Облегченный маховик: плюсы и минусы

Замена штатного маховика облегченным

УАЗ 469 Старичок Бортжурнал установил генератор 90А

После принятия принципиального решения – стоит ли давать машину в тюнинг на СТО или производить модернизацию собственными силами, придется демонтировать штатный маховик, выбрать облегченный вариант по характеристикам или изготовить деталь самостоятельно. Затем демонтировать узел, заменить маховик вместе со сцеплением, произвести динамическую балансировку и регулировку газораспределительной системы.


Доступ для замены маховика

Выбор по характеристикам

Покупая готовый маховик двигателя со сниженным весом, необходимо учесть расположение отверстий под корзину сцепления, диаметр, количество зубьев и конструкционный материал детали.


Ассортимент облегченных маховиков для конкретной модели авто

Изготовление своими силами

Как минимум, для этого необходим токарный станок и квалифицированный токарь. Рекомендуется использовать схему, чертеж и рекомендации Сингуринди:

  • из стандартного 7 кг изделия после проточки получается облегченный вариант 4,8 кг (для ВАЗ «классика»);
  • заготовкой служит б/у маховик или снятая детали с коленвала машины, подвергающейся тюнингу;
  • зубчатый венец для надежности приваривается к ободу с обеих сторон, швы зачищаются абразивным диском УШМ;
  • на подшипнике производится статическая балансировка.


Самодельный облегченный маховик

Готовое изделие устанавливается на коленвал для последующей динамической балансировки.

Демонтаж

Перед тем, как облегчить маховик собственными силами, следует понимать, что для этого придется демонтировать несколько узлов и механизмов:

  • коробку КПП, чтобы снять сцепление, которое меняют вместе с маховиком;
  • ДВС частично для доступа к коленвалу и элементам КШМ, так как может потребоваться установка шатунов меньшей массы, обтачивание колен на валу.


Демонтаж с коленвала

Установка облегченного маховика

Величина силы инерции на коленчатом валу ДВС зависит от веса/угловой скорости шатунов и противовесов. После обточки маховика угловая скорость возрастает, поэтому сила инерции так же увеличивается, а противовесы остаются штатными.

Существует два варианта:

  • снижение радиуса вращения – потеря рабочего объема;
  • уменьшение массы вращающихся деталей – обычно шатунов.


Шатуны облегченные


Обрезка колен приводного вала

Если происходит обточка элементов коленвала, эта деталь вначале балансируется на динамическом стенде отдельно, затем на нее надевается маховик и корзина сцепления.


Балансировка коленчатого вала

Облегченный маховик плюсы и минусы

Облегченный маховик обычно устанавливается для увеличения динамики разгона, ведь двигатель будет вращать более легкую деталь, что приводит к быстрому набору оборотов силовым агрегатом. Данные изменения положительно сказываются на разгоне, но способны привести к следующим негативным изменениям:

  • Несмотря на то, что скорость будет набираться быстрее, она будет также быстро снижаться.
  • Расход топлива увеличится, поскольку обладает зависимостью от ускорения;
  • Наблюдается снижение оборотов при переходе на повышенную передачу, хотя и происходит более точное включение передачи;
  • Появляются неудобства по время передвижения по городу, особенно при движении в пробке;
  • Уменьшается крутящий момент, но повышается мощность;
  • Возникают трудности при движении по дорогам в зимний период, а также по загрязненным территориям на пониженной передаче;
  • Если двигатель оснащен турбонаддувом, то использование облегченного маховика может привести к нарушению динамики работы двигателя.

Проектировщики неспроста устанавливают на среднеклассовые автомобили маховики с конкретными весовыми параметрами, следовательно, улучшать там нечего. Повышать динамику, например, у внедорожников или полноразмерных седанов также не имеет смысла. Если же дело касается хэтчбека или купе, то тут облегченный маховик будет более уместной модернизацией, направленной на улучшение динамики разгона.

При использовании облегченного маховика автовладельца могут также настичь следующие проблемы:

  • Движение в городском цикле будет характеризоваться быстрым разгоном и быстрым торможением, что негативно скажется на расходе топлива;
  • При движении на больших дистанциях необходимо будет сильнее утапливать газ, что приведет к работе двигателя на высоких оборотах, а это, в свою очередь, приведет к повышенному нагреву двигателя;
  • Повышенный нагрев двигателя способствует повышению износа компонентов силового агрегата.

Облегченный маховик подойдет любителям вождения в гоночном стиле, поэтому выбор необходимо остановить на детали, которая будет иметь облегченные края либо выполнена из сплава алюминия. Такую деталь можно найти тюнинг-ателье либо в онлайн-магазине. Стоимость подобной модернизации обычно составляет порядка 2 тыс. рублей в случае, если автовладелец будет самостоятельно проводить работы по установке.

При установке облегченного маховика стоит обращать внимание на его прочностные характеристики. Прочность в данном случае является ключевым фактором, ведь поломка маховика в процессе эксплуатации силового агрегата на высоких оборотах приведет к существенным повреждениям как двигателя, так силовой передачи и элементов кузова. По этой причине установка модернизированного маховика является доработкой, ответственность за которую несет лишь автовладелец

По этой причине установка модернизированного маховика является доработкой, ответственность за которую несет лишь автовладелец.

Преимущества и недостатки стандартного и облегченного маховика

Чертеж облегченный маховик

Преимуществ у штатного маховика, в принципе, немало:

  • отменный показатель поддержания скорости;
  • поддержка водителя при разгоне с места (если мощность авто позволит, то даже новичок может стартовать с места на 2-й и даже 3-й передаче);
  • хорошая работа на НО (низких оборотах);
  • высокий КМ, неплохой переброс тяги на трансмиссию.

Что касается недостатков:

  • недостаточная динамика разгона;
  • медленный разгон.

Действительно, основной задачей и назначением инсталляции модернизированного балансировочного колеса является повышение скоростных и разгонных параметров авто. Облегченное колесо, и это очевидно, ДВС будет прокручивать легче. Естественно, будут быстрее набираться и обороты, что скажется положительно на разгоне. Однако и здесь есть пара отрицательных моментов.

Вот они:

  • быстрая потеря скорости, являющаяся неким противовесом быстрому набору этого же показателя;
  • повышение расхода горючего;
  • снижение КМ;
  • падение оборотов перед задействованием высокой скорости;
  • неудобства езды при передвижении в городских условиях;
  • затруднение передвижения автомобиля по бездорожью, в снег или грязь;
  • нарушение динамики работы ДВС, оснащенных турбонаддувом;
  • необходимость проведения перестройки всей системы мотора, что включает в себя комплексную модернизацию компонентов ДВС и передачи.

Все эти минусы облегченного маховика заставят автомобилиста сто раз подумать, взвесить все за и против, и только потом решиться на модернизацию родного элемента.

Как облегчить штатный маховик

Конструкторы изначально установили самый действенный вариант маховика, отвечающий стандартам. Да, это средний класс технического узла, удовлетворяющий основные предпочтения по комфорту и другим параметрам. Однако усовершенствования проводить тоже можно, а в некоторых случаях даже нужно.

К примеру, для владельца кроссовера, джипа или полномасштабного седана улучшения динамики не столь важны, как для владельца хэтчбека или купе. По этой причине последние могут успешно реализовать тактику по модернизации показателей динамики, переделав родной маховик автомобиля, т.е, установив облегченный маховик.

Но и тут не все гладко. Автомобилист, облегчая маховик, может повстречаться со сложностью в городе, когда приходится в таких условиях резко тормозить и ускоряться. В результате этого однозначно повысится расход горючего. А на трассах придется сильнее давить на педаль акселератора, что непременно повлияет на уровень перегрева составляющих ДВС и на время износа компонентов.

Как рассчитать массу маховика

С другой стороны, явно улучшится расход горючего на трассе, пусть и за счет работы автомобиля на ВО (высоких оборотах) или на износ, и возрастет общая мощность.

Хотелось бы отдельно выделить еще преимущества облегченного, модернизированного варианта:

  • получение положительной динамики во время разгона;
  • быстрое достижение высоких оборотов;
  • увеличение мощностных параметров ДВС до 4 процентов от общего показателя.

Если преимущества инсталляции облегченного балансировочного колеса превалируют над недостатками (для конкретного автомобиля) и индивидуальные предпочтения владельца в плане комфорта и других характеристик совпадают, можно не задумываясь приступать к установке. Это вполне логично и правильно.

Тюнинг и модернизация маховика

Модернизация облегченного маховика достигается путем удаления лишнего железа или благодаря использованию других, легчайших сплавов железа. Металл удаляется с маховика обязательно с краев, а центральные плоскости должны оставаться как есть, чтобы не смягчить прочностные характеристики изделия.

Если убрать лишний металл только с краев, оставив нетронутым массивный центр, то прочностные характеристики изделия не будут умалены.

Опасность неправильно переделанного маховика таится и в том, что не выдержав нагрузок, сорвавшаяся с места деталь прямиком летит в салон, легко пробив машину со стороны передка. Ранить и даже убить человека кусок железа, летящий с бешеной скоростью, может легко.

Эксперты настаивают: если вам все-таки крайне важно модернизировать штатный маховик автомобиля, делайте выбор либо в пользу элемента с облегченными краями и прочным центром, либо в пользу маховика, изготовленного из сплава алюминия. Прочность – это то, что действительно важно в этих случаях. Рекомендуем напоследок посмотреть видео про облегчение маховика

Рекомендуем напоследок посмотреть видео про облегчение маховика

Что дает облегченный маховик?


Облегченный маховик для Toyota Supra К основным преимуществам облегченного маховика относят следующее:

  • Облегченный маховик обладает меньшей инерцией, поэтому двигатель раскручивает его быстрее;
  • Наблюдается положительная динамика на параметрах разгона машины;
  • Двигатель быстрее достигается максимальных оборотов;
  • Наблюдается увеличение мощности до 4%, но не нужно думать, что после установки облегченного элемента автомобиль начнет ехать быстрее на те самые 4%.

Существует небольшой нюанс, который необходимо учесть. При смене стандартного маховика на более легкий необходимо производить перестройку всего силового агрегата. Требуется комплексная модернизация элементов двигателя и силовой передачи. Только грамотное улучшение позволяет добиться хорошего результата. Многие автовладельцы занимаются модификацией различных элементов автомобиля, но не многие углубляются в положительные и отрицательные стороны таких доработок, ориентируясь лишь на рекомендации не всегда компетентных знакомых.

Прежде чем приступить к изучению положительных и отрицательных сторон облегченного маховика, требуется разобраться с весом данного элемента. Во многих двигателях используются маховики, обладающие весом порядка 13 килограмм, хотя существуют модели и с меньшей массой. Такие модели маховиков имеют вес от 5 килограмм. Облегченный же маховик обычно обладает массой от 3,5 килограммов и изготавливается как из стали, так и с применением сплавов алюминия.


Чтобы снизить вес маховика, с него удаляется часть металла. Удаление производят на максимальном радиусе, поскольку снятие металла ближе к центру детали способно только снизить прочность изделия.

Стандартный маховик, изначально установленный изготовителем, необходим, чтобы поддерживать обороты во время переключения передач, а также придать автомобилю ускорение. Вес детали балансируется таким образом, чтобы автомобиль обладал заданными производителем показателями динамики разгона. При этом вес маховика рассчитываются таким образом, чтобы автомобиль сохранял принадлежность к конкретному классу и отвечал требованиям потребителей.

Большая масса наделяет стоковые маховики следующими преимуществами:

  • Позволяет поддерживать стабильную работу на низких оборотах с уменьшением динамики разгона;
  • Позволяет неопытному водителю начинать движение на более высоких передачах, хотя это и не рекомендуется;
  • Лучшим сохранением скорости, при этом разгон будет медленнее, чем с облегченным маховиком;
  • Высоким крутящий момент;
  • Лучшей передачей тяги к силовой передаче.

Облегченный маховик на Ваз 2113

Если вы прокачали двигатель автомобиля ваз 2113 и он стал достаточно мощным и резвым, то пришло время заменить маховик и поставить на его место облегченную версию. Как правило такой элемент устанавливают гонщики на спортивные машины, так как это придает дополнительную удельную мощность. Есть ли на самом деле польза от облегченного маховика на Ваз 2113 и стоит ли его устанавливать? Этот вопрос мы постараемся раскрыть в этой статье.

Основным плюсом облегченного маховика является его сравнительно небольшой вес по сравнению со штатным элементом. Масса маховика становится меньше примерно на 1,5 кг. Однако стоит иметь в виду, что если уменьшение веса маховика связано с удалением лишнего металла с малого радиуса, то это приведет к снижению прочности детали, так что рекомендуется убирать лишний металл с максимального радиуса маховика. Этот способ пригодится тем автолюбителям, которые будут совершенствовать свой маховик самостоятельно. Остальные могут просто принять это к сведению. Облегченный маховик Ваз 2113 начинает быстрее раскручиваться и у него уменьшается сила инерции. В итоге это положительно сказывается на динамических характеристиках транспортного средства. Силовой агрегат быстрее достигает своих максимальных оборотов и прибавка мощности в этом случае составляет несколько процентов. Однако не нужно заблуждаться в том, что если вы установите облегченный маховик, то машина сразу приобретет эти лишние несколько процентов мощности, это не так. Тут есть небольшая загвоздка и ее нужно иметь в виду. Необходимо провести комплексную работу по доработке и усовершенствованию мотора и трансмиссии, то есть перестраиваем весь силовой механизм.

В случае производства грамотного тюнинга автолюбитель добивается ожидаемого результата. Облегченный маховик можно купить в специализированном магазине или же заказать по интернету и стоит он сравнительно недорого, примерно 4-5 тыс. рублей. Кроме установки доработанного маховика есть еще один способ в тюнинге двигателей Ваз — инсталляция облегченного коленчатого вала. Все расчеты, которые были проецированы с вычислениями мощности двигателя в результате установки облегченного маховика не предусматривают силу сопротивления дороги и воздуха, а с ростом скорости, эти силы становятся все больше и больше. Запомните, что любые доработки в моторном отсеке, связанные с тюнингом двигателя будут правильно функционировать и приносить результаты исключительно при грамотной подборке и комбинации деталей, плюс, конечно же, качественный монтаж и установка. Все изменения не должны отрицательным образом влиять на безопасности автомобиля. К примеру, не нужно слишком сильно снижать вес маховика, это повлечет за собой снижение прочности и надежности. Монтируя на Ваз 2113 облегченный маховик, тем самым вы снижаете нагрузку на остальные детали, куда входит коленчатый вал, сцепление, коробка переключения передач. Уменьшая разницу моментов инерции при переключении вы повышаете износостойкость соответствующих компонентов. У коленчатого вала снижается скручивающий момент и вибрационные нагрузки, у сцепления наблюдается уменьшение тепловых и истирающих нагрузок, что касается коробки передач, то уменьшаются нагрузки на синхронизаторы

облегченный маховик на ваз

Облегченный коленвал на ваз 2106, 2107, 2101 классику.

Маховик ВАЗ 2106. Снятие, установка и дефектовка.

Обычный маховик

Как бы кто ни говорил, но это достаточно выверенная деталь, которая рассчитывается — и на нагрузки, и на кручение, и даже на слом.

Обычно его вес колеблется в пределах от 7 до 9 килограмм. Все зависит от модели и класса автомобиля (грузовики не беру, там веса намного больше).

После того как двигатель запушен, обычный маховик набирает кинетическую энергию от работы мотора. Поэтому при работе двигателя какая-то часть, уходит именно на его раскрутку и дальнейшее вращение. Причем чем тяжелее этот «диск», больше энергии нужно потратить. Особенно это сказывается на высоких оборотах, где потреблении энергии растет в квадратичной прогрессии, начиная уже с 4500 оборотов.

То есть получается что маховик, как бы мешает работе двигателя, забирая у него часть энергии, на свою раскрутку. Однако тут не все так однозначно – благодаря своему весу, этот элемент отбирает на себя различные не нужные энергии, вызванные детонацией двигателя или какими то другими побочными процессами

Таким образом, они не идут в кузов, а как бы «поглощаются» что не маловажно!

О штатном элементе

Как бы ни ругались между собой на форуме автолюбители, маховик – это точная и идеально выверенная деталь. При разработке инженеры тщательно просчитывали нагрузки, сопротивление на кручение и на слом. Вес штатного маховика на большинстве автомобилей (за исключением автобусов и грузовиков, а также спецтехники) находится в диапазоне от семи до девяти килограммов. Точная масса зависит от конкретной модели машины и ее класса.


После запуска двигателя обычный маховик начинает набирать кинетическую энергию за счет работы поршней, системы впрыска и выпуска, а также от вращения коленчатого вала. При работе силового агрегата часть энергии растрачивается на раскручивание и вращение тяжелого маховика. Чем больше масса этого металлического диска, тем больше энергии на его раскрутку потребуется. Особенно эти затраты заметны на высоких оборотах (от 4500 оборотов в минуту).

Из всего этого выходит, что маховик мешает двигателю работать, отбирая на себя часть мощности. Но здесь не все так однозначно. За счет своей массы маховик берет ненужную энергию, которая вырабатывается за счет детонации или других побочных процессов. Так, эти процессы не идут на кузов в виде вибраций, а поглощаются маховиком.

Виды маховиков и особенности конструкции

На данный момент в современных автомобилях производители используют три вида маховиков:

  1. Одномассовый.
  2. Двухмассовый.
  3. Облегченный.

Все они располагаются на задней стороне коленвала, и принцип работы у них одинаковый, но есть некоторые нюансы.

Одномассовый маховик

Маховик одномассовый является наиболее распространенным в современном автомобилестроении. Его изготавливают преимущественно из чугуна. Внешне он представляет собой металлический диск с диаметром около 40-ка см.

Внешняя сторона от коленчатого вала комплектуется венцом из стали. Он закрепляется по технологии напрессовки, поэтому устанавливается достаточно прочно для стабильной продолжительной работы. С внутренней стороны крепится к коленвалу посредством ступицы.

Благодаря надежной и простой конструкции передача крутящего момента выполняется плавно и стабильно. Но с колебаниями такое устройство справляется хуже двухмассового. Поэтому на крупных автомобилях, которые планируется эксплуатировать на бездорожье, такие обычно не устанавливаются.

Двухмассовый маховик с маятниковым гасителем колебаний

Это улучшенная модель демпферного маховика. Конструкция вмещает в себя не только основные элементы, как венец маховика, диски и прочие, но и специальный маятник. Главное достоинство такой системы заключается в том, что если диск сцепления не используется, автомобиль движется или просто греется на низких оборотах двигателя, вибрации и колебания будут гарантированно погашены. При этом снижается масса мотора, но сохраняется его уровень мощности.

Двухмассовый демпферный маховик

Устройство двухмассового демпферного маховика намного сложнее. Но он также располагается между сцеплением и двигателем. Его характерные достоинства:

  1. Снижение вибраций, которые всегда передаются от двигателя к трансмиссии. Благодаря этому система трансмиссии служит дольше, поскольку ее износ снижается.
  2. Минимизация шума.
  3. Быстрое и облегченное переключение передач.
  4. Защита системы трансмиссии от чрезмерной нагрузки.

Размеры маховика ваз 2110

Отличаются количеством зубьев на венце Ваз 2101 — 129 зубьев, на венце Ваз 2110 — 128 зубьев. Венец 2101-1005115 Ваз 2101-2107 Масса — 0,62 кг Диаметр наружный — 277,5 мм диаметр посадочный — 256,795 мм Ширина — 12 мм Число зубьев — 129 Модуль — 2,1166

Венец 2112-1005115 Ваз 2110-2170 Масса — 0,672 кг Диаметр наружный — 278,5 мм диаметр посадочный — 256,795 -0,07 мм Ширина — 12 мм Число зубьев — 128 Модуль — 2,1166 Вес маховика — 6,5 кг

Венец 2108-1005115 Ваз 2108 — 2115 Масса — 0,556 кг Диаметр наружный — 273,9 мм диаметр посадочный — 254,795 +0,725 Ширина — 12 мм Число зубьев — 128 Модуль — 2,1166

ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ «ДЕСЯТКИ»

Чем отличаются двигатели семейства VAZ 2110 от старого знакомого VAZ 21083? Оказывается, многим. Подробнее о различиях моторов — в статье начальника КБ управления проектирования двигателей ВАЗа.

Как уже известно читателям, для автомобиля VAZ 2110 и его модификаций было разработано новое семейство двигателей. Оно включает три базовые конструкции: карбюраторный восьмиклапанный с индексом 2110, восьмиклапанный с распределенным впрыском (обозначается 2111) и 16-клапанный с впрыском (имеет маркировку 2112). Все три двигателя собирают на одной автоматической линии, поэтому они унифицированы по таким базовым деталям, как коленчатый вал, шатун, поршневой палец, маховик. Необходимость разработки новых базовых деталей продиктована особенностями 16-клапанного двигателя 2112, у которого по сравнению с мотором 21083 значительно более высокие показатели мощности и крутящего момента. У него оригинальные, не унифицированные с деталями восьмиклапанных двигателей поршни, головка цилиндров и распределительные валы. Кроме того, предъявлены повышенные требования к надежности двигателей. Техническим заданием на автомобили семейства 2110 был установлен 90-процентный ресурс базовых деталей двигателя при пробеге не менее 150 000 км, вместо 125 000 км для остальных двигателей ВАЗа.

Ниже речь пойдет в основном о восьмиклапанных моторах 2110, 2111 и отличиях их базовых деталей от деталей двигателя 21083.

Коленчатый вал 2112–1005015 (фото 2). С целью повышения уравновешенности по сравнению с валом 2108 (фото 1) увеличены противовесы. Они механически обработаны как по боковым поверхностям, так и по диаметру. Это позволяет валу выдерживать возросшие нагрузки. По посадочным местам валы унифицированы, так что возможна замена вала 2112 на вал 2108.

Шатун 2110–1004045 (фото 3) отличается от шатуна 2108 более жесткой нижней головкой. Поковка оригинальная, из материала с улучшенными механическими свойствами. В верхней головке — сталебронзовая втулка (фото 4), так как применен плавающий палец — он может перемещаться и в шатуне, и в бобышках поршня. (Напомним, что в шатуне 2108 поршневой палец запрессован в верхнюю головку.)

Поршень 2110–1004015. Отличается от поршня 21083 только наличием канавок под стопорные кольца в бобышках для поршневого пальца. Стопорные кольца применены от двигателя 21213.

Поршневой палец отличается от детали мотора 2108 уменьшенной с 61 до 60,5 мм длиной и уменьшенным с 15 до 13,5 мм внутренним диаметром.

На двигателе возможна комплектная замена всех четырех поршней с шатунами в сборе — 2110 на 21083 и наоборот.

Маховик 2110–1005115 (фото 5). Для передачи повышенного крутящего момента увеличен со 196 до 208 мм диаметр поверхности под сцепление. Изменена форма зубьев на венце маховика. Для снижения неравномерности вращения коленчатого вала увеличен момент инерции маховика путем увеличения ширины обода с 20,9 до 27,5 мм. Замена маховика 2110 на 2108 в принципе возможна, но одновременно потребуется установить коробку передач со стартером 2108.

Блок цилиндров 2110–1002011. Отливка унифицирована с блоком 21083; различия — в обработке крепежных отверстий. В блоке 2110 сделаны дополнительные резьбовые отверстия для кронштейна генератора, датчика детонации и модуля зажигания (последнее относится к восьмиклапанному двигателю с впрыском). Блок цилиндров для 16-клапанного двигателя дополнительно отличается резьбовыми отверстиями для крепления головки блока цилиндров: диаметр резьбы изменен с М12 на М10.

Вопрос взаимозаменяемости

Когда маховик выходит из строя, автомобилистам требуется поменять его на новый. При этом закономерно и часто возникает вопрос относительно того, можно ли одномассовый тип конструкции заменить на двухмассовый. Им интересно, что произойдёт, если поменять детали таким вот образом, и не будет ли это опасно для двигателя

Важно понимать, найдётся ли место двум разным маховикам на одном двигателе внутреннего сгорания, и насколько реальная их взаимозаменяемость. Никто не станет спорить с тем фактом, что одномассовые устройства значительно дешевле двухмассовых или демпферных. Потому владельцы автомобилей, на двигателях которых устанавливаются двухкомпонентные маховики, при их поломке должны выложить солидную сумму на приобретение детали

Чтобы сэкономить, некоторые размышляют относительно возможности поставить на место демпферного (двухмассового) маховика обычный цельнометаллический элемент. В отношении вопроса взаимозаменяемости нужно учитывать несколько очень важных моментов

Потому владельцы автомобилей, на двигателях которых устанавливаются двухкомпонентные маховики, при их поломке должны выложить солидную сумму на приобретение детали. Чтобы сэкономить, некоторые размышляют относительно возможности поставить на место демпферного (двухмассового) маховика обычный цельнометаллический элемент. В отношении вопроса взаимозаменяемости нужно учитывать несколько очень важных моментов.

  1. Если установить одномассовый цельнометаллический маховик на место двухмассового в двигателе, то снизится показатель комфорта при эксплуатации. Но это не всё. Также будет снижаться ресурс ШРУСов, коробки переключения передач, редуктора, как и всего автомобильного мотора в целом.
  2. Если на место традиционного цельнометаллического маховика поставить облегчённый тип конструкции, то потеря в комфорте будет ощущаться в намного меньшей степени. Но чтобы всё работало хорошо, придётся перенастроить весь двигатель под изменённый эксплуатационный режим работы силовой установки.
  3. При замене традиционного одномассового элемента на демпферный требуется обязательно установить новый комплект автомобильного сцепления, а также специально его отрегулировать. Если этого не сделать, то будет плохо включаться вторая передача и возникнут проблемы с включением задней передачи.

Насколько рационально менять один маховик на другой, вопрос крайне спорный. Замена возможна, то есть детали можно считать взаимозаменяемыми. Но дополнительно приходится проводить ряд мероприятий, менять некоторые компоненты, проводить настройки и жертвовать некоторыми моментами комфорта. Финансово это всё равно не получается дешевле переходить с двухкомпонентного маховика на цельнометаллический, либо наоборот.

Классический одномассовый вариант конструкции отлично подходит двигателям внутреннего сгорания, поскольку он обладает простой конструкцией и большим запасом эксплуатационной надёжности. Двухмассовые пока не так распространены, потому их использовать нужно лишь на тех автомобилях, под которые они были разработаны. Облегчённые элементы являются сугубо прерогативой спортивных автомобилей или машин, которые подвергаются серьёзному техническому тюнингу. Это не такое частое явление, поскольку поменять характеристики мотора можно многими другими методами, достигая высокого уровня отдачи.

Недостатки облегченных маховиков

Основная цель применения маховика, передача вращения и поддержание оборотов в момент переключения скорости, то снижение веса сказывается на этих характеристиках.

В целом, все негативные эффекты выражаются следующим:

  • Скорость набирается быстрее, но намного быстрее теряется;
  • Расход топлива закономерно увеличивается, хотя и не напрямую;
  • Улучшается точность включения передач, но происходит падение оборотов перед включением повышенной скорости;
  • Создаются неудобства при движении по городу;
  • Существенное снижение крутящего момента, хотя мощность возрастает;
  • Возможны затруднения при езде по загрязненным или заснеженным дорогам на пониженных передачах;
  • Облегченные маховики нарушают динамику работы на двигателях, оснащенных турбонаддувами.

Очевидно, что раз разработчики установили на автомобиль среднего класса маховик с определенным весом, значит, оптимизировать здесь нечего. Улучшенная динамика, к примеру, для внедорожника или полноразмерного седана практически не требуется. А вот для хэтчбеков или для купе это может быть успешной тактикой по улучшению показателей динамики разгона.

При этом водитель столкнется с прочей проблемой: в городском цикле придется быстро набирать скорость, но быстро и тормозить. В результате топливный расход значительно увеличивается. На длинных дистанциях также придется сильнее давить газ, хотя расход здесь снизится примерно на 10%. Но в этом случае двигатель будет работать на более высоких оборотах, что увеличивает степень нагревания его элементов и скорость износа деталей.

Облегченный маховик: физика процесса

В современной практике есть масса способов повышения динамики авто. Один из главных — изменение веса маховика в меньшую сторону. Облегчение данного элемента — процесс несложный, а эффект можно заметить невооруженным глазом. Если деталь изготовлена из алюминия, то ее вес может быть меньше на 40-50%. Вопрос лишь в том, насколько это эффективно?

При наборе скорости транспортным средством каждое последующее переключение требует максимальных ресурсов силового узла. При этом мощность затрачивается не только на разгон, но и на прокручивание основных элементов. На первый взгляд данный фактор может показаться несущественным, но это не так.

Приведем пример с машиной, которая весит около тонны и разгоняется до 160 км/час. В процессе набора скорости происходит переключение с первой по четвертую передачу. При каждом переводе ручки КПП на новую скорость обороты мотора с 7-килограмиовым маховиком падают с 6000 до 3000 об/минуту. Двигатель при этом работает на 100%. Если использовать более легкий маховик, то энергия, которая должна идти на раскрутку, будет направлена на разгон транспортного средства. В среднем маховик отбирает около 2-3% энергии, но на 1-2 скорости данные потери действительно ощутимы. Что касается более высоких скоростей, то здесь облегчение маховика почти не дает результатов.

 В отношении прироста мощности ситуация неоднозначна. Есть мнение, что сама по себе мощность мотора не меняется. Если плавно набирать скорость (без рывков), то замена маховика никак не повлияет на разгон. С другой стороны, если набирать скорость в динамике, то изменения все-таки будут заметны, что выразится в росте динамической мощности авто.

Представьте ситуацию, когда мотор с холостых до максимальных оборотов доходит за 1,5-2 секунды (большая часть современных авто могут этим похвастаться). Получается, что доля мощности в этот период идет  на раскручивание маховика и коленвала. Если без нагрузки мотор набирает обороты за 1,5-2 секунды, то с нагрузкой показатели будут много хуже (если начинать движение с холостых оборотов). Главная помеха — тяжелый маховик и другие элементы мотора. Если бы на спортивных авто стоял тяжелый маховик, то разгон до «сотни» за 3-4 секунды был бы невозможен.

Улучшение динамики — главное из положительных качеств легкого маховика. Но это не все. Кроме этого, снижается нагрузка на трансмиссию в момент переключения коробки. Можно только представить, какие удары выдерживают шестерни КПП в случае резкого изменения числа оборотов с шести до трех тысяч. Особенно эта проблема заметна на мощных моторах.

Еще и еще одно качество. При резком изменении скорости и резком сбросе педали сцепления, начинается пробуксовка, машина не может набрать скорость. Причина — тяжелый маховик, который с трудом тянет трансмиссия. Даже на авто с небольшой мощностью возможна кратковременная пробуксовка колес  на второй или третьей скорости — обычное дело.

Почему облегченный маховик стоит устанавливать на авто?

Как и любой другой вид тюнинга, установка облегченного маховика имеет целый ряд положительных сторон. Однако устанавливать такое устройство лучше всего в следующих ситуациях:

  • Когда машине требуется быстрый старт;
  • Когда необходимо повысить мощностные показатели двигателя;
  • Когда нужно увеличить плавность движения машины.

С облегченным маховиком автомобиль стартует на порядок быстрее. Кроме того в моторе расходуется меньше энергии для вращения элементов, что приводит к повышению мощности. Такое техническое решение особенно актуально устанавливать не на массовых видах транспорта, и на тех авто, которые предназначены для различных соревнований.

Недостатки облегченного маховика

Кроме плюсов, которые выглядят весьма заманчиво для водителей, установка такого механизма имеет и определенные недостатки. В сравнение с положительным эти моменты выглядят намного существеннее и заключаются в следующем:

  1. Автомобиль с облегченным маховиком способен не только быстро разгонятся, но и очень быстро терять набранную скорость;
  2. Может наблюдаться падение оборотов при переходе на повышенный скоростной режим;
  3. Происходит снижение крутящего момента;
  4. Возникают трудности с проходимостью по бездорожью и заснеженному дорожному полотну;
  5. Возможность раскола маховика по причине его хрупкости.

В большинстве ситуаций управление автомобилем с облегченным маховиком в условиях городского трафика весьма проблематично. Автомобиль будет быстро стартовать с места, но при этом практически мгновенно терять набранную скорость.

Более подробно об установке облегченного маховика будет рассказано в этом видеоролике:

Опубликовано:
07 июня 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *