Обгон начал на прерывистой, а закончил на сплошной

Содержание:

Завершение обгона на сплошной – можно ли по ПДД?

На самом деле, ситуация довольно банальная и, главное, распространённая. Вы едете по 2-хполосной дороге по одной в каждую сторону и начинаете манёвр обгона с пересечением прерывистой линии. Но вдруг появляется сплошная, и вернуться на свою полосу вы можете только через неё.

Вот так выглядит такая дорожная обстановка:

Речь идёт о 2 видах дорожной разметки:

  • 1.1 – одинарная сплошная, которая наносится на 2-хполосных дорогах,
  • 1.3 – двойная сплошная, наносится по Правилам на дороге с 4 и более полосами движения, и все требования к ней такие де, как к 1.1, в том числе правила пересечения при завершении обгона.

При вопросе можно ли закончить манёвр обгона на сплошной, если он начат на прерывистой, ПДД даёт чёткий ответ – нет!

И виной тому описание разметки 1.1 (а также 1.3 – двойная сплошная), которое прямо запрещает пересекать обе линии. Кроме того, пункт 9.1.1 Правил предписывает полный запрет находиться слева от любых видов сплошных, кроме той, которая разделяет обочину или парковочное место.

Аналогичные разъяснения ГИБДД вы можете найти в плакатах на стенах подразделений Госавтоинспекции вашего района.

Если начали на прерывистой и закончили на прерывистой?

Следующая ситуация – это ещё более хитрый ход любителей обгонять – если завершение обгона произошло через прерывистую и начато было на прерывистой, хотя по встречной полосе вы проехали, минуя сплошную.

Обратите внимание, пункт 9.1.1 введён не так давно – пару лет назад, и в 2022 году он по сути заменяет собой мнение Верховного суда, который предписывал аналогичный запрет находиться слева от сплошной. И в ту пору такое решение позволяло лишать прав или выписывать крупный штраф тем водителям, которые не пересекали сплошную при манёвре, но во время проезда сплошной находились слева от неё

То есть пункт 9.1.1 Правил прямо предписывает, что по встречной полосе запрещается ехать, если она разделена линиями 1.1 или 1.3.

Если завершили после знака «Обгон запрещён»

Третья ситуация: сплошная вовсе разделена прерывистой разметкой, но есть знак запрета обгона. Вы как добропорядочный автолюбитель начали обгонять другой автомобиль до знака 3.20, но не успели закончить манёвр после него либо просто его не заметил (например, обгоняя фуру).

Увы, но и здесь Правила неумолимы. Так делать нельзя. Дело в том, что манёвр обгона завершается только при возврате в свою полосу. На схеме выше этого не произошло до знака. Это значит, что вы оказались на встречной полосе в нарушение ПДД, а это уже состав для привлечения вас к наказанию. И именно об ответственности за это мы и поговорим ниже, а затем приведём актуальную информацию, как избежать лишения прав за запрещённый обгон, завершённый по сплошной линии.

Сплошная и обгон по ПДД

На трассе один из популярных маневров – обгон. Это выезд на встречную полосу, чтобы опередить транспортное средстве, идущее впереди, и заезд назад на свою часть дороги. С помощью такого приема можно намного ускорить время пребывания в пути, но одновременно с этим он опасный

Поэтому обгонять другие машины на дороге нужно осторожно, а водителю быть внимательным – столкновение «лоб в лоб» может привести к летальному исходу

Автовладельцы, особенно начинающие, изначально путают понятия «обгон» и «опережение». Согласно ПДД первое от второго отличают три аспекта:

  • во время маневра авто съезжает влево, выезжая на встречную полосу;
  • опережение ТС, которое движется впереди;
  • возврат на свою полосу, при этом обгоняемая автомашина остается позади.

Иногда при выполнении такой уловки, приходится выехать за сплошную полосу, что является грубым нарушением. Она может быть одинарной или двойной. Первую используют во многих случаях, в частности, чтобы разделить встречные потоки. А двойная необходима для разделения встречных полос с как минимум 4 полосами движения в обоих направлениях.

В каких случаях обгон запрещен

В согласии с действующим ПДД, обгон транспортных средств с выездом на встречный поток однозначно не допускается при следующих обстоятельствах:

  • Пересечение разделительной полосы происходит на повороте;
  • Дистанция до перекрестка или пешеходного перехода слишком мала, ввиду чего водитель вынужден завершать маневр за стоп-линией;
  • Сплошная линия разметки лежит в два ряда;
  • Беспрерывная полоса установлена в паре со знаком 3.20.

Иные случаи опережения медлительных участников трафика имеют индивидуальный характер, а потому их законность может устанавливаться только после детального разбора действий автолюбителя. Всего их должно быть три:

  • Выезд со своего ряда, при включенном левом поворотнике;
  • Ускорение по встречной полосе, с целью опережения «тихохода»;
  • Возврат в попутный поток, впереди обогнанного автомобиля.

Если водитель совершал и другие манипуляции при маневре, что создало аварийную ситуацию на дороге, то инспектора ГИБДД имеют право выписать ему административный протокол.

Как правильно совершать обгон

Чтобы объезд был совершен правильно, необходимо оценить ситуацию на дороге, а именно:

  • удостовериться, не будете ли вы создавать помеху для других автомобилистов;
  • убедиться, что пространства между транспортными средствами достаточно;
  • посмотреть, не собираются ли водители, движущиеся за вами, также совершать маневр;
  • перед выездом со своей полосы уменьшить ступень передачи, переключиться на ближний режим, если у вас горит дальний свет, и включить сигнальные огни, обозначающие поворот;
  • по завершении маневра – возврат в свой поток на свободное место, с включением соответствующих сигналов фар.

Увеличивать скорость при совершении данного маневра допустимо в пределах нормы продиктованной дорожными знаками.

Важно учесть все важные факторы перед совершением маневра

Обгон других ТС должен выполняться с учетом анализа разных факторов:

  • ширины участка дороги;
  • расстояния между машинами, а также между вашим ТС и авто на встречной полосе;
  • скорости движущихся автомобилей.

Помимо этого, очень важно помнить и обращать внимание на:

  • дорожные знаки;
  • сигналы светофоров или регулировщика;
  • погоду и видимость.

Разрешен ли обгон через сплошную по ПДД?

Основную проблематику мы увидим сразу же, попытавшись сформулировать, а что, собственно, такое «обгон через сплошную»?

Обгоном через сплошную линию называют маневр во время движения транспортных средств, во время которого, по тем или иным причинам, происходит выезд на полосу встречного движения или на участки дорожного полотна, ограниченные для движения в данный момент соответствующей разметкой.

В заглавной статье, посвященной всем случаям пересечения сплошных линий, подробно разобраны типы данной разметки. Чтобы не повторяться, здесь лишь кратко напомним основные ее типы:

Случаи пересечения:

  • Разметки 1.1 и 1.3 всегда являются нарушениями, однако наказания за них будут зависеть от обстоятельств, которые мы подробно разберем далее.
  • Линии 1.2.1 , которой обозначается обочина (край проезжей части) — ее пересечение возможно для парковки или выезда с нее (если это допустимо знаками или их отсутствием), но запрещена во всех прочих случаях.
  • Линию 1.11 допустимо пересекать в одном направлении, и возвращаться в рамках действия этой разметки.

Разумеется, все эти случаи требуют детального разбирательства, чем мы и займемся далее, но сначала пару слов о разметке 1.4 (желтая сплошная).

Разрешено ли пересекать желтую сплошную линию?

Прежде всего, следует различать желтую и оранжевую разметку. Действующие нормы предполагают использование обоих этих цветов, причем с принципиально разным значением:

  • Оранжевая разметка означает ее временное действие. К примеру, во время реконструкции, ремонта и других действия, имеющих непостоянный характер. В оранжевом цвете могут быть исполнены все типы дорожной разметки, и при одновременном наличии оранжевых и других полос, именно оранжевые имеют приоритет.
  • Желтым цветом обозначаются специальные зоны постоянного действия. В частности, разметка 1.4 указывает на запрет остановки в зоне ее действия (а при наличии дополнительных знаков, в зоне действия таких знаков).

Можно ли пересекать желтую разметку (то есть пересекать без остановки)? Напрямую такого запрета нет, но многое зависит от других обстоятельств. Например, такой непрерывной разметкой может быть обозначен тротуар, тогда выезд на него станет нарушением ч.2 ст.12.15 КоАП РФ (движение по тротуарам влечет наложение штрафа в размере 2000 руб.). Могут быть и другие схожие случаи. Но ни один из них не подойдет под определение «обгон», а значит к рассматриваемой теме отношения не имеет.

Оранжевая разметка, несмотря на временный ее характер, является в плане нарушения полностью аналогичной белой (постоянной). Поэтому и рассматриваться далее будет в общем контексте, без акцента на цвет полосы.

Обгон или опережение?

Еще несколько коротких вводных. Что, собственно, является обгоном, и чем он отличается от опережения:

  • Опережение – это перемещение быстрее другого участника движения, но в рамках полос своего направления.
  • Обгон – маневр, предполагающий изменение положения вашего ТС относительно других участников движения, с выездом на полосу встречного движения.

Вот от этого выезда на встречку и будет зависеть степень виновности, а значит и уровень наказание при обгоне через сплошную.

Как наказывается пересечение сплошной при завершении маневра

Основной статьей, регламентирующей наказание за выезд на встречку при завершении обгона, выступает ст. 12.15 ч. 4. Она предполагает штрафное взыскание в 5 тыс. рублей. Это наименьшая мера, которую могут назначить водителю за данное правонарушение. В этой же статье указано, что водитель может получить лишение прав на 4-6-месячный срок. Эти меры наказания – единственные, которые применяют в 2021.

Никаких иных санкций за завершение обгона через сплошную не предусмотрено. Поэтому водителю стоит запомнить, что госавтоинспектор не имеет права в подобной ситуации:

  • снимать номера;
  • эвакуировать ТС на спецстоянку;
  • что-либо конфисковать или арестовывать водителя и пр.

В рамках данного проступка автовладельца могут наказать только штрафом, либо лишением прав. Последний вариант считается наиболее суровой мерой и применяется только при наличии отягчающих факторов вроде:

  • большого числа штрафов, особенно за неправильный обгон;
  • наличие ДТП вследствие обгона;
  • если ранее водитель понес наказание за обгон в нетрезвом состоянии и пр.

Если же имеются смягчающие обстоятельства, то выбор наказания может упасть на штрафные санкции. В качестве смягчающих могут выступать следующие факторы:

  • содействие сотрудникам ГИБДД в выявлении правонарушения, когда водитель не отрицает, что виноват;
  • когда нарушила беременная женщина, либо мама малолетнего ребенка;
  • при наличии искреннего раскаяния водителя;
  • если нарушил несовершеннолетний и пр.

Дело по правонарушению поначалу попадает к начальнику отдела Госавтоинспекции. На дороге ГИБДД-шник может только составить протокол, запустив дело по факту административного правонарушения. Водителя вызывают в отдел, где нужно подробно изложить обстоятельства и свою позицию по данному правонарушению.

Это не обязательное требование, потому водитель может не приходить на разбор. Однако, в таком случае вероятность лишения прав существенно возрастает.

Госавтоинспектор не может лишить водителя ВУ. Подобные действия находятся в компетенции судьи, разбирающего данное дело. Сотрудник ГИБДД, рассматривающий дело и обнаруживший отягчающие обстоятельства, направляет материалы в суд. И только потом судья решает, лишить водителя прав, либо назначить штрафные санкции.

Если за подобным правонарушением водителя за последний год уже ловили, то за повторный проступок прав могут лишить уже на 12 месяцев. Если же правонарушение зафиксировала камера, то наказание составит штраф в 5 тыс. руб.

Какое наказание за обгон по сплошной?

Для начала развеем еще один миф, часто встречающийся в разных источниках. Пишут, мол, обгон через одинарную сплошную (разметка 1.1 ) это менее серьезное правонарушение, чем обгон через двойную (разметка 1.3 ). Это неправда. С точки зрения наказания, оба варианта являются обгоном через сплошную, санкции за который одинаковы.

Рассмотрим самые расхожие случаи, и применение к ним различных частей статьи 12.15 КоАП РФ (а именно она в данном случае станет основной)

Первое, на что стоит обратить внимание, в статье ни разу не упоминается слово «обгон». То есть санкции будут применяться за другие правонарушения, причинами которых и станет обгон

Обгон начат на участке прерывистой линии, но завершен на сплошной

Очень распространенный случай, причем относящийся как к прерывистой полосе, так и к разметке 1.11 , когда прерывистой обозначена часть дороги со стороны рассматриваемого ТС, а закончили обгон в районе действия сплошной (в т.ч. двойной сплошной линии). В обоих этих вариантах, пересечение сплошной (при начале маневра на прерывистой) или двух сплошных (во всех случаях) при возвращении в свой ряд будет являться нарушением.

Существует много неверной информации, что в таких случаях будет применима ч.1 ст.12.15 (неправильное расположение машины на дороге), предполагающая штраф в размере 1500 рублей. Ситуация действительно ранее вызывала споры, однако в 2019 году появилось Постановление Верховного суда №20 от 25.06.2019 года, где в п.15, кроме прочего, указано (представлено в сокращении):

«Движение по дороге с двусторонним движением в нарушение требований дорожной разметки 1.1, 1.3, 1.11 также образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.12.15 КоАП РФ».

Часть 4 подразумевает штраф в 5000 рублей или лишение прав на срок от 4х месяцев до полугода.

Объезд препятствий, в т.ч. тихоходного транспорта

Вопрос тихоходов – ТС, чья конструкция не предполагает движение быстрее 30 км/ч – имеет свои нюансы, которые мы подробно разбирали в статье про выезд на встречную полосу. Но в контексте данного разбирательства имеет значение только наличие сплошной линии, а ее пересечение будет нарушением, вне зависимости от наличия препятствия – трактора, автобуса, пешехода и т.п.

Однако наказание, при совершении обгона тихохода или объезда препятствия через сплошную, назначается по отдельным правилам. Его предполагает ч.3 ст.12.15 КоАП РФ, а составляет штраф от 1000 до 1500 рублей.

Обгон через сплошную (без смягчающих факторов)

Непосредственный обгон через сплошную (-ые) полосу (-ы) будет интерпретирован как выезд на полосу встречного движения. Данное нарушение подпадает под действие ч.4 ст.12.15 КоАП, и предполагает штраф в размере 5000 рублей или лишение права управления ТС на период от 4 до 6 месяцев.

Под данную часть статьи подпадает далеко не только обгон через сплошную, но в контексте нашего разбирательства главное уяснить, что отсутствие смягчающих обстоятельств, позволяющих применить части 3 ст.12.15, при пересечении сплошной линии, является выездом на встречную полосу, со всеми вытекающими последствиями.

Повторное нарушение

Согласно нормам ч.5 ст.12.15 КоАП РФ, ужесточение наказания предполагается только за повторное нарушение части 4, т.е. в нашем случае за обгон через сплошную без смягчающих обстоятельств.

Наказание за такое нарушение максимально серьезное и безальтернативное – лишение прав на 1 год, при фиксации нарушения сотрудником ГИБДД (ДПС). Однако при регистрации нарушения камерой, может быть назначен только штраф, составляющий 5000 рублей.

Москва +7(499) 325-45-68

Санкт-Петербург +7(812) 467-40-78

Бесплатная консультация 7(800) 350-23-68

Москва +7(499) 325-45-68

Санкт-Петербург +7(812) 467-40-78

Реквизиты жалобы

В документе необходимо указывать следующие пункты:

  • Полное наименование судебной инстанции;
  • ФИО, адрес фактического проживания, место регистрации заявителя, прочие контактные данные (телефон, почтовый ящик, факс и прочее).
  • Подробное описание ситуации – почему обгон начат на прерывистой, а закончен на сплошной, соответствуют ли факты, указанные в протоколе, действительности, каковы факторы заставили совершить завершение манёвра на сплошной, действия сотрудника ГИБДД с момента Вашей остановки. Ссылки на доказательства, причём как приложенные заявителем, так и предоставленные непосредственно правоохранительными органами, прочие моменты, имеющие непосредственное отношение к ситуации.
  • Причины, по которым Вы считаете, что правомерно завершили обгон на сплошной – неправильная разметка, аварийная ситуация, не позволившая закончить манёвр заранее, неправомерные действия сотрудника ГАИ и прочее.
  • Ссылки на законодательные нормы (ПДД, КОАП и прочее), регламентирующие возникшую ситуацию.
  • Резолютивная часть – требование отмены вынесенного протокола. Также тут могут указываться дополнительные требования, например, проведение независимой экспертизы, истребование доказательств, опрос свидетелей и прочее.
  • Дата и подпись.

К жалобе необходимо прикреплять все документы, имеющие отношение к материалам дела.

Заявители по данной категории дел освобождаются от уплаты госпошлины.

На практике решения судов по данному вопросу противоречивы – при достаточном наличии доказательств суд может отменить решение ГИБДД и признать Вас невиновным, однако очень часто таковых доказательств попросту нет либо их недостаточно для доказывания Вашей невиновности (например, отсутствие фото и видеосъёмки), нет экспертизы места правонарушения и прочее) – тогда суд признает Вас виновным. Единственный выход из этой ситуации – обжалование решения суда в надзорном порядке через Верховный Суд либо соответствующую судебную инстанцию субъекта федерации.

Каким образом можно избежать наказания?

Выигрышным вариантом для тех, кто оказался в подобной ситуации, будет поиск «слабого места» в дорожной разметке. Это же касается правомерности действий инспектора ГАИ. Более подробно все было описано в начале статьи, сейчас мы только сделаем логические выводы.

Сплошной линии по правилам дорожного движения должен предшествовать пунктир приближения. За чертой города это 100 м, в пределах населенного пункта — 50 м. Ее неправильное нанесение или отсутствие вовсе, все это может оказаться на руку вам во время рассмотрения дела в суде. Если же шансов избежать наказания нет, постарайтесь склонить судью к вынесению максимально мягкого решения. Это может быть наложение административного штрафа. Лучше заручиться поддержкой адвоката, тогда шансов выиграть дело у вас будет больше.

Наказание за обгон на пешеходном переходе

Если допущено нарушение, гражданина ожидает наказание по статье 12.15 КоАП РФ. Когда обгон на пешеходном переходе выполнен в городе, человека оштрафуют на 5000 руб. или лишат водительских прав на срок 4-6 месяцев. Учитываются и сопутствующие факторы. Так, если лицо не уступило дорогу пешеходам, на водителя наложат штраф ГИБДД в размере 1500 — 2000 руб. Норма отражена в статье 12.18 КоАП РФ. Вменяемые денежные взыскания суммируются.

Процедура наложения штрафа и лишения прав за обгон на пешеходном переходе в 2022 году выполняют по следующей схеме:

  1. На месте административного правонарушения составляют протокол. Готовую бумагу предъявляют нарушителю для ознакомления. Гражданин имеет право отказаться от подписания протокола, если не согласен с данными, отраженными в документе. В последующем дело передадут в суд, расположенный по месту совершения правонарушения. Если гражданин хочет, чтобы дело рассматривали по месту проживания, необходимо потребовать внести в протокол соответствующую информацию и составить ходатайство.
  2. Лицу предоставляют копию готового документа. Ее необходимо взять, чтобы иметь возможность предотвратить внесение изменений в бланк или его переоформление.
  3. В течение 3 дней дело передают в мировой суд.
  4. Нарушителя известят о дате и месте проведения заседания. Для этого по указанному в протоколе адресу будет выслано письменное уведомление. Гражданин может привлечь к разбирательству адвоката для представления интересов в суде.
  5. Дело рассматривается. Водитель имеет право отстаивать свою точку зрения, предъявлять доказательства и оспаривать доводы противоположной стороны разбирательства.
  6. Итогом процедуры становится вынесение постановления о лишении водительских прав с назначением штрафа за обгон на пешеходном переходе или завершение делопроизводства.
  7. Вердикт можно обжаловать в течение 10 дней. Затем водитель обязан сдать права в ГИБДД.

Если нарушитель не явится на заседание суд, прав могут лишить заочно. Отобрать водительское удостоверение могут лишь в случае, если нарушение выявил и оформил инспектор ГИБДД. Когда произошедшее зафиксировано при помощи камеры, накладывают лишь штраф.

Пешеходные переходы располагаются и вне населенных пунктов. На такие зебры тоже распространяются нормы, отраженные в пункте 11.4 ПДД РФ. Если обгон на пешеходном переходе в 2022 году произошел за городом, лицо привлекут к точно такому же наказанию, как и за аналогичное нарушение в пределах города.

Интереснее обстоит ситуация с обгоном по встречной полосе. Он разрешен, если запреты на его осуществление отсутствуют. Обгон на пешеходном переходе с выездом на встречку карается по ст. 12.15 КоАП РФ. Однако может быть вменено дополнительное наказание. Оно накладывается в следующих случаях:

  • движение выполняется по четырехполосной дороге;
  • присутствует запрещающая дорожная разметка;
  • присутствует знак «Обгон запрещен»;
  • произошел выезд на левую полосу трехполосной дороги.

За нарушение предусмотрено наказание в виде штрафа 5000 руб или лишения водительских прав на срок 4-6 месяцев.

Если административное правонарушение, карающееся по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, совершено повторно, прав лишат на один год. Такая норма отражена в ч. 5 вышеуказанного нормативно-правового акта.

Как правильно обогнать «тихохода» или препятствие и не схлопотать штраф

Если встречная полоса отделена разделительной/прерывистой линией разметки или трамвайными путями (1.1;1.3;1.11) то объезд запрещен.

Что будет если маневр приходится завершать уже на сплошной?

Если вы не успели обогнать на прерывистой разметке, и пришлось завершать обгон, возвращаясь в свой поток на сплошной линии, необходимо:

Зафиксировать участок дороги на фото

Важно, чтобы на снимке были запечатлены все важные детали.
Рассчитать протяженность разметок. Если она менее 100 метров, то ваше нарушение можно считать вынужденной мерой.
Необходимо установить точку, где вы нарушили и место самой разметочной линии.
Не стоит указывать в протоколе, что вы согласны или не согласны с нарушением, вместо этого опишите произведенные замеры и укажите наличие фотографий.

Если вышеуказанные советы не помогли, и по новым правилам вы совершили правонарушение “обгон через сплошную”, можно сослаться на ст. 2.1 КоАП.

Нарушение, спровоцированное халатностью дорожных служб

В некоторых ситуациях поведение водителя на дороге зависимо от правильного выполнения работниками специальных служб своих обязанностей. В конкретной ситуации – от нанесения дорожной разметки. Этот процесс регулируется строгими ГОСТами, если есть предпосылки, то есть и шанс выиграть судебный спор с представителями ГИБДД из-за неверного нанесения разметки.

Прерывистая горизонтальная разметка служит предупреждением, что скоро линия перейдет в непрерывную и обгон будет запрещен. Исходя из правил, перед сплошными должен быть размещен специфический знак – прерывистая линия, штрихи которой в три раза длиннее, чем промежуток между ними.

Если ничего подобного на дорожном полотне нет, значит, это явное нарушение ГОСТ-стандартов. И тогда состав преступления остается под вопросом, поскольку вина лежит не только на водителе. Но при условии разметки по всем стандартам – виноват исключительно владелец ТС.

То есть, нанесение сплошных линий запрещено сразу после стандартных прерывистых, поскольку у водителя не остается времени чтобы сориентироваться в ситуации на дороге. При условии халатности дорожных служб можно опротестовать действия ГИБДД на основании отсутствия возможности своевременно среагировать.

За какой обгон в зоне действия знака «Обгон запрещен» не лишают прав?

Законом предусмотрены пограничные ситуации, связанные с обгоном под знак «Обгон запрещен». Смягчающие обстоятельства не спасают от штрафа, но снижают его размер и ограждают от лишения водительских прав.

Объезд препятствия

Сотрудники ГИБДД часто привязывают любые нарушения ПДД, связанные со сплошной разметкой и знаком 3.20 «Обгон запрещен» к пункту КоАП 12.14 части 4 – «Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения», предусматривающий штраф в 5000 р. и лишение прав на полгода. Испуганный водитель в стрессовой ситуации часто не способен трезво оценивать ситуацию и вынужден доверять «собеседникам».

Однако, если в процессе разбора эпизода выяснится, что переезд через сплошные линии был вынужденным, степень наказания существенно снижается. Самое сложное в такой ситуации доказать, что нарушить правила дорожного движения вынудило именно препятствие.

Пункт 1.2 ПДД (определение терминов)

«Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

Другими словами, если перед водителем в поле действия знака «Обгон запрещен» произошло ДТП, ведутся ремонтные работы, упало дерево, лежит неподвижный валун или совершил посадку самолет – объезжать его можно под знак и через сплошные. Как ни странно, штраф даже за действия все равно будет – Статья 12.15 ч.3 (Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия) – 1500 рублей, но прав за такое не лишают.

Важно знать!

Лайфхак: Если сотрудник ГИБДД пытается выписать вам штраф за объезд препятствия, попытайтесь уточнить, что он лично сделал для обустройства вариантов объезда возникшей серьезной помехи движению. Статья 49 приказа № 185 МВД РФ прямо указывает на необходимость принятия таких мер.

Закон

В соответствии с буквой закона, заметив на дороге бетонный блок или любое другое препятствие, водитель обязан остановиться и дождаться, пока этот блок не исчезнет с дороги. Все остальные действия приведут к штрафу.

Обгон по обочине

Еще один вариант обгона под знак «Обгон запрещен» и сплошную линию, минимизирующую риски со стороны обгоняющего водителя – обгон по обочине.

«Обочина» — это элемент дороги, который располагается сбоку от проезжей части и обозначен разметкой (либо имеет другой тип покрытия). Двигаться по обочине имеют право только гужевые повозки, пешеходы и некоторые виды двухколесных транспортных средств.

Штраф за проезд и обгон по этой части трассы регулирует Статья 12.15. ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Штраф за выезд на обочину, в том числе с целью обгона равен 1500 р.

Важно знать!

Хитрость: В правилах написано, что обочину водитель автомобиля может использовать для стоянки и остановки. Но там ничего не сказано о придельном расстоянии, которое разрешено при этом проехать. Гипотетически, съехав на обочину, остановившись на некоторое время и продолжив потом движение вперед водитель ничего не нарушает, а пытается поймать оптимальную дорожную ситуацию для возвращения в свою полосу.

Разварот вместо обгона

Справочный момент для общего понимания нюансов ПДД, связанных с обгоном под запрещающий знак. В ряде случаев, когда автомобилист по каким-то причинам пошел на обгон, в нарушении дорожного знака и разметки (сплошная либо двойная сплошная линия) и при этом обнаружил перед собой заинтересованных сотрудников ГИБДД, имеет смысл совершить разворот или поворот на второстепенную дорогу (прилегающую территорию/ обочину встречного полосы дороги).

Такой «финт» не спасет автомобилиста от внимания сотрудников ГИБДД и штрафа в 1500 рублей, однако точно защитит от потери прав и штрафа в 5000 рублей. Все потому что обгоном считается опережение впередиидущего транспортного средства через встречную полосу с возвращением в свой ряд. Не было возвращения в ряд – нет и обгона. Единственно что может инкрементироваться в подобной ситуации Статья КоАП 12.16. часть 2- «Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги», — действие влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Разворот вместо обгона можно считать крайне опасной мерой

Исполняя этот маневр важно понимать риски, исходящие от движения по встречной полосе

Важное разъяснение Верховного суда об обгоне тихохода

В июне 2019 года было издано Постановление Пленума Верховного суда, где судьи объяснили несколько тонкостей относительно обгона транспортных средств. Не обошли стороной и разъяснения относительно тихоходных машин.

Так, ВС РФ подтвердил возможность обогнать такое ТС в присутствии на данном участке дорога знака запрета обгона (пункт 15 ППВС №20):

С одной стороны, и правда, можно обогнать тихоходное ТС в зоне действия знака 3.20. Но с другой, Верховный суд указывает прямо, что такое возможно только при отсутствии иных запретов, предусмотренных Правилами. И дело здесь в том, что знак 3.20 устанавливается, как правило, в местах, где видимость ограничена (если речь идёт не о временном на жёлтом фоне). А, так как Верховный суд прямо ссылается на пункт 11.4 ПДД, то тот запрещает обгонять именно на участках дорог, где видимость ограничена. В итоге имеем, что вроде и можно под знак обогнать тихохода, однако, в этом случае мы нарушим 11.4 Правил. То есть всё равно нельзя.

Вас также заинтересует:

  • У кого преимущество при движении и перестроении по полосе разгона? Обгон и опережение
  • ПДД об объезде стоящего автомобиля по сплошной: какой штраф и можно ли пересекать?
  • Начали обгон через прерывистую, а закончили на сплошной – грозит ли наказание и какое?

Почему обгонять тихохода через сплошную линию разметки можно далеко не всегда

Максимальная скорость, установленная заводом-изготовителем — не более 30 км/ч.

Кто-то не выдерживает и нарушает, обгоняя через сплошную. Почему нарушает? Потому что нет знака на тихоходе, что это тихоход (должен висеть знак в виде треугольника).

Если это подстава гаишников, так называемая «Коробочка», то такого водителя чуть подалее уже ждет экипаж ДПС или тот же самый экипаж ДПС плетется в общей колонне, выжидая самого нетерпеливого. Вот одного такого поймали, когда он начал обгон через сплошную. Экипаж ДПС прям из колонны включил мигалки и поехал его догонять.

Вот был бы знак тихохода, то можно было бы обгонять через сплошную, а так запрещено! Но в такой ситуации, когда за таким транспортом скопилась вереница автомобилей — он должен съехать на обочину и все пропустить. Но кто так делает? Я лично ни разу не видел. Зато сотню раз видел, как такие «тихоходы» вынуждают нарушать ПДД.

Нужно сказать, что по правилам медленно едущий транспорт просто обязан создавать условия для того, чтобы пропустить автомобили позади себя, которые могут двигаться с большей, но разрешённой скоростью. Здесь не нужно ещё больше нервничать. Тем более что вы можете быть не одиноки в такой проблеме.

Некоторые «продвинутые» гаишники, вообще, сами инициируют движение подобных транспортных средств и провоцируют водителей на нарушение скоростного режима. Естественно, непропускающему водителю медленного трактора наказание не грозит.

А вот вам предстоит разговор с инспектором, который, по «всем правилам жанра», должен заканчиваться взяткой гаишнику. Особо упёртые водители проходят после таких подстав судебные инстанции и часто бывают ещё в большем минусе.

Здесь важно общаться с инспектором по всем правилам:

  1. Не стоит дерзко разговаривать с гаишником.
  2. Корчить из себя «лучшего юриста в городе».
  3. Выделываться другими способами.

Часто в такой ситуации может быть полезно настаивать на том, что другое транспортное средство, из-за которого вас пытаются оштрафовать, вообще стояло на дороге. Такое заявление может пройти, но не при упёртом гаишнике или при подставной ситуации.

В подобной ситуации другому водителю стоит вежливо разъяснить, что он одновременно с вами становится нарушителем. В случае чего вы будете вынуждены убедиться в том, что и он заплатит соответствующий штраф. Такое заявление воспринимается весьма критично в подставной ситуации, а «продуманного» водителя просто отпускают и продолжают охоту.

Если вы не одиноки и за тихоходом скопилось несколько автомобилей, то по правилам такое транспортное средство обязано периодически останавливаться и пропускать вперёд другие авто. В этой ситуации неподставной водитель признает это и вас отпустят с миром.

Если вы попали в подобную подставу и всё понимаете, то нужно будет начать самостоятельную съёмку происходящего. Скажите на камеру, что происходит. Снимите лица инспекторов и подставного водителя. По возможности – все транспортные средства, причастные к происходящему.

Минимальный эффект от подобных действий – создание кучи проблем инспекторам с дальнейшими судебными разбирательствами. Если гаишникам это не нужно, то вас попросту отпустят. Вы своего добились!

Чтобы у водителей не было сомнений, какие автомобили подходят под категорию «тихоход», в том же пункте 8 «Основных положений» значиться, что на задней стороне кузова должен висеть специальный значок «Тихоходное транспортное средство» в виде равностороннего красного треугольника в желтой окантовке. Видите такой указатель – можете смело обгонять, но придерживаясь правил, о которых ниже.

Если такого знака не наблюдается, но машину все равно можно причислить к тихоходам по своим характеристикам, то по Постановлению Пленума № 18 от 24 октября 2006 г.: не вина других участников дорожного движения, что хозяин транспортного средства не озаботился поставить указатель. А значит при обгоне такого тихохода штрафовать вас никто не имеет права.

Знак «Обгон запрещен» (3.20) официально запрещает обгонять в зоне его действия любой транспорт, если это не тихоходные машины, велосипеды, гужевые повозки, мопеды и двухколесные мотоциклы (статья 3 «Запрещающие знаки» Приложения 1 ПДД).

Иными словами, если проехали этот указатель, то вам официально разрешили обогнать мешающую машину с красно-желтым обозначением. Но только в том случае, если вкупе к указателю на дороге нанесена прерывистая дорожная разметка (линия 1.5), либо таковой нет совсем. В иных случаях предусмотрено наказание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *