Не работает вентилятор охлаждения. причины, ремонт
Содержание:
- Как проверить вентилятор охлаждения на ВАЗ-2114: фото и видео
- Вентилятор радиатора работает постоянно
- Диагностика и распространенные причины неполадок системы охлаждения
- Модернизация схемы управления
- Инструмент для проведения ремонта
- Какова идеальная скорость вентилятора процессора
- Описание датчика включения вентилятора
- Причины возникновения неисправности
- Кулер центрального процессора
- Проверяем вентилятор: способ два или оч.умелые ручки.
- Усовершенствование датчика включения вентилятора
- Вентилятор плохо вращается
- Как проверить скорость вентилятора компьютера
Как проверить вентилятор охлаждения на ВАЗ-2114: фото и видео
Перегрев двигателя грозит серьёзными последствиями: заклинит поршня, пробьёт прокладку блока, что перейдёт в капитальный ремонт силового агрегата. Поэтому, вентилятор охлаждения является важным элементом, предохраняющем силовой агрегат от предельного нагревания.
Причины неисправности на ВАЗ-2114
Вентилятор охлаждения двигателя может не запускаться при следующих обстоятельствах:
- Неисправность электродвигателя вентилятора. Проблема устраняется путём замены на рабочий;
Меняем электродвигатель вентилятора
- Перегорел предохранитель. Необходимо заменить на новый;
Меняем предохранитель
- Реле включения вентилятора не работает. Нерабочее заменяется новой, рабочей;
Меняем реле включения вентилятора
- Обрыв в цепи электропитания. При обнаружении обрыва в линии, нужно восстановить провод или заменить его;
Проверяем на обрыв в цепи
- Плохой контакт. Соединения зачищаются, следы окисления необходимо удалить;
- Поломка температурного датчика. Нерабочий заменяется на новый.
Меняем датчик температуры охлаждающей жидкости
Видео о замене датчика включения вентилятора
https://youtube.com/watch?v=IWO7xJG5zGY
Проверка работоспособности электродвигателя вентилятора охлаждения
Самый простой способ, проверить работоспособность вентилятора — накинуть на него два прямых провода: минус и плюс.
Плюс берётся с аккумулятора, минус с кузова автомобиля. Если при замыкании цепи он не сработал, значит проблема заключается именно в нём. При запуске лопастей, ищем проблему в другом месте.
Схема работы вентилятора охлаждения
В основном, при обнаружении нерабочего вентилятора выявляются несколько причин:
- Перегорел электродвигатель, обрыв в обмотке;
- Износ угольных щёток;
- Заклинил или рассыпался подшипник.
Если в двух последних случаях проблема решается так сказать, малой кровью, первый предполагает замену электромотора.
Важно! При накидывании проводов, основное питание электродвигателя нужно отсоединить
Порядок действий при проверке
Работа вентилятора на ВАЗ-2114 завязана через 2 предохранителя. Один из них отвечает ещё за звуковой сигнал. Проверить его можно нажав на клаксон. Если звука нет, заменить на целый. Расположен он в монтажном блоке, это 20-ти амперный, обозначенный маркировкой F5.
Проверяем и при необходимости меняем предохранители
Второй, находится под торпедой, со стороны пассажира. Под обшивкой расположены 3 реле с предохранителем для каждой. За работу вентилятора охлаждения отвечает средняя пара. Перегоревший элемент заменить на новый (предохранитель можно «прозвонить» мультиметром или ограничиться визуальным осмотром. Для проверки работоспособности реле потребуется омметр). Проверяя их состояние, заодно убедиться в нормальном состоянии контактов, при обнаружении окиси зачистить.
Важно! Обнаружив перегоревший предохранитель, не стоит ограничиваться его заменой на новый. Нужно обязательно найти причину обрыва, так как в ближайшее время новый снова перегорит
Проверка датчика включения вентилятора
Если причина не обнаружена, следующим шагом должна быть проверка работоспособности датчика включения вентилятора. Сделать это не сложно
Обесточить его и включить зажигание, при этом обратить внимание на вентилятор. Вращение лопастей говорит о том, что причина неполадки именно в датчике
Проверяем датчик включения вентилятора системы охлаждения
Ввиду того, что очень часто датчик начинает глючить, подавая ошибочные сигналы, рекомендуется проверить его ещё одним способом. Для этого понадобится ёмкость с антифризом или тосолом, термометр и мультимерт. К клеммам датчика подсоединяются провода от измерительного прибора, резьбовая часть датчика погружается в жидкость. Содержимое ёмкости нагреть до температуры срабатывания вентилятора (на ВАЗ 2114 — 92 градуса). При замыкании контактов мультимерт подаст звуковой сигнал. Значит датчик рабочий, если этого не произошло можно смело его выбрасывать и покупать новый.
Полезно! Перед установкой желательно проверить работоспособность купленного датчика таким-же способом.
Видео о проверке датчика включения вентилятора системы охлаждения
https://youtube.com/watch?v=ne8SQ3BsrCY
Итоговая проверка
Устранив проблему, завести мотор машины. Электродвигатель вентилятора должен запуститься примерно через 5 минут работы на холостом ходу. Если этого не произошло, а температура достигла нужной нормы, проведите диагностику неисправностей ещё раз.
Вентилятор радиатора работает постоянно
Частично такой случай рассмотрен выше, причиной является отказ датчика температуры или замыкание проводов, идущих на вентилятор. Но если он постоянно крутится, то вызвано это может быть и залипанием реле. Подобное происходит достаточно часто, особенно после того, как срабатывает реле и вентилятор должен включаться.
Залипание контактов реле означает, что они не могут разомкнуться, из-за чего происходит постоянная подача напряжения на контакты, вследствие чего электромотор крутится постоянно. К последствиям залипания контактов реле надо отнести то, что не выключается вентилятор радиатора.
Часто причиной того, что не работает отключение вентилятора, может служить термостат. Дело в том, что датчик находится в головке блока, именно он определяет, когда должно происходить включение вентилятора. Но охлаждающая жидкость может двигаться по большому и малому кругу, когда она движется по малому, то в радиатор для охлаждения не попадает. Режим движения воды определяет термостат.
Если его заклинило в положении движения воды по малому кругу, то она так и будет двигаться, перегреется, что вызовет срабатывание датчика и включение вентилятора, но т.к. вода не поступает в радиатор, она не охладится, и датчик постоянно будет сигнализировать о высокой температуре. В результате этого не выключается вентилятор радиатора. Определяется такой случай просто – надо потрогать шланги, идущие к радиатору. Когда заклинило термостат, то при перегретом двигателе они будут холодными.
Если не выключается вентилятор радиатора по причине заклинивания термостата, то порой для устранения такого явления можно постучать по корпусу. Часто этого бывает достаточно, и дефект пропадает. Если же всё остается без изменений, то придется снимать термостат, вынимать из него всю начинку и потом ставить на место само устройство.
Другим вариантом того же самого дефекта будет заклинивание термостата в промежуточном положении. Это также может привести к тому, что не выключается вентилятор радиатора, но такая ситуация диагностируется гораздо труднее. Вызваны подобные трудности тем, что некоторое количество воды поступает в радиатор, но ее проходит слишком мало, вся вода не успевает охладиться, что приводит к перегреву двигателя.
Все перечисленное выше не является полным описанием возможных причин, почему не выключается вентилятор радиатора. Их может быть много, порой достаточно странных и неожиданных, но в каждом из таких проявлений неисправностей необходимо искать причины и проводить тщательный анализ.
Диагностика и распространенные причины неполадок системы охлаждения
Замыкание контактов
Одной из основных по распространенности причин данной поломки, является банальное замыкание контактов датчика температуры охлаждающей жидкости. В таком случае при включении зажигания включается вентилятор охлаждения, так как на вентилятор из-за замыкания все время подается электрический ток. Последствием от подобной неисправности может являться, разве что, ускоренная разрядка автомобильного аккумулятора.
Рекомендуем почитать статью на тему: как продлить жизнь аккумулятору автомобиля. В этой статье говорится о причинах короткой жизни АКБ, как ее, собственно, продлить, а также основных признаках неисправности аккумуляторных батарей.
Для диагностики этой неисправности вам следует отсоединить датчик и при помощи омметра измерить сопротивление на его контактах. Если датчик работает нормально, то сопротивление будет крайне высоким (в показаниях одни девятки, что является аналогом «бесконечного» сопротивления). Если сопротивление низкое, то контакты замкнуты, датчик необходимо заменить.
Также к схожим признакам относится замыкание клемм вентилятора на массу, в таком случае он также будет работать постоянно, как только будет включено зажигание. Так как напряжение подается напрямую от аккумулятора.
Малое количество антифриза
Еще одна банальная неполадка — это слишком маленькое количество охлаждающей жидкости. Именно на ее температуру реагирует ДТОЖ. При малом количестве антифриза разогрев жидкости происходит гораздо быстрее, чем прогрев самого двигателя, в результате вентилятор включается слишком рано. Долейте жидкость до необходимого уровня и на всякий случай проверьте, нет ли течи в системе охлаждения.
Термостат и его датчики
На некоторых современных машинах система охлаждения комплектуется термостатами с датчиками, которые регулируют работу системы охлаждения более эффективно. Однако такая конструкция более сложная по своей структуре, чем обычная, и из-за своей сложности подвержена различным неполадкам. Если нарушается работа конкретного датчика, который связан с термостатом. Или система управления охлаждением не получает данных от датчиков термостата, то как правило «уходит в защиту», включая вентилятор на постоянную работу. Проверка этих датчиков, в принципе, схожа с проверкой контактов обычного ДТОЖ. Замеряем сопротивление, и если оно низкое, то датчик следует поменять.
Окисление контактов
Стоит отметить, что ЭБУ также может «уходить в защиту» и в случаях, когда управление вентилятором осуществляется через сам бортовой компьютер. Причиной этого могут быть проблемы с контактами. Как правило, контакты со временем имеют свойство окисляться, что сильно затрудняет передачу сигналов от датчиков к ЭБУ. А если необходимый сигнал совсем не проходит, то в этом случае блок управления принудительно включает вентилятор охлаждения, вне зависимости от температуры двигателя.
Для устранения необходимо лишь прочистить контакты и покрыть их изолирующей смазкой, чтобы не допустить распространение коррозии. Кстати такую процедуру рекомендуется проводить 2 раза в год, чтобы избежать неприятных ситуаций в самый неподходящий момент.
Смотрим видео, причина периодического включения вентилятора на холодном двигателе (автомобиль Мазда 6):
Неполадки в системе кондиционирования
На некоторых автомобилях радиатор кондиционера напрямую связан с системой охлаждения двигателя. И когда происходит засорение радиатора системы кондиционирования, нарушается работа сразу двух систем. Хоть включение вентилятора в этом случае происходит не сразу, однако данная неполадка может привести к куда более серьезным последствиям, в том числе – перегрев двигателя.
Для исправления необходима чистка радиатора, а лучше всего сразу двух. Для более продуктивной работы этих двух взаимосвязанных систем.
Это все что мы хотели сказать по данному вопросу. По сути, это не самая страшная неисправность, однако при длительном игнорировании чревата определенными последствиями. Поэтому затягивать с ремонтом также не стоит, и если при включении зажигания включается вентилятор охлаждения двигателя, рекомендуется тщательно проверить систему охлаждения на наличие неполадок и в скором времени исправить поломку.
Новые статьи
- Почему загорается чек неисправностей двигателя в машине? – Основные причины
- Почему дизель не заводится на холодную? – Причины такого явления
Предыдущие статьи
- Реле щелкает, но стартер не крутит — машина не заводится? — Причины такого явления
- Причины вибрации в салоне автомобиля на холостом ходу
Модернизация схемы управления
Вентилятор охлаждения на десятке включается при тепературе 100-105°C, тогда как нормальной рабочей температурой двигателя является 85-90°С, получается вентилятор включается при перегреве двигателя, что естественно сказывается негативно.
Эту проблему можно решить двумя способами: настроить температуру включения в «мозгах» или сделать кнопку. Мы остановимся на втором. Включение вентилятора с кнопки очень удобно: попал в затор — включил, выехал — выключил, и никого перегрева.
В салоне была установлена кнопка выбора режима работы вентилятора (отключен постоянно, включен постоянно, включение автоматически посредством датчика) — этот «тюнинг» не является обязательным, но будет очень полезным дополнением.
На контактах реле 87, 30, на проводе от аккумулятора к предохранителю и массе вентилятора будет большой ток и по этому там обязательно используем провода, сечением не менее 2 мм иначе более тонкий провод не выдержит и сгорит.
Инструмент для проведения ремонта
Итак, вы проверили всё, перебрали каждый предохранитель и уже дошли до реле, но проблема так и не решилась. Следовательно, вентилятор охлаждения двигателя не работает, нужно снимать и ремонтировать мотор устройства. Для этого нам потребуется наличие минимального набора инструмента. Берём торцевую головку на 10, такая есть практически у каждого в гараже, также потребуется удлинитель, средний или длинный.
Желательно иметь трещотку. Если таковой не имеется, можно взять обычный вороток. Помимо этого, подготовьте ветошь, так как это работа пыльная. Лучше, чтобы под рукой была плоская и крестовая отвёртка, а также набор ключей. Вот, в принципе, и всё, далее можно переходить непосредственно к демонтажу устройства. Кстати, прежде чем приступать к работе, желательно отключить массу АКБ, то есть «минус».
Какова идеальная скорость вентилятора процессора
Типичные скорости процессорного вентилятора зависят от его размеров. Большие вентиляторы вращаются медленнее, чем маленькие, но выталкивают такое же количество воздуха. Большие вентиляторы также работают тише благодаря низким оборотам.
Вот типичные диапазоны оборотов процессорного вентилятора в зависимости от размера вентилятора:
- 140-мм вентиляторы: ~400-1200 об/мин
- 120-мм вентиляторы: ~500-1500 об/мин
- 92-мм вентиляторы: ~600-2000 об/мин
- 80-мм вентиляторы: ~800-2500 об/мин
- 92-мм Intel Laminar RM1 (штатный кулер): ~600-3150 об/мин
- 92-мм AMD Wraith Prism (штатный кулер): ~600-2800 об/мин
Типичная скорость вентилятора процессора колеблется от 600 до 3000 об/мин. Однако, чтобы получить более четкое представление, посетите страницу продукта процессорного кулера.
Идеальная скорость процессорного вентилятора – это золотая середина между:
- Высокой скоростью = холодный процессор = высокая производительность ЦП
- Шумом и износом вентилятора
Чем выше обороты вашего вентилятора, тем меньше отдача. ЦП не будет охлаждаться дважды, если вы удвоите скорость вращения вентилятора.
Это связано с тем, что в игре участвует больше факторов, чем просто скорость процессорного вентилятора. Радиатор, термопаста, температура окружающего воздуха, теплораспределитель, тепловые трубки и многое другое отвечают за охлаждение процессора.
Сам вентилятор является лишь одной из частей системы охлаждения.
По моему многолетнему опыту тестирования и сравнительного анализа, идеальная скорость вращения вентилятора ЦП составляет от половины до 2/3 максимальной скорости вентилятора ЦП. Это сохраняет ваш процессор прохладным, в то же время относительно тихим.
Идеальные скорости вращения процессорного вентилятора для разных размеров:
- 140-мм вентиляторы: 600-800 об/мин
- 120-мм вентиляторы: 750-1000 об/мин
- 92-мм вентиляторы: 1000-1300 об/мин
- 80-мм вентиляторы: 1250-1600 об/мин
- 92-мм Intel Laminar RM1 (штатный кулер): 1575-2100 об/мин
- 92-мм AMD Wraith Prism (штатный кулер): 140-1850 об/мин
Описание датчика включения вентилятора
ДТОЖ и датчик включения вентилятора — это два разных регулятора. ДТОЖ дает ЭБУ показания температуры, а ЭБУ включает вентилятор сам. Второй регулятор, как правило, идет силовой, замыкает контакты на определенной температуре — включает реле вентилятора и находится в основном на радиаторе, так как ДТОЖ находится на двигателе.
Устройство определителя
Более подробно о том, как устроен датчик вентилятора, какие у него функции, как диагностировать это устройство – чуть ниже.
Предназначение и функции
Датчик включения вентилятора радиатора улучшает свойства системы охлаждения, включая вспомогательный поток воздуха без вмешательства водителя извне. Чтобы совершить эти манипуляции, в корпусе устройства установлен специальный элемент, реагирующий на перепады температуры жидкости.
Если выражаться обычным языком, можно сделать вывод, что определитель, включающий вентилятор охлаждения, это самый настоящий выключатель. Он срабатывает при длительном повышении температуры, когда пластина выгибается, а затем замыкаются контакты, подавая ток в цепь питания вентилятора.
Принцип работы и место расположения
Он, как было сказано, расположен внизу радиатора и включается, когда температура достигает определенной точки.
Происходит это следующим образом:
- Пластина, которая находится в нижней части устройства, начинает при повышении температуры видоизменяться.
- Изгибаясь, она оказывает давление на специальный поршень, который движется вперед и при движении замыкает контакты: и подвижные, и неподвижные.
- Если антифриз будет оставаться холодным, пластина не будет нагреваться, и в итоге контакты не замкнутся, провоцируя включение вентилятора.
Внешний вид устройства и расположение
Каждая машина индивидуальна и ее температура тоже, поэтому нет никаких конкретных показателей, при которых срабатывает устройство. Различие также присутствует в скорости вращения: существуют двухскоростные и односкоростные. Двухскоростной вариант включения более редкий, но он тоже встречается. Он отличается тем, что при достижении пика температуры замыкается пара контактов, а прокруты вентилятора совершают небольшие обороты.
Он нередко может выйти из неисправности в автомобиле отечественного происхождения. Если такое случилось, если вы заметили, что в системе произошла неисправность, нужно немедленно загнать машину в гараж и сменить устройство. Где находится датчик включения вентилятора, можно также узнать из видео от автора Avto-Blogger.ru.
Причины возникновения неисправности
Когда температура жидкости повышается до критического уровня, это означает, что не срабатывает вентилятор охлаждения. Главная цель – это как можно быстрее определить локализацию неисправности и ликвидировать ее. Существует ряд самых распространенных причин, почему не включается вентилятор охлаждения:
электрический двигатель вентилятора перестал работать;
нарушение целостности проводки, которая обеспечивает беспрерывное питание электромотора и подключения датчика включения;
контакт датчика и электродвигателя перестал быть надежным;
предохранитель перегорел;
реле вентилятора оказалось неисправным;
сломался датчик;
предохранитель клапана расширительного бачка работает с перебоями.
Определить неисправность в каждом случае возможно самостоятельно. Разберем каждый пункт более подробно.
Если сломался электродвигатель вентилятора
Если не работает вентилятор охлаждения, то в первую очередь важно проверить, в каком состоянии находится электропривод. Для этого потребуется взять 2 провода, сделать подключение к вентилятору и организовать питание от АКБ напрямую
Если запуск прошел успешно, значит, элемент исправен и нужно проводить диагностику дальше.
Также стоит обратить внимание на разъемы и контакты в электродвигателе. Иногда неисправность появляется из-за скопления грязи и пыли, а также окисления металлических элементов
Если после подключения к АКБ ничего не произошло, значит, проблема в электроприводе. Поломка случается по нескольким причинам:
щетки износились;
коллектор разрушился;
обмотка ротора замкнулась.
В первом варианте достаточно поставить новые щетки. Во втором и третьем случае ситуацию исправить невозможно. Нужен новый вентилятор.
Проверка проводки
Не менее распространенная причина, по которой вентилятор охлаждения перестает работать. Может произойти разрыв провода или замыкание. Для проверки достаточно использовать обыкновенный тестер, предварительно активировать режим детектора. Сделать прозвон проводки, которая соединяет контроллер с предохранителем, реле и электродвигателем.
Проверка предохранителя и реле вентилятора
Для начала нужно сделать проверку предохранителя вентилятора. Как правило, он располагается в блоке монтажа под капотом. Чаще всего маркируется обозначением F7. Проверку сделать при помощи тестера. Если все в порядке, нужно найти реле включения. Чтобы найти необходимое реле, рекомендуется использовать руководство автомобиля. Под капотом должно располагаться 3 реле.
В кустарных условиях определить работоспособность практически невозможно, поэтому легче всего воткнуть реле в соседнее гнездо.
Тест датчика включения
Еще одной популярной причиной, из-за которой не работает вентилятор, выступает неисправность датчика. Точно определить, что сломался датчик, возможно только в автомобилях с инжекторами. Если отключить питание, то электронная система воспримет это как неисправность и сделает запуск вентилятора в аварийном режиме.
Когда выходит из строя датчик включения вентилятора, то следует быть осторожным. Проверку нужно проводить следующим образом: прогреть машину до тех пор, пока температура жидкости не достигнет 100 градусов. Далее заглушить двигатель, открыть капот и отключить датчик, отсоединяя разъем. Далее запустить двигатель. Если вентилятор начнет работать, значит, проблема в неисправности датчика.
Важно обратить внимание, что в машинах с карбюраторными двигателями, сделать проверку подобным образом невозможно. В данном случае можно сделать только замену нового датчика и прогреть двигатель до рабочей температуры
Кулер центрального процессора
Наиболее часто рассматриваемая проблема наблюдается у вентилятора CPU, поэтому прежде всего рассмотрим самые распространённые причины и методы их устранения. Чаще всего дело может быть в том, что ваш процессор банально не греется до температур, при которых требуется активное охлаждение: к примеру, многие бюджетные решения даже в относительно сложных задачах могут не греться выше 40-50 градусов, и это в принципе нормально. Если же мы говорим о профессиональных или игровых решениях, то тут приемлемы значения и свыше 60 в простое или при небольшой нагрузке. Чтобы узнать точно, рекомендуется проверить текущее специальным мониторинговым ПО, например, AIDA64, и только при обнаружении проблемы можно приступать к активным действиям.
- После установки приложение откройте пункты меню «Компьютер» – «Датчики» и проверьте температуры на позициях «ЦП» и «ЦП 1/Ядро 1 (2, 3…)».
Теперь откройте меню «Суммарная информация» и обратите внимание на строку «Тип ЦП» – скопируйте или перепишите название модели вашего процессора.
Далее откройте браузер, перейдите к предпочитаемому поисковику и введите в него запрос вида *модель вашего процессора* температуры, затем найдите результат, который ссылается на официальные источники.
Сопоставьте найденное с полученными в АИДА64 данными. Если температура работы в простое соответствует штатной — всё в порядке, так и должно быть. Если же она превышает стоковые значения больше, чем на 10 градусов, но кулер не работает – вы столкнулись с проблемой, решения которой найдёте далее.
Способ 1: Проверка параметров BIOS
Для начала стоит убедиться, что микропрограмма платы корректно настроена, и только затем переходить к более сложным случаям.
- Войдите в BIOS/UEFI – для выполнения этой операции доступно несколько методов, описанных в руководстве далее. Подробнее: Как зайти в БИОС компьютера
Дальнейшие действия зависят от типа установленной микропрограммы и того, поддерживает ли она управление настройками кулера. Ищите в списке разделы с названиями «PC Health», «Monitoring», «Fan Control» и похожее по смыслу. На данных вкладках должны присутствовать опции типа «Q-Fan Control», «CPU Smart Fan Control» и прочее. Для устранения проблемы, которую мы рассматриваем, подобные средства требуется отключить – переведите их в положение «Disable».
В некоторых продвинутых UEFI доступна отдельная настройка скорости вращения вентилятора для разных температур CPU – обычно этот параметр называется «Fan Speed for Temperature». Таких, как правило, несколько, в среднем три, значения для каждого настраивается отдельно. Дело в том, что кулер может не работать в случаях, когда тут установлены слишком высокие лимиты – например, охлаждение не будет включаться при нагреве ЦПУ меньше или равному 60 градусам Цельсия (или эквиваленту в градусах Фаренгейта). Значения стоит уменьшить – выберите в пункте «Temperature» желаемое число, затем в «Fan Speed for Temperature» установите скорость работы (в оборотах в минуту или в процентах).
После внесения всех изменений сохраните их.
Стоит также иметь в виду, что далеко не все BIOS позволяют самостоятельно настраивать температуры и количество оборотов, поэтому если вы не находите подобных опций в своём варианте, причина в чём-то другом.
Подробнее: Настройка работы кулеров в программах SpeedFan и AMD OverDrive
Способ 3: Устранение аппаратных проблем
Последняя, и к сожалению, достаточно частая причина – физические неполадки с вентиляторами охлаждения.
- Возможно, получится обойтись «малой кровью», если компьютер давно не очищался от пыли – может быть, она просто забилась между лопастей кулера или попала в механизм вращения. Откройте корпус ПК или ноутбука, внимательно осмотрите средства охлаждения и произведите очистку, если степень запыления будет слишком большой. Подробнее: Как почистить компьютер или ноутбук от пыли
Также причиной неработоспособности может быть высыхание и/или загрязнение смазки в механизме вращения лопастей, особенно если кулер устанавливался более 5 лет назад и всё это время не обслуживался. Некоторые модели подобных устройств можно аккуратно отключить от платы, разобрать и произвести чистку, но лучше довериться специалисту.
Последнее, что стоит проверить – исправность механизма вращения. Это можно узнать, попробовав вручную провернуть лопасти вентилятора. Если они движутся с усилием или не двигаются вообще, устройство сломано и требует замены.
К сожалению, аппаратные поломки – причина достаточно частая, поэтому нужно быть готовым к приобретению нового охлаждения.
Проверяем вентилятор: способ два или оч.умелые ручки.
А с помощью этого варианта вы можете как проверить работоспособность, так и использовать рабочий, но неиспользуемый кулер в качестве вентилятора от тех источников питания, которые имеют на выходе 12 В (например, в авто). И подключаться он, кулер, будет через USB кабель. Для этого потребуется:
- бу кабель USB от любого ненужного устройства (хороший кабель не стоит, конечно, специально портить)
- рабочий кулер
Здесь всё просто. От кабеля отрезаем разъём к другому устройству, оставляя сам USB коннектор. Нам нужны провода со знакомой вам цветовой маркировкой: чёрный и красный . Соединяем с соответствующими проводами кулера. Изолируем и подключаем:
красный на красный, чёрный на чёрный
Вот так примерно и устроены самые недорогие USB-вентиляторы. Не сдует, но побаловаться или проверить самый раз. Для проверки подойдёт абсолютно любой USB разъём типа “мама”. Этот нехитрый приём позволит вам, кстати, проверить и четырёх-пиновые кулеры: сначала соедините “черные” контакты кулера и кабеля, а затем поочерёдно присоединяйте красный провод USB кабеля ко всем контактам на разъёме кулера. Не крутится? В помойку.
Предупреждаю. Надолго крутящийся вентилятор, питающийся таким способом, не оставляйте! Способ указан только для проверки работоспособности.
Усовершенствование датчика включения вентилятора
Состояние двигателя автомобиля напрямую зависит от эффективной работы вентилятора охлаждения. Особенно это актуально для автомобилей марки ВАЗ-2109 в летний период. В больших городах улицы перегружены транспортом, и водитель вынужден резко изменять режимы работы двигателя при движении, а это дает дополнительную нагрузку на внутренние системы машины. При этом остановиться для охлаждения двигателя нет возможности.
У модели ВАЗ-2109 большая часть поломок системы охлаждения приходится на датчик включения вентилятора. Сама деталь не очень надежная и нет гарантии, что новый образец будет работать исправно. Специалисты это связывают с большим количеством контрафактной продукции на рынке запчастей.
Поэтому информация об устройстве, положении и замене датчика включения вентилятора пригодится каждому владельцу «девятки».
Конструкция датчика очень проста. Его работа основана на деформации измерительного элемента (биметаллической пластины) под воздействием высоких температур. При этом замыкаются необходимые контакты, и идет сигнал на вентилятор.
Разные типы датчика имеют не одинаковую температуру срабатывания. Некоторые современные модели могут выбирать даже скорость вращения вентилятора, они оснащены двумя дополнительными контактами.
Узнать, что вентилятор работает не адекватно, можно довольно просто. При высокой температуре охлаждающей жидкости он не запускается, а начинает работать сразу при включении холодного двигателя. Находится датчик на нижней части радиатора. Его легко идентифицировать по двум отходящим проводам.
Обычно сразу проводят замену детали и тем самым решают проблему. Однако чтобы закрепить результат и продлить срок службы датчика, можно выполнить ряд не хитрых манипуляций по поиску истинных причин поломки:
- Когда вентилятор не работает по штатной схеме, то специалисты рекомендуют перемкнуть провода датчика между собой. Такой датчик с дефектом, если его корпус нагрелся, а вентилятор так и не включился. Если поверхность устройства теплая, но при этом повысилась температура радиатора, то необходима дополнительная проверка уровня охлаждающей жидкости и состояния термостата;
- При замкнутых проводах и отсутствующем звуке запуска реле вентилятор может не включиться. В таком случае дефект нужно искать на 4-м предохранителя, а также проверять исправность самого реле.
- Если вентилятор не включается при замкнутых проводах, а реле срабатывает в штатном режиме, то, скорее всего, произошла поломка 8-го предохранителя.
- На холодном двигателей происходит запуск вентилятора. Такой дефект можно устранить путем отсоединения от датчика одного из проводов. При остановке вентилятора нужно осмотреть контакты датчика, возможно, они залипли. Если остановка вентилятора не произошла, то причину стоит искать в неисправности управляющего реле.
В случае, если датчик включения вентилятора требует замены, то под рукой достаточно иметь только ключ на «30». Работы состоят из четырех этапов:
- Для начала нужно отключить зажигание;
- Охлаждающую жидкость сливают из бачка;
- Отсоединяют контакты от колодки устройства;
- Гаечным ключом устройство выворачивается из посадочного гнезда. При этом нужно прилагать не большое усилие.
Монтаж датчика после замены осуществляется в обратном порядке. Мастера рекомендуют перед установкой проверить работу устройства на холодном двигателе. При этом не придется сливать из бачка охлаждающую жидкость. Потери тосола будут не большими, если замену датчика выполнить быстро.
Вентилятор плохо вращается
Одна из причин плохого вращения вентилятора является грязь и пыль. Со временем в механизмах двигателя скапливается пыль, которая еще и сушит смазку.
Слегка влажной ватной палочкой или салфеткой аккуратно удаляем пыль и грязь с вала двигателя.
Теперь нужно добавить смазки. Без смазки электродвигатель будет плохо вращаться. В таких механизмах обычно используют силиконовую смазку. Можно взять обычную силиконовую смазку за 40 рублей ПМС 400.
Хотя для сильно загрязненных поверхностей подойдет силиконовая смазка WD-40. Она еще и очищает место смазки.
Наносим совсем немного смазки, и вращаем вал двигателя. Это нужно для того, чтобы смазка равномернее распределилась. Не нужно добавлять ее слишком много, иначе она будет собирает пыль и грязь намного быстрее. Смазки не должно быть много или мало.
Теперь делаем тоже самое, но с обратной стороны. Для этого нужно открутить редуктор.
Откручиваем редуктор большой крестовой отверткой.
И точно также чистим вал с обратной стороны.
И наносим смазку на зазор вала и подшипника. Лишнюю смазку так же удаляем.
Как проверить скорость вентилятора компьютера
Есть несколько способов проверить скорость вентилятора на вашем ПК:
- Проверьте скорость вращения вентилятора в BIOS
- Используйте стороннее программное обеспечение для считывания скорости вращения вентилятора / датчиков
Вот как:
Проверьте скорость вращения вентилятора в BIOS
BIOS материнской платы отслеживает и управляет всеми подключенными к ней вентиляторами, включая вентилятор(ы) процессора.
Чтобы получить доступ к вашему BIOS:
- Сначала перезагрузите компьютер.
- В зависимости от модели вашего компьютера нужно использовать кнопку Del, Esc, F2, F10, F11 или F12 во время загрузки для доступа к меню BIOS.
- В меню BIOS найдите настройки управления вентилятором, которые часто находятся в разделе Hardware Monitor.
- Здесь вы можете просмотреть и настроить скорость вращения вентилятора.
Используйте программное обеспечение для проверки скорости вращения вентилятора
Кроме того, вы можете использовать бесплатное программное обеспечение, такое как SpeedFan, для проверки скорости вращения вентилятора.
SpeedFan также может считывать данные с других датчиков на материнской плате и предоставлять полезную информацию о напряжениях, скоростях и температурах – и всё это из вашей операционной системы! SpeedFan делает это с помощью технологии самоконтроля, анализа и отчетности (SMART), которая работает на вашей материнской плате.
Чтобы использовать SpeedFan:
- Скачайте и установите приложение на свой компьютер
- Откройте приложение. Когда откроется главное окно, нажмите кнопку Gonfigure.
- Перейдите на вкладку Fans и выберите вентилятор процессора.