Размеры автомобильного аккумулятора

Обслуживаемая или не обслуживаемая

Все аккумуляторы условно делятся на две категории:

Обслуживаемые АКБ.

Устройства, в которых можно физически скрутить пробку с банок, оценить содержимое и произвести доливку технической жидкости (если в этом имеется необходимость).

Также владельцу авто доступны следующие действия:

  • Визуальный осмотр пластин из свинца;
  • Проверка состояния электролита;
  • Измерение плотности;
  • Оценка уровня электролита в каждой из банок.

Главное преимущество такой батареи — возможность контроля ее состояния и доступность ремонта (при наличии такой необходимости).

Но у обслуживаемых источников питания имеется ряд недостатков:

  • Из-за отсутствия герметичности техническая жидкость может выкипать или испаряться (особенно в жаркую погоду).
  • При снижении уровня электрохимической жидкости завести машину уже не выйдет.
  • На открытой части пластин быстро происходит процесс сульфатации.
  • Владельцу приходится постоянно контролировать уровень электролита (особенно в летний период).
  • Испарение кислоты приводит к появлению белого налета на поверхности АКБ. Из-за него возрастает риск перемыкания клемм.
  • Летом в первую очередь испаряется вода, что приводит к повышению плотности кислоты. В итоге пластины разрушаются быстрее.

Таким образом, обслуживаемая АКБ — отчасти головная боль для автолюбителей, ведь приходится хотя бы раз в 2-3 недели проверять уровень электролита, а срок годности таких устройств не превышал 2-3 лет (при неправильной эксплуатации итого меньше).

Необслуживаемый АКБ.

Источник питания с шестью пакетами пластин и электролитом в герметичном пластиковом кожухе. Пробок у такого устройства нет.

Если электрохимическая жидкость закипает, то она в виде пара поднимается вверх, конденсируется, а после стекает. Для новичков такое устройство — лучший вариант, ведь нет никаких проблем с обслуживанием.

С другой стороны, имеются и минусы:

  • Нет возможности контролировать состояние электрохимической жидкости;
  • При снижении уровня электролита долить его нет возможности;
  • В случае выхода из строя любой из банок придется выбрасывать весь аккумулятор.

Отсутствие возможности доливки электролита и обслуживания аккумулятора снижает срок его службы. В случае дефекта в электрооборудовании машины необслуживаемый АКБ может выйти из строя, и уже не будет подлежать восстановлению.

В ситуации с обслуживаемым источником питания все проще, ведь его удается с легкостью восстановить.

Типоразмер

Корпусы Европа и Америка имеют идентичные габариты. Например, у батарей емкостью 60 Ач общая высота 17,5-19 см. У азиатских этот показатель чуть больше (до 22 см) за счет верхнего расположения электродов

Именно поэтому важно корректно анализировать возможности посадочного места под капотом, чтобы надежно закрепить АКБ прижимной планкой и избежать случайного касания токоотводами металлических частей кузова

В заключение

Более 95% штатных батарей на автомобилях с ДВС – свинцово-кислотные АКБ различных модификаций, которые не обладают эффектом памяти и отличаются максимальным временем удержания заряда. Чтобы улучшить эксплуатационные характеристики (стойкость к вибрациям, срок службы, высокие стартовые токи), применяют специальные технологии поддержки электрохимической реакции и упрочнения конструкции пластин. Батареи AGM способны эффективно функционировать под любым углом установки. Мокрые модели Ca+Ca и HIBRID обладают сниженным саморазрядом и электролизом воды, стойкостью к коррозионным процессам и осыпанию активной массы электродов.

Аккумуляторы в корпусе Азия, Европа или Америка – взаимозаменяемы при условии, что стандартизированы по единой системе (EN, DIN, SAE). В противном случае необходимо воспользоваться переходной таблицей для корректного определения подходящих стартерных токов. Могут возникнуть также сложности из-за различий в диаметрах выводных клемм. При выборе достаточной емкости АКБ можно ориентироваться на объем двигателя:

  1. 50-55Ач – 1,0-1,5л;
  2. 60-65Ач –1,5-2,0л;
  3. 70-75Ач – 2,0-2,5л;
  4. 80-85Ач – 2,5-3,0л;
  5. 90-110Ач – от 3,0л.

Но лучше всегда брать батарею с запасом 5-15Ач для достаточного резерва питания в холодную погоду и при увеличении потребителей бортовой сети.

Чтобы купить качественную АКБ Banner, Bosch, Hankook, не нужно дожидаться сомнительных акций и распродаж залежалого товара. Всегда можно дорого сдать автомобильный аккумулятор в Москве и компенсировать значительную часть стоимости новой батареи с хорошей датой выпуска и гарантией качества от производителя.

Назад | Все статьи

Мощность

Не менее важный критерий выбора аккумулятора — выходная мощность, выдаваемая источником питания. Параметр измеряется при двух условиях:

  1. Температура окружающего воздуха — 18 градусов Цельсия;
  2. Время измерения — полминуты.

По этому параметру специалисты судят о способности АКБ заводить холодный двигатель.

Расчет производится по формуле: P=I*U, где U — параметр разрядного напряжения, вычисленный как среднеарифметическое значение, а I — разрядный ток стартера.

Если рассматривать параметр мощности для свинцовых АКБ, то от него зависит скорость прокручивания стартером коленвала двигателя.

Получается, что чем большую мощность имеет источник питания, тем выше выдаваемый пусковой ток.

Стартерный разряд определенным током (определяется производителем) показывает, как долго АКБ сможет питать стартер для осуществления пуска силового агрегата.

Оптимальная мощность аккумуляторной батареи определяется разработчиками пусковой системы с учетом проведенных испытаний.

Итоговый параметр фиксируется в технический паспорт машины. Именно по нему рекомендуется подбирать новый источник питания.

Компоненты, из которых состоит АКБ, и их доля в общей массе

Схематически классический стартерный автомобильный аккумулятор можно представить в виде конструкции, состоящей из пластикового корпуса-моноблока, в котором размещаются металлические пластины и заливается электролит.

Таким образом, вес автомобильного аккумулятора в килограммах можно распределить между этими тремя составляющими. В среднем на свинцовые пластины приходится до 60-70% от массы батареи, на долю электролита – около 20-25%, на долю коробки – 5-8%.

Рассмотрим эти главные компоненты подробнее.

Оболочка

Аккумуляторный корпус, или моноблок, представляет собой короб, изготовленный из полипропилена (ранее встречались и эбонитовые корпуса), служащий ёмкостью для электрохимического раствора. Внутри моноблок разделён на секции, количество которых зависит от типа АКБ. Так, у шестивольтовых батарей таких секций 3, у 12-вольтовых автомобильных – 6.

В этих секциях размещают набор свинцовых пластин, представляющих собой чередующиеся положительные и отрицательные электроды в виде решетчатых прямоугольных конструкций. Чтобы они не соприкасались между собой, их разделяет сепаратор из диэлектрического химически стойкого материала. В каждую секцию заливается электролит, уровень которого должен перекрывать верх пластин на 10-15 мм. Наконец, сверху корпус закрывается крышкой, которая содержит выводы пластин (плюсовую и минусовую клеммы), а также может иметь пробки для долива электролита или дренажными отверстиями для отвода газов. Доля короба в весе АКБ – 5-8%.

Свинец

Батареи стартерного типа изготавливаются по разным технологиям. В настоящее время самыми распространёнными считаются свинцово-кислотные аккумуляторы, в которых основным компонентом электродов является свинец вместе с добавками (сурьма, кальций, их смесь), а также диоксид свинца. Плотность этого компонента, подлежащего вторичной переработке, достаточно велика – 11,3-11,5 г/см3, что и обуславливает его долю в общей массе батареи до 70%.

Электролит

Электрохимический раствор, который заливают в корпус аккумулятора, представляет собой водный раствор серной кислоты, причём в качестве растворителя используется очищенная дистиллированная вода, лишённая примесей.

Плотность электролита не является стабильной величиной: она меняется по мере зарядки/разрядки, то увеличиваясь (при уменьшении доли воды), то уменьшаясь (когда в растворе уменьшается количество серной кислоты, вступающей в реакцию с пластинами).

Если аккумулятор заряжен, плотность электролита, независимо от ёмкости батареи, лежит в пределах 1,128-1,300 г/см3. Плотность электролита можно измерить посредством обычного ареометра, но делать это нужно в каждой банке – они не связаны друг с другом. Такой контроль должен быть периодическим и выполняться каждые 15 000-20 000 км. пробега.

Современные типоразмеры аккумуляторов


Чертеж автомобильного аккумулятора.

Габаритные размеры и вес аккумуляторов напрямую зависят от его емкости и технологических решений в конкретном автомобиле. Чаще всего принято выделять модели европейского и азиатского производства. Европейские АКБ традиционно более длинные и низкие, тогда как азиатские – высокие и узкие.

Для аккумулятора в автомобиле предусмотрено специальное место, оснащенное соответствующими креплениями и пазами. В ряде случаев для подбора новой батареи достаточно просто измерить предыдущую модель или же снять мерки со штатного места. Но надежнее всего будет внимательно изучить технический документ на автомобиль. Там должна присутствовать вся необходимая информация о ширине, высоте и толщине аккумулятора.

Наиболее распространенные стандартные АКБ типа «Европа» имеют емкость 60 А*ч и габариты 242х175х190 мм. Аналогичные азиатские модели имеют размеры 232х173х225 мм.

Европейские батареи считают универсальными, тогда как в североамериканских моделях также есть некоторые специфические особенности. В батареях из США клеммы располагаются на боку, а не на длинной стороне. К тому же в них нередко предусматривается внутренняя резьба, на которую не рассчитаны штатные крепежи. Подобрать в России аккумулятор для североамериканского автомобиля может быть очень непросто. Единственный выход – заказать оригинальную АКБ от официального производителя. Какая-либо самодеятельность нередко приводит к не самым хорошим последствиям.

Что означают надписи на аккумуляторе?

В цифрах 18650 запрятаны габаритные размеры аккумулятора.

18мм – это его диаметр

65мм – длина

Нолик (0) используется для обозначения модификации или форм-фактора.

0 – форма сечения круг (цилиндр)

Выпускаются они на напряжение 3,6В или 3,7В. Емкость самой популярной модели – 2600мАh.

Ошибка №1
Аккумуляторы 18650 нельзя перезаряжать более 4,2 вольт.

Разряд у них не должен превышать 2,75-2,8В. Хотя идеальными параметрами для разрядки и долгой службы батареи считается величина 3,2В.

У Panasonic и некоторых других фирм есть батарейки емкостью 3400mAh. Они могут “безопасно” разряжаться до 2,5В.

Ошибка №2
Однако использование большей емкости в простых устройствах с обычным драйвером (простейшие мощные фонари), не всегда приводит к желаемому эффекту.

Такой АКБ просто не сможет отдать всю свою емкость. Вы переплатите за батарейку, а фонарик от этого не станет светить намного дольше.

Но остальные почему-то не получили такого широкого распространения.

А что обозначают другие цифры и буковки нарисованные на бортах бочонка?

Ошибка №3
Универсальной и одинаковой расшифровки для всех батареек нет.

Каждая марка может содержать свой индивидуальный код. Вот например, надпись на самсунговском АКБ – ICR 18650 – 24E.

Первая буква говорит по какой технологии изготовлена батарейка

I – литий-ионная

Далее идет разновидность химии внутри банки. Есть три типа:

C – кобальтовая (самая распространенная)

М – диоксид литий марганцевая (чаще всего высокотоковые модели)

На сегодняшний день они не особо распространены среди известных брендов и в основном производятся китайскими OEM заводами.

F – железо-фосфатная (самые морозостойкие)

Третья буква R – это, собственно говоря, аккумулятор (Rechargeable), т.е. перезаряжаемый.

После тире нарисованы две цифры обозначающие номинальную емкость (24E = 2400мАh).

Емкость еще обозначают буквой “С — capacity”=“емкость”. Через нее в характеристиках выражается зависимость таких параметров как токоотдача и максимальные токи заряда.

Вот сводная табличка по разным маркам аккумуляторов:

У моделей от Panasonic первые буквы немного отличаются. Там вместо ICR чаще всего можно встретить надпись NCR.

Это разновидность кобальтовой химии, куда входит никель и оксид алюминия в качестве изолятора.

Они имеют большее количество циклов заряда (800 против 500) и низкие пороги напряжения разряда (до 2,5В).

Есть еще разновидность INR – сюда входят в равных долях кобальт, никель и марганец.

Отличаются они еще большей плотностью энергии, хорошей отдачей и более долгим сроком жизни (до 1500 циклов).

У марки Sanyo первые буквы вообще могут не иметь ничего общего со всем вышеприведенным. Этот производитель больше был “заточен” на промышленное, а не розничное производство банок.

Поэтому особо не заморачивался с принятыми стандартами от других фирм. В 2008г Sony и Sanyo объединились в одну компанию.

Остальные букво-цифровые надписи отвечают за дату выпуска. И тут опять же у каждого производителя зашифрована целая абракадабра.

Чтобы правильно узнать, когда же была изготовлена ваша батарейка, лучше всего зайти на известный ресурс batterybro.com.

Выбираете там марку, заносите данные и моментально получаете готовый результат.

Маркировка АКБ

Существует несколько систем маркировки АКБ, в том числе SAE (американская), ETN (европейская), DIN (немецкая), JIS (японская), ГОСТ (СНГ), BCI (интернациональная) и другие. В любом случае на корпусе батареи должны присутствовать символы, определяющие товарный знак, тип, дату изготовления, номинальную емкость, пусковой ток и напряжение, а также другую необходимую информацию (масса, полярность, уровень электролита и так далее).

Сначала рассмотрим маркировку по ГОСТ на примере: 8 СТ-75 М2 24V 75Ah 420A.

  • По первой цифре определяется количество аккумуляторов (банок) в АКБ.
  • Буквы указывают назначение, в данном случае «СТ» – стартерная батарея.
  • Цифрой 75 маркируется номинальная емкость.
  • Следующие за емкостью буквы с цифрами несут дополнительную информацию. Например: М2 – два мипластовых сепаратора из ПВХ; Э – эбонитовый корпус; Т – моноблок из термопластичного пластика; А – общая крышка и так далее.
  • 24В (V) – напряжение.
  • 75Ah – емкость.
  • 420А – ток прокрутки (пусковой).
  • «+» и «–» подскажут полярность.
  • min и max ограничивают уровни электролита.
  • 25 kg – вес батареи.
  • Дата выпуска обычно наносится на верхней части АКБ в виде четырех цифр: две первые – месяц, а далее – год.
  • Дополнительно в маркировке могут присутствовать другие символы.

Немецкая маркировка аккумуляторов для авто может быть выполнена по системе DIN (например: 650 21), либо ETN (650 801 176). В этом случае сначала указывается номинальное напряжение (первые три символа), а вторая группа цифр определяет дополнительную информацию: вибропрочность, наличие ручек, полярность и прочее. Третья комбинация в ETN обозначает ток прокрутки, величину которого можно вычислить, умножив последние цифры на 10. Чтобы узнать емкость батареи, нужно вычесть из первых трех 500.

Батареи японского производства маркируются по нормам внутреннего стандарта JIS. Для удобства рассмотрим значение символов на примере модели 80D26R:

  • 80 – интегральная характеристика, по которой можно определить емкость и пусковой ток, используя специальную таблицу. Ее можно скачать через интернет;
  • D – категория (форм-фактор) габаритов. Всего существует 8 групп в зависимости от размеров клемм, высоты банок и площади нижней части корпуса;
  • 26 – длина аккумулятора в мм;
  • R – минусовая клемма с правой стороны крышки, (L – с левой).

Габаритные размеры аккумуляторов различных стандартов и таблица заменяемости батарей

В качестве дополнительной информации приведём таблицу размеров АКБ некоторых марок, выполненных по различным стандартам.

Таблица габаритов аккумуляторных батарей известных производителей

Таблица габаритов аккумуляторных батарей по стандарту DIN с указанием типа батареи

Дополнительную информацию о правилах подбора автомобильного аккумулятора смотрите в следующем видеоролике.

Максим Марков

Одной из важнейших характеристик при выборе аккумуляторной батареи является ее габаритные размеры

На этот показатель стоит обратить особое внимание, так как могут возникнуть трудности при дальнейшем монтаже источника питания в подкапотном пространстве. Бывают случаи, когда из–за акб другого размера не удается подключить клеммы, они банально оказываются короткими

Для того чтобы не столкнуться с такого рода проблемами, ниже будет представлена таблица размеров аккумуляторов для автомобилей.

Также могут отличаться своими размерами клеммы и их расположение на корпусе. Специалисты рекомендуют приобретать аккумуляторы по размерам, которые идентичны размерам первоначально установленного агрегата, желательно того – же производителя.

Особенности размеров аккумуляторов в зависимости от места их производства

Выбирая аккумулятор для своего автомобиля, стоит знать некоторые характеристики габаритов аккумулятора с учетом страны-производителя:

  1. Батареи, изготовленные в соответствии с европейским стандартом, полностью адаптированы к автомобилям, произведенным в Европе и России.
  2. Азиатские батареи (можно просто называть их японскими) отличаются от батарей европейского производства своими внешними размерами. Конструктивные особенности пространства под капотом японских автомобилей таковы, что производителям пришлось сделать аккумулятор меньше по ширине и длине, но больше по высоте по сравнению с европейскими аналогами. Поэтому владельцам японских и корейских автомобилей, произведенных у себя на родине, следует быть готовыми к тому, что европейские аккумуляторы просто невозможно установить из-за элементарной нехватки места. Логично, что азиатские аккумуляторы также не совместимы с автомобилями европейского типа, так как их клеммы могут выходить на капот.
  3. Основное различие между североамериканскими батареями заключается в расположении клемм. В отличие от европейского стандарта, клеммы этих батарей расположены не на верхней крышке, а на длинной стороне. Кроме того, эти клеммы имеют внутреннюю резьбу. Это означает, что тем, кому посчастливилось купить «чисто американский» автомобиль, предназначенный для внутреннего рынка, придется искать аккумулятор, соответствующий американским стандартам. И этот вариант лучше, чем изготовление адаптеров, которые все равно не обеспечат качество контакта.

Размеры аккумуляторов европейского производства ёмкостью от 40 до 70 Ач

Аккумуляторные батареи небольшой ёмкости, выпускаемые европейскими производителями, имеют следующие габариты:

  • длина от 175 до 242 мм;
  • стандартная ширина — 175 мм;
  • два размера по высоте — 175 и 190 мм.

Фото небольших аккумуляторов европейского стандарта

Таблица габаритных размеров автомобильных аккумуляторных батарей стандарта «Европа» ёмкостью от 40 до 70 Ач

Тип аккумуляторной батареи Размер аккумулятора длина/ширина/высота (мм)
1 Европа 42 6СТ-42 175/175/190
2 Европа 44 6СТ-44 207/175/175
3 Европа 52 6СТ-52 207/175/190
4 Европа 60 6СТ-60 242/175/190
5 Европа 61 6СТ-61 242/175/175
6 Европа 62 6СТ-62 242/175/190
7 Европа 63 6СТ-63 242/175/190

Как выбрать подходящую акб с первого раза

В идеале, лучшим вариантом будет наличие под рукой вашего б/у аккумулятора. В наши дни магазины с автотоварами расположены на каждом углу, поэтому можно выбрать наиболее подходящий и подъехать прямо к нему. Далее уже сразу определится с дальнейшей покупкой.

Далее опишем пошаговый механизм действий при покупке новой акб:

Необходимо точно определить все технические характеристики (мощность, емкость и т

д.).
Далее стоит подобрать батарею аналогичного типа , что и бывшая акб.
Особое внимание нужно уделить габаритам , можно даже буквально измерить их линейкой.
Обязательно изучить клеммы .
Посмотреть тип крепления .
Выбрать акб по способу заряда. Зарядка аккумулятора должна быть в норме. Здесь можно немного сэкономить, купив «сухозаряженную» батарею и зарядить ее уже в домашних условиях.
Остается только внимательно осмотреть аккумуляторную батарею на предмет механических повреждений.

Здесь можно немного сэкономить, купив «сухозаряженную» батарею и зарядить ее уже в домашних условиях.
Остается только внимательно осмотреть аккумуляторную батарею на предмет механических повреждений.

Подводя итоги данной статьи, можно сказать, что размер аккумулятора является одним из главных характеристик при его приобретении. Если мощностные данные обычно встречаются многократно и запоминаются легко, то габариты, форма клемм и место посадки источника питания не так уж легко запомнить. Придерживаясь инструкцй, которые были раскрыты в данном тексте, вам намного проще будет приобрести подходящую батарею для вашего авто.

Статья написана по материалам сайтов: www.kolesa-darom.ru, www.akb-market.ru, carsmotion.ru.

Отличие хорошего аккумулятора от плохого

А как в “полевых” условиях без спецзарядок и долгих ожиданий разряда, отличить хороший аккумулятор от хлама (в плане емкости)?

Для этого достаточно взвесить две одинаковые батарейки разной фирмы с одной и той же нарисованной емкостью.

Ошибка №17
Откровенная подделка будет весить значительно меньше оригинала.

Вес нормального аккумулятора 18650 составляет 45-50 грамм.

Если конечно ушлые китайцы не насыпали в него песка

Ошибка №18
Никогда не ориентируйтесь на качество батарейки только по значению емкости, даже если она на 100% соответствует заявленной.

Самое главное — это внутреннее сопротивление аккумулятора (импеданс) и максимальный ток.

Размеры акб и таблицы с данными

В этой главе мы приведем основные цифры, характерные для различных стандартов производства автомобильных батарей. Также будут представлены размеры автомобильных аккумуляторов, таблица 1, 2, 3, 4.

Аккумуляторы европейской сборки

Батареи, произведенные в Европе, имеют следующие характеристики емкости — от 40 до 225 Ач (ампер-часов). Типоразмеры аккумуляторов делятся на 2 группы:

  1. Батареи емкостью от 40 до 70 Ач имеют следующие размеры:
  2. Ширина — 174 мм.
  3. Высота — 174 или 189 мм.
  4. Длина — 174 — 241 мм.

  1. Батареи емкостью 70 — 225 Ач имеют следующие размеры:
  2. Ширина — 174 — 239 мм.
  3. Высота — 174 — 241 мм.
  4. Длина — 277 — 517 мм.

Аккумуляторы азиатской сборки

Батареи, произведенные в Азии, имеют следующие характеристики емкости — от 35 до 120 Ач (ампер-часов). Они разделены на 2 группы:

  1. Батареи емкостью от 35 до 70 Ач имеют следующие размеры:
  2. Ширина — 126 — 174 мм.
  3. Высота — 189 или 226 мм.
  4. Длина — 186 — 260 мм.

  1. Батареи емкостью 90 — 120 Ач имеют следующие размеры:
  2. Ширина — 174 мм.
  3. Высота — 224 мм.
  4. Длина — 305 мм.

Следует отметить, что стандарт США полностью идентичен европейскому. Выбор батарей в этом сегменте можно сделать, проанализировав таблицы 1 и 2. Разница в конструкции этих батарей может зависеть от клемм.

От 40 до 70 Ач

В большинстве случаев стандартные батареи Europa емкостью до 70 Ач имеют длину 175-242 мм. Ширина составляет 175 мм, а высота — 175 мм или 190 мм, в зависимости от модели.

В таблице ниже приведены размеры различных типов батарей Europa емкостью до 70 Ач

42 6ST-42 175 175 190
44 6СТ-44 207 175 175
52 6СТ-52 207 175 190
60 6СТ-60 242 175 190
61 6СТ-61 242 175 175
62 6СТ-62 242 175 190
63 6СТ-63 242 175 190

От 70 до 225 Ач

Батареи Europa с большей емкостью имеют большие размеры, чем рассмотренные выше. Длина 278-518 мм, ширина 175-240 мм и высота 175-242 мм. Для каждой модели аккумулятора конкретные значения различны.

В таблице ниже приведены размеры батарей Europa емкостью от 70 до 225 Ач.

72 6ST-72 278 175 175
74 6СТ-74 278 175 190
77 6СТ-77 278 175 190
80 6СТ-80 315 175 175
95 6ST-95 353 175 190
100 6СТ-100 353 175 190
110 6СТ-110 390 175 190
140 6СТ-140 513 189 223
180 6СТ-180 518 240 242
200 6СТ-200 518 240 242
225 6СТ-225 518 240 242
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *