Шипованные шины для легковых автомобилей
Содержание:
Сцепление с шипами и без них
В 1990-х годах даже в северных странах зимнее вождение без шипованных шин стало приобретать популярность. В 1996 году в семействе Hakkapeliittas были представлены шины на каждый случай : шипованная шина Nokian Hakkapeliitta 1 и ее нешипованный вариант — шина Nokian Hakkapeliitta NRW 1. В 1998 шина Hakkapeliitta Q пополнила серию нешипованных шин. Шведский журнал Teknikens Värld назвал новинку “лучшей нешипованной шиной на все времена”.
Шина Nokian Hakkapeliitta 2, новое изделие 2000 года, сочетало в себе свойства как шипованных, так и нешипованных шин. Сочетание новой технологии шипованных шин и резины с высоким уровнем трения, обеспечивающего уникальное сцепление с дорогой.
Осенью 2002 года была представлена специальная зимняя шина для стран центральной Европы: шина Nokian WR обеспечивала высокую скорость вождения в изменяющихся зимних условиях. Новое изделие стало самой быстрой зимней шиной в мире.
С 2003 года в конструкции шины Nokian Hakkapeliitta 4 стали применяться шипы, изготовленные по новой технологии. Запатентованный квадратный шип и система Eco Stud System улучшили сцепление на льду, снизив при этом воздействие на износ дорожной поверхности. В резиновую смесь, для обеспечения максимального сцепления, был добавлен экологичный продукт — масло канолы.
В 2004 году шина Hakkapeliitta RSi сменила шину Hakkapeliitta Q в семействе нешипованных шин
Особое внимание уделялось сцеплению с дорогой при торможении и ускорении. Зубцевидные узкие прорези, которые называются «усилителями торможения», образовали плотную решетку, увеличив почти на 40% сцепление с дорогой по сравнению с предыдущими моделями нешипованных шин
На берегу Нокианвирты
Suomen Gummitehdas производила обувь и резинотехнические изделия. Изделием номер один были галоши. Расширение производства в центре столицы было затруднительным, поэтому компания начала поиски новой территории для размещения производства. После рассмотрения нескольких вариантов, и, частично, по совпадению, компания разместилась в г. Нокиа, городе с красивым природным ландшафтом и доступной электроэнергии от реки Нокианвирта. Местные рабочие убедили в этом решении землевладельца Антеро и акционера Биргера Пентцина. Gummitehdas переехал в Нокиа в 1904 г., взяв с собой с сорок своих сотрудников.
Источником электроэнергии для Suomen Gummitehdas служил расположенный рядом деревоперерабатывающий завод Nokia Oy. Gummitehdas стал его главным владельцем в 1919 г. В 1922 г., компания приобрела большую часть акций кабельной фабрики Suomen Kaapelitehdas, работавшей рядом с рекой Nokianvirta.
Резиновая фабрика нового поколения
Когда война закончилась, в воздухе витал дух неуверенности и, одновременно, веры в будущее. В ответ на возросшие затраты компания увеличила свой долевой капитал в два раза. В 1949 г. фабрика Nokia насчитывала более 2 000 сотрудников.
Моторизация вскоре стала реальностью в г. Нокиа: первые парковочные места перед фабрикой были зарезервированы в 1955 г, в то время как раньше сотрудники прибывали на работу на велосипеде или пешком.
Торстен Вестерлунд вышел в отставку в 1958 г., и должность исполнительного директора занял Энсио Сальменкаллио. В 1959 г. компания была переименована в Suomen Kumitehdas Osakeyhtiö. Вскоре выручка от продаж автомобильных шин превысила выручку от продаж резиновой обуви, и автомобильные шины стали основной выпускаемой продукцией.
1960 г. – период слияния компаний. В 1963 г. компании Kumiteollisuus Oy и Nokian Kutomo объединились в Kumitehdas. Самое крупное слияние на берегах Нокианвирты произошло в 1966 г., когда Suomen Kumitehdas, деревообрабатывающая компания, Nokia Oy и Suomen Kaapelitehdas объединились в одну компанию. начало работу в 1967 г. Oy Nokia Ab стала второй крупнейшей компанией в Финляндии, после Enso-Gutzeit, насчитывающей 8 000 сотрудников. Väinö Richter занял должность директора резиновой индустрии.
Вместе в будущее
В 1928 г., резиновая фабрика пережила длительную забастовку. Многие рабочие уволились на срок около 1 года. В конце забастовки, управляющий директор Полон взял на себя инициативу по строительству нового здания для проведения торжественных мероприятий, собраний и вечеров для рабочих. Здание Kerhola, спроектированное архитектором В. Г. Палмквистом в духе классицизма было торжественно открыто весной 1930 г. В этом же году образовались и хор Kumikuoro.
В 1930 г, в резиновой индустрии Финляндии наблюдалась активная централизация. Suomen Gummitehdas приобрела резиновую фабрику Nurmi, фабрику по производству резиновых матов Denffer, а также резиновую фабрику Helsinki. Также, компания приобрела резиновую фабрику Savio и Kumiteollisuus Oy из Tampere. Преемником Полона на посту исполнительного директора стал Торстен Вестерлунд.
В 1938 г. Suomen Gummitehdas Osakeyhtiö заняла 20 место в списке крупнейших компаний Финляндии. Компания в г.Нокиа насчитывала 1 500 сотрудников; фабрики Nurmi и Savio увеличили общее число сотрудников до 2 000. Объем технической продукции к этому времени превысил объем обуви, и компания начала освоение новой производственной сферы – изготовления автомобильных шин. Eino H. Liljeroos занял должность технического директора в 1939 г.
Gummitehdas проявлял заботу о своих сотрудниках и их семьях самыми разнообразными способами. Рядом с фабрикой находился детский сад и ясли. Заводская столовая “Töpinä”, открытая в 1941 г., ежедневно обслуживала весь персонал. Также, компания участвовала в основании профессиональной школы Nokia в 1935 г.
Тридцать шесть работников фабрики Нокиа погибли во время Второй мировой войны. Их дети стали крестными детьми компании. По окончании войны, объем выпускаемой фабрикой продукции возрос еще больше. Бывшим солдатам и вдовам было предложено жилье в районах Ruskeapää и Lauttala.
Современная технология шипованных шин, уменьшение сопротивления качению
Шины Nokian Hakkapeliitta 5, представленные на рынке в 2006 году, продемонстрировали улучшенные зхарактеристики сцепления благодаря рисунку Bear Claw («медвежий коготь» ), который усилил работу квадратного шипа в любых условиях.Тогда же компания Nokian Tyres впервые показала самые большие в мире зимние шины для пассажирских автомобилей. Диаметр обода шины Nokian Hakkapeliitta Sport Utility 5, адаптированной под внедорожники, составил 22 дюйма.
Шины Nokian Hakkapeliitta Truck E для грузовиков и автобусов появились в 2008 году. Эти специальные шины для дорог с плохими условиями с четким рисунком поверхности сцепления и износостойкостью, которая выдерживает экстремальные условия. В 2014 году, который был юбилейным для первой шины Kelirengas, ее серию завершила шина Nokian Hakkapeliitta Truck E, отвечающая самым строгим требованиям магистральных дорог. К преимуществам этих шин для грузовиков и автобусов относятся, к примеру, запатентованный двойной блок рисунка протектора на поверхности сцепления и зимний индикатор безопасности, который показывает, когда шина имеет наилучшие характеристики сцепления на зимней дороге.
Шина Nokian Hakkapeliitta 7 и и ее нешипованный вариант Nokian Hakkapeliitta R впервые появились на зимних дорогах в 2009 году. Удобство вождения с шинами Hakkapeliitta 7’ гарантирует технология Air Claw с использованием каплевидных воздушных амортизаторов на шине, которые ослабляют влияние шипа на дорожное полотно. Шина Hakkapeliitta R, с другой стороны, была лучшей на рынке по характеристикам низкого сопротивления качению и имела налучшие характеристики безопасности.
Разработка шины Nokian Hakkapeliitta 8 началась еще в 2009 году, а самый последний флагманский продукт из семейства зимних шин вышел в 2013 году. На следующий год появились более надежные покрышки: нешипованная зимняя шина Nokian Hakkapeliitta R2 с отличными характеристиками сцепления и сниженным сопротивлением качению, прочные и исключительно износоустойчивые шипованные шины для внедорожников, а также нешипованные шины Nokian Hakkapeliitta R2 SUV, обеспечивающие высокий комфорт вождения. Первые в мире зимние шины для тракторов Nokian Hakkapeliitta TRI были представлены на рынке в 2014 году.
Kelirengas
Первой зимней шиной в мире была шина Kelirengas, предшественница шины Hakkapeliitta. Она была разработана для грузовиков, которые колесили по заснеженным зимним дорогам севера 1930-х годов. Рисунок протектора с канавками позволял использовать шины на заснеженных дорогах, а про цепи противоскольжения можно было забыть. Прочные, но широкие поперечные канавки счищали снег при вождении, обеспечивая отличные характеристики сцепления. Рисунок протектора, который был на шинах Kelirengas был перенесен на шины Hakkapeliitta и использовался вплоть до 1950-х годов.
Плакат Snow Hakkapeliitta 1936 года.
Шины Haka-Hakkapeliitta
Шина Haka-Hakkapeliitta держала первое место по продажам среди зимних шин в 1950-1960-е годы. Шины Haka-Hakkapeliitta, выпуск которых начался в 1956 году и чей ассортимент через два года достиг своего максимума, стали ответом на новые условия зимнего вождения и появление новых больших автомобилей. На протекторе был рисунок с плотно расположенными присосками, который был эффективен на обледенелых дорогах с укатанным снегом, поскольку при торможении между присоском и поверхностью дорожного полотна возникал небольшой воздушный пузырь, обеспечивавший сцепление с помощью присоска. Продольные канавки на обеих сторонах центральной области были тоже новшеством. Они гарантировали хорошую устойчивость при движении.
Фото: Шина Haka-Hakkapeliitta, новый продукт, выпущенный в 1956 году, побила все предыдущие рекорды продаж.
Успех шины Hakkapeliitta NR 09 и ее аналогов
Изменение зимних погодных условий и появление новых типов автомобилей стали стимулом следующего рывка в разработке шин Hakkapeliitta. Требовались шины для более сухих дорог, а шины с более низким профилем отрицательно влияли на характеристики вождения. Разработки нового поколения зимних шин начались в 1978 году.
На следующий год опытная модель шины Hakkapeliitta NR 09 появилась на пробном рынке Швеции и Норвегии, а в 1980 году новые шины уже могли купить все желающие. Шина NR 09 была фаворитом на протяжении нескольких сезонов подряд, убедив в своем успехе и потребителей, и отраслевые журналы. У новых шин Hakkapeliitta был новый рисунок протектора, от традиционных присосков решили отказаться. У нового рисунка протектора была стреловидная форма, а неравномерная остронаправленная расстановка рисунка обеспечивала эффективное удаление талого снега и грязи между поверхностью дороги и шиной.
В 1984 году семейство шин Hakkapeliitta NR 09 пополнилось шиной Hakkapeliitta M+S 111. Реализация шин на рынке проводилась совместно. Шина M+S 111 позиционировалась как шина, предназначенная для свободных ото льда магистралей и городских дорог, а шина NR 09 продолжала успешно использоваться на обычных заснеженных дорогах и на льду. Шину Hakkapeliitta 10 представили на рынке в 1989 году, она стала вариантом успешной модели, адаптированной к новым моделям автомобилей.