Зачем нужен катализатор в автомобиле и можно ли его удалять
Содержание:
- Разновидности
- Практическое применение катализатора на автомобиле
- Для чего компании скупают катализаторы?
- Какие есть драгоценные металлы в катализаторе
- Этапы и технология переработки отработанных катализаторов
- Как заработать на продаже катализаторов
- Какие есть методы диагностики катализатора
- Как удалить катализатор самому?
- Каковы реальные перспективы развития бизнеса на б/у катализаторах?
- Извлечение палладия
- Можно ли заработать на продаже катализаторов?
- Способы решения проблемы
- Металлический катализатор сломан: что с ним делать?
- Стоимость автомобильного катализатора
- Можно ли извлечь драгметаллы из катализатора
- Извлечение платины и родия
- Имеет ли смысл самостоятельно извлекать металл?
- Извлечение палладия
- Сколько стоит б/у катализатор
- От чего в нейтрализаторе возникают неполадки
- Какие бывают нейтрализаторы
- Подведем итоги
Разновидности
Существуют разные виды катализаторов и в соответствии с этим имеются определенные правила и ограничения по их выкупу. В основном отличие заключается в материале изготовления:
- Керамика. В современных машинах этот материал считается самым распространенным. Но он может разрушаться в результате механических воздействий или при резких перепадах температур;
- Металлические. Считаются более надежными. Но их производство является более затратным. В их конструкции соты расположены в виде спирали. Они отличаются устойчивостью к механическим воздействиям;
- Спортивные. Как уже стало понятно из названия, такие нейтрализаторы устанавливают в спортивные автомобили, где требуется достичь высокой динамичности. За счет особой конструкции этих нейтрализаторов удалось достигнуть высокой мощности мотора.
Практическое применение катализатора на автомобиле
Любой современный автомобиль с бензиновым и дизельным двигателем оснащается системой очистки токсичных газов — катализаторами.
Устанавливается катализатор непосредственно после приемной трубы или соединяется через разветвленные трубы к головке блока цилиндров и называется такая конструкция катколлектором. Второй способ наиболее чаще стал применяться на автомобилях, так как происходит ускоренный нагрев элементов катализатора. После катализатора на автомобилях, принадлежащих к экологическим нормам Евро-3, Евро-4 и Евро-5 устанавливается датчик кислорода, который выполняет функции диагностические. Иными словами, диагностируемый датчик кислорода выполняет контроль эффективности работы катализатора и в случае превышения норм выхлопа загорается на панели приборов ошибка, сообщающая о критической работе катализатора. В этом случае необходимо проверить параметры работы двигателя и установить причину превышения норм допустимого выхлопа токсичных газов.
Ресурс катализатора составляет ориентировочно от 100000 до 200000 километров пробега, но если двигатель на этом этапе работал без пропусков воспламенения в цилиндрах или их было незначительное число раз, то функционирование достигает и до 500000 км.
Как уберечь катализатор от повреждений и раннего износа?
Для этого необходимо знать причины, вызывающие ранний износ или его повреждение
Прежде всего необходимо обращать внимание к качеству заливаемого в бензобак топлива. В случае некачественного топлива, насыщенного искусственно ферритами, марганцем и другими инородными веществами, включая водяной конденсат, происходит засорение микроканалов, что приводит к противодавлению в выхлопной системе
Обратный отскок выхлопных газов значительно нарушает работу газораспределительного механизма и в силу поступления в впускной тракт горячих отработанных газов усиливает износ поршневой группы и клапанов. Такое явление на некоторых типах автомобилей учитывается и устанавливается специальное устройство, называемое рециркулятором.
В бензиновых двигателях может быть внутренняя система рециркуляции и внешняя. Внутренняя система проектируется таким образом, чтобы выпускной клапан оставался некоторое время открытым в то время, когда уже открылся впускной клапан. Такое положение клапанов называют «перекрытием», обеспечивающей внутреннюю рециркуляцию газов и не требующей дополнительных компонентов. Внешняя работает с дополнительным компонентом, называемым клапан рециркуляции (EGR).
Благодаря системе рециркуляции отработанные газы, попадающие обратно во впускную систему, охлаждаются, что снижает расход топлива и количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу.
Следующим фактором, влияющим на износ катализатора, является неисправность двигателя. Несбалансированная работа двигателя влечет к изменению топливоподачи. Топливо в значительном количестве начинает поступать в катализатор, забивая микроканалы и эффективность его резко падает. И, наоборот, если в систему поступает слишком мало топлива, бедная смесь, то катализатор начинает сильно греться, вызывая очень высокую температуру (выше 800 градусов), вследствие чего элементы с драгметаллом начинают плавиться. И в том, и в другом случае дорогостоящий катализатор подлежит замене, так как ремонту он не пригоден.
Механические удары также могут быть причиной раннего износа катализатора, так как в образовавшуюся трещину начинает поступать воздух вызывая перегрев и проникновение инородных частиц, забивающих микроканалы, препятствующих прохождению отработанных газов.
Катализатор является частью выхлопной системы двигателя и соответственно его неисправность отражается на работе мотора. В основном неисправность катализатора выражается в его разрушении (на основе керамики) или оплавлении (на металлической основе), а также в засорении микроканалов. Если катализатор начал плохо пропускать отработанные газы, то это отразится на работе двигателя:
- трудный продолжительный запуск;
- заводится и глохнет;
- падает тяговая характеристика;
- увеличивается расход топлива;
- возникает неприятный запах, напоминающий сероводород;
- при разгоне возникают провалы;
- горит аварийная лампа неисправности двигателя.
Для чего компании скупают катализаторы?
Многие коммерческие организации занимаются скупкой катализаторов, чтобы в последующем отделять с таких изделий разные активные элементы. Затем их используют для вторичного производства. В нашей стране нет никаких требований относительно того, что этот фильтр должен обязательно устанавливаться в транспортном средстве.
Это устройство является ключевым компонентом систем отвода выхлопных газов. И основная ценность автомобильных катализаторов заключается в том, что в их составе содержаться редкие металлы. Эти компоненты добывают из внутренних частей устройства, которое разделено на два отдельных блока.
Продать ваш катализатор во Владивостоке можно воспользовавшись этой ссылкой. Именно через эту компанию вы сможете продать катализатор со своего автомобиля на выгодных условиях.
Какие есть драгоценные металлы в катализаторе
Ценными компонентами каталитического слоя являются платина, палладий и родий. Процентное соотношение химических элементов в сплаве варьируется от зависимости от происхождения катализатора:
- Родий и палладий преобладают в напылении катов, снятых с авто с бензиновым типом двигателя.
- Платины обычно больше в автокатализаторах, снимаемых с мощных дизельных двигателей иномарок.
Текущая цена палладия за грамм — $62.75, платины — $30.14, родия — $369.73. И хотя курсы валют и биржевые котировки на LBMA (Лондонский рынок драгоценных металлов), являющемся главным ориентиром расценок, постоянно меняются, все равно стоимость перечисленных драгметаллов в совокупности в десятки раз превышает стоимость золота.
Этапы и технология переработки отработанных катализаторов
Переработка автомобильных катализаторов осуществляется в девять этапов:
1. Извлечение и взвешивание керамической сердцевины. Металлическую оболочку керамического блока разрезают пневматическими ножницами.
2. Первичный анализ состава и количества драгметаллов специальным прибором.
3. Сортировка на категории в зависимости от состава напыления.
4. Подготовка и взвешивание частей нейтрализатора для помола.
5. Помол и гомогенизация (перемешивание) в специальной мельнице до однородной массы.
6. Снятие проб с получившейся массы и их истирание в мелкофракционный порошок.
7. Получение итоговой точной информации о составе пробы и концентрации металлов посредством проведения рентгенофлуоресцентного спектрального анализа.
8. Выдача владельцу подтверждающих бумаг с результатами оценки и экспертизы и оплата стоимости сданной автозапчасти.
9. Отделение драгметаллов и утилизация оставшихся токсичных материалов.
Кусок сломанного каталитического нейтрализатора
Параметры, от которых зависит стоимость сданного на переработку катализатора:
Количество и состав ценных металлов.
Это главный критерий сортировки. С палладием и платиной легче работать, а их содержание в напылении обычно выше, чем содержание родия. Родия обычно мало, а извлекать его тяжело из-за высокой температуры плавления.
Отсутствие или наличие физических повреждений.
Наличие явных физических дефектов снижает стоимость детали. Тип поломки тоже играет свою роль. Если конвертер был залит водой или маслом, его, скорее всего, не примут.
Рабочий объем двигателя.
Чем больше объем мотора, тем больше топливно-воздушной смеси в нем сгорает. Соответственно, токсичных выделений тоже будет больше, поэтому размер конвертера, его масса и количество напыленных ценных металлов увеличиваются пропорционально объему двигателя.
Вид и качество используемого топлива.
Катализаторы устанавливаются и на дизельные, и на бензиновые автомобили. Но чем хуже качество топлива, тем больше токсичных веществ выделяется и оседает в нейтрализаторе. Из-за этого падает его цена на вторичном рынке.
Страна изготовления детали.
Отечественные нейтрализаторы стоят меньше зарубежных из-за более низкого качества изготовления и количества используемых металлов. В России действует экологический стандарт «Евро-3», в то время как ЕС, Япония, США и прочие развитые страны уже приняли экостандарт «Евро-5», выставляющий гораздо более строгие требования к экологичности производимых изделий. Естественно, качество российских автоконвертеров значительно ниже.
Срок эксплуатации детали и год выпуска машины.
Экологические нормы повышаются с каждым годом, поэтому на более новые запчасти производители напыляют больше палладиевых металлов. Чем старее деталь, тем меньше будет ее стоимость.
Стиль вождения и условия эксплуатации транспортного средства.
Как заработать на продаже катализаторов
Перед тем, как сдать автокатализатор, сравните предложения в нескольких компаниях. Мы скупаем нейтрализаторы и сажевые фильтры по максимально высокой стоимости, поскольку при оценке учитываем не только процентное содержание металлов, но и технические характеристики авто, объем партии, страну производства деталей. Чтобы повысить цену запчастей, рекомендуем:
- Предварительно рассортировать сырье по категориям.
- Очистить соты катализатора от загрязнений, сажи, технических жидкостей.
- Использовать только щадящие средства для чистки, поскольку «агрессивные» растворы уничтожают ценное напыление.
Не стоит самостоятельно извлекать носитель из корпуса устройства – таким образом, вы рискуете повредить дорогостоящее покрытие.
Какие есть методы диагностики катализатора
Существует несколько методов диагностики катализатора, ниже рассмотрим каждый из них.
1. Все современные автомобили оснащены лампой «check engine». В случае неисправности катализатора эта лампочка загорается всегда. Данная неисправность считается одной из самых серьезных поломок, при которой нельзя продолжать движение даже до места ремонта.
2. Если звук выхлопа стал громче и появился характерный звон – это потенциально говорит о неисправности катализатора. Так как вставка катализатора расширена относительно диаметра выхлопной системы, вылет керамической вставки образует пустое металлическое расширение. Появляются резонансные волны, увеличивающие громкость выхлопа и добавляющие звон.
3. Следующий метод диагностики — проверка эндоскопом. Выкручивают лямбда зонды и сквозь технологические отверстия смотрят катализатор с двух сторон. Таким образом можно определить разрушения. Данный метод не защищает от случаев, когда внутри катализатора произошло спекание!
4. Компьютерная диагностика. На некоторых автомобилях (VAG группа), можно запустить процесс теста катализатора, который позволит поставить двигатель в подходящий режим работы, нагреет катализатор и, после этого, изменяя пропорцию топливовоздушной смеси, будет следить за составом выхлопных газов. На основании полученных данных блок управления делает вывод об эффективности работы катализатора.
Данный метод позволяет выявить проблемы даже если ошибки стерли недавно и ошибок по катализатору нет. У BMW, в свою очередь, есть система слежения за качеством топлива и за выхлопом.
5. Самый правильный и самый трудоёмкий метод проверки катализатора — это снять выхлоп и посмотреть катализатор на его просвет (рис 4). При такой проверке можно увидеть как торцы, так и просвет. Просвет будет говорить о состоянии центральной части.
Рис. 4. Катализатор на просвет
Как удалить катализатор самому?
Если вместе с желанием сделать эту работу самому, не прибегая к помощи профессионалов, есть еще и возможность воспользоваться подъемником или загнать автомобиль на яму, то предпочтительнее всего демонтировать узел, в котором располагается катализатор, и выбить его прямо на земле. Это снизит вероятность, что внутри останется пыли и частицы, да и просто это делать довольно удобно. Выбивают катализатор монтировкой или отверткой с молотком через отверстие. Если его снятие производится непосредственно на автомобиле, то произвести эту процедуру можно через вырезанный в корпусе небольшой люк. Нужно заметить, что все сказанное выше относится к демонтажу катализаторов из керамики. Если же они из металла (как, к примеру, на автомобилях BMW), то придется использовать болгарку и сварочный аппарат.
Каковы реальные перспективы развития бизнеса на б/у катализаторах?
Сегодня в интернет-ресурсах достаточно часто можно встретить объявления о покупке пришедших в негодность автокатализаторов. Согласно последним данным статистик, в Европе спрос на б/у конверторы растет из года в год. И это неспроста. Такой бизнес очень быстро окупается.
Как было сказано ранее, катализаторы, особенно те, которые установлены в современных европейских автомобилях, насыщены драгоценными металлами. К примеру, автомобили китайских и японских товаропроизводителей содержат на 15% меньше платины, чем европейские. А конверторы отечественных транспортных средств содержат на 40% меньше родия, чем европейские. В автокатализаторах американских автомобилей также на 50% меньше драгоценных металлов, чем в европейских. Для тех, кто забыл европейские марки авто, напомним – это BMW, Audi, Citroen, Volkswagen, Mersedes-Benz и другие.
В последнее время спрос на платину значительно возрос, и он превышает предложение. Аффинаж драгоценных металлов из пришедших в негодность автокатализаторов становится все выгоднее.
Эксперты многих стран считают, что если государство примет активное участие и сформирует определенные условия для этого вида бизнеса, он в ближайшем будущем выйдет на первые позиции в сфере ресурсосбережения. А создание приемлемого инвестиционного климата позволит ввести в действие разработку энергоемких технологий, которые будут ориентированы на самое результативное извлечение вторичного сырья. И когда этот бизнес станет расширяться, он позволит увеличить переработку конверторов, что повлечет за собой создание других предприятий и увеличение количества рабочих мест.
Такие предприятия смогут также заниматься скупкой отработанных автокатализаторов у специализированных автосервисов и мастерских для последующей переработки. Здесь катализаторы будут вынуждены пройти весь необходимый цикл утилизации для последующего получения более полного списка драгоценных металлов.
Извлечение палладия
С целью отделения палладия можно воспользоваться химическими методами, что применяются и к платине. Но в таком случае очень редко в конечном итоге получается чистый металл без каких-либо примесей. С целью добычи подобного вещества иногда используются также гальванический метод или электродуговое нагревание.
Самым же действенным способом, используя который можно получить максимально чистый палладий, является повышение температуры металла до 500 градусов и одновременное его фторирование. В результате проведения такого процесса получается фтористый палладий, при охлаждении до температуры около 100 градусов его расщепляют с использованием минеральной кислоты.
Воспользовавшись подобной технологией, можно получать практически весь палладий, что есть в автомобильных катализаторах.
В современной промышленности существуют и некоторые другие действенные способы добычи драгоценных материалов из отработанных катализаторов. Обычно они дают возможность получать чистые металлы.
Недостатком их является необходимость сразу большого количества катализаторов для переработки, поскольку ради небольшого количества нет смысла начинать процесс. Кроме того, в таком случае существуют немалые материальные затраты на покупку всех необходимых катализаторов.
Можно ли заработать на продаже катализаторов?
Если речь заходит об утилизации каталитического конвертера, то первое логичное решение, которое приходит на ум – сдать катализатор в Москве. Именно продажа устройств, не подлежащих ремонтным работам, является идеальным вариантом избавления от ненужной детали. Многие автолюбители, которые знают, что каждая деталь в автомобиле, пришедшая в негодность, может принести определённую пользу, предпочитают зарабатывать на продаже автомобильных нейтрализаторов.
Также среди продавцов есть и представители СТО. Большинство владельцев транспортных средств предпочитают выкидывать деталь или оставлять её в стенах СТО после аварийной или плановой замены. В таких организациях часто скапливаются большие партии отработанных каталитических конвертеров, которые продаются перерабатывающим компаниям. Таким образом, реализация устройств является в коем-то роде бизнесом, помогающим не загрязнять природу и обеспечивать постоянный приток ценных металлов в рыночный оборот.
Способы решения проблемы
Одной проверки катализатора недостаточно, ведь если он забит – проблему нужно решать.
Вариантов устранить неисправность несколько:
- Попытаться прочистить или промыть устройство. Это действительно может помочь, но только в случае несильного забития. При оплавлении, разрушении и полной закупорки сотов таким способом проблему не решить.
- Замена нейтрализатора на оригинальный. Выполнить проще всего – сняли, установили новый и все. Вот только стоит оригинальный аналог очень дорого, поэтому не всегда целесообразно его покупать.
- Замена на универсальный нейтрализатор. Некоторые фирмы, занимающиеся производством автозапчастей и аксессуаров, выпускают каталитические нейтрализаторы, которые можно устанавливать на разные авто. Стоит такой элемент дешевле оригинального, но придется «помучиться» с подбором и подгонкой;
-
Замена нейтрализатора на пламегаситель. Самый простой способ, позволяющий навсегда забыть о проблеме катализатора.
Пламегаситель врезается в систему вместо нейтрализатора и все. Но для корректной работы ЭБУ придется его либо перепрошивать, либо использовать обманки. Стоит отметить, что на авто, в котором вместо нейтрализатора стоит пламегаситель, в некоторые из стран Европы уже не въедешь.
Как решать проблему с каталитическим нейтрализатором – решать автовладельцу. Мы же рассказали, как проверить данный элемент разными способами, и что можно предпринять в случае его неисправности.
Металлический катализатор сломан: что с ним делать?
Если нейтрализатор вышел из строя, то его можно заменить на новое устройство. В этом случае на СТО специалисты предлагают решить проблему одним из нескольких способов:
- Попробовать очистить катализатор посредством специальных веществ. Эта процедура применима исключительно при незначительных загрязнениях. На практике ее применяют намного реже всех остальных.
- Установить новый оригинальный блок катализатора или его универсальный аналог. В этом случае нет существенной разницы. Оригинальная деталь обходится в разы дороже универсальной, а эффект от работы обеих одинаков.
- Установить «обманку» в виде пламегасителя. Этот способ выбирают многие автомобилисты, так как это наиболее дешевое решение. Но такое устройство не очищает выхлоп, а только подавляет шум и служит имитацией нейтрализатора для ЭБУ автомобиля.
А что делать с отслужившей деталью? Есть выход – можно сдать отработанный катализатор в точку приема вторсырья. Это предложение довольно выгодное, так как позволяет частично покрыть расходы на замену. Стоимость отслуживших блоков высокая, так как в них присутствуют драгоценные металлы.
Например, катализаторы отечественного производства позволяют выручить более 5 тыс. руб. за 1 кг сырья, а при сдаче иностранных блоков прибыль будет более высокая – до 30 тыс. руб. за 1 кг.
На стоимость влияет несколько факторов:
- Степень загрязненности;
- Отсутствие механических повреждений;
- Страна производства;
- Год выпуска;
- Износ;
- Продолжительность эксплуатации и прочие.
Главным приоритетом при оценке становится основа катализатора. Изделия из металла ценятся дороже, поэтому их охотно принимают в пунктах прием вторсырья.
Стоимость автомобильного катализатора
Высокая стоимость таких драгметалов как платина, палладий и родий — основная причина дороговизны катализаторов, как новых. так и использованных. Цены на некоторые «бэушные» нейтрализаторы могут достигать 70 000 рублей и более за штуку, новые на некоторые авто могут стоить и 200 000 рублей! Порой цена катализатора превышает стоимость самого автомобиля на рынке подержанных машин, однако найти сегодня такой автомобиль с еще не вырезанным катализатором — большая удача.
Высокая стоимость катализаторов привлекает преступников. Не редки организации целых преступных групп, которые специализируются на воровстве автомобильных катализаторов. Чаще всего каталитические нейтрализаторы снимают со старых японских, немецких, шведских и итальянских автомобилей — там как правило самое высокое содержание драгметаллов в составе катализатора. Также популярностью пользуются некоторые гибридные автомобили (например, Toyota Prius Hybrid).
Мы изучили прейскуранты скупщиков автомобильных катализаторов и составили таблицу самых дорогих на конец 2021 года конвертеров (речь идет о «бэушных» устройствах):
Марка авто | Модель катализатора | Цена, рублей |
---|---|---|
Mazda | FP72 | 62 179 |
Lancia | (2257716001 / 60652807) 2217940001 / 60661701 | 57 024 |
Mercedes | KT0120 + KT0120 + KT0121 + KT0121 | 52 416 |
Volvo | 9161835 | 50 572 |
Mitsubishi | 4D / MR450736 | 50 169 |
Volvo | 9146142 / 2236029001 | 49 939 |
Mitsubishi | 2S | 49 910 |
Mitsubishi | 2A / MR355919 | 48 672 |
Lancia | 60654548 / 2257740001 | 45 849 |
BMW | 1740060 | 45 014 |
Mitsubishi | AH | 43 545 |
BMW | 7621020 / 7607665 | 43 315 |
Mazda | FPA6 / 0D0 | 41 328 |
Toyota | GD3 | 39 340 |
Lancia | 46481722 | 38 419 |
VAG | 3B0131701D / 8D0178B | 37 526 |
BMW | 9-06267.42 / 90626742 | 37 468 |
Mercedes | KT0137 | 36 633 |
BMW | 9-06029.42 / 906029.42 / 90602942 | 36 547 |
VAG | 3B0131701P / 8D0178AT | 36 374 |
Mazda | FP73 | 32 417 |
Что касается моделей авто, то на сайте одного популярного российского приемного пункта катализаторов больше всего востребованы конвертеры, снятые с этих машин:
- Toyota Prius Hybrid;
- Mercedes-Benz E-Class W213 с дизельным двигателем 2.0 CDI;
- Volkswagen Passat B5 c бензиновым двигателем 1.8T;
- Volkswagen Crafter с дизельным двигателем 2.0 TDI.
Автомобильный катализатор
Ниже на графиках представлена динамика цен за последние 25 лет на содержащиеся в катализаторах драгметаллы — платину, палладий и родий. Наглядное пособие о причинах роста цен нейтрализаторов:
Цены на родий за период с 1997 по 2021 годы
Цены на палладий за период с 1997 по 2021 годы
Цены на платину за период с 1997 по 2021 годы
Как видно из графиков, если цены на платину за последнее десятилетие находились в диапазоне примерно 20 — 60 долларов США за грамм (~ 1500 — 4400 российских рублей), то стоимость родия за этот же период взлетела с 20 долларов (~ 1500 рублей) за грамм до 950 долларов США (~ 70 000 рублей) в пике на начало 2021 года! Сейчас цены на эти драгметаллы снизились и на сегодня за грамм родия просят примерно 450 долларов США (~ 33 000 рублей). Рыночная стоимость палладия на конец 2021 года — 70 долларов США (~ 5000 рублей) за грамм, платины — 35 долларов (~ 2500 рублей ) за то же количество.
Автомобильный катализатор
Стоимость сырья для изготовления катализаторов растет, поэтому производители ищут и находят способы как снизить содержание драгметаллов или ищут им более дешевые альтернативы. Так, например, в последнее время начали применять золото — получается дешевле. Что касается текущего состояния, то при очень усредненных расчетах в 1 килограмме «внутренностей» катализатора содержится примерно 1,3 — 1,4 грамма палладия и 0,15 грамма родия. Сам же автомобильный катализатор весит в среднем примерно 1,2 кг без корпуса.
Точный ответ о содержании драгметаллов в составе катализатора можно получить только после спектрального анализа — такие результаты обычно предоставляют скупщики этих устройств. Чем выше содержание драгоценных металлов — тем выше стоимость нейтрализатора.
Можно ли извлечь драгметаллы из катализатора
Выделить ценные металлы из нейтрализатора возможно. После измельчения его внутренней части это делается с помощью реакции выщелачивания окислительными смесями. К палладию еще применяют метод гальваники и электродуговое нагревание. Процессы трудоемкие, требуют наличия реактивов и оборудования, а, следовательно, – материальных вложений.
При этом выход металла небольшой, всего до 0,1 г, и он содержит примеси, например окись алюминия, что значительно снижает цену такого продукта. Получить за него можно, в лучшем случае, 200 рублей. Если соотнести затраты с прибылью с одного катализатора, то она никак не окупит потраченных средств, а потрудиться придется изрядно. Поэтому мало кто занимается этим в домашних условиях.
Целесообразно перерабатывать одновременно десятки и сотни автомобильных катализаторов. Этим занимаются специальные организации в промышленных масштабах. Проще всего сдать им ненужную автодеталь и получить деньги, не прилагая лишних усилий. Предприятия платят примерно 70–80 % от стоимости извлеченного ценного металла.
Разбогатеть на драгоценных металлах из одного катализатора не удастся, но можно получить приятный бонус за уже ненужную вещь и вложить его в покупку нового нейтрализатора. Такой возможностью стоит воспользоваться.
◄ Назад к новостям
Извлечение платины и родия
Один из самых распространенных способов отделения родия и платины из сотовой конструкции – ее выщелачивание с использованием специальных окисляющих смесей в жидком состоянии. Однако данный метод отличается целым рядом недостатков. В первую очередь это то, что кроме драгоценных веществ, в катализаторах также есть окиси алюминия, которые предотвращают полное изъятие платины.
Такая процедура для положительного результата подразумевает многократное выщелачивание и последующую промывку устройства для полного извлечения драгоценной смеси, поэтому требует дополнительных материальных затрат. Кроме того, даже в таком случае не всегда получается извлечь всю платину.
Более современным способом является такой, что основа на переводе металла в растворимое состояние.
Осуществляться это будет путем предварительного смачивания детали в соляной кислоте. Данный процесс проводится при нагревании для циркуляции смеси паров и газа.
К преимуществам такого метода относится простота в реализации и возможность получить максимально возможное для каждой конкретной модели катализатора количество драгоценного металла. А благодаря использованию современных окислителей есть возможность много раз проводить обмывание частиц вещества при помощи такого раствора.
Имеет ли смысл самостоятельно извлекать металл?
Таким образом, в каждом катализаторе любого транспортного средства есть небольшое количество драгоценных металлов, которые участвуют в химических реакциях, превращаю вредные продукты сгорания топлива в безопасные газы.
Отделить такие вещества с отслуживших свое катализаторах при наличии определенных знаний и навыков вполне возможно, но следует помнить, что при самостоятельном выполнении такого процесса вряд ли удастся получить чистый металл. Да и к тому же не следует забывать, что в одном катализаторе содержится столько драгоценного вещества, что в случае его продажи никак не получиться окупить все затраты на его добычу.
Поэтому отделять дорогие металлы с таких автомобильных деталей с целью заработка целесообразно только в промышленных масштабах, когда одновременной переработке поддается сразу несколько десятков, а может быть и сотен таких фильтров.
Но в обычных гаражах, найти их крайне сложно! Кстати их принимают для переработки, и самым правильным способом получения денег, является сдача их таким организациям, в конечном итоге получите больше денег.
НА этом заканчиваю, свою статью, думаю было интересно. Искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.
Извлечение палладия
С целью отделения палладия можно воспользоваться химическими методами, что применяются и к платине. Но в таком случае очень редко в конечном итоге получается чистый металл без каких-либо примесей. С целью добычи подобного вещества иногда используются также гальванический метод или электродуговое нагревание.
Самым же действенным способом, используя который можно получить максимально чистый палладий, является повышение температуры металла до 500 градусов и одновременное его фторирование. В результате проведения такого процесса получается фтористый палладий, при охлаждении до температуры около 100 градусов его расщепляют с использованием минеральной кислоты.
Воспользовавшись подобной технологией, можно получать практически весь палладий, что есть в автомобильных катализаторах.
В современной промышленности существуют и некоторые другие действенные способы добычи драгоценных материалов из отработанных катализаторов. Обычно они дают возможность получать чистые металлы.
Недостатком их является необходимость сразу большого количества катализаторов для переработки, поскольку ради небольшого количества нет смысла начинать процесс. Кроме того, в таком случае существуют немалые материальные затраты на покупку всех необходимых катализаторов.
Три базовых фактора влияющие на стоимость катализатора
- Керамический или железные катализатор
- Физическое состояние катализатора
- Содержание металлов и вес драгметаллов в катализаторе
Не секрет, что на разных автомобилях устанавливают разные катализаторы, с разной ценностью. На разных автомобилях бывают и разное количество катализаторов.
На каких авто стоят самые дорогие катализаторы
Наиболее дорогостоящие катализаторы устанавливают автопроизводители из стран, где действуют самые жесткие экологические меры. В первую очередь это страны Западной Европы: Германия, Англия, Франция.
В БМВ, Ауди и Мерседес, как правило, устанавливают сразу 4 катализатора. Стоимость катализаторов от немецких автомобилей может в среднем достигать от 25000 рублей за кг. до 87000 рублей.
К вторые по стоимости катализаторы устанавливают на автомобили японского и корейского производства. Такие, как Тойота, Мицубиси и Сузуки, Субару. В среднем японские катализаторы оцениваются от 15 000 руб/кг.
Добротные катализаторы устанавливают и американские авто в большим объемом двигателя. Форд и Шевроле по стоимости могут сравниться и с корейскими марками авто. Американские катализаторы оцениваются от 12 000 руб/кг. В данную ценовую категорию входят и бюджетные седаны от Фольксвагена, Киа и Шкоды.
Как формируется цена.
Стоимость катализатора в пунктах приема (они принимаются преимущественно на вес) напрямую зависит от содержания в них драгоценных металлов.
Если в 1 кг содержится 6 грамм платины, то и цена соответственно будет исходить из стоимости 6 грамм платины. Чем меньше драгметаллов в килограмме катализатора, тем соответственно он дешевле.
Как узнают, сколько платины в катализаторе.
Берется разобранный катализатор (лишь модели в исключительном состоянии не разбирают).
Изымается вся фильтрующая масса.
После, с помощью специального прибора проводится ее Рентгенофлуоресцентный анализ, целью которого является определение точного количества и массы драгоценных металлов в катализаторе.
РФА спектрометр для проверки содержания драгметаллов
Далее, уточняется стоимость драгметалла на мировом рынке, от нее отнимается комиссия в размере до 30% и высчитывается общая цена металлов в катализаторе.
К примеру, у вас имеется 1кг катализаторов с содержанием 1грамма Палладия (3000р за грамм) по показаниям РФА теста. В данном случае вы сможете выручить за эту массу 3000 – 30% = 2100р
У каждого катализатора содержание Платины, Палладия или других драгоценных металлов разное, поэтому проведение РФА обязательно при их сдаче в скупку.
Где можно найти катализаторы содержащие платину.
Чаще, в пункты скупки катализаторы поставляют сервисные станции технического обслуживания, разборки автомобилей и организации, занимающиеся скупкой металлолома. Реже, катализаторы приносят посредник, выкупающие агрегаты у населения по более низким ценам.
Сколько стоит б/у катализатор
Мы уже знаем, что цена будет зависеть от вида и его состояния. Другой важный фактор – пункт приёма катализаторов и его система оценки. Каждая компания, занимающаяся покупкой и переработкой катализаторов, решает для себя, какие виды они принимают и устанавливает ценообразование самостоятельно.
Кто-то работает только с цельными керамическими катализаторами, а кто-то принимает в любом состоянии, но цены устанавливает за килограмм. Сдать катализатор по фиксированной цене можно лишь в том случае, если тщательная оценка на специальном оборудовании занизит его стоимость. В других случаях – это выгодно лишь для самой компании, а не для ее клиентов.
От чего в нейтрализаторе возникают неполадки
Ресурс любого устройства ограничен, поэтому рано или поздно он будет исчерпан. В этом случае катализатор из металла не является исключением. Изделие, подверженное постоянной эксплуатации при несоблюдении ее норм, обречено на поломку. Обычно катализатор выходит из строя по множеству причин:
- Задержки при запуске двигателя;
- Повышенный расход топлива;
- Резкая потеря тяги при больших оборотах;
- Возникновение в выхлопной системе звуков, которых ранее не было.
Если обнаружены такие проблемы, то это свидетельствует о том, что катализатор пришел в негодность. Устройство не ремонтопригодно, поэтому его нужно заменять на новый компонент, который довольно дорогой. Новый блок стоит от 130 тыс. руб.
Какие бывают нейтрализаторы
В современных автомобилях устанавливаются катализаторы двух типов:
- Керамические, которые функционируют на базе механической очистки выхлопа. Такие блоки конструктивно выполнены из тонких керамических пластин, имеющих поверхность, покрытую слоем активных металлов платиновой группы.
- Металлические, выполнены с металлическими элементами внутри, которые имеют мелкоячеистую структуру в форме сот с аналогичным рабочим напылением из драгоценных металлов. Основное отличие от керамических блоков состоит в том, что металлические обладают большим показателем упругости, поэтому у таких компонентов конструкция обычно более надежная в сравнении с устройствами, изготовленными из керамики.
Можно рассмотреть, чем различаются эти два типа катализаторов.
Подведем итоги
С учетом приведенной выше информации становится понятно, что в современных автомобилях катализатор является важным элементом, который в связке с кислородным датчиком оказывает прямое влияние на смесеобразование и работу двигателя в целом. Также проблемы с катализатором могут привести к сбоям в работе ДВС в том случае, если фильтр забит.
Напоследок отметим, что замена каталитического нейтрализатора является наиболее правильным решением, однако если нет средств на покупку новой детали, можно ограничиться установкой пламегасителя. Хотя уровень токсичности выхлопа в данном случае сильно повышается и не соответствует нормам и стандартам, владелец получает возможность нормально эксплуатировать автомобиль с исправно работающим ДВС.