Как зарядить гелевый аккумулятор в домашних условиях
Содержание:
- Как проводится восстановление аккумуляторной батареи
- Рекомендации по обслуживанию
- Как осуществляется подзарядка?
- Чем хорош гелевый аккумулятор именно для мотоциклов
- Какое зарядное устройство выбрать?
- Что представляют собой гелевые аккумуляторы?
- Что делать, если заряд гелевого аккумулятора не поднимается выше 8-9 Вольт?
- Технические характеристики гелиевого аккумулятора
- Какой уход требуется гелевому аккумулятору?
- Как влияет повышенное напряжение?
- Как обслуживать гелевый аккумулятор после его зарядки
- Инструкции по зарядке гелевого аккумулятора разными зарядными устройствами
- Как правильно зарядить гелевый аккумулятор
- Каким зарядным устройством заряжать гелевый аккумулятор
- Основные рекомендации по выполнению зарядного процесса
Как проводится восстановление аккумуляторной батареи
Все мероприятия по реанимации источника питания необходимо проводить в условиях максимальной безопасности. Перед тем как самостоятельно восстановить ваш гелевый автомобильный аккумулятор в домашних или гаражных условиях, необходимо обзавестись специальным зарядным устройством для подобных агрегатов. Это позволит контролировать выходное напряжение.
Следует учитывать, что гелевые аккумуляторы являются более требовательными в процессе обслуживания, чем «конкуренты» с жидким наполнителем в банках
Это вынуждает проявлять максимум осторожности во время проведения работ. Чтобы оживить GEL, запасаются такими инструментами:
- пинцет;
- шприц не менее, чем на 10 мл;
- плоская отвёртка;
- дистиллят;
- специальное зарядное устройство.
Дистиллированная вода продаётся в аптеке или в автомагазине. Её потребуется небольшой объём.
Для того чтобы вернуть к жизни подсохшую АКБ, придётся добраться до внутренностей. Снимаем аккуратно верхнюю крышку, а с помощью пинцета удаляем резиновые колпачки клапанов. В шприц набираем дистиллят и заливаем в каждую банку по 2 мл. Делать это надо медленно, чтобы жидкость успевала впитываться в гель. Контролируем уровень жидкости, чтобы были покрыты пластины полностью, а возможный избыток влаги удаляем шприцем.
Помогают восстановлению работоспособности длительной зарядкой проблемной АКБ. Для этого после вливания порций дистиллята прикрывают банки крышками и фиксируют их скотчем. В некоторых случаях можно сверху прижать их грузом, чтобы не сорвало во время подзарядки от выделяющегося газа.
Когда прошла заливка дистиллята и установка крышек, то готовим з/у. Выставляем его на 14 В и оставляем в покое на 14 часов, пока банки примут заряд полностью. Необходимо периодически присматривать за процессом, чтобы не произошло несанкционированного возгорания или задымления.
В том случае, когда батарея на 12 В потеряла значительную часть своей мощности, специалисты рекомендуют использовать циклическую зарядку. Это значит, что нужно провести подряд три–четыре цикла разрядки/зарядки.
Первые два этапа осуществляются при высоком напряжении до 25–30 В, которое по мере процесса снижается до уровня 14 В. Чтобы разрядить батарею, достаточно к ней подключить в качестве потребителя лампу накаливания на 10 W. Параллельно контролируем напряжение, которое не должно опуститься ниже 10,5–11 В.
По окончании восстановления реанимированную АКБ можно заряжать в обычном режиме. Однако стоит учесть, что метод не всегда возвращает полную ёмкость источнику питания. В таком случае необходимо приобрести новую батарею.
Рекомендации по обслуживанию
Если соблюдать рекомендации по обслуживанию гелевых автомобильных аккумуляторов, есть высокая вероятность, что они прослужат максимально долго. Не исключено даже, что срок службы будет соответствовать заявленным производителем цифрам.
Но случается и так, что в ходе эксплуатации корпус начинает вздуваться, внутри разрушаются свинцовые пластины. Такие АКБ уже не подлежат восстановлению. Единственным правильным решением станет полная замена устройства.
Возвращаясь к вопросу о том, как обслуживать современный гелевый аккумулятор, многие скажут, что эти АКБ необслуживаемые, а потому ничего изменить автомобилист не в состоянии. Это не совсем так.
Есть ситуации, когда происходит потеря ёмкости, обусловленная высыханием гелеобразного электролита. Это указывает на то, что водный баланс нарушен, и в составе рабочей среды не хватает воды. Потенциально долить её можно. И здесь используется исключительно качественная дистиллированная вода.
Примерная схема доливки дистиллята в гелевую батарею выглядит следующим образом:
- снимается пластиковая крышка;
- удаляются имеющиеся там резиновые заглушки на секциях АКБ (банках);
- с помощью шприца набирается буквально 1–2 кубика дистиллята;
- в каждую из банок через шприц с острой иглой заливается жидкость;
- батарея оставляется на несколько часов, чтобы вода смешалась с гелем;
- если гель всё равно оказался слишком густым, требуется повторить процедуру и добавить ещё небольшое количество воды;
- если через несколько часов вода осталась на поверхности геля, это уже излишки, которые следует убрать тем же шприцем;
- подождав пропитки геля водой, сделайте замеры напряжения на клеммах;
- установите заглушки обратно;
- поставьте на место пластиковую крышку;
- подключите АКБ к зарядному устройству.
Также определённое вмешательство может потребоваться в том случае, если GEL АКБ столкнулась с последствиями сильной сульфатации.
Тут есть 2 основных метода добиться эффекта десульфатации.
- С использованием Трилона В. Этот химический состав нужно развести с водой в указанных производителем пропорциях. Предварительно аккумулятор полностью просушивается. Поскольку не все гелевые АКБ позволяют полностью извлечь оттуда рабочий состав, у некоторых автомобилистов этот метод может не сработать. Если получилось слить электролит, вместо него заливается раствор Трилона В. Он выдерживается некоторое время, после чего сливается. Затем обязательно батарея промывается чистым дистиллятом. На последнем этапе заливается гелевый электролит. Это сложный и многоэтапный метод, осилить который смогут не все.
- Методом воздействия импульсными токами. Импульсные токи должны иметь различную амплитуду. За счёт этого происходит разрушение сульфата свинца. Проблема лишь в том, что гелевые батареи не особо любят, когда напряжение и ток резко меняются. Потому многие автомобилисты отмечают, что при обслуживании гелевых АКБ такой метод срабатывает не всегда.
Потенциально методы восстановления для GEL АКБ существуют. Но они, скорее, подходят классическим батареям. Рекомендуется всё же стараться придерживаться правил эксплуатации. А если аккумулятор демонстрирует признаки выхода из строя, лучшим решением станет замена.
Если автомобилист знает, как обслуживать правильно гелевый автомобильный аккумулятор, и соблюдает эти рекомендации, АКБ должна прослужить долго и доставить минимум проблем автовладельцу.
Но и в случае с GEL АКБ есть примеры не самых удачных батарей, а также подделок, реализуемых на отечественном рынке. Покупка аккумулятора с маркировкой GEL ещё не гарантирует получения всех тех преимуществ, которые были описаны выше.
Спасибо всем за внимание! Подписывайтесь, оставляйте комментарии, задавайте актуальные вопросы и рассказывайте о нашем проекте своим друзьям!
Как осуществляется подзарядка?
Для начала, райдеру нужно выбрать подходящее устройство. Конечно, некоторые владельцы думают, как зарядить аккумулятор скутера автомобильной зарядкой, но от этой идеи лучше отказаться. И хотя народные умельцы придумали способ выполнить эту процедуру, рисковать не стоит. Использование неподходящего устройства приведет только к потере мощности АКБ или ее «смерти».
- Определить величину тока. Этот параметр пишется на корпусе АКБ.
- Снять аккумулятор.
- Скрутить пробки.
- Присоединить клеммы зарядки к АКБ.
- Поставить переключатель зарядного тока на самое минимальное значение.
- Перевести аппарат в автоматический режим.
- Подключить устройство к сети.
- Настроить зарядный ток.
После полной зарядки АКБ, аппарат самостоятельно выключится. Однако если в устройстве нет автоматического режима, владельцу придется самостоятельно следить за процессом и контролировать напряжение и температуру электролита.
Важно: Подзарядку следует выполнять в помещении с хорошей вентиляцией, поскольку в АКБ содержаться опасные химикаты
Чем хорош гелевый аккумулятор именно для мотоциклов
Перед тем, как говорить о преимуществах гелевых батарей, следует честно упомянуть и о том, что их цена порой в несколько раз превышает стоимость более дешевых свинцово-кислотных АКБ. Конечно, мотоциклисты могут и по сей день прибегать к покупке более дешевых вариантов.
Но прежде чем принять окончательное решение, не помешает ознакомиться с тем, почему именно гелевая АКБ — наиболее предпочтительна как мотоциклетный аккумулятор или в виде аккумулятора скутера:
Как обслуживать такую батарею? Делать этого не требуется. Пластины аккумуляторов «запечатаны» в гелеобразное вещество. Такая консистенция получается из-за добавления в электролит оксида кремния. Обслуживаемые или частично обслуживаемые аккумуляторы обычно относятся к свинцово-кислотным и требуют более трепетного отношения к себе с регулярным доливанием дистиллированной воды или чистого электролита. Гелевые батареи вследствие своего состава в этом не нуждаются.
Они более прочные и безопасные, имеют повышенную устойчивость к механическим повреждениям. В условиях быстрой езды и повышенного риска для мотоциклиста на дорогах это может стать даже спасением. Также и зарядка гелевых аккумуляторов для скутеров — занятие менее хлопотное, чем тот же самый процесс зарядки жидкокислотных АКБ.
Благодаря тому, что электролит в них имеет форму геля, он не просочится через ее корпус и не выльется наружу при крутых поворотах, виражах и даже столкновениях на трассе. Не случайно именно гелевые аккумуляторы стали впервые активно применяться в авиационной сфере. Им нипочем регулярное изменение положения транспортного средства ни в воздухе, ни на воде, ни не земле — заряженный источник питания не взорвется и не потечет.
Гелевые АКБ способны работать в любых экстремальных условиях с гораздо большей продуктивностью, чем даже усовершенствованные кислотные аналоги. Диапазон температур, которые они могут стойко выдерживать, очень широк: от -60 до +50°С.
Они не боятся глубокого разряда и легко «приводятся в чувство» обычным методом зарядки. Даже в случае, если мотоцикл или мопед долго стояли без применения. Если же АКБ не удается разбудить, полезно будет узнать, как восстановить гелевый аккумулятор. Отмечается, что такие аккумуляторы могут гораздо дольше сохранять оптимальные показатели своей емкости, находясь в нерабочем состоянии, чем любые другие. Есть сведения, что даже после двух лет отсутствия эксплуатации такая батарея легко восстанавливала свой потенциал. При условии бережного обращения, а также при том, что зарядка гелевых аккумуляторов для скутеров и других транспортных средств будет регулярной и правильной, срок службы гелевых АКБ может составить до 10 лет.
Любой гелевый аккумулятор вследствие стойкого сохранения емкости можно использовать сразу же после покупки. Нет необходимости в дополнительной подзарядке
Это немаловажно для мотоциклистов, ценящих наиболее быстрое решение тех или иных технических задач. Если корпус батареи будет поврежден вследствие аварийного столкновения с каким-либо объектом, оксид кремния, добавляемый в серную кислоту, максимально сократит выделение вредных газов, а гель не вытечет из корпуса
Это сводит к нулю возможный риск воспламенения.
Итак, стимулов для того, чтобы рассматривать гелевые АКБ именно как мото аккумуляторы, довольно много. Однако перед тем, как покупать именно такой вариант, нужно ознакомиться и с теми его особенностями, которые могут доставить владельцу определенные неудобства.
Какое зарядное устройство выбрать?
На рынке присутствует множество устройств специально предназначенных для гелевых АКБ. Они представлены в широком ценовом и качественном диапазоне.Перечислять цены и бренды не имеет смысла, каждый месяц появляются новые модели и эта информация недолго будет актуальной. Озадачившись, каждый легко подберет вариант по своим запросам и состоянию кошелька. Рассмотрим два варианта.
- Обычное ЗУ с регулировкой силы тока и напряжения. В этом случае вам придется контролировать процесс зарядки «от и до». Поскольку в процессе заряда аккумулятора напряжение будет расти, то время от времени придется снижать значение силы тока, чтобы не допустить превышения значения cycle use.
- Специальное ЗУ для гелевых АКБ. Это устройство избавит от необходимости непрерывного мониторинга за процессом, если:
- есть возможность установить ток заряда;
- в устройстве есть функция температурной компенсации;
- диапазон рабочих температур достаточно широк;
- устройство может заряжать АКБ автоматически в несколько стадий.
Зачем это нужно?
В автоматическом режиме устройство на каждом этапе самостоятельно замеряет силу и тока и напряжение, после чего корректирует их в соответствии с оптимальными значениями, таким образом вы никогда не превысите максимальное напряжение. В процессе зарядки аккумулятор в любом случае будет нагреваться, устройство приостановит процесс и после того, как АКБ остынет до нужной температуры, возобновит его.
Широкий диапазон рабочих температур позволит проводить зарядку как дома, так и вне его, например в гараже или на балконе в разное время года. По достижении нужного заряда аккумулятора, устройство само прекратит работу. Эти функции делают процесс зарядки более безопасным и удобным для пользователя.
На какие особенности обратить внимание
Как и любой другой аккумулятор, гелевый также нуждается в периодической подзарядке по нескольким причинам:
- Это основной источник питания в вашем устройстве;
- АКБ долго не используется и происходит саморазряд;
- по каким-то причинам произошел глубокий разряд (неисправность генератора, низкие температуры и т.п.).
На корпусе АКБ либо в документации обязательно нужно найти три «волшебные» характеристики:
- cycle use — это максимальное значение напряжения при зарядке аккумулятора зарядным устройством;
- standby use — это значение напряжения, которое подается в режиме ожидания для корректной работы АКБ.
- max initial current — максимально допустимый ток зарядки (не путать с рабочим током).
Особенность зарядки гелевых аккумуляторов в том, что вместо обычного жидкого электролита, в них используется специальный гель (тот же электролит, но сгущенный для лучшего обволакивания пластин и повышения характеристик), и когда подается напряжение, даже на десятые доли превышающее максимальное, начинается процесс плавления носителя и необратимой потери им своих качеств. Емкость будет снижаться и не восстановится, потому что гель обратно не загустеет.
Что представляют собой гелевые аккумуляторы?
Гелевая АКБ представляет собой продукт преобразования классической батареи. Жидкий наполнитель был заменен гелеобразным. Принцип действия не отличается от такового у привычных кислотно-свинцовых аккумуляторов.
Существует 2 варианта изготовления таких элементов питания:
- Технология GEL. В таком случае используется микропористый сепаратор, наполненный силикагелем.
- Технология AGM. Корпус содержит стекловолокно, пропитанное кислотным составом. Этот же материал выполняет функции сепаратора.
Однако они пользуются спросом среди владельцев мотоциклов и мопедов. Аккумулятор служит не менее 10 лет. Он исправно работает в любом положении. Герметичность корпуса препятствует подтеканию электролита.
Преимущества
К преимуществам гелевых источников питания относятся такие качества:
Гелевый аккумуляторы отличаются безопасностью и длительным сроком службы.
- Высокая сила пускового тока. Гелевый наполнитель плотно прилегает к свинцовым электродам. Это выручает пользователя в зимнее время.
- Невозможность утечки кислотного состава. При незначительном повреждении корпуса электролит не выводится наружу.
- Разнообразие вариантов установки. Батарею можно размещать на горизонтальной, наклонной или вертикальной поверхности. Подобное объясняется отсутствием жидкого наполнителя.
- Безопасность. Аккумулятор не выделяет ядовитых или взрывоопасных паров.
- Подача тока стабильной силы и напряжения. Параметры не изменяются даже при падении уровня заряда до 30%.
- Длительный срок службы. АКБ выдерживает до 700 циклов разряда и заряда. Некоторые модели не утрачивают емкость даже после 1000 зарядок.
- Нечувствительность к перепадам температур. При нагревании или охлаждении гелеообразный электролит сохраняет свойства.
Недостатки
К отрицательным качествам GEL-аккумуляторов относятся такие моменты:
- Необходимость соблюдения правил эксплуатации. Только так можно продлить срок службы батареи. Элемент питания нужно правильно заряжать и подготавливать к хранению.
- Необходимость использования автоматических зарядных устройств, регулирующих напряжение и силу тока.
- Увеличенная, по сравнению с классическими АКБ, стоимость.
Пример специализированных зарядных устройств для свинцово-кислотных и гелевых батарей от фирмы Optima и Universal.
Что делать, если заряд гелевого аккумулятора не поднимается выше 8-9 Вольт?
Если даже с такими условиями зарядки необслуживаемая батарея не набирает заряд, придется отказаться от идеи ее восстановления. Скорее всего, дело в том, что гелевый наполнитель батареи уже расплавился и не может вернуться обратно в свое исходное состояние. Случиться это могло по огромному ряду причин. Но их вам знать не обязательно. Возьмите аккумулятор, потрясите его со стороны в сторону и посмотрите на реакцию. Если жидкость перетекает внутри, придется утилизировать батарею. Если сила тока батареи не поднимается выше 9 Вольт, произошли следующие моменты:
- аккумулятор вышел из строя из-за своей старости (при зарядке он будет сильно греться и не будет воспринимать заряд);
- гель расплавился, пластины сомкнулись и создают короткое замыкание в системе аккумулятора;
- пластины батареи разрушились и не могут заряжаться достаточно для выполнения своих функций в автомобиле;
- в корпусе батареи образовалась определенная трещина или разгерметизация произошла иным способом;
- гель потерял свойства проводника, перестал выполнять необходимые задачи или чрезмерно застыл;
- батарея заряжалась слишком много раз, пришло время утилизировать аккумулятор из-за его длительной эксплуатации.
Некоторые гелевые аккумуляторы работают до 20 лет, но в таком случае требуются оптимальные условия использования батареи. Если вы обладаете автомобилем с такой батареей, можете подыскать специальное зарядное устройство, которое будет мягко восстанавливать батарею и не навредит гелевому наполнителю. Такие зарядные устройства уже появились в продаже, но пока они стоят достаточно дорого. Помните, что иногда необходимо замерять вольтаж батареи, чтобы понимать примерный срок выхода из строя аккумулятора. В таком случае вы сможете подготовиться к покупке нового аккумулятора. Если хотите получить детальный план зарядки гелевого аккумулятора, посмотрите следующее видео:
Технические характеристики гелиевого аккумулятора
В этом разделе будут приведены основные параметры.
Что такое Gel?
Это электролит зафиксированный в геле. Технология Gel выполнена на основе двуокиси кремния. Гель способен прекрасно контактировать и предотвращать замыкание между пластинами. Это похоже на то, когда губка впитывает воду. Так и здесь идет некое удержание содержимого за счет желе образной консистенции. Пластины благодаря такому подходу не осыпаются.
В АКБ такого рода применяется очищенный свинец. Он обладает небольшим сопротивлением. Это дает возможность быстрого разряда и заряда.
Гелевый аккумулятор выполнен в неразборном корпусе. Разбирать который ни в коем случае нельзя. Может нарушится микроклимат и выйдет газ, оберегающий пластины от окисления. Так же этот газ способствует 100% работоспособности. При повреждении батарея будет функционировать. Правда хуже процентов на 30. И срок службы естественно сократится.
Примерные параметры гелевых аккумуляторов
- Емкость от 20 – 200 А/ч.
- Сила тока.
- Номинальное напряжение 12 вольт.
- Вес имеет зависимость от емкости обычно он начинается с 5 кг.
- Размер. У каждой модели он свой. У DELTA GEL 12-20 Длина 158, ширина 77 мм, высота 167 мм.
- Рабочая температура.
- Срок эксплуатации 5 – 12 лет.
- Максимальный ток зарядки у некоторых моделей достигает 30 ампер.
Пусковой ток или максимальный ток разряда находится в районе 550 – 950 А.
Маркировка гелевых аккумуляторов
На этикетке можно встретить самые стандартные обозначения. В первую очередь это данные о напряжении в вольтах, емкости в ампер часах и типе. Понять, что это именно гелевый аккумулятор можно по надписи GEL.
Выделяют 4 типа обозначений:
- Русскую.
- Азиатскую.
- Европейскую.
- Американскую.
Порой можно встретить такую надпись 60 А/ч. Это значит, что батарея может генерировать ток силой в 1А на протяжении 60 часов.
Кроме этой надписи можно найти ток разряда либо пусковой ток. Например, гелевый аккумулятор с пусковым током 200 ампер будет не в силах завести дизельный двигатель. А вот ток в 500 ампер сможет вытянуть почти любой двигатель даже в мороз. Если конечно батарея работоспособна.
По мимо выше перечисленного, на корпусе производитель оставляет данные о дате производства и сроке эксплуатации. Так же можно заметить компанию изготовителя.
Ниже на примере АКБ марки Delta отображена основная маркировка.
Срок службы гелевого аккумулятора
Обычно он составляет 10 лет. Иногда производитель может заявить о 15 годах. Минимальный срок это 5 лет. Но также его можно выявить по количеству циклов заряда и разряда.
Циклы | Процент разряда |
350 раз | 100% |
Около 550 | 50% от номинальной емкости |
Около 1200 | 30% |
Строгое соблюдение условий эксплуатации позволит проработать гелику более 7 лет.
Основные причины быстрого износа гелевого аккумулятора
- Многократная недозарядка батареи.
- Долгое не отключение от ЗУ, когда АКБ уже заряжена.
- Резкие и частые скачки температуры. Особенно падение до -30 и возрастание до +50. Высокая температура вызывает ускорение коррозии тока проводящих пластин.
Какой уход требуется гелевому аккумулятору?
Глупо ездить на транспортном средстве до того момента, пока батарея полностью «сядет». Работать она, конечно, не перестанет, но в будущем зарядные приборы не смогут восполнить прежнее количество энергии.
Чтобы не допускать ситуаций полной разрядки, неплохо будет прикупить мультиметр и возить его с собой, дабы иметь возможность вовремя обнаружить, что аккумулятор не заряженный, перегнать тот же скутер к ближайшей розетке и подождать, пока он зарядится.
Дополнительно стоит:
- Поддерживать корпус устройства незагрязненным.
- Раз в квартал «сажать» гелевые АКБ и заново ставить на полную зарядку.
- Всегда контролировать, правильно ли прикреплены к прибору клеммы.
Как влияет повышенное напряжение?
Очень просто – мы с вами знаем, что внутри находится – ГЕЛЬ. Это упругое, но твердое вещество, чем-то похоже на резину (только белого цвета). При нормальных температурах, и нормальных показателях заряда этот гель находится в одинаковом состоянии. Но вот только вы превышаете порог, скажем подаете – 15,5 – 16,0В, то гель начинает плавится – тает как масло и чем дольше вы его перезаряжаете, тем больше его разрушится.
Это приведет:
- К снижению емкости, гелевая масса после того как расплавится не восстанавливается, она не затвердевает обратно.
- Если совсем расплавить гель, то возможно перемкнут платины, ведь он еще и диэлектрик.
Вот и все после этого, можно выкидывать ваш чудо АКБ! Так просто его вывести из строя. Справедливости ради – стоит отметить что при низких температурах происходит почти тоже самое, гель замерзает становится — хрупким и ломким, поэтому крайне низкие температуры (за – 50 градусов Цельсия), также не желательны.
Как обслуживать гелевый аккумулятор после его зарядки
На самом деле, каких-то совсем специфических требований к нему не предусмотрено. Для него подходят стандартные процедуры, которыми обходятся обычные вида батарей:
- Необходимо регулярно очищать клеммы и поверхность аккумулятора от грязи и пыли.
- Периодически проверять автомобиль на наличие утечек тока батареи. Это нужно для того, чтобы не случилось глубокого разряда и, следовательно, не было проблем.
- Строго следить за напряжением на генераторе в машине, чтобы он вырабатывал ток, значением не больше 14.4 Вольта. Делать это необходимо на разных оборотах двигателя.
- Если машина долго стоит, то необходимо постоянно контролировать остаточное напряжение на АКБ и не давать ему опускаться ниже значения в 7 Вольт. В противном случае наступит глубокий разряд и придется срочно реанимировать батарею.
- Периодически осматривать корпус АКБ на наличие различных повреждений.
Из-за того, что гелевые аккумуляторы достаточно капризны в эксплуатации и дальнейшем обслуживании, настоятельно не рекомендуется экономить на зарядных устройствах.
Некачественное устройство такого типа может “убить” гелевую батарею. А ее цена достаточно сильно «кусается», чтобы можно было использовать низкокачественные ЗУ.
Инструкции по зарядке гелевого аккумулятора разными зарядными устройствами
Переходим к основной операции – зарядке AGM АКБ при помощи разных зарядных устройств. Рассмотрим ее на примере того, как зарядить гелевый аккумулятор мотоцикла на 12 вольт. С автомобильными АКБ поступаем аналогично.
Недостаток большинства подобных инструкций заключается в том, что все они написаны для какого-то конкретного зарядного устройства. Здесь же рассмотрены практически все возможные ситуации.
Зарядка специальным зарядником для гелевых АКБ
Самый простой вариант, если такое устройство имеется в наличии. Аккумулятор нужно отсоединить от бортовой сети, на заряднике выставить требуемый режим в соответствии с характеристиками АКБ, подсоединить его к батарее и включить.
Автоматика сама будет дозировать напряжение и ток заряда. Когда аккумулятор будет полностью заряжен, устройство само прекратит подачу тока. И оповестит пользователя сигналом или надписью на дисплее.
Зарядка зарядником с регулировкой силы тока
Отсоединяем АКБ от бортовой сети. На зарядном устройстве выставляем минимальный ток. К аккумулятору параллельно подключаем цифровой вольтметр (мультиметр). Подсоединяем к нему зарядное устройство и включаем в сеть. Выставляем силу тока, равную 1/10 емкости АКБ. В процессе заряда необходимо контролировать напряжение по мультиметру – оно ни в коем случае не должно превышать 14,4 В. Если превышает – понижаем силу тока.
На многих гелевых аккумуляторах это самое граничное напряжение указано на корпусе рядом с надписью CYCLE USE.
Заряжать нужно до тех пор, пока при указанном напряжении сила тока не снизится до 0.1 А.
Зарядка зарядником с регулировкой напряжения
Такие зарядники чаще всего изготавливаются самостоятельно, однако, в продаже тоже имеются. Как работать с ними? Аналогично, как и в случае с регулируемым током. Подключаем вольтметр параллельно АКБ, а последовательно с зарядником – амперметр. Заряжать надо так, чтобы напряжение не превышало вышеуказанного, а ток не был выше 1/10 номинальной емкости конкретной батареи.
Завершение заряда определяется аналогично – при указанном напряжении потребляемый аккумулятором ток должен снизиться до 0.1 А.
Зарядка зарядником без каких-либо регулировок
Самый экстремальный и опасный для гелевого аккумулятора вариант. От такого лучше вообще отказаться. Но если сильно надо, то делаем следующее.
Отключаем АКБ от сети. Убеждаемся, что зарядное устройство рассчитано на нужное номинальное напряжение (12 В). Подключаем вольтметр (параллельно) и амперметр (последовательно с зарядником). Включаем.
Если напряжение на мультиметре не скакнуло выше указанного «безопасного» для геля, смотрим на амперметр. Ток не должен превышать 1/10 емкости батареи. Если это так, то заряжаем гелевый аккумулятор строго до тех пор, пока напряжение не достигнет указанной на корпусе отметки (Cycle use).
К сожалению, полностью зарядить таким зарядным устройством нереально ни один современный аккумулятор.
Как правильно зарядить гелевый аккумулятор
Гелевые аккумуляторы появились на рынке гораздо позже своих старших кислотных братьев. В основном гелевые аккумуляторы встречаются в скутерах, мото и квадроциклах. А так же используются в бесперебойных устройствах компьюторной техники, газовых котлов, в паре с солнечной батареей. Основной особенностью является то, что внутри у них, не жидкая кислота, а гель, что позволяет использовать их даже «вверх ногами».
Из преимуществ гелевых аккумуляторов стоит выделить:
- высокая токоотдача, даже при минимальном заряде, порядка 20% — 30% от номинального.
- до 1000 циклов перезаряда.
- минимальный ток саморазряда (не более 20% в год)
- возможность хранить полностью разряженными даже при минусовой температуре.
Из недостатков:
- гораздо большая цена в сравнении с кислотными аккумуляторами при одинаковых параметрах.
- !!!Не любит перезаряда!!!
Такой вопрос довольно часто задают авто любители и водители мото техники. Гелевый аккумулятор, как и любой аккумулятор, в отличии от батареек, можно и нужно периодически подзаряжать, если АКБ продолжительное время не используется. А, как известно любая аккумулирующая батарея имеет саморазряд, т.е. сама разряжается за определённое время. У разных аккумуляторов разный процент саморазряда. Единственное, следует использовать специальное зарядное устройство для гелевых аккумуляторов.
Особых отличий по току здесь нет. Заряжают 10% ми от емкости аккумулятора. 50ти амперный аккумулятор, следует заряжать током 5 А
Как было указано выше, для гелевого аккумулятора, очень важно при зарядке не использовать напряжение выше граничного. Обычно это 14,5 вольт
Стоит заметить, что использование напряжения выше 14, 5 вольт приведёт к необратимым последствиям и выходу из строя аккумулятора. Заряжать гелевый аккумулятор желательно 1 — 2 раза в год. Главное, процесс зарядки довести до конца. Ранее отключение от зарядки чревато потерей емкости аккумулятора, восстановить которую в последствии будет проблематично. Данное явление называется «Эффект памяти». Если говорить о времени, то следует емкость разделить на ток заряда. Полученное число и будет приблизительным количеством часов для зарядки. Например гелевый аккумулятор для скутера, емкостью 7 Ач, и током зарядки в 0,7 А, следует заряжать 10 часов.
Специальное зарядное устройство, в данном случае само определит время зарядки и просигнализирует о завершении зарядки.
Зарядное устройство для гелиевых аккумуляторов
У китайцев, например на том же Aliexpress, можно заказать специальные зарядки для гелиевых аккумуляторов с различными функциями и на различный кошелёк.
Зарядка для гелиевых аккумуляторов BEONE BE-BC175 выходное напряжение 12V, Ток зарядки регулируется от 6 до 36 Ампер, Входное напряжение 180 — 240 вольт, частотой 47 — 63 Гц, рабочая температура от -40 до +105 ºС. Цена $70.
Зарядное эконом класса для гелиевых аккумуляторов KW KW-BC021. Входное напряжение: 90 ~ 270 В, 50 Гц, Ток заряда неизменный 2A. Рекомендуется для аккумуляторов , напряжением 12V, емкостью от 4 до 20 Ah. Цена $10. Требуется переходник на Евро розетку.
Зарядное устройство KW-C032 для аккумуляторов емкостью от 28 до 63 Ah. Входное напряжение 90 ~ 270 В, 45 ~ 65 Гц. Выходное напряжение 13.8V. Защита от перегрузки и короткого замыкания. Евро розетка. Цена $15.
Изначально гелевый аккумулятор является НЕ обслуживаемым. Так как электролита в нем нет, да и условия хранения для него пригодны более жёсткие чем для кислотного АКБ. Тем более, как утверждают производители, срок использования более 10-ти лет. Но периодическая дозарядка 1-2 раза в сезон специальным зарядным устройством для гелевых аккумуляторов совсем не помешает.
Стоит указать, что гелевые аккумуляторы, почти не выделяют гремучих газов в процессе работы и зарядки. Газы рекомбинируются в гель. Но если по каким то причинам аккумулятор вздулся, его следует утилизировать, или проще говоря выбросить.
Каким зарядным устройством заряжать гелевый аккумулятор
Как заряжать батарею правильно? Технология зарядки гелевого аккумулятора состоит из нескольких ступеней. При этом используют специальное зарядное устройство. Каким напряжением можно заряжать гелевый аккумулятор? В паспорте батареи записано пороговое напряжение. На большинстве приборов это 14,4-14,5 В. Но необходимо знать допустимый максимум для своего изделия. Превышение показателя приведет к разрушению геля.
Как выбрать зарядное устройство для автомобильного гелевого аккумулятора, как вести зарядку?
Уже знаем, что неприемлемо даже кратковременное превышение зарядного напряжения выше порогового, указанного в паспорте. Сила тока должна быть около 10 % от емкости гелевого аккумулятора. Каким током заряжать при показателе 60 А/ч? Десятая часть составит 6 ампер. Быстрая зарядка возможна с применение 30% тока от емкости. Для сохранения заряда в гелевом аккумуляторе существует режим Standby USE параметры напряжения 13,5 -13,8.
Основные требования к зарядному устройству – возможность регулировать и поддерживать параметры тока и напряжения. Должна быть функция температурной компенсации, без нее возможен перезаряд, что недопустимо. Хорошо, если термометр выносной. Автоматический режим зарядки и своевременное отключение потребителя тока сделают процесс надежным.
Как заряжать гелевый аккумулятор автомобиля, изложено в пошаговой инструкции:
Применяются необслуживаемые гелевые аккумуляторы и снабженные пробками. Перед зарядкой пробки нужно выкрутить.
На зарядном устройстве выставить напряжение cycle use, ток нулевой.
Подключить устройство, соблюдая полярность.
Установить ток зарядки, следить за напряжением
Оно будет расти, важно чтобы показатель оставался в рамках дозволенного.
Сколько заряжать гелевый аккумулятор зависит от подаваемого тока. При 10 % от емкости зарядка происходит за 12-14 часов. Но снизив показатель вдвое, увеличим время до 24 часов, зато продлим срок годности прибора. Если нужно зарядить быстро, увеличиваем силу тока.
Зарядку следует проводить по стадиям. Вначале устанавливают постоянный током, с увеличением напряжения до нормы. На второй стадии сохраняется постоянное напряжение, а ток постепенно уменьшается, пока показатель емкости достигнет максимума.
Основные рекомендации по выполнению зарядного процесса
Заряжать АГМ-батарею рекомендуется с учетом следующих нюансов:
- во время зарядного процесса аккумулятор должен стоять строго вертикально (отклонение от вертикальной оси – не более 10°);
- температура АКБ во время зарядки не должна превышать 50°С (особенно при восстановлении после полной разрядки);
- восстановление заряда можно прекращать, когда ток потребления остается на одном уровне в течение 2 часов.
Если корпус аккумулятора интенсивно нагревается во время подзарядки, то нужно отключить ЗУ и подождать, пока электролит перераспределится в матах из стеклоткани. Наиболее часто перегрев наблюдается при сильном разряде или неисправности АКБ. Процесс диффузии и перераспределения заряда является длительным, поэтому восстановление батареи с учетом технологических перерывов может занять несколько суток.
Первый симптом терморазгона, который приводит к перегреву накопителя, – снижение рабочего напряжения и повышение тока. При сильном нагреве матов и пасты свинцовых пластин появляется едкий неприятный запах.
Локальный перегрев аккумулятора может свидетельствовать о разрушении пластин. В этом случае разница потенциалов (вольтаж) сначала повышается, а затем резко снижается. При наличии этих признаков батарею нужно утилизировать.