С каким зрением допускается вождение автомобиля по закону
Содержание:
- Астигматизм и армия
- Обследование у офтальмолога
- Медкомиссия по зрению
- Трактовка результатов теста
- Регламентирующие документы
- Запоминание таблицы Сивцева
- Генетика болезни
- Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. N 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством»
- Медицинские ограничения к управлению различных категорий
- Получение водительских прав ограничения по зрению
- Миопия и армия
- Проверка зрения инспекторами ГИБДД
Астигматизм и армия
Астигматизм – это нарушение формы хрусталика, роговицы или глаза, следствием которого является неспособность полностью сфокусироваться на объекте.
Не берут в армию при наличии астигматизма с разницей рефракции в двух главных меридианах более 4,0 дптр.
Как определить разницу рефракции в двух главных меридианах?
Выраженность астигматизма определяется по результатам обследования рефрактометрия. Разница между преломляющими способностями двух меридианов (разница рефракции в двух меридианах) соответствует силе цилиндрической линзы. В результатах рефрактометрии столбик CYL содержит значения, равные разнице рефракции между двумя меридианами.
Астигматизм и категории годности
Медицинское освидетельствование проводится по статье 34 Расписания болезней. Категория годности находится в прямой зависимости от разнице рефракции в двух меридианах при астигматизме.
Разница более 4 дптр до 6 дптр
Астигматизм любого вида на любом глазу с разницей рефракции в двух главных меридианах более 4,0 дптр и до 6,0 дптр; обязаны освободить от призыва
Здесь, важно понимать, что разница должна быть строго больше 4.00 дптр
Более 2 дптр и до 4 дптр
Если астигматизм любого вида на любом глазу разница рефракции в двух главных меридианах более 2,0 дптр и до 4,0 дптр;
Если миопия сопровождается наличием астигматизма, медицинское освидетельствование проводится по выраженности каждого заболевания отдельно. Определяют категорию годности по миопии и отдельно определяют годность по астигматизму.
Обследование у офтальмолога
При прохождении медкомиссии на получение водительского удостоверения обязательный пункт в медицинской справке – заключение офтальмолога
В первую очередь, от состояния зрения водителя транспортного средства зависит безопасность на дороге, поэтому зрению врачи уделяют особое внимание при осмотре будущих кандидатов на вождение. Если вы не уверены, какая справка необходима для получения или замены прав, обратитесь к нашим юристам
Острота зрения
Обследование глаз начинают с показателя – остроты зрения: определяется возможностью глаз воспринимать раздельно две точки, которые находятся на определённом расстоянии друг от друга. Кандидату на вождение врач предлагает посмотреть специальное табло с буквенными строками различных размеров на расстоянии пяти метров. Анализ зрения проводят на обоих глазах по очереди.
Зрение считается идеальным, если без проблем удалось прочитать десятую по счету нижнюю строчку. В случае неудачи предлагается прочитать другие строчки, написанные более крупным шрифтом (девятая, восьмая и т.д.).
При нарушенной остроте зрения водитель имеет право управлять автомобилем в контактных линзах или очках. Если у будущего водителя уже имеются коррекционные устройства, то в этом случае остроту зрения проверяют с их использованием.
Обучение на водительские права допускается, если показатели зрения соответствуют следующим нормам:
- Категория «В»: в случае, если один глаз видит хуже другого, острота зрения должна быть не ниже 0,6 единиц для одного и 0,2 единицы для другого.
- Категория «С»: в случае, если один глаз видит хуже другого, острота зрения не менее 0,8 единиц для одного глаза и 0,4 единицы для другого. Также, допускается, когда оба глаза обладают остротой зрения 0,7 единиц.
- С использованием коррекционных устройств: оптическая сила не должна превышать плюс-минус восемь диоптрий, а разница между стеклами и линзами на обоих глазах три диоптрия.
- При наличии полной слепоты на один глаз или отсутствии одного из органов зрения, во втором острота должна превышать 0,8 единиц.
Цветоощущение
Обязательным показателем при проверке зрения является цветоощущение: восприятие излучение света. Во время медкомиссии на получение водительских прав определяют способность водителя различать цвета светофора. Для обследования на цветоощущение используется таблица Рабкина.
Офтальмологи определяют три типа людей по степени цветовосприятия:
- Трихроманты (норма).
- Протоанопы (нарушение цветовосприятия в красном спектре).
- Дейтеранопы (нарушение цветовосприятия в зеленом спектре).
Если данный показатель имеет отклонение от нормы, то его нельзя откорректировать при помощи линз или очков.
Кругозор
Одним из препятствий при офтальмологическом осмотре, с которым встречаются кандидаты на получение водительских прав, является узкий кругозор. Кругозор определяется при исследовании предельного сужения зрения, которое не должно быть больше двадцати градусов.
Узкий кругозор также невозможно исправить с помощью корректирующих устройств, и в данной ситуации человек не должен быть допущен до обучения на вождение.
Заболевания глаз
Существуют другие виды заболеваний глаз, которые могут послужить препятствием для получения прав на вождение, в зависимости от степени их тяжести: отслойка сетчатки, глаукома, катаракта. Окончательное заключение о состоянии здоровья глаз может дать только врач, проведя необходимое обследование.
Некоторые, несмотря на заболевания глаз, идут на все уловки, чтобы получить права: покупают справки, подделывают результаты анализов. В этом случае стоит учитывать, что в первую очередь, вы таким образом подвергаете опасности не только себя, но и всех участников дорожного движения.
Если у водителя плохое зрение, то в справке ставится соответствующая отметка, где указано, при каких условиях разрешен допуск к управлению (в очках или линзах).
В случае несоблюдений указаний, инспектор ГИБДД вправе вас оштрафовать по ст. 12.7 КоАП на сумму от 5000 до 15000 рублей и отстранить от управления транспортным средством.
Медкомиссия по зрению
Проверка включает в себя диагностирование:
- остроты зрения;
- цветоощущения;
- ширины обзора;
- офтальмологических заболеваний.
Острота зрения
Зрение диагностируют по специальной таблице Сивцева или Головина. Если водитель пользуется очками или контактными линзами, то зрение проверяют прямо в них.
Ограничения для получения прав водителями
Не профессионалы категории A и B (мотоциклетного и легкового вида транспорта):
- зрение для хорошего глаза – не меньше 0,6; для второго – не меньше 0,2 (всё равно, какой глаз лучше видит);
- при слепоте одного из глаз, другой должен иметь уровень зрения не ниже 0,8 с любой коррекцией;
- не меньше одного месяца после глазных рефракционных операций.
Профессионалы категории A и B и водители категории C, D, E, Tm, Tb (различного вида грузовиков, автобусов, трамваев и троллейбусов):
- зрение первого глаза – не меньше 0,8; второго – 0,4 (причем если открыты оба глаза, зрение должно быть не менее 0,7);
- нельзя использовать корректирующие средства больше плюс или минус 8,0 диоптрий, а различие между глазами может быть не более 3,0 диоптрий;
- при астигматизме – сумма цилиндра и сферы должны быть не больше 8,0 диоптрий, а между глазами – 3,0 диоптрии.
- при слепоте одного глаза, другой должен иметь остроту зрения не ниже 0,8 без коррекции.
- отсутствие глазных хронических заболеваний, мешающих нормальной работе зрительного аппарата и не поддающихся лечению: порез мышц век, диплопия, паралитическое косоглазие, паралич зрительного нерва, отслоение сетчатки, глаукома и другие (после успешной операции по их устранению, права могут быть выданы по результатам индивидуального обследования);
- отсутствие спонтанного нистагма (положение глазных яблок на семьдесят градусов от правильного).
Уровень цветоощущения
Чтобы получить удостоверение о праве на вождение необходимо также пройти диагностику цветоощущения. Восприятие цвета водителем раньше не являлась поводом ограничений. Но позже выяснили, что если водитель будет неправильно различать цвета светофора, то это может привести к трагическим последствиям. После этого людям с нарушениями цветоощущения запретили профессионально заниматься вождением любых транспортных средств.
Проверка цветоощущения происходит с использованием полихроматических таблиц Рабкина:
Она состоит из листов, на которых изображены разные элементы, как правило цифры, одной яркости, но разные по цвету. Испытуемому с отклонениями кажется, что картинка полностью одного цвета, а здоровый человек может различать элементы разных цветов. Чем больше картинок распознано неправильно, тем сильнее уровень аномалии. Дальтонизм неизлечим и не корректируется.
Ширина поля зрения
Для получения водительских прав у кандидата также проверяют ширину обзора. Она не должна быть ограничена более чем на двадцать градусов как по вертикали, так и по горизонтали.
Как и нарушение цветового восприятия, сужение обзора не подлежит коррекции при помощи линз и очков.
Другие препятствия и советы
Какие еще факторы могут стать препятствием для получения прав? Кандидатам необходимо провести оперативное лечение при:
- стойких изменениях слизистых оболочек глаз и глазодвигательных мышц;
- патологиях слезного мешка;
- диплопии (т.е. раздваивания предметов в глазах) из-за косоглазия;
- отслоении сетчатки;
- атрофии зрительного нерва;
- глаукоме.
Ограничения по зрению для водителей категории в
Трактовка результатов теста
Для выявления отклонений достаточно проверки с помощью 27 изображений. В случае симуляции или при других обстоятельствах, на усмотрение специалиста применяются контрольные таблицы (еще 20) для точного установления проблемы.
В первую очередь выявляется ослабленное восприятие тестируемым пациентом зеленого либо красного цветов. Данное отклонение считается аномалией и называется дихромазией.
Дихромазия предполагает нарушения цветовосприятия и различие не всех цветов.
Выделяют:
- Отсутствие цветовосприятия красного цвета, называемое протанопией. Протанопия характеризуется более темным видением красного цвета и его слиянием с темно-зеленым и темно-коричневым. При этом зеленый цвет становится приближенным к светло-серому, свело-желтому и светло-коричневому. Причиной отклонения является отсутствие фоточувствительного пигмента в глазной сетчатке.
- Отсутствие цветовосприятия зеленого цвета, называемое дейтеранопией. Дейтеранопия предполагает отсутствие отличия зеленого от свело-оранжевого и светло-розового. А красный цвет может восприниматься светло-зеленым и светло-коричневым.
Протанопия и дейтеранопия — это врожденные нарушения к цветовых рецепторах. Тританопия встречается намного реже, чаще всего имеет приобретенный характер.
Затем происходит классификацияформы аномалии по трем типам:
- Полное отсутствие восприятия красного и зеленого цветов относится к типу А.
- Значительные проблемы цветоощущения относятся к типу В.
- Незначительные отклонения в цветоощущении предполагают тип С.
Дополнительно к вышеуказанным отклонениям при помощи таблиц распознаются более редко встречающиеся виды:
- монохромазия (при этом не воспринимаются все три цвета);
- аномальная трихромазия (невозможность определить различие оттенков трех цветов, при определении трех основных цветов и при сниженном наличии пигментов).
Таким образом, если у вас присутствуют все три пигмента, вы способны правильно различить основные цвета (красный, зелёный и синий). Если какой-либо из них отсутствует, то вы страдаете различного вида дальтонизмом.
Возможны случаи, когда причиной ослабления цветовосприятия является снижение активности одного из пигментов, а не его отсутствие. Тогда вы являетесь аномальным трихроматом.
Регламентирующие документы
Специалисты, допускающие будущих водителей к управлению транспортом, обязаны руководствоваться действующим законодательством. Главный документ в такой ситуации – Федеральный Закон «О безопасности дорожного движения». В нем предусмотрена статья, согласно которой регламентируется допуск.
Установленная законодательная норма предполагает возможность управления автомобилем лицами, обладающими определенными заболеваниями. При этом разрешено задействовать компенсирующие изделия либо конструкции. Также ими можно оборудовать автомобиль.
Логика и юридическая практика подсказывают, что автомобилисту со слабым зрением, которое не позволяет иметь достаточную видимость на дороге, необходимо использовать очки либо контактные линзы. Ограничения могут вводиться иными нормативными актами.
Если у водителя или потенциального кандидата в водители выявлены отклонения от 100% зрения, то это не является прямым основанием для отказа от вождения. Оптические приборы позволяют восстановить зрение до оптимальных параметров в большинстве случаев. Допуск к ТС обеспечивается медицинской комиссией, которая обязывает гражданина использовать очки или линзы. Об этом ставится соответствующая отметка в водительском удостоверении.
Прямая норма на запрет управления автомобилем с плохим зрением не встречается, но за отсутствие очков или линз водителя могут оштрафовать. Стоит это знать. Специфика бюрократического фактора заключается в том, что удостоверение выдается при условии ношения очков, а без них гражданина законно оштрафуют.
Можно водить машину без очков лишь в линзах. В медсправке указано также разрешение, но она не является нормативным документом. Также ее не обязан водитель предъявлять сотрудникам ГИБДД.
Инспектор имеет право сослаться на главу 4 ФЗ «О безопасности ДД». Согласно ей в водительском удостоверении есть определенные условия и отметки, при которых документ является действительным. Если условия не соблюдаются, то документ окажется недействительным по закону.
Запоминание таблицы Сивцева
Для начала подготовимся к запоминанию и внимательно изучим изображение на таблице.
Как уже известно, она состоит из 12 строк с оптотипами. Это знаки русского алфавита, которые хаотично распределены по ней.
Всего задействовано 7 разных букв: Ш, Б, М, Н, К, Ы, И.
В каждой строке находится разное их количество: 2, 3, 4, 5, 5, 6, 6, 7, 7, 8, 8, 8.
Обратите внимание, что все буквы сходны между собой по ширине или вертикальным линиям, в связи с чем их легко спутать между собой при плохом зрении. Во избежание такой ситуации, нужно заранее представить буквы в виде визуальных образов (картинок) и применить подходящий способ для дальнейшего запоминания
Пойдем по порядку
Во избежание такой ситуации, нужно заранее представить буквы в виде визуальных образов (картинок) и применить подходящий способ для дальнейшего запоминания. Пойдем по порядку.
Генетика болезни
Аниридия является врожденной патологией. В 80% случаев ее причиной является мутация гена PAX6, расположенного на 11-й хромосоме. Этот ген — очень древний в эволюционном плане, так что неудивительно, что он задействован не только в развитии зрения, но и центральной нервной системы и некоторых отделов желудочно-кишечного тракта (кишечник и поджелудочная железа). Поэтому при «поломке» PAX6 еще в ходе эмбрионального развития страдают все эти органы.
Мы знаем, что у человека 23 пары хромосом. Даже если на одной хромосоме из пары происходит мутация, проявления болезни зависят от того, как обстоят дела на второй. В случае, когда мутация рецессивная, она не проявляется, потому что «работает» только «здоровый» ген. Но мутация, вызывающая аниридию, является доминантной. То есть, при аниридии болезнь проявляется даже если мутация произошла только на одной хромосоме из двух. Более того, если мутация на обеих хромосомах, болезнь будет протекать существенно тяжелее.
Аниридия может передаваться по наследству (с вероятностью 50% при наличии болезни у одного из родителей), но случаются ситуации, когда больной человек рождается у здоровых отца и матери — такая аниридия называется спорадической.
Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. N 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством»
Наименование заболевания:
9. Ахроматопсия — код МКБ-10 — Н53.51
10. Слепота обоих глаз — код МКБ-10 — Н54.0
III. Медицинские показания к управлению транспортным средством, оборудованным акустической парковочной системой
15. Слепота одного глаза.
IV. Медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для коррекции зрения
16. Аномалия рефракции, снижающая остроту зрения ниже разрешенной, при условии повышения остроты зрения в очках или контактных линзах до разрешенного уровня.
I. Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории «А» или «М», подкатегории «А1» или «В1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа
1. Острота зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и ниже 0,2 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
2. Слепота одного глаза при остроте зрения ниже 0,8 с переносимой коррекцией на зрячем глазу независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
3. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза.
4. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.
5. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
6. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.
7. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.
II. Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории «В» или «BE», подкатегории «В1» (кроме транспортного средства с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа)
12. Острота зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и ниже 0,2 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
13. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза.
14. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.
15. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
16. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.
17. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.
III. Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории «С»*, «СЕ», «D», «DE», «Тm» или «Тb», подкатегории «С1″*, «D1», «С1Е» или «DIE»
21. Острота зрения ниже 0,8 на лучшем глазу и ниже 0,4 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах не более 8 дптр по сверхэквиваленту на лучше видящем глазу независимо от вида аметропии или вида коррекции (очковая, контактная).
22. Слепота одного глаза независимо от остроты зрения зрячего глаза.
23. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза.
24. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.
25. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
26. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.
27. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.
Медицинские ограничения к управлению различных категорий
Дают ли водительские права с плохим зрением? Для каждого транспортного средства предусмотрены собственные правила выдачи прав при нарушениях остроты зрения. Требования зависят от опасности и условий вождения. Более лояльные критерии отбора предъявляют к водителям легкового автотранспорта: большинство людей с неидеальным зрением получают ВУ данной категории.
Таблица – Критерии минимальной остроты зрения для управления определенными категориями ТС
Вид транспортного средства | Критерий (V-острота) | Комментарий |
---|---|---|
Мотоцикл | Минимум 0,6 для первого глаза и 0,2 для второго | В случае, если водитель слеп на один глаз, второй должен видеть не ниже 0,8 |
Легковое авто | Не менее 0,6 для первого глаза и не ниже 0,2 для другого | При использовании приборов, улучшающих зрение, проверка зрения проводится в линзах или очках |
Грузовой автомобиль | Минимум 0,8 и 0,4 для каждого глаза соответственно | Если один глаз слеп, то второй должен обладать остротой минимум на 08 и выше |
Автобус | Не менее 0,8 для первого глаза и 0,4 для второго |
В таблице наглядно указаны критерии отбора водителей с конкретными показателями зоркости. К слову, если претендент отлично видит, но его рост составляет менее 150 см, то в выдаче ВУ ему будет отказано. К тому же возможно выявление иных медицинских противопоказаний.
Получение водительских прав ограничения по зрению
При продлении или получении прав, водитель посещает медкомиссию, в которую, в том числе входит проверка зрения и, соответственно, посещение офтальмолога – необходимое условие.
В начале 2015 года стало действовать новое правительственное постановление о медицинских противопоказаниях для водителей транспортных средств (принято в конце 2014 года). При этом ограничения для простых водителей и профессиональных стали различаться на законодательном уровне.
Рассмотрим конкретные ограничения по зрению для получения водительских прав для разных категорий, а также саму процедуру диагностики и что в нее входит.
Медкомиссия по зрению
Проверка включает в себя диагностирование:
- остроты зрения;
- цветоощущения;
- ширины обзора;
- офтальмологических заболеваний.
Острота зрения
Зрение диагностируют по специальной таблице Сивцева или Головина. Если водитель пользуется очками или контактными линзами, то зрение проверяют прямо в них.
Ограничения для получения прав водителями
Не профессионалы категории A и B (мотоциклетного и легкового вида транспорта):
- зрение для хорошего глаза – не меньше 0,6; для второго – не меньше 0,2 (всё равно, какой глаз лучше видит);
- при слепоте одного из глаз, другой должен иметь уровень зрения не ниже 0,8 с любой коррекцией;
- не меньше одного месяца после глазных рефракционных операций.
Профессионалы категории A и B и водители категории C, D, E, Tm, Tb (различного вида грузовиков, автобусов, трамваев и троллейбусов):
- зрение первого глаза – не меньше 0,8; второго – 0,4 (причем если открыты оба глаза, зрение должно быть не менее 0,7);
- нельзя использовать корректирующие средства больше плюс или минус 8,0 диоптрий, а различие между глазами может быть не более 3,0 диоптрий;
- при астигматизме – сумма цилиндра и сферы должны быть не больше 8,0 диоптрий, а между глазами – 3,0 диоптрии.
- при слепоте одного глаза, другой должен иметь остроту зрения не ниже 0,8 без коррекции.
- отсутствие глазных хронических заболеваний, мешающих нормальной работе зрительного аппарата и не поддающихся лечению: порез мышц век, диплопия, паралитическое косоглазие, паралич зрительного нерва, отслоение сетчатки, глаукома и другие (после успешной операции по их устранению, права могут быть выданы по результатам индивидуального обследования);
- отсутствие спонтанного нистагма (положение глазных яблок на семьдесят градусов от правильного).
Уровень цветоощущения
Чтобы получить удостоверение о праве на вождение необходимо также пройти диагностику цветоощущения. Восприятие цвета водителем раньше не являлась поводом ограничений. Но позже выяснили, что если водитель будет неправильно различать цвета светофора, то это может привести к трагическим последствиям. После этого людям с нарушениями цветоощущения запретили профессионально заниматься вождением любых транспортных средств.
Проверка цветоощущения происходит с использованием полихроматических таблиц Рабкина:
Она состоит из листов, на которых изображены разные элементы, как правило цифры, одной яркости, но разные по цвету. Испытуемому с отклонениями кажется, что картинка полностью одного цвета, а здоровый человек может различать элементы разных цветов. Чем больше картинок распознано неправильно, тем сильнее уровень аномалии. Дальтонизм неизлечим и не корректируется.
Ширина поля зрения
Для получения водительских прав у кандидата также проверяют ширину обзора. Она не должна быть ограничена более чем на двадцать градусов как по вертикали, так и по горизонтали.
Как и нарушение цветового восприятия, сужение обзора не подлежит коррекции при помощи линз и очков.
Другие препятствия и советы
Какие еще факторы могут стать препятствием для получения прав? Кандидатам необходимо провести оперативное лечение при:
- стойких изменениях слизистых оболочек глаз и глазодвигательных мышц;
- патологиях слезного мешка;
- диплопии (т.е. раздваивания предметов в глазах) из-за косоглазия;
- отслоении сетчатки;
- атрофии зрительного нерва;
- глаукоме.
Миопия и армия
Миопия (близорукость) – это нарушение рефракции, выраженное в неспособности фокусировки на объектах, находящихся на удалении (большое расстояние до объекта). Если объект находится близко, проблемы с фокусированием нет.
Степени близорукости:
• слабая степень: до -3 диоптрий
• средняя степень: от -3.25 до -6 диоптрий;
• высокая степень: свыше -6 диоптрий;
По результатам рефрактометрии (авторефрактометрии) выдаётся чек. В столбике с обозначением (Sph) указаны величины, которые соответствуют нарушению рефракции в меридиане.
Берут ли в армию с миопией?
Слабая и средняя степени не препятствуют призыву на военную службу. При наличии высокой степени близорукости с нарушением рефракции более 6.00 дптр одного глаза или обоих глаз, обязаны освободить от призыва в армию.
Годность определяют по нарушениям функции как одного глаза, так и обоих глаз
Абсолютно неважно, если зрение плохое только на одном глазу. Заключение будет выноситься по глазу с более выраженным нарушением рефракции
Миопия свыше 3.00 дптр до 6 дптр
Близорукость средней степени соответствует категории годности «Б-3».
Нарушение рефракции любого глаза в одном из меридианов от -3.25 дптр до -6.00 дптр ограничивает только перечень родов войск, где возможно прохождение службы.
Миопия свыше 6.00 дптр до 12 дптр
Высокая степень близорукости соответствует категории годности «В» (ограниченно годен).
Если будет доказано нарушение рефракции в одном меридиане свыше 6 диоптрий, обязаны освободить от призыва в армию. Это утверждение справедливо как в отношении миопии обоих глаз, так и миопии только одного глаза.
Миопия свыше 12 диоптрий
Близорукость с нарушением рефракции свыше 12,0 дптр обязывает вынести заключение о признании граждан не годными к военной службу. Это означает, что гражданин освобождается от исполнения воинской обязанности — не подлежит призыву, в том числе при введении военного положения в стране.
О сложении сферы (SPH) и цилиндра (CYL)
При высокой степени миопии или гиперметропии нарушение рефракции в одном меридиане вычисляется методом сложения значений сферы (sph) и цилиндра (cyl) по модулю. К модулю сферы (sph) необходимо прибавить модуль цилиндр (cyl) или только половину от модуля цилиндра |cyl / 2| в зависимости от направления оси цилиндрической линзы (Ax). При направлении оси цилиндрической линзы (Ax) под углом, близким к 180 или нулю градусов, необходимо прибавить модуль целого значения цилиндра (cyl); если ось цилиндрической линзы направлена под углом, близким к 90 градусов, прибавлять необходимо только половину цилиндра (cyl).
Как в военкомате относятся к сложению Sph и Cyl?Применять метод сложения Sph и Cyl в военкомате не обязаны и в большинстве известных нам случаев, не делают этого. Нормативного документа, инструкции или даже методички, обязывающих использовать данный метод при вычислении диоптрий для высокой степени миопии или гиперметропии, не существуют. Врачи в военкомате будут основываться на значениях, указанных лечащим врачом в медицинском заключении по результатам обследования призывника. Лечащий врач является ключевой фигурой. Им определяется вид патологии, степень выраженности и величина нарушения рефракции в одном меридиане, а также разница рефракции в двух меридианах. Призывнику остается только наблюдать и возможно, указать врачу на ошибку, если сомневаетесь в правильности вычислений — это основа категории годности.
Сложение (sph) и (cyl) по модулю осуществляется в гражданской медицине лечащим врачом для составления рецепта на очки. Данный метод применяется только при наличии высокой степени близорукости (миопии) или дальнозоркости (гиперметропии). Если нарушение рефракции относится к низкой или средней степеням, применение данного метода недопустимо.
формула сложения Sph и Cyl
при Ax=180±10 |Sph| + |Cyl|;
при Ax=90±10 |Sph| + |1/2 x Cyl|;
Проверка зрения инспекторами ГИБДД
Если вы успешно прошли медицинскую комиссию и получили водительские права, то это говорит о нормальном зрении. Инспекторы ГИБДД отталкиваются от справки, выдаваемой в медицинском учреждении. К тому же, у представителей дорожной полиции нет полномочий проверять остроту зрения у водителя.
Единственное, что проверяют инспекторы — наличие очков или линз у водителя, которому положено управлять автомобилей с оптикой. Соответствующая отметка делается в правах, поэтому скрыть данный факт не получится. Наказание за езду без очков или линз в законодательстве не предусмотрено. Но инспекторы иногда штрафуют по статье 12.7 КоАП как за езду без прав. Наказание составляет от 5 до 15 тысяч рублей, плюс автомобиль будет отправлен на штрафстоянку, за что придется понести дополнительные расходы. О правомености этой трактовки судить сложно.
Избежать наказания можно, если у водителя в автомобиле есть очки. Нужно сразу надеть их, чтобы у инспектора не возникало претензий.