откладываться непосредственно на приемной трубе глушителя и в выпускном коллекторе, приходится загружать двигатель на полную мощность, что ведет к скорейшему износу поршней и цилиндров.

Почему это происходит?

В теории автомобильный катализатор рассчитан на 100-120 тысяч километров пробега. Затем деталь, как правило, выходит из строя — со временем слой металла, нанесенный на керамическую основу, истончается, и катализатор перестает выполнять свои функции.

Но бывает так, что катализатор требует ремонта и замены намного раньше положенного срока. Перечислим основные причины возникновения преждевременных неполадок:

  • Некачественное топливо. В плохом горючем повышено содержание свинца, который способен быстро «убить» катализатор.
  • Увеличенный расход моторного масла. Чаще всего возникает в случаях, если неисправен двигатель или его системы. Лишнее масло горит в цилиндрах, активно попадает в выхлоп и тем самым разрушает катализатор.
  • Пропуски зажигания. Топливо не сгорает в цилиндре, остатки горючего и масло попадают в выхлопную систему, загрязняя и выводя из строя фильтр.
  • Механические повреждения, поломки выхлопной системы. Катализатор — достаточно хрупкая деталь, поэтому его можно повредить при агрессивной езде или небрежной эксплуатации.

Как результат — забитый катализатор может сильно навредить двигателю. Если устройство начинает физически разрушаться, его частички могут попасть в цилиндры, что становится причиной серьезных неисправностей. В 80% случаев эксплуатация автомобиля с неисправным катализатором приводит к замене ДВС.

Катализатор не работает: причины

Причины некорректной работы и полной неработоспособности простые и понятные – ячейки катализатора или забиты грязью, или он деформирован:

  • бензин низкого качества. К сожалению, на наших АЗС водителям нередко предлагают в лучшем случае коктейль, состоящий из высококачественного топлива и низкооктанового бензина с повышающими октановое число добавками. Результат – топливо сгорает не полностью, а его остатки догорают в катализаторе, заполняя его сажей и прочими продуктами. Со временем он забивается и препятствует свободному прохождению выхлопных газов;
  • ячейки слишком малого размера. Скорее всего, причина в том, что это неоригинальное устройство несоответствующего качества. Нередко такое случается и при использовании оригинала, предназначенного для пользователей США, где бензин отличного качества не забивает продуктами сгорания даже мелкие соты;
  • неисправность двигателя. Причин неисправности, следствием которых может быть увеличенный расход, потеря мощности великое множество. Разобраться в них поможет только диагностика самостоятельная или в условиях сервисной станции. При чем здесь катализатор? Он просто симптом того, что в системах ДВС не все в порядке;
  • езда по пересеченной местности, агрессивный стиль вождения по бездорожью, неаккуратное преодоление барьеров, рано или поздно приведет к деформации распложенных на днище автомобиля устройств выхлопной системы.

Подведем предварительный итог – водителю следует со всей ответственностью относиться к качеству бензина, поведению на дороге и подбору вышедших из строй запасных частей и узлов. В противном случае для устранения возникшей проблемы понадобится много денег.

Диагностика катализатора

Если у вас возникает вопрос, как проверить работу катализатора на авто, то мы расскажем вам об этом. Для определения поломки, автомеханиками используется некоторая методология. Итак, как проверить работоспособность катализатора? Для того, чтобы выяснить, какие конкретно соты были забиты, вам необходимо проделать следующие манипуляции:

  • Заведите двигатель. Постарайтесь достичь максимальных оборотов при его работе. Во время того, как двигатель будет достигать минимальных, средних и больших оборотов, постарайтесь резко надавить на педаль газа. Если двигатель сразу же реагирует на ваши действия, то все функционирует нормально. Если же двигатель реагирует не сразу, а через несколько секунд, либо же количество оборотов не переваливает за 5 тысяч оборотов, то вам необходимо обратиться на СТО. Скорее всего, данную деталь необходимо будет заменить.
  • Следующий способ проверки катализатора — это прикладывание руки к трубе, совершающей выхлоп. Отработанные газы двигаются импульсивно. Проделав данное действие, вы сможете почувствовать, как цилиндры по очереди выпускают отработанные газы из выхлопа. На холостом ходу поток выхлопа должен быть также импульсивный. Если же вы ощущаете ровное движение, то ваше устройство забито отходами.

Признаки забитого катализатора

Одним из основных симптомов неисправности является снижение мощности мотора и заметное ухудшение динамики автомобиля. Проявляется это заметным уменьшением максимальной скорости и вялым разгоном при старте с места от светофора или при обгоне. Существуют и другие признаки, указывающие на неполадки в работе катализатора:

  • Затрудненный старт и холодного, и горячего двигателя.
  • При сильном засорении узла возможен полный отказ силового агрегата.
  • В выхлопе появляется неприятный запах сероводорода (тухлого яйца).
  • Обороты двигателя самопроизвольно уменьшаются или увеличиваются.

Контрольная лампа включается при внезапном разрушении активного вещества или повреждения проводов, передающих сигнал от одного из двух датчиков. Они установлены перед входным и после выходного патрубка узла и контролируют содержание активного кислорода. При постепенном засорении индикатор не сигнализирует о выходе системы из строя.

Рис. 2 – «Загрязнение и разрушение наполнителя катализатора»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *