Почему пенится антифриз и образуется пена в расширительном бачке?

Система охлаждения.

Для грамотного подхода к делу, разберем основную роль антифриза в системе охлаждения.

Данная жидкость, предназначена для охлаждения рабочих частей автомобиля. Антифриз, состоит из многоатомного спирта, комбинации различных посадок, воды и краски. Данная комбинация элементов, делает антифриз устойчивым к замерзанию. Температура замерзания охлаждающей жидкости, намного ниже температуры замерзания воды. Данная консистенция создана для спокойствия автолюбителей за охлаждающую систему в морозный период. Антифриз, двигается по системе охлаждения двигателя, благодаря специальному насосу.

Как мы знаем, замерзший антифриз — неблагоприятное явление, которое все же случается. При отдельных неисправностях может начать пенится антифриз. Дело в том, что малокачественный антифриз, состоит в большей степени из воды. Вода, при замерзании расширяется и негативно влияет на работу охлаждающей системы в дальнейшем. Не редки случаи, когда систему просто разрывает.

Благодаря охлаждающей жидкости, поддерживается нормальная работа двигателя, в экстремальных температурных условиях. Нельзя недооценивать роль данной жидкости, в правильной работе автомобиля. Охлаждающая жидкость, как и вся система охлаждения, требует отдельного внимания. Для поддержания правильной работы, необходимо своевременно обслуживать систему охлаждения и менять охлаждающую жидкость. При недобросовестном обращении, отработанный антифриз, может привести к необходимости ремонта системы охлаждения. Обслуживание данной системы в сервисе, является весьма дорогостоящей процедурой. Для предотвращения неожиданной поломки, необходимо следить за состоянием антифриза. При выборе антифриза и обслуживании системы охлаждения двигателя, следуйте основным советам производителя вашего авто.

Современный автомобиль требует достаточно большое количество охлаждающей жидкости. В среднем, отечественному автомобилю, требуется порядка десяти литров. Каждый автолюбитель рано или поздно выбирает между тосолом и антифризом.

Преимуществом последнего, являются:

  • Увеличение продуктивности работы системы охлаждения.
  • Высокие показатели защиты материалов системы при различных температурах.
  • Достаточно долгий срок эксплуатации
  • Предотвращение забива радиатора.
  • Антифриз, повышает срок службы насоса, в устройстве охлаждения.
  • Хорошая совместимость с различными пластиками.
  • Стабильная работа при экстремальных температурных условиях.

Современному владельцу машины всегда предоставляется право выбора. Антифриз можно купить полностью подготовленный к использованию. Так же, в продаже существует множество концентратов. Последние необходимо разбавлять перед использованием. После выбора и подготовки антифриза, можно приступать к замене. Для проведения данных работ, нам потребуется:

  • Накидной ключ на тринадцать.
  • Ключ на тридцать (в форме рожка).
  • Отвертка.
  • Емкость (для слива отработанной жидкости).

На заметку

Кроме пены, может возникнуть еще одна проблема. А именно, выброс «охлаждайки» из бачка. Это явление также имеет место быть довольно часто. На это есть несколько причин, однако, самой главной из них является большой износ системы.

Дело в том, что такие элементы системы охлаждения, как шланги и патрубки постоянно находятся под давлением и по ним постоянно течет горячая жидкость. По этой причине, если эти элементы не были поменяны, то опустошение бачка, как вариант, начнется раньше времени и антифриз будет выливаться под давлением наружу, а не идти по узлам системы.

Полезно знать: Можно ли смешивать антифриз с тосолом в системе охлаждения автомобиля?

Кроме длительной эксплуатации, причина может быть и неисправный бак нового транспортного средства. Может быть слишком низкое качество бачка либо брак, который пришел с завода. Возможно даже такое, когда на горловине имеются так называемые заусенцы. В результате, крышка не прижимается и образуется зазор, через который выстреливает содержимое. Кроме того, большое значение играет пластик бачка. Если он низкого качества, то пластмасса просто может не выдержать давления. В итоге, охлаждающая жидкость сразу же выливается наружу. Нередко жидкость попадает на свечи, что может привести к серьезным проблемам.

Почему пенится антифриз (тосол) в расширительном бачке: причины и способы решения проблемы

Существуют разные причины, почему пенится антифриз в расширительном бачке. Это указывает на определенные проблемы в работе автомобиля. Далеко не всегда они являются критичными и влекут за собой дорогостоящий ремонт

Важно правильно провести диагностику, чтобы установить точную причину появления пузырьков воздуха в расширительном бачке

Некачественная охлаждающая жидкость

Одной из причин, почему антифриз пенится в расширительном бачке, является жидкость плохого качества, залитая в радиатор. Зачастую для данной манипуляции используется тосол или антифриз.

Эти жидкости не смешиваются между собой.

Поэтому следует ознакомиться с рекомендациями из руководства по эксплуатации и отдавать предпочтение только наиболее качественным и подходящим вашему ТС продуктам.

Важно быть уверенным в качестве антифриза

Антифриз является неотъемлемой частью любого транспортного средства. Он представляет собой смесь дистиллята, спирта и присадок. Основная задача состава – охлаждение мотора от перегрева. За счет содержания спирта он имеет более низкую температуру замерзания и подходит для эксплуатации транспортного средства в суровых климатических условиях.

Всего производится четыре разных типа антифриза. Тосол можно считать его разновидностью.

Образование пены в системе охлаждения – одно из последствий применения некачественной ОЖ. В машину должен быть залит определённый объем жидкости. Она заполняет всю систему охлаждения и исключает перегрев силового агрегата. Циркуляция происходит за счет особого водяного насоса, который может быть электрическим, механическим либо вращаться за счет приводного ремня.

Благодаря такой конструкции антифриз равномерно прогревает и охлаждает мотор. Неправильное соотношение присадок приводит к образованию пузырьков, а иногда и к коксованию. Первый признак последнего – активная пена. Если она темная, можно не сомневаться – состав был некачественным.

Как удалить пену?

Если проблема появления пузырьков в системе ОЖ связана именно с добавками, решить ее можно оперативно и своими силами, не обращаясь к услугам станций технического обслуживания. Все, что потребуется, это слить плохой тосол и промыть систему. Для этого вы можете взять лимонную кислоту и дистиллированную воду.

Лимонная кислота и дистиллированная вода для промывки

Кислый дистиллят без труда удалит остатки плохого антифриза из двигателя и расширительного бачка. После этого можно будет залить новую жидкость. Подобная процедура отнимет несколько часов и позволит полностью решить проблему самостоятельно, не выходя из гаража.

Пробой прокладки головки блока цилиндра

Зачастую водители не задумываются об особенностях конструкции автомобиля, пока не сталкиваются с серьезными поломками. Одной из таких можно считать пробой или прогорание прокладки ГБЦ. Из-за этого выхлопные газы могут попасть в систему охлаждения, что приведет к образованию пены и пузырьков воздуха в расширительном бачке.

Сначала образуется небольшое количество пузырьков, со временем их будет больше. Расширительный бачок начнет активно заполняться пенистой субстанцией. Еще выход из строя прокладки ГБЦ приводит к таким последствиям:

  • падению уровня охлаждающей жидкости;
  • росту температуры;
  • образованию дыма.

При этом датчик температуры на приборной панели не будет демонстрировать критическое изменение температуры, что может привести к еще более серьезным проблемам.

Пробой прокладки головки блока цилиндра

Как решить проблему пенообразования в системе ОЖ из-за прокладки ГБЦ

Решить эту проблему можно только одним способом – заменой. Для это придется сделать капитальный ремонт двигателя. Замены прокладки будет недостаточно. Может потребоваться фрезеровка или замена ГБЦ и блока двигателя.

Капитальный ремонт двигателя чреват серьезными расходами. Однако в надежде сэкономить не стоит пытаться провести его самостоятельно. Это сложный и трудоемкий процесс.

Антифриз равномерно прогревает и охлаждает мотор

Когда антифриз пенится

Бывают ситуации, когда температура не поднимается, но антифриз пузырится, как будто кипит. Появление пузырей и пены, без прогрева, означает вспенивание жидкости. Почему это может произойти, ведь перегрева нет? Если жидкость пенится в расширительном бачке, причины могут быть следующие.

  1. Некачественный тосол может пениться от циркуляции в системе;
  2. Вы смешали продукты разных фирм или марок, отличающиеся по составу, и теперь химическая реакция вызывает пузыри. Такое случается, когда на доливку купили не то вещество, что было залито.
  3. Используете не тот продукт, который предписан производителем. Производители рекомендуют определенные типы масел и жидкостей. Если старые двигатели были не привередливыми, то новые современные рассчитаны только на определенные виды жидкостей.
  4.  Возможно, произошло повреждение прокладки между головкой и блоком двигателя. Этот вариант наихудший. Если первые три можно устранить заменой ОЖ с промывкой системы, то тут необходимо заменить прокладку.

Определяется это внешним осмотром головки, масляные потеки на стыках с блоком означают пробитие. Обычный для моторного масла цвет — прозрачный, с желтоватым оттенком. Старое масло может быть черным. Если цвет смазки на щупе масла становится мутным, приобретает сероватый или коричневатый оттенок — это происходит при смешивании ОЖ и масла. Означает нарушение прокладки.

Что делать, если ОЖ попала в масло?

Итак, определившись с причиной возникновения проблемы, можно приступать к ремонту. Самый легкий вариант – это замена прокладки головки. Но так поступают только в случае ее прогара. Для этого снимается ГБЦ, очищается место от старой прокладки, ставится новая и затягиваются болты с соответствующим моментом. Как показывает практика, больше антифриз не попадает в масло. В таком случае расходы на ремонт будут минимальными.

Но самый сложный этап в работе – это снятие и последующая установка головки блока. В данном случае потребуется динамометрический ключ. Закручивать болты нужно в соответствии со схемой (обычно крест-накрест). Момент затяжки индивидуален для каждого автомобиля.

Почему вспенивается тосол?

К образованию пены в расширительном бочке приводят в основном два фактора:

  • приобретена охлаждающая жидкость (это может быть тосол или антифриз) низкого качества — порой продается откровенная подделка, которую и назвать нельзя охлаждающей жидкостью;
  • пробой или прогар прокладки между ГБЦ (головка блока цилиндра) и самим блоком цилиндра.

Разберемся с каждой причиной по отдельности.

Качество охлаждающей жидкости


Чтобы понять, почему вспенивается тосол, нужно разобраться, в чем заключается разница между тосолом и антифризом. А также разобрать механизм появления пены в охладителе. Для опытного автомобилиста данные вопросы считаются элементарными.

Антифриз — значимое средство для двигателя. Это жидкость, которая состоит из особых компонентов (этиленгликоль или пропиленгликоль, вода и присадки). Они предназначены для защиты мотора от перегрева. Антифриз должен уберегать двигатель от нагрева и деформации под воздействием высоких температур

Что особо важно — данная жидкость не замерзает и в зимний период

Есть несколько разновидностей антифриза, которые отличаются составом и функциональностью. Тосол считается своеобразном подвидом антифриза.

  • Антифриз — это химическая незамерзающая жидкость, которая имеет свое название, например GlasELF, GlycoShell, Glysantin, Prestone и другие.
  • Тосол — это разновидность антифриза, выпущенная в СССР. Поэтому и приобретают его для использования в автомобилях российского производства. Отличаются эти две жидкости своими составляющими.

Теперь разберемся в принципе образования пены из-за некачественной охлаждающей жидкости. Она должна находиться в моторе автомобиля и постоянно по нему циркулировать, даже во время прогревания транспортного средства. За это отвечает специальный насос — помпа.

Благодаря такому процессу и происходит постоянное поддержание температуры двигателя на оптимальном уровне. С попаданием в мотор некачественного охладителя суть процесса не меняется, но появляется одна оговорка — воздух и ненужные химические составляющие начинают образовывать пузыри, а потом появляется и пена.

Оттенок пены зависит от состава жидкости и иногда доходит до темно-коричневого.

Решение проблемы


Здесь можно обойтись без помощи автомеханика.

Для этого нужно слить с двигателя некачественную охлаждающую жидкость. Затем влить для промывки системы охлаждения дистиллированную воду, смешав её с лимонной кислотой в такой пропорции:

  • 5 литров воды;
  • 60-80 граммов кислоты.

Процедура промывки проходит в течение 10-15 минут работы двигателя. Можно немного погазовать на холостом ходу для лучшего эффекта очистки.

Такой состав очистит двигатель и расширительный бачок от остатков антифриза низкого качества. Затем промывочная смесь сливается, а заливается качественный охладитель.

Разберемся по порядку

Прежде всего, причиной понижения жидкости в бачке может быть простое уменьшение объема жидкости в холодное время года. Так как, по законам физики, жидкости при охлаждении уменьшаются, а при нагревании расширяются. В таком случае беспокоиться не стоит. Объем охлаждающей жидкости может уменьшаться также по причине выпаривания воды из системы при работе двигателя или при повреждении крышки или самого расширительного бачка. В такой ситуации нужно регулярно доливать дистиллированную воду в бачок. С целью исключения выпаривания жидкости за счет повреждения бачка или крышки, внимательно осмотрите сам бачок и крышку на наличие трещин. При обнаружении трещин бачка или крышки необходимо их заменить.

Причиной утечки антифриза могут быть также повреждения шлангов, трубок, ослабление или повреждение крепежа в местах соединения трубок с радиаторами. Проверить это можно подложив под машину, например, куски картона и проконтролировать примерно через сутки. Если жидкость протекает, то на картоне останутся пятна. Внимательно осмотрите патрубок, соединяющий термостат и радиатор. Если в месте подсоединения термостата влажно, значит протечка здесь. Нужно поставить хомут выше установленного там родного

Обратите также внимание на прокладку термостата. Часто там тоже может быть протекание за счет потери герметичности прокладки

Еще одной частовстречающейся причиной ухода антифриза является выход из строя радиатора отопления

Признаками протекания в радиаторе печки являются: запотевание переднего стекла, намокание коврика переднего пассажирского сидения или конденсат в районе диагностического разъема. Если вы обнаружили под передним пассажирским ковриком лужу из маслянистого состава, это и есть антифриз. Чтобы добраться до места повреждения придется разбирать переднюю часть салона. Чтобы удостовериться в неисправности радиатора, можно соединить между собой патрубки со входа и выхода радиатора. Если антифриз больше не будет уходить, значит причина найдена. Ну и самым неприятным сюрпизом может быть попадание антифриза в масло. При заведенном двигателе в выхлопных газах может ощущаться сладковатый запах антифриза и в выхлопе из трубы — интенсивно белый дым. Проверьте уровень и внешний вид масла. Если антифриз попал в двигатель, на масляном щупе будет характерный налет.

Далее нужно проверить свечи. Если свечи белые, значит антифриз попадает в двигатель. Хорошего здесь, конечно мало. Но сильно огорчаться тоже не стоит. Своими руками такой ремонт произвести непросто. Но настойчивые могут попытаться. А остальным советуем обратиться к специалистам СТО.

И еще несколько советов:

  • чтобы избежать серьезных проблем с вашим авто, почаще заглядывайте под капот. Периодически проверяйте уровни масла, охлаждающей жидкости, омывателя, проверяйте надежность мест соединения трубок, шлангов, электрических клемм, осматривайте места возможных протечек;
  • в расширительный бачок заливайте только тот антифриз, который указан в технической документации вашего авто и на самом бачке, т.к. разные марки антифриза могут быть несовместимы.

На сегодня – все. Надеемся наши советы вам пригодятся!

Какими бывают тормозные жидкости?

Тут все достаточно просто – гораздо проще, чем в случае с моторными маслами или антифризами. Тормозные жидкости получают спецификации на основе требований федерального стандарта США по безопасности автомобилей (FMVSS 116). Аббревиатура DOT в их названии – не что иное, как название американского Департамента транспорта (Department of Transportation). Итак, какими могут быть современные тормозные жидкости. DOT 3. Жидкость на гликолевой основе с температурой кипения 220°С, которая пригодна к использованию только в старых автомобилях (например, разработанных в эпоху СССР). Пример такой жидкости – SINTEC NEVA DOT-3, отличающаяся высокой термостабильностью и температурой кипения не менее 230°С. DOT 4. Также изготовлена на гликолевой основе, содержит комплект антикоррозионных присадок и кипит как минимум при температуре 230°С. Самый популярный тип жидкости, широко используется в современных автомобилях. DOT3 и DOT4 совместимы. При этом, разумеется, без крайней необходимости не стоит доливать или использовать DOT3 вместо DOT4. В ассортименте SINTEC этой спецификации полностью соответствует SINTEC SUPER DOT 4.
Некоторые производители выпускают жидкости с характеристиками, не только соответствующими спецификации DOT 4, но значительно превышающими ее требования. Например, SINTEC EURO DOT 4 имеет температуру кипения 260°С и сохраняет работоспособность в диапазоне от -40 до +50°С.DOT 5. Основное отличие жидкостей этого класса от предыдущих – силиконовая основа. Именно поэтому их нельзя смешивать с другими типами на гликолевой основе. Основное достоинство DOT 5 – это высокий срок службы (до 5 лет) и высокая температура кипения (280°С). DOT 5.1. Можно подумать, что это усовершенствованная версия DOT 5, но на самом деле эта жидкость ближе к DOT4. Так же основа, но температура кипения уже 270°С. Смешивать ее DOT 5 нельзя. 

Причины попадания смазки в тосол

Смешение жидкостей однозначно указывает на не герметичность обоих систем, самая меньшая из возникающих проблем это потери смазки и тосола. Наиболее вероятными причинами перемешивания антифриза с маслом следующие (смотрите фото вверху):

  • Повреждение масляного радиатора (масло охладителя) либо неполадки в (ГБД) головке блока двигателя
  • В этих точках обе системы масляная и охлаждающая соприкасаются плотнее всего
  • В масляном охладителе (радиаторе) такое плотное взаимодействие обусловлено назначением агрегата
  • Во многих автомобилях просто необходимо охлаждать масло, чтобы оно было в режиме температур от 75 градусов и до 85 градусов, поэтому автомобили специально оснащаются масляным радиатором, который взаимодействует с системой охлаждения, а теплоноситель в ней вода или антифриз
  • При малейшей разгерметизации, либо повреждении трубок, масло начинает попадать в антифриз, отсюда может быть и масло в тосоле в ваз 2112
  • Если причина в поломке охладителя масла, тогда необходимо снимать своими руками охладитель и ремонтировать, если такое возможно, иначе менять целиком
  • Когда перемешивание смазки с тосолом происходит в области головки, здесь случай посложнее
  • В автомобиле головка и блок, наиболее важные места. Именно здесь находятся цилиндры и камеры сгорания
  • Головка и блок «омываются» маслом изнутри, а снаружи они охлаждаются через «рубашку охлаждения» тосолом
  • Тосол и смазка отделены друг от друга металлическим корпусом, в котором проделаны сквозные отверстия, в точке соприкосновения головки и блока они изолированы прокладками, которые со временем могут подтекать
  • Корпусы головки и двигателя испытывают нагрузки как механические, так и тепловые потому могут со временем появиться трещины
  • Вот вторая причина появления масла в антифризе
  • Если ваш автомобиль не оснащен маслоохладителем, тогда скорей всего понадобится выполнить ремонт с заменой прокладки ГБЦ, чтобы прекратить перемешивание тосола и смазки
  • Сюда так же входит снятие и установка головки, однозначно замена прокладки, проверка герметичности головки её опрессовкой, шлифовка поверхности головки, тут подробнее расскажет видео
  • Раз уж снимаете головку, проверьте состояние сальников клапанов (масляных колпачков), состояние клапанов
  • Однозначно подлежит полной замене охлаждающая жидкость с промывкой системы
  • Желательно поменять смазку, так как попавший в нее тосол приводит к потере смазочных свойств

Пена в радиаторе. Причины появления пузырей воздуха в охлаждающей жидкости.

Практически во всех автомобилях используется замкнутая система жидкостного охлаждения. Водяной насос обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по трубкам радиатора, далее она проходит по каналам и шлангам двигателя и охлаждает его. Предполагается, что охлаждающая жидкость, или антифриз, будет беспрепятственно течь по всем каналам без каких-либо воздушных пробок. Термостат открывается и закрывается, тем самым регулируя поток жидкости, необходимый для обогрева и охлаждения двигателя. Если появились маленькие воздушные пузыри в охлаждающей жидкости, бачке радиатора или расширительном бачке, значит, где-то в систему охлаждения попал воздух. Пузыри и пена в радиаторе может служить причиной перегрева двигателя.

Типовая система водяного охлаждения двигателя

Попадание воздуха в охлаждающую систему

Крышка радиатора действует как затвор и поддерживает высокое давление в системе охлаждения. Также она пропускает излишек давления или жидкости в расширительный бачок. Из-за неисправного клапана крышки радиатора в систему может попасть воздух, и зачастую образуются пузыри в расширительном бачке и иногда пена в радиаторе.

Чтобы салон автомобиля нагревался, кран отопителя пропускает горячую охлаждающую жидкость в радиатор отопителя. Кран с плохим торцевым уплотнителем или неплотное соединение шлангов отопителя позволят воздуху проникнуть в систему.

Шланг, соединяющий радиатор и расширительный бачок, должен быть герметичным в местах крепления. Он не должен быть порван или протекать, т.к. внутрь может попасть воздух, и тогда появятся пузыри в расширительном бачке.

Вышедшее из строя уплотнение водяного насоса будет пропускать воздух со стороны впуска или всасывания. Из-за этого образуются пузыри. Их можно заметить, когда захваченный насосом воздух дойдет до впускной горловины радиатора или расширительного клапана.

Неисправная работа термостата

Неисправный термостат может стать причиной появления воздуха в охлаждающей жидкости и пены в радиаторе

При нормальных условиях эксплуатации термостат должен полностью открываться, чтобы обеспечить бесперебойное поступление охлаждающей жидкости. Они также должны закрываться, чтобы антифриз быстро нагревался в условиях холодного пуска двигателя. Если механизм термостата заклинит в открытом или закрытом положении, тогда это, соответственно, приведет к переохлаждению или перегреву. Неисправный термостат может открываться и закрываться спонтанно, вспенивая жидкость и приводя к появлению пузырей в радиаторе и расширительном бачке. Быстрое открытие и закрытие термостатного клапана вызовет шум внутри радиатора, т.к. жидкость будет поступать неравномерными толчками.

Пена в радиаторе из-за прогоревших прокладок

Прогоревшие или вышедшие из строя прокладки головки блока цилиндров – одна из наиболее распространенных очевидных причин образования пузырей в охлаждающей жидкости. Если прокладка прогорает между цилиндром и водяной рубашкой, то в последнюю попадут компрессионные газы, а воздух просочится через головку в систему охлаждения. Из-за испорченной прокладки головки происходит обильное образование пузырьков в радиаторе и расширительном бачке. В результате это приводит к быстрому перегреву.

Закипание охлаждающей жидкости

Со временем радиаторы ржавеют и окисляются, особенно если их не промывать и не соблюдать соответствующее соотношение антифриза и воды. Частицы ржавчины, слизи и грязи будут забивать трубки сердцевину радиатора и нарушать работу термостата и рабочего колеса водяного насоса. Чрезмерно высокая температура и ржавчина станут причиной кипения охлаждающей жидкости, и появятся мелкие пузырьки, которые можно будет увидеть в горловине радиатора или расширительном бачке.

Коричневая пена с маслом из под крышки расширительного бачка

Воздушные карманы в системе охлаждения, как правило, являются результатом плохой промывки или не полностью заполненного радиатора. Пробки приводят к снижению объема жидкости, что часто сказывается на росте рабочей температуры. В результате через впускную горловину радиатора или в расширительном бачке видны пузыри воздуха.

Причины

Как правило, о такой проблеме, как моторное масло в расширительном бачке охлаждающей жидкости, водитель узнает, когда решает проверить уровень антифриза в системе. На горловине могут быть масляные остатки, а непосредственно сама охлаждающая жидкость может изменить свой цвет или консистенцию. Кроме того, у хладагента может появиться и сравнительно неприятный запах.


Смазывающая жидкость для двигателя попадает в расширительный бачок с антифризом

Так или иначе, но нужно иметь в виду, что смешивание смазывающей жидкости и хладагента является очень плохим знаком для владельца транспортного средства. И тот и другой расходный материал циркулирует по изолированным друг от друга системам. Более того, они герметичны, так что смешивание жидкостей должно как минимум насторожить водителя. Если расходные материалы смешиваются между собой, то это означает, что системы уже не герметичны, что может стать причиной утечки моторной жидкости.

Наиболее вероятной и распространенной причиной смешивания расходных материалов, в частности, попадания моторной жидкости могут быть:

  • возникновение механических повреждений в работе масляного радиатора или маслоохладителя;
  • неисправности в работе головки блока цилиндров (прокладка блока отработала свой срок службы);
  • отработавшая свой ресурс эксплуатации прокладка теплообменника (маслоохладителя).

Здесь же следует отметить, что именно в этих точках система смазки и охлаждения соприкасаются между собой. В масляном охладителе подобное соприкосновение объясняется непосредственно назначением устройства. В некоторых транспортных средствах моторная жидкость просто должна поддерживаться определенным температурным режимом, в результате чего машины оборудуются масляным радиатором. Последний, в свою очередь, напрямую взаимодействует с охладительной системой транспортного средства, где хладагент выполняет функцию теплоносителя.


Последствия эксплуатации некачественно охлаждающей жидкости

Кроме того, одной из немаловажных причин является несоответствие хладагентов, которые водитель заливает в систему своего авто. К примеру, водитель зафиксировал слишком низкий уровень хладагента в расширительном бачке и не нашел другого выхода, как залить первый попавшийся антифриз в систему. Как известно, производители антифризов могут использовать в составе своей продукции различные присадки. Если же эти вещества несовместимы между собой, то нагреваясь с двигателем, они вступают друг с другом в химическую реакцию.


Разорванная и отработавшая свой ресурс эксплуатации прокладка маслоохладителя

Как определить смешивание моторной жидкости и хладагента?

Ниже перечислены причины, по которым можно определить, что в вашем авто произошло смешивание масла с хладагентом:

  1. Во время слива антифриза вы видите вполне хороший по цвету и консистенции хладагент. Но, когда вся ОЖ (охлаждающая жидкость) практически слилась, из системы начинает выходить так называемая жижа непонятного темного цвета (то, что вы могли ранее заметить в расширительном бачке).
  2. Жидкость непонятного состава не может смешиваться с хладагентом, она сразу же всплывает поверх расходного материала. Кроме того, отдельные частицы вещества, когда плавают в антифризе, могут иметь выпуклую форму.
  3. Если вы решите попробовать «жижу» на ощупь, то она легко будет размазываться пальцами и не оставлять жирных следов. Если же вы попробуете растереть хороший смазывающий материал (к примеру, со щупа) то на пальцах останутся жирные следы.


Смазывающая жидкость для двигателя попадает в расширительный бачок с антифризом

  • Можете взять салфетку и мокнуть ее в вещество в расширительном бачке, после чего поджечь ее. Если масло в «Тосоле», то салфетка начнет гореть. Не особо сильно, но при горении вы услышите небольшой треск. Если же мокнете салфетку в чистый хладагент и подожжете, то гореть она не будет. В свою очередь, макнув бумажку в чисто масло, она сгорит очень быстро.
  • Если моторная жидкость смешалась с хладагентом, в смазывающем материале начнут возникать сгустки сажи, а в масляных каналов могут появиться отложения. В результате этого пропускная способность масляного фильтра значительно снизится.
  • Масляный фильтр может забиться продуктами смешивания, в частности — плотными шариками, образовавшимися в результате смешивания. Подобные сгустки впоследствии могут полностью забить фильтр, а также спровоцировать абразивный износ цилиндров и подшипников распределительного и коленчатого валов.
  • Со временем вещество может стать причиной повышенной коррозии мотора.
  • Антифрикционные свойства смазывающего материала значительно снизятся.
  • Масляная пленка станет очень нестабильной и будет слишком быстро рваться.

Итоги

Как показывает практика, попытка сэкономить на антифризах в 99% оборачивается серьезной проблемой. Некоторые допускают ее по незнанию. Другие же, руководствуясь принципом «да ничего не будет, если я эти 2 бутылки залью» понимают ошибку только спустя время, когда выкладывают круглую сумму за ремонт мотора и полную замену забитого осадком радиатора, не поддающегося чистке.

Возьмите за правило каждую неделю делать плановый осмотр расширительного бачка на наличие пены. Процесс постепенный, поэтому своевременное обнаружение проблемы позволит избежать серьезных последствий. Систематически следите за качеством заливаемого антифриза. Спросите у бывалых автовладельцев на таком же автомобиле, где они приобретают охладитель. Можно сэкономить на мойке, но не на расходниках – дороже выйдет.

Прокладка ГБЦ

Пожалуй, самая распространённая причина образования пены в расширительном бачке – это прохудившаяся прокладка под головкой блока цилиндров (ГБЦ). Однако при этой неисправности есть три варианта развития событий с различными проявлениями и различной степенью опасности для мотора.

  1. Отработавшие газы из цилиндров стали проникать в систему охлаждения. В этой ситуации в рубашку охлаждения начнут нагнетаться выхлопы. Произойдёт это потому, что давление в камере сгорания будет выше, чем в системе охлаждения. В некоторых случаях, когда пробитый в прокладке ГБЦ туннель между цилиндром и рубашкой охлаждения достаточно большой, при такте всасывания из-за разряжения в цилиндр будет впрыскиваться антифриз. При этом будет наблюдаться падение уровня антифриза в системе и характерное парение из выхлопной трубы. В плане эксплуатации авто эта поломка проявит себя систематическим перегревом мотора из-за газовых пробок. Сама пена в бачке больше будет похожа на пузырение мыльной воды. Антифриз может слегка потемнеть, но не потеряет прозрачности и своих рабочих свойств.

  1. Контур системы охлаждения пересекается с контуром смазки. В большинстве случаев при этой поломке проникновение становится взаимным: антифриз попадает в масло, а масло просачивается в охлаждающую жидкость. Параллельно будет образовываться обильная эмульсия – бежевая или коричневая маслянистая масса, продукт активного перемешивания воды, этиленгликоля, масла и мелких пузырьков воздуха. Антифриз, в особо запущенных случаях, превратится в эмульсию и начнёт выдавливаться через паровой клапан в пробке расширительного бачка в виде бежевой жидкой эмульсии. Уровень масла вырастет, а под клапанной крышкой и на щупе также начнёт скапливаться эмульсия. Эта поломка опасна тем, что одновременно страдают две жизненно важные для ДВС системы. Смазывание нагруженных узлов ухудшается, теплообмен падает.

  1. Прокладка прогорела в нескольких местах, и все три раздельных контура переплелись между собой. Последствия могут быть самые непредсказуемые: от перегрева и появления пены в расширительном бачке до гидроудара. Гидроудар – это явление, связанное со скапливанием большого количества антифриза или любой другой жидкости в цилиндре. Жидкость не позволяет поршню подняться до верхней мёртвой точки, так как является несжимаемой средой. В лучшем случае мотор не запускается. В худшем – гнётся шатун. Это явление редко наблюдается в малолитражных рядных ДВС. Гидроудары из-за прохудившейся прокладки ГБЦ чаще встречаются у объёмных V-образных моторах.

Ремонтируется подобная поломка исключительно заменой прокладки ГБЦ. При этом обычно выполняются две стандартные процедуры: проверка головки на наличие трещин и оценка плоскостей прилегания блока и ГБЦ. В случае обнаружения трещины головка подлежит замене. А при отклонении от плоскости привалочная поверхность блока или головы шлифуется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *