Чем опасен перегрев двигателя?

Содержание:

Как определить, что двигатель перегрелся

На первый взгляд кажется очень просто – по показателям прибора температуры двигателя, или – датчика. Это верно, если бы не одно но – начинающие автомобилисты настолько увлечены дорожной обстановкой вокруг, что на панель приборов смотрят только в одном случае – сколько осталось топлива. Автомобилисты со стажем, наоборот, в силу уверенности в своих силах, также не смотрят на панель приборов автомобиля. И в результате, часто возникает ситуация, что перегрев обнаружен, когда температура двигателя давно превысила допустимые нормы, и двигателю нанесен непоправимый ущерб. Именно непоправимый перегрев – одна из самых сложных неисправностей, которая приводит к очень серьезным последствиям. Но об этом немого позже.
А ведь есть способ, который не даст пропустить момент перегрева. В пробке это проблематично, и не всегда присутствует явно, но следует знать вот о чем:

— Как только температура двигателя превысит допустимую норму, при резком нажатии на педаль газа, либо при ускорении автомобиля, даже небольшом, отчетливо прослушиваются детонационные стуки, которые в простонародии называются «стучат пальцы». Это не верно, но такое определение знают все.
Если Вы услышали такой звук – 99% вероятности, что двигатель перегрелся, и необходимо принимать меры.

Детонационный стук – звонкий металлический стук, частота которого совпадает с частотой вращения двигателя. Вы наверняка слышали такие звуки при заправке некачественным топливом. Откуда пошло понятие «стучат пальцы», мне лично неизвестно. А вот истинная причина возникновения подобных стуков – нарушение процесса сгорания топлива. То, что Вы слышите, не что иное, как взрывы топливной смеси. При нормальной работе двигателя, процесс сгорания – контролируемый, как только нарушается один из параметров работы – процесс выходит из-под контроля, и сгорание превращается во взрыв. Отсюда и понятие – детонационные (от слова детонировать — взрываться) стуки. При перегреве двигателя – это первый признак.

Прежде чем продолжить разговор, давайте определимся, что является нормально температурой, а что – перегревом. Односложного ответа нет, но есть общие правила.
Температура двигателя в пределах 85-95 градусов Цельсия, является рабочей.
Температура двигателя до 100 градусов, является допустимой. Это значит, что кратковременное повышение температуры до 100, иногда до 105 градусов – допускается. Именно кратковременно – до 5 минут.
Температура двигателя выше 105 градусов Цельсия – перегрев, и необходимо принимать меры.

Неисправный датчик температуры охлаждающей жидкости

Этот сенсор передает данные на индикатор приборной панели, отслеживая нагрев охлаждающей жидкости. Если этот датчик неисправен, водитель просто не видит, что температура двигателя превысила допустимый предел, начался его перегрев. Иногда заметить эту неисправность можно лишь, когда мотор уже пошел в разнос.

Неисправный вентилятор системы охлаждения

Неполадки в этом устройстве приводят к перегреву двигателя так же верно, как и проблемы с помпой или термостатом. При работе силового агрегата под пиковой нагрузкой выделяется больше тепла. Чтобы отвести лишнюю тепловую энергию, требуется увеличить эффективность системы охлаждения.

Для принудительного снижения температуры радиатора применяется вентилятор. Крыльчатка начинает вращаться, когда температура охлаждающей жидкости в системе превышает определенный порог. Если вентилятор неисправен, радиатор не успевает охлаждать воду или тосол до требуемого уровня, поэтому мотор автомобиля перегревается.

Ремонт двигателя после перегрева

После перегрева, даже кратковременного, необходима диагностика, чтобы найти и устранить причины нештатной ситуации, вернуть в рабочее состояние систему охлаждения. Общие рекомендации по ремонту выглядят так:

  • Оценивают состояние радиатора, работу клапана крышки радиатора или расширительного бачка.
  • Проверяют уровень и качество охлаждающей жидкости, наличие утечек, герметичность шлангов и узлов соединения с патрубками.
  • Проверяют работу термостата.
  • Проводят диагностику работы электровентилятора, его срабатывание от датчика температуры или при включении кондиционера. Проверяют правильность подключения к бортовой сети.
  • Диагностируют помпу. Оценивают люфт шкива и износ подшипников, проверяют натяжение ремня. Разбирают помпу и убеждаются в целостности крыльчатки, проверяют зазоры между нею и корпусом.

При выявлении отказавших деталей или узлов, проводят их замену.

В зависимости от того, какие последствия перегрева двигателя были выявлены, могут понадобиться еще и следующие ремонтные работы:

  • Прорыв газов в рубашку охлаждения потребует замены либо прокладки головки блока цилиндров, либо полностью головки, если она утратила свою целостность.
  • Появление детонации, как правило, потребует замены поршневых колец и маслоотражателей.
  • Потеря мощности означает потерю компрессии, возможное повреждение поршневых колец, вкладышей шатунов и выпускных клапанов.
  • При сильной детонации возможно появление задиров на стенках цилиндров. В этом случае необходима гильзовка (расточка) блока цилиндров.

Перегрелся двигатель — что делать?

Первым делом остановите машину и заглушите двигатель. Продолжать движение до выяснения и устранения причины нельзя. Если перегрев не критический, включите обогреватель в салоне на полную мощность. Если это безопасно, сначала заглушите двигатель, и только потом останавливайтесь. Это позволит немного снизить температуру за счёт встречного потока воздуха.

Продолжать движение можно только при определённых условиях. Например, если двигатель перегревается не быстро. Чтобы не усугубить ситуацию, рекомендуется воспользоваться услугами эвакуатора или буксировочным тросом.

Перегрелся двигатель: что делать

Важно помнить, что перегрев двигателя – это очень опасно, и продолжать движение на автомобиле, из-под капота которого идет дым, следует только в крайнем случае. Запомните, а лучше сохраните в закладки на телефоне или распечатайте нашу пошаговую инструкцию, в которой подробно описано, что делать, если двигатель перегрелся:

Сразу остановите автомобиль и заглушите двигатель;
Откройте капот машины и подождите 5-7 минут, пока он остынет, и дым перестанет идти;
После этого проверьте уровень охлаждающей жидкости

Внимание: жидкость остается горячей в течение долгого времени после остановки двигателя. Открывать бачок с нею следует очень аккуратно, и лучше использовать для этого тряпку или другие средства защиты рук от ожогов;

Если уровень охлаждающей жидкости ниже нормы, следует ее долить, но помните правила смешивания разных антифризов

Стоит отметить, что если у вас с собой нет охлаждающей жидкости, а купить ее негде, можно долить обычной воды. При этом не забывайте стандартное правило, что доливать холодную жидкость можно только после того как двигатель остынет. Если вместо охлаждающей жидкости была долита обычная вода, по прибытию в гараж или сервис потребуется полная замена антифриза;
Приведя в норму уровень охлаждающей жидкости, попробуйте запустить двигатель и проверьте, насколько исправно работает термостат. Если он не позволяет охлаждающей жидкости проходить через радиатор, то следует его удалить из системы охлаждения и направиться в ближайший сервис без него;

Также можно проверить предохранитель, который отвечает за электрический привод вентилятора, и при его перегорании сделать перемычку из подручных материалов или вытащить «менее полезный» предохранитель и поставить на его место.

Если у вас так и не получилось устранить проблему, и из-под капота автомобиля идет дым, то следует срочно направиться в сервисный центр

Оптимальным решением будет вызов эвакуатора, но можно и самостоятельно добраться для сервиса, соблюдая осторожность. Во-первых, постарайтесь держать обороты далеко от «красной зоны» на тахометре

Во-вторых, включите на полную мощность отопитель салона.

Как работает система охлаждения

Система охлаждения двигателя функционирует следующим образом: мотор работает, нагревается, специальный насос качает жидкость, которая охлаждает его, и она же в свою очередь охлаждается в радиаторе встречным воздухом. Все бы хорошо, но часто водителям приходится стоять в пробках на жаре. Автомобиль не двигается, потока встречного воздуха нет, и двигатель может легко нагреться до критической температуры.

На этот случай конструкторы предусмотрели вентилятор принудительного обдува, который, к сожалению, не всегда спасает.

Поэтому летом часто можно встретить на обочине машины с закипевшими двигателями, водители которых, открыв капоты, терпеливо ждут, когда же можно будет вновь запустить мотор, не рискуя его испортить.

Допустимый температурный баланс двигателя — это 90-105 градусов цельсия. Если температура превысит эту отметку, то значит ехать вам осталось недолго.

При попытке игнорировать закипание может случиться следующее: деформация головки блока мотора или разрыв радиатора.

Что такое перегрев двигателя

Рабочая температура двигателя составляет 80 — 95°С, то есть вся зелёная зона. Термостат же работает в других диапазонах, включая и выключая вентилятор. Но даже работающий обдув не гарантирует от перегрева. Для ВАЗ 2107 начало открытия термостата — 82°С.Термостат двигателя ВАЗ 21126 «Приора» начинает открываться при температуре от 85 + 2°С, а полностью открывается при 102°С, у газели с 405 двигателем 92-102°С.

Перегревом можно считать работу мотора при температуре 105 — 120 °С в течение некоторого времени. Для оповещения от этого в автомобиле, кроме датчика температуры есть ещё сигнализаторы. Ну а если они не работали, то прямое указание, это когда выбивает тосол из расширительного бачка. Его можно разделить на краткосрочный, средний и сильный нагрев.

Краткосрочный перегрев в течение нескольких минут может пройти для движка незаметно или проявиться некоторым увеличением расхода масла.

При среднем, по времени более 20 минут, могут появиться течи масла, повышенный расход топлива. Возможно, прогорание прокладки ГБЦ, появление течи охлаждающей жидкости через трещину в головке. Плавятся поршни, «залегают» кольца в них.

Прогоревшая прокладка головки блока цилиндров

Сильный нагрев может окончиться всем выше перечисленным с сильными стуками. Мотор заклинивает или даже разрушается (движок показывает кулак дружбы).

Система охлаждения: проблемы и диагностика

Для начала, стоит сказать пару
слов о том, из чего состоит система охлаждения. Она включает в себя следующие
детали:

  • рубашка (сегмент цилиндров и
    головка блока двигателя с каналами, через которые проходит антифриз);
  • насос со шлангами для циркуляции
    жидкости;
  • термостат;
  • вентилятор;
  • радиатор.

Что происходит с системой охлаждения после запуска двигателя? Как только мотор нагревается, насос качает охлаждающую жидкость через рубашку, поддерживая рабочую температуру. Как только она поднимется до 90С° градусов, откроется термостат, и антифриз потечет к радиатору, где его охладит поток воздуха.

Электровентилятор системы запускается в случае, если набегающего потока воздуха недостаточно для охлаждения, и есть вероятность, что двигатель может перегреться. Охлаждающая жидкость постоянно циркулирует по системе, поддерживая равномерный нагрев и собирая избыточное тепло.

Таким образом, для предотвращения перегрева двигателя важно, чтобы ничто не нарушало работу системы. Для этого, в первую очередь, стоит промыть внешнюю часть радиатора от пыли и грязи, которая забивает соты передней поверхности радиатора

Для большинства атмосферных двигателей будет достаточно промыть радиатор на мойке прямо сквозь фальшрешетку. Для двигателей с турбиной, особенно температурно-нагруженных или автомобилей, оборудованных кондиционером, может понадобиться разборка кассеты радиаторов, так как между ними скапливается грязь ,образуя некое подобие непродуваемого войлока.

Также радиатор может быть загрязнен изнутри. Причин для этого может быть несколько: смешивание разных по составу охлаждающих жидкостей, как результат выпадение осадка в виде хлопьев; накипь или ржавчина из-за неверного выбора типа охлаждающей жидкости или ее старения; присутствие герметиков, которые применялись для ремонта подтеков радиатора. В данных случаях мы рекомендуем обраться в ваш автосервис для промывки системы охлаждения под высоким давлением и замены охлаждающей жидкости.

Далее нужно разобраться с проверкой исправности термостата и вентилятора. Если при нагреве двигателя низ радиатора остается холодным, значит термостат (специальный клапан, разделяющий контуры системы охлаждения) неисправен, а проблема решится только с его заменой. Вентилятор не работает, если при нагреве двигателя его крыльчатка не начинает вращаться. В краткосрочной перспективе можно нивелировать эту неприятность и охладить мотор, включив отопление в салоне, но в летних условиях это не самая приятная процедура. Поэтому лучше всего проверить муфту и датчики вентилятора, заменив их новыми при необходимости.

Также следует провести диагностику
охлаждающей системы на предмет повреждений. Таковых может быть много: трещины,
скрученная головка на блоке цилиндров, сгоревшая или сместившаяся прокладка и
др. Как правило, все эти проблемы актуальны для двигателя, который долго
работал при высоких температурах. Диагностика не помешает в любом случае.
Помните, что профилактика обходится куда дешевле, чем ремонт системы
охлаждения.

В случае повышения температуры
охлаждающей жидкости предлагаем соблюсти несколько простых рекомендаций:

Снимите все утеплители для
двигателя, если ранее устанавливали их, чтобы сохранять температуру при
морозной погоде.
Выбирайте правильный
эксплуатационный режим (например, не используйте пониженную передачу или
высокие обороты при движении).
По возможности открывайте окна в
машине для циркуляции воздуха (хотя бы в безлюдных местах)

Важно! Не охлаждайте раскаленный
двигатель водой (резкий перепад температур может спровоцировать деформацию).. Эти действия помогут предотвратить
разрушения или повреждения элементов охлаждающей системы и самого двигателя

Эти действия помогут предотвратить
разрушения или повреждения элементов охлаждающей системы и самого двигателя.

Как избежать перегрева двигателя

Полностью оградить автомобиль от перегрева двигателя нельзя, поскольку не предугадать, когда выйдет из строя привод вентилятора, термостат или другой компонент системы охлаждения. При этом есть возможность минимизировать шанс перегрева двигателя автомобиля. Для этого необходимо соблюдать 3 простых правила:

Как можно чаще проверяйте уровень охлаждающей жидкости в бачке;
Если вы заметили, что приходится доливать антифриз чаще обычного, найдите причину, из-за которой это происходит;
Обращайте внимание на натяжение приводных ремней помпы.

Соблюдая эти простые правила, вы сможете предупредить перегрев двигателя и избежать необходимости бороться с его последствиями.

Действия при перегреве в пробке

Если при длительном медленном движении ваш двигатель сильно нагрелся, постарайтесь всё-таки не глушить двигатель, а принять меры к снижению температуры. Для этого включите печку на полный обогрев и подождите, пусть двигатель поработает на холостых оборотах. Если температура не начинает падать, съезжайте на обочину и откройте капот. Ещё остаётся надежда, что температура упадёт, если этого не произошло, то глушите мотор.

Выбивает охлаждающую жидкость из расширительного бачка

Заглушив мотор, возможно, под крышку радиатора будет выбивать ОЖ. Не стоит снимать её так, как вы просто ошпаритесь. Выждите минуту и ненадолго заведите машину. Это нужно для того, чтобы при остывании движок не заклинил и не залегли кольца. Повторите процедуру раза 3-4.

Глушить двигатель сразу можно только если из-под капота пошёл пар. А это может говорить о лопнувшем патрубке или радиаторе.

Почему перегревается двигатель автомобиля

Весной причиной перегрева двигателя могут быть установленные на зиму утепляющие приспособления (автоодеяло или просто картонка перед радиатором), но это редкость. Чаще автомобильный мотор перегревается, если неисправен один из компонентов системы охлаждения.

Забитый радиатор

Если радиатор забьется снаружи мусором (пух, перья, листва, насекомые и т. п.), избыточное тепло от охлаждающей жидкости не будет уходить в окружающее пространство. В этом случае перегрев двигателя до критической температуры обеспечен.

Более сложная разновидность проблемы – засорение трубок радиатора изнутри. В этом случае причиной перегрева двигателя также является снижение отдачи тепла в атмосферу. Просвет трубок зарастает накипью из-за использования водопроводной воды или забивается вследствие неумелого применения герметика.

Причины перегрева двигателя

Пар из под капота — типичный признак перегрева двигателя

Причину перегрева двигателя могут определить профессионалы станций технического обслуживания, однако самим владельцам авто все же нужно иметь представление о том, вследствие чего температура двигателя может повышаться до опасных пределов.

Основные причины перегрева двигателей внутреннего сгорания, которыми оснащаются современные автомобили, следующие:

  • Пониженный уровень охлаждающий жидкости в системе;
  • Проблемы с термостатом;
  • Засорение радиатора;
  • Неправильная работа системы зажигания;
  • Проблемы в функционировании водяного насоса;
  • Налет в полости охлаждения мотора;
  • Отложения в камерах сгорания.

Каждая из этих возможных причин заслуживает отдельного рассмотрения и пояснения.

Пониженный уровень охлаждающий жидкости в системе

Эта причина является как самой тривиальной, так и самой распространенной. Суть ее проста: того объема жидкости, которая находится в системе, просто недостаточно для обеспечения эффективного охлаждения двигателя. Чаще всего охлаждающая жидкость просто вытекает через трещины в картере мотора, и диагностировать такую неисправность можно по соответствующим потекам. Иногда бывает так, что трещина следует в камеру сгорания, и это действительно очень опасно. Дело в том, что может произойти гидроудар и тогда двигатель просто заклинит.

Проблемы с термостатом

Теромстат — это устройство, которое в зависимости от текущего режима работы двигателя внутреннего сгорания направляет охлаждающую жидкость или по большому, или по малому кругу. Соответственно, если он выходит из строя, то перенаправление охлаждающей жидкости не происходит, вследствие чего мотор может начать перегреваться если жидкость циркулирует только по малому кругу. Зачастую термостат перестает выполнять свой функции из-за низкого качества антифриза, который губительно влияет на его механизм.

Засорение радиатора

Засорение радиатора — это еще одна из распространенных причин перегрева двигателя. В его «сотах» скапливается грязи и пыль, в результате чего он перестает эффективно отводить тепло в окружающую среду. В результате этого в системе охлаждения двигателя циркулирует горячая жидкость, и поэтому он перегревается. Нередко случается так, что вентилятор не обеспечивает должный обдув радиатора из-за того, что ослаб ремень его привода.

Неправильная работа системы зажигания

Если имеются ошибки в регулировке зажигания, то момент сгорания топливной смеси несколько сдвигается по времени относительно того, в который оно должно происходить. Вследствие этого выпускные клапаны открываются в момент горения, а часть пламени попадает непосредственно в головке блока цилиндров. Это и поводит к перегреву.

Проблемы в функционировании водяного насоса

Поскольку охлаждающая жидкость курсирует по контурам принудительно, то если неисправен перекачивающий ее насос, то двигатель также неизбежно будет перегреваться. В этом устройстве могут иметься дефекты лопастей, нередко просто заклинивает вал, на котором они располагаются. Случается и так, что падает натяжение приводного ремня.

Налет в полости охлаждения мотора

Он чаще всего образуется тогда, когда в систему охлаждения двигателя заливается некачественная охлаждающая жидкость. Со временем компоненты, имеющиеся в ее составе, образуют налет на трубках и стенках полостей. Такой налет играет роль своеобразной «шубы», и поэтому отдача тепла от нагретого картера мотора к охлаждающей жидкости происходит с гораздо меньшей эффективностью, чем это необходимо. Как следствие, двигатель перегревается.

Отложения в камерах сгорания

Эта причина перегрева наиболее характерна для тех силовых агрегатов, которые эксплуатируются уже в течение достаточно длительного периода времени. Отложения на стенках камеры сгорания образуются потому, что в нее попадает слишком много масла. Оно начинает сгорать, а нагар осаждается на стенках цилиндров. В результате образуется слой изолятора, причем характерно, что вызванный им перегрев мотора соответствующими датчиками не фиксируется. Опытным водителям, однако, известно, что о такого рода проблеме свидетельствует что из выхлопной трубы идет сизый дым.

Причины кипения

Закипание аккумулятора обусловлено рядом факторов, которые могут выражаться как в неисправности батареи, так и в неправильной её эксплуатации владельцем. Во время использования АКБ электролит может закипеть при присоединении к зарядной системе или находясь непосредственно в машине.

Перезаряд аккумулятора

Это явление происходит из-за продолжения заряда, после того как его номинальная емкость полностью набрана. Вследствие этого происходит электролиз воды, который и приводит к закипанию. Часто это происходит в результате некомпетентности автолюбителей.

В случае перезаряда аккумулятора на автомобиле наиболее распространенной причиной значится высокое напряжение в сети электропитания. Для исправления положения следует измерить его при помощи мультиметра. Оптимальный интервал составляет от 13,7 до 14,3 вольт, а превышение этой физической величины в 15 вольт и выше приводит к закипанию батареи. Чаще всго это происходит из-за неисправности реле-регулятора, которому требуется замена.

Неправильная эксплуатация

В данном случае владелец автомашины приводит работу аккумулятора в экстремальный режим. При таких обстоятельствах следует подчеркнуть два важных момента:

  • периодические разряды батареи;
  • высокая температура в пространстве под капотом.

У автолюбителей часто бывает включена мультимедийная система, обогрев и прочие потребители — в то время, когда двигатель находится не в рабочем состоянии. В результате аккумулятор сильно разряжается, а при запуске мотора батарея на протяжении большого количества времени получает повышенное напряжение, вырабатываемое генератором. В некоторых случаях это и является причиной выкипания.

Кипит АКБ и при работе в условиях высокого температурного режима, это происходит по следующим причинам:

  • автомобиль регулярно эксплуатируется на пониженных передачах, приводящих к перегреву движка и к повышению температуры под капотом;
  • горячий двигатель охлаждается в недостаточной мере;
  • неполадки в реле-регуляторе;

Сульфатация и короткое замыкание пластин

Выкипать аккумулятор может по причине длительной эксплуатации или пребывания батареи в состоянии полной разряженности. В этом случае пластины покрываются сульфатом свинца, и полноценный заряд батареи становится невозможным. Электролиз воды при сульфатации начинается через десять или пятнадцать минут после того, как АКБ начнет заряжаться.

Когда двигатель сильно греется

Когда двигатель часто и очень сильно нагревается как минимум — это доставляет неудобства, а как максимум — это всегда оборачивается серьёзными проблемами, ремонтами и непредвиденными затратами. Двигатель греется по нескольким причинам. Это может быть вызвано неисправностями в системе охлаждения либо причины заключаются в самом двигателе. Чтобы знать, что искать, надо знать, где искать, поэтому будет мудро разобраться, почему греется двигатель:

  1. Пожалуй, самая распространённая причина, по которой греется дизельный двигатель — это замусоренный радиатор. Владелец или забывает чистить радиатор, или в последнее время слишком активно эксплуатировал свой транспорт. В любом случае радиатор нужно промыть и продуть;
  2. Не менее распространённая причина — отсутствие памяти у водителя. Почаще следует проверять количество охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Также не помешает выяснить причины её исчезновения;
  3. Из строя вышел термостат. Из-за попавшей в него грязи, его может начать клинить. Либо в термостате образовались накопления, из-за которых он перестаёт адекватно воспринимать температуру;
  4. Еще одной причиной, почему греется двигатель, может быть то, что банально прогорел выпускной клапан. Как следствие — выброс газов огромных температур, что заставляет жидкость в канал охлаждения головки просто закипать. Образовавшаяся пробка пара блокирует работу всей системы охлаждения;
  5. Либо те же самые каналы охлаждения закупорились изнутри отложившимися там продуктами работы двигателя. Сечение каналов уменьшилось — меньше жидкости стало по ним проходить, значит, снизилось количество отводимого тепла;
  6. Отсутствие согласованности между системами зажигания и впрыска также может быть причиной, по которой быстро греется двигатель. Из-за того, что зажигание может запаздывать, жидкость в цилиндре воспламеняется тогда, когда открыт выпускающий клапан. Происходит быстрое нагревание каналов охлаждения, как в том случае, если бы прогорел выпускной клапан;
  7. Ещё одной причиной, когда двигатель перегревается, является плохо охлаждающийся радиатор из-за причины ослабления воздушного потока. Это может быть вызвано растянувшимся ремнём на приводе вентилятора;
  8. Из строя могла выйти помпа, подающая ОЖ для всей системы охлаждения. Либо нарушена герметизация трубок системы и их патрубков. В таком случае нужно проверить все соединения, узнать, почему происходит утечка, и произвести замену вышедших из строя сочленений и помпы.

Это лишь некоторые причины, по которым может греться движок. Для установления истиной желательно обращаться к специалистам. Для закрепления материала, напомним себе симптомы того, что с двигателем начались непонятки:

  • Резкое снижение мощности мотора;
  • Неприятная мелодия постукивания «пальцев»;
  • дДтчик ОЖ уже давным-давно находится на красной отметке.

Если симптомы «болезни» двигателя застали в пути, не стоит думать: ещё чуток протяну — тут же чуть-чуть осталось, потерпит. Не надо насиловать движок. Он хоть и железный, но невечный.

Что такое перегрев двигателя

Рабочая температура двигателя составляет 80 — 95°С, то есть вся зелёная зона. Термостат же работает в других диапазонах, включая и выключая вентилятор. Но даже работающий обдув не гарантирует от перегрева.  Для ВАЗ 2107 начало открытия термостата — 82°С.Термостат двигателя ВАЗ 21126 «Приора» начинает открываться при температуре от 85+2°С, а полностью открывается при 102°С, у газели с 405 двигателем 92-102°С.

Перегревом можно считать работу мотора при температуре 105 — 120 °С в течение некоторого времени. Для оповещения от этого в автомобиле, кроме датчика температуры есть ещё сигнализаторы. Ну а если они не работали, то прямое указание, это когда выбивает тосол из расширительного бачка. Его можно разделить на краткосрочный, средний и сильный нагрев.

Краткосрочный перегрев в течение нескольких минут может пройти для движка незаметно или проявиться некоторым увеличением расхода масла.

При среднем, по времени более 20 минут, могут появиться течи масла, повышенный расход топлива. Возможно, прогорание прокладки ГБЦ, появление течи охлаждающей жидкости через трещину в головке. Плавятся поршни, «залегают» кольца в них.

Прогоревшая прокладка головки блока цилиндров

Сильный нагрев может окончиться всем выше перечисленным с сильными стуками. Мотор заклинивает или даже разрушается (движок показывает кулак дружбы).

Признаки

Знать, как именно проявляет себя перегрев мотора, нужно, чтобы не быть застигнутым врасплох. Системы современных ТС облегчают жизнь в плане контроля.

Но если дороги перегружены, и водитель много времени проводит в таких пробках, бдительность притупляется, так как все внимание уходит на дорогу. Следите за датчиками, чтобы не допустить перегрева

Следите за датчиками, чтобы не допустить перегрева

Перегрев можно заметить и по поведению двигателя. Мотор начинает работать с явным усилием, его мощности не хватает. Появляются шумы, жесткость хода. Если ситуация доходит до критической, возникает металлический звон.

При какой температуре перегревается двигатель, зависит работоспособности охлаждающей системы. Если в ней есть поломки, то даже в незначительную жару уже могут возникнуть характерные симптомы. При исправности всех элементов автомобиль выдержит ощутимый зной и полное безветрие.

Перегрев можно определить по состоянию свечей зажигания. Когда температурный режим нарушен, на деталях появляется беловатый налет. Еще они могут растрескиваться – это тоже признак проблем с мотором.

Почему не перегревается исправный двигатель?

Нормальная рабочая температура двигателя поддерживается за счёт систем охлаждения и смазки. Основная задача системы смазки заключается в уменьшении сил трения между деталями. Нужно это, чтобы на трение тратилось как можно меньше полезной энергии. В результате растёт КПД, мощность и крутящий момент. Однако это не всё.

Снижение трения уменьшает нагрев деталей. Это напрямую сказывается на температурном режиме. Некоторые детали благодаря присутствию масла вовсе не нагреваются от трения. Тепло к ним передаётся от других деталей, которые работают вблизи камер сгорания.

Моторное масло постоянно циркулирует по системе смазки из поддона, через фильтр, масляный насос, коленчатый вал, шатуны, стенки цилиндров и газораспределительный механизм. Оно частично отбирает тепло деталей и, попадая обратно в поддон, немного охлаждается.

Основную роль в поддержании рабочей температуры двигателя играет система охлаждения. Её ключевые узлы:

  • «Водяная рубашка» двигателя — полости, пустоты и каналы вокруг цилиндров и камер сгорания. По ним циркулирует охлаждающая жидкость, отбирая излишнее тепло.
  • Помпа — обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости. Приводится в действие от коленчатого вала.
  • Расширительный бачок — служит для заливки в систему жидкости, контроля её уровня и сбора воздуха.
  • Датчики температуры — служит для работы указателя температуры на приборной панели. Также бывают температурные датчики, сигналы с которых идут на электронный блок управления. Благодаря ним «мозг понимает», когда мотор холодный, и надо повысить обороты для ускорения прогрева. Отдельным датчиком управляется вентилятор основного радиатора.
  • Радиатор печки — находится в салоне и служит для обогрева водителя и пассажиров зимнее время. Все перечисленные узлы — это малый контур системы охлаждения.
  • Основной радиатор — находится в передней части кузова автомобиля, что позволяет организовать его обдув набегающим потоком воздуха при движении.
  • Вентилятор радиатора — включается, когда набегающего потока воздуха недостаточно, либо его нет вообще (машина стоит в пробке или двигается слишком медленно). Малый контур системы охлаждения плюс эти два узла — это большой контур.
  • Термостат — деталь, которая разделяет малый и большой контуры системы охлаждения. Пока жидкость в малом контуре не прогрелась, он закрыт. При нагреве до определённой температуры термостат приоткрывается, стравливая часть охлаждающей жидкости в большой радиатор для охлаждения. Когда температура снижается, термостат закрывается.

Когда система охлаждения исправна и эффективна, то всё работает по следующему принципу:

  1. Двигатель холодный — термостат закрыт, охлаждающая жидкость циркулирует по «водяной рубашке» и через радиатор печки.
  2. Двигатель прогрелся до рабочей температуры — то же самое. Мы можем включить печку, из неё подует тёплый воздух.
  3. Температура немного превышает норму — термостат приоткрывается, в результате чего часть охлаждающей жидкости поступает в основной радиатор, а оттуда в малый контур возвращается более холодная жидкость. Если температура стабилизировалась, термостат закрывается обратно.
  4. Температура значительно превышает норму — термостат открывается полностью, горячая жидкость из малого контура поступает в основной радиатор и охлаждается набегающим потоком воздуха.
  5. Естественного обдува радиатора не хватает — критическую температуру фиксирует датчик радиаторного вентилятора, и включает его.

Слаженная работа всех узлов и позволяет двигателю функционировать в узком диапазоне температур, не перегреваясь, и не переохлаждаясь. Благодаря этому достигается максимальная эффективность и экономия топлива, дует тёплым воздухом обогреватель, «комфортно» себя чувствуют детали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *