Смазка литол 24

Классификация литолов

Литол – смазка, устойчивая к воздействию воды, в основе которой лежит масла нефти. Загущение масла проводится мылом лития стеориновой кислоты. Данный загуститель придает литолу высокий температурный порог использования и вязкость. Имеет цвет от светло бежевого до шоколадного. Линейка выпуска литола предусматривает четыре основные ветви материала. Среди них:

  1. ЦИАТИМ-201
  2. ЦИАТИМ-202
  3. ЦИАТИМ-203
  4. Литол-24

ЦИАТИМ-201 и ЦИАТИМ-202 назначены к применению в узлах с умеренной нагруженностью, где отсутствуют усиленные сдвиги материала защищаемого оборудования. Используются эти ЦИАТИМы в электротехнике, радиотехнике и других приборах, имеющих высокую точность. Данные марки обладают высочайшей морозостойкостью.

Температурные рамки применения литолов этих типов широкие и колеблются от -50 °С до +100 °С. Марка ЦИАТИМ-201 и ЦИАТИМ-202, в связи со схожестью свойств, могут быть заменены друг другом.

  • ЦИАТИМ-203 в отличие от двух предыдущих литолов, изготавливается из трансформаторного масла, загущение которого также проводится литиевым мылом. В этот литол вводится ряд присадок, направленных на придание дополнительных свойств.
  • Благодаря присадкам расширяется область применения в силовых узлах тяжелой техники, редукторных передачах, нагруженных подшипниках и зубчатках. Резко отличается от двух предыдущих марок водоотталкивающими свойствами, превосходя ЦИАТИМ-201 и ЦИАТИМ-202. Защита от износа деталей механизма также улучшена.
  • Литол-24 вмещает в себя все свойства ЦИАТИМов. Кроме того имеет присадки, предотвращающие окисление деталей. Температура использования до 130 °С позволяет защищать узлы с интенсивным трением во всевозможных подшипниках.

Масляная основа литола практически не испаряется (не более 5% при максимальной эксплуатационной температуре) – это добавляет долговечности узла, в который был внесен смазочный материал.

Редукторные антифрикционные смазки

Редукторные (трансмиссионные) смазки, предназначены для применения в зубчатых и винтовых передачах всех видов («ЦИАТИМ-208» по ГОСТ 16422-79 «Смазка трансмиссионная полужидкая ЦИАТИМ-208. Технические условия», «Редуктол» по ТУ 38.5901449-95, «СКП-М» по ТУ 0254-016-46977-243-2005).

Смазка «ЦИАТИМ-208», предназначена для работы в тяжелонагруженных редукторах, червячных и гусеничных передачах гусеничной техники, при температурах эксплуатации от минус 40 до 70 С. Для производства данной марки смазки смесь нефтяных масел загущается кальциевыми мылами нафтеновых кислот и кислот окисленного петролатума.

Из смеси нефтяного и синтетического масел, путем введения загустителя – комплексного литиевого мыла получают присадку «Редуктол», предназначенную для всесезонного использования в зубчатых зацеплениях тяговых редукторов локомотивов и высоконагруженных редукторах промышленного оборудования. Обладает высоким уровнем механической, коллоидной, антиокислительной и термической стабильности, хорошими смазывающими свойствами. Работоспособна при температуре от минус 50 до 120 С и контактных нагрузках до 2,5 ГПа.

Смазка «СКП-М», вырабатываемая из смеси нефтяных масел, загущаемых натриевыми мылами жирных кислот с композицией присадок, предназначена для обеспечения смазки средненагруженных зубчатых (цилиндрических и конических) редукторов и мотор-редукторов с картерной системой смазки при температурах эксплуатации от минус 30 до 100 С и контактных нагрузках в зубчатом зацеплении до 2,0 ГПа.

Значения показателей качества вышеперечисленных редукторных смазок представлены в таблице 8.

Таблица 8

Наименование

показателей

Норма для марок Методы

испытаний

ЦИАТИМ-208 Редуктол СКП-М
1 2 3 4 5
1. Внешний вид Однородная вязкая жид-кость черного цвета Однородная мазь от светло-коричневого до темно-коричневого цвета
2. Температура каплепадения, С ≥ 140 ГОСТ 6793
3. Пенетрация, при температуре минус 15 С, без перемешивания 0,1 мм 300-360 400-450 380-450 ГОСТ 5346
4. Вязкость динамическая, при, Па·с, при тем-ре:

0 С

минус 50 С

минус 30 С

≤ 1800

1500

200

ГОСТ 7163
5. Массовая доля воды, % ≤ 0,20 следы ГОСТ 2477
6. Массовая доля механических примесей, % ≤ 0,20 ГОСТ 6370
7. Зольность, % ≤ 4,5 ГОСТ 1461
8. Смазывающие свойства, определяемые на ЧШМТ при нагрузке
196 Н (20 кгс) Н в течение 1 ч, температуре начала испытания (20±5)С:- индекс задира, Ив— показатель износа (Ди) нагрузка критическая, Рк, Н (кгс)- нагрузка сваривания Рс, Н (кгс)
≥ 78

≥ 872 (89)

≥ 6938 (708)

≥ 382

≥ 823

≥ 1744

ГОСТ 9490
9.Коррозионное воздействие на металлы Выдерж. Выдерж.
10. Кислотное число, мг КОН/г, % ≤ 2,0 ГОСТ 5985
11. Испаряемость, %,: при 125 С, за 1ч ≤ 15 ГОСТ 9566
12. Массовая доля серы, %, ≥ 1,0 ГОСТ 1431 или
ГОСТ 1437
13 Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH, % ≥ 0,15

Также к полужидким редукторным смазкам также относятся смазки марок «Трансол-100» и «Трансол-200» по ТУ 0254-052-49677243-2007,
«ЛЗ-ПЖЛ-00» по ТУ 0254-312-00148820-96. Технические требования к значению физико-химических показателей данных смазок представлены в таблице 9.

Таблица 9

Наименование

показателей

Норма для марок Методы

испытаний

Трансол-100 Трансол-200 ЛЗ-ПЖЛ-00
1 2 3 4 5
1. Внешний вид Однородная мазь от желтого до коричневого цвета Однородная полужидкая мазь от серебристо-черного до черного цвета
2. Температура каплепадения, С ≥ 150 ≥ 160 ГОСТ 6793
3. Пенетрация, при температуре 25 С, с перемешиванием 60 двойных тактов мм∙10-1 400 — 430 385 — 430 400 — 440 ГОСТ 5346
4. Вязкость динамическая, при, Па·с, при тем-ре:

0 С

минус 50 С

минус 30 С

≤ 1200 ≤ 1400 200

ГОСТ 7163
5. Массовая доля воды, % ≤ следы ГОСТ 2477
8. Смазывающие свойства, определяемые на ЧШМТ

— индекс задира, Ив,

показатель износа (Ди)

— нагрузка критическая, Рк, Н

— нагрузка сваривания Рс, Н

≥ 343

≥ 696

≥ 1744

≥ 400

≥ 700

≥ 2800

≥ 490

≥ 784

≥ 3200

ГОСТ 9490
9.Коррозионное воздействие на металлы

— пластинки из стали 40, 45 или 50 по ГОСТ 1050

— пластинки из меди марок М0к, М1к или М1

(М1) выдерживает выдерживает

выдерживает

13 Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH, % отсутствие
Массовая доля свободных органических кислот в пересчета на олеиновую кислоту, % ≤ 1,0
Коллоидная стабильность, % выделенного масла ≤ 5 ≤ 30
Водостойкость при температуре 60 С выдерживает
Механическая стабильность:

— изменение

м/пенетрации, %

— нагрузка критическая, Н

— макс. температура, С

— изменение внешнего вида

≤ 12

≥ 500

≤58

нет

Формы выпуска и артикулы

Литол от производителя — это смазка в разных тарах. В зависимости от объема она выпускается в следующих формах:

  • тюбики по 100 — 300 г;
  • полимерные и металлические (реже картонные) упаковки 400 г — 10 кг;
  • канистры и баррели от 15 до 180 кг.

Некоторые производители делают выпуск в литрах.

Каждый изготовитель присваивает своему продукту артикул (товарное наименование). Оптовые поставщики стараются придерживаться их маркировки. Но мелкие распространители часто его меняют на свой индекс, и здесь нужно быть внимательнее. Проверить артикул на соответствие можно на сайте производителя.

Артикли литолов по производителям

Газпромнефть:

  • тюбик – 100 гр. – 2389906978;
  • дой-пак – 150 гр. – 2389907079;
  • тюбик – 150 гр. – 2389901373;
  • дой-пак – 300 гр. – 2389907073;
  • тюбик – 350 гр. – 2389901374;
  • картридж (туба) – 400 гр. – 2389906872;
  • ведро металл – 4 кг. – 2389906898;
  • ведро металл – 8 кг. – 2389906897;
  • ведро металл – 18 кг. – 2389904078;
  • бочка полимер – 45 кг. – 2389901377;
  • бочка металл  170 кг   2389901378.

Лукойл:

  • ведро пластик – 5,6 л. – 1469696;
  • ведро пластик – 10,7 л. – 1470311;
  • канистра полимер – 20 л. – 1500183;
  • бочка металл – 210 л. – 1648260.

НЗСМ:

картридж (туба) – 400 гр. – 4627142250290.

LuxeOil:

  • тюбик – 100 гр. – L 12772;
  • тюбик – 160 гр. – 726;
  • тюбик – 250 гр. – 708;
  • тюбик – 360 гр. – 727;
  • картридж (картуш) – 400 гр. – 702;
  • банка металл – 400 гр. – 702;
  • банка металл – 800 гр. – 704;
  • банка полимер – 850 гр. – 712;
  • банка полимер – 5 кг. – 710;
  • банка полимер – 2 кг. – 711;
  • банка полимер – 9,5 кг. – 709;
  • ведро металл – 17,5 кг. – 6005.

Oilright:

  • тюбик – 100 гр. – 6001;
  • тюбик – 160 гр. – 6090;
  • тюбик – 250 гр. – 6010;
  • тюбик – 250 гр. – L 62146;
  • тюбик – 360 гр. – 6091;
  • ведро пластик – 800 гр. – 2942;
  • банка пластик – 800 гр. – 6003;
  • банка пластик – 2 кг. – 6004;
  • ведро пластик – 5 кг. – 6051;
  • ведро пластик – 9,5 кг. – 6050;
  • бочка картонная – 21 кг. – 6052.

Sintec:

  • тюбик – 100 гр. – 631031;
  • тюбик – 250 гр. – 663322;
  • банка пластик – 800 гр. – 800401;
  • банка пластик – 2,5 кг. – 81827;
  • ведро пластик – 5 кг. – 81828;
  • ведро пластик – 9,5 кг. – 99000;
  • ведро пластик – 18 кг. – 90053;
  • ведро металл – 18 кг. – 80409.

Характеристики смазки

При покупке пластичной смазки, вы должны проверить соответствие ГОСТ 21150-87. У литиевых смазок есть особенности, в сравнение с тем же солидолом. На упаковке, или в документации, проверьте соответствие техническим характеристикам.

ГОСТовские параметры указаны в таблице:

Название характеристикиЗначение

Внешний вид Однородная мазь от светло-желтого до коричневого цвета
Темперар/ра каплепадения, °С, не ниже +180
Плотность «Литола 24» при температуре +15°С 892 г/смЗ
Пенетрация при +25°С с перемешиванием, мм-1 220-260
Вязкость при -203С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более 650 П*с (6500 П)
Вязкость при 0″С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более 280 П*с (2800 П)
Вязкость при +50°С и среднем градиенте скорости деформации 100 с-1, не более 8 П«с (80 П)
Предел прочности при +20аС 500-1000 Па (5-10 гс/см2)
Предел прочности при +80=С более 200 Па (2 гс/см2)
Коллоидная стабильность выделенного масла до 12%
Испаряемость при +120°С до 6%
Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH до 0,1%
Массовая доля механических примесей до 0,05%
Смазывающие свойства на четырехшариковой машине при +20±5вС, не менее
нагрузка сваривания (Рс), Н(кгс) 1410(141)
критическая нагрузка (Рк), Н(кгс) 630(63)
индекс задира (Из), кгс 28

Кроме того, Литол 24 часто применяют в местах соприкосновения металла и резины (шаровые опоры, сальники, втулки и пр.). Поэтому должны быть соблюдены допуски воздействия на резину марки 26-44. При длительном контакте со смазкой, отвердевание и разбухание мягких деталей не должно превышать 8%.

Разумеется, каждый производитель может в рамках стандарта менять характеристики Литол 24, не ухудшая потребительские свойства. Кроме того, существует технология выпуска по техническим условиям.

В отличие от ГОСТовских образцов, ТУ-шный состав годится лишь для смазки дверных петель и электрических разъемов.

Главным преимуществом Литола-24 является высокая механическая стабильность, за счет которой материал применяется в узлах, работающих под воздействием повышенных нагрузок.

Диапазон рабочих температур пластичной смазки составляет от -40 °С до +120 °С. Благодаря этому состав широко применяется в различных подшипниках, которые нагреваются в процессе работы, в ходовой части транспортных средств и других узлах.

Несмотря на то, что нижний предел рабочей температуры Литола составляет -40 °С, свои свойства он начинает терять уже при -30 °С. Но в процессе работы узлы, которые смазаны данной смазкой, нагреваются, что восстанавливает свойства материала.

Для консервации применяется модификация смазки Литол-24 РК. Он отличается хорошими антикоррозионными свойствами, поэтому его можно использовать не только для смазывания, но и консервации на длительный период. Смазанная деталь менее подвержена коррозии.

Срок хранения смазки составляет 5 лет от даты производства. Но на практике он может быть гораздо больше. При использовании материала, который хранился более 5 лет, нужно лишь убедиться в том, что его консистенция не изменилась.

Помимо вышеперечисленных, Литол-24 имеет и другие свойства:

  • Не содержит в своем составе воды
  • Отличается высокой коллоидной, механической и химической стабильностью
  • Устойчив к воздействию кипящей воды
  • Не изменяет плотности при нагреве
  • Имеет очень высокую прочность на сдвиг/разрыв
  • Обладает высокими уплотняющими свойствами
  • Класс консистенции по NLGI-3
  • Температура каплепадения не менее +180 °С
  • Не проводит электричество

Характеристики безопасности “Литола 24”

В целом, литиевая смазка Литол 24 является малоопасной. В частности, она относится к четвертому классу опасности (то есть, как пластичная смазка она невредна для окружающей среды и человека).

Дополнительные факты, касающиеся ее безопасной эксплуатации:

  • При работе со смазкой необходимо использовать индивидуальные средства защиты, предусмотренные действующими отраслевыми требованиями охраны труда на предприятии.
  • Смазка “Литол 24” горюча! Температура вспышки в закрытом состоянии — +183°С, в открытом — +199°С. Температурный предел воспламенения составляет от +250°С до +364°С.
  • В случае возникновения возгорания смазки тушить ее можно, распыляя воду и используя пену маркировки ПО-1Д или ПО-3А.
  • Желательно, чтобы помещение, в которых проводятся работы со смазкой, было оборудовано приточной и вытяжной вентиляциями.
  • Смазка “Литол 24” НЕ проводит электричество.

Преимущества и недостатки

Споры о качествах Литола и возможности его использования в современных автомобилях строятся вокруг достоинств и недостатков смазки, изготавливаемой по рецептуре прошлого века.

Минусы

Отдельно стоит сказать о том, что производство Литола 24 сегодня не регулируется госстандартом в обязательном порядке. Многие изготовители не соблюдают ГОСТ, заменяя его ТУ. Это вызывает противоречивые отклики.

С одной стороны, смазку можно улучшить с помощью добавок: так производят Литол-24М с модификатором трения (ТУ 0254-015-00148820-99). С другой – покупатель рискует приобрести некачественный продукт из неизвестного сырья.

Различные марки литиевых смазок

Несмотря на солидный возраст (литол изобретен почти полвека назад), этот состав активно выпускается производителями смазочных материалов. На российском рынке можно встретить множество марок.

МАРКИ ЛИТИЕВЫХ СМАЗОК
НАЗВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЕ
Литол-24 Благодаря отличным эксплуатационным свойствам этот продукт называют универсальной литиевой смазкой. Его можно использовать вместо любого другого состава подобного типа. Эта мазь бордового или коричневого цвета пользуется наибольшей популярностью среди российских автолюбителей.
№ 158 Литиевая смазка для подшипников. Состав синего цвета содержит противоокислительную и противоизносную присадки. Закладывается в игольчатые подшипники карданного вала. Можно заменить «Литолом 24», но он имеет вдвое меньший ресурс. При эксплуатации в сильные морозы значительно повышается вязкость. Это единственное ограничение.
Фиол-3 Этот продукт зеленого цвета по составу очень близок к «Литолу 24», поэтому можно смазки перемешивать.
Фиол-1 Имеет очень мягкую консистенцию. Похож на «Литол 24», но обладает меньшей вязкостью и механической прочностью. Главное достоинство – сохраняет рабочие свойства при низких температурах.
Фиол-2 По эксплуатационным параметрам занимает промежуточную позицию между Фиолом-1 и Фиолом-3.
Фиол-2М Мазь серебристо-черного цвета. Содержит наполнитель – дисульфид молибдена и адгезионную присадку.
ЛСЦ-15 Несменяемая смазка на литиевой основе, содержащая антиокислительную присадку. Отлично подходит для консервации механизмов. Разрешено смешивать с «Литолом 24» и фиолами.
ЦИАТИМ-201 Состав желтого или светло-коричневого цвета. Долгие годы оставалась в СССР главной смазкой для регионов с низкой температурой. Основная сфера применения – узлы с небольшой нагрузкой.
ЛЗ-31 Стабильная литиевая смазка для подшипников. Закладывается в подшипник сцепления некоторых моделей. От других литолов отличается слабой водостойкостью, так как изготавливается с применением сложных эфиров, а не нефтяных масел.

Характеристики смазки

Смазка для шруса: рейтинг лучших производителей

При покупке пластичной смазки, вы должны проверить соответствие ГОСТ 21150-87. У литиевых смазок есть особенности, в сравнение с тем же солидолом. На упаковке, или в документации, проверьте соответствие техническим характеристикам.

ГОСТовские параметры указаны в таблице:

Название характеристикиЗначение

Внешний вид Однородная мазь от светло-желтого до коричневого цвета
Темперар/ра каплепадения, °С, не ниже +180
Плотность «Литола 24» при температуре +15°С 892 г/смЗ
Пенетрация при +25°С с перемешиванием, мм-1 220-260
Вязкость при -203С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более 650 П*с (6500 П)
Вязкость при 0″С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более 280 П*с (2800 П)
Вязкость при +50°С и среднем градиенте скорости деформации 100 с-1, не более 8 П«с (80 П)
Предел прочности при +20аС 500-1000 Па (5-10 гс/см2)
Предел прочности при +80=С более 200 Па (2 гс/см2)
Коллоидная стабильность выделенного масла до 12%
Испаряемость при +120°С до 6%
Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH до 0,1%
Массовая доля механических примесей до 0,05%
Смазывающие свойства на четырехшариковой машине при +20±5вС, не менее
нагрузка сваривания (Рс), Н(кгс) 1410(141)
критическая нагрузка (Рк), Н(кгс) 630(63)
индекс задира (Из), кгс 28

Кроме того, Литол 24 часто применяют в местах соприкосновения металла и резины (шаровые опоры, сальники, втулки и пр.). Поэтому должны быть соблюдены допуски воздействия на резину марки 26-44. При длительном контакте со смазкой, отвердевание и разбухание мягких деталей не должно превышать 8%.

Разумеется, каждый производитель может в рамках стандарта менять характеристики Литол 24, не ухудшая потребительские свойства. Кроме того, существует технология выпуска по техническим условиям.

В отличие от ГОСТовских образцов, ТУ-шный состав годится лишь для смазки дверных петель и электрических разъемов.

Главным преимуществом Литола-24 является высокая механическая стабильность, за счет которой материал применяется в узлах, работающих под воздействием повышенных нагрузок.

Диапазон рабочих температур пластичной смазки составляет от -40 °С до +120 °С. Благодаря этому состав широко применяется в различных подшипниках, которые нагреваются в процессе работы, в ходовой части транспортных средств и других узлах.

Несмотря на то, что нижний предел рабочей температуры Литола составляет -40 °С, свои свойства он начинает терять уже при -30 °С. Но в процессе работы узлы, которые смазаны данной смазкой, нагреваются, что восстанавливает свойства материала.

Для консервации применяется модификация смазки Литол-24 РК. Он отличается хорошими антикоррозионными свойствами, поэтому его можно использовать не только для смазывания, но и консервации на длительный период. Смазанная деталь менее подвержена коррозии.

Срок хранения смазки составляет 5 лет от даты производства. Но на практике он может быть гораздо больше. При использовании материала, который хранился более 5 лет, нужно лишь убедиться в том, что его консистенция не изменилась.

Помимо вышеперечисленных, Литол-24 имеет и другие свойства:

  • Не содержит в своем составе воды
  • Отличается высокой коллоидной, механической и химической стабильностью
  • Устойчив к воздействию кипящей воды
  • Не изменяет плотности при нагреве
  • Имеет очень высокую прочность на сдвиг/разрыв
  • Обладает высокими уплотняющими свойствами
  • Класс консистенции по NLGI-3
  • Температура каплепадения не менее +180 °С
  • Не проводит электричество

Характеристики безопасности “Литола 24”

В целом, литиевая смазка Литол 24 является малоопасной. В частности, она относится к четвертому классу опасности (то есть, как пластичная смазка она невредна для окружающей среды и человека).

Дополнительные факты, касающиеся ее безопасной эксплуатации:

  • При работе со смазкой необходимо использовать индивидуальные средства защиты, предусмотренные действующими отраслевыми требованиями охраны труда на предприятии.
  • Смазка “Литол 24” горюча! Температура вспышки в закрытом состоянии — +183°С, в открытом — +199°С. Температурный предел воспламенения составляет от +250°С до +364°С.
  • В случае возникновения возгорания смазки тушить ее можно, распыляя воду и используя пену маркировки ПО-1Д или ПО-3А.
  • Желательно, чтобы помещение, в которых проводятся работы со смазкой, было оборудовано приточной и вытяжной вентиляциями.
  • Смазка “Литол 24” НЕ проводит электричество.

Зимол

Зимол (ТУ 38.УССР 201285—82)—многоцелевая
морозостойкая смазка, по свойствам и назначению близкая к смазкам типа лита и
МЗ. Она изготовляется на облагороженном нефтяном масле АСВ-5, благодаря чему
характеризуется меньшей испаряемостью при хорошей морозостойкости, что
расширяет температурный интервал ее применения. Загущение 12-LioSt
существенно повышает механическую стабильность смазки. Введение в нее
присадок способствует улучшению иротивоизносных и антикоррозионных свойств, а
также химической стабильности. Для смазки зимол нормируют индекс задира— не
менее 30 и воздействие на резину 26-44 при 70 °С за 125 ч — изменение объема
образца резины не должно превышать 8 %.

Смазка зимол предназначена в качестве единой для узлов
трения любых типов (подшипники качения, скольжения, зубчатые передачи и др.)
автотракторной техники, гусеничных и землеройных машин и др. Она является
морозостойким аналогом многоцелевой смазки литол:24. Зимол успешно прошел
эксплуатационные испытания на автомобилях, гусеничных и других машинах на
Крайнем Севере и в Средней Азии. Он допущен к всесезонному применению наряду
со смазкой литол-24 во всех климатических зонах, но в первую очередь для
районов с особо холодным климатом. Зимол заменяет солидолы всех марок,
консталииы, смазки 1-13, автомобильную (ЯНЗ-2), а также морозостойкие смазки
ЦИАТИМ-201, ЦИАТИМ-203 и МС-70 при их использовании в наземных механизмах.
Предполагается применять зимол и для судовых механизмов. Он, а также смазка
лита могут заменить морозостойкие смазки северол-1 и униол-ЗМ, выпуск которых
прекращен. Зимол совместим с заменяемыми смазками (за исключением солидола
С), что позволяет пополнять им узлы трения без их разборки и очистки от
старой смазки. Он вполне совместим также со смазками литол-24, лита, МЗ.

Смазка ВНИИ НП-271 (ТУ 38 101603—76)—узкоспециализированная
морозостойкая смазка, представляющая собой мягкую мазь бежевого цвета с
фиолетовым оттенком. Обеспечивает малые моменты трения подшипников качения
при температурах до —50 °С. Рекомендуется для узлов трения электромашин при
температурах от —60 до 100—130 °С. В приборных подшипниках при 50 СС и
частоте вращения 6000 мин-1 работоспособна в течение 20 000 ч .

Благодаря тому, что смазка изготовлена На сложном эфире —
диоктилсе- бацинате и содержит противоизносную присадку, она может быть
использована в подшипниках качения с высокими контактными нагрузками, в том
числе в подшипниках гироскопов . Смазка обеспечивает при
испытаниях максимальную предельную быстроходность по сравнению с другими
гироскопическими смазками . Ее используют также в оптическом
приборостроении, например для смазывания скоростных элементов шторного
затвора фотоаппарата, но лишь в узлах, изолированных от оптических деталей.

Смазка ВНИИ НП-271 кратковременно работоспособна в
парах трения титан — бронза при нагрузках до 36 МПа. При испытании на машине
трения в паре сталь — латунь противоизносные свойства были
неудовлетворительными; посредственные результаты получены также при испытании
смазки на стенде «Гистерезис» при 150 °С. Ограниченно смазку ВНИИ НП-271
можно применять в контакте с кислородом. По кислородостойкости она аналогична
космической смазке ВНИИ НП-274, несколько превосходя ее при открытом контакте
с 02.

В связи с токсичностью трикрезилфосфата, входящего в
состав смазки, при работе с ней необходимо строго соблюдать правила техники
безопасности.

СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ: Пластичные смазки

К морозостойким многоцелевым
автомобильным смазкам следует отнести зимол, литу, ЦИАТИМ-201 и
ЦИАТИМ-203. Эти смазки работоспособны во всех основных узлах трения
качения и скольжения автомобильной техники, гусеничных, г.

Составы смазок могут быть различными в
зависимости от вида опалубки и условий ее применения. В качестве универсальнойсмазки для опалубочных щитов…

Глава 5. ОТДЕЛКА МАЛЯРНЫМИ СОСТАВАМИ, ОБОЯМИ И
ПЛЕНКАМИ. § 5. Комплексная механизация и организация
В зимнее время для окраски фасадов применяют морозостойкие
перхлорвиниловые и цементно-перхлорвиниловые краски.

Такая смазка должна производиться после каждого
оборота опалубки, Смазке должна предшествовать тщательная очистка
опалубки (см. выше).
В качестве универсальной смазки для опалубочных щитов,
используемых при возведении…

Сравнение не в пользу конкурентов

На протяжении более 30 лет Литол-24 применяется в автомобилестроении и никакие другие смазки не способны пошатнуть его лидирующие позиции на рынке смазочных материалов. Все дело в цене. Дело в том, что аналоги, схожие по характеристикам, импортного производства:

  • Alvania, Retinax от Shell;
  • Продукция Castrol;
  • Mobilux, Mobilgrease от Mobil;
  • Смазки Agip.

И многих других именитых европейских и американских брендов значительно превосходят отечественный продукт по стоимости.

Эксплуатация агрегатов, оборудования, механизмов и потребительские свойства отличаются не значительно или в конечном итоге разницы нет вообще. Поэтому главное правило при подборе смазочных материалов заключается в том, чтобы характеристики смазки подходили под материал трущихся поверхностей и рабочую среду.

Предыдущая

Смазка ЦИАТИМ- 201

Следующая

Медная смазка — применение в автомобиле

Солидол — классификация и особенности

Солидол — это смазочный материал, который гораздо «старше» литола. Его начали активно использовать еще в 20-х годах прошлого века. Процесс производства солидола с точки зрения технологии достаточно прост. Так называемое «нефтяное масло», которое остается после перегонки нефти, смешивается с кальциевым мылом. В результате масло густеет, становится очень пластичным.

Температурный диапазон применимости у солидола существенно уже, чем у литола,  составляет от -30 °С до +75 °. В зависимости от того, на основе какой именно кислоты изготовлен загуститель (кальциевое мыло), все солидолы подразделяются на жировые и синтетические.

Для производства жировых солидолов используются жирные кислоты, имеющие исключительно природное происхождение. Кислоты синтетического происхождения применяются, соответственно, для изготовления синтетических солидолов (к таковым относятся смазочные материалы марок УС-2 и УС-1). Следует заметить, что возможно смешивание различных типов солидолов и использование ее для смазывания.

Несмотря на то, что по многим параметрам солидол существенно уступает литолу, его использование продолжается. Его достаточно успешно применяют для смазывания тех узлов, которые не испытывают высоких механических и температурных нагрузок. Кроме того, солидол очень неплохо демонстрирует себя в условиях повышенной влажности: он практически не вымывается из мест заложения благодаря очень высокой жирности.

Что представляет собой смазка “Литол 24”

Внешне смазка “Литол 24” представляет собой однородную мазь от светло-желтого до коричневого цвета (в зависимости от производителя и используемого базового масла). Выполняется по ГОСТ 21150-87. В соответствии с ним она является антифрикционной, многоцелевой, водостойкой смазкой, предназначенной для применения в узлах трения колесных и гусеничных транспортных средств, промышленного оборудования и судовых механизмах различного назначения, работающих при температурах от -40°С до плюс +120°С (кратковременно до +130°С).

Смазка “Литол 24” изготавливается путем загущения смеси минеральных масел с литиевыми мылами технической 12-оксистеариновой кислоты с добавлением присадок (антиокислительных и вязкостных).

Обратите внимание! Поскольку в настоящее время существует огромное количество производителей смазочных материалов, то при выборе проще всего ориентироваться на цвет смазки. Как было указано, он должен быть от светло-желтого до коричневого

Не используйте смазки синего, зеленого или подобного им оттенков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *