Литол 24

Содержание:

«Солидол Ж»

Эта смазка предназначена для эксплуатации в обычном температурном режиме. Ее широко применяют для обработки грубых узлов трения в разных машинах и механизмах транспортных средств, а также инструментов, винтовых и цепных передач, тихоходных шестеренчатых редукторов. По своим эксплуатационным свойствам «Солидол Ж» напоминает синтетический солидол, при этом он обладает лучшими вязкостно-температурными свойствами, меньшим уплотнением при хранении и стойкостью к разрушениям.

Литиевые смазки «Солидол» способны эксплуатироваться в температурном режиме от -30 до + 65 градусов. При этом используются они в мощных механизмах, на которые приходится большая нагрузка: подшипниках, шарнирах, блоках. «Солидол Ж» отличается:

  • коллоидной стабильностью;
  • водостойкостью;
  • хорошими защитными свойствами;
  • отличными смазочными свойствами.

Эта смазка на литиевой основе подходит для снижения трения в узлах и механизмах, уменьшения износа и предотвращения появления задир, сваривания и заедания. При применении «Солидола» нужно учитывать, во-первых, его способность распадаться под воздействием высоких температур (выше 80 градусов), поэтому использовать смазку нужно без предварительного расплавления. Кроме того, она способствует консервации запасных частей и поверхностей механизмов, хранение и транспортировка которых выполняется на свежем воздухе.

Смешивать «Солидол» с другими смазками не рекомендуется, поскольку он будет уплотняться и для его удаления потребуется разобрать узлы. Чаще всего используется состав при обработке грубых незащищенных узлов трения при невысоких интервалах температур.

Формы выпуска и артикулы

Литол от производителя — это смазка в разных тарах. В зависимости от объема она выпускается в следующих формах:

  • тюбики по 100 — 300 г;
  • полимерные и металлические (реже картонные) упаковки 400 г — 10 кг;
  • канистры и баррели от 15 до 180 кг.

Некоторые производители делают выпуск в литрах.

Каждый изготовитель присваивает своему продукту артикул (товарное наименование). Оптовые поставщики стараются придерживаться их маркировки. Но мелкие распространители часто его меняют на свой индекс, и здесь нужно быть внимательнее. Проверить артикул на соответствие можно на сайте производителя.

Артикли литолов по производителям

Газпромнефть:

  • тюбик – 100 гр. – 2389906978;
  • дой-пак – 150 гр. – 2389907079;
  • тюбик – 150 гр. – 2389901373;
  • дой-пак – 300 гр. – 2389907073;
  • тюбик – 350 гр. – 2389901374;
  • картридж (туба) – 400 гр. – 2389906872;
  • ведро металл – 4 кг. – 2389906898;
  • ведро металл – 8 кг. – 2389906897;
  • ведро металл – 18 кг. – 2389904078;
  • бочка полимер – 45 кг. – 2389901377;
  • бочка металл  170 кг   2389901378.

Лукойл:

  • ведро пластик – 5,6 л. – 1469696;
  • ведро пластик – 10,7 л. – 1470311;
  • канистра полимер – 20 л. – 1500183;
  • бочка металл – 210 л. – 1648260.

НЗСМ:

картридж (туба) – 400 гр. – 4627142250290.

LuxeOil:

  • тюбик – 100 гр. – L 12772;
  • тюбик – 160 гр. – 726;
  • тюбик – 250 гр. – 708;
  • тюбик – 360 гр. – 727;
  • картридж (картуш) – 400 гр. – 702;
  • банка металл – 400 гр. – 702;
  • банка металл – 800 гр. – 704;
  • банка полимер – 850 гр. – 712;
  • банка полимер – 5 кг. – 710;
  • банка полимер – 2 кг. – 711;
  • банка полимер – 9,5 кг. – 709;
  • ведро металл – 17,5 кг. – 6005.

Oilright:

  • тюбик – 100 гр. – 6001;
  • тюбик – 160 гр. – 6090;
  • тюбик – 250 гр. – 6010;
  • тюбик – 250 гр. – L 62146;
  • тюбик – 360 гр. – 6091;
  • ведро пластик – 800 гр. – 2942;
  • банка пластик – 800 гр. – 6003;
  • банка пластик – 2 кг. – 6004;
  • ведро пластик – 5 кг. – 6051;
  • ведро пластик – 9,5 кг. – 6050;
  • бочка картонная – 21 кг. – 6052.

Sintec:

  • тюбик – 100 гр. – 631031;
  • тюбик – 250 гр. – 663322;
  • банка пластик – 800 гр. – 800401;
  • банка пластик – 2,5 кг. – 81827;
  • ведро пластик – 5 кг. – 81828;
  • ведро пластик – 9,5 кг. – 99000;
  • ведро пластик – 18 кг. – 90053;
  • ведро металл – 18 кг. – 80409.

Сферы применения

Универсальная смазка литиевая используется в разных промышленных отраслях, включая машиностроение, автомобилестроение, химическую, нефтяную, газодобывающую промышленность, другие отрасли.

Она применяется для снижения трения и предупреждения коррозии, преждевременного износа:

  • направляющих и подшипников деревообрабатывающих; металлообрабатывающих станков;
  • подшипников вентиляторов;
  • комплектующих в камерах шоковой заморозки;
  • узлов конвейеров;
  • гибких валов;
  • узлов трения современного высокоточного инструмента;
  • зубчатых передач открытого и закрытого типа;
  • деталей спортивных тренажеров;
  • пневматических приводов разного типа;
  • резьбовых соединений;
  • тросов.

Стандарты и ГОСТ

Пластичные смазки являются одним из типов смазочных материалов, применяемых для уменьшения трения и износа, повышения КПД механизмов и машин, облегчения монтажа и демонтажа, предохранения поверхностей узлов и деталей от коррозии, окисления и старения. На каждую смазку утверждают нормативно техническую документацию (НТД): технические условия (ТУ), отраслевые стандарты (ОСТ) и государственные стандарты (ГОСТ).

С целью упорядочения наименований и обозначений смазок был введен ГОСТ 23258-78. Этот документ предусматривает наименование для каждой смазки в виде одного слова, например «литол» и т.д. Название присваивают смазке при утверждении или пересмотре НТД. ГОСТ 23258-78 наряду с наименованием устанавливает буквенно-цифровое обозначение, которое в краткой форме информирует о назначении, составе и основных характеристиках смазки. Рекомендуемый температурный диапазон применения смазки записывается в виде дроби: в числителе без применения знака минус указывается минимальная температура, а в знаменателе — максимальная температура эксплуатации, уменьшенные в десять раз.

Минимальная температура применения соответствует вязкости антифрикционной смазки около 2000 Па•с. Максимальная температура использования для узкоспециализированных, консервационных и резьбовых смазок указывается в соответствующей НТД.

Часто задаваемые вопросы

  • Литол 24 имеет вид однородной мази от желтого до светло-коричневого цвета. Хорошая смазка будет густой, без комочков и с очень маслянистой структурой.

  • Литолом смазывают шаровые соединения рулевого управления, резьбовые соединения для придания антикоррозийных свойств, но наиболее востребована эта литиевая смазка при обслуживании подшипников качения и скольжения всех видов, а также зубчатых передач.

  • Чем можно заменить Литол 24?

    Максимально схожа с литолом и может даже смешивается – смазка Фиол-3. Похожей по свойствах, консистенции и действию являются: Shell Gadus S2 V100 3, ESSO BEACON 3 и MOBILUX EP3.

Советы по выбору смазки для подшипников

Выбирая смазку, главное — определитесь с местом применения и условиями дальнейшей эксплуатации деталей. От этого зависит тип смазки, ее назначение и свойства. Внимательно читайте рекомендации по применению материала.

В общем, можно рекомендовать следующее использование смазки подшипников под определенную ситуацию:

  1. В строительной технике, когда детали подвергаются вибрации обязательно подойдет Mobil Mobilgrease Special.
  2. Из высокотемпературных смазок берите Fuchs Titan Renolit Duraplex EP2, не ошибетесь.
  3. В ступицы автомобилей лучше Luqui Moly LM 50 не существует.
  4. Строительный инструмент обрадуется смазке Castrol LMX Li-Komplexfett.

Какую бы вы смазку не выбрали, стоит внимательно прочитать инструкцию по применению и использовать материал строго по назначению.

Почему нельзя применять Литол-24 в современных автомобилях

Вопреки распространенному мифу об универсальности и качественности этой смазки и, как следствие этого, неограниченному применению ее автолюбителями хочу предупредить об опасности слепому доверию советскому бренду.

Во-первых, очевидно, что смазка, американский прототип которой был разработан аж в 1942 году, а к нам пришел с запозданием из-за холодной войны — лишь в 70-х, не может подходить для большинства задач в большей части узлов современных авто.

Во-вторых, для организации изготовления этой смазки в подвальных условиях нужно затратить едва ли больше средств, чем на организацию производства паленой незамерзайки. Достаточно погуглить, чтобы найти весь список необходимого оборудования (2 позиции) и необходимых ингредиентов (3-4 позиции).

Смазки, сделанные в подвальных условиях, как правило, не отвечают даже элементарным требованиям. Они быстро сохнут, окисляются, выделяют масло, что сразу же выводит узел из строя.

Критерии выбора

Чтобы правильно подобрать антиадгезив для конкретных условий, необходимо обратить внимание на такие факторы:

  • зависимость состава от температурных колебаний. Высокотемпературные средства при низкой температуре быстро кристаллизуются и густеют. Наоборот, если реальные условия превышают величину температурного порога смазки — она сохнет и коксуется;
  • режим эксплуатации. Например, подшипники, вращающиеся на высокой скорости, нуждаются в синтетической смазке;
  • уровень нагрузки. Если подшипники эксплуатируются в сложных условиях, оптимальным вариантом станет литиевая смазка;
  • влияние внешних негативных факторов (пыль, вода, пар, кислоты). Если какой-либо агрегат регулярно соприкасается с перечисленными средами, следует отдать предпочтение максимально устойчивым составам.

Смазочные материалы EFELE на литиевой основе

Минеральные пластичные литиевые смазки EFELE представлены следующими материалами: EFELE MG-211, EFELE MG-212, EFELE MG-213, EFELE MG-214. Они эффективны при температурах от -40 °С до +160 °С. Благодаря тому, что смазки изготовлены из высококачественных минеральных масел, их стоимость ниже, чем у аналогичных материалов на синтетической и полусинтетической основе. При этом продукты EFELE не уступают им по рабочим характеристикам, а по некоторым параметрам даже превосходят их.

EFELE MG-212 – многоцелевая литиевая смазка с противозадирными EP-присадками и дисульфидом молибдена. Благодаря этим компонентам смазка справляется с повышенными нагрузками даже в запыленной среде при температурах от -30 °С до + 120 °С.

Смазка предназначена для обслуживания узлов и механизмов ходовой части автомобилей, специальной техники, общепромышленного оборудования и т.д.

EFELE MG-211 – литиевая смазка со специальным пакетом присадок, благодаря которому она обладает повышенной несущей способностью и может работать даже в аварийных ситуациях, предохраняя узлы от заклинивания и остановки.

Смазка хорошо зарекомендовала себя при обслуживании узлов трения автомобилей и специальной техники, металлообрабатывающего, сталелитейного, цементного, горно-добывающего, общепромышленного оборудования, подшипников электродвигателей и вентиляторов.

EFELE MG-214 – многоцелевая пластичная литиевая смазка на основе литиевого мыла. Работает при температурах от -40 до +120 °С. Применяется в подшипниках скольжения и качения, зубчатых передачах, шарнирах и прочих узлах дорожно-строительной, сельскохозяйственной, автомобильной техники, механизмах промышленного оборудования, судовых механизмах.

EFELE MG-213 относится к комплексным литиевым смазкам. Противозадирные EP-присадки позволяют материалу эффективно работать при повышенных нагрузках и температурах до +60 °. Смазка отличается хорошей водостойкостью и практически не вымывается. Используется преимущественно для обслуживания механизмов и узлов легковых и грузовых автомобилей, погрузчиков, бульдозеров, экскаваторов, тракторов и другой техники, высоконагруженных подшипников промышленного оборудования и т.д.

Смазка Литол 24: характеристики

Литиевая 24-я смазка, изготовленная по ГОСТу 21150-87, обладает следующими физическими и химическими характеристиками:

Название характеристики Значение
Внешний вид Однородная мазь от светло-желтого до коричневого цвета
Температура каплепадения, °С, не ниже +180
Плотность «Литола 24» при температуре +15°С 892 г/см3
Пенетрация при +25°С с перемешиванием, мм-1 220-260
Вязкость при -20°С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более 650 П•с (6500 П)
Вязкость при 0°С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более 280 П•с (2800 П)
Вязкость при +50°С и среднем градиенте скорости деформации 100 с-1, не более 8 П•с (80 П)
Предел прочности при +20°С 500-1000 Па (5-10 гс/см2)
Предел прочности при +80°С более 200 Па (2 гс/см2)
Коллоидная стабильность выделенного масла до 12%
Испаряемость при +120°С до 6%
Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH до 0,1%
Массовая доля механических примесей до 0,05%
Смазывающие свойства на четырехшариковой машине при +20±5°С, не менее
нагрузка сваривания (Рс), Н(кгс) 1410 (141)
критическая нагрузка (Рк), Н(кгс) 630 (63)
индекс задира (Из), кгс 28
Набухание резины марки 26-44, %
изменение объема ±8
изменение твердости ±8

Дополнительные особенности при использовании смазки ЛИТОЛ 24:

  • Благодаря в составе смазки антиокисляющих веществ, при ее использовании защищены поверхности металлов и самой смазки от окисления и дальнейшей коррозии.
  • Благодаря тому, что при изготовлении не добавляется вода, Литол 24 не оседает и не густеет.
  • Устойчивость к механическим, химическим и коллоидным воздействиям.

Коллоидная устойчивость — это долгое время сохранять свои свойства, то есть из состава ничего не выделяется.

  • Благодаря высокому температурному рабочему режиму, со литол 24 не портится даже, если на нее налить кипящую воду.
  • Еще очень хороший показатель — смазка не изменяет свою плотность, даже при большом нагреве.
  • Благодаря высокой прочности, имеет хорошее сопротивление на обрыв или сдвиг.
  • Хорошие уплотняющие показатели.
  • По классификации NLGI литол 24 относится к третьему классу консистенции.

Самый популярный отечественный завод ОАО «АВТОВАЗ» рекомендует использовать, именно, смазку ЛИТОЛ 24, так как она подходит по требованиям Фиат-Ваз № 555-88.

Производители могут незначительно изменять пропорции и сами добавки при создании смазывающего вещества, но в стандартном составе обязательно должны быть: масло минеральное; мыло литиевое оксистеариновой кислоты; присадки, защищающие от окисления и присадки, создающие необходимую вязкость.

Безопасно ли использовать ЛИТОЛ 24?

Что касается безопасности, то данная смазка считается малоопасной. Она относится к 4-му классу опасности. Это значит, что в том состоянии, в котором она должна быть, то есть не жидкой, она не причиняет вреда окружающей среде и людям.

Как правильно и безопасно применять Литол 24?

  1. Хоть смазка считается малоопасной, но ее надо использовать с использованием средств индивидуальной защиты (СИЗ).
  2. Смазка способна гореть! Вспыхивает 24й литол при температуре +183 градусов в закрытой таре. В открытой посуде температура вспышки составляет +199 градусов. Температурный диапазон воспламенения от 250 до 364 градусов. То есть, литол нельзя оставлять на печки, в бане рядом с печкой, на электрических нагревателях.
  3. При возгорании смазки Литол 24, как и любого другого твердого, пластичного или жидкого вещества, потушить можно пеной. На огнетушителях есть надпись ПО-1Д, ПО-3А. Также, литол можно потушить водой, так как вода будет на поверхности, она накроет пламя. Но, горящее масло не потушить водой, так как масло поднимется над водой из-за меньшей плотности и будет продолжать гореть.
  4. При постоянном использовании различных горюче-смазочных материалов (ГСМ) помещение должно быть оборудовано вытяжкой притока и оттока воздуха.
  5. Литол 24 не проводит электрический ток.

Различные марки литиевых смазок

Несмотря на солидный возраст (литол изобретен почти полвека назад), этот состав активно выпускается производителями смазочных материалов. На российском рынке можно встретить множество марок.

МАРКИ ЛИТИЕВЫХ СМАЗОК
НАЗВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЕ
Литол-24 Благодаря отличным эксплуатационным свойствам этот продукт называют универсальной литиевой смазкой. Его можно использовать вместо любого другого состава подобного типа. Эта мазь бордового или коричневого цвета пользуется наибольшей популярностью среди российских автолюбителей.
№ 158 Литиевая смазка для подшипников. Состав синего цвета содержит противоокислительную и противоизносную присадки. Закладывается в игольчатые подшипники карданного вала. Можно заменить «Литолом 24», но он имеет вдвое меньший ресурс. При эксплуатации в сильные морозы значительно повышается вязкость. Это единственное ограничение.
Фиол-3 Этот продукт зеленого цвета по составу очень близок к «Литолу 24», поэтому можно смазки перемешивать.
Фиол-1 Имеет очень мягкую консистенцию. Похож на «Литол 24», но обладает меньшей вязкостью и механической прочностью. Главное достоинство – сохраняет рабочие свойства при низких температурах.
Фиол-2 По эксплуатационным параметрам занимает промежуточную позицию между Фиолом-1 и Фиолом-3.
Фиол-2М Мазь серебристо-черного цвета. Содержит наполнитель – дисульфид молибдена и адгезионную присадку.
ЛСЦ-15 Несменяемая смазка на литиевой основе, содержащая антиокислительную присадку. Отлично подходит для консервации механизмов. Разрешено смешивать с «Литолом 24» и фиолами.
ЦИАТИМ-201 Состав желтого или светло-коричневого цвета. Долгие годы оставалась в СССР главной смазкой для регионов с низкой температурой. Основная сфера применения – узлы с небольшой нагрузкой.
ЛЗ-31 Стабильная литиевая смазка для подшипников. Закладывается в подшипник сцепления некоторых моделей. От других литолов отличается слабой водостойкостью, так как изготавливается с применением сложных эфиров, а не нефтяных масел.

Применение Литол 24

Для использования любых ГСМ, сначала ознакамливаются с техническими характеристиками, условиями применения, условия хранения. Сейчас на рынке есть, так сказать, усовершенствованные новинки Литол 24, которые называются «революционными» или «прогрессивными», но просто литол 24 без дополнительных добавлений к названию ничем не хуже. Уже на протяжении пару десятилетий эта смазка успешно используется как промышленными отраслевыми предприятиями, так и обычными водителями и механиками. Из-за широкого спектра применения эта смазка считается универсальной.

Литолом 24 забивают подшипники качения (шариковые, роликовые) в автомобильных узлах, а также в опорные и шатунные подшипники станков-качалок нефтяной промышленности и, множество других. То есть используют для закрытых подшипников.

Применение 24й смазки:

  • подшипники всех типов (качения и скольжения);
  • в шарнирах и петлях;
  • зубчатых парах;
  • трущиеся поверхности в различных механизмах спецтехники.
  • поверхности трения в электромеханизмах.

Литолом 24 можно заменить российские аналоги: солидолы, «Фиола-2», «Консталина», 158-е смазки, смазки 1-13.

В каких узлах нельзя применять Литол 24

Данную смазывающее вещество нельзя использовать для смазки шарниров равных угловых скоростей в гранатах, в шрусах. В шрусах следует использовать молибденовую смазку, но никак не литиевую. К литиевым смазкам также относится Циатим 201, а вот Циатим 221 относится к кальциевой.

Для консервации литол 24 также нельзя использовать. В этом случае надо использовать его подвид, то есть Литол 24 РК.

Автомобильные детали и узлы, которые надо смазывать литолом 24

  • регулируемые подшипники ступицы колес;
  • нерегулируемые подшипники полуосей;
  • промежуточные подшипники кардана;
  • подшипники в генераторе;
  • подшипники стартера;
  • подшипники оси октан-корректора распределителя зажигания;
  • рулевые шарниры и подвески с пресс-масленками;
  • шлицевые пары;
  • тросики;
  • подшипники скольжения;
  • оси;
  • валики;
  • пыльники;
  • болты и гайки.

В переднеприводных автомобилях смазывают пыльники, их полностью забивают этой смазкой.

В автомобилях с ведущими задними колесами эту смазку используют для смазки крестовины кардана.

Какую смазку выбрать?

Смазывающие ШРУСы смазки имеют различный внешний вид. Учитывая все особенности и внутренний набор характеристик смазок, наиболее подходящий вариант, сегодня, это смазки на основе дисульфида молибдена. Хороший вариант, подходящий для всех автомобилей, минимизирующий трение в узлах и устойчивый к коррозии, с минимальным воздействием на пыльник.

Каждый из представленных только что видов смазки для ШРУСа имеет равные шансы для того, чтобы называться лучшим, все зависит лишь от того, согласно какому критерию это звание присуждать, поэтому окончательный выбор делать, как всегда, только вам: хотите максимально сэкономить, выбирайте литиевые составы, только прежде внимательно ознакомьтесь с руководством по эксплуатации вашего транспортного средства на предмет возможности их применения;

  1. Функции смазки для клемм аккумулятора и обзор средств, защита клемм от окисления
  2. Список масел какие льют в гидроусилитель руля Какую лучше залить гидравлическую жидкость в ГУР
  3. Какой автохолодильник лучше купить в машину

Выбор пластичных смазок и таблица применяемости

Достижение максимальной эффективности в работе механизмов машин, узлов и деталей трения, требует правильного выбора пластичной смазки

Сведения о той или иной смазке, указанные в спецификации или ГОСТах, как правило, предоставляют лишь общие указания об её целесообразном использовании, при этом не принимаются во внимание реальные рабочие параметры всех элементов системы в их взаимосвязи друг с другом, что в целом влияет на общую работоспособность и эффективность. Несмотря на широкий спектр и разнообразие пластичных смазок, каждый продукт имеет свои качественные характеристики и особенности, и предназначен для кокретных условий эксплуатации

Обоснованный выбор пластичной смазки требует обширного представления и понимания всех связанных рабочих параметров: температуры, нагрузок, скорости вращения или скольжения, а также других особенностей эксплуатации. При использовании пластичной смазки для подшипников качения или скольжения, вязкость базового масла является одним из важнейших параметров. Для подшипников с большими диаметрами, работающих при более высоких скоростях скольжения и повышенных температурах, применяются базовые масла с меньшей вязкостью и наоборот. Тип применяемого загустителя предопределяет структуру и свойства пластичной смазки: температурную стабильность, водостойкость, температуру каплепадения, несущую способность и т.д. Предварительный выбор пластичной смазки может проводиться с использованием изложенной ниже информации и табличных данных.

Наименование ГОСТ Рабочий температурный диапазон, oC Область применения Особенности
ГОСТ 3333-80 -20 … +60 Круглогодичное употребление для грубых, высоконагруженных узлов трения в тихоходных механизмах, в рессорах, торсионных подвесках гусеничных машин, в открытых шестернях, винтах домкратов, сальниках водопроводных кранов, а также для резьбовых соединений с целью облегчения их монтажа и демонтажа. Невысокая максимальная температура применения и ограниченная механическая стабильность.
ГОСТ 21150-2017 -40 … +110 В узлах трения всех типов, в подшипниках качения и скольжения, шарнирах, зубчатых и иных передачах, для смазывания направляющих. Многоцелевая универсальная смазка с хорошими консервационными и зашитными свойствами.
ГОСТ 9433-80 -60 … +150 Для узлов трения и различных механизмов без смены смазки, в том числе, работающих в глубоком вакууме; смазывание резиновых уплотнительных колец и сопряженные поверхности «металл-металл» и «металл-резина» Плохие противоизносные свойства при трении скольжения, невысокая стабильность в контакте с агрессивными средами, недостаточная совместимость со смазками других типов.
ГОСТ 19774-74 -40 … +180 Для авиационных подшипников электромашин, подшипников качения при температурах +150…+180оС. Низкая морозостойкость, склонность к термо- и влагоупрочнению.
ГОСТ 6267-74 -60 … +90 В узлах трения всех типов при малых и средних удельных нагрузках (основная авиационная смазка для самолетов и вертолетов), разнообразные механизмы, работающие при малых нагрузках и при низких температурах. Невысокая максимальная рабочая температура и ограниченная механическая стабильность, не рекомендуется в условиях прямого контакта с водой и при относительной влажности более 80%.
ГОСТ 8551-74 -20 … +50 Для высоконагруженных механизмов, обеспечения и предохранения от спекания контактных и резьбовых соединений, эластомерных уплотнений. Водостойкость, достаточная стабильность при контакте с концентрированными неорганическими кислотами и их парами, щелочами, спиртами, аминами и т.п.; не рекомендуется для работы в контакте с кислородом.
ГОСТ 20421-75 -30 … +100 В узлах трения всех типов, в подшипниках качения и скольжения, шарнирах, зубчатых и иных передачах, для смазывания направляющих. Хорошие противоизносные свойства и низкая испаряемость.
-40 … +200(230) Легконагруженные узлы трения, краны арматуры, уплотнения резьбовых соединений, резиновые и сальниковые уплотнения. Широкий температурный диапазон применения, хорошие защитные свойства во влажной и агрессивной среде, водостойкость и низкая склонность к испарению.

Разновидности средства


садовый вар

Солидолы бывают двух видов:

  • жировые — при загущении индустриальных масел средней вязкости используют жирные кислоты растительного происхождения;
  • синтетические — применяются масла синтетических жирных кислот.

Солидол и пресс-солидол отличаются по густоте. Пресс-солидол более мягок, но у него ниже верхний порог температуры, и разлагается он при 80 C. Применяют его через пресс-маслёнку, чтобы смазать механизмы.

К солидолам также относится графитная смазка УСсА, которая имеет серебристый оттенок. В состав включено около десяти процентов молотого графита-П, что придаёт ей повышенные противозадирные свойства и токопроводимость. Графитная смазка УСсА была необходима для смазки рессор. А благодаря высокой электропроводности, она использовалась в токопроводящих элементах: антеннах, клеммах аккумулятора.

Смазки подобного типа использовали, чтобы смазывать шарниры передней подвески на большинстве отечественных автомобилей. Их часто заменяли из-за негерметичности шарнира и невысокой стабильности самой смазки, разлагающейся и загрязняющейся во время эксплуатации. При шприцевании новая её порция смазывала шарнир и выдавливала из него загрязнение вместе со старым покрытием.

Значительно поздние автомобили ГАЗ имели переработанную подвеску, у которой были уменьшенные зазоры конструкции, повышенная шарнирная герметичность, игольчатые подшипники шкворней и совмещённая нижняя пресс-маслёнка, через неё смазывались нижние подшипник шкворня и резьбовая втулка. На применение консистентной смазки в этих узлах с целью предотвращения закоксовывания был наложен запрет. Это заставило техников начать использовать жидкое масло.

Эмульсионную разновидность применяют для охлаждения зон срезки, при механической обработке чёрных металлов.

Из-за водоотталкивающих свойств солидолы применяются как консервационная смазка, чтобы металлические детали и инструменты, изготовленные из быстрорежущих сталей, дольше хранились. В прошлом веке тавот использовали для смазки артиллерийских снарядов в целях консервации.

Преимущества технического солидола

Солидол обладает следующими преимуществами:

  • Жировой солидол обладает лучшим качеством, чем синтетические смазки. Можно смешивать различные его марки и не иметь отрицательных последствий.
  • Солидол более водостоек, чем литол и циатим.
  • Под влиянием больших нагрузок менее разрушаем и дольше храниться, чем циатим. Однако уступает синтетическим смазкам по предельным температурам эксплуатации при обыкновенных нагрузках.
  • Не токсичен.
  • Не пожароопасен.

Технические характеристики литола

При его изготовлении также использовали «нефтяное масло», только другую плотность. Если на Солидол применялось всё подряд, то на Литол выбирается определённая плотность 60—80 г/м3, а также добавляется литиевое мыло. Были убраны агрессивные составы, которые разъедали силиконовые пыльники, добавлены антикоррозионные примеси для лучшей защиты металлических поверхностей.

Плюсов литол имеет много, и главным считается то, что он легко держит температуру в 120—125 градусов и не разрушается. Функционирует до крайне минусовых температур в 40−45 градусов. Водоустойчив, почти не вымывается водой. Это универсальное средство для чрезмерно влажных мест.

Минусов у литола мало, всего один — он активен, соприкасаясь с алюминием, разъедает его.

Для чего используется смазка литол 24

Литиевые ГСМ используются в любых подвижных механизмах с целью:

  • замедлить процесс окисления;
  • снизить коэффициент трения;
  • улучшить сцепление.

Благодаря Литол 24 все эти эффекты позволяют продлить срок службы узлов скольжения в автомобилях и стационарных механизмах.

Особенности применения

Базовый литол-24 нельзя использовать для ШРУСов и мешать с силиконовыми пластичными смазками. Также запрещено укладывать ГСМ кусками при сильном затвердевании (сначала требуется разогрев замерзшей массы).

Аналоги на основе литола имеют другие ограничения или их применение расширяется. Например, ГСМ с молибденовыми соединениями смазываются ШРУС. А морозостойкие материалы неприменимы для резиновых механизмов.

Где применяют литол

Смазка эффективна для всех узлов трения и скольжения, которые не сильно нагреваются (до +150 °C) при работе.

Литол-24 — область применения:

  • коленчатый вал (подшипники, шатуны, вкладыши), трансмиссия и подвеска (ступицы, муфты);
  •  резьбовые, зубчатые и шарнирные детали;
  • цепные и ременные приводы стационарного оборудования (режущие станки, насосы)
  • подвижные колена (подъемные краны).

Реже литол применяется для смазки клемм аккумулятора или малоподвижных механизмов (дворники, стеклоподъемники).

В каких областях применяют

Смазки литол распространены в любых отраслях на объектах, где используются подвижные механизмы и допустимые условия эксплуатации. Если на производстве повышенная температура или высокая влажность, литоловые смазочные материалы запрещены. Они заменяются менее горючими аналогами.

Сколько литола расходуется

Популярность литола объясняется еще и низким расходом. По нормативам он составляет 100 г на 100 л топлива. В СССР существовали стандарты по использованию смазочного материала. Например, для рулевых шарниров ВАЗ-2105 использовалось по 15 г на каждый, а для подшипников передней оси — по 65 г.

Сейчас не существует нормативных требований для автоконцернов, поэтому они самостоятельно выбирают количество ГСМ для закладки. Новые машины могут проехать от 25 до 55 тыс. км на заводской смазке.

Существует формула, которая поможет рассчитать усредненный расход литола:

Где:

  • D — диаметр подшипника, колена или иного узла в см (для зубчатых механизмов берется внешний);
  • L — толщина в см;
  • V — объем в мл.

Она поможет определить лишь примерный расход ГСМ и его расчет корректируется с учетом климата, частоты простоя и т.д.

Таблица расхода Литол-24 основных механизмов.

Tablitsa-rashoda-litola

Инструменты для использования

У автосервисов есть профессиональное оборудование — нагнетатели, подающие ГСМ из патрона прямо в узлы трения. Для смазки в домашних условиях можно использовать пневматические или медицинские шприцы большой емкости (5 мл и более), пистолеты, насосы.

Для труднодоступных мест или ускорения процесса можно выполнить закладку руками, предварительно надев санитарные перчатки.

В каких узлах нельзя применять литол 24

У ГСМ на основе лития, а также кальция и натрия недостаточные антифрикционные свойства для защиты. Поэтому использовать литол 24 в качестве смазки невозможно для любых видов ШРУСов.

Они годятся для старых автомобилей, но приводит к разрушению деталей у новых машин. Для них требуются смазки на основе молибдена или бария.

Автомобильные детали и узлы, которые надо смазывать

Использовать литолы на основе лития можно для следующих механизмов:

  • регулируемые подшипники ступиц;
  • любые подшипники силовой установки;
  • рулевые шарниры;
  • подвижные механизмы подвески;
  • шлицевые пары;
  • муфта кардана;
  • тросики и болты с гайками.

Исключением являются постели механизмов у самого двигателя, т.к. у них повышенная температура. Рекомендуется учесть и привод автомобиля, закладывая больше литола в ведущую ось (например, для заднеприводного авто – это задняя муфта с крестовиной кардана).

У некоторых машин есть регулируемый привод (например, Audi модификации Quattro). Их ведущая ось постоянно меняется, и надо учесть условия передвижения для регулирования пропорции ГСМ по осям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *