Технические характеристики самосвала маз 20 тонн

История развития

Белорусский «трудяга», как его называют, начал свою жизнь еще в военные годы после освобождения Минска.

Эмблемой марки стал беловежский зубр. С развитием производства был создан МАЗ-500 – главный прародитель современного МАЗа-5551. Произошло это в конце 60-х годов.
Самосвал стал собственной разработкой минских конструкторов. Агрегировался он двигателем ЯМЗ-236, который уже был четырехтактным.

После серии модификаций и доработок в 1985 году поступила в серийное производство одна из версий – самосвал МАЗ-5551. Он является наиболее распространенным на территории России.

Важным преимуществом «белоруса» являются его поворотливость и маневренность благодаря небольшой колесной базе грузовика и двухосной компоновке.

Поэтому в городских условиях он идеально вписывается даже в небольшие стройплощадки и развороты.

Описание самосвала МАЗ-5551

Прежде чем узнать грузоподъемность МАЗ 5551 и другие его рабочие показатели, целесообразно подробнее ознакомиться с этой популярной моделью, её особенностями. Выпуск автомобиля начался в 1985 году, однако несмотря на устаревшую конструкцию он до сих пор повсеместно используется в сельскохозяйственной и других сферах.

К числу наиболее значимых особенностей подобного рода транспортного средства следует отнести:

  • небольшие габариты, позволяющие грузовику успешно маневрировать даже в условиях ограниченного пространства;
  • отличная грузоподъемность, значительно превосходящая аналогичные показатели у многих других моделей отечественного, зарубежного производства;
  • универсальность.

Необходимо упомянуть также замечательную проходимость этого самосвала, обусловленную большим дорожным просветом, характерным для большинства грузовых автомобилей данного производителя.

Будучи неприхотливым в обслуживании и эксплуатации, МАЗ повсеместно используется не только в сельскохозяйственной сфере, но и на многочисленных строительных площадках. При необходимости провести ремонт достаточно изучить каталог запчастей, приобрести нужную деталь и устранить неисправность, используя различные видео-инструкции.

Он отлично подходит для перевозки различных сыпучих материалов — песка, удобрений, небольшого размера камней, щебня, строительного мусора. Удачная конструкция позволяет использовать его для транспортировки зерна, благодаря чему модель нередко называют сельхозник.

Самыми популярными модификациями самосвалов этой серии являются:

  • 020 — оснащен кузовом, способным разгружаться исключительно назад;
  • А2-320 — современная версия с турбированным двигателем мощностью 230л.с.;
  • А3-4327 — отличается увеличенным размером сварного кузова, предназначенного для транспортировки сыпучих грузов.

Существуют и другие модификации этой популярной модели, имеющие специальное назначение, например, использование в качестве автопоезда либо в коммунальном хозяйстве.

Отличное качество сборки и доступная стоимость сделали грузовик оптимальным решением для эксплуатации в коммерческой сфере, где важна высокая рентабельность. Необходимо отметить, что тюнинг применяется в отношении подобного рода автомобилей сравнительно редко, поскольку их эксплуатационные характеристики не требуют доработок.

Устройство автомобиля

Конструкция МАЗ Зубренок отличается простотой, однако может отличаться и зависит от конкретной модификации. Ведь со времени начала выпуска модель неоднократно дорабатывалась и улучшалась, что позволило ей стать одной из самых эффективных в своем сегменте.

Как можно увидеть на фото, дизайн грузовика был изменен в 1998 году, что позволило ему стать более современным в сравнении с предыдущими поколениями. К числу основных элементов конструкции транспортного средства относятся:

Кабина машины довольно просторная, позволяет с комфортом разместиться водителю и 2 пассажирам. Изготовлена из прочных материалов, редко подвергается коррозии, все контрольные приборы и органы управления удобно расположены по отношению к водителю.

Особого упоминания заслуживают двигатели, устанавливаемые на МАЗ, поскольку они значительно отличаются, в зависимости от модификации. Стандартным вариантом представляется дизельный силовой агрегат v-образного типа, оснащенный 6-ю цилиндрами. Он имеет объем 11,15 литров, может похвастаться мощностью до 180 л.с. Однако, по мере совершенствования конструкции на автомобили данной модели стали устанавливать более современный вариант мотора, оснащенный турбонаддувом, а также обновленный радиатор.

Некоторые из модификаций даже предусматривали установку не только отечественных агрегатов ЯМЗ, но и иностранных аналогов, однако они, как показывают отзывы, не получили широкого распространения, поскольку стоимость грузовика существенно возросла.

Устройство

МАЗ 555102 позаимствовал конструкцию МАЗ 5337 с некоторыми доработками. В передней и задней части устанавливается классическая рессорная подвеска. При этом за задним мостом находится стабилизатор поперечной устойчивости. Подобная конструкция увеличивает безопасность поворота при полной загрузке машины. Модель отличается мобильностью и быстро разгоняется даже с грузом.

Двигатель МАЗ 555102 функционирует совместно с трансмиссией ЯМЗ-236П (Ярославский моторный завод). 5-ступенчатая механическая коробка передач имеет 5 передних и 1 заднюю скорость и может оснащаться ограничителем скорости (до 85 км/час). Передаточное число ведущего моста – 7,14.

Тормозная система включает несколько систем: рабочую, стояночную, запасную и вспомогательную. В основе рабочей тормозной системы лежат барабанные элементы. Ее особенностью являются эффективность и простота работы. При этом тормозная система имеет один недостаток – длительный период закачки, заставляющий нажимать на педаль несколько раз. Автомобиль оснащается системой ABS.

Для МАЗ 555102 доступны кабины нескольких конфигураций:

  • малый тип (вмещает 2 человек);
  • средний тип (вмещает 3 человек).

Внутреннее пространство кабины лаконично, спального места здесь не предусмотрено. Удачная конструкция ступенек позволяет удобно забираться в салон. Рулевая колонка отличается большим диаметром и имеет регулировку в нескольких плоскостях. Гидроусилитель руля упрощает выполнение поворотов. Водительское кресло оборудовано функцией подрессоривания и несколькими настройками. Для всех сидений предусмотрены ремни безопасности. Задние зеркала с подогревом и большое панорамное лобовое стекло облегчают процесс вождения.

Приборная панель содержит минимальный набор необходимой информации. Реле и блок предохранителей располагаются под открывающейся крышкой. Салон имеет отличную шумо- и теплоизоляцию. Система отопления обеспечивает комфортную температуру даже при -20 градусах. Для проветривания применяются форточки и вентиляционный люк, расположенные на крыше.

Подъем кабины выполняется при помощи гидропривода. При поломке замка вероятность откидывания исключается. Кабина может подниматься только при открытии радиаторной решетки.

МАЗ 555102 поставляется с кузовами 2 видов, которые имеют сварную цельнометаллическую конструкцию. Платформы отличаются типом разгрузки (задняя или 3-сторонняя), габаритными размерами и объемом. Кузов оборудован телескопическим гидроцилиндром, имеющим выдвижные звенья. Гидравлический привод позволяет опускать и поднимать платформу из салона.

МАЗ-5551

Минский автомобильный завод является одним из ведущих предприятий машиностроения на всем постсоветском пространстве. Предприятие имеет 70-летнюю историю выпуска большегрузной техники. Изначально белорусские грузовики отличали высокая надежность, простота в эксплуатации и легкость в обслуживании и ремонте. Высокая степень унификации запасных частей и агрегатов позволяет организовать сервисное обслуживание на современном техническом уровне. «МАЗ» сегодня – это брэнд, заслуживший признание не только на родине, но и в ближнем и дальнем зарубежье. В номенклатуру выпускаемой продукции входят бортовые автомобили, седельные тягачи, шасси под установку оборудования различного назначения, автобусы, троллейбусы и прицепная техника. В настоящий момент под маркой «МАЗ» производится более четырехсот моделей и модификаций техники. Благодаря сотрудничеству с ведущими производителями автомобильной техники в мире, продукция завода востребована и конкурентоспособна на мировых рынках. Предприятием налажено сотрудничество с немецкими компаниями MAN и BOSCH, американской Cummins, международным концерном ZF, российским ЯМЗ и многими другими фирмами и организациями. Это позволяет не только разрабатывать современные и перспективные образцы машин, но и модернизировать модификации и модели, запущенные в производство. Одним из долгожителей производственной линии завода остается самосвал, получивший отраслевой индекс МАЗ-5551. Первые образцы машины были выпущены еще в 1985 году. Претерпев незначительных изменений, машина выпускается по сегодняшний день, и пользуется заслуженным спросом на рынке грузовых автомобилей.

Навигация по статье

Технические характеристики МАЗ-5551

Популярность данного транспортного средства обусловлена превосходными рабочими показателями, которые сделали его крайне востребованным в сфере различных грузоперевозок. К числу наиболее значимых ТТХ МАЗ-5551 необходимо отнести:

  • двигатель — ЯМЗ или аналоги, мощностью 180-230л.с., в зависимости от модификации;
  • колесная база — 3,3м;
  • снаряженный/полный вес — 7,58/16,23 тонн;
  • объем кузова — 5,5-12,5 м3 при условии монтажа дополнительных бортиков;
  • время подъема кузова с нагрузкой — 15с.

Упоминания также заслуживает коробка передач механического типа, которой комплектовались все модификации. Она оснащена 5-ю ступенями и синхронизаторами, что значительно упрощает управление автомобилем.

Подъем кузова осуществляется не с помощью традиционного для транспортных средств того времени пружинного механизма, а при помощи гидропривода.

Габариты

Одной из отличительных особенностей этого грузовика представляются небольшие размеры, позволяющие уверенно передвигаться на строительных площадках и других стесненных условиях. Длина модели составляет всего 5,99 м, а ширина — 2,5 м. Если мерить по крыше кабины, высота МАЗ составляет 2,925 м.

Грузоподъемность

Изначально грузоподъемность данного транспортного средства составляла 8 тонн, однако инженеры завода-изготовителя впоследствии существенно доработали конструкцию. Благодаря усиленной раме и увеличенному объему кузова она возросла до 10-12 тонн, что позволяет сделать грузоперевозки значительно эффективнее.

Несмотря на свои скромные габариты подобного рода автомобиль не может похвастаться скромным весом. Отчасти это связано с материалами изготовления кузова, рамы и кабины, благодаря которому полная масса 5551 составляет 16,23 тонны, что несколько больше, чем у моделей автоконцерна предыдущего поколения.

Технические характеристики

МАЗ-5551 – двухосный самосвал с колесной формулой 2х4 и двойной ошиновкой задних колес. Кузов цельнометаллический, с автоматическим открыванием и закрыванием заднего борта. Разгрузка самосвала в базовой комплектации – задняя. Двигатель расположен продольно, под бескапотной кабиной. Все силовые элементы закреплены на металлической раме.

Весовые параметры и распределение нагрузок

  • Грузоподъемность – 8500 кг;
  • Снаряженная масса – 7580 кг;
  • Распределение нагрузки – передняя ось 4130 кг, задняя ось 3450 кг;
  • Полная масса автомобиля – 16230 кг;
  • Распределение нагрузки при полной массе – передняя ось 5980 кг, задняя ось 10250 кг;

Динамические характеристики

  • Максимальная скорость движения, заявленная производителем – 85 км/ч;
  • Время разгона самосвала до 60 км/ч – 50 сек;
  • Выбег автомобиля с 50 км/ч – 850 м;
  • Максимальный угол преодолеваемого подъема -25 град;
  • Радиус поворота – по внешнему колесу 7,9 м, габаритный 8,6 м;
  • Время работы кузова при оборотах двигателя 1900 об/мин – подъем груженного 15 сек, опускание порожнего 10 сек;
  • Угол подъема кузова – 50*.

Линейные и объемные параметры

  • Длина – 5990 мм;
  • Ширина – 2500 мм;
  • Высота – 2925 мм;
  • Высота при полностью поднятом кузове – задняя разгрузка 4850 мм, боковая разгрузка 3850 мм;
  • Колесная база – 3950 мм;
  • Погрузочная платформа – 3860х2265х630 мм;
  • Клиренс -270 мм;
  • Объем кузова – 5,3 м3 в базовом исполнении, до 12,5 м3 в различных модификациях;

Ходовая часть

Передняя подвеска выполнена на двух полуэллиптических рессорах с гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия. Задняя подвеска на двух основных и двух дополнительных рессорах со стабилизатором поперечной устойчивости. Механизмы тормозов – барабанные. Привод основной тормозной системы – пневматический, раздельно на передние и задние колеса. Стояночный тормоз – на задние колеса с пневмоприводом, от пружинных энергоаккумуляторов. На автомобиль устанавливаются шины размером 12.00R20 мод. ИД-304.

Силовая передача

В базовой комплектации автомобиль оснащается механической пятиступенчатой коробкой передач ЯМЗ-236П. Синхронизаторы установлены на 2, 3, 4, и 5 передачах. Передача крутящего момента от двигателя на элементы трансмиссии осуществляется двухдисковым фрикционным сцеплением. Привод сцепления – гидравлический с пневматическим усилителем. Задний мост – двойная передача, состоящая из центрального редуктора и колесных передач. Передаточное число ведущего моста – 7,79. Карданная передача открытого типа с шарнирами на игольчатых подшипниках

Электрооборудование

Однопроводная электрическая схема проводки обеспечивает бортовых потребителей электричеством напряжением 24 В. В качестве источников постоянного тока выступают две аккумуляторные батареи типа 6-СТ-182 или 6-СТ-190 и генератор переменного тока со встроенным регулятором напряжения.

Удобство и комфорт

Что же сделали конструкторы для эргономики и удобства водителя и пассажиров в МАЗе-5551?

В отличие от предыдущей версии все-таки в конструкцию и расположение элементов управления, кресла водителя и приборную панель внесли некие приятные изменения, что, безусловно, добавило комфорта и удобства эксплуатации.

В кабине просторно и уютно. Без спального места здесь легко располагаются водитель и два пассажира.

В кабину легко залезать благодаря правильно расположенным поручням и ступенькам. Эргономикой расположения элементов кабины вряд ли можно похвастаться.

Руль регулируется как по высоте вылета, так и по углу наклона. Сидение передвигается на салазках. Но все же водителю тяжело найти для себя удобное положение.

Это приводит к быстрой утомляемости и негативно влияет на сосредоточенность и качество его работы.

Однако благодаря большим боковым зеркалам и расположению водителя обзор остается на высоте.

Панель приборов довольно информативна, но из-за слабой яркости световой индикации некоторых показателей отдельные элементы плохо видны днем.

Но все же белорусские создатели постарались во многом преобразить кабину и внутреннее пространство. И у них это получилось.

Удачным стало расположение предохранительной коробки – за панелью приборов возле пассажирского кресла, доступ к ней не затруднен.

Освещение и вентиляция кабины сделаны на высоком уровне.

Между водителем и пассажиром есть специальное отделение, в которое можно положить, например, документы, бутылку с водой и другие мелочи.

Здесь же есть сигаретница, однако ни прикуривателя, ни пепельницы почему-то не предусмотрели разработчики этого автомобиля.

Неудобно открывать двери изнутри из-за низкого расположения рычажка открывания.

Для опрокидывания кабины конструкторы МАЗа учли недостатки пружинного механизма, который мог создавать опасность из-за самопроизвольного отщелкивания и откидывания, и оборудовали ее гидроприводом.

Именно благодаря такой системе отсекается опасность, присущая пружинному замку. Для отечественного рынка грузовых автомобилей все гидроприводы взаимозаменяемы.

МАЗ тоже можно назвать отечественным, так как изначально сделан он в одной большой стране – СССР. Система фиксации сделана очень просто – стальной трос крепится на раму и какую-либо точку снизу кабины.

Хоть и не эстетично, зато дешево, надежно и практично. Управление гидроприводом подъема кабины находится под решеткой радиатора.

Такое расположение обусловлено тем, чтобы водитель помнил, что поднимать кабину без открытой решетки радиатора нельзя.

Качество металла кузова и сами элементы не настолько надежны, как хотелось бы, но это не препятствует использованию автомобиля в качестве тягача.

Ручник на МАЗе-5551 уже современного образца с энергоаккумуляторами пружинного типа, обладает хорошими техническими характеристиками.

А здесь можно ознакомиться с техническими характеристиками автомобиля ГАЗ-33081 «Егерь».

Существенным просчетом системы, по отзывам экспертов, является отсутствие болтов в камерах, с помощью которых можно принудительно растормозить колодки.

Модификации

Самосвал МАЗ-5551 стал логическим продолжением ранее выпускаемой модели. Его конструкция во многом разработана на базе МАЗ-5337, который выпускался заводом уже на протяжении десяти лет. Шасси МАЗ-5551 также используется для монтажа гидравлических подъемников и кранов, автоцистерн и другого специализированного оборудования. За тридцать лет производства было выпущено множество модификаций, отличавшихся друг от друга силовыми установками, элементами трансмиссии, грузоподъемностью и оснащением кабин и уровнем комфорта. Можно выделить несколько основных модификаций:

  • МАЗ-5551-020 – модель первых годов выпуска грузоподъемностью до 10 тонн, оснащавшаяся атмосферным, 180-сильным мотором ЯМЗ;
  • МАЗ-5551 А2-320 – машина повышенной грузоподъемности с турбированной силовой установкой ЯМЗ мощностью 230 л.с;
  • МАЗ-5551 А3-4327 – модель, оборудованная кузовом с разгрузкой груза на три стороны объемом 12,5 м3. Используется для транспортировки сельскохозяйственных грузов. Грузоподъемность – 9,2 т;
  • МАЗ-5551 А2-325 – самосвал, с кузовом объемом 5,5 м3, и возможностью трехсторонней разгрузки. Предназначен для использования в составе автопоезда;
  • МАЗ-5550 – современная модификация грузоподъемностью до 12 тонн. Оснащается турбированным двигателем ЯМЗ мощностью 273 л.с. и 9-ти ступенчатой коробкой передач ZF. Автомобиль имеет левосторонний отвод отработанных газов и не оборудован обогревом платформы.
  • МАЗ-5551-01ХЛ – модификация для эксплуатации в условиях пониженных температур до -60*.

Некоторые модели самосвала также оснащены надежными немецкими силовыми установками Deutz BF4M1013FS агрегатируемые 9-ти ступенчатыми механическими КПП ZF.

Кабина МАЗ-5551

Что такого интересного сделали конструкторы, чтобы улучшить эргономику и удобство управления МАЗом? Изменений хватает, и все они весьма приятные. В кабине стало уютно и просторно. Даже без спального места здесь легко поместятся два пассажира, не считая самого водителя.

Грамотно продуманные поручни и ступеньки позволяют залезать в кабину быстро и просто. Сиденье можно двигать и регулировать – к сожалению, только пассажирское. В 90-е годы не каждая машина имела регулировку руля, а у MAZ-5551 она есть. В кабине был замечен и первый недостаток – слишком большой руль. Если вы не обладаете высоким ростом, при каждом повороте нужно будет немного подаваться телом вперед. Вряд ли такое нововведение можно считать удобством.

Панель приборов оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, она достаточно информативна, с другой – имеет слабенькую яркость, из-за чего отдельные элементы практически не видны в дневное время. Удачно расположенная предохранительная коробка – несомненный плюс МАЗ-5551. Впрочем, как и эффективное отопление, которое прекрасно справляется с поставленной задачей даже в лютые морозы. Между пассажиром и водителем находится небольшое отделение, в котором можно прятать различные мелочи – документы, ключи, воду в бутылке и пр.

Описание самосвала базовой модели и его 020 модификации

Единственным отличием модификации 020 является увеличенный объем погрузочной части за счет изменения исходной высоты бортов. Остальные характеристики идентичны.

В следующем обзоре вам станет известно, какими основными параметрами обладает шасси «Урала-4320».

Двигатель

Сердцем этого грузовика является дизельный 6-цилиндровый V-образный двигатель.

Со своими обязанностями ЯМЗ-236М2 (Ярославль) справляется отменно, отрабатывая нагрузки без надрывов и нареканий.

Крутящего момента в 667 Нм и 180 л. с. с лихвой хватает, чтобы вытащить нагруженный самосвал из сложных ситуаций.

В последних версиях на заводе ставят ЯМЗ-6563.10, ЯМЗ-6581.10 (изображен на фото слева) или Deutz BF4M1013FC.

Согласно техническим характеристикам, мощность этих агрегатов выше, чем у более старого образца. Кроме того, МАЗ идет в ногу со временем, и последние моторы отвечают стандарту Euro 3, что значительно расширяет возможности их применения.

Трансмиссия и привод

На самосвал МАЗ-5551 устанавливается 5-ступенчатая механическая КПП. Ее технические характеристики нельзя назвать идеальными.

При серьезных нагрузках слишком короткая первая передача, и на нетвердом грунте очень трудно грузовик сдвинуть с места.

Но на ровной дороге двигатель и коробка отлично сочетаются и передвигают груженый самосвал с легкостью. Максимальная скорость – 90 км/ч. Задняя ось является ведущей, соответствуя типу привода 4х2.

Все нововведения облегчили водителю жизнь, ведь раньше, чтобы «словить» нужную передачу, ломоподобный рычаг нужно было «дергать» по всей кабине, однако сейчас этот процесс стал легок и приятен.

Грузоподъемность

Надежный гидроусилитель руля отлично справляется со своими обязанностями. Благодаря стабилизатору поперечной устойчивости автомобиль уверенно чувствует себя на поворотах, особенно при полной загрузке.

Еще одним преимуществом являются пневматические тормоза. Они очень надежны и проверены временем, такой важный элемент безопасности выполнен производителем на высоте.

Модификации

  • МАЗ 555102 2120 – самосвал со снаряженной массой 8000 кг, грузоподъемностью 10000 кг и платформой объемом 5,4 куб.м (задняя разгрузка). Используется двигатель ЯМЗ-236НЕ (Евро-1);
  • МАЗ 555102 2123 – модификация со снаряженной массой 8200 кг, грузоподъемностью 9800 кг и платформой объемом 8,2 куб.м (задняя разгрузка). Применяется двигатель ЯМЗ-236НЕ (Евро-1);
  • МАЗ 555102 2125 – версия со снаряженной массой 8350 кг, грузоподъемностью 9500 кг и платформой объемом 5,5 куб.м (3-сторонняя разгрузка). Устанавливается агрегат ЯМЗ-236НЕ (Евро-1);
  • МАЗ 555102 223 – модель со снаряженным весом 8200 кг, грузоподъемностью 9800 кг и кузовом емкостью 8,2 куб.м (задняя разгрузка). Устанавливается дизель ЯМЗ-236НЕ2 (Евро-2);
  • МАЗ 555102 225 – самосвал со снаряженным весом 8350 кг, грузоподъемностью 9500 кг и кузовом емкостью 5,5 куб.м (3-сторонняя разгрузка). Используется мотор ЯМЗ-236НЕ2 (Евро-2);
  • МАЗ 555102 231 – модификация со снаряженным весом 8500 кг, грузоподъемностью 9700 кг и кузовом емкостью 5,4 куб.м (задняя разгрузка). Устанавливается дизель ЯМЗ-236НЕ2 (Евро-2);
  • МАЗ 555102 233 – версия со снаряженной массой 8700 кг, грузоподъемностью 9500 кг и платформой объемом 8,2 куб.м (задняя разгрузка). Устанавливается агрегат ЯМЗ-236НЕ2 (Евро-2);
  • МАЗ 555102 220 – самосвал со снаряженным весом 8000 кг, грузоподъемностью 10000 кг и кузовом емкостью 5,4 куб.м (задняя разгрузка). Применяется двигатель ЯМЗ-236НЕ2 (Евро-2).

Разновидности

Часто встречаются разные версии МАЗа-5551, такие как 020 с увеличенным объемом загрузки.

МАЗ-5551-020Р снабжен еще большей погрузочной поверхностью и объемом.

МАЗ-555102 имеет три комплектации – 220, 223, 225. Серия оснащена двигателями в 230 л. с.

Модель 225 оборудуется самосвалом с трехсторонней разгрузкой и возможностью сочленения в автопоезд. Грузоподъемность 9 500 кг, 220-я и 223-я версии – 10 200 и 10 100 кг соответственно.

Опционально комплектуются кондиционером, подогревателем двигателя, отопителем салона, надставными бортами, тентом, электропневмогидровыводами на прицеп, задними бамперами и боковым ограждением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *