Правила дорожного движения для пешеходов
Содержание:
Пропустить или уступить? Теория
И вот это самая главная тонкость в российском законодательстве 2022 года касательно пересечения траекторий движения пешеходов и водителей. И мы нарочито указали в подзаголовке, что будем сначала обсуждать теорию – как вы обязаны пропускать пешеходов по букве законодательного акта. Потому что на практике, к сожалению, это несколько отличается.
А теперь запомните главное правило:
- во всех остальных случаях в новых Правилах есть требование именно уступить дорогу.
В чём же такое разительное отличие между двумя этими действиями и как именно правильно вы должны пропускать пешеходов на переходе, а как – уступать?!
Кого водитель обязан пропустить?
Сразу отметим, что термина «пропуска» пеших участников дорожного движения в ПДД нет. Поэтому на практике вы обязаны просто обеспечить преимущественное право движения, как именно вы это сделаете, решит рассматривающий дело орган, если увидит в этом нарушение.
А кому должен уступить?
А вот уступать дорогу нужно правильно! Итак, давайте рассмотрим последовательность кое-какой логической цепочки:
- что такое преимущество, видим ответ здесь же – это право пройти или проехать определённый намеченный путь первым, в то время как другие участники должны вам уступить.
А теперь ещё более простыми словами! Итак, вы не выполнили требование Правил уступить, если:
в результате вашего движения пешеход изменил либо траекторию движения, либо скорость, либо и то, и другое,
при этом, ещё одно важное условие – это произошло именно из-за вашего начала, возобновления или продолжения движения; например, вы не снизили скорость перед переходом, не остановились вовсе или остановились и начали ехать, испугав пешехода, когда тот ещё был перед автомобилем.
Важная тонкость про преимущество
Обратите внимание, термин «преимущество» подразумевает под собой ещё одну тонкость: для наличия этого самого преимущества траекторий движений водителя и пешехода должны пересекаться. Причём, пересекаться не только в пространстве, но и во времени
То есть, неисполнение требования уступить дорогу пешеходу водителя непременно приведёт к наезду на первого – ДТП.
Поэтому, если ваши траектории не пересекаются во времени, то и обязанности у вас нет. К примеру, вы поворачиваете направо на дорогу на нерегулируемом перекрёстке, где пеший переходит дорогу по переходу. Но ваша целевая дорога имеет 10 полос движения, а между направлениями ещё и разделительный островок. Пешеход, при этом, уже заканчивает на 10-й полосе вдали от вас, в том время, как вы, выполняя требование пункта 8.5 ПДД, поворачиваете на первую.
В таком случае траекторий ваших движений во времени не пересекаются. Нужно ли в этом случае уступать пешеходу? Очевидно, нет! Но очевидно только в теории…
Ещё одна тонкость данного термина заключается в том, что преимущество в его определении имеет чёткую зависимость от права на движение в намеченном направлении. То есть при отсутствии права на движение нет и права на первоочерёдность такого движения. Вполне логично!
Отсюда следует и то, что уступать дорогу при отсутствии преимущества обязанности нет. Например, если пешеход начал переходить дорогу на запрещающий сигнал светофора на регулируемом перекрёстке, то уступать дорогу ему обязанности у вас нет. Потому и требования такого в ПДД 2022 года нет.
Но нарочно создавать опасность в таком случае всё равно не стоит – почему, мы поговорим в последнем разделе данной статьи.
Обратите внимание, что речь здесь идёт о нарушении пешеходом, именно отменяющим его право на движение в намеченном направлении. А, например, если пешеход пьяный появился в общественном месте, не посмотрел по сторонам и не убедился в безопасности перехода, то это не лишает его права на сам переход
Соответственно, и преимущество никуда не пропадает, а вместе с ним и обязанность водителя уступить ему дорогу.
Обязанности и ответственность пассажиров
В ПДД пассажир транспорта определяется участником движения. Это накладывает на него обязанности, нарушение которых карается в соответствии с законодательством.
ПДД обязанности пассажиров
Пункту 5.1 определят обязанности пассажира:
при поездке на транспорте, где есть ремни безопасности, быть пристегнутым, при поездке на мотоцикле — быть в шлеме;
посадку и высадку осуществлять со стороны тротуаров, обочин только после полной остановки;
если посадку и высадку нельзя осуществить в соответствии с правилами, она может быть осуществлена со стороны дороги при условии, что соблюдения безопасности.
Пункт 5.2 запрещает пассажиру:
- отвлекать водителя во время движения;
- при езде на грузовом транспорте стоять, сидеть на бортах или грузе, если он выше бортов;
- открывать двери во время движения.
Ответственность пассажира за нарушения ПДД
Кроме ответственности, определённой аналогично ответственности пешехода, для пассажиров предусмотрена ответственность за не пристёгнутый ремень безопасности и не надетый защитный шлем.
За эти нарушения возможны предупреждение или штраф в 500 рублей. Если по вине пассажира возникает опасность или препятствия для остальных участников движения, то возможен штрафа 1000 рублей.
Несмотря на то, что доказать вмешательство пассажира в работу водителя достаточно сложно, в этом случае возможно наступление уголовной ответственности по статьям, сходным для нарушений пешеходами.
ПДД подробно и чётко регулируют взаимоотношения на дороге всех участников движения. Соблюдение обязанностей участника движения поможет бесконфликтно передвигаться по дороге.
Видео: Обязанности пассажиров и их ответственность.
Правила дорожного движения для пешеходов
В автошколах, при рассмотрении ситуаций с участием пешеходов, нацеливают водителей на правоту последних. Это превентивная мера и хорошее предостережение. По правилам пешеход не имеет преимущества перед автотранспортом.
ПДД дают чёткую трактовку термина «пешеход». Это человек, который находится вне транспорта и не осуществляющий работу на проезжей части. К пешеходу относятся человек, двигающийся в инвалидной коляске, ведущий велосипед, мотоцикл, везущий сани, тележку, детскую или инвалидную коляску».
Определение точно разграничивает субъектов, которые могут иметь двоякую роль. Действие правил однозначно:
- едешь на велосипеде – подчиняешься правилам для водителя;
- ведёшь велосипед – подчиняешься правилам для пешехода.
Основные нарушения ППД пешеходами
1. Нарушение разметки и знаков
Все обязаны знать, определении пешеходного перехода. Он определяется, как часть дороги, которая обозначена знаками и (или) разметкой и выделена для перемещения пешеходов. Если разметки нет, ширина переходов устанавливается расстоянием между знаками.
В зависимости от ситуации переход обозначается по-разному:
- разметка и знаки;
- одна разметка;
- одни знаки.
2. Незнание правил
Требование «Уступить дорогу» значит, что пешеход не может начать, возобновить, продолжить двигаться, а также совершать маневры, если эти действия мешают другим участникам движения, у которых преимущество перед ним. Большинство людей не знают этого требования и того, что сотрудники ДПС в каждой конкретной ситуации могут по-разному его трактовать.
Нужно помнить, что водитель, пешеход, пассажир, являются равноправные участники движения. Они имеют свои собственные права, обязанности и ответственность.
Обязанности пешеходов ПДД
Обязанности пешехода ПДД говорятся в главе 4 и пунктах правил 4.3; 4.5 и 17.1.
Глава 4 ПДД для пешеходов разъясняет их обязанности. Необходимо знать пункты, в которых автомобильное движение пересекается с пешеходным и может возникнуть вопрос главенства.
Пункт 4.3. определяет правила пешехода, где он обязан передвигаться через дорогу:
- по пешеходному переходу (по подземному и надземному);
- если переходов нет, то на перекрестках;
- если перехода или перекрестка нет, то допускается возможность перейти дорогу перпендикулярно к проезжей части.
Стоит помнить, что пересечение дороги помимо перехода, является исключением. Переходить дорогу нужно только по пешеходному переходу.
Пункт 4.5 определяет правильность перемещения по нерегулируемому переходу. На дорогу можно выходить только после оценки расстояние до движущихся машин. Нужно приблизительно оценить их скорость и убедится, что можно перейти безопасно.
Необходимо помнить, что при передвижении вне пешеходных переходов, человек не должен создавать помех транспорту. Запрещается выходить из-за стоящего транспорта или другого препятствия, если не убедились в отсутствии движущихся машин.
Следует помнить два важных момента:
- собственная безопасность – это обязанность пешехода;
- передвигаясь вне перехода, пешеход не имеет преимуществ перед транспортом.
Пункт 17.1 определяет перемещения пешеходов по жилой зоне и дворовым территориям. Пешеходу разрешено передвигаться по тротуарам и проезжей части, если они не создают необоснованных помех транспорту. В жилой зоне пешеход имеют преимущества перед автотранспортом
Ответственность за нарушение ПДД пешеходами
Согласно законодательству пешеход несёт ответственность за нарушение ПДД. Ответственность пешеходов регламентируется разделами 4 и 5 ПДД РФ.
Административная ответственность пешехода:
нарушения ПДД грозят штрафом в 500 рублей;
нарушения, которые повлекли помехи движению автотранспорта наказываются штрафом в 1000 рублей;
нарушения, из-за которых был причинен вред здоровью пострадавшего в лёгкой или средней форме наказываются штрафом в 1000 — 1500 рублей.
Уголовная ответственность пешехода:
Если нарушения привели к тяжёлому вреду для здоровья, виновный может быть привлечен к уголовной ответственности сроком до 3 лет.
Если нарушения привели к смерти пострадавшего, виновный может быть привлечен к уголовной ответственности сроком до 4 лет.
Если нарушения привели к смерти двух или более человек, виновный может быть привлечен к уголовной ответственности сроком до 7 лет.
Так же после оценки ущерба может наступить ответственность, регулируемая Гражданским кодексом:
Пешеход несет ответственность за причинённый ущерб имуществу, здоровью, моральный вред, в том числе и перед владельцами машин, мотоциклов и другого транспорта.
Видео: Обязанности пешехода ПДД РФ
Как правильно переходить дорогу?
Где пешеходу можно переходить дорогу:
1По подземному или надземному переходу, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочины.
2По зебре (регулируемой или нерегулируемой).
3Вне пешеходных переходов (только при соблюдении особых условий).
О том, как правильно переходить дорогу по зебре или без нее, мы подробно расскажем в отдельных параграфах ниже. Здесь же мы оставим общие правила, которых стоит придерживаться вне зависимости от того, где вы переходите дорогу:
-
Прежде всего убедитесь, что пересекать дорогу безопасно;
-
не выходите на дорогу из-за автобусов, грузовиков, резких поворотов и в других местах, где вас не видно;
-
не бегите по зебре, но и не двигайтесь слишком медленно — это спровоцирует водителей вас объехать;
-
если вы не успели перейти, остановитесь на островке безопасности или на линии, разделяющей встречные потоки машин. Продолжите идти, только когда это будет безопасно и только на разрешающий сигнал светофора;
-
если вы велосипедист — на переходе ведите велосипед в руках;
-
немедленно вернитесь на тротуар, если на дороге появилась карета скорой помощи с включенной сиреной и синими маячками или любая другая машина, подающая такой сигнал;
-
переходите по диагонали только на тех перекрестках, где есть диагональная разметка «зебра». В остальных местах — пересекайте дорогу только под прямым углом.
Особенности передвижения в тёмное время суток
Главная цель ПДД РФ – создать полноценный свод правил, которые сумели бы гарантировать максимальную безопасность для каждого участника движения. Поэтому ситуация в ночное время – отельный вопрос, ведь в условиях ухудшенной видимости риск попасть в ДТП увеличивается в несколько раз. Так п. 4.1 освещает нужные установки по поводу требуемой стороны дороги и запросов в адрес людей, которые выходят туда ночью:
- В границах населённых пунктов советуют иметь при себе светоотражатели, если они собираются переходить дорогу.
- За пределами оговоренных территорий жители России тем более обязаны иметь аналогичные средства предупреждения водителей.
- При отсутствии обочины и тротуара, пешеход обязан идти вдоль путей навстречу движению любого транспорта.
Если у человека нет специального элемента для эффективного отражения света, но перейти дорогу крайне важно, рекомендуется использовать любую похожую альтернативу (фонарь, мобильный телефон), которая привлечёт взгляд автолюбителя и позволит избежать происшествия. Обычно при достаточно хорошем уличном освещении подобная проблема автоматически отпадает, но на деле подобные условия редко где наблюдаются
Штрафы
Основная законодательная норма, применяемая в подавляющем большинстве случаев на практике к пешеходам – статья 12.29 КоАП РФ. Первая часть регламентирует движение пешехода по обочине, тротуару и проезжей части дороги, то есть соблюдение ПДД. Второй частью предусмотрены санкции для лиц, передвигающихся на велосипеде. Третья часть обозначает ответственность таких участников дорожного движения, находящихся в состоянии любого опьянения.
Такое постановление вступает в законную силу на одиннадцатый день после вручения его копии привлекаемому субъекту. В течение одного года после этого человек, на основании ст. 4.6 КоАП РФ, считается привлекавшимся к административной ответственности. То есть, если в этот промежуток времени он повторно нарушит Правила дорожного движения, его ждёт более суровое наказание: штраф 500 рублей.
По 2 и 3 части предупреждения нет, а накладываются санкции:
- по ч. 2 ст. 12.29 КоАП РФ – 800 рублей;
- по ч. 3 ст. 12.29 КоАП РФ – от 1000 до 1500 рублей.
Вторая по распространённости норма – статья 12.30 КоАП РФ. Ею устанавливается ответственность за несоблюдение ПДД пешеходами, которое в итоге повлекло возникновение помех свободному движению автомобиля или нанесение вреда здоровью человека лёгкой или средней степени.
Первая часть статьи определяет санкции за помехи передвигающимся автомобилям. Такое деяние влечёт назначение наказания – штрафа 1000 рублей
Вторая часть нормы предусматривает ответственность за несоблюдение Правил дорожного движения, по неосторожности повлёкшее наступление последствий для здоровья (лёгких либо средней тяжести). Это нарушение наказывается суммой от 1000 до 1500 рублей. Постановление о назначении штрафа вступает в силу также на одиннадцатый день после вручения копии
Отличие от предупреждения состоит в том, что лицо числится подвергнутым административной ответственности на протяжении года с момента уплаты штрафа. На это статьёй 32.2 КоАП РФ отводится 60 дней, по истечении которых наступает ответственность за просрочку
Постановление о назначении штрафа вступает в силу также на одиннадцатый день после вручения копии. Отличие от предупреждения состоит в том, что лицо числится подвергнутым административной ответственности на протяжении года с момента уплаты штрафа. На это статьёй 32.2 КоАП РФ отводится 60 дней, по истечении которых наступает ответственность за просрочку.
Человек, неуплативший штраф в установленный период времени, на 61-е сутки подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Вот здесь уже все намного серьёзнее: санкции этой нормы предусматривают наложение двойного штрафа либо административный арест, срок которого может составлять до 15 суток.
Многие ошибочно думают, что после привлечения за неуплату штрафа, он автоматически «гасится». Это огромное заблуждение: судебные приставы на протяжении двух лет будут применять меры принудительного взыскания, пока долг не закроется полностью.
В жизни бывает всякое. Если случилась неприятная ситуация и вас оштрафовали, то, в случае уверенности в своей правоте, нужно немедленно (не позднее чем через 10 дней) обжаловать вынесенное постановление либо сразу же погасить долг. Приятным, если так можно выразиться, моментом здесь является то, что денежные средства по ст. 12.29 КоАП РФ и 12.30 КоАП РФ можно оплатить в размере 50%. Для этого должно пройти не более 20 дней со дня вынесения постановления сотрудником полиции. Главное, вынести для себя урок из любой ситуации и больше не повторять ошибок.
Чтобы свести к минимуму число трагедий, и водители, и пешеходы должны знать и соблюдать Правила дорожного движения. Пренебрежение ими может обернуться фатальными последствиями: человек рискует своим здоровьем и даже жизнью. Поэтому каждому следует знать, где можно переходить проезжую часть, по какой стороне должен идти пешеход в городе, как следует себя вести на дороге.
Пересечение перекрестков
Для человека наиболее безопасными способами пересечения перекрестков являются подземные и надземные переходы. Как быть, если их нет поблизости, рассмотрим далее.
Регулируемых
На данном перекрестке нужно двигаться строго на зеленый сигнал светофора. Если пешеход не успевает перейти всю зебру на разрешающий свет, необходимо дождаться следующего, остановившись на линии разметки, которая разделяет полосы движения. Передвижение вдоль линии разметки или «зебры», когда горят желтый или красный сигналы светофора, категорически запрещено.
Нерегулируемых
На нерегулируемом пешеходном переходе приоритет отдан пешеходам, то есть человек может переходить по зебре в любой момент, а водитель обязан тут же остановиться. Также устанавливают «лежачие полицейские», чтобы водители снижали скорость. Они необходимы для создания безопасности; часто их можно увидеть вблизи школ, детских садов, где повышенный риск того, что дети и подростки могут создать аварийную ситуацию.
Если в пределах видимости нет зебры, ПДД для пешеходов разрешают перемещаться на другую сторону в любом безопасном месте дороги строго перпендикулярно ее краю.
При этом запрещается переходить не по пешеходному переходу, если на ней находится четыре и больше полос движения.
В случае необходимости перейти дорогу и отсутствия на ней пешеходного перехода, человеку следует дойти до следующего перекрестка. При этом двигаться нужно строго по линии тротуара или обочины, осматриваясь по сторонам, чтобы убедиться в том, что приближающиеся водители снижают скорость.
Где можно переходить проезжую часть пешеходу?
Пешеходные переходы
Переходы бывают двух типов: регулируемые и нерегулируемые. Первые оснащены светофором. С ними все ясно: пересекать дорогу можно только когда загорится зеленый свет. Передвижение пешеходов по вторым регулирует пункт 4.5 ПДД. Согласно этой норме перед пересечением проезжей части пешеходу необходимо сначала осмотреться, визуально оценить расстояние до ближайших машин, а также их скорость и перейти только в том случае, если он будет уверен, что это будет для него абсолютно безопасно.
Подземные и надземные переходы
Особых правил для передвижения по подземным и надземным переходам не существует. Они отличаются высокой безопасностью, ведь пользуясь ими, пешеход не встречает на своем пути автомобили. Обозначаются эти типы переходов своими собственными знаками. Для надземного это человечек, поднимающийся по лестнице, а для подземного – спускающийся.
Перекресток
В случае, если поблизости отсутствуют пешеходные переходы, правила допускают пересечение дороги по перекрестку. Двигаться при этом необходимо по линиям, продолжающим обочины или тротуары. Ни в коем случае нельзя пересекать перекресток прямо посередине или наискосок.
Что делать, если нет перехода и перекрестка?
Когда нет ни пешеходного перехода, ни перекрестка, можно перейти проезжую часть в их отсутствие при условии, что на ней нет сплошной разделительной полосы. Делать это нужно прямо перпендикулярно дорожному полотну под углом 90 градусов к нему, чтобы сделать время нахождения на ней максимально коротким. Перед началом движения нужно удостовериться, что нет приближающихся машин. В случае, если пешеход пересек часть дорожного полотна, а перед ним начали движение автомобили, он должен остановиться на центральной линии разметки, а затем подождать, пока машины проедут.
Не допускается пересечение дороги, если на ней есть ограждения.
Другие варианты
ПДД предусматривают и другие места, в которых можно пересечь проезжую часть. Это, например, велосипедная дорожка. По ней можно не только переходить дорогу, но и просто передвигаться. Однако следует помнить, что на велосипедной дорожке велосипедисты и транспорт, передвигающийся со скоростью не больше 20 км/ч имеют преимущество перед пешеходом и он обязан их пропустить.