Почему машина кипит: причины перегрева охлаждающей жидкости

Закипела машина — последствия

Если кипит система, степень повреждения каналов бывает разной. Часто это ничем опасным не грозит, просто владелец машины ограничивается испугом. Но если перегретый двигатель глохнет (и аккумулятор не причём), это может указать на следующие вещи:

  • разрушение уплотнителя ГБЦ;
  • повреждение блока;
  • критическое снижение уровня тосола;
  • поломку или деформацию клапанов;
  • повреждение маслосъемных колпачков.

Разрушение головки блока цилиндров

Последствия закипания устраняются в зависимости от конкретной ситуации. Обычно всё решается восстановлением, шлифовкой ГБЦ. Заклинивание поршней в гильзах встречается редко. Однако в этом случае ремонт выглядит нецелесообразно. Куда проще и дешевле установить другой мотор.

Постоянный перегрев жидкости и выход пара — симптом уменьшения количества охлаждающей жидкости. В этом случае двигатель нормально охлаждаться не будет даже после остывания. Если не принять мер по дозаправке, а просто остудить установку — тосол закипит повторно. Нагрев в области камер сгорания и других теплонагруженных деталей увеличится. Внутренние части узла придут в негодность, а сам блок цилиндров — разрушится.

Как устранить неисправность?

Когда закипает антифриз в расширительном бачке, а стрелка термометра показывает 110 °С и более, нужно заглушить мотор и проверить следующие моменты:

  1. Попробуйте рукой нижнюю часть радиатора. Если она остается холодной, неполадка кроется в термостате. Дайте двигателю остыть и не спеша добирайтесь до гаража либо станции техобслуживания. Неисправный термостат подлежит замене, ремонту он не поддается.
  2. Не срабатывающий вовремя электрический вентилятор подсоедините напрямую к аккумулятору и продолжайте движение в сторону знакомого автоэлектрика, способного поставить точный диагноз.
  3. Определить степень засорения радиатора нереально без разборки системы и демонтажа элемента. Эту версию проверяйте в последнюю очередь.
  4. Заклинивание и разрушение помпы сопровождается резким скачком температуры антифриза и протечкой сальника водяного насоса. Деталь придется заменить, ехать дальше недопустимо.
  5. Признаки образования воздушной пробки идентичны симптомам неисправности термостата. Другое дело, что она не возникает на пустом месте: скорее всего, вы неудачно заполнили систему антифризом.

Для удаления воздушной пробки снимите шланг в верхней точке системы (обычно это блок дроссельной заслонки) и доливайте жидкости в емкость, пока не потечет из этого патрубка.

Теперь о том, что делать с неисправной крышкой расширительного бачка либо радиатора. Лучшее решение – поменять негодный элемент, ремонт помогает ненадолго. Заодно проверьте состояние пластиковой емкости на предмет трещин, могущих появиться в результате давления жидкости и пара. Ездить с заклинившим перепускным клапаном крайне нежелательно.

Прокладка между головкой и блоком цилиндров меняется незамедлительно. Смесь масла и антифриза натворит много бед, вплоть до гидроудара и разрушения стенок камеры сгорания в дизельном двигателе. Учтите, пробой прокладки не всегда сопровождается белым дымом из выхлопной трубы, поэтому следите за цветом и консистенцией охлаждающей жидкости в расширительном бачке.

Если вам довелось столкнуться с кипением антифриза в дороге, проверьте элементы системы по инструкции, представленной выше. Три причины не позволят своим ходом добраться до СТО – поломка помпы, трещина в прокладке ГБЦ и полная потеря жидкости. В остальных случаях можно двигаться, делая остановки с целью остудить силовой агрегат. При утечке антифриза временно долейте в систему дистиллированную воду.

Теперь пришло время поговорить о причинах перегрева в самом моторе!

Одной из первых мыслей, которые приходят в голову, при словосочетании «перегрев мотора» будет, наверное, низкий уровень антифриза. Большинство, скорее всего, начнет проверять уровень, кстати, когда мотор перегрелся или просто горячий, ни в коем случае не вздумайте открывать радиатор, чтобы проверить антифриз. В системе охлаждения имеется определенное давление, поэтому если на разгоряченном двигателе открыть крышку радиатора, можно получить серьезные ожоги. Никогда так не делайте!

Так вот, вернемся к нашим баранам! Если количество антифриза недостаточное для эффективного охлаждения силового агрегата, то в самых горячих его точках возникнут локальные перегревы, после чего охлаждающая жидкость полностью перестанет циркулировать по системе. Как правило, антифриз утекает через резиновые патрубки, или сквозные отверстия в радиаторах, того, что в моторном отсеке и того, который радиатор печки. Если есть проблемы с паровым клапаном пробки радиатора или расширительного бачка, задача которых контролировать давление в системе охлаждения, то порог температуры закипания жидкости снизится. В таком случае при повышении нагрузки на двигатель, он скорее всего начнет серьезно греться или закипать.

Еще к вопросу антифриза хочу отнести такие понятия, как старый антифриз или вода вместо антифриза. Антифриз необходимо менять и об этом я уже делал ролик, ссылку добавлю в описание. Так вот, если антифриз уставший, градус кипения будет снижен и мотор будет закипать даже при вполне оптимальных температурных режимах, или как минимум сразу после допустимого максимума. Что касается воды, то здесь все очень просто, она кипит гораздо раньше, чем антифриз, поэтому если вы решили сэкономить, заменив антифриз водой, то смею вас огорчить такой фокус не пройдет. На старых моторах — возможно, но не на новых горячих, одноразовых движках!

После антифриза подозрение падает на термостат, который может заклинить на «малый круг», то есть в закрытом положении, что исключает возможность циркуляции по «большому кругу», в котором радиатор и вентиляторы. Без должного охлаждения температура двигателя будет стремительно расти, особенно во время медленной езды, например в пробках, при больших нагрузках и так далее.

«Подгулявшая» помпа или, правильнее сказать, неисправный водяной насос системы охлаждения, имеет самое непосредственное отношение к перегреву силового агрегата. Если насос не выполняет свою прямую задачу, по тем или иным причинам циркуляция антифриза, а вместе с ней и эффективный теплоотвод будут нарушены. Причин возникновения проблем с помпой есть немало, например обрыв ремня привода, разрушение лопастей насоса, а также заклинивание подшипника.

Забитый изнутри, или извне радиатор охлаждения — это прямая дорога к закипанию двигателя. Если забит изнутри, циркуляция будет затруднена, а вместе с ней и отвод тепла от раскаленных деталей. Тут все понятно, думаю. Если радиатор залепило с внешней стороны, например пылью, тополиным пухом, или грязью, то воздушный поток уже не сможет циркулировать между ребрами такого радиатора, общая температура антифриза будет возрастать, а порог перегрева станет еще ближе

Мойка радиатора — это тема отдельного видео, не забывайте уделять внимание этому узлу и вникать в суть его работы, в противном случае придется вникать в то, что такое капремонт или полная замена двигателя

Двигаемся дальше, и следующий в списке возможных виновников перегрева движка — электровентилятор, который срабатывает, когда радиатору необходим дополнительный обдув и отвод тепла. Тут свои тонкости и набор причин, по которым это может произойти, например неисправный мотор вентилятора, проблема с питанием, неисправный датчик включения, или поломка реле.

Разрыв, прогар или любая другая негерметичность прокладки головки блока цилиндров неминуемо ведет к тому, что выхлопные газы начнут проникать в охлаждающую жидкость. Последствия такого неприятного явления будут печальными. Мало того, что антифриз будет выдавливать из системы, так ко всему прочему, вместо него в систему попрут газы, образуя воздушные пробки и целые участки, в которых не будет ни капли охлаждения. Зачастую, в первую очередь страдает «бошка», то есть ГБЦ, то есть головка блока цилиндров.

Почему закипает антифриз в бачке

Кипением жидкости охлаждения в авто водители могут называть два процесса: ее бурление или закипание при высоких температурах.

Процесс кипения начинается, если температура рабочей среды в охлаждающей системе достигает 115 °С. Почему закипает антифриз в расширительном бачке? Причиной этого может быть ряд факторов:

  • заклинивание заслонки термостата в открытом положении приводит к постоянному протеканию жидкости по малому кругу, поэтому она не успевает охладиться;
  • неисправность датчика включения вентилятора охлаждения;
  • забиты соты радиатора охлаждения;
  • система охлаждения «завоздушена» (воздушная пробка препятствует свободному течению антифриза;
  • заклинил водяной насос, сломался его вал или разрушилась крыльчатка;
  • антифриз отличается малой плотностью (слишком разбавлен водой) и закипает уже при 100 °С.

Если антифриз закипает в результате описанных выше факторов, происходит перегревание мотора и силовой агрегат выйдет из строя. При высоких температурах алюминиевые поршни увеличиваются в объеме и будут оставлять задиры на внутренней поверхности стальных гильз цилиндров. Если своевременно не заглушить мотор, который нагрелся до слишком высокой температуры, придется проводить замену поршневой группы, а возможно и коленчатого вала.

Если водитель видит, что температурный показатель работы мотора превысил 110 °С, нужно остановить двигатель и разобраться, почему перегревается мотор. Капремонт потребует больших финансовых вложений.

Неисправности в системе охлаждения, что грозит автомобилю

Неисправности системы охлаждения влекут за собой нарушение температурного режима, в результате чего может произойти перегрев двигателя. Существуют такие неисправности системы охлаждения:

  • Низкий уровень ОЖ.
  • Неисправность указателя температуры.
  • Неисправность датчика температуры.
  • Коробление ГБЦ и пригорание прокладки; неисправности патрубков (засорение, механические повреждения, нарушение герметичности крепления).
  • Трещины в блоке цилиндров или рубашке охлаждения головки блока.
  • Неисправности привода вентилятора.
  • Неисправности термостата.
  • Неисправности центробежного насоса (износ, нарушение герметичности, ослабление привода).
  • Неисправности радиатора (нарушение герметичности, загрязнение наружной поверхности, засорение сердцевины).

Неисправности навесного оборудования/агрегатов мотора

В большинстве случаев причины перегрева заключаются в поломке следующих агрегатов:

Термостат

Заклинивший в закрытом положении термоэлемент не дает жидкости поступать в радиатор охлаждения, направляя ее по малому кругу. Диагностическим признаком является холодный нижний патрубок радиатора при полностью прогретом моторе.

Помпа

Отказ насоса ОЖ приводит к прекращению циркуляции антифриза и, соответственно, перегреву. Перед полным отказом помпа обычно начинает издавать нехарактерные для нее звуки (скрип, свист). При осмотре на работающем моторе ремень ГРМ проскальзывает по шкиву насоса, не вращая его (актуально для автомобилей ВАЗ с передним приводом).

Радиатор

В процессе эксплуатации соты радиатора охлаждения забиваются листвой и грязью, а внутренние поверхности — ржавчиной или накипью. При сильном загрязнении радиатор перестает отводить тепло. Соответственно, машина кипит. Внешнее загрязнение диагностируется визуально, внутреннее — по итогам промывки.

Вентилятор

Перегрев по этой причине происходит в основном летом, в пробках или при плотном городском движении. Отказ вентилятора приводит к неконтролируемому росту температуры ОЖ тогда, когда термостат перестает справляться со своей задачей. Диагностируется визуально.

Утечка антифриза

При нарушении целостности системы охлаждения (лопнувший радиатор, поврежденные патрубки, неплотные хомутовые соединения) антифриз под давлением вытекает из контура. Оставшегося количества не хватает для полноценного охлаждения двигателя. Машина закипает.

Диагностическим признаком нехватки ОЖ является работа отопителя. Даже на кипящем двигателе из дефлекторов дует холодным или чуть теплым воздухом. При небольших потерях антифриза работа «печки» временно восстанавливается при увеличении оборотов двигателя.

Расширительный бачок

При отказе клапана крышки расширительного бачка в системе охлаждения перестает поддерживаться необходимое рабочее давление. При этом температура кипения ОЖ снижается и автомобиль закипает.

Воздушные пробки

Такая проблема встречается при неправильном заполнении системы антифризом. В отдельных ее элементах остается воздух, мешающий циркуляции ОЖ.

Все эти причины имеют место, однако редко приводят к закипанию. Чаще температура повышается всего на несколько градусов.

Как понять, что двигатель перегрелся

Есть автомобили, у которых «предусмотрительные» (это стёб) конструкторы сделали указатель в виде контрольной лампы, которая своим «красным глазом» сигнализирует – «приехали», надо спасать мотор от перегрева. Коварство такого минимализма в том, что датчик ставит нас перед фактом, не позволяя заранее избежать неприятности

Слава Богу, небольшая часть таких машин, кроме красной, имеет ещё синюю (всё нормально) и жёлтую (осторожно!) «контрольки», по которым проще отслеживать нагрев антифриза

А что делать, если автомобиль вообще не имеет приборной панели (есть и такие), датчик по каким-то причинам не работает, или водитель занимался какими-то другими, более важными делами, чем смотреть на приборы?

Разумеется, самый прямой признак перегрева – вырывающиеся из-под крышки капота облака пара, свист, шипение и характерный запах подобно гейзеру низвергающихся на дорогу потоков кипящего антифриза.

Чем грозит перегрев двигателя и что нельзя делать

Превышение допустимой рабочей температуры ДВС может иметь серьезные последствия. А ошибочные действия водителя в ситуации, когда стрелка указателя перешла в красную зону, могут их усугубить. Если прибор показывает перегрев — не стоит сразу глушить мотор. Поскольку в этом случае прекращается циркуляция жидкости, и на стенках рубашки охлаждения головки блока цилиндров усиливается кипение. В результате теплообмен ухудшается, т.к. газовая пленка препятствует отводу тепла. Как следствие — ГБЦ может деформироваться, и потребуется дорогостоящий ремонт. Открывая пробку радиатора или крышку расширительного бачка, мы моментально сбрасываем давление до атмосферного. И перегретый антифриз вскипает во всём объёме. Помимо сильного ухудшения теплоотвода и возможных последствий для мотора, водитель рискует получить сильные ожоги выплеснувшейся жидкостью, смешанной с паром — столб кипятка может достигать пяти метров.

Поливая холодной водой двигатель снаружи, следует помнить, что вода, попавшая на раскаленные коллекторы, может привести к появлению на них трещин. Стоимость восстановительного ремонта неприятно удивит.

Что делать, когда закипел двигатель

Автомобилистов волнует вопрос: Когда кипит двигатель — что делать, и какие действия предпринять? Конечно, если закипел двигатель, нужно остановиться и дать ему остыть. Параллельно, стоит выяснить — по какой из причин это произошло.

Как показывает практика, стандартной причиной перегрева и закипания двигателя служит неисправность термостата, который заклинивает и не даёт охлаждающей жидкости циркулировать по большому кругу через радиатор. В этом случае, речи об охлаждении вообще идти не может. Чтобы устранить неисправность необходимо заменить термостат.

Менее частой причиной становится вентилятор радиатора, который не работает. Особенно это опасно в летнее время года, когда наружный воздух не обеспечивает достаточного охлаждения. Для начала стоит выяснить — где скрывается проблема. В данном случае, сначала стоит провести диагностику температурному датчику, который, скорее всего, вышел со строя. Для проведения диагностических работ стоит воспользоваться мультиметром.

Ещё одно место поиска становится плавкий предохранитель, который может перегореть из-за замыкания в бортовой сети. Неисправность вентилятора может быть связана с неисправностью реле или проводки. Поэтому, если обнаружилось, что датчик температуры работает, нужно проверить элементы питания и управления вентилятором.

Уровень охлаждающей жидкости в системе также будет играть весьма важную роль. Если его недостаточное количество, то мотор будет быстро греться, а летом и перегреваться. При этом не будет помогать, ни вентилятор, ни другие средства. Поэтому, если двигатель перегрелся, то стоит осмотреть, количество жидкости в расширительном бачке и если необходимо, то долить до нужного уровня.

После того, как причина установлена, а мотор остыл, можно попробовать доехать до гаража или автосервиса, для осуществления ремонта. Конечно, при этом стоит следить, чтобы мотор повторно не перегрелся, ибо это может кончиться плохо для силового агрегата.

Последствия перегрева

Из причин, поясняющих, почему закипает машина, ясно, что последствия этого могут быть самыми серьезными. Они могут повлечь за собой капитальный ремонт двигателя, замену большинства деталей силового агрегата.


Последствия перегрева могут быть очень серьезными

К последствиям, которые могут быть вызваны перегревом мотора, можно отнести:

  1. Повреждение прокладки ГБЦ. Перегрев приводит к нарушению плоскости головки блока цилиндров, повреждению уплотнительной прокладки, из-за чего выхлопные газы попадают в систему охлаждения. Как итог — охлаждающая жидкость закипает намного быстрее, достигая критически высоких значений, теряет способность охлаждать мотор.
  2. Микроскопические трещины в цилиндрах. Достижение пиковой температуры негативно сказывается на свойствах разных материалов, в том числе и металлов. Из-за этого антифриз может попасть в камеру сгорания. Выявить это позволяет белый дым, выходящий из выхлопной трубы.
  3. Повреждения головки блока цилиндров. Многочисленные перегревы негативно влияют на точность привалочных плоскостей ГБЦ. Это приводит к значительному ухудшению эффективности работы системы охлаждения.
  4. Серьезные неисправности двигателя. Из-за критического нагрева моторное масло может потерять свои свойства, ухудшив эффективность работы системы смазки. Это способно привести к самым серьезным повреждениям: проворачиванию вкладышей, задирам в цилиндрах.

Что делать если машина закипела

Если ваша машина закипела, то вы можете минимизировать ущерб, если правильно отреагируете на ситуацию. Чтобы сберечь перегревшийся двигатель от повреждений, необходимо выполнить следующие действия:

  • Не глушите двигатель сразу – от этого его состояние только ухудшится.
  • Включите систему отопления машины на полную мощность и оставляем ее работать 2-3 минуты. Печка частично отведет тепло от двигателя, после чего его можно будет заглушить.
  • Оставьте двигатель остывать. В это время пытаемся выяснить причину закипания.
  • При выявлении проблемы попробуйте устранить неисправность своими силами, если это возможно. Пробитый патрубок можно заменить отрезком трубки аналогичного диаметра. Поврежденный температурный датчик заменяем на новый.
  • Если проблема не выявлена либо если ее нельзя устранить своими силами, то двигаемся в автосервис. Однако делать это нужно аккуратно, контролируя температуру в двигателе.

Самое же главное правило – не забывайте регулярно делать ТО своему автомобилю! Ведь в большинстве случаев двигатель закипает вследствие простой невнимательности автовладельца к состоянию машины.

Вышла из строя АКБ на машине

Любой агрегат на любой машине через некоторое время изнашивается, и порой у нее возникают различные дефекты. Далее – поломки батареи, что провоцируют закипание раствора:

  1. Чрезмерная сульфатация. Ток, идущий от генератора, не может уничтожить большие отложения сульфата на пластинах. В таких условиях их объем понижен, а ток идет с учетом нормального функционирования аккумулятора. Поэтому подпитка от генератора заменяется процессом водного гидролиза. Именно он провоцирует возникновение водорода.
  2. Шламовые загрязнения химического раствора. Когда аккумулятор машины функционирует, скапливаются свинцовые частички, а также оксиды этого металла. Данные частички – это проводники. Очищенная вода (что является диэлектриком и нужна для переноса различных элементов) превращается в проводника. Это все способствует возникновению эффекта саморазрядки, именно при нем в растворе возникают газы.
  3. Пластины обрываются или же деформируются. У очень изношенной АКБ уменьшается сечение проводников. Когда пластина обрывается или деформируется, в банке возникнет короткое замыкание с мгновенным закипанием.

Если электролит пересытится кислотой, некоторые сульфаты не смогут разложиться, даже если они не создали большой нерастворимый слой. Это станет причиной снижения объема и вскипания.

Что делать если автомобиль закипел?

Прежде чем что либо делать и лезть под капот, надо понимать что температура ОЖ превышает 100°С, поэтому будьте крайне осторожны. Не спешите, делайте все аккуратно, без спешки. Ни в коем случае не надо поливать водой сам мотор, сделаете только хуже, если есть небольшое количество воды, то можно вылить её на радиатор охлаждения. Это немного охладит всю систему.

Если стрелка датчика температуры находиться в красной зоне, надо немедленно заглушить автомобиль. Дальнейшая работа ДВС просто-напросто выведет его из строя, не стоит пытаться доехать до ближайшего автосервиса. После того как заглушили двигатель, первым делом надо понять, из-за чего Ваш автомобиль закипел. Откройте капот, даже если ничего не понимаете, пусть свежий воздух поступает в подкапотное пространство.
Далее следует заняться поиском неисправности. Загляните под капот и проверьте, есть ли утечки антифриза. Ни в коем случае, сразу после остановки не открывайте крышку расширительного бачка, дайте автомобилю остыть примерно до 70°. Если Вы решите сразу открыть крышку расширительного бачка, то моментально получите ожог, даже если в системе нет ОЖ, Вас обожжет пар.
Проверьте, работает ли вентилятор охлаждения двигателя. Для этого, не дожидайтесь пока автомобиль остынет, включите зажигание. При исправном Вентиляторе, он должен моментально сработать, если температура ОЖ выше нормы. Если этого не произошло, то возможно причина перегрева автомобиля кроется именно в вентиляторе. В жаркую погоду он просто спасает автомобиль от перегрева. Проверить работоспособность вентилятора можно еще одним способом – снять фишку с температурного датчика при включенном зажигании. После этого действия практически на всех современных автомобилях срабатывает вентилятор.
После проверки работоспособности вентилятора необходимо проверить работоспособность термостата. Для этого потрогайте два больших патрубка исходящих от радиатора. Оба они должны быть горячие, при условии, конечно, что в системе есть антифриз. Если хотя бы один из них холодный, то термостат, скорее всего, заклинил и подлежит замене.
Следующим этапом будет проверка помпы. На многих автомобилях она вращается с помощью приводного ремня и гоняет ОЖ по всей системе охлаждения

Поэтому обратите внимание на целостность всех ремней. В случаях когда помпа работает от ремня ГРМ или от шестерни, её работоспособность получиться проверить только на запущенном моторе – патрубок, исходящий от помпы, должен быть всегда горячее остальных.

Если после осмотра все узлы находятся в рабочем состоянии, никаких отклонений нет, тогда, скорее всего причина закипания кроется в забитом радиаторе охлаждения, воздушной пробке, неисправности ДВС.


Забитый радиатор охлаждения. С таким автомобиль точно будет кипеть!

В любом случае, дождитесь пока автомобиль немного остынет и долейте ОЖ до необходимого уровня (если нет с собой запаса ОЖ то долейте обычной воды, после таких действий желательно поменять ОЖ по приезду домой).


Уровень ОЖ

Но прежде чем продолжить движение, проверьте состояние масла в ДВС, для этого достаньте щуп и посмотрите, нет ли на нем желтого налета (эмульсии). Самым частым следствием перегрева двигателя является деформация ГБЦ. При такой неисправности ОЖ попадает в картер или цилиндры двигателя. Если на щупе обнаружили эмульсию, то дальнейшее движение на автомобиле будет невозможным.


Эмульсия на щупе. Последствия перегрева ДВС

Что делать если из под капота повалил пар?

В первую очередь НЕ СТОИТ ПАНИКОВАТЬ, ничего страшного еще не произошло, даже если из под капота повалил пар!

Пар из под капота идет чаще всего когда поломка только случилась. Например, оборвался патрубок ОЖ, или прохудился радиатор

Если Вы заметили пар, следует немедленно остановиться на обочине и обратить внимание на датчик температуры ОЖ. Если температура ОЖ в норме или чуть выше нормального значения, то переведите регулятор печки на самый горячий воздух и включите печку на полную, дайте автомобилю поработать пару минут на холостом ходу и только после заглушите двигатель

Хочу Вас обрадовать, Вы вовремя среагировали и не перегрели свой автомобиль. О том, как устранить течь ОЖ чтобы продолжить движение я уже рассказывал. Сегодня мы поговорим о том случае, когда Ваш автомобиль именно «закипел», когда температура ОЖ завалила в красную зону, а пар из под капота повалил именно из-за перегрева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *