Водительские права категории «b» дают право ездить не только на машине

Таблица категорий и подкатегорий прав

Таким образом весь автотранспорт, на управление которым требуются водительские права, разделён на 5 основных категорий,  4 дополнительные подкатегории и специальные категории для управления ТС с прицепом.

Расшифровка таблицы с категориями в правах

  1. категория А – можно управлять мотоциклами с коляской и без коляски;
    •подкатегоря А1 – лёгкие мотоциклы с объёмом мотора от 50 до 125 кубических сантиметров(см3);
  2. категория В – легковые машины и грузовики грузоподъёмностью до 3,5 т. или вместимостью до 8 пассажиров;•BE — легковые автомобили с прицепом
    •В1 – квадрициклы и трициклы;
  3. категория С – грузовые авто с грузоподъёмностью более 3,5 т;
    •СE — грузовые автомобили с прицепом
    •С1 – грузовики с разрешённой нагрузкой на ось 3,5 – 7,5 т;
    •С1E — средние грузовики с прицепом;
  4. категория D – автобусы, перевозящие свыше 8 пассажиров;
    •DE — автобусы с прицепом
    •D1 – микроавтобусы, вместимостью от 8 до 16 пассажиров;
    •D1E — небольшие автобусы с прицепом;
  5. категория M – мопеды и квадрициклы с объёмом двигателя не более 50 см3
  6. категория Tm — трамваи
  7. категория Tb — троллейбусы

Принятые подкатегории выделяют из машин одного типа автомобили в облегчённом варианте с меньшей грузоподъёмностью и мощностью двигателя, управление которыми требует меньшей подготовки и опыта. Кроме более детальной градации транспорта по массе, вместимости и мощности новый закон ввёл изменения к требованиям по стажу и возрасту водителей, получающих допуск к управлению этих категорий транспорта.

Открытая основная категория дает право на управление транспортом, который относится к младшей подкатегории. Поэтому, если вы выучились на категорию «В», то автоматически откроют подкатегорию «В1» (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, на что указывает отметка AS в водительском удостоверение). Если на «С» то автоматически откроют С и С1, категория А открывает подкатегорию А1 и B1 (с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа). Так же автоматически открываются категории и при замене прав, нужно лишь следить, чтобы категории были указаны в медицинской справке.

Порядок изменения категорий

Ввиду специальных требований к разным категориям вождения, гражданам придется сдавать отдельный экзамен, либо подавать заявление сразу по нескольким направлениям подготовки. Например, можно одновременно пройти обучение и сдать экзамены на категории C и B. Подготовкой водителей могут заниматься автошколы и центры, имеющие лицензию на указанные виды деятельности.

При открытии дополнительных категорий нужно учитывать следующие нюансы:

  • для отдельных категорий прав могут быть предусмотрены специальные ограничения по состоянию здоровья, что влечет увеличение количества врачей и обследований при прохождении медкомиссий (например, дополнительные врачи предусмотрены при получении медсправки на категорию D);
  • при обращении в орган ГИБДД нужно представить карточки или свидетельства из автошколы, подтверждающие успешное завершение курса теории и практики по заявленной категории;
  • внесение новых категорий происходит путем выдачи обновленного бланка водительского удостоверения.

Вне зависимости от количества подтвержденных категорий, бланк водительского удостоверения будет действовать 10 лет. По истечении этого срока не нужно проходить повторные экзамены, чтобы получить новый бланк. Однако гражданин обязан представить новую справку о прохождении медкомиссии по перечню противопоказаний, соответствующему требованиям открытых категорий прав.

Как получить D в 2022 году – пошаговая инструкция

Оформление права на управление автобусами осуществляется по следующему алгоритму:

  1. проверка себя на соответствие требованиям (возраст – от 21 года, стаж вождения – от 3 лет, наличие уже открытых B, C, оформленная медкнижка);
  2. выбор школы на основе отзывов уже отучившихся друзей, знакомых или иных лиц, по ценовому фактору, по удаленности от места проживания, по личным предпочтениям (в обязательном порядке также нужно проверить наличие у образовательной организации лицензии, а уточнить адреса, контактные телефоны и перечень категорий, на которые производится обучение, можно при помощи специального сервиса от ГИБДД);
  3. заключение договора об оказании платных услуг;
  4. внесение оплаты полностью или в рассрочку, предоставление в школу соответствующих платежных документов;
  5. явка на теоретические и практические занятия (в соответствии с учебным планом, уточнить его можно в самой школе);
  6. получение справки об окончании обучения;
  7. визит в территориальную Госавтоинспекцию, предоставление заявления и документов, необходимых для сдачи экзаменов и выдачи ВУ;
  8. получение реквизитов для оплаты госпошлины и совершение платежа в любом банке (2000 рублей);
  9. ожидание, пока должностной работник ГИБДД проверит представленные документы и сведения согласно п. 60 – п. 75 Приказа МВД № 995 (на предмет подделки, на наличие данных о лишении прав заявителя и др.);
  10. ожидание назначения даты экзаменов (п. 76.1. Приказа МВД № 995);
  11. сдача теории, практики на автодроме и в городе;
  12. уточнение в ГИБДД, когда можно забрать готовое водительское удостоверение с открытой категорией D;
  13. получение его на руки в назначенную дату и время.

В 2022 году документы именно для выдачи прав c категорией D подавать отдельно не нужно (их уже подал заявитель еще до сдачи экзаменов).

Подкатегории водительских прав в 2021 году

Категории водительских прав имеют
разновидности внутри своего раздела — подкатегории. Их можно открыть вместе с
основным типом или отдельно.

Таблица подкатегорий водительских
прав в 2021 году

Стоит
знать! Все подкатегории с приставкой цифры 1 к литере автоматически относятся к
более легким версиям автомобилей. Иногда открывая основную категорию,
пользователь получает право управления и подкатегорией. Но открыв только
подкатегорию, за руль основного вида транспорта садиться нельзя.

А1

Если водительское удостоверение с отметкой А
не имеет ограничения по объему двигателя (хоть гоночный Yamaha 1.1 л с весом
200 кг), то подкатегория А1 разрешает рулить только скутерами и легкими
мотоциклами, а также квадроциклами, объем ДВС которых не превышает 50-125 см³.
Владельцам важно обращать внимание на мощность — она не превышает 11 кВт.
Прицеп или коляска в таком случае не допускается

В1

Разновидность появилась недавно. В 2021 году в
правилах дорожного движения и законе «О безопасности дорожного
движения» нет конкретных характеристик транспорта. В ФЗ№196, ст.25
упоминаются «трициклы и квадроциклы», относящиеся к подкатегории. Из
самого пластикового водительского документа по картинке видно, что такое ТС
может быть даже с крышей и небольшим багажным отделением. Более детально
узнать, какие версии мототехники относятся к В1 можно в ГИБДД.

С1

Подкатегория разрешает рулить легкими
грузовиками, масса которых свыше 3.5 тонны, но не превышает 7.5 тонн

Другой
важной характеристикой выступает допустимый вес прицепа — не выше 750 кг. Если
Вы открыли С, то в 2021 году С1 Вам будет присвоена автоматически

Но если
управлять большими фурами по 20 тонн не предвидится, то можно отдельно открыть
только С1.

С1Е

Приставка буквы Е к подкатегории С1 означает
разрешение на управление грузовиком, масса которого не превышает 7.5 тонн и
присоединенным к нему прицепом. Вес последнего не должен превышать массу
тягача. Еще одно ограничение — общий вес состава допустим 12 тонн.

Будка с прицепом
Пример ТС с категорией C1E

D1

Такую отметку с действующими датами должны
иметь водители маршрутных такси, внутри которых предусмотрено 9-17 посадочных
мест (всего). Это большинство модификаций удлиненный «ГАЗелей»,
Mercedes Sprinter и пр. Присоединять к такому автомобилю прицеп с весом не
превышающим 750 кг
разрешается без дополнительных отметок в удостоверении.
Поэтому получится транспортировать одновременно например катер и пассажиров.

D1E

Разновидность подкатегории D, где допустима
комбинация пассажирского автотранспорта с количеством посадочных мест 9-17 и
более тяжелым прицепом свыше 750 кг. Но ФЗ «О безопасности дорожного
движения» устанавливает ограничение на общий вес состава — он не должен
превышать 12 тонн.

Стоит
знать! В случае D1 и D1E прицепы с весом до 750 кг и свыше 750 кг должны быть
только грузовыми. В них разрешено перевозить сумки, коробки, технику и пр., но
не пассажиров. А вот с DE подсоединяемый прицеп может быть с дополнительными
сиденьями, оборудованными для безопасной перевозки людей.

ВЕ

В 2021 году с такой отметкой в ВУ можно
управлять легковыми автомобилями, к которым присоединен тяжелый прицеп. По
характеристикам допускается:

  • превышение массы прицепа более 750
    кг;
  • превышение общего веса тягача и
    прицепа свыше 3.5 тонн;
  • присоединяемое буксировочное
    устройство может весить больше, чем сам тягач.

Чтобы вести по дороге такой состав, требуется
отдельная подготовка (сложности заключаются во вхождении в повороты,
перестроении, движении задом и т. д.). В ГИБДД сдается дополнительный экзамен.

СЕ

Разновидность относится к автопоезду. Прицеп
может быть свыше 750 кг. Общая масса состава бывает 20 тонн и более. Управлять
автопоездом очень сложно, поскольку у него огромные габариты. После загрузки
автомобиля движение по некоторым дорогам и мостам может быть запрещено.

Автопоезд
Пример ТС с категорией СЕ

DE

Теоретически приставка литеры Е указывает на
наличие прицепа. Но поскольку к большому автобусу не практикуют присоединять
грузовые прицепы свыше 750 кг (хватает собственных багажных отсеков), к
разновидности DE чаще всего относятся сочлененные автобусы
(«гармошки» и другие модификации). У них есть шарнирная часть для
присоединения и собственная ось с шасси, поэтому вождение требует
дополнительных навыков, подготовки и сдачи отдельного экзамена.

Категории водительских прав: сколько их?

С 1968 года, когда была подписана Венская конвенция о безопасности дорожного движения, развитие авто- и мотоциклетной техники шло впечатляющими темпами. Появились МТС, которые кардинально отличаются от традиционных по мощности, типу двигателя, принципам его работы, количеству колес, способам управления и др.

Это вызвало необходимость в периодическом уточнении конвенции (в 1971 г. в Женеве приняли дополнительное Европейское соглашение), внесении в нее различных поправок (в 1993, 2001, 2006 гг.): о дорожных знаках и разметке, об автодорожных правилах, о том, какие бывают категории водительских прав.

Главная цель этих мер — сделать дорожное движение более безопасным для всех его участников. Государства-члены конвенции должны придерживаться соглашения и привести свои национальные удостоверения для водителей в соответствие с общепринятыми решениями.

Страны СНГ как полноправные участники конвенции стремятся идти в ногу со временем.

Вопрос о том, какие сейчас есть категории водительских прав и их нового формата, в этих коррективах отразился в первую очередь. Внешне удостоверения для водителей сильно не изменились: тот же пластик, те же размеры и расположение фотографии и граф, дублирование всех надписей латиницей.

Главное изменение коснулось категорий: старые кардинально изменились в зависимости от сложности управления МТС, появились новые дополнительные подкатегории. В целом виды категорий водительских прав вместе с подкатегориями насчитывают в РФ 16 наименований.

При получении водителем прав в них может быть открыта одна или несколько категорий (это зависит от пройденного курса обучения).

Рекомендуем подробно познакомиться с необходимыми требованиями, условиями и пошаговой инструкцией получения водительского удостоверения.

Разновидности водительских прав в России

На протяжении последнего десятилетия водительские удостоверения несколько раз меняли свой внешний облик. Поскольку срок действия этого документа составляет 10 лет, некоторые виды могут быть в пользовании. Поэтому на данный момент у российских водителей можно встретить четыре вида прав:

  1. До 2011 года выпускались документы на бланке розового оттенка. Размер их в готовом виде составлял 105х74 мм. Текст наносился на бланк, который затем складывался по специальной линии. Защитой от износа становилась ламинация.
  2. Вторым видом прав, выдаваемых до 2011 года, был документ меньшего размера – 85х55 мм. Его особенностью можно назвать материал изготовления с применением степеней защиты от подделок.
  3. В период 2011-2014 годы стали выдаваться уже пластиковые удостоверения. Это первый вариант обновленного документа, содержащий на обратной стороне 9 категорий и подкатегорий, которые действовали на тот момент. Размер прав 85,6х54 мм.
  4. Последний вариант, который стал выдаваться уже после 2014 года, на обратной стороне имеет уже 16 категорий и подкатегорий ТС. Размер его не поменялся и аналогичен предыдущему варианту, но степеней защиты от подделок стало больше. Этот документ водителя уже содержит пиктограммы напротив категорий транспорта, что делает его соответствующим требованиям Конвенции 1968 года, принятой в Вене.

Категория водительских прав дает возможность гражданину управлять транспортным средством, которое обозначено в них, как доступное. Нахождение за рулем транспорта, которое не обозначено в документе, делает водителя нарушителем правил дорожного движения.

Такое нарушение влечет за собой ответственность гражданина в виде штрафа от 5 000 – 15 000 рублей, а инспектор ГИБДД вправе лишить нарушителя средства передвижения и эвакуировать на штрафстоянку. Поэтому не следует допускать случаев изменения ТС без наличия соответствующего допуска. Перед тем, как садиться за руль, необходимо пройти специальное обучение и сдать экзамен на получение необходимой категории.

Посмотреть еще статьи из рубрики: Водительское удостоверение

Подкатегории Е: каким транспортом можно управлять

Транспортные средства – легковые, грузовые автомобили и автобусы имеют разную собственную массу и грузоподъёмность. Для управления ими нужны навыки разного уровня. Водители допускаются за руль с разного возраста. Высокая сложность и ответственность требуют большую гражданскую зрелость.

Раз одиночные автомобили имеют градацию, значит, эксплуатация их с прицепом тоже должна быть дифференцирована в зависимости массовых и других характеристик, влияющих на управляемость автопоезда. Быть водителем категории Е – это иметь более высокую квалификацию, ответственность, социальную зрелость. Не зря 26 статья закона 196 (безопасность движения) допускает к вождению автомобилей с прицепами только тех, кто имеет годовой стаж вождения соответствующей категории без прицепа.

ВЕ

Самый младший автомобильный класс. Это не значит, что он не способен превратиться в автопоезд. Прицепы популярны у дачников, рыбаков-охотников, представителей малого бизнеса и просто любителей возить больше, чем вмещает багажник не только седана, но и универсала.

Если прицеп с полной загрузкой может весить меньше 750 кг, а вместе полностью гружёной машиной не тяжелее 3,5 тонн, права категории Е не нужны. Достаточно имеющейся литеры В, разрешающей водить транспортное средство массой до 3500 кг.

Если любой из этих пределов – 750 кг или 3,5 тонны – превышен, водителю прямая дорога за парту автошколы, чтобы учиться и получать права категории Е. Всё сказанное о весовых лимитах можно проверить, заглянув в 1 пункт 7 статьи 196 закона.

Внимание! К сдаче экзамена допустят при наличии 12-месячного опыта езды без прицепа

СЕ

Грузовики – самые распространённые автомобили, эксплуатируемые с прицепами. Кстати, полуприцепы (бортовые, фургоны, телеги), одной стороной опирающиеся на сцепной узел – седло – тягача, не выделены в отдельный вид. Они тоже считаются прицепами, и на них распространяются общие правила.

В этом разделе категории Е водительских прав есть ограничение: максимально допустимая масса прицепа должна превышать 750 кг. Если он не дотягивает до этой границы – не тележка из универсама, а просто небольшой прицеп для легковушки – можно по аналогии с легковыми автомобилями обойтись без категории с буквой Е. Просто С или ВС.

Примечание! За руль тягача категории С можно садиться с 18 лет. Значит, ездить на грузовике с прицепом разрешено только с 19.

DE

Это самая ответственная категория – пассажирский транспорт с прицепом. Обычно в их роли предстают городские сочленённые автобусы, на 100 и больше человек. В этом качестве может выступить и прицеп-кунг. Если его везёт обычный грузовик, водителю всё равно надо иметь категорию D с добавкой Е – BE и DE.

Категория D не является исключением из общего порядка – с ней тоже можно буксировать прицепы максимальной допускаемой массой до 750 кг без открытия дополнительной категории Е водительских прав. В законе об этом не упоминается, но наверняка имеется в виду прицеп грузовой, не пассажирский.

Иметь в виду! Водить автобусы с прицепом (сочленённые) или грузовики с пассажирским прицепом-кунгом можно с 22 лет.

C1E

Это уменьшенная вариация СЕ. Она тоже разрешает езду с прицепом тяжелее 750 кг, но легче грузовика-тягача без нагрузки. При этом грузовик-буксир должен относиться к категории С1, т. е. весить больше 3,5, но меньше 7,5 тонн.

Общая предельная масса автопоезда не может превышать 12 тонн.

Так же, как в случае с «материнской» группой CE, прицеп с наибольшим общим весом до 750 кг можно возить, не имея права категории Е. Нижний возрастной предел, с учётом годичного стажа езды без прицепа, составляет 19 лет.

D1E

Если коротко, это то же самое, что С1Е, но тягач – автобус, а водитель не моложе 22 лет (21 год для D или D1 плюс год опыта для права ездить с прицепом). Всё остальное – прицеп с грузом – тяжелее 750 кг, общая масса автопоезда – максимум 12 тонн, прицеп до 750 кг можно возить без водительского удостоверения категории Е – так же, как в С1Е.

Описание каждой категории

Введенная расширенная классификация строго разграничивает транспортные средства по мощности, грузоподъемности и пассажировместимости, а соответственно подходить к выбору железного коня теперь нужно еще более внимательно с учетом открытых категорий.

Например, Hummer H1 по ПТС попадает в категорию С (полная масса почти 5 т), а Land Cruiser 105 по количеству пассажиров (10 мест) в категорию D.

Пробежимся по всем видам ТС еще раз и рассмотрим некоторые пункты, ограничения и отличия по категориям более детально.

Мотоциклетная техника

Категория M – мопедные передвижные средства, скутеры и легкие квадроциклы с малой мощностью и общим объемом двигателя не более 50 кв. см. Этот вид транспорта набрал популярность благодаря своей доступности широким слоям населения и малым габаритам. И конечно, всем участникам движения хотелось бы чтобы водители скутеров обладали необходимыми знаниями ПДД выезжая на общественные дороги.

Категория А – тяжелые мотоциклетные средства передвижения. Снаряженная масса такого мототранспорта может доходить до 400 кг, а рабочий объем двигателя должен превышать 125 куб. см. Категория А позволяет управлять любыми типами мотоциклов, в том числе мототранспортом подкатегории А1.

Подкатегория А1 – облегченные и маломощные мотоциклетные средства с двигателем объемом 50-125 куб см, и силой до 11 кВт.

Легковые автомобили

Этот самый распространенный класс транспортных средств на наших дорогах:

Категория В – Легковой автотранспорт общей массой до 3,5 т и количеством пассажирских мест до 8. Позволяет буксировать прицеп весом до 750 кг либо прицеп большей массы при соблюдении условия, что вес всего состава также укладывается в 3,5 т.

Подкатегория ВЕ – это допуск к вождению тех же легковушек категории В, но с прицепом, превышающем вес самого автомобиля (вес прицепа более 750 кг). Масса такого состава в совокупности может превосходить 3,5 т.

Подкатегория B1 – Данная подкатегория никакого отношения к легковым машинам категории В не имеет. Требуется она для вождения трициклов и квадрициклов.

Открывается подкатегория В1 при наличии в правах категорий А или В.

Однако виды транспортных средств при этом различны:

  • категория А открывает допуск к вождению квадрициклов с мотоциклетной посадкой (органы управления и руль как у мотоцикла) и в этом случае в столбце 12 будет проставлено ограничение MS;
  • категория В позволяет управлять квадрициклом с автомобильной посадкой (руль, сидения, педали, переключатели автомобильного типа), на правах в этом случае будет стоять соответствующая отметка AS;
  • если же у водителя имелись обе категории (А и В), ему будет доступен транспорт подкатегории В1 без каких-либо ограничений.

Особые отметки MS и AS в правах позволяют сотруднику ГИБДД легко определить законность передвижения водителя на том или ином виде техники.

Грузовой транспорт

Если сфера вашей деятельности связана с перевозкой грузов, вам следует открывать категорию соответствующую грузоподъемности вашего транспорта.

Категория С – Грузовики общей массой свыше 3,5 т. Данная категория подойдет для управления всеми видами тяжелого грузового транспорта, например, самосвалами и автофурами.

Подкатегория С1 – Средний грузовой автотранспорт массой 3,5 – 7,5 т, подходит для транспортировки малогабаритных и мелких грузов.

Подкатегория СЕ – Вождение грузовика категории С с тяжелым прицепным устройством массой свыше 750 кг.

Подкатегория С1Е – Вождение грузового транспорта, сцепленного с прицепом, масса которого составляет более 750 кг. Общий вес грузового состава в этом случае не должен превышать 12 т.

К категории С относятся также и большие внедорожники, полный вес которых не укладывается в границу категории В.

Автобусы

Категория D – Пассажирский транспорт автобусного типа с числом мест для пассажиров более 8. Права категории D позволяют управлять автобусами различного размера, в независимости от допустимой максимальной массы ТС. Именно эта категория необходима, к примеру, для вождения рейсовых автобусов.

Подкатегория D1 – Вождение пассажирского авто, с сидячими местами для пассажиров от 8 до 16. В эту категорию попадают привычные всем газели и другие микроавтобусы.

Подкатегория DE – Автобусный транспорт с прицепом массой более 750 кг.

Подкатегория D1Е – Автобусы прицепных конструкций, с общей массой до 12 т.

Категории Tm и Tb не требуют описания. Данные категории можно увидеть на водительских правах тех людей, кто избрал своей профессией работу водителя трамвая или троллейбуса.

Возможности водителя, получившего категорию «B1»

Появление новых видов машин и средств передвижения заставляет каждый раз задуматься, к какой категории их отнести. Определяется это по характеристикам и возможностям конкретного транспортного средства. Новые модели транспорта – трициклы и квадрициклы нельзя отнести к категории «А», так как они существенно отличаются по внешнему виду и функционалу.

Трициклы и квадрициклы часто приобретают популярность у молодёжи, которая не окончила специализированных курсов и не знает полного списка дорожных правил, соответственно никаких экзаменов не сдавали и официальных документов не получали. Это очень сильно подрывает безопасность окружающих и владельцев другого транспорта.

Данные машины были отнесены к подкатегории «В1». Их характеристики практически идентичны характеристикам легкового автомобиля. Как и для всех, введены общие правила. Они подразумевают идентичный алгоритм получения прав, то есть записаться в автошколу, прослушать теоретический курс и пройти необходимое количество часов практики на автодроме и в городе. После чего будет назначен внутренний и внешний экзамен.

Возрастной ценз для подкатегории – 18 лет. Наличие оплаченной госпошлины и пройденной медкомиссии обязательно. Это общие требования для всех водителей.

Если в правах имеется отметка категории «В», то разрешается управлять:

  • трициклом, если максимальный объём его двигателя превышает 50 лёгким квадрициклом, масса которого достигает 350 кг, а скорость не более 50 км/час;
  • квадрициклом, если его максимальная масса не более 400 кг, при этом мощность двигателя составит не более 15 кВт;
  • его грузовой моделью, масса которой менее 550 кг.
  • квадрициклами, вес которых в пределах 400 кг и силовым агрегатом, мощность которого достигает 15 кВт или грузовыми моделями, вес которых не более 550 килограмм.

Спец. отметки

В новых образцах прав появились новые отметки и обозначения на английском языке. Это аббревиатуры и сокращения английских фраз. Они рассказывают владельцу о некоторых нюансах открытой для него водительской категории

Например, владельцу прав подкатегории «В1» нужно обратить внимание на пункт 12. Здесь могут быть обозначены следующие аббревиатуры: «AS», «MS» или «ML»

Как понять, что они означают?

Каждая имеет свою расшифровку. Так отметка «AS» или Automotive Steering в переводе с английского «автомобильный тип управления» присваивается только владельцам прав с открытой категорией «А» или «В», если открыты обе категории, то отметка отсутствует. Присваивается данный знак владельцам прав, которые будут управлять транспортным средством с автомобильным типом руля и посадки.

Следующая распространённая отметка «MS» или Motorcycle Steering. В переводе с английского «мотоциклетный тип управления». Эта отметка проставляется владельцам тех прав, которые будут управлять квадрициклами, трициклами или мотоциклами, которым присущ мотоциклетный вид посадки и руля.

Отметка «ML» – категория открыта гражданину с особенностями здоровья и некоторыми ограничениями в связи с медицинскими противопоказаниями.

Последствия отсутствия необходимой отметки

Перед тем получить оплату за курсы вождения в любом учебном учреждении, менеджеры и владельцы обязаны объяснить все особенности возможных для получения категорий и подкатегорий прав, открытых для абитуриента. В зависимости от выбранной категории или подкатегории для обучения, будет отличаться стоимость и срок, в течение которого будет преподаваться курс. Отличается так же и стоимость госпошлины при получении прав.

Возникают сложности с открытием подкатегорий у тех лиц, которые уже имеют определённый водительский стаж, но права у них старого образца и все категории ещё не расписаны, к ним же можно отнести людей, получающих дубликат старого удостоверения

При выдаче прав, владелец не обращает внимание на открытые категории и новые обозначения, что приводит к непониманию между сотрудником ДПС и водителем

Находясь за рулём транспортного средства, которое не соответствует одной из открытых категорий или подкатегорий, водитель может быть наказан посредством административного штрафа в размере от 5 до 15 тысяч рублей. Машина изымается и направляется на штраф-стоянку до выяснения обстоятельств. Данное нарушение может быть приравнено к управлению транспортным средством без прав.

В случае эвакуации машины оплачивается не только штраф, но и стоимость транспортировки и нахождение на стоянке автомобиля до обращения владельцем за ним.

Обязательное обучение на подкатегорию «B1» обязывает проходить курсы и сдавать экзамены тех, кто ранее управлял машиной без прав и знаний. В основном эти машины использовались как игрушки, часто принося материальный ущерб и вред здоровью окружающих.

Таблица категорий и подкатегорий

С ноября 2013 года в России действует 5 базовых категорий и 4 подкатегории (для модификаций ТС). Кроме того, в отдельную классификацию выделены подкатегории для транспорта с прицепами, для управления трамваями и троллейбусами. Для наглядности, представим все доступные категории в виде единой таблицы:

Категория/подкатегория

Вид ТС

Примечания

A

Мотоцикл

A1

Легкий мотоцикл

B

Легковой транспорт, грузовой транспорт массой до 3.5 тонн

Тоннаж грузовика для этой категории определяется по ПТС или иному документу производителя

BE

Легковой транспорт с прицепом

B1

Трицикл

C

Грузовой транспорт массой свыше 3.5 тонн

Тоннаж грузовика для этой категории определяется по ПТС или иному документу производителя

CE

Грузовой транспорт с прицепом

Тоннаж грузовика для этой категории определяется по ПТС или иному документу производителя

C1

Грузовой транспорт массой 3.5-7 тонн

Тоннаж грузовика для этой категории определяется по ПТС или иному документу производителя

C1E

Грузовой транспорт массой 3.5-7 тонн с прицепом

Тоннаж грузовика для этой категории определяется по ПТС или иному документу производителя

D

Автобус

DE

Автобус с прицепом

D1

Микроавтобус

D1E

Микроавтобус с прицепом

M

Мопед

Tm

Трамвай

Tb

Троллейбус

Закон не запрещает открывать сразу несколько разных категорий и подкатегорий для управления разными видами транспорта. Например, сдав экзамены на управление легковым и грузовым автомобилем, гражданин может пройти дополнительную подготовку и получить разрешение на управление автобусом. В настоящее время не используется категория E, ранее позволявшая управлять грузовиками, автобусами и их модификациями.

Разграничение по категориям и подкатегориям проходит по типу ТС, разрешенной массе, наличию прицепа и его весовым характеристикам.  Разберем особенности транспортных средств, по которым происходит их распределение по разным категориям.

Иные пометки

Кроме вышеперечисленных индексов в свидетельстве водителя может присутствовать и пометка под номером 13 (иногда заменяется аббревиатурой ML), обозначающая следующие возможные ограничения на все 16 категорий ТС:

  • «Годен в очках» — ставится в ВУ при наличии соответствующей медсправки о нарушениях зрения;
  • АТ – наличие этих букв означает, что гражданин сдавал практическое вождение в автошколе на автомобиле с коробкой автомат. Поэтому управлять механикой с таким ограничением он не имеет права.

Среди дополнительных пометок можно упомянуть и номер GCL в водительском удостоверении, который несет в себе информацию о стаже автолюбителя, исходя из его предыдущего документа.

Алгоритм получения водительского удостоверения

Разобрав, что такое водительское удостоверение, а также какие существуют сегодня категории, стоит рассмотреть процесс получения этого документа. Так, сделать это можно только в строго установленном законодательством порядке, завершив обучение в автошколе, а после сдав экзамены на вождение. Исходя из категории, права можно получить с разного возраста. На маломощный транспорт их выдают с 16 лет, а на легковые только с 18.

Медкомиссия

Прежде всего, с целью оформления ВУ требуется сначала получить медицинское заключение. В нем после прохождение медицинской комиссии должно быть указано, что гражданин по состоянию здоровья может управлять тем или иным видом транспорта. Так, исходя из обследования, могут вынести и следующие решения:

  • полный запрет на управление ТС по причине наличия противопоказаний по здоровью;
  • допуск к управлению, но при соблюдении определенных условий, к примеру, ношения очков для коррекции зрения;
  • ограниченный допуск, когда возможно получить права на строго ограниченные категории транспорта.

Экзамены

Дальше человеку требуется поступить в автошколу, где он должен будет пройти весь курс обучения. По завершению ему требуется сдать экзамен на допуск к управлению ТС в ГИБДД. Зачастую он проводится вместе с представителями автошколы. Во всех случаях он имеет классический вид и состоит из 3 частей:

  1. Первый этап заключается в проверке теоретических знаний. Проводится в виде экзамена, который следует сдавать на компьютере. Человеку дается 20 вопросов по теме ПДД, а также принципов оказания первой помощи.
  2. Следующий шаг состоит в проверке практических навыков потенциального водителя. Здесь происходит управление автомобилем на специальной площадке автошколы, где от человека требуется выполнить целый ряд маневров, от правильности выполнения которых зависит допуск к последнему этапу.
  3. Заключительным шагом является практическое вождение на городских улицах.

Экзамен будет признан пройдённым только в том случае, если потенциальный водитель допустил незначительное количество ошибок либо при их полном отсутствии. Пересдача возможна до 3 раз именно той части экзамена, которая была завалена. При этом она не ограничена во времени, но только спустя 1 месяц с прошлой попытки. После сдачи теоретической части граждане имеют право в течение 6 месяцев приступить к практической части.

Госпошлина

По завершению экзаменов, гражданин должен обратиться в ГИБДД, взяв с собой полный перечень документов, необходимых для оформления водительских прав. Однако до этого ему требуется оплатить госпошлину, составляющую 2 тыс. рублей. Получить реквизиты можно в любом отделении ГИБДД либо на официальном сайте этого органа власти. С целью оформления ВУ следует предоставить вместе с чеком об оплате госпошлины следующие документы:

  1. Паспорт заявителя, который используется для подтверждения его личности.
  2. Письменное заявление установленной формы.
  3. Медицинское заключение, указывающее на возможность управлять автомобилем по состоянию здоровья.
  4. Водительская карточка, подтверждающая прохождение обучение в автошколе.
  5. В случае подачи документов лицами, младше 18 лет, дополнительно требуется заверенное у нотариуса согласие родителей/опекунов на выдачу гражданину ВУ.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *