Всё о категории a1 в водительских правах в 2022 году + какие машины можно водить

Необходимые документы для получения

Если человек планирует получить права категории А1 в 2022 году, необходимо подготовить пакет документов. Список регламентирует п. 18 Постановления Правительства РФ №1097  от 24 октября 2014 года. В перечень предстоит включить:

  • заполненные заявления;
  • медицинское заключение, подтверждающее факт отсутствия противопоказаний;
  • паспорт или иное удостоверение личности;
  • водительские права, если они ранее были получены;
  • документ, подтверждающий факт прохождения обучения в автошколе;
  • письменное согласие одного из законных представителей на участие несовершеннолетнего гражданина в экзамене и последующую выдачу прав (нужно заверить бумагу у нотариуса).

Заполненное заявление можно подать во время личного визита в ГИБДД или отправить в электронной форме. Во второй ситуации обращение осуществляется через государственную информационную систему Госуслуги или региональные порталы. Онлайн-заявление нужно заверить электронной подписью гражданина. Оригиналы документов предстоит предоставить во время личного визита в подразделении Госавтоинспекции.

Получив документы, представители ГИБДД рассмотрят заявку на получение водительского удостоверения категории А1. Если все требования статьи 26 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года “О безопасности дорожного движения” соблюдены, и все бумаги предоставлены в полном объёме, назначается день сдачи экзаменов.

Запомнить

  1. Объем двигателя не более 125 куб. см. и мощность не выше 11 кВт — требования к легким мотоциклам, на которых вы имеете право ездить с открытой категорией А1.
  2. Мощность двигателя не более 50 куб. см. и скорость передвижения не более 45 км/ч — требования к трехколесным ТС для езды на них с категорией А1.
  3. Не более 550 кг. — масса ТС для категории А1.
  4. С 16 лет вы имеете право получить водительское удостоверение с категорией А1, пройти обучение разрешается с 14 лет.
  5. Категория А автоматически открывает категорию А1, но не наоборот и не при наличии категории В.
  6. От 1 мес. до 2,5 мес. — срок обучения в автошколе для получения категории А1.
  7. От 7 тыс. до 35 тыс. — стоимость учебы для езды на мотоцикле, которая зависит от автошколы и региона.
  8. Успешная сдача промежуточного экзамена в автошколе является основанием для получения свидетельства об окончании обучения и прохождении экзамена в ГИБДД.
  9. 2 тыс. руб. — государственная пошлина за выдачу водительского удостоверения с категорией А1. При оплате через сайт Госуслуги вы потратите 1 400 руб.
  10. При положительной сдаче теории и практики в ГИБДД вам выдадут водительское удостоверение. Вы имеете право забрать его незамедлительно после экзамена или записаться для его получения через сайт Госуслуги.

Сколько по времени заняло у вас прохождение обучения и сдача экзамена для получения категории А1?

Как получить, порядок

Чтобы получить водительские права категории М требуется:

  1. Получить медицинское заключение, допускающее к управлению данным видом транспорта. Справка водителя оформляется в районной поликлинике или специальном медицинском центре, имеющем соответствующую лицензию.
  2. Пройти обучение в автошколе, в ходе которого кандидат в водители знакомится с правилами безопасности на дорогах общего пользования, ПДД, устройством и методикой управления транспортного средства.
  3. Сдать квалификационные экзамены в Госавтоинспекции. Кандидат в водители считается успешно прошедшим экзамен, если:
  • в ходе проверки теоретических знаний с использованием автоматизированных систем допущено менее 2 ошибок
  • на закрытой площадке выполнены такие упражнения, как торможение и остановка на различных скоростях, экстренная остановка, маневрирование задним ходом
  • при управлении в реальных условиях набрано менее 5 штрафных баллов. Сдача экзамена по управлению в реальных условиях проводится на специально разработанных маршрутах, позволяющих проверить максимальное количество навыков вождения. Все маршруты должны быть указаны на официальном сайте регионального подразделения ГИБДД
  1. Оплатить пошлину. Стоимость национального водительского удостоверения в 2020 году составляет 2 000 рублей (статья 333 Налогового Кодекса РФ). Оплата может быть произведена в банке, через банкоматы и терминалы, онлайн, в том числе с использованием различных платежных систем.
  2. Получить документ.

Прохождение обучения и сдача экзаменов не требуется, если кандидат в водители на транспортные средства категории М имеет водительские права с любой иной категорией. В данной ситуации достаточно обратиться в региональное отделение автоинспекции и поставить отметку в соответствующей графе.

При смене водительского удостоверения по любой причине (истечение срока действия документа, смена данных водителя и так далее) категория М будет открыта автоматически.

Если права водителя отсутствуют вообще, то наказание в виде административного штрафа в сумме 5 000-15 000 рублей определяется статьей 12.7 Административного Кодекса (КоАП). Если документ есть, но оставлен дома, забыт на работе или у друзей и так далее, то по статье 12.3 КоАП сумма штрафа составит 500 рублей.

Если транспортным средством управляет лицо, лишенное прав по каким-либо причинам, то наказанием могут являться:

  • штраф в размере 30 000 рублей
  • административный арест на период до 15 суток включительно
  • обязательные работы на срок 100-200 часов

Нормативная база

Процедура получения водительского удостоверения с категорией A1 регламентирована действующим законодательством. Перед началом выполнения манипуляции, рекомендуется ознакомиться со следующими нормативно-правовыми актами:

  1. ПДД РФ – гражданин, выезжающий на дорогу, обязан знать правила дорожного движения. За их несоблюдение предусмотрено наказание.
  2. КоАП РФ – регламентирует ответственность, к которой могут привлечь нарушителя ПДД РФ.
  3. ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения». Необходимо ознакомиться со статьями и вышеуказанного нормативно-правового акта. В них отражено, на какие транспортные средства распространяется действие прав А1, а также указано, кто может получить удостоверение.
  4. Постановление Правительства РФ №1097 от 24 октября 2014 года – закрепляет правила проведения экзаменов и последующую выдачу водительских удостоверений А1.
  5. Приказ Минобрнауки РФ №486 от 12 мая 2015 года. Утверждает программу подготовки водителей, желающих обучиться категории A1.
  6. Приказ МВД РФ № 995 от 20 октября 2015 года. Утверждает административный регламент, в соответствии с которым оказывается услуга по проведению экзаменов и последующая выдача водительских удостоверений A1.

Что значит права категории «А1»

Для удобного вождения транспортных средств и для структурирования законодательства РФ все транспортные средства, начиная с велосипедов и сноубордов и заканчивая троллейбусами и маршрутками, разделяются на категории и подкатегории. Категория «А», согласно ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения», включает в себя мотоциклы, без уточнения их мощности и габаритов. К подкатегории прав «А1» относятся только лёгкие мотоциклы, иными словами – мотоциклы с двигателем внутреннего сгорания, объём которого не превышает 125 см3, а мощность которого не превышает 11 кВт.

Подкатегорию «А1» не зря называют облегченной версией категории «А»: водительские права категории «А» автоматически дают право на управление всеми транспортными средствами из категории «А1» без дополнительных экзаменов (при условии, что в медицинской справке указано отсутствие противопоказаний). То есть, если человек сдал экзамен ГИБДД и получил право управлять всеми мотоциклами, он также получил право управлять лёгкими мотоциклами – никаких особых разрешений для этого не требуется. Однако, чтобы перейти с категории «А1» на полноценную взрослую категорию «А», придётся проходить курс обучения в мотошколе, заново сдавать экзамен в ГИБДД и получать новые права.

В некоторых классификациях встречается другое деление – классификация транспортных средств по техническим категориям, закреплённая в Решении Таможенного союза №877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (принят 9 декабря 2011 года). На основе этого документа лёгкие мотоциклы не выделяются в отдельную группу и относятся вместе с остальными мотоциклами к категории L3 – транспортные средства с двумя колёсами и двигателем внутреннего сгорания, объёмом не менее 50 см3, или же транспортные средства с двумя колёсами, способные разгонятся быстрее 50 км/ч. Однако в водительском удостоверении, в соответствии со ст. 25 ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения», указывается категория по первой классификации, то есть «А1».

Не следует также путать категорию «А1», которую мы разобрали выше, с категорией «АI» самоходных машин. Дело в том, что самоходные машины, например сельскохозяйственные машины, такие как тракторы и комбайны, самосвалы, снегоходы, квадроциклы, строительные краны и катки для асфальта, относятся к отдельному виду транспортных средств и делятся на свои собственные категории. Так, права категории «АI» самоходных машин (удостоверение машиниста-тракториста) даёт право на управление внедорожными мототранспортными средствами, развивающие скорость до 50 км/ч, например снегоходами, квадроциклами, мотовездеходами. Главное отличие этой категории – возможность водить только внедорожные средства, доступ к дорогам общего пользования для таких машин закрыт. Такое водительское удостоверение, в отличие от привычных прав подкатегории «А1», выдаётся не ГИБДД, а Гостехнадзором.

Таким образом, ни техническая категория «А1», ни категория «AI» самоходных машин не даст вам права водить малокубатурный мотоцикл – такое право дают лишь обычные водительские права подкатегории «А1».

Описание каждой категории

Введенная расширенная классификация строго разграничивает транспортные средства по мощности, грузоподъемности и пассажировместимости, а соответственно подходить к выбору железного коня теперь нужно еще более внимательно с учетом открытых категорий.

Например, Hummer H1 по ПТС попадает в категорию С (полная масса почти 5 т), а Land Cruiser 105 по количеству пассажиров (10 мест) в категорию D.

Пробежимся по всем видам ТС еще раз и рассмотрим некоторые пункты, ограничения и отличия по категориям более детально.

Мотоциклетная техника

Категория M – мопедные передвижные средства, скутеры и легкие квадроциклы с малой мощностью и общим объемом двигателя не более 50 кв. см. Этот вид транспорта набрал популярность благодаря своей доступности широким слоям населения и малым габаритам. И конечно, всем участникам движения хотелось бы чтобы водители скутеров обладали необходимыми знаниями ПДД выезжая на общественные дороги.

Категория А – тяжелые мотоциклетные средства передвижения. Снаряженная масса такого мототранспорта может доходить до 400 кг, а рабочий объем двигателя должен превышать 125 куб. см. Категория А позволяет управлять любыми типами мотоциклов, в том числе мототранспортом подкатегории А1.

Подкатегория А1 – облегченные и маломощные мотоциклетные средства с двигателем объемом 50-125 куб см, и силой до 11 кВт.

Легковые автомобили

Этот самый распространенный класс транспортных средств на наших дорогах:

Категория В – Легковой автотранспорт общей массой до 3,5 т и количеством пассажирских мест до 8. Позволяет буксировать прицеп весом до 750 кг либо прицеп большей массы при соблюдении условия, что вес всего состава также укладывается в 3,5 т.

Подкатегория ВЕ – это допуск к вождению тех же легковушек категории В, но с прицепом, превышающем вес самого автомобиля (вес прицепа более 750 кг). Масса такого состава в совокупности может превосходить 3,5 т.

Подкатегория B1 – Данная подкатегория никакого отношения к легковым машинам категории В не имеет. Требуется она для вождения трициклов и квадрициклов.

Открывается подкатегория В1 при наличии в правах категорий А или В.

Однако виды транспортных средств при этом различны:

  • категория А открывает допуск к вождению квадрициклов с мотоциклетной посадкой (органы управления и руль как у мотоцикла) и в этом случае в столбце 12 будет проставлено ограничение MS;
  • категория В позволяет управлять квадрициклом с автомобильной посадкой (руль, сидения, педали, переключатели автомобильного типа), на правах в этом случае будет стоять соответствующая отметка AS;
  • если же у водителя имелись обе категории (А и В), ему будет доступен транспорт подкатегории В1 без каких-либо ограничений.

Особые отметки MS и AS в правах позволяют сотруднику ГИБДД легко определить законность передвижения водителя на том или ином виде техники.

Грузовой транспорт

Если сфера вашей деятельности связана с перевозкой грузов, вам следует открывать категорию соответствующую грузоподъемности вашего транспорта.

Категория С – Грузовики общей массой свыше 3,5 т. Данная категория подойдет для управления всеми видами тяжелого грузового транспорта, например, самосвалами и автофурами.

Подкатегория С1 – Средний грузовой автотранспорт массой 3,5 – 7,5 т, подходит для транспортировки малогабаритных и мелких грузов.

Подкатегория СЕ – Вождение грузовика категории С с тяжелым прицепным устройством массой свыше 750 кг.

Подкатегория С1Е – Вождение грузового транспорта, сцепленного с прицепом, масса которого составляет более 750 кг. Общий вес грузового состава в этом случае не должен превышать 12 т.

К категории С относятся также и большие внедорожники, полный вес которых не укладывается в границу категории В.

Автобусы

Категория D – Пассажирский транспорт автобусного типа с числом мест для пассажиров более 8. Права категории D позволяют управлять автобусами различного размера, в независимости от допустимой максимальной массы ТС. Именно эта категория необходима, к примеру, для вождения рейсовых автобусов.

Подкатегория D1 – Вождение пассажирского авто, с сидячими местами для пассажиров от 8 до 16. В эту категорию попадают привычные всем газели и другие микроавтобусы.

Подкатегория DE – Автобусный транспорт с прицепом массой более 750 кг.

Подкатегория D1Е – Автобусы прицепных конструкций, с общей массой до 12 т.

Категории Tm и Tb не требуют описания. Данные категории можно увидеть на водительских правах тех людей, кто избрал своей профессией работу водителя трамвая или троллейбуса.

Категория «A»

Водительское удостоверение категории A дает право на езду на:

  • мотоциклах любых видов, в том числе мотоколясках;
  • транспортных средствах с тремя или четырьмя колесами, массой не больше 400 кг;
  • мотоциклах с рабочим объемом двигателя до 125 куб. см, и мощностью не больше 11 киловатт.

Последние выделяются в отдельную подкатегорию A1, которую можно получить уже с 16-летнего возраста. Но в этом случае мотоциклист не сможет пересесть на более мощный мотоцикл. Если же водителю присваивается категория A, A1 засчитывается автоматически.

Категория «B»

Самая востребованная разновидность прав, которая позволяет управлять автомобилями:

  • массой до 3500 кг;
  • с количеством сидений до 8;
  • с прицепом весом до 750 кг;
  • с прицепом тяжелее 750 кг, но с общей массой состава до 3,5 т;
  • с прицепом, вес которого не больше массы авто без нагрузки.

К этой категории относятся легковые машины, внедорожники, микроавтобусы, небольшие грузовики. Если планируются поездки с прицепом, который не вписывается в перечисленные нормы, потребуется получить права с отметкой в графе BE. Подкатегория B1 открывает возможность для управления квадрициклами (не квадроциклами — это разные транспортные средства) и трициклами.

Категория «C»

Категория водительских прав C понадобится тем, кто планирует ездить на авто массой больше 3,5 т и грузовиках с прицепом весом до 750 кг. Есть важный нюанс — с таким удостоверением нельзя управлять автомобилями, вес которых составляет до 3,5 т. Подкатегория C1 ограничивает разновидности доступных транспортных средств грузовиками массой до 7,5 т. Чтобы иметь возможность перевозить прицепы тяжелее 750 кг, необходимо освоить программы CE или C1E. Для этого требуется стаж вождения грузовых авто не менее 1 года, а возраст водителя не может быть меньше 21 года. Для получения дополнительной категории понадобится пройти обучение и сдать экзамены в ГИБДД.

Категория «D»

Чтобы иметь возможность управлять автобусами любых размеров, в водительском удостоверении должна быть отметка напротив категории D. Масса транспортного средства значения не имеет, ограничения по весу касаются только прицепа — до 750 кг. С такими правами водитель может сесть за руль туристического двухэтажного автобуса и небольшого маршрутного такси. Под запретом находятся только автобусы с «гармошкой» и двойные сочлененные модели.

В подкатегории D1 есть несколько ограничений:

  • автобусы небольших размеров, как РАФ-2203 или ГАЗель-3221;
  • с числом сидений от 9 до 16;
  • с прицепом до 750 кг.

Для буксировки тяжелых прицепов предусмотрены программы DE и D1E. Такие водительские удостоверения дадут возможность управлять и сочлененными автобусами. Во втором варианте количество перевозимых пассажиров не должно превышать 16 человек, а суммарный вес автобуса и прицепа не может быть больше 12 тонн. Если у водителя уже есть отметка о DE, учиться на D1E дополнительно не нужно.

Категория «M»

Эта разновидность появилась позже других — в конце 2013 года. С правами категории M можно управлять легкими квадроциклами и мопедами. То же разрешение имеют владельцы удостоверений любых других категорий. Исключение составляют те, у кого иностранные права, а также трактористы-машинисты.

Категории прав для общественного транспорта

На управление трамваями и троллейбусами в 2021 году дают право категории Tm и Tb соответственно. Они стали обособленными всего несколько лет назад. До этого в права вносилась запись в «особых отметках». Владельцы таких документов не могут водить другие транспортные средства.

Как открыть новую категорию?

По ряду причин может возникнуть необходимость в открытии новой категории. Некоторые из них присваиваются автоматически, для других же придется вновь записаться в автошколу, пройти обучение и сдать экзамены. Это касается даже тех, кто при имеющейся категории C хочет освоить программу B.

Для автомобилей с автоматической коробкой передач в правах выделена отдельная подкатегория. Управление автоматом значительно проще, чем механикой, поэтому водителям, которые обучились езде на АКПП запрещено пересаживаться на МКПП. Абсолютно для каждой категории требуются особые навыки, поэтому правила столь строгие.

Чтобы не получить штраф за несоответствие категории водительских прав используемому транспортному средству, запишитесь в автошколу «Вектор» и пройдите обучение на удобных для вас условиях. Мы предлагаем свободный график занятий и 3 вида рассрочки платежа. Позвоните по телефонам, указанным в контактах или оставьте заявку на сайте.

Экзамен на получение прав категории «А»

Курсант автошколы получает разрешение на сдачу экзамена в ГИБДД после прохождения образовательной программы, включающей в себя необходимое количество часов теории и практики вождения. Помимо этого, для допуска к экзамену в ГИБДД, курсанту необходимо будет успешно сдать внутренние экзамены автошколы. Ученик автошколы не должен иметь медицинских противопоказаний.. Каждый курсант проходит транспортную комиссию внутри автошколы.

Для сдачи экзамена и получения водительского удостоверения следует подготовить следующие документы:

  • Заявление;
  • Паспорт гражданина РФ или нотариально заверенный перевод паспорта иностранного гражданина;
  • Справку опрохождении транспортной комиссии;
  • Водительскую карточку, свидетельствующую о прохождении обучения в автошколе;
  • Квитанцию об оплате ГОС пошлины.
  • Несовершеннолетние кандидаты дополнительно предоставляют письменное согласие от родителей или законных попечителей.

Подкатегории Е: каким транспортом можно управлять

Транспортные средства – легковые, грузовые автомобили и автобусы имеют разную собственную массу и грузоподъёмность. Для управления ими нужны навыки разного уровня. Водители допускаются за руль с разного возраста. Высокая сложность и ответственность требуют большую гражданскую зрелость.

Раз одиночные автомобили имеют градацию, значит, эксплуатация их с прицепом тоже должна быть дифференцирована в зависимости массовых и других характеристик, влияющих на управляемость автопоезда. Быть водителем категории Е – это иметь более высокую квалификацию, ответственность, социальную зрелость. Не зря 26 статья закона 196 (безопасность движения) допускает к вождению автомобилей с прицепами только тех, кто имеет годовой стаж вождения соответствующей категории без прицепа.

ВЕ

Самый младший автомобильный класс. Это не значит, что он не способен превратиться в автопоезд. Прицепы популярны у дачников, рыбаков-охотников, представителей малого бизнеса и просто любителей возить больше, чем вмещает багажник не только седана, но и универсала.

Если прицеп с полной загрузкой может весить меньше 750 кг, а вместе полностью гружёной машиной не тяжелее 3,5 тонн, права категории Е не нужны. Достаточно имеющейся литеры В, разрешающей водить транспортное средство массой до 3500 кг.

Если любой из этих пределов – 750 кг или 3,5 тонны – превышен, водителю прямая дорога за парту автошколы, чтобы учиться и получать права категории Е. Всё сказанное о весовых лимитах можно проверить, заглянув в 1 пункт 7 статьи 196 закона.

Внимание! К сдаче экзамена допустят при наличии 12-месячного опыта езды без прицепа

СЕ

Грузовики – самые распространённые автомобили, эксплуатируемые с прицепами. Кстати, полуприцепы (бортовые, фургоны, телеги), одной стороной опирающиеся на сцепной узел – седло – тягача, не выделены в отдельный вид. Они тоже считаются прицепами, и на них распространяются общие правила.

В этом разделе категории Е водительских прав есть ограничение: максимально допустимая масса прицепа должна превышать 750 кг. Если он не дотягивает до этой границы – не тележка из универсама, а просто небольшой прицеп для легковушки – можно по аналогии с легковыми автомобилями обойтись без категории с буквой Е. Просто С или ВС.

Примечание! За руль тягача категории С можно садиться с 18 лет. Значит, ездить на грузовике с прицепом разрешено только с 19.

DE

Это самая ответственная категория – пассажирский транспорт с прицепом. Обычно в их роли предстают городские сочленённые автобусы, на 100 и больше человек. В этом качестве может выступить и прицеп-кунг. Если его везёт обычный грузовик, водителю всё равно надо иметь категорию D с добавкой Е – BE и DE.

Категория D не является исключением из общего порядка – с ней тоже можно буксировать прицепы максимальной допускаемой массой до 750 кг без открытия дополнительной категории Е водительских прав. В законе об этом не упоминается, но наверняка имеется в виду прицеп грузовой, не пассажирский.

Иметь в виду! Водить автобусы с прицепом (сочленённые) или грузовики с пассажирским прицепом-кунгом можно с 22 лет.

C1E

Это уменьшенная вариация СЕ. Она тоже разрешает езду с прицепом тяжелее 750 кг, но легче грузовика-тягача без нагрузки. При этом грузовик-буксир должен относиться к категории С1, т. е. весить больше 3,5, но меньше 7,5 тонн.

Общая предельная масса автопоезда не может превышать 12 тонн.

Так же, как в случае с «материнской» группой CE, прицеп с наибольшим общим весом до 750 кг можно возить, не имея права категории Е. Нижний возрастной предел, с учётом годичного стажа езды без прицепа, составляет 19 лет.

D1E

Если коротко, это то же самое, что С1Е, но тягач – автобус, а водитель не моложе 22 лет (21 год для D или D1 плюс год опыта для права ездить с прицепом). Всё остальное – прицеп с грузом – тяжелее 750 кг, общая масса автопоезда – максимум 12 тонн, прицеп до 750 кг можно возить без водительского удостоверения категории Е – так же, как в С1Е.

Устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, право на управление, которые предоставляются

1) лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста:

подкатегория А1 — мотоциклы с рабочим объемом двигателя, не превышающим 125 см 3, максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт (легкие мотоциклы) и скоростью более 50 км/час, то есть скутеры;

подкатегория В1 — моторизованные трициклы и квадрициклы;

2) лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста:

категория А — мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами;

категория В — автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг, и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории В, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг; автомобили категории В, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава не превышает 3 500 кг;

подкатегория С1 — автомобили, за исключением относящихся к категории D и подкатегории D1, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, но не превышает 7500 кг; автомобили подкатегории С1, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;

3) лицам, достигшим возраста двадцати одного года, имеющим стаж работы водителем не менее трех лет, в том числе стажа управления транспортными средствами, относящимися к категории С1, не менее одного года:

категория С — автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3 500 кг, за исключением относящихся к категории D и подкатегории D1; автомобили категории С, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;

подкатегория D1 — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя, но не более 16 сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории D1, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;

4) лицам, достигшим возраста двадцати трех лет, имеющим стаж работы водителем не менее пяти лет, в том числе стаж управления транспортными средствами, относящимися к подкатегории D1; не менее двух лет категория D — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя, троллейбусами и трамваями; автомобили категории D, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого на превышает 750 кг;

5) лицам, имеющим право управлять транспортными средствами, относящимися к категориям В, С или D и подкатегориям С1 или D1, при наличии стажа управления соответствующей категорией транспортного средства не менее двенадцати месяцев:

категория ВЕ — автомобили категории В, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории В, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, а общая разрешенная максимальная масса такого состава превышает 3 500 кг;

категория СЕ — автомобили категории С, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг;

подкатегория С1Е — автомобили подкатегории С1, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массу автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава не превышает 12 000 кг;

категория DЕ — автомобили категории D, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг;

подкатегория D1Е — автомобили подкатегории D1, сцепленные с прицепом, не предназначенным для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массу автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава не превышает 12 000 кг.

При этом нынешние водительские удостоверения признаются действительными в течение срока их действия.

Основные моменты

До внесения поправок в законодательство относительно категорий водительских прав скутеры и мопеды не считались транспортными средствами в полном смысле этого слова.

Владельцы таких средств передвижения приравнивались к пешеходам. Для управления мини-мотоциклами не нужно было получать права.

За любое нарушение предусматривался штраф в двести рублей. Но такая ситуация была допустимой, когда скутеры только появились на российских дорогах.

Сначала подобного транспорта было немного и какое-то особое регулирование по этому поводу не требовалось.

Но в последние годы виновниками ДТП все чаще стали становиться именно владельцы легкого мототранспорта. Обычным делом стало вождение скутера в нетрезвом виде.

К тому же увеличилось число аварий с участием подростков, которым скутеры приобретают любящие родители.

С учетом нововведений владельцы мопедов и скутеров оказались приравнены к остальным водителям. Хотя закон все не слишком к ним строг.

Прежде всего, мототехника с объемом двигателя меньше пятидесяти кубических сантиметров не регистрируется в ГИБДД в обязательном порядке.

Кроме того обладатель скутера не несет обязательной страховой гражданской ответственности.

То есть, нет надобности в приобретении полиса ОСАГО. В случае аварии, с водителя скутера взыскать ущерб получится лишь в судебном порядке.

Что это такое

Категория М была учреждена в ноябре 2013 года одновременно с введением прочих новых категорий.

Предназначение категории состоит в управлении транспортными средствами механического типа с объемом двигателя не более пятидесяти кубических сантиметров и транспортом с электродвигателями, мощностью до четырех киловатт.

К данной категории транспортных средств относятся двух- или трехколесные транспортные средства с определенными параметрами — скутеры, квадроциклы, мопеды, велосипеды с наличием навесного двигателя.

Максимально допустимая конструктивная такого транспорта не должна превышать пятидесяти километров в час.

С какой целью выдается удостоверение

Цель выдачи водительских прав категории М достаточно проста. На основании таких прав получается законная возможность управлять мопедами и приравненными к ним транспортными средствами.

Для того чтобы точно определить, что именно можно отнести к категории мопедов, следует обратиться к п.1.2 ПДД.

Здесь приведены основные характеристики ТС, могущего именоваться мопедом. Следует отметить, что прежде мопед не считался механическим транспортным средством.

По этой причине наличие водительского удостоверения у водителей скутеров не предусматривалось.

С на законодательном уровне скутер был отнесен к механическим ТС и их владельцев обязали получить категорию М для вождения данного транспорта.

Основанием для введения категории М стало увеличения численности несовершеннолетних водителей, управляющих мототранспортом.

Слишком частыми стали аварии с участием подростков на мопедах. Такие водители являются полноценными участниками дорожного движения, но при этом не знают элементарных правил дорожного движения.

Помимо прочего на фоне отсутствия регистрации в ГИБДД скутеров и мопедов разбираться в ДТП с их участием довольно сложно.

Учреждение обязанности для мотовладельцев иметь водительское удостоверение несколько упростило юридические аспекты оформления аварийных происшествий.

Таким образом планируется повысить безопасность дорожного движения.

За нарушение ПДД отныне полагается полная ответственность для владельца любого транспорта, даже при шестнадцатилетнем возрасте водителя.

Правовая база

Специальные права для управления мопедом и скутером появились в России . Новой категории было присвоено обозначение буквой М.

Законодательные требования к данной категории прописаны в законе «О безопасности дорожного движения» от .

За управление скутером без водительских прав с открытой категорией М предусмотрена ответственность по ч.2 ст. КоАП РФ.

В частности предусматривается наложение штрафа в размере восьмисот рублей. Однако получать категорию М требуется не всем водителям.

Какой штраф за стоянку под знаком Остановка запрещена в 2019 году смотрите в статье: штраф за остановку под знаком Остановка запрещена.

Правило проезда Т-образного нерегулируемого перекрестка, читайте здесь.

В основном нововведение предназначается для подростков, которые впервые садятся за руль мототранспорта.

Получить иную категорию водительских прав возможно только с 18 лет. Категория М может присваиваться с 16 лет.

Водители, имеющие права с любой иной категорией, вправе управлять мототехникой без дополнительного получения категории М. Данная категория открывается автоматически к любой другой открытой категории.

Виды техники для категории B1

Необходимость в расширении классификации транспортных средств назревала давно. В середине XX века на дорогах не наблюдалось такого многообразия техники, которое есть сейчас. В последние же десятилетия изобретательность инженеров не знает границ.

Согласно статье 25 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», к подкатегории «B1» относятся трициклы и квадрициклы. Оба этих вида транспорта не часто можно встретить на дорогах.

Источник изображения: photosight.ru

Трициклы – трехколесные мотоциклы (трайки), а также автомобили. Техника обязательно должна быть оборудована механическим двигателем. Велосипеды с тремя колесами типа лигерад (с лежачей посадкой) к данному типу транспорта не относятся.

Первым в истории трициклом считается паровая телега, сконструированная французским изобретателем Никола Жозефом Кюньо. Повозка была снабжена котлом и зубчатым механизмом, вращающим переднее колесо. Предназначалась она для использования в военных целях. Транспортное средство оказалось очень неудобным в управлении, и вскоре после старта испытаний врезалось в стену. Однако начало автомобилестроению уже было положено.

Большинство современных трициклов имеет объем двигателя более 50 кубических сантиметров. Транспортные средства с меньшим значением параметра требуют открытой категории «M», и управлять ими можно с 16-ти лет, а не с 18-ти.

Квадрициклы – мототранспортные средства на четырех колесах. Так же как трициклы, они могут быть облегченными и тяжелыми. Необходимая категория прав и в этом случае будет зависеть от рабочего объема двигателя. Снаряженная масса грузовых квадрициклов может достигать 550 кг, а мощность двигателя – 20-ти лошадиных сил. Такой транспорт обеспечивается как ПТС, так и паспортами самоходных машин (ПСМ). Он может иметь кузов, что делает квадрициклы похожими на малолитражные машины. Если объем двигателя техники превышает 50 кубических сантиметров, ездить на ней разрешается только после наступления совершеннолетия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *