Для чего нужен катализатор в автомобиле: признаки неисправности и способы промывки устройства

Что делать если забился – оплавился – осыпался?

Начну с самого печального, если оплавился – осыпался. Есть два выхода – замена на новый оригинальный стоит дорого, замена на универсальный можно купить за вменяемые деньги, но не всегда они подойдут по очищению газов, второй датчик кислорода может выдавать иногда CHECK, также нужно будет разрезать глушитель выкидывать старый и ХОРОШО устанавливать новый (не все мастера могут это сделать). НУ и самое распространенное, сейчас так делают многие – просто выбиваем, ставим пламегаситель, либо паук 4 – 2 – 1, и шьем под ЕВРО2, иногда ставим обманку. Тут выбирать, как говорится — ВАМ, загрязнять нашу планету или сохранить ее и потратить свои кровные.

А вот в случае если забился, скажем маслом, есть просто черный нагар (но нет оплавления и разрушения). Можно попробовать его очистить. Сейчас продается просто уйма средств, которые могут разъесть его и смыть. Снимаем – чистим – если помогло (машина стала тянуть, перестал гореть CHECK — хорошо). Если не помогло, тогда повторяем верхний алгоритм.

Сейчас смотрим полезное видео.

В заключение хочу сказать, в 70% случаев забитый катализатор уже не спасти (то есть либо замена на новый или же удаление и прошивка). НА этом заканчиваю, думаю информация была вам полезна, будет еще много полезных статей и видео – ИСКРЕННЕ ВАШ АВТОБЛОГГЕР.

Комментарии

18.03.2019

Kanash Kairullinovish

Д.в.Тойота камри35.американец 2.4.подобрать пламегаситель,стронгер и обманку.87071216707.87773300046.

Снижение эффективности катализатора

Со временем катализатор постепенно теряет свою способность очищать выхлопные газы, и автомобиль по экологичности выбросов перестает соответствовать своей норме (например, Евро 4, Евро 5). И если автомобиль, оборудован вторым лямбда-зондом, расположенным после катализатора, и являющимся диагностирующим (примерно с 1999 года он уже стоит практически на всех машинах), то на панели приборов загорается ошибка, которая при компьютерной диагностике чаще всего имеет номер P0420 и расшифровывается как «Степень преобразования каталитического конвертера ниже порогового значения», «старение катализатора», «недостаточная эффективность катализатора» и т.п. Понятное дело, что эта ошибка также появится, если катализатор удалить. Что надо делать? В большинстве случаев эта ошибка совершенно никак не влияет на работу двигателя и не отражается на езде машины, но многих автовладельцев вполне обоснованно не устраивает посторонняя «лампочка», постоянно горящая перед глазами, и они хотели бы сделать так, чтобы она не горела. Есть три способа убрать ошибку. Первый – установка нового оригинального или универсального катализатора, что, собственно, и предусмотрено автопроизводителями и законодательством во всем цивилизованном мире. Действительно, можно купить новый катализатор, но никто этого не делает из-за высокой цены нового катализатора. Новый оригинальный катализатор – недешевая деталь, которая обойдется в сумму от нескольких сотен долларов до тысячи и даже больше. Поэтому в нашей стране новый катализатор, тем более оригинальный, никто по своей воле не ставит. Но есть более бюджетная альтернатива «оригиналу» – новый универсальный катализатор. Правда, это решение подходит не всегда. В некоторых случаях, когда родной катализатор имеет слишком специфическую форму и расположение, подобрать подходящий по размеру универсальный может оказаться затруднительно. Кроме того, они, как правило, китайского производства, и их ресурс и прочность самой керамики существенно ниже, чем у оригинала. Поэтому в случаях, когда установка универсального катализатора является оптимальным решением, мы предлагаем его исключительно в металлическом исполнении, так как металлические соты по крайней мере не подвержены рассыпанию на куски в отличие от хрупкой керамики. Вообще следует понимать, что катализатор – это такая вещь, сохранность и срок службы которой в меньшей степени зависят от самого катализатора, а в основном определяются условиями, в которых он работает. Техническая исправность двигателя, в частности нормальная работа топливной системы и системы зажигания, позволяют катализатору служить долго. Именно поэтому, покупая катализатор, вы никогда не получите какой-либо серьезной гарантии на него, даже если берете оригинал у официального дилера. Слишком много внешних факторов способны оказывать негативное влияние на ресурс катализатора.

Второй способ убрать ошибку «по катализатору» – поставить под второй лямбда-зонд специальную проставку, которая также известна как «обманка лямбда-зонда». Эта обманка уменьшает количество выхлопных газов, поступающих к лямбда-зонду, а если она усовершенствованная, с маленьким катализатором внутри, то этот выхлоп еще и проходит некоторую очистку. В результате лямбда-зонд подает на блок управления сигналы, соответствующие исправно работающему катализатору, поэтому ошибка не загорается. Если обманка лямбда-зонда не помогает, есть третий способ – программное отключение второго лямбда-зонда. Эта процедура известна как «перепрошивка на Евро-2». Перепрошивка заключается в редактировании заводской настройки блока управления двигателем («мозгов») таким образом, что в ней второй лямбда зонд никак не фигурирует и не опрашивается, а в остальном двигатель работает так же, как и прежде. Однако такое решение применимо не для всех машин, очень много тут зависит от года выпуска и модели блока управления. Также в некоторых случаях программное устранение ошибки возможно лишь путем увеличения пороговых значений сигнала со второго лямбда-зонда, а сам датчик при этом должен оставаться на месте и быть исправным.

Как определить, что катализатор в автомобиле забился

Каталитический нейтрализатор является важным элементом в устройстве выхлопной системы современных автомобилей. Это своеобразный фильтр, который устанавливается в выхлопной системе и взаимодействует с отработавшими газами, которые проходят через него. Главная задача этого элемента — снижение уровня токсичных выбросов в атмосферу. Внутренняя часть катализатора покрыта особыми веществами, которые во время нагревания ускоряют химические процессы. Пока система находится в исправном состоянии, выхлопные газы могут свободно проходить через катализатор и очищаться. Но если в элементе возникает поломка, игнорировать ее не стоит.


Все ошибки при эксплуатации автомобиля могут оказывать влияние на работоспособность этого элемента

Забитый катализатор не позволит выхлопу выходить наружу. В результате ухудшается вентиляция и повышается давление в системе. И это не единственные проблемы, которые возникают при засоре. Чтобы вовремя заметить неполадки, следует знать признаки забитого катализатора:

1) на большинстве автомобилей мотор может глохнуть сразу после запуска;

2) на приборной панели появляется «чек» мотора;

3) можно заметить потерю мощности двигателя — динамика падает, отклик при нажатии на педаль газа слабый;

4) при холодном пуске мотора появляется неприятный запах.

Причин, по которым катализатор может забиваться или выходить из строя, слишком много. Но стоит знать, что все ошибки при эксплуатации автомобиля могут оказывать влияние на работоспособность этого элемента. К примеру, если заливать топливо низкого качества, нейтрализатор выйдет из строя раньше срока. Если есть поломки в моторе или его системах, возникает повышенный расход масла. Лишняя жидкость начинает активно гореть в цилиндрах, что тоже приводит к поломке катализатора. Сюда же можно отнести и случаи, когда мотор начинает троить. Горючее не успевает прогорать в цилиндрах и попадает в выхлопную систему. Так как данный фильтр является достаточно хрупким, повреждения он может получить даже от камней на дороге.


Если элемент начнет разрушаться, его частицы могут попасть в цилиндр. Поэтому при появлении хотя бы одного из вышеуказанных признаков следует проверить катализатор на работоспособность

Забитый катализатор — серьезная проблема в автомобиле, которая приведет к нарушению работы мотора. Если элемент начнет разрушаться, его частицы могут попасть в цилиндр. Поэтому при появлении хотя бы одного из вышеуказанных признаков, следует проверить катализатор на работоспособность. На начальном этапе будет достаточно визуального осмотра. Например, после поездки по предельному нагреву можно понять, что элемент засорился. Еще один простой способ — поднести руку к выхлопной трубе и почувствовать, насколько свободно из нее выходят выхлопные газы. Если на приборной панели уже горит «чек», следует проводить компьютерную диагностику. Есть еще один способ проверки:

1) проверка на противодавление — проводятся замеры давления выхлопа, после чего результаты сравнивают с оптимальными показателями. Для проведения диагностики потребуется манометр и переходник. Нужно снять первый лямбда-зонд, а на его место подключить манометр. После этого заводится мотор, а обороты доводятся до 3000. На протяжении 10-15 секунд следует фиксировать данные с манометра;

2) если давление равно 0.3 кгс/см2, то система в порядке, если показатель равен 0.35 кгс/см2, то это превышение нормы.


Так как деталь стоит немалых денег, многие автомобилисты вырезают ее, а не заменяют

Заметим, что катализатор — это элемент, который не подлежит ремонту. Единственное, что может сделать автомобилист при поломке — заменить или вырезать его. Так как деталь стоит немалых денег, многие автомобилисты обращаются ко второму варианту. Процедура заключается в том, что из катализатора убирают вставку из керамики, а пустую банку ставят на место. Это сопровождается корректировкой прошивки ЭБУ.

Итог. Засорение катализатора может происходить из-за неправильной эксплуатации или поломок мотора. Есть несколько способов проверки этого элемента на работоспособность.

Правила обслуживания катализатора

Чтобы самостоятельно промыть загрязненный катализатор, его для начала придется снять. Машину нужно загнать на смотровую яму, отключить в ней лямбда-зонды и демонтировать хомуты, которые держат устройство на выпускном коллекторе или выхлопной трубе. Дальнейшие манипуляции проводятся по следующему принципу:

  1. Сначала нейтрализатор можно продуть со всех сторон под давлением в 7−9 Бар.
  2. Затем соты необходимо заполнить пенистым аэрозолем ABRO. Заливать его нужно сразу в два патрубка.
  3. После этого нейтрализатор нужно завернуть в ветошь и подождать около получаса.
  4. Когда пройдет 30 минут, внутреннюю сетку детали нужно промыть водой и тщательно продуть.
  5. Операцию следует повторить. Затем катализатор следует просушить и удостовериться, что ячейки проглядываются насквозь. Лишь после этого элемент можно ставить на прежнее место в машине.

Если пенистый аэрозоль не помог решить проблему, то деталь можно попробовать замочить в солярке или керосине на сутки. Дополнительно в солярку можно добавить немного ацетона. Через 24 часа можно снова попытаться прочистить элемент аэрозольным препаратом.

Ремонт катализатора

По большому счету, катализатор представляет собой обычный резонатор глушителя с датчиком и сеткой, при помощи которой он контролирует процент кислорода в газах. Основными поломками могут быть прогары и ситуация, когда забит катализатор Симптомы могут быть самые разные. Вот только некоторые из них:

  1. Двигатель просто не запускается. Это происходит в том случае, если катализатор забит полностью. Как это выглядит, можно глянуть на фото. В этом случае двигатель попросту не может работать, поскольку смесь не может поступать в камеру сгорания. Установить точно, насколько виноват в этом катализатор, просто. Выкручиваем первый по ходу выхлопа датчик. Если мотор ожил, значит катализатор приказал долго жить.
  2. Ухудшилась динамика автомобиля. Как в ходу, так и стоя на месте, явно ощущается, что мотор тупит и неадекватно реагирует на педаль газа. Это свидетельствует о том, что катализатор только начал забиваться, основные сюрпризы впереди.
  3. Может возрасти расход топлива, но на катализатор это указывает только в том случае, если увеличение расхода связано с потерей динамики.
  4. Самый явный признак — Джеки Чан. Лампочка Чек Энжин всегда направляет к катализатору при малейшей проблеме. Чтобы подтвердить эту версию, можно заехать на диагностику, где компьютер покажет ошибку с кодом Р0420. Эта цифра говорит о непродуктивности работы двигателя, но если рассматривать симптомы комплексно, то все дороги ведут к катализатору. Точнее, к его замене.

Почему это происходит?

В теории автомобильный катализатор рассчитан на 100-120 тысяч километров пробега. Затем деталь, как правило, выходит из строя — со временем слой металла, нанесенный на керамическую основу, истончается, и катализатор перестает выполнять свои функции.

Но бывает так, что катализатор требует ремонта и замены намного раньше положенного срока. Перечислим основные причины возникновения преждевременных неполадок:

  • Некачественное топливо. В плохом горючем повышено содержание свинца, который способен быстро «убить» катализатор.
  • Увеличенный расход моторного масла. Чаще всего возникает в случаях, если неисправен двигатель или его системы. Лишнее масло горит в цилиндрах, активно попадает в выхлоп и тем самым разрушает катализатор.
  • Пропуски зажигания. Топливо не сгорает в цилиндре, остатки горючего и масло попадают в выхлопную систему, загрязняя и выводя из строя фильтр.
  • Механические повреждения, поломки выхлопной системы. Катализатор — достаточно хрупкая деталь, поэтому его можно повредить при агрессивной езде или небрежной эксплуатации.

Как результат — забитый катализатор может сильно навредить двигателю. Если устройство начинает физически разрушаться, его частички могут попасть в цилиндры, что становится причиной серьезных неисправностей. В 80% случаев эксплуатация автомобиля с неисправным катализатором приводит к замене ДВС.

Как проверить катализатор

Удаление катализатора в нашей стране пользуется большой популярностью среди автолюбителей. Некоторые из них считают, что катализатор может выйти из строя в неподходящий момент. По мнению других, эффективность работы катализатора серьёзно ухудшается из-за низкого качества нашего топлива, что приводит к падению мощности двигателя. Не менее распространенным является и мнение о том, что удаление забитого катализатора помогает сократить расход топлива. Как проверить, забит ли катализатор?

В большинстве случаев специалисты рекомендуют сначала проверить катализатор и только после этого принимать решение о том, стоит ли удалять его. Нередко демонтаж этого элемента выхлопной системы может привести к появлению ошибки, так как электронный блок управления двигателем относится к этому, как к поломке. Решить проблему можно с помощью банальной перепрошивки ЭБУ. Но, прежде всего, необходимо понять, как узнать, забит ли катализатор

Очень важно тщательно выполнить его проверку. В нашей статье мы также рассмотрим основные признаки забитого катализатора

Подробнее о том, что такое катализатор и как он работает, написано тут.

Почему нейтрализатор может выйти из строя

Каталитическое устройство имеет довольно длительный срок службы, и если разрушение происходит в короткие сроки после начала эксплуатации автомобиля, то у транспортного средства имеются скрытые проблемы с системами питания и зажигания. Перед заменой данного устройства обязательно требуется полная диагностика этих систем.

В том случае, если некорректно работают эти системы, как минимум в одном из цилиндров не происходит полного сгорания топлива, и катализатор вынужден работать в усиленном режиме, дожигая его.

Очень крупные неприятности могут вызвать высоковольтные провода или катушки и свечи зажигания. При нарушении в работе форсунок может переливаться топливо, что тоже влечёт за собой выход из строя катализатора. Если происходит залегание или износ колец и колпачков цилиндропоршневой системы, переливаться и догорать начинает ещё и моторное масло.

Как уже говорилось ранее, керамическая начинка может быть очень легко повреждена при механическом воздействии. Во избежание данной ситуации не помешает установить дополнительную защиту на днище авто.

Разрушение керамического содержимого катализатора чревато попаданием крошек в цилиндры двигателя, где они повреждают стенки и могут даже привести к поломке двигателя. Чтобы не произошло ничего подобного, необходимо следить за состоянием своего транспортного средства и вовремя производить необходимый ремонт.

Некачественное горючее

Если смесь бензина и воздуха не полностью сгорает в цилиндрах двигателя, то горение завершается в катализаторе или в выпускном коллекторе. Затем происходит оплавление основных деталей выхлопной системы. Продукты сгорания оседают в нейтрализаторе и мешают газам проходить с необходимой скоростью. В результате система просто забивается.

Катализатор низкого качества

Автопроизводители комплектуют автомобили качественными деталями и расходными материалами. Но если что-то в машине менялось, то не факт, что владельцу продали качественные запчасти. Если в автомобиле установлен некачественный или неоригинальный нейтрализатор, то существует большой риск, что ячейки катализатора слишком маленького размера. Вследствие недостаточного размера они легко забиваются продуктами сгорания топлива.


Часто все признаки неисправности и симптомы забитого катализатора возникают у американских автомобилей, которые ранее эксплуатировались в США. В Соединенных Штатах на заправках продается более качественный бензин, от которого в процессе сгорания остается минимум несгоревших веществ. Катализаторы в таких автомобилях с маленькими сотами – в России они погибают в кратчайшее время.

Дизельные двигатели

На таких силовых агрегатах никакого катализатора нет. Там вместо него есть сажевый фильтр, он выполняет ту же задачу, что и каталитический нейтрализатор в бензиновом двигателе. Еще одно отличие – это цена. Сажевый фильтр обойдется в три раза дороже бензинового элемента.


Симптомы забитого катализатора на дизеле аналогичны тем, что могут наблюдать владельцы бензиновых двигателей. Это потеря мощности, двигатель отказывается заводиться, повышенный расход топлива.

Инструменты, необходимые для проведения работ

Перед тем как выбить катализатор, нужно определить, какой тип элемента находится внутри. Если керамический, то объем работы включает в себя демонтаж, выбивание элемента. Если внутри металлический элемент, то выбить его не получится. Чтобы его удалить придется разрезать корпус нейтрализатора, затем заварить его. Исходя из этого нужен разный инструмент. Для проведения работы потребуется:

  1. Набор ключей, включающий в себя как рожковые ключи, так и трещотки с головками.
  2. Аэрозольная проникающая смазка, наподобие WD-40. От высоких температур болты соединений глушителя сильно закисают, отвернуть их без смазки практически нереально.
  3. Лом или монтировка для выбивания керамики из корпуса.
  4. Шлифовальная машина и сварочный аппарат в случае удаления из катализатора металлического элемента. Также эти инструменты могут понадобиться, если нейтрализатор приварен к выхлопной трубе, как в случае “Шевроле Нивы”.
  5. Новая прокладка между катализатором и глушителем. Обычно элементы выхлопной системы прикипают друг к другу, поэтому их приходится отделять друг от друга при помощи монтировки. При этом прокладки, находящиеся между ними, страдают.

Кроме перечисленного, могут понадобиться подъемник, смотровая яма, в зависимости от модели автомобиля. Если катализатор установлен в подкапотном пространстве, то достаточно просто ровной площадки.

Как узнать неисправность катализатора?

Некоторые автовладельцы не обращают внимание на поломку данного устройства, поскольку думают, что оно нужно исключительно для поддержания экологии. Данная проблема — очень серьезная, и игнорировать ее ни в коем случае не стоит

Катализатор в процессе работы используется, как индикатор поломок автомобиля. Причины выхода из строя катализатора существуют не просто так. Именно поэтому, при обнаружении нестабильностей в работе данного элемента, вы должны понимать, что существует возможность поломки в каком-либо другом приборе машины. Последствия неисправного катализирующего элемента:

  1. Топливо расходуется быстрее. Сопротивление газам из выхлопа повышается, и для борьбы с ними водитель должен будет нажимать на педаль сильнее. Соответственно, автомобилю будет требоваться на это большее количество топлива, чем обычно. Вы будете ехать с той же скоростью и динамикой, как и всегда, однако топливо на это будет расходоваться быстрее.
  2. Система выхлопов резко нагревается. Выхлопные газы останавливаются в месте, предшествующем катализатору на некоторое время. Это плохо, поскольку при правильно функционирующем аппарате они отправляются в катализаторный отдел мгновенно. Как следствие, урон получают двигатель авто, поскольку разница между температурами разных частей автомобиля довольно обширная.

Статья в тему: Загорелась лампочка АБС на панели приборов: причины проблемы, что делать

Диагностика катализатора

Если у вас возникает вопрос, как проверить работу катализатора на авто, то мы расскажем вам об этом. Для определения поломки, автомеханиками используется некоторая методология. Итак, как проверить работоспособность катализатора? Для того, чтобы выяснить, какие конкретно соты были забиты, вам необходимо проделать следующие манипуляции:

  • Заведите двигатель. Постарайтесь достичь максимальных оборотов при его работе. Во время того, как двигатель будет достигать минимальных, средних и больших оборотов, постарайтесь резко надавить на педаль газа. Если двигатель сразу же реагирует на ваши действия, то все функционирует нормально. Если же двигатель реагирует не сразу, а через несколько секунд, либо же количество оборотов не переваливает за 5 тысяч оборотов, то вам необходимо обратиться на СТО. Скорее всего, данную деталь необходимо будет заменить.
  • Следующий способ проверки катализатора — это прикладывание руки к трубе, совершающей выхлоп. Отработанные газы двигаются импульсивно. Проделав данное действие, вы сможете почувствовать, как цилиндры по очереди выпускают отработанные газы из выхлопа. На холостом ходу поток выхлопа должен быть также импульсивный. Если же вы ощущаете ровное движение, то ваше устройство забито отходами.

Статья в тему: Ремонт сколов на лобовом стекле автомобиля

Помимо этого, вы можете скооперироваться со своим помощником, и сказать ему, чтобы он завёл двигатель, накрутил обороты двигателя, и моментально заглушил его. После того, как работа двигателя будет остановлена, вы сможете увидеть, как загрязненные газы медленно выходят из выхлопного отверстия, чтобы убедиться в своем предположении по поводу поломки.

Признаки забитого катализатора


Признаки забитого катализатора трудно не заметить. Обычно данная неисправность проявляется следующим образом:

  • Двигатель теряет мощность, обороты набираются с трудом.
  • Увеличивается расход горючего.
  • На приборной панели появляется информация об ошибке «Check Engine».
  • Возникают проблемы при запуске двигателя.

При появлении признаков забитого катализатора его нужно проверить. Для этого можно прислонить к выходу глушителя руку или бумагу. Выход отработавших газов должен быть ощутимым и быть импульсным.

Другой способ проверки основывается на том, как двигатель набирает обороты. При запущенном двигателе в нейтральном положении КПП нужно надавить на педаль акселератора «в пол». Если при этом стрелка тахометра останавливается на показателе 3 000 об/мин и выше не поднимается, то это может сигнализировать о проблемах с катализатором.

Наиболее действенным является метод установки манометра вместо датчика, который идет перед катализатором. Таким образом проверяется давление в системе. Оно должно соответствовать значению 0,3 кгс/см 3 . При этом тахометр должен показывать 2 500 об/мин. Минусом такого способа является сложность его установки. Железо системы настолько приваривается, что разъединить их части обычным путем не так просто.

Более приемлемый вариант: установка вместо свечи мотор – тестера, который также показывает уровень давления в системе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *