Солидол

Отличительные характеристики

Для начала попробуем определить, чем же отличаются литол от солидола. Первым у нас будет литол, который является пластической водостойкой смазкой. Его производят за счёт сгущивания нефтяного масла и литиевого мыла. У этого вещества рабочая температура способна достигать показателей в 130 градусов Цельсия. Солидол также является пластичной массой. Но его получают при загущении индустриального (нефтяного) масла и кальциевого мыла. Отличается и рабочая температура, которая для солидола составляет не более 70 градусов Цельсия. Сравнивая с литолом, отмывать первый простой водой куда сложнее. Этим объясняется более частое его применение в условиях повышенной сырости и влажности. Сравнивая смазку литол и солидол, можно по пунктам перечислить, в чём разница между ними.

  1. Рабочая температура. Диапазон рабочей температуры для солидолов составляет от -30 до +75 градусов Цельсия. А литолы могут похвастаться диапазоном от -60 до +130 градусов Цельсия. В зависимости от конкретной марки, показатели несколько отличаются. Указанные параметры являются максимальными для этих смазочных веществ.
  2. Вязкость. Если температура опускается ниже 50 градусов тепла по Цельсию, литол становится очень вязким. Это можно считать положительным и отрицательным качеством. Всё зависит от конкретной ситуации и условий применения смазки.
  3. Показатели вымываемости. Отмыть средство, когда это действительно нужно, — это одно. Совсем другое, когда в процессе эксплуатации смазка самостоятельно вымывается. Устойчивость к вымываемости выше у солидола, поскольку он отличается повышенной жирностью в сравнении с литолом. Это позволяет ему дольше сохраняться на рабочих поверхностях.
  4. Агрессивность. Солидол агрессивно воздействует на многие материалы, такие как резина, пластик, ПВХ и пр. Это обусловлено вхождением в состав большого числа присадок. Литол не отличается агрессивностью, потому при нанесении на тот же пластик или резину не причиняет им никакого вреда.
  5. Устойчивость к коррозии. Здесь присадки играют на пользу литолу, поскольку они способствуют обеспечению защиты для металлических деталей от коррозийных и окислительных процессов. А у солидола такие свойства отсутствуют.
  6. Взаимодействие с алюминием. Литол крайне агрессивен в отношении алюминия. Особенно сильно это негативное качество проявляется при наличии воды и влаги. Потому нельзя использовать литол для обработки алюминиевых деталей. Солидол хорошо взаимодействует с этим металлом.
  7. Цена. Стоимость солидола примерно на 10-20% выше, чем литола. Цена во многом зависит от конкретного производителя, но разница между ними иногда бывает внушительная.
  8. Длительность хранения. Если оставлять смазочные материалы в заводской банке, они обе могут храниться десятки лет. Многие до сих пор пользуются литолами и солидолами, которые пролежали в гараже 10-30 лет. Да, использовать их для смазки важных элементов автомобилей или иных механизмов не стоит. А вот как смазка для ворот или дверей гаража они прекрасно подходят.
  9. Доступность в продаже. Хотя солидолы и литолы существуют со времён СССР, найти их в продаже сейчас совершенно не сложно. Они продаются на автомобильных рынках, в магазинах и даже реализуются через Интернет.

А потому ошибочно считать, что литол и солидол — это одно и то же, пусть солидол и такая же пластичная смазка, как литол, состав и рабочие температуры у них разные.

Что же лучше выбрать

Собственно составы очень похожи друг на друга, однако СОЛИДОЛ все же устаревший состав который рано или поздно покинет рынок. Сейчас хочется подвести короткий итог, в котором я перечислю несколько пунктов за ЛИТОЛ, итак:

  • Где чаще всего применяют такую смазку? Все правильно, для «набивки» пыльников шаровых и рулевых наконечников. Разогреваются в процессе эксплуатации они не сильно, максимум 50-55 градусов Цельсия (то есть вроде как подходят оба состава). Однако зачастую пыльники делают с использованием новых технологий, добавления силикона и пластмассы. СОЛИДОЛ будет разъедать все это дело, тем самым уменьшая срок службы наконечников.
  • Далее, где еще используется этот густой состав, для «набивки» пыльников ШРУСА, опять же используем ЛИТОЛ ибо он вообще не разъедает резиновые и силиконовые материалы.

  • Подшипники ступицы. Здесь также используют пластичную смазку, однако применение СОЛИДОЛА здесь не возможно по двум причинам. Это высокие температуры (ступица зачастую может греться более 100 градусов Цельсия), и механические нагрузки (ЛИТОЛ более устойчив к ним).
  • Рулевая рейка. Ну и последнее это применение в рейке, без гидроусилителя. Здесь нужно смазать место зацепления шестерни и вала. Здесь опять же нет высоких температур, но есть резиновые (силиконовые пыльники), а также направляющие втулки из пластика. Чтобы они не «разъедались» нужно использовать более новый состав

Собственно на этом все, как видите здесь даже не стоит вопрос что лучше применять, есть более новый и совершенный вид смазки и это однозначно ЛИТОЛ, именно его и нужно применять в своем авто, причем разница в цене между старым и новым веществом не такая уж большая.

НА этом все, думаю было полезно, читайте наш АВТОБЛОГ, подписывайтесь на обновления.

Каждый автомобилист выбирает для своего транспортного средства подходящий ему смазочный материал. Но, современный рынок предлагает широкий ассортимент данного товара.

На что же стоит опираться, делая свой выбор? Сомнения многих, к примеру, связаны с тем, чем отличается литол от солидола.

Поэтому лучше разбираться в особенностях и характеристиках каждого из представленных веществ.

Отличительные особенности Солидола

Появился на рынке смазочных веществ достаточно давно, в связи с этим имеет достаточно простой состав. При его производстве применяется процесс загущения масла, в которое добавляют кальциевое мыло. В результате получается довольно густой состав, который обладает пластичностью.

Выглядит это, как превращение густой смеси в жидкий состав. Именно поэтому, для многих элементов современных транспортных средств он не подходит.

Но для отечественных автомобилей, которые выпускались ранее, он вполне пригоден. Использовать его довольно удобно при помощи смазочного шприца. Довольно длительное время он не требует замены, поэтому эксплуатация авто с ним весьма удобна. А поскольку солидол имеет такие особенности, как водостойкость, то он отлично подходит для применения его на сельскохозяйственной технике.

Отличительные особенности литола

Наиболее распространенный вариант данной смазки, это . В сфере смазочных веществ он появился, как последователь солидола. То есть, имея похожий состав, но более усовершенствованный для различных механизмов и температурных режимов.

В его основе лежит соединение нефтяного масла и литиевого мыла. Помимо этого, в состав добавляют и специальные присадки, которые защищают металл от действия коррозии.

Это довольно удобно, поскольку использовать смазку, можно в условиях высокого нагрева механизмов.

Она нашла свое применение в таких деталях:

  • подшипники;
  • зубчатые передачи;
  • различные поверхности механизмов, которые подвергаются трению.

В легковых транспортных средствах Литол применяют для смазки трансмиссии, а также подвесок. Иногда его можно использовать и для рулевых реек. Он способен не терять своих свойств не только в условиях высоких температур, а также и при низких, когда отметка термометра достигает показателя -40 градусов.

Так же, как и солидол, смазка Литол обладает повышенной водостойкостью. Поэтому отлично справляется со своими функциями в условиях повышенной влажности. Механическая стабильность состава также высока. А это значит, что срок его эксплуатации, без необходимости замены, довольно велик.

Но здесь стоит знать, что с поверхностями из алюминия, ему лучше не контактировать, поскольку при наличии влаги, детали будут разъедаться.

Антифрикционные смазки общего назначения для обычных температур

Предназначены для применения в узлах трения с рабочей температурой до 70 С («Солидол С», «Пресс-Солидол С» по ГОСТ 4366-76 «Смазка солидол синтетический. Технические условия»; «Солидол Ж», «Пресс-Солидол Ж» по ГОСТ 1033-79 «Смазка солидол жировой. Технические условия»; смазка графитная «УссА» по ГОСТ 3333-80 «Смазка графитная. Технические условия»).

Смазки «Солидол С» и «Пресс-Солидол С», представляют собой смесь масел кислотно-щелочной (70%) и селективной (30%) очистки, загущены кальциевыми мылами кубовых остатков СЖК (С20 и выше) и низкомолекулярных СЖК С56, обладают хорошей водостойкостью, коллоидной стабильностью и защитными свойствами, имеют малый диапазон рабочих температур (от минус 30 до 65 С) и низкую механическую стабильность, предназначены для использования в относительно грубых узлах трения механизмов и машин, шарнирах, винтовых и цепных передачах, тихоходных шестеренчатых редукторах. В качестве заменителей данных марок могут быть использованы смазки «Солидол Ж» и «Пресс-солидол Ж».

«Солидол-Ж» и «Пресс-солидол Ж» вырабатываются из смеси нефтяных масел средней вязкости, в качестве загустителя используются гидратированное кальциевое мыло жирных кислот природных жиров. Работоспособность смазок находится в температурных пределах от минус 35 до 65 С. Основное предназначение смазок – для смазки грубых узлов трения машин и механизмов транспортных средств, сельскохозяйственной техники, ручного и другого инструмента, винтовых и цепных передач, тихоходных шестеренчатых редукторов.

Графитная смазка «УссА», состоит из высоковязкого нефтяного масла, загущенного кальциевым мылом с добавлением 10% графита. Используется для смазки узлов трения скольжения тяжелонагруженных тихоходных механизмов, открытых зубчатых передач в интервале температур от минус 20 до 70 С. Для рессор и аналогичных устройств может использоваться при температурах ниже 20 С. заменяется смазками «Солидол С», «Солидол Ж» или «Литол-24» с добавлением 10 % графита.

Значения показателей качества вышеперечисленных смазок представлены в таблице 1.

Таблица 1

Наименование

показателей

Норма для марок Методы

испытаний

Солидол С Пресс-Солидол С Пресс-Солидол Ж Графитная
1 2 3 4 5 6
1. Внешний вид Однородная мазь
без комков коричневого цвета
Однородная мазь без комков от светло-желтого до темно-коричневого цвета Однородная мазь,
от темно-коричневого до черного цвета
2. Температура каплепадения, С ≥ 78 ≥ 77 ГОСТ 6793
3. Пенетрация при

25 С (с перемешиванием), мм х 10-1

260-310 310-350 230-290 ≥ 250 ГОСТ 5346 метод В
4. Предел прочности на сдвиг, Па, при температуре
50 С
200-500 100-400 ≥ 196 ≥ 100 ГОСТ 7143

метод Б

5. Вязкость эффективная, при температуре 0 С и среднем градиенте скорости 10 с-1, Па·с (П) ≤190 (1900) ≤ 90 (900) ≤ 250 (2500) ≤ 100 (1000) ГОСТ 7163
6. Коллоидная стабильность, % выделившегося масла ≤ 5 ГОСТ 7142
7. Механическая стабильность, %:

— индекс разрушения (Кр)

— индекс тиксотропного восстановления (Кв) через 1 сутки

≤ 85

≤ 500

ГОСТ 19295
8. Массовая доля механических примесей, нерастворимых в соляной кислоте отсутствие ГОСТ 6479
9. Массовая доля воды, % ≤ 3,0 ≤ 2,5 ≤ 3 ГОСТ 2477
10. Массовая доля свободных щелочей в пересчете на NaOH, % ≤ 0,2 ГОСТ 6707
11. Испытание на коррозию выдерживает выд. ГОСТ 9.080
12. Массовая доля свободных органических кислот отсутствие ГОСТ 6707
13. Массовая доля кальциевых мыл жировых кислот, входящих в состав естественных кислот, % ≥ 11,0 ГОСТ 5211

Противопоказания

Медицинский солидол хорошо переносится организмом пациентов различных возрастных групп, но все же, как и любой другой медикамент имеет свои медицинские противопоказания. Заключаются они в следующем, а именно:

  1. Состояние беременности и лактация. Женщинам, носящим под сердцем ребенка и осуществляющим кормление малыша грудью, стоит отказаться от использования медицинского солидола в чистом виде и мазей, изготовленных на его основе. Предостережение заключается в том, что несмотря на всю тщательность очистки лекарства от химических примесей, все равно небольшая их часть остается в масляной основе препарата. Для взрослого человека они не опасны, а вот детскому организму могут нанести существенный вред. В первую очередь пострадает печень и почки, как основные органы, выполняющие фильтрацию и утилизацию патогенных компонентов.
  2. Применение фитотерапии. Не желательно одновременно проводить лечение дерматологических болезней отварами, ванночками, настойками и экстрактами лекарственных трав и солидолом. Это приведет к снижению терапевтического эффекта от применения обоих видов медикаментов.
  3. Лечение ультрафиолетом. После обработки пораженных болезнью участков кожи медицинским солидолом, происходит образование жировой пленочки. Если вместе с этим пациент еще и получает терапию прямыми лучами ультрафиолета, то итог такого лечения может закончиться получением ожога и воспалением кожного покрова. Все дело в том, что через этот жирный слой солидола лучи ультрафиолета проникнуть смогут, а назад уже не возвращаются. В результате этого получается парниковый эффект раневой поверхности и раздражение больной кожи.
  4. Возраст до 12 лет. До достижения данного возрастного барьера дети не должны получать лечение солидолом по той причине, что мазь может забивать еще не открывшиеся поры кожи и в дальнейшем приводить к их расширению. Это грозит вторичными воспалительными процессами, присоединением инфекции, образованием фурункулов, карбункулов и гнойных абсцессов.
  5. Онкология. Злокачественные образования на поверхности кожи, а также раневые и язвенные поверхности, образовавшиеся в результате наличия опухоли — не подлежат терапии с помощью солидола. В таких случаях потребуются препараты химии, цитостатики, радиооблучение, а в некоторых случаях и хирургическое вмешательство.

Рекомендуем также прочитать: народные средства лечения псориаза, как передается болезнь и заразна ли, как лечить псориаз на локтях.

Перед началом лечения дерматологических заболеваний с использованием солидола, необходимо в обязательном порядке предварительно проконсультироваться с лечащим врачом. Вполне возможно, что специалист выявит другие проблемы со здоровьем, которые исключат возможность применения мазей, произведенных на основе солидола.

Рекомендуем прочитать

Регенерирующие и противовоспалительные мази

Что такое криодеструкция

Результаты применения нитей Коги для разглаживания лица

Как правильно использовать линимент Стрептоцида

Что же лучше выбрать?

Собственно составы очень похожи друг на друга, однако СОЛИДОЛ все же устаревший состав который рано или поздно покинет рынок. Сейчас хочется подвести короткий итог, в котором я перечислю несколько пунктов за ЛИТОЛ, итак:

  • Где чаще всего применяют такую смазку? Все правильно, для «набивки» пыльников шаровых и рулевых наконечников. Разогреваются в процессе эксплуатации они не сильно, максимум 50-55 градусов Цельсия (то есть вроде как подходят оба состава). Однако зачастую пыльники делают с использованием новых технологий, добавления силикона и пластмассы. СОЛИДОЛ будет разъедать все это дело, тем самым уменьшая срок службы наконечников.
  • Далее, где еще используется этот густой состав, для «набивки» пыльников ШРУСА, опять же используем ЛИТОЛ ибо он вообще не разъедает резиновые и силиконовые материалы.

  • Подшипники ступицы. Здесь также используют пластичную смазку, однако применение СОЛИДОЛА здесь не возможно по двум причинам. Это высокие температуры (ступица зачастую может греться более 100 градусов Цельсия), и механические нагрузки (ЛИТОЛ более устойчив к ним).
  • Рулевая рейка. Ну и последнее это применение в рейке, без гидроусилителя. Здесь нужно смазать место зацепления шестерни и вала. Здесь опять же нет высоких температур, но есть резиновые (силиконовые пыльники), а также направляющие втулки из пластика. Чтобы они не «разъедались» нужно использовать более новый состав

Собственно на этом все, как видите здесь даже не стоит вопрос что лучше применять, есть более новый и совершенный вид смазки и это однозначно ЛИТОЛ, именно его и нужно применять в своем авто, причем разница в цене между старым и новым веществом не такая уж большая.

НА этом все, думаю было полезно, читайте наш АВТОБЛОГ, подписывайтесь на обновления.

(21 голосов, средний: 4,62 из 5)

Во время проведения техобслуживания автомобиля может потребоваться специальный смазывающий состав. В распоряжении механика всегда есть солидол или литол, да и опытный специалист вполне может объяснить, что лучше из этих веществ. А вот как быть начинающему автолюбителю, и какой состав порекомендовать для приобретения.

Раньше я вообще не понимал, чем отличается литол от солидола. Более того, думал, что солидол – это просто старое, вышедшее из моды название, и теперь маслянистая смазка называется литолом. Сейчас я со смехом вспоминаю свои тогдашние мысли и вот, решил написать статью-совет. Здесь я расскажу о том, в чем разница между литолом и солидолом, для каких целей лучше подходит каждый из составов и отличаются ли продукты по стоимости.

Особенности изготовления и эксплуатации солидола, его разновидности

Этот тип смазки гораздо «старше» литола, поскольку начал использоваться еще в 20-е годы прошлого века. Процесс производства солидола намного проще, чем изготовление литола. В основе смазки лежит, так называемое «нефтяное масло», которое сохраняется после перегонки нефти и потом смешивается с кальциевым мылом. В итоге, смазка густеет, приобретает пластичность и вполне подходит для смазывания отдельных деталей.

Если говорить о температуре использования, то диапазон у солидола значительно уже, чем у литола – от -30 до +75 градусов Цельсия. Что касается разновидностей смазок этой группы, то с учетом использованного загустителя (кальциевого мыла) все солидолы подразделяются на жировые и синтетические. Для создания жировых солидолов применяются жирные кислоты природного происхождения, а для создания синтетических смазок – синтетические кислоты. Дополнить сказанное стоит тем, что разные типы солидолов можно смешивать.

Несмотря на то, что солидол уступает литолу по характеристикам, автовладельцы продолжают его эксплуатировать. Особенно успешно применяется солидол при смазывании механических узлов, не испытывающих высоких нагрузок во время работы. Смазка отлично чувствует себя в условиях повышенной влажности и практически не вымывается из мест размещения за счет повышенной жирности. Сведения о смазках представлены в видеозаписи:

Разновидности средства

Помимо отраслей, напрямую связанных с механикой, солидол используется также в лечебных целях. А садоводы применяют его в чистом виде как садовый вар, смазывая им места срезов на деревьях, чтобы в них не проникли вредители и грибок.

Солидолы бывают двух видов:

  • жировые — при загущении индустриальных масел средней вязкости используют жирные кислоты растительного происхождения;
  • синтетические — применяются масла синтетических жирных кислот.

Жировые намного качественнее, внешне их трудно отличить, и при их смешивании негативных последствий не бывает.

Солидол и пресс-солидол отличаются по густоте. Пресс-солидол более мягок, но у него ниже верхний порог температуры, и разлагается он при 80 C. Применяют его через пресс-маслёнку, чтобы смазать механизмы.

К солидолам также относится графитная смазка УСсА, которая имеет серебристый оттенок. В состав включено около десяти процентов молотого графита-П, что придаёт ей повышенные противозадирные свойства и токопроводимость. Графитная смазка УСсА была необходима для смазки рессор. А благодаря высокой электропроводности, она использовалась в токопроводящих элементах: антеннах, клеммах аккумулятора.

Смазки подобного типа использовали, чтобы смазывать шарниры передней подвески на большинстве отечественных автомобилей. Их часто заменяли из-за негерметичности шарнира и невысокой стабильности самой смазки, разлагающейся и загрязняющейся во время эксплуатации. При шприцевании новая её порция смазывала шарнир и выдавливала из него загрязнение вместе со старым покрытием.

Солидолы использовали, чтобы смазывать разные малонагруженные труднодоступные пары скольжения: элементы дверных замков, стеклоподъемников, всевозможные рычаги, ручные тормоза, втулки педалей, шарниры дверей и прочее.

Значительно поздние автомобили ГАЗ имели переработанную подвеску, у которой были уменьшенные зазоры конструкции, повышенная шарнирная герметичность, игольчатые подшипники шкворней и совмещённая нижняя пресс-маслёнка, через неё смазывались нижние подшипник шкворня и резьбовая втулка. На применение консистентной смазки в этих узлах с целью предотвращения закоксовывания был наложен запрет. Это заставило техников начать использовать жидкое масло.

Эмульсионную разновидность применяют для охлаждения зон срезки, при механической обработке чёрных металлов.

Из-за водоотталкивающих свойств солидолы применяются как консервационная смазка, чтобы металлические детали и инструменты, изготовленные из быстрорежущих сталей, дольше хранились. В прошлом веке тавот использовали для смазки артиллерийских снарядов в целях консервации.

Преимущества технического солидола

Солидол обладает следующими преимуществами:

  • Жировой солидол обладает лучшим качеством, чем синтетические смазки. Можно смешивать различные его марки и не иметь отрицательных последствий.
  • Солидол более водостоек, чем литол и циатим.
  • Под влиянием больших нагрузок менее разрушаем и дольше храниться, чем циатим. Однако уступает синтетическим смазкам по предельным температурам эксплуатации при обыкновенных нагрузках.
  • Не токсичен.
  • Не пожароопасен.

Технические характеристики литола

При его изготовлении также использовали «нефтяное масло», только другую плотность. Если на Солидол применялось всё подряд, то на Литол выбирается определённая плотность 60—80 г/м3, а также добавляется литиевое мыло. Были убраны агрессивные составы, которые разъедали силиконовые пыльники, добавлены антикоррозионные примеси для лучшей защиты металлических поверхностей.

Плюсов литол имеет много, и главным считается то, что он легко держит температуру в 120—125 градусов и не разрушается. Функционирует до крайне минусовых температур в 40−45 градусов. Водоустойчив, почти не вымывается водой. Это универсальное средство для чрезмерно влажных мест.

Минусов у литола мало, всего один — он активен, соприкасаясь с алюминием, разъедает его.

Особенности смазки ЛИТОЛ

Каждый водитель знает, что все детали, которые имеются в автомобиле, нуждаются в смазке. Поэтому необходимо разбираться в их особенностях.

Это относится не только к транспортным средствам, а также и к оборудованию промышленного назначения, а также к судовым установкам. Причем, температура ее использования может иметь диапазон от +120 градусов, но -40.

Для ее изготовления используют метод загущения. В нем принимают участие литиевое мыло и минеральные масла, а также присадки для вязкости и против окисления.

Для потребителей очень важным показателем должен служить цвет смазочного материала. Не стоит использовать те, которые будут иметь синий, зеленый, красный цвета. Качественный материал должен иметь оттенок от желтого до коричневого.

Заключение

Закончить сравнение можно следующими выводами:

  1. Солидол и литол – это смазывающие составы, которые применяются для защиты отдельных агрегатов от существенной нагрузки, перегрева и для уменьшения трения.
  2. Вещества имеют схожий состав, но отличаются техническими характеристиками. За исключением вымываемости, литол является более эффективным вариантом.
  3. Смазки отличаются и стоимостью. Солидол в два раза дешевле, чем литол.

Солидол и литол являются известными смазочными материалами. Они производятся из нефтяного масла с добавлением определенных компонентов. Оба средства обладают вязкостью и пластичностью. А чем отличается солидол от литола? Попытаемся это выяснить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *