Расшифровка лабораторных анализов моторных масел

Содержание:

Классификация трансмиссионных масел по вязкости и температуре

К современным лубрикантам применяется динамическая и кинематическая вязкость. Эти показатели определяют способность жидкости сохранять доставочную стойкость к сдвигу во время разогрева и текучесть при понижении температуры.

Определяется каждый показатель путем лабораторных анализов, где в пробирке нагревается или остужается масло и измеряется время его стекания по специальной шкале.

Подбор автомасла по вязкостным параметрам критически важен.

Сама шифровка состоит из двух частей, для примера можно взять типичную жидкость синтетики 75W90.

  • 1. «75W» – говорит о минимальной температуре окружающей среды, при которой лубрикант сохраняет необходимую текучесть в данном случае (-40°С).
  • 2. «90» — высокотемпературный предел, установленный на отметке +35°С.Для масел МКПП применяется стандартная таблица J306, где указаны все допуски и соответствия. При этом для субстанций, разработанных под АКПП, подобные стандарты не используются.

Что такое индекс вязкости трансмиссионного лубрикана

Популярный вопрос, актуальный для любых масел, включая жидкости для АКПП и МКПП. Определение говорит о зависимости густоты смазки от температуры окружающей среды. Высокий показатель (130 и выше) говорит о хорошей стабильности лубриканта. Малая цифра (ниже 90) выдает жидкость, минерального типа или низкого качества. Определение влияет на сохранение стабильной густоты жидкостью, во время критических перепадов температур.

  1. В качестве базы выбирается 2 разных масла. Первый вариант сильно реагирует на изменение t°С – второй максимально устойчив. При этом их обозначение указывается как «0» и «100» соответственно.
  2. Далее берется проба новой смеси и помещается в равные условия с эталонными продуктами.
  3. Жидкости нагревают и по специальной шкале высчитывают, как испытуемый вариант ведет себя относительно двух других смесей.
  4. После процедуры продукту определяется индекс вязкости.

Индекс – цифра, выведенная путем тестов и характеризующая поведение продукта в условиях перепадов температуры.

Таблица классов вязкости

Стандартная таблица вязкости SAE J306 распределяет лубриканты по принадлежности к температуре эксплуатации. Узкоспециализированные масла, предназначенные для использования исключительно в летнее или зимнее время мало распространены в 2022 году ввиду нерентабельности эксплуатации. По этой причине таблица содержит самые популярные, универсальные формулы круглогодичного применения, актуальные для России.

Допуск SAE

Минимальный порог эксплуатации -°С

Верхний порог использования +°С

75W80

40

35

75W90

40

35

80W85

25

35

80W90

25

40

85W90

10

45

Значение вязкости автомобильного масла

Двигатель авто состоит из многих деталей, в ходе работы соприкасающихся между собой. В «сухих» двигателях их работа продолжается недолго, поскольку взаимное трение приводит к истачиванию и сравнительно быстрому выходу из строя. По этой причине в мотор заливается масло. Это техническая жидкость, покрывающая каждую трущуюся деталь специальной плёнкой и предохраняющая эти детали от износа вследствие истирания.

Каждая марка машинного масла имеет свою степень вязкости. Она характеризует состояние, когда масло остаётся в достаточной мере жидким, для выполнения своей основной функции — смазывание рабочих деталей мотора. Моторное масло подвергается влиянию как наружной, так и внутренней температуры, которые могут значительно колебаться (при эксплуатации в определённых условиях машинное масло внутри двигателя может нагреваться до +150), чего не происходит с другими жидкостями в автомобиле.

Закипание масла может повлечь ущерб для двигателя автомобиля. Для избежания этого специалисты по производству измеряют его вязкость, которая характеризует способность масла сохранять своё рабочее состояние в условиях критических температур.

Впервые вязкость машинного масла начали определять специалисты Американской ассоциации автомобильных инженеров (SAE). Данную аббревиатуру можно увидеть на упаковках машинного масла. После неё указываются цифры, которые разделяются буквой W (указывающей на способность моторного масла работать при низких температурах).

%rtb-4%

Если взять ряд цифр 10W-40, то 10W в нём является обозначением низкотемпературной вязкости — это уровень температуры, в условиях которой автомобильный двигатель после заправки его данным маслом заводится «на холодную» и масляный насос прокачивает техническую жидкость, не создавая риск сухого трения компонентов двигателя. В данном случае минимальная температура составляет -30 (от числа, указанного перед W, следует отнять 40), а при отъёме от числа 10 числа 35 получится -25. Именно -25 будет той критической температурой, в условиях которой возможно проворачивание стартером мотора для запуска двигателя. При данной температуре машинное масло сгущается, однако его вязкость остаётся достаточной для смазывания трущихся запчастей. Поэтому, чем выше число перед W, тем ниже отрицательная температура, при которой масло проходит сквозь насос, «поддерживая» стартер. В случае, когда перед W указан 0, масло прокачивается насосом при -40, тогда как стартер прокручивает мотор при температуре минимум -35 с учётом жизнеспособности АКБ и исправности стартера.

Число 40 после W в вышеприведённом случае указывает на высокотемпературную вязкость. Данная характеристика определяет минимальный и максимальный уровни вязкости машинного масла при условиях рабочих температур (+100…+150). Чем выше число после W, тем выше вязкость масла при данных рабочих температурах. Точную информацию относительно высокотемпературной вязкости масла, которая нужна для конкретного мотора, имеет только производитель данного авто. Потому рекомендуется соблюдение требований автомобильного производителя в отношении моторных масел, обычно указывающихся в инструкциях.

Вязкость масла определяется согласно номенклатуре SAE J300, подразумевающей подразделение всех масел по вязкости на 3 вида:

  • Зимние масла — SAE 0W, SAE 5W, SAE 10W, SAE 15W и SAE 20W.
  • Летние — SAE 20, SAE 30, SAE 40, SAE 50 и SAE 60.
  • Всесезонные — SAE 0W-30, SAE 0W-40, SAE 5W-30, SAE 5W-40, SAE 10W-30, SAE 10W-40, SAE 15W-40 и SAE 20W-40.

Всесезонные масла самые практичные, поскольку рабочие температуры их являются оптимально сбалансированными.

Для выбора масла с наиболее подходящей для конкретного мотора степенью вязкости следует придерживаться двух правил.

Выбор масла с вязкостью под климатические условия (внешние температуры использования)

Важно помнить, что средняя температура местности вашего проживания прямо определяет степень вязкости масла, обозначается цифрой стоящей перед W:

SAE 0W-30 от -30° до +20°C
SAE 0W-40 от -30° до +35°C
SAE 5W-30 от -25° до +20°C
SAE 5W-40 от -25° до +35°C
SAE 10W-30 от -20° до +30°C
SAE 10W-40 от -20° до +35°C
SAE 15W-40 от -15° до +45°C
SAE 20W-40 от -10° до +45°C

2. Выбор масла с учетом срока эксплуатации мотора. Чем машина старше, тем сильнее износ в ней трущихся пар — деталей, при работе двигателя соприкасающихся между собой с увеличением зазоров между ними. Чтобы избежать износа деталей, нужно обеспечить высокую вязкость масляной плёнки на поверхностях их. Таким образом, для мотора, который выработал свой ресурс наполовину, нужно приобрести масло, имеющее более высокую степень вязкости, для нового двигателя — масло с меньшей вязкостью.

Можно ли ездить на «зимнем» моторном масле с литерой «W» летом?

По сути, разделение масел на «зимние» и «летние» сейчас стерлось. Да, производители выпускают виды смазок, рассчитанные на летнее или зимнее использование, по градации температур (вновь смотрим на таблицы выше), но они рассчитаны на максимально высокие или низкие температуры.

К примеру, живет человек в Дубае, где средняя температура летом – плюс 32 градуса. Зачем ему покупать зимнее жидкое масло, если двигатель автомобиля и так будет прогрет до 25 градусов, даже если не будет заведен? Гораздо дольше прослужит и лучше будет защищать критичные точки соприкосновения в двигателе более густой летний вариант.

Возьмем Москву. У нас средняя температура в летний сезон за последние 10 лет не поднималась выше 17 градусов Цельсия. Зимой средняя температура не перешагивала ниже 6 градусов ниже нуля. В наших погодных условиях во всей средней полосе России, судя по информации с форумов, автовладельцы обычно льют масло 5-30 (от -30-25 до +20-25) или 5-40 (от -30-25 до +35-40) круглый год и не прогадывают.

Но если вы живете на севере страны или, наоборот, на юге, посмотрите на среднюю температуру в вашем регионе, скажем, через Википедию и при подборе масла отталкивайтесь от этих показателей, используя таблицу, приведенную выше в этой статье.

Если все еще есть сомнения, обратитесь к квалифицированным специалистам на СТО, они подскажут, какое масло подобрать.

Что означают цифры на упаковке моторного масла?

Общество инженеров-автомобилестроителей (Society of Automotive engineers, США) придумало систему измерения вязкости масла при помощи численного ряда. Для понимания физических свойств масла применяется тест, в котором масло должно протечь через отверстие определенного сечения. Чем дольше масло протекает, тем выше будет число и тем более вязким (липким) будет масло. Таким образом, более высокие числа означают более высокую вязкость.

Иногда это число в английской специализированной технической литературе называют «весом» масла. Базовые масла могут иметь только один номер – скажем, масло SAE 30. Эти масла имеют большую тягучесть в холод и становятся более текучими (часто значительно), когда разогреются. Такие показатели, чтоб вам было понятно, будут препятствовать легкой прокачке холодной смазки масляным насосом, но при рабочей температуре разогретое масло не сможет обеспечить толстую масляную пленку. И то и другое – нехорошо.

Более сложные составы масел, подходящие для большинства автомобилей, используют моторные масла с двумя числовыми обозначениями, например такими: 5W-20 или 10W-40. Вот что означают эти цифры:

Итак, первое число, в данном случае «5», – это показатель того, насколько вязким является данное масло, когда оно находится в холодном состоянии*.

*Поскольку эта система измерения была придумана американскими специалистами, за точку отсчета берется 0°F (-17.78 °C). В зависимости от сорта масла температура может быть ниже.

Данный показатель важен нам потому, что с помощью него мы сможем определить, насколько загустеет масло при определенной температуре окружающего воздуха, когда мы запустим холодный автомобиль с утра пораньше.

Чем меньше будет первая цифра, тем меньше масло будет густеть на морозе и тем лучше оно будет с первых секунд защищать трущиеся части двигателя.

Приводим сравнительную табличку масел и их температурных режимов работы.

Типы масел, рассчитанные на использование при минусовой температуре

Масло 0W может использоваться при температурах до -35-30 °C

Масло 5W может использоваться при температурах до -30-25 °C

Масло 10W может использоваться при температурах до -25-20 °C

Масло 15W может использоваться при температурах до -20-15 °C

Масло 20W может использоваться при температурах до -15-10 °C

Типы масел, рассчитанные на использование при плюсовой температуре

Масло с первым числом 30 может использоваться при температурах до +20-25 °C

Масло с первым числом 40 может использоваться при температурах до +35-40 °C

Масло с первым числом 50 может использоваться при температурах до +45-50 °C

Масло с первым числом 60 может использоваться при температурах до +50-55 °C

Эксплуатационные требования к качеству моторных масел

На надежность и долговечность автомобильных двигателей большое влияние оказывает качество применяемых моторных масел.

Условия работы масел в двигателях внутреннего сгорания постоянно ужесто­чаются. Форсирование нагрузочных и скоростных режимов двигателей, умень­шение удельной емкости системы смазки приводит к росту температуры основ­ных деталей и, как следствие, к ускорению окисления масел.

Основная функция моторного масла — снижение трения и износа трущихся поверхностей деталей двигателя за счет создания на их поверхностях прочной масляной пленки. Одновременно моторные масла должны обеспечивать:

  • уплотнение зазоров в сопряжениях работающего двигателя и, в первую оче­редь, деталей цилиндро-поршневой группы;
  • эффективный отвод тепла от трущихся поверхностей деталей, удаление из зон трения продуктов износа и других посторонних веществ;
  • надежную защиту рабочих поверхностей деталей двигателя от коррозион­ного воздействия продуктов окисления масла и сгорания топлива;
  • предотвращение образования всех видов отложений (нагары, лаки, зольные от­ложения, шламы) на деталях двигателя при его работе на различных режимах;
  • высокую стабильность при окислении, механическом воздействии и обвод­нении, т.е. сохранение первоначальных свойств как в многообразных усло­виях применения, так и при длительном хранении;
  • малый расход масла при работе двигателя;
  • большой срок службы масла до замены без ущерба для надежной работы двигателя.

Для выполнения этих функций моторные масла должны удовлетворять следу­ющим эксплуатационным требованиям:

  • обладать оптимальными вязкостными свойствами, обеспечивающими надеж­ную и экономичную работу двигателей на всех эксплуатационных режимах;
  • иметь хорошую смазывающую способность для предотвращения интенсив­ного изнашивания трущихся поверхностей деталей;
  • обладать достаточной химической стойкостью, обеспечивающей минимальное изменение свойств смазочного материала в процессе применения, а также небольшое образование коррозионно-активных продуктов и вредных отложени£ что позволяет увеличить продолжительность работы смазочных материалов пр минимальном коррозионно-механическом изнашивании сопряжений двигателя;
  • обладать устойчивостью к испарению, вспениванию и образованию эмуль сий, а также к выпадению присадок;
  • надежно защищать трущиеся поверхности и другие металлические деталь от атмосферной коррозии.

12.12.2012, 1801 просмотр.

Расшифровка вязкости трансмиссионного масла

Некоторым автолюбителям непонятно что означают цифры, нанесенные на этикетку канистры. Следовательно, также как и они расшифровываются.

Усложняет положение дел широкий выбор лубрикантов, к примеру, бывают смеси типа 75w140 или 75w90 где разница заключается только в верхнем пороге эксплуатации и составе смеси.

Расшифровка трансмиссионного масла 75w90

Существует большое количество СМ импортного и отечественного производства. Самыми популярными являются такие:

  • ЗИК;
  • Кастрол;
  • Ликви Молли;
  • ТИТАНИУМ;
  • Эльф.

Однако для лучшего понимания, для примера можно взять российскую трансмиссионку Лукойл ТМ 4/ТМ 5, основанную на полусинтетической технологии производства.

  1. 75 – низкотемпературный показатель, при котором смесь сохраняет достаточную текучесть для возможности прокачивания по напорным магистралям. Для конкретного продукта показатель ограничен отметкой — 40°С.
  2. W – буква говорит о допустимости эксплуатации в зимнее время года.
  3. 90 – показатель высокотемпературной вязкости, когда лубрикант обеспечивает оптимальную толщину защитной пленки для предотвращения сухого трения нагруженных пар механизма. В этом случае смесь работает до +35 градусов Цельсия.

Таким образом, формула оптимальна для эксплуатации в условиях средней и серверной полосы стран СНГ, где отсутствуют критические морозы или жара.

Расшифровка 80w90

Следующая разновидность подойдет для южных областей страны. Допуск SAE 80W90 можно расшифровать таким образом:

  1. 80 – показатель низкотемпературной вязкости. Жидкость сохраняет достаточную текучесть при -25 °С.
  2. W – принадлежность субстанции к зимнему классу.
  3. 90 – показатель верхней границы эксплуатации +40 °С.

Таким образом, любая смесь с подобным индексом на канистре оптимально подойдет для средних и южных широт.

https://youtube.com/watch?v=gLDv1_PEc8s

На что обратить внимание при покупке моторного масла

Перед приобретением моторного масла помимо вязкости рекомендуется также обратить внимание на:

  • моющие способности состава (насколько хорошо убирается грязь и нагар);
  • износостойкость жидкости (уточните у продавца при какой температуре смазывающая пленка начнет распадаться);
  • коррозийные свойства масла (лучше всего если коррозийного воздействия не будет вообще);
  • предрасположенность к вспениванию (чем меньше пены будет образовываться, тем лучше);
  • способность старения (насколько быстро масло потеряет свои свойства);
  • улетучеваемость.

Кроме этого, стоит учитывать что производители некоторых марок категорически рекомендуют использовать только специализированные масла. Например, для некоторых моделей Nissan, Honda и Ford подходит только «свое» масло.

Расшифровка 10W30

Когда ученые определились с параметрами вязкости, возникла необходимость приведения маркировки к единому стандарту. За эту работу взялось сообщество автомобильных инженеров. Система классификации получила название SAE: например, SAE 10W30.

В обозначении три составляющих:

  1. Первая цифра (на летних маслах может отсутствовать) – это низкотемпературная составляющая. Обозначает минусовые показатели, при которых смазка еще сохраняет установленную вязкость.
  2. Литера «W» подтверждает, что масло может эксплуатироваться в зимних условиях.
  3. Последняя цифра устанавливает предел температур выше нуля (летние режимы), при которых вязкость позволяет удерживать масляную пленку.

Полная раскладка маркировки указана в таблице:

Как видите, линейной зависимости между цифрами и значениями температуры нет.

Исходя из этого стандарта SAE 10W30, расшифровка масла говорит о следующем:

  • холодный пуск двигателя обеспечивается при температуре окружающего воздуха до -25°C;
  • масло предназначено как для летней, так и для зимней эксплуатации;
  • максимальная температура окружающего воздуха, при которой производитель гарантирует сохранение вязкостных характеристик – не более +25°C.

Технические спецификации автомобилей

Созданные в API и ACEA минимальные базовые условия, которые должны быть соблюдены производителями масел и производителями автомашин. В разных ДВС условия эксплуатации для моторного масла разные, они испытывают различные нагрузки.

В связи с тем, что из-за конструкции двигателей создаются разные мощности и одно масло эксплуатируется в экстремальном режиме, другое — в щядящем, производители ДВС создали специальные системы классификации, так называемые, допуски. Это производители моторов для хороших машин, таких как АУДИ, БМВ, МЕРСЕДЕС, ШКОДА, ФОЛЬКСВАГЕН, ПОРШЕ, ФОРД, РЕНО И ФИАТ. То есть данные производители сами рекомендуют свои наработки в области присадок для масел. В инструкциях по эксплуатации таких автомобилей есть спецификации, по которым можно посмотреть номера, которые подходят для данного двигателя и которые должны быть нанесены на упаковку моторного масла рядом с шифром.

Система допусков WAG для легковых авто

  • VW 500.00 — это энергосберегающее масло для двигателей (SAE 5W-30, 10W-30, 5W-40, 10W-40 и др.);
  • VW 501.01 — всесезонное моторное масло, назначается для бензиновых ДВС до 2000 года выпуска;
  • VW 502.00 — предназначен для турбированных моторов.
  • VW 503.00 — для бензиновых моторов, вязкость таких масел SAE 0W-30. Также особенностью является то, что менять такое масло надо реже, через 30 тыс.км.
  • VW 504.00 — это масло для таких же ДВС, что и 503, но выхлопная система должна быть с трехкомпонентным нейтрализатором.
  • VW 505.00 — это для двигателей TDI дизельных, это Ауди, Шкода и Фольксваген до 2000 г.в.
  • VW 505.01 — это для моторов PDE с форсункой.
  • VW 506.00 — это энергосберегающее моторное масло со степенью вязкости 0W-30 для ДВС V6 TDI -*замена через каждые 30 тыс.км. Для 4х цилиндровых TDI замена масла через 50 тыс.км. Рекомендуется использовать для дизелей от 2002 г.в.
  • VW 506.01 — этот допуск применяется для турбированных ДВС с насос форсункой PD-TDI. Эксплуатационный ресурс увеличен, как у предыдущего.

Система допусков для автомобилей Mersedes-Benz (легковых)

У знаменитого автоконцерна Mersedes есть свои допуски для использования моторных масел.

То есть, если, например, на канистре есть обозначение МВ-229.1, то этот допуск говорит о том, что масло подходит и для дизелей и для бензиновых, но только до 1997 г.в.

МВ 229.5 — этот допуск информирует о том, что энергосберегающее масло для дизель и бензиновых ДВС  с увеличенным сроком эксплуатации.

МВ 229.31 — соответствует по спецификации с SAE 0W и с SAE 5W. Такой допуск уменьшил содержание фосфора и серы в составе масла.

Система допусков BMW

  • BMW loglife 98 — допуск информирует, что это масло для ДВС после 1997 г.в. Соответствует сертификату SAE A3/B3. Повышен эксплуатационный ресурс, то есть менять такое масло надо реже.
  • БМВ longlife 01 — масло с таким допуском для моторов 2001 г.в.
  • БМВ longlife 01FE — масло для ДВС, которые эксплуатируются в тяжелых условиях.
  • БМВ longlife 04 — масло с таким допуском разрешено использовать в современных новых двигателях БМВ.

Система допуска Renault

  • RN 0700 — соответствует сертификату ACEA A3/B4 или АСЕА А5/В5.
  • RN 0710 — соответствует АСЕА А3/В4.
  • RN 0720 — масло с таким допуском предназначено для новых дизельных моторов с сажевыми фильтрами последнего поколения, соответствует АСЕА А3 с доп.требованиями РЕНО.

Система допусков Ford

  • Ford WSS-M2C913-A — масло 5W-30 с таким допуском применяется для первичной и сервисной замены. Соответствует сертификатам ILSAC GF-2, ACEA A1-98, B1-98 и доп.требованиям концерна Форд.
  • Ford M2C913-B — масло с таким допуском подходит для бензиновых и дизельных двигателей, но для первичной заливки или сервисной замены. Также, соответствует сертификату требований ИЛСАК GF-2, ACEA A1-98, B1-98.
  • Ford WSS-M2C913-D — масло с таким допуском предназначено только дизелей, кроме двигателя машины ФОРД КА TDCI до 2009 г.в. Также, не подходит для авто от 2000 до 2006 г.в. Повышенный ресурс эксплуатации (менять реже). Предусматривает возможность заправления биодизелем и высокосернистым топливом.
  • Ford WSS-M2C934-A — для дизельных моторов с сажевыми фильтрами DPF.
  • Ford WSS-M2C948-B — для бензиновых и дизельных ДВС с катализатором. Соответствует сертификату АСЕА С2. Имеет требования по вязкости, должно быть 5W-20. Также, должно быть заниженное образование сажи.

Сезонность моторных масел

Для качественной работы транспортного средства принято разделение ГСМ на типы моторного масла по сезонам. К ним относят вещества, сделанные на основе синтетики (результат искусственного производства), природных продуктов (минералы) или их сочетания (полусинтетика). Не забывайте о том, что у каждого моторного масла есть свой срок годности.

Синтетические вещества занимают высшую ступень среди остальных разновидностей автомасел. Они устойчивы к высокой температуре, а также подходят для эксплуатации транспорта при низких атмосферных показателях. Изготавливаются они на основе углеводородного сырья с его глубокой обработкой. Хорошая вязкость способствует легкости запуска двигателя и увеличению его ресурса. Продается по высокой цене.

Минеральное масло сделано на основе прогонки и тщательной очистки нефти. ГСМ характеризуется достаточными смазывающими свойствами, хорошей растворимостью присадок, облегчающем трение внутреннего механизма при любых температурных режимах. Данный вид рекомендуется подбирать для своей машины по вязкости, так как оно может густеть на морозе или окисляться, а при закипании в горячем температурном режиме – оставлять осадок (шлаки) на двигателе. Цена продукта доступная.

Полусинтетическое масло изготавливают на минеральной основе с добавлением синтетических добавок. Такой смешанный состав имеет хорошие смазывающие свойства, при сохранении невысокой цены. Специалисты рекомендуют применять синтетику для моторов с большим пробегом.

Независимо от того, какая основа моторная масла, обращают внимание на 2 основных параметра, указывающих на его классификацию – тип двигателя и вязкость (густота) при высоких и низких температурах. Больше всего на автомобильном рынке востребованы универсальные составы, которые можно использовать при высоких летних температурах, а также зимой (например, с маркировкой 10W-40)

Зимние

Данная категория предназначена для эксплуатации машин в минусовых температурах. Здесь большое значение имеет вязкость масла. ГСМ для зимы по SAE: 0, 5, 10, 15, 20, обозначенные W. Благодаря наличию в маркировке буквы W, можно сразу определить, что промышленный продукт подходит для применения в условиях низких температур. Зимнее масло не рекомендуется для заливки моторов в жаркую погоду (не будет нужного давления). Оно считается сезонным.

Летние

Отличаются большой вязкостью и хорошо смазывают конструкционные элементы двигателя и других деталей. Его нельзя использовать при температурах ниже 0, так как становится густым, и запустить мотор будет крайне сложным. Расшифровка моторного масла, предназначенного для лета: 20-60 единиц, с дискретностью 10. Основные применяемые виды маркировки по SAE: от 20 до 60. Чем выше показатель – тем масло гуще.

Всесезонные универсальные

Сюда относятся универсальные масла, которые подходят для заливки двигателя и летом, и зимой. Главное достоинство промышленного продукта – возможность работы при различных температурах, что особенно ценно в регионах с нестабильными климатическими условиями. Всесезонными (синтетическими) считаются такие марки по SAE: 0W-30 и 40, 5W-30 и 40, 10W-30 и 40, 15W-40, SAE 20W-40.

Расшифровка масла 5W40 следующая: цифра №1 указывает на класс вязкости и допустимое минимальное значение низкой температуры, при которой запустится двигатель (в данном случае это по SAE –25℃), а верхний порог +40℃. Сделанные на основе синтетики, универсальные масла наиболее востребованы среди автолюбителей, даже несмотря на их стоимость.

Эксплуатационные свойства ТМ

В Российской классификации трансмиссионных масел выделяются:

  • вязкость и стойкость к перепадам температур;
  • способность смазывания;
  • коррозионная стойкость и агрессивность.

Первым важным параметром выступает именно вязкость. Густота смазки напрямую влияет на эффективность трансмиссии. К примеру, у жидкости ТАП 15 В динамическая сопротивляемость проворачиванию при -100 градусов Цельсия составляет 30 Па. Параметр снижает производительность редуктора на 50-60% — это значительно повышает расход топлива и нагрузку на мотор. В подобных условиях требуется применять масла, более устойчивые к морозам.

Смазывающие свойства характеризуются способностью жидкости минимизировать фрикционное напряжение между подвижными парами. Чем выше показатель, тем лучше жидкость сохраняет нагруженные узлы.

Коррозионная стойкость – это свойство лубриканта окислять поверхность под действием высоких температур. Обычно тест проводится на стальной или медной пластине, где указывается агрессивность состава.

Спецификация MIL

Собственная спецификация вооруженных сил США. Требования ужесточают гражданские нормы и накладывают дополнительные ограничения на используемые компоненты, производительность формулы. Здесь следует выделить стандарты.

  1. L-2105B – устаревший стандарт, соответствующий модификации APIGL-4. Жидкости используются в коробках передач с латунными синхронизаторами и элементами из цветных металлов.
  2. L-2105С – улучшенная спецификация более жесткая, относительно содержания защитных присадок. Смазки группы применимы в редукторах, приводных передачах, мостах.
  3. L-2105D – стандарт 1987 года, обеспечивающий соответствие экологическим нормам по вредным выбросам и защите окружающей среды.
  4. PRF-2105E – нормативный акт полностью соответствует допуску АПИ МТ-1и гарантирует повышенную термическую стабильность жидкости.

Классификатор качества трансмиссионных масел по ZF

Крупнейшая в Европе организация по производству силовых установок и трансмиссионных блоков для автомобилей Zahnradfabrik Friedrichshafen. Компания имеет собственные спецификации для каждой группы компонентов.

Каждая спецификация содержит информацию по вязкости, марке, классе качества.

  1. TE-ML 01 – группировка масел, содержащих не более 2% несгораемых примесей. Основное назначение – КПП без синхронизаторов, с включением передач посредством зубчатых муфт.
  2. TE-ML 02 – предназначена для коробок передач механического и автоматического типа, установленных на автобусы, грузовики. Стоящий ха цифрой буквенный указатель говорит о разновидности трансмиссии.
  3. TE-ML 102 – проект утверждает принадлежность к увеличенным межсервисным интервалам.
  4. TE-ML 03 – стандартные гидротрансформаторы легкомоторной техники и легковых автомобилей.
  5. TE-ML 04 – смазки, заправляемые в блоки судовых агрегатов.
  6. TE-ML 05 – обновленный стандарт, предназначенный для обслуживания внедорожников. Вторая часть индекса (А, В, С) более точно указывает на разновидность смазочного материала.
  7. TE-ML 06 – навесное оборудование сельскохозяйственной, строительной техники, специализированных агрегатов.
  8. TE-ML 07 – сервоприводы, гидравлика, соединенная с электроприводами. Основная область применения – подъемные краны, приводы бетономешалок и прочих машин.
  9. TE-ML08 – масла для рулевых реек легковой и грузовой техники, внедорожных, городских автомобилей.
  10. TE-ML 09 – системы ГУР различных аппаратов.
  11. TE-ML 10 – сложные механизмы и агрегаты, оборудованные гидротрансформаторами, фрикционными муфтами.
  12. TE-ML 11 – АКПП, МКПП легковых авто.
  13. TE-ML 12 – приводные мосты и редукторы легковушек.
  14. TE-ML 13/15 – спецтехника НАТО гусеничного и колесного типа.
  15. TE-ML 14 – АКПП коммерческой техники.

Общее щелочное число (TBN)

Во время работы двигателя в нем проходят химические и физические процессы, в результате которых молекулы топлива окисляются, образуется окись, и она крайне негативно сказывается на металлических частях двигателя, образует шлам, оседает на деталях, некоторые химические компоненты окиси участвую в процессах коррозии, разрушают резиновые уплотнители. Чтобы нейтрализовать образовывающуюся кислоту в масло добавляют химически активные присадки. Само по себе минеральное очищенное масло химически нейтрально.

Для повышения щелочности масла в него добавляют специальные присадки – детергенты, они частично нейтрализуют образующуюся кислоту и расщепляют на мелкие фракции, не дают сформироваться шламу. Щелочность падает с пробегом, чем больше пробег, тем ниже щелочное число и тем выше кислотное. Когда до их «встречи» остается небольшой зазор, масло теряет свою способность мыть и нейтрализовать и становится непригодным. Поэтому масла с большим щелочным числом считаются самыми лучшими и рабочими.

В современных маслах встречается показатель щелочи от 5 до 14 мгКОН/г. Хорошим показателем для бензиновых моторов считается 7-8 мгКОН/г, для дизельных от 9 – в дизельном двигателе сложней условия для масла, выше температура, больше серы в топливе. Безопасным использование масла считается до показателя TBN до 50% от показателя свежего масла. С появлением бензина с низким содержанием серы этот показатель немного снизился, сера – один из главных врагов масла, способствующих его окислению. Критический показатель для смены масла, когда щелочное число сравнивается с кислотным.

Для определения щелочного числа в свежем масле и в отработке используются разные методы. Для свежего масла ГОСТ 30050 или ASTM D 2896, для отработки ГОСТ 11362 или ASTM D 4739. Каждый метод «видит» щелочи разного типа, но иногда компании используют для анализа и отработки, и свежего ГОСТ 30050 или ASTM D 2896, это связано с внутренней политикой производителя.

Определение качества масла по щелочному числу двояко. С одной стороны, масло с низким числом быстрей сработается, потеряет свои свойства отмывать шлам. С другой стороны, обогащение состава присадок снижает щелочное число, то есть масла с богатым пакетом присадок могут иметь низкий показатель щелочи. Поэтому некоторые дешевые масла с высоким щелочным числом могут просто иметь бедный пакет присадок.

Минимальный показатель температуры

  • 0 градусов 0W-20, 0W-30 и другие серии.
  • минус 18 градусов 0W-20, 0W-30 и другие.
  • Ниже минус 18 градусов 0W-20 и другие.

Для более старых и изношенных моторов, рабочий ресурс которых уже почти завершен, я бы открыто советовал применять моторные смазки, уровень которых будет более высоким, нежели цифры из сервисной книжки. Этим могут стать классы и значения SAE 15W-40, а для совсем устаревших моторов лучше все таки остановиться на классе: SAE 15W-50.

Внимание, заливая моторную смазку более высокого уровня обращайте свое внимание на ее максимальную температуру. Вязкая смазка при сильном холоде — может стать не полезным лекарством, а скорее ядом для мотора, которое убьет двигатель

2 Расшифровка маркировки моторного масла по коэффициенту вязкости

Обозначение вязкости на упаковке продукта определяется специальной международной системой SAE J300. Величина вязкости – условные единицы. Чем больше их значение, тем выше показатель вязкости. По этому значению автомобильные моторные масла подразделяются на всесезонные, летние и зимние.

Обозначение вязкости на упаковке продукта

Масла для любого времени года маркируются цифробуквенными значениями. Например, 0W-20, 10W-30, 20W-50. Первые число и буква обозначают зимнее значение вязкости. Чем больше число, тем вязкость выше при отрицательных показателях температуры. Число после тире обозначает значение вязкости в летнее время. Чем оно больше, тем лучше будет смазка двигателя при повышенных температурах во время работы мотора.

Летние моторные масла обозначаются простым числовым значением. Например, SAE 20, 40, 60… Чем больше число, тем выше вязкость. Высокая вязкость обеспечивает повышенную защиту двигателя, но в то же время имеет ряд недостатков. Поэтому выбирайте масло с оптимальным для вашего автомобиля показателем. Зимние масла маркируются числом и буквой W (от англ. winter-зима). Например, SAE 0W, 10W, 25W. И здесь число обозначает показатель вязкости. Небольшая вязкость позволит завести двигатель в сильный мороз, но при прогретом двигателе будет недостаточно предохранять детали от трения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *