Расшифровка маркировки моторных масел

Содержание:

О классификациях и обозначениях

Производители смазочных материалов для двигателей внутреннего сгорания придерживаются различных классификаций и обозначения моторных масел. Чтобы не ошибиться при выборе «расходника» для силового агрегата, необходимо научиться правильно расшифровывать маркировку, в которой указываются характеристики смазки.

Типы моторных масел

  1. Минеральные. Горюче-смазочные материалы, не имеющие добавок. Получают путём обработки нефти. В современных двигателях внутреннего сгорания используются редко из-за далеких от идеала эксплуатационных качеств, наименьшей стабильности в области вязкости. Главное достоинство – низкая стоимость.
  2. Синтетические масла, дополненные различными присадками. Являются наиболее качественными. Современная «синтетика» отличается универсальностью. Хорошо приспосабливается к температурным режимам и эксплуатационным условиям, подходит для разных моторов. Самые дорогие из всех видов моторных масел.
  3. Полусинтетические. Полусинтетические или частично синтетические смазочные материалы близки по характеристикам к «синтетике». Компромиссный вариант между дорогими и качественными маслами (синтетическими) и самыми дешёвыми (минеральными).

ГОСТ 17479.1-2015

Госстандарт распространяется на «расходники», выпускаемые для легковых машин, дорожно-строительной, сельскохозяйственной и другой техники. В зависимости от характеристики кинематической вязкости, делит моторное масло на 3 основные категории:

  1. Летнее масло.  Предназначены для работы при температуре окружающей среды выше нуля градусов Цельсия. Не способны запустить двигатель в холодное время года.
  2. Для зимы. Имеют более жидкую консистенцию по сравнению с летними смазочными материалами. Предназначены для старта силовой установки при низких температурах на улице. Теряют первоначальные эксплуатационные свойства в жаркую погоду, становясь чересчур жидкими, что препятствует созданию плотного и тягучего смазывающего слоя.
  3. Всесезонное. Наиболее универсальная смазка, популярная и востребованная среди автолюбителей. Способна выполнять основные функции при различных температурах на улице.

Буквенно-цифровое обозначение, нанесённое на упаковку товара и соответствующее Госстандарту 17479.1-2015, состоит из нескольких знаков.

Буква «M» указывает на назначение расходного материала (моторное масло) и ставится перед остальными символами. Следом идут цифры, обозначающие параметр кинематической вязкости. Последний символ (прописная буква) указывает на принадлежность масла к той или иной группе, в зависимости от особенностей эксплуатации.

В кодовом обозначении может находиться дополнительная буква «з». Ставится после первой цифры. Указывает на использование специальных присадок, предназначенных для улучшения показателя вязкости (сгущения) масла.

Для примера

Обозначение М-6-Б₂, соответствующее ГОСТ 17479.1-2015, расшифровывается следующим образом: масло с шестым классом вязкости, моторное, для малофорсированных дизельных двигателей.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Зачем и через сколько километров надо менять масло в двигателе
  • Что такое компрессия двигателя и как ее измерить
  • Признаки и последствия перегрева двигателя автомобиля

Международная классификация моторных масел

Кроме АПИ и САЕ из международных классификаций моторных масел есть еще ACEA, ILSAC и российский ГОСТ.

Маркировка ACEA

Ассоциация европейский автопроизводителей разработала свою классификацию масел для двигателей. В АСЕА обозначаются эксплуатационные свойства, применение и категория масла.

На сегодняшний день АСЕА классифицирует масла на 3 категории и 12 классов:

  1. А/В — означает, что это для бензиновых и дизельных ДВС легковых авто, фургонов, микроавтобусов (A1/B1-12, A3/B3-12, A3/B4-12, A5/B5-12).
  2. С — означает, что этот вид масла для бензиновых и дизельных ДВС с катализатором отработавших газов (C1-12, C2-12, C3-12, C4-12).
  3. Е — обозначение говорит о том, что это только для дизельных моторов грузовых автомобилей.

Классификация по ГОСТ

Что касается российских моторных масел, то они должны классифицироваться ГОСТ 17479.1-85 и подразделяются на:

  1. Классы по кинематической вязкости (стокс).
  2. Классы по эксплуатационным свойствам.

По классификации кинематической вязкости подразделяются на:

  • летние — 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24;
  • зимние — 3, 4, 5, 6;
  • всесезонные — 3/8, 4/6, 4/8, 4/10, 5/10, 5/12, 5/14, 6/10, 6/14, 6/16. Первая цифра — зимний класс, вторая — на летний.

Чем больше цифры (любые), тем больше вязкость. Буквами от «А» до «Е» распределяют область применения. Их 6: А, Б, В, Г, Д, Е.

  • Индекс «1» означает, что это масло для бензинового ДВС.
  • Индекс «2» — для дизелей.
  • Без индекса — универсальные масла.

Классификация масел по ILSAC

ИЛСАК — это комбинированная разработка Америки и Японии. Международный комитет по стандартизации и апробации выделяет 5 стандартов масел для ДВС:

  1. ILSAC GF1.
  2. ILSAC GF2.
  3. ILSAC GF3.
  4. ILSAC GF4.
  5. ILSAC GF5.

Эти классы — аналоги классов стандарта API. Отличие ИЛСАК от АПИ в том, что масла ИЛСАК энергосберегающие и всесезонные. ILSAC отлично подходит для автомобилей японского производства (ТОЙОТА, НИССАН, МИТСУБИСИ, ЛЕКСУС, СУЗУКИ и другие).

Какие классы стандарта ILSAC соответствуют классам стандарта API:

  • GF1(устаревшее) — предъявляемые требования по качеству масел такие, как у API SH; по вязкости требования одинаковые с SAE 0W-XX, 5W-XX, 10W-XX, где XX-30, 40, 50,60.
  • GF2 — такие же требования, как у масел API SJ; по вязкости — как у SAE 0W-20, 5W-20.
  • GF3 — аналог АПИ SL, применяется с 2001 года.
  • GF4 — требования одинаковые с SM.
  • GF5 — требования одинаковые с SN.

В соответствии со стандартом ИЛСАК, для японских авто есть класс JASO DX1. Но это только для турбодизельных двигателей. Для ДВС со встроенными турбинами и с высокими требования по экологичности.

Общие рекомендации

Подбор машинного масла — сложная задача. Выбирая автомасло, убедитесь, что маркировка соответствует нормам принятых классификаций, расшифровку обозначений найдите в интернете. Для удобства воспользуйтесь табличкой 1.

Таблица 1. Обозначение моторных жидкостей по принятым классификациям.

Маркировка Свойства моторной смеси
SAE Изменение вязкости в зависимости от температуры.
API Соответствие жидкости эксплуатационным свойствам мотора.
ACEA Соответствие масла эксплуатационным свойствам европейских двигателей.
Допуски Дополнительные рекомендации дилера авто.

С целью привлечения клиентов, маркетологи фирм-производителей автомасел, наносят на этикетки дополнительные надписи, указывающие уникальные свойства или характеристики жидкости, учтите — это маркетинговый ход неподтвержденный исследованиями: вы не можете быть уверенны, что масло имеет присадки, отвечающие заявленным параметрам. Покупая моторную жидкость, убедитесь в наличии сертификата качества на продукцию и узнайте, рекомендует ли дилер авто это масло для мотора вашей машины. Убедитесь в отсутствии повреждений и царапин на канистре. Плюс не пытайтесь сэкономить: продукция хорошего качества стоит дорого.

Таблицы параметров моторных масел

Для полноты информации приведем несколько таблиц, где приведена информация о зависимости одних параметров моторного масла от других или от внешних факторов. Начнем с группы базовых масел в соответствии со стандартом API (API — американский институт нефти). Так, масла делятся по трем показателям — индексу вязкости, содержанию серы и массовой доле нафтенопарафиновых углеводородов.

Классификация API I II III IV V
Содержание насыщенных углеводородов, % >90 >90 ПАО Эфиры
Содержание серы, % >0,03
Индекс вязкости 80…120 80…120 >120

В настоящее время на рынке представлено большое количество присадок в масло, которые определенным образом меняют его характеристики. Например, присадки, уменьшающие количество выхлопных газов и повышающие вязкость, антифрикционные присадки, очищающие или продлевающие срок службы. Для понимания их разнообразия имеет смысл собрать информацию о них в таблицу.

Группа свойств Типы присадок Назначение
Защита поверхностей деталей Детергенты (моющие) Предохраняют поверхности деталей от образования отложений на них
Дисперсанты Предотвращают осаждение продуктов износа двигателя и деструкции масла (минимизирует образование шлама)
Противоизносные и противозадирные Снижают трение и износ, предотвращают схватывание и задир
Антикоррозионные Предотвращают появление коррозии деталей двигателя
Преобразование свойств масла Депрессорные Снижают температуру застывания.
Модификаторы вязкости Расширяют температурный диапазон применения, повышают индекс вязкости
Защита масла Антипенные Препятствуют образованию пены
Антиокислители Предотвращают окисление масла

Изменение некоторых параметров моторного масла из перечисленных в предыдущем разделе напрямую влияет на работу и состояние двигателя автомобиля. Это можно отобразить в таблице.

Показатель Тенденция Причина Критический параметр На что влияет
Вязкость Увеличивается Продукты окисления Возрастание в 1,5 раза Пусковые свойства
Температура застывания Увеличивается Вода и продукты окисления Нет Пусковые свойства
Щелочное число Снижается Срабатывание моющих присадок Снижение в 2 раза Коррозия и снижение ресурса деталей
Зольность Увеличивается Щелочные присадки Нет Появление отложений, износ деталей
Механические примеси Увеличивается Продукты износа оборудования Нет Появление отложений, износ деталей

Классификация моторных масел по SAE

Как мы уже знаем, обозначение в шифре SAE (САЕ) — это международный стандарт, который устанавливает, какая должна быть вязкость при разных температурах.

Зимние масла

Именно параметр вязкости определяет сезонность масел. Для зимних масел характерной особенностью является то, что даже в сильные морозы зимнее масло не должно загустевать, тем самым создавая неприятности для двигателя. Качественное зимнее масло должно обеспечивать щадящий беспроблемный запуск мотора.

По регламенту SAE в шифре зимнего масла будет буква W. Перед буквой W указывают цифры: 0W, 5W, 10 W, 15 W, 20 W, 25 W и т.д.

Что происходит с зимним моторным маслом, если эксплуатировать его летом?

Из-за того, что летом масло подвергается повышенным температурным нагрузкам, оно становится жидким и не создает смазывающую пленку. А если жидкость становится жиже, то давление в масляной системе уже ниже нормальной.

Летние масла

По назначению уже понятно, что такой вид масла не предназначен для эксплуатации при температуре ниже 0 градусов. В отличие от зимних масел, летние имеют повышенную вязкость, чтобы при нагревании они не становились жидкими. По причине относительно высокой вязкости такое масло при минусовом температурном режиме будет затруднять пуск двигателя и, если будет заводиться, детали ДВС будут подвержены повышенному износу пока двигатель не согреется.

В шифре летних масел нет буквы W. Обозначаются только цифрами, к примеру: 10,20, 30, 40. Чем выше цифровое значение, тем выше вязкость летнего масла. Густота масел определяется значением кинематической вязкости (стокс). Значение густоты, например, для обозначения 20, говорит о том, что при температуре +100 градусов пограничная густота 8-9 сантистокс.

Всесезонные масла

Такие масла считаются универсальными, потому что могут эксплуатироваться и в холодное, и в жаркое времена года. По нормам САЕ маркируются всесезонные масла шифром, например, SAE 5W-40.

Чтобы глаза не разбегались при выборе моторных масел, нужно использовать простое правило: чем больше пробег, тем больше должна быть вязкость моторного масла.

Параметр вязкости хоть и очень важен для правильного выбора моторного масла, но не должен быть единственным. Есть еще много параметров (моющие, антиокислительные, антикоррозионные, антфрикционные и т.д.), определяющих назначение и применение конкретного масла.

Сезонность моторных масел

Для качественной работы транспортного средства принято разделение ГСМ на типы моторного масла по сезонам. К ним относят вещества, сделанные на основе синтетики (результат искусственного производства), природных продуктов (минералы) или их сочетания (полусинтетика). Не забывайте о том, что у каждого моторного масла есть свой срок годности.

Синтетические вещества занимают высшую ступень среди остальных разновидностей автомасел. Они устойчивы к высокой температуре, а также подходят для эксплуатации транспорта при низких атмосферных показателях. Изготавливаются они на основе углеводородного сырья с его глубокой обработкой. Хорошая вязкость способствует легкости запуска двигателя и увеличению его ресурса. Продается по высокой цене.

Минеральное масло сделано на основе прогонки и тщательной очистки нефти. ГСМ характеризуется достаточными смазывающими свойствами, хорошей растворимостью присадок, облегчающем трение внутреннего механизма при любых температурных режимах. Данный вид рекомендуется подбирать для своей машины по вязкости, так как оно может густеть на морозе или окисляться, а при закипании в горячем температурном режиме – оставлять осадок (шлаки) на двигателе. Цена продукта доступная.

Полусинтетическое масло изготавливают на минеральной основе с добавлением синтетических добавок. Такой смешанный состав имеет хорошие смазывающие свойства, при сохранении невысокой цены. Специалисты рекомендуют применять синтетику для моторов с большим пробегом.

Независимо от того, какая основа моторная масла, обращают внимание на 2 основных параметра, указывающих на его классификацию – тип двигателя и вязкость (густота) при высоких и низких температурах. Больше всего на автомобильном рынке востребованы универсальные составы, которые можно использовать при высоких летних температурах, а также зимой (например, с маркировкой 10W-40)

Зимние

Данная категория предназначена для эксплуатации машин в минусовых температурах. Здесь большое значение имеет вязкость масла. ГСМ для зимы по SAE: 0, 5, 10, 15, 20, обозначенные W. Благодаря наличию в маркировке буквы W, можно сразу определить, что промышленный продукт подходит для применения в условиях низких температур. Зимнее масло не рекомендуется для заливки моторов в жаркую погоду (не будет нужного давления). Оно считается сезонным.

Летние

Отличаются большой вязкостью и хорошо смазывают конструкционные элементы двигателя и других деталей. Его нельзя использовать при температурах ниже 0, так как становится густым, и запустить мотор будет крайне сложным. Расшифровка моторного масла, предназначенного для лета: 20-60 единиц, с дискретностью 10. Основные применяемые виды маркировки по SAE: от 20 до 60. Чем выше показатель – тем масло гуще.

Всесезонные универсальные

Сюда относятся универсальные масла, которые подходят для заливки двигателя и летом, и зимой. Главное достоинство промышленного продукта – возможность работы при различных температурах, что особенно ценно в регионах с нестабильными климатическими условиями. Всесезонными (синтетическими) считаются такие марки по SAE: 0W-30 и 40, 5W-30 и 40, 10W-30 и 40, 15W-40, SAE 20W-40.

Расшифровка масла 5W40 следующая: цифра №1 указывает на класс вязкости и допустимое минимальное значение низкой температуры, при которой запустится двигатель (в данном случае это по SAE –25℃), а верхний порог +40℃. Сделанные на основе синтетики, универсальные масла наиболее востребованы среди автолюбителей, даже несмотря на их стоимость.

Таблица маркировки и классификаций моторных масел SAE

Класс (по вязкости; чем больше число, тем больше вязкость) Обозначение (« W » — от слова winter – зима
Зимние (6 классов) SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W
Летние (5 классов) SAE 20, 30, 40, 50, 60
Всесезонные SAE 10W-40, 15W-30 и т.д.

Масло с маркировкой 5W — наиболее жидкое на хо­лоде, применяется в любые морозы. Масло с маркировкой 10W обеспечивает пуск мо­тора до -30°С (применимо зимой в зоне умеренного климата).

Масло с маркировкой 15W может создать пусковые трудности при температуре около -25°С, однако при мощном стартере и хорошем аккумуляторе возможно расширение диапазона. В умеренном климате -подходящее масло для езды круглый год.

Масло с маркировкой 20W – для районов, где температура редко опускается до -20°С. Часто такое масло используется в гоночных и раллийных автомобилях.

Типы и характеристики моторных масел

В Европе, США, Японии и других странах действует маркировка моторных масел по  SAE  (Общество Автомобильных  Инженеров)по вязкости, похожая на классификацию, применяемую в России. Согласно классификации SAE масла делят на:

  • Зимние масла при небольшой вязкости обеспе­чивают холодный пуск при низких температурах; но при высоких температурах не обеспечивают надеж­ного смазывания двигателя);
  • Летние масла надежно смазывают двигатель при высоких температурах, но не обеспечивают холодный пуск при температуре воздуха ниже 0°С);
  • Всесезонные масла при низких температурах обладают вязкостью зимних масел, а при высоких – летних.

Зимние масла обозначают буквой W (от слова winter -зима). SAE разделяет моторные масла на 10 клас­сов, отличающихся по вязкостно-температур­ным характеристикам. Типичные обозначения зимних масел – OW, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W, летних – 20, 30, 40 и 50. Чем ниже число, указы­вающее класс зимнего масла, тем ниже темпе­ратура, при которой масло сохраняет работоспо­собность, т.е. смазывает трущиеся поверхности, свободно поступая к ним. Чем больше число в классе летнего масла, тем при более высоких температурах масло остается вязким, сохраняя устойчивую масляную пленку между трущимися деталями.


Функции моторного масла инфографика

Также  существует  принятая  во  многих  странах классификация API  (Американского  Нефтяного  Института), которая связывает эксплуатационные свойства масел с условиями работы двигателя. Условия применения масел обозначаются двумя буквами:

  • первая определяет тип двигателя (S – бензиновый, С – дизель),
  • вторая (А, В, С, D, E, F, G, Н) – уровень эксплуатационных свойств моторного масла.

Причем условия применения масла ужесточаются соответственно возрастанию порядкового номера буквы в алфавите. Масла классов SA и СА пред­назначены для нефорсированных двигателей, сконст­руированных до 70-х годов, работающих с легкими нагрузками. А масла классов SH и CD – для высоко-форсированных многоклапанных двигателей и двига­телей с наддувом, работающих в тяжелых условиях эксплуатации при высоких нагрузках (модели вы­пуска с 1989 года).


Инфографика Топ 10 покупаемых моторных масел в России

На упаковках обычно ставят обозначение маркировки моторного масла по обеим системам.

Тенденция такова, что масла в большинстве своем обычно изготавливают всесезонные. При этом мно­гие масла можно использовать как в бензиновых, так и в дизельных двигателях, однако последнее харак­терно только для моторных масел для легковых авто­мобилей.

Для упрощенной классификации моторные масла можно разделить на три большие группы, характе­ризующие состав масла. Масла бывают

  • минеральные (полученные из нефтепродуктов),
  • синтетические,
  • полусинтетические (представляющие собой смесь двух первых).

Такое деление вполне оправдано, поскольку мине­ральные и синтетические масла отличаются по вяз­костно-температурным характеристикам, а значит – и по области применения и, что также немаловажно, по стоимости. Следует заметить, что большую роль играют всевозможные присадки, влияющие в первую очередь на свойства масла, а также и на его цену

Сезонные и универсальные масла

Поначалу проблему застывания масла на морозе решали применяя масла с разной вязкостью для зимы и лета и называли их сезонными маслами. Совершим небольшой экскурс в историю. Масла в качестве смазки моторов стали применять практически одновременно в появлением этих самых моторов. Говорят, кстати, что первый ДВС Дизеля не имел системы смазки и проработал около минуты, после чего его заклинило в результате теплового расширения деталей. Так что, хочешь не хочешь, а пришлось вводить в конструкцию эту самую систему смазки.

Однако уровень тогдашней нефтехимии был, прямо скажем, зачаточным, да и требования к маслу у тогдашних моторов были гораздо скромнее. Поэтому кроме нефтепродуктов использовались и более привычные для промышленности того времени вещества – растительные масла. Всемирно известный брэнд Castrol в своё время начинал с использования обычного касторового масла. Это, в общем, и отражено в его названии.

Так вот, о сезонности: как уже упоминалось, базовые минеральные масла состоят из большого количества различных нефтяных фракций в определённом диапазоне свойств (кстати, кому интересно, есть статья о функциях и свойствах моторного масла). Внутри этого диапазона они отличаются, в зависимости от своего состава. Например, чем больше в составе масла парафиновых соединений, тем лучше его смазывающие свойства и хуже низкотемпературные качества (температура застывания выше). Соответственно, у разных масел при одной и той же температуре будет разная вязкость и температура застывания. Поскольку в умеренных широтах колебания температур зимой/летом довольно сильны, то масло, хорошо работающее летом, зимой застынет. Ясно, что смазывать двигатель оно в таком состоянии не может. До появления модификаторов вязкости эту проблему можно было решить только заменой масла на более жидкое, застывающее при более низких температурах (ну или разведением костра под картером двигателя:)). Это позволяло заводить двигатели зимой без искусственного разогрева, но снижало смазываемость. Ведь, как мы помним, вязкость у более жидкого масла при прочих равных меньше, а значит и смазывает оно хуже. Вот примерные цифры по распространённой паре летнее/зимнее масло:

  • «летнее» масло М10Дм с вязкостью при 100°С равной 11 сСт, температура застывания -18°С.
  • «зимнее» масло М8Дм с вязкостью при 100°С – 8 сСт, температура застывания -30°С.

Кому интересно, что означают непонятные сочетания типа М10Дм, могут почитать статью о классификации моторных масел. Ну а  «сСт» – это единица измерения кинематической вязкости, о ней мы поговорим ниже.

Отсюда и происходит термин «сезонных» масел. В английском языке аналогом является слово monograde, то есть «одношкальный», если переводить дословно.

По мере развития химической отрасли появились присадки, позволяющие расширить диапазон рабочих температур масла. Одна из присадок понижает температуру застывания масла, называется такая присадка депрессорной. Другая присадка загущает масло при высоких температурах и называется модификатором вязкости. В статье о составе моторного масла я обещал объяснить механизм работы этих присадок, что и сделаю сейчас.

Синтетическое, минеральное и полусинтетическое масло

Fully Synthetic — расшифровывается как полностью синтетическое моторное масло

Сегодня на прилавках магазинов вы найдете масла, которые можно отнести к одной из трех групп. Первая группа – синтетические масла. Обычно на этикетке указано выражение «Fully Synthetic». Это масло – продукт химической промышленности, полученный в сложном процессе синтеза ряда химических элементов. Данный тип имеет массу преимуществ. Синтетика меньше изнашивает составляющие двигателя, лучше сгорает, а также минимизирует количество различных отложений. Благодаря минимальной испаряемости, здесь достигается продолжительный срок эксплуатации. Также синтетическое масло остается крайне эффективным в морозную погоду. Единственный минус этого типа – высокая цена.

Вторая группа – минеральные масла, помеченные меткой «Mineral». Этот тип изготавливается непосредственно из нефти путем многоэтапной обработки. По характеристикам масло практически идентично синтетическому, но за тем исключением, что при низких температурах оно густеет, соответственно, становиться неэффективным. Вследствие окисления, минеральное масло необходимо менять чаще, чем синтетическое.

Альтернативой синтетическим и минеральным маслам являются полусинтетические продукты. Обычно такие масла изготавливаются из натуральных компонентов, но имеют несколько синтетических присадок. Доступная цена и приемлемое качество – основные характеристики подобного масла. 

Типы и характеристики моторных масел

В Европе, США, Японии и других странах действует маркировка моторных масел по SAE (Общество Автомобильных Инженеров)по вязкости, похожая на классификацию, применяемую в России. Согласно классификации SAE масла делят на:

  • Зимние масла при небольшой вязкости обеспе­чивают холодный пуск при низких температурах; но при высоких температурах не обеспечивают надеж­ного смазывания двигателя);
  • Летние масла надежно смазывают двигатель при высоких температурах, но не обеспечивают холодный пуск при температуре воздуха ниже 0°С);
  • Всесезонные масла при низких температурах обладают вязкостью зимних масел, а при высоких – летних.

Зимние масла обозначают буквой W(от слова winter -зима). SAE разделяет моторные масла на 10 клас­сов, отличающихся по вязкостно-температур­ным характеристикам. Типичные обозначения зимних масел – OW, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W, летних – 20, 30, 40 и 50. Чем ниже число, указы­вающее класс зимнего масла, тем ниже темпе­ратура, при которой масло сохраняет работоспо­собность, т.е. смазывает трущиеся поверхности, свободно поступая к ним. Чем больше число в классе летнего масла, тем при более высоких температурах масло остается вязким, сохраняя устойчивую масляную пленку между трущимися деталями.


Функции моторного масла инфографика

Также существует принятая во многих странах классификация API (Американского Нефтяного Института), которая связывает эксплуатационные свойства масел с условиями работы двигателя. Условия применения масел обозначаются двумя буквами:

  • первая определяет тип двигателя (S – бензиновый, С – дизель),
  • вторая (А, В, С, D, E, F, G, Н) – уровень эксплуатационных свойств моторного масла.

Причем условия применения масла ужесточаются соответственно возрастанию порядкового номера буквы в алфавите. Масла классов SA и СА пред­назначены для нефорсированных двигателей, сконст­руированных до 70-х годов, работающих с легкими нагрузками. А масла классов SH и CD – для высоко-форсированных многоклапанных двигателей и двига­телей с наддувом, работающих в тяжелых условиях эксплуатации при высоких нагрузках (модели вы­пуска с 1989 года).


Инфографика Топ 10 покупаемых моторных масел в России

На упаковках обычно ставят обозначение маркировки моторного масла по обеим системам.

Тенденция такова, что масла в большинстве своем обычно изготавливают всесезонные. При этом мно­гие масла можно использовать как в бензиновых, так и в дизельных двигателях, однако последнее харак­терно только для моторных масел для легковых авто­мобилей.

Для упрощенной классификации моторные масла можно разделить на три большие группы, характе­ризующие состав масла. Масла бывают

  • минеральные (полученные из нефтепродуктов),
  • синтетические,
  • полусинтетические (представляющие собой смесь двух первых).

Такое деление вполне оправдано, поскольку мине­ральные и синтетические масла отличаются по вяз­костно-температурным характеристикам, а значит – и по области применения и, что также немаловажно, по стоимости. Следует заметить, что большую роль играют всевозможные присадки, влияющие в первую очередь на свойства масла, а также и на его цену

Расшифровка вязкости масла SAE

В обозначении масла слева указана низкотемпературная вязкость. За ней следует буква W, означающая возможность зимнего использования, а справа располагается высокотемпературная вязкость.

Низкотемпературная вязкость

Ниже представлены наиболее актуальные значения низкотемпературной вязкости, а также допустимые для нее температуры.

0W для минус 35-30 гр.
5W для минус 30-25 гр.
10W для минус 25-20 гр.
15W для минус 20-25 гр.
20W для минус 15-10 гр.

Высокотемпературная вязкость

Ниже представлены наиболее актуальные значения высокотемпературной вязкости, а также допустимые для нее температуры.

30 для плюс 20-25 гр.
40 для 35-40 гр.
50 для 45-50 гр.
60 для плюс 60 гр. и выше

Таким образом, меньшее значение указывает на более жидкую основу масла, а высокая цифра наоборот свидетельствует о более густом масле. Например, масло 10W-30 можно использовать при температурах от минус 20-25 до плюс 20-25 градусов.

Моторное масло 10w30 – поведение в различных условиях

Если укладываться в средний температурный диапазон, вне зависимости от базового состава (минералка или синтетика), параметры сохранятся в норме.

Это значит, что при запуске вы не разрядите аккумулятор, а на жаркой горной дороге не наступит масляного голодания. Однако в граничных режимах некоторые масла работают на пределе возможностей.

Рассмотрим вкратце виды базовых основ:

  1. Минералка – получена из нефтяного сырья, методом классической очистки. Это ректификационная возгонка (дистилляция) для отделения тяжелых фракций. Сильно зависит от температуры, заводские параметры остаются в допуске лишь в середине диапазона.

  2. Полусинтетика – это смесь минеральной и 100%!синтетической основ для расширения температурного диапазона при сохранении привлекательной стоимости. Неплохой компромисс для экономных водителей.
  3. Гидрокрекинговая основа относится к разряду синтетики (по стандартам той же SAE), однако с точки зрения производства, это минералка высшей степени очистки. Просто температурный диапазон таких масел не отличается от синтетики, но срок службы значительно ниже.
  4. Fully Synthetic – основа, полученная методом синтеза (как правило, из природного газа). 100%!синтетика со всеми вытекающими: высокая стоимость, запрограммированный широкий температурный диапазон и продолжительный срок службы.

Характеристики масла 10W30 зависят от сырья, из которого произведен продукт. Поэтому, если вы планируете работать на границе температурного диапазона, рекомендуется взять как минимум полусинтетику 10W30, а если позволяют средства – гидрокрекинг (HC) или Fully Synthetic.

Для средней полосы России с приоритетом прохладного лета, вполне подходит минеральная основа, если это не противоречит инструкции для вашего автомобиля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *