Восток авто
Содержание:
- Для чего он нужен?
- Новые поколения, новые возможности и новые требования
- Принцип функционирования круиз-контроля
- Виды круиз-контроля
- Как работает круиз-контроль
- Особенности эксплуатации
- Радары и лидары
- Процесс подключения круиз-контроля на механику, когда он не предусмотрен производителем
- История круиз-контроля.
Для чего он нужен?
Круиз-контроль, «автодрайв» или «автоспид» принадлежит к старым изобретениям. Несмотря на это, некоторые владельцы транспортных средств не знают, для чего он предназначен, и задаются вопросом: что такое круиз-контроль в автомобиле?
Особенности круиз-контроля
Это устройство, которое поддерживает постоянную скорость движения транспортного средства без участия водителя. Оно является настоящим помощником. Человеку не нужно постоянно давить на газ или тормоз. Достаточно выставить нужные скоростные параметры, а «автоспид» автоматически будет контролировать то, как быстро движется автомобиль.
Примечание: при нажатии на тормоз данное устройство сразу отключается, оно не работает при движении менее 40 км/ч.
Круиз-контроль является незаменимым, если нужно преодолеть расстояние более 500 км. Его наиболее удобно использовать на автомагистралях или трассах, когда не нужно постоянно изменять скорость движения автомобиля. В городских условиях включать устройство нецелесообразно из-за большого потока машин.
«Автодрайв» позволяет расслабиться, в результате чего снижается усталость водителя. У человека есть возможность сменить положение, поскольку не нужно держать ногу на педали газа. Кроме удобства и комфорта, опция помогает сэкономить топливо, поскольку не прыгают обороты двигателя.
«Автоспид» подходит для автомобилей с автоматической и механической коробкой передач. Существует 2 разновидности устройства – адаптивный (активный) и пассивный. Они имеют отличия, о которых нужно узнать подробнее.
Новые поколения, новые возможности и новые требования
Описанный выше круиз-контроль, так называемый пассивный, предоставляет водителю ограниченный список дополнительных опций. Стремясь усовершенствовать эту систему, несколько автопроизводителей создали свои варианты ее реализации. Из них можно отметить следующие:
- Радарный круиз-контроль — производства Toyota;
- Preview Distance Control — производства Mitsubishi;
- Дистроник-Мерседес-Бенц;
- Адаптивный круиз-контроль — Volkswagen, Audi, Honda.
Эти системы уже представляют следующее поколение: адаптивный круиз-контроль. Его характерная особенность в том, что это не пассивный круиз-контроль, а активный. С его помощью вы сможете не только поддерживать и контролировать заданную скорость — под вашим управлением автомобиль самостоятельно тормозит и разгоняется. Для выполнения этих функций адаптивный круиз-контроль включает в себя:
- датчик, используемый для контроля скорости и расстояния;
- электронный контроллер управления;
- устройства, выполняющие требуемые команды от контроллера.
Чтобы понять, для чего нужен Smart Cruise Control и как он работает, достаточно посмотреть на рисунок ниже:
При этом контролируется не только скорость, но и расстояние между движущимися автомобилями, поэтому активный круиз-контроль автомобиля сзади излучает на автомобиль впереди и на основе отраженного сигнала устанавливает расстояние между ними. Если она уменьшается, то вторая машина начинает тормозить, если увеличивается, то ускоряется, оставаясь в пределах заданной водителем скорости. Активный круиз-контроль может быть оснащен датчиками двух типов:
- Лазерный.
- Радар.
Лазерный датчик дешевле, но его эффективность зависит от внешних условий, туман или дождь негативно сказываются на его работе. Радар таким воздействиям не подвержен, но цена его выше.
Принцип функционирования круиз-контроля
Алгоритм работы КК следующий:
- если водитель придерживается выбранной скорости движения, педаль акселератора длительное время находится в неизменном положении. Если в этот момент активировать круиз-контроль, положение дроссельной заслонки, соответствующее нажатию педали газа, будет взято за основу микропроцессорным модулем;
- если машина едет в гору, при неизменном положении педали скорость начнёт падать. ЭБУ учитывает этот момент, приводя в действие исполнительные механизмы, изменяющие положение дроссельной заслонки, тем самым увеличивая скорость движения авто;
- при движении во время спуска всё происходит с точностью до наоборот: компенсируя увеличение скорости, сервопривод соответствующим образом изменяет положение ДЗ, то есть происходит торможение двигателем без использования педали тормоза;
- для отключения режима использования КК достаточно однократно нажать на педаль тормоза – это будет сигналом, что водитель взял управление автомобилем на себя.
Техническая реализация данного функционала зависит от типа трансмиссии, установленной на автомобиль.
Как работает круиз-контроль на механике
Особенность движения машины с МКПП заключается в том, что для каждой передачи имеется свой скоростной режим. И если торможение или ускорение не связано с переключением на повышенную/пониженную передачу, никаких действий предпринимать не нужно. Но если преодолеваемый склон имеет достаточно большой градиент и протяжённость, потребуется ручное переключение передач. В частности, при движении вверх по крутому склону увеличение подачи топлива не поможет преодолеть подъём, поскольку на высокой передаче крутящего момента в какой-то момент окажется недостаточно. Поэтому придётся вручную переходить на пониженную передачу. При спуске ситуация аналогична – уменьшение подачи горючего не способно затормозить автомобиль настолько, чтобы сохранить скорость его движения неизменной без переключения на пониженную передачу. Так что круиз-контроль на механике назвать полностью автоматизированной системой нельзя.
Нюансы работы КК на авто с АКПП
Совсем другое дело – автоматическая трансмиссия, которая при снижении/увеличении скорости самостоятельно изменяет передаточное число. Другими словами, принцип работы круиз-контроля на авто с АКПП не требует вмешательства водителя при преодолении крутых склонов – корректировка скорости выполняется автоматически с учётом необходимого крутящего момента.
https://www.youtube.com/watch?v=vJIY_9AB8J4
Виды круиз-контроля
Всего существует два вида круиз-контроля: пассивный и адаптивный:
- первый способен лишь устанавливать постоянную скорость движения транспортного средства;
- второй, в свою очередь, содержит сложные электронные устройства, которые позволяют дополнительно сканировать пространство перед автомобилем и динамически управлять им, в зависимости от условий дорожного движения.
Пассивный круиз-контроль
В функции более простого по конструкции пассивного круиз-контроля входит только поддержание скорость машины на определенном значении. Работает он следующим образом:
- С помощью специального датчика определяется частота вращения колес.
- Эта информация направляется на электронный микроконтроллерный блок.
- После обработки информации управляющий сигнал с этого блока посылается на исполнительное устройство, которое регулирует степень открытия дроссельной заслонки.
- Если водитель воздействует на педали «газа» либо тормоза, то система тут же отключается.
Необходимо заметить, что круиз-контроль не управляет автомобилем вместо водителя, а лишь поддерживает заданную скорость. Поэтому шоферу всё время необходимо контролировать складывающуюся ситуацию на дороге и постоянно быть начеку.
Адаптивный круиз-контроль (ACC, Adaptive Cruise Control)
Адаптивный круиз-контроль имеет более совершенное устройство и обладает большим набором дополнительных функций, основная из которых позволяет оценивать расстояние до движущихся впереди транспортных средств. Делается это с помощью специальных датчиков: радаров или лидаров. Их работа основывается на том же принципе, что и система «Парктроник».
- Радар — это датчик, который излучает радиоволну. Отражаясь от препятствия, она возвращается обратно. В зависимости от того, сколько времени прошло между моментом генерирования сигнала и приема его отражения определяется расстояние до объекта. Если данный интервал увеличивается, то впереди идущий объект ускоряется и наоборот. Отличительной особенностью радара является то, что испускаемые им радиоволны слабо поглощаются дождем или туманом, поэтому такие датчики замечательно работают в сложных погодных условиях.
- Лидар отличается от радара тем, что излучается не радиоволна, а инфракрасный лазерный луч. Данная система не очень устойчиво работает в тумане или при сильном дожде, поэтому на престижных автомобилях чаще устанавливают радары, а не лидары. Например, все современные модели автомобилей марки Mersedes-Benz оснащаются круиз-контролями только с радарными датчиками.
Микропроцессорный блок принимает сигналы с датчиков и формирует управляющие команды для исполнительных устройств. Последние модели ACC работают с несколькими датчиками расстояния. Дальний датчик работает на дистанции до 150 м, а ближний — до 30 м. Если необходимо резко остановить авто, то микропроцессорный блок формирует команду исполнительному устройству, оценивая информацию от ближнего датчика. Таким образом система позволяет избежать столкновений.
ACC работает на основе систем ESP и ABS. Если какая-либо из этих систем неисправна, то круиз-контроль отключается, информируя водителя с помощью звукового сигнала.
Если в процессе движения водитель вмешивается в работу системы адаптивного круиз-контроля, то она сразу же отключается и снова начинает работать, когда воздействие на педали газа и тормоза прекращается.
Полностью адаптированный круиз-контроль (Full Adaptive Cruise Control) позволяет привязать транспортное средство к впереди идущей машине. Данная система постоянно контролирует находящийся впереди автомобиль и синхронизирует движение с ним. Это позволяет в еще большей степени расслабиться за рулем и насладиться путешествием.
Основные узлы автомобиля, на которые воздействует ACC — это автоматическая коробка передач и дроссельная заслонка с электрическим приводом.
Современные электронные системы позволяют по-новому посмотреть на управление автомобилем. Умные и полезные автоматические помощники дают возможность снизить усталость от долгих поездок. Это позволяет сохранить водителю бодрость, а значит, он сможет более внимательно следить за дорожной ситуацией и вовремя среагировать на опасность.
<?php $next_post = get_previous_post(true);
if( ! empty($next_post) ){ ?>
Это интересно: <?php previous_post_link(‘%link’, ‘%title’, true); ?>
<?php } ?>
Как работает круиз-контроль
Самая простая система круиз контроля состоит из сервопривода (мотора с управлением через отрицательную обратную связь), который соединяется с механизмом подачи топлива в двигатель. Когда автомобиль двигается с постоянной скоростью, водитель удерживает ногу на педали газа с постоянным усилием, то есть педаль газа фиксируется у определенном положении. Если в этот момент водитель активирует систему круиз-контроля, то электронный блок управления «запоминает» это положение педали и поддерживает скорость автомобиля, соответствующую такому положению.
Если скорость начинает падать, например на подъеме, специальные датчики подают сигнал на сервопривод, увеличивается подача топлива в двигатель, что сохраняет скорость постоянной. На спуске происходит обратный процесс, подача топлива уменьшается вплоть до полного прекращения подачи, скорость опять сохраняется постоянной.
Если крутизна спуска слишком большая и скорость автомобиля все равно растет, в таком случае включается автоматическое торможение двигателем. На машине с механикой нужно будет подтормаживать и перейти на более низкую передачу.
Как работает круиз-контроль на «автомате»
При движении в подъем для поддержания стабильной скорости автомобиль сам перейдет на одну или несколько передач ниже. На спуске для сохранения стабильной скорости наряду с уменьшением подачи топлива автомобиль сам снизит передачу.
Как работает круиз-контроль на «механике»
На машине с механической коробкой передач водителю придется самому определять когда переходить на пониженную передачу и вовремя нее включать. Так на крутом подъеме, когда круиз-контроль не вытягивает машину на повышенной передаче, водителю надо переключить передачу на одну-две ниже. На спуске круиз контроль снижает подачу топлива, но если этого недостаточно и скорость растет, водителю надо выбрать более низкую передачу для торможения двигателем и подтормаживать. Но в таком случае система круиз-контроля выключается.
Раньше в карбюраторных автомобилях настройка подачи топлива производилась специальным электродвигателем, который регулировал положение дроссельной заслонки и обеспечивал подачу топлива в необходимом объеме. Сейчас в автомобилях используется вакуумная электронная система.
Системы круиз-контроля имеют разные скоростные пределы: нижний 30-50 км/час, верхний около 200 км/час. Нижний предел обеспечивает безопасность движения, систему невозможно включить, если скорость ниже пороговой. Также круиз-контроль автоматически выключается когда вы жмете на тормоз.
Если у вас в автомобиле нет круиз-контроля, его можно приобрести отдельно и установить.
Особенности эксплуатации
Тех, кто поездил на автомобилях, оборудованных штатными «круизами», подобные изделия, скорее всего, не привлекут — пользоваться не очень удобно, выглядят нереспектабельно. Но если для кого-то такие игрушки в новинку, они вполне могут прийтись ко двору.
А не опасно ли ездить с этими устройствами, если они вдруг выйдут из строя? Мы ведь вмешались в штатное электрооборудование, разорвав некоторые цепи управления машиной… Проверили — при отключении питания от обеих систем возможность управления автомобилем сохраняется. Поэтому старый принцип «не навреди» производители обоих устройств не нарушили.
Drivenge.
Постоянно хочется нажать на новый подрулевой «рычаг», который к тому же «дышит» вместе с кожухом подрулевой колонки.
Jet-cruise KH.
У пульта нет подсветки — на темной загородной трассе придется манипулировать на ощупь. Индикация работает только в момент срабатывания.
После установки системы Drivenge у вас появится подрулевой «рычаг», который на самом деле никакой не рычаг, а просто неподвижный элемент с тремя кнопками. После установки системы Drivenge у вас появится подрулевой «рычаг», который на самом деле никакой не рычаг, а просто неподвижный элемент с тремя кнопками. |
Управляется система Jet-cruise KH с беспроводного пультика, который можно приклеить куда угодно. Управляется система Jet-cruise KH с беспроводного пультика, который можно приклеить куда угодно. |
Радары и лидары
Круиз-контроль имеет датчик расстояния. Этот элемент необходим для возможности измерения параметров скорости и расстояния до впереди идущего автомобиля. В качестве таких датчиков используются радары или лидары. Эти датчики излучают электромагнитные волны или инфракрасные лучи. Система оценивает скорость движущегося автомобиля по тому, как изменяется частота отраженной электромагнитной волны. И расстояние рассчитывается на то, как долго сигнал возвращался.
Лидары, в отличие от радаров, посылают не электромагнитные волны, а специальные инфракрасные лазерные лучи, но принцип их работы более или менее одинаков. Но датчики для этих систем намного дешевле радаров. Однако продукт подвергается воздействию элементов, поэтому в современных машинах премиум-класса лидеров не найти. Здесь установлены только радары.
Датчики расстояния установлены на переднем бампере и решетке радиатора автомобиля. Датчик нормально работает в радиусе до 150 м.
В последних версиях крейсеров используются дальномерные устройства, работающие как на коротких, так и на дальних дистанциях. Первый может изменить скоростной режим до полной остановки автомобиля. Второй, работающий в дальнем радиусе, снижает скорость автомобиля до 30 километров в час. Это позволяет расширить возможности помощника (например, использовать круизер в пробке, где нужна низкая скорость).
Процесс подключения круиз-контроля на механику, когда он не предусмотрен производителем
Перед тем, как приступать к установке круиз-контроля, автовладелец обязательно должен убедиться в исправности всех технических узлов своего «железного коня», а также установить на авто хорошую резину. Связано это с тем, что при наличии подобных неисправностей очень опасно позволять автомобилю ехать под автоматическим управлением. Если же все исправно – ездой на круиз-контроле водитель не будет подвергать себя опасности.
Что понадобится для установки
Для выполнения работы важно заблаговременно подготовить:
- фигурную отвертку;
- ножницы или шило (главное, чтобы они были очень острыми);
- нож;
- гаечную головку;
- гаечный ключ;
- набор саморезов (можно использовать и шурупы);
- трос для подключения к акселератору (он может идти и в комплекте с устройством);
- универсальный круиз-контроль.
ВАЖНО! Если на вашем автомобиле присутствует датчик положения педали акселератора, то к нему необходимо будет приобрести дополнительный кронштейн, который также придется одеть своими руками
Процесс установки
В целом вся работа по установке круиз-контроля на механику займет у вас не более часа, однако, следует выделить время и на проверку работы, а также устранение возможных неисправностей. В целом же работа состоит из таких последовательных действий:
- Выбираем место для нового устройства. Зачастую автолюбители крепят его около топливного фильтра, что также позволяет соединить круиз-контроль с тормозным шлангом. Вы можете выбрать и другое место для него, главное чтобы оно было сухим, и к нему можно было свободно подвести трос от акселератора (при наличии сильных изгибов троса вы не сможете управлять скоростью).
ВАЖНО! Если не удается пустить трос от акселератора таким образом, чтобы на нем не было изгибов, можно использовать обычную рыболовецкую катушку, по которой он будет свободно загибаться, при этом не переламываясь и не повреждая другие механизмы автомобиля. Чтобы подключить круиз-контроль к автомобилю, необходимо в первую очередь найти провода подключения тахометра, к которым и необходимо подсоединить новое устройство
К проводу тахометра необходимо подсоединить зеленый провод, который отходит от блока управления круиз-контролем. Красный же провод устройства предназначен для подключения к стоп-сигналам.
Устанавливаем кнопку активации/деактивации круиз-контроля. Для ее подключения подсоединяем серый двойной провод. Для полноценной работы кнопки и устройства обязательно протяните массу, которая идет по черному проводу.
Рукоятка управления круиз-контролем должна быть установлена на рулевом колесе автомобиля, для чего его придется разобрать. Если на Вашем авто присутствуют подушки безопасности, их также придется на время снять. Устанавливаем рукоятку на руль и обратно его собираем, не забывая о подушках безопасности.
Подсоединяем к акселератору второй трос, но не спешите его обрезать. Сначала установите на датчик контроля положения педали газа кронштейн, и только после этого отмерьте нужную длину троса и отрежьте его. После этого второй конец троса можно подсоединять к устройству круиз-контроля.
Чтобы подключить круиз-контроль к автомобилю, необходимо в первую очередь найти провода подключения тахометра, к которым и необходимо подсоединить новое устройство. К проводу тахометра необходимо подсоединить зеленый провод, который отходит от блока управления круиз-контролем. Красный же провод устройства предназначен для подключения к стоп-сигналам.
Устанавливаем кнопку активации/деактивации круиз-контроля. Для ее подключения подсоединяем серый двойной провод. Для полноценной работы кнопки и устройства обязательно протяните массу, которая идет по черному проводу.
Рукоятка управления круиз-контролем должна быть установлена на рулевом колесе автомобиля, для чего его придется разобрать. Если на Вашем авто присутствуют подушки безопасности, их также придется на время снять. Устанавливаем рукоятку на руль и обратно его собираем, не забывая о подушках безопасности.
Осуществляем проверку работы круиз-контроля. Для этого рекомендуем вам проехаться по пустой дороге, где нет движения. Пробную активацию устройства рационально делать на небольшой скорости (но выше 40 км/час), при этом будучи готовым к необходимости контролировать педаль акселератора, если устройство вдруг не сработает.
История круиз-контроля.
История системы круиз-контроля уходит корнями далеко в 17 — 18 века, когда инженеры изобрели систему контроля скорости для паровых машин. Эти механические системы в последующем как-раз и были адаптированы в первые модели автомобилей (определенные модели) в начале 20-го столетия. Но в реальности обычный для нашего понимания круиз-контроль появился только после 1940-х годов.
Первым автомобилем оснащенным круиз-контролем была модель Imperial 1958 года выпуска, которую выпускало люксовое подразделение компании «Крайслер». Система называлась «Автопилот» и представляла собой обычное механическое решение. Выглядело это так: -приборная панель была оснащена механическим диском на котором была нанесена шкала скорости. Водитель, собирающийся включить механический круиз-контроль должен был выбрать на круглом циферблате желаемую для него скорость движения и повернуть диск, который был соединен с карданным валом. Так же с поворотом диска выбора скорости одновременно включался и электрический мотор, который автоматически регулировал положение дроссельной заслонки на двигателе, благодаря чему и поддерживалась необходимая скорость движения автомобиля.
Американская компания «American Motors» в 1965 году выпустила бюджетную версию системы круиз-контроля для своих моделей автомобилей. Но затем, во время нефтяного кризиса в 1973 году, интерес к системе круиз-контроля резко пропал. А вот начиная с конца 80-х годов популярность данного круиз-контроля начала стремительно расти вверх. В конечном итоге большинство современных автомобилей сегодня могут быть оснащены круиз-контролем.
Изначально эта популярность круиз-контроля наблюдалась в США. Это было связана конкретно с тем, что в Америке традиционно и больше всего любят автомобили с автоматической коробкой передач, любят длинные путешествия по всей стране в связи с огромной сетью скоростных автомагистралей.
Например, тажа популярность круиз-контроля в Европу пришла намного позже, в сравнении с теми-же Соединенными Штатами Америки.
Но тем не менее, в Европе как и в США круиз-контроль появился изначально лишь на люксовых автомобилях, а затем эта система круиз-контроля начала свой путь и начала постепенно распространяться к обычным автомобилям.
А вот первый адаптивный круиз-контроль (ACC) появился только в начале 1990-х годов в Японии. Хотя первое поколение адаптивных систем круиз-контроля всего-навсего только лишь предупреждала водителей об опасности и советовала им (ему) снизить скорость, нажав при этом педаль тормоза при включенном круиз-контроле.
Только спустя несколько лет в автопромышленности начали появляться адаптивные системы круиз-контроля, которые регулировали в автономном режиме не только одну дроссельную заслонку, но еще и тормоза самого автомобиля.
Первый же полноценный круиз-контроль появился на автомобиле Mercedes S-класса в 1999 году, которая носила название- «Дистроник». Эта система не только контролировала дроссель, но и была способна контролировать тормоза, поддерживая заданную машине дистанцию до впереди идущего автотранспорта.
С тех пор прошло время и автопроизводители начали уже массово использовать адаптивный круиз-контроль (ACC). В конечном итоге эту систему АСС сегодня можно встретить на всех без исключения автомобилях, начиная от мини автомобилей и хэтчбеков, и заканчивая кроссоверами и спортивными автомобилями.
Стоит здесь отметить, в связи с ростом автомобильного трафика на дорогах всего мира этот адаптивный круиз-контроль стал более полезным (полезной функцией) для многих автомашин, в сравнении со стандартным круизом, так как его адаптивная опция позволяет автомобилю не только поддерживать заданную водителем скорость движения, но автоматически поддерживать безопасную дистанцию до впереди идущих автотранспортных средств.