Таможенная технология предварительного информирования: современное состояние и проблемы
Содержание:
- Карта таможенных платежей
- Электронный фрахт E-freight
- ЧАСТО ВОЗНИКАЮЩИЕ ВОПРОСЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПИ
- Про электронные транзитные декларации
- Особенности предварительного информирования
- ПОДАЧА ПИ ИЗ ПРОГРАММЫ ВЭД-ДЕКЛАРАНТ НА НЕСКОЛЬКО ТОВАРНЫХ ПАРТИЙ
- Правильное составление ЭПИ
- Предварительная информация
- Институт предварительного информирования
- Товарное описание
Карта таможенных платежей
Платежная система «Карта таможенных платежей» является инструментом оплаты таможенных и иных платежей. В основу построения платежной системы легла технология расчетов, утвержденная Приказом ГТК России от 3 августа 2001 г. N 757 «О совершенствовании системы уплаты таможенных платежей». В соответствии с данной технологией оплата платежей осуществляется с использованием пластиковой карты, которая является микропроцессорной банковской картой. Она эмитируется кредитными организациями (банками-эмитентами) и является инструментом доступа к счету плательщика таможенных платежей в банке-эмитенте. Уплата таможенных платежей с данной карты производится в валюте Российской Федерации. Наличие счета (чека, подтверждающего совершение сделки по такой карте), подписанного держателем карты и инспектором таможенного органа, считается фактическим поступлением денежных средств на счет таможни.
В настоящее время 35% всех таможенных платежей осуществляется с использованием данных карт. Ее используют около 2500 участников ВЭД.
В настоящее время в России действуют два координатора эмиссии микропроцессорных банковских карт: ООО «Таможенная карта» — Таможенная карта и ООО «Мультисервисная платежная система» — Раунд (PayHD) (Приказ ФТС России от 6 ноября 2012 г. N 2222 «О координаторе эмиссии таможенных карт»).
Преимущества использования микропроцессорных банковских карт:
— оплата осуществляется в таможенном органе во время оформления товара;
— оплата не зависит от времени работы банка;
— с карты уплачивается необходимая сумма таможенных платежей, в результате не возникает переплат денежных средств;
— не требуется внесение авансовых платежей;
— карта может быть использована только для осуществления таможенных платежей в терминалах, установленных на таможне. Оплата иных операций блокируется (только для таможенной карты);
— возможность оплаты таможенных платежей через сеть Интернет (только для карты «Раунд (PayHD)»).
При большом количестве преимуществ у данных карт есть один существенный недостаток. Затраты на обслуживание таких карт довольно высоки и могут составлять от 0,2 до 1,3% от суммы платежа в зависимости от объема таможенных платежей.
Электронный фрахт E-freight
«E-freight» — программа Международной ассоциации авиационного транспорта ИАТА (IATA — International Avia Transport Association). Для организации международной перевозки груза авиационным транспортом необходимо оформить свыше 30 форм бумажных документов. Программа «E-freight» позволяет отказаться от технологий, основанных на бумажном документообороте, и способствует упрощению и модернизации процедур бизнеса в области грузовых авиационных перевозок. Программа «E-freight» поддерживает переход на технологии электронного обмена данными о грузовых перевозках с использованием коммерческих, транспортных и таможенных документов («All you need to know about… IATA e-freigh», IATA Cargo, May 2010).
Таким образом, применение таможенными службами программ электронного декларирования оказывает значительное влияние на реализацию программы «E-freight» в процессе грузовой перевозки.
Участие в данной программе принимают четыре российских аэропорта: Шереметьево и Домодедово (Москва), Толмачево (Новосибирск), Емельяново (Красноярск). На сегодняшний день первый этап данной программы успешно реализован, ведется подготовка к осуществлению следующего этапа.
ЧАСТО ВОЗНИКАЮЩИЕ ВОПРОСЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПИ
Среди вопросов, которые возникают при подготовке ПИ, можно отметить следующие:
1. Как внести изменения в ПИ?
Внесение изменений в ПИ происходит в статусе «ПИ зарегистрирована». Для отправки изменений нужно в меню передачи выбрать пункт «Запрос на внесение изменений в ПИ».
2. Что делать, если из информационной системы таможни долго на приходит регистрационный номер ПИ?
На практике иногда случаются ситуации, когда регистрационный номер ПИ не приходит более 10 минут. В этом случае можно сделать копию ПИ и отправить ее еще раз. Для создания копии ПИ необходимо зайти в главное меню и выбрать пункт Документ->Сохранить под новым номером… В результате программа создаст копию исходной ПИ, которую через меню передачи можно отправить в таможенный орган повторно.
3. Какие документы указывают в 44-й графе ПИ?
Наша практика показывает, что в автомобильном ПИ декларанты чаще всего указывают данные о накладной, спецификации и инвойсе.
4. Может ли УИН Описи из транзитной декларации заменить ПИ?
Да, действительно идентификационные сведения поданной транзитной декларации могут выступать в качестве ПИ (см. приказ Минфина России № 144н от 30 августа 2016 года), но на практике такой подход пока не получил широкого применения.
5. Инспектор требует предоставить ПИ в другом виде. Предоставленная АМ ПИ ему не подходит. Что делать в этом случае?
В некоторых пунктах пропуска требуют предоставлять вместе с ПИ больше сведений. Сведения, которые указаны АМ ПИ может оказаться недостаточно для проведения необходимых операций в пункте пропуска при прибытии. В этом случае рекомендуется преобразовать АМ ПИ в ДТ ПИ. Для этого в графе 1 нужно вызвать справочник процедур и выбрать пункт ДТ ПИ. После этого бланк изменится и в нем необходимо заполнить недостающие сведения.
Про электронные транзитные декларации
Регистрация электронных транзитных деклараций в автоматическом режиме осуществляется во всех таможенных органах, наделенных компетенцией по совершению таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, вне зависимости от вида транспорта. Как избежать ошибок, которые могут помешать успешной автоматической регистрации и автоматизированному выпуску транзитных деклараций при таможенной процедуре таможенного транзита, рассказала пресс-служба Новороссийской таможни.
Как сообщили SeaNews в Новороссийской таможне, участнику ВЭД необходимо вносить полную и достоверную информацию в графы ЭТД и не допускать следующих ошибок:
— некорректное внесение в графу 44 ЭТД сведений о реквизитах документов (дата, номер, код документа) либо внесение сведений о документах, срок действия которых истек на момент подачи документов;
— неполное (некорректное) внесение сведений о российских лицах (отправителе, получателе, декларанте, перевозчике): ИНН, КПП, ОГРН, либо невнесение сведений в указанные графы;
— несоответствие сведений о количестве мест товаров, указанных в транспортном документе и ЭТД;
— невнесение, либо некорректное внесение сведений в ЭТД о транспортном средстве (тип, страна регистрации, государственные регистрационные номера и пр.).
По словам и.о. начальника отдела контроля за таможенным транзитом Новороссийской таможни Натальи Мешалкиной, в регионе деятельности Новороссийской таможни за 5 месяцев этого года было зарегистрировано 18,9 тыс. транзитных деклараций, поданных участниками ВЭД в электронном виде. Из них успешно прошли проверку критериев соблюдения условий автоматической регистрации и успешно зарегистрировались в автоматическом режиме только 626 электронных транзитных деклараций (ЭТД).
«Одним из основных условий для сокращения случаев отказа в автоматической регистрации ЭТД является заполнение граф ЭТД в строгом соответствии с требованиями, установленными Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 289 «О форме и порядке заполнения транзитных деклараций», – отметила Н. Мешалкина.
Приморским таможенным постом за 5 месяцев текущего года было зарегистрировано 230 ЭТД, соответствовавших условиям автоматизированного выпуска. Однако только 8 из них прошли алгоритм проверки соответствия условий автоматизированного выпуска товаров в соответствии с ТПТТ.
По данным Новороссийской таможни, наиболее часто ошибки со стороны участников ВЭД встречаются такие ошибки:
— представляются графические документы, в то время как, в соответствии с требованиями к документам, в отношении документов определены структура и форматы (нарушение пункта 8 Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме, утвержденного приказом Минфина России от 30 августа 2020 г. № 144н). Анализ декларационного массива ЭТД, соответствующих критериям автоматизированного выпуска, показал, что декларантами ТПТТ, по-прежнему, представляется транспортный (перевозочный) документ (ТТН, CMR, ж/д накладная) в не формализованном виде, что в свою очередь не позволяет произвести сверку сведений в транспортном (перевозочном) документе, полученном из электронного архива декларанта, с соответствующими сведениями, заявленными в графе 44 ЭТД (номер ТТН/CMR/ж/д накладной, код и наименование товаров, веса брутто, количестве грузовых мест);
— при перемещении 2 и более товаров по одной транзитной декларации в железнодорожной накладной не содержатся сведения о каждом наименовании товара и его коде (нарушение подпункта 7 пункта 1 статьи 15 «Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС)» (с изм. и доп. на 01.07.2019), а также пункта 8 раздела 2 Правил перевозок грузов приложения № 1 к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС)).
Заполнение электронных документов в строгом соответствии с законодательство позволяет, помимо сокращения сроков совершения таможенных операций, повысить уровень информационного взаимодействия участников ВЭД с таможенными органами, обеспечить автоматическую обработку сведений в ЭТД и в представленных документах без участия должностного лица таможенного органа. При использовании этой технологии декларант имеет возможность лично управлять процессом и получать сведения о декларировании ТПТТ в режиме реального времени, что в свою очередь, позволит в том числе, снизить издержки участников ВЭД, отметили в таможне.
Особенности предварительного информирования
В настоящее время технология предоставления информации по итогам добровольного режима предварительного информирования в целом отработана
Хотелось бы обратить внимание на некоторые особенности. Во-первых, предварительная информация подается только на русском языке независимо от того, кто является перевозчиком
Во-вторых, под действие данного Решения КТС подпадают автомобильные перевозчики, которые ввозятся к нам на морских паромах, поскольку товар ввозится на территорию России автомобильным транспортом, а паром — только средство доставки транспортного средства. В-третьих, есть ряд исключений: освобождаются от подачи предварительной информации товары, ввозимые физическими лицами, в международных почтовых отправлениях, дипломатами, и другие, то есть в тех случаях, когда мы не видим большого риска либо существует достаточно сложная система администрирования. Также используем опыт ЕС: в прошлом году мы интенсивно изучали практику и нормативные документы Евросоюза в этой сфере. Мы пойдем по пути ЕС: первые полгода после вступления в силу Решения КТС N 899 таможня будет осуществлять мягкий подход — даже если транспортное средство прибыло в пункт пропуска без подачи предварительной информации, будут созданы возможности для подачи этой информации в период нахождения в пункте пропуска (для чего в пунктах пропуска оборудуются рабочие места с выходом в Интернет) либо оформления транзитной декларации без предварительной информации.
Но заинтересованным лицам следует иметь в виду, что одновременно с вступлением в силу Решения КТС о введении обязательного предварительного информирования мы запускаем систему управления рисками (СУР) в пунктах пропуска и будем рассматривать каждый факт неподачи предварительной информации как риск — с соответствующими мерами реагирования. В зависимости от степени угрозы меры могут быть различными: дополнительная проверка документов и сведений, дополнительный осмотр, либо досмотр транспортного средства, либо принятие иных дополнительных мер, исключающих риски.
Тем не менее повторю: в течение полугода мы будем достаточно взвешенно и по возможности мягко подходить к таким случаям, для того чтобы дать возможность перевозчикам привыкнуть к новой ситуации. Со своей стороны мы информировали все сопредельные страны, в первую очередь Китай, потому что для Европы эта ситуация известна, понятна и больших вопросов не вызывала, а в Китае работа была на начальной стадии (мы проводили эксперимент по предварительному информированию), и переход на обязательное предварительное информирование будет достаточно серьезным мероприятием, к которому китайским перевозчикам предстоит привыкнуть. С КНР была проведена особая работа, мы максимально широко проинформировали перевозчиков о переменах, в том числе через Ассоциацию международных перевозчиков.
Все пункты пропуска РФ оснащены необходимым программным и техническим обеспечением. Технологически этот процесс происходит так: перевозчик приезжает в пункт пропуска и у него на руках распечатка, которую он получил после внесения информации на портале ФТС. Эта распечатка в виде штрихкода либо цифро-буквенного кода. Перевозчик представляет штрихкод, и наши сотрудники, пользуясь сканером, как в магазине, считывают штрихкод, и предварительная информация автоматически появляется на мониторе перед инспектором. То есть технологически все просто, понятно и не требует специальных знаний, для подачи предварительной информации не нужно быть таможенным представителем или дипломированным декларантом.
Предварительное информирование позволяет значительно сэкономить время как таможенникам, так и перевозчикам. К дополнительным расходам введение обязательного предварительного информирования не приведет: пользование порталом ФТС бесплатно, никакого специального программного обеспечения покупать не надо, это обычный выход в Интернет на открытый портал.
Первые полгода, во время переходного периода, на портале можно зарегистрироваться без электронной подписи (ЭП), идентификация происходит по логину и паролю. Таким образом, для предварительного информирования ЭП не обязательна, но желательна: уровень доверия к такому сообщению будет самым высоким. После подведения итогов переходного периода будем решать, нужно ли вводить обязательство по использованию ЭП.
Еще хочу отметить, что подать предварительную информацию может неограниченный круг лиц (российских или иностранных) — отправитель, получатель, перевозчик, уполномоченный брокер, просто водитель.
ПОДАЧА ПИ ИЗ ПРОГРАММЫ ВЭД-ДЕКЛАРАНТ НА НЕСКОЛЬКО ТОВАРНЫХ ПАРТИЙ
На практике часто встречается ситуация, когда ПИ подается на несколько товарных партий. Данные товарные партии загружены в одно транспортное средство и перевозятся в адрес разных получателей. В этом случае в таможенный орган подается одна ПИ, которая включает в себя сведения обо всех товарных партиях.
Процесс подготовки ПИ для первой товарной партии в транспортном средстве полностью совпадает с рассмотренным ранее порядком. Отличие заключается лишь в том, что после внесение сведений о товарной партии необходимо добавлять еще одну товарную партию и заполнить ее. В этом случае ПИ должна оформляться грузоперевозчиком или лицом, владеющим информацией о всех товарных партиях. Для добавления товарных партий необходимо:
1. На панели инструментов вызвать список товарных партий.
2. В окне «Список товарных партий» нажать кнопку «Добавить» и выбрать из диалога подходящий способ создания товарной партии. Отметим, что на практике сведениями о других товарных партиях обычно предоставляются декларантом в электронном виде. В этом случае в последнем диалоге можно выбрать режим создание товарной партии «По образцу…» и выбрать подходящую ДТ, ТД или ПИ из списка загруженных в базу ВЭД-Декларант документов.
3. В результате откроется чистый бланк заполнения товарной партии. В нем необходимо заполнить имеющиеся поля
Необходимо обратить внимание, что сведения о транспортном средстве и перевозчике будут недоступны, т.к. они уже заполнены в первой товарной партии
Для перемещения между товарными партиями над второй графой представлены кнопки перемещения.
Добавление следующих товарных партий происходит через окно «Список товарных партий». Количество товарных партий не ограничено.
Отправка ПИ происходит из бланка заполнения первой товарной партии.
Правильное составление ЭПИ
Что необходимо помнить при оформлении ЭПИ? Как говорилось ранее – это кропотливая работа, при которой необходимо учитывать все характеристики груза, пользуясь данными из инвойсов, пакингов и CMR.
Для того, чтобы при регистрации груза на таможне не возникало лишних вопросов, стоит заранее уточнить у отправителя или получателя следующие позиции: код-вес брутто-занимаемую площадь (объём)-стоимость. Тогда описание кодов может иметь хотя бы относительно точный характер. Пример достаточно организованного детализирования Вы можете видеть в нижеприведенной таблице.
Отдельно стоит отметить такой пункт, как количество занимаемой грузом площади. Объём указывается в товарно-сопроводительных документах, а количество мест указывается в момент оформления товара в ТИРе. После фиксации данных никакие изменения и дополнения уже не могут быть внесены.
Последним пунктом данной статьи является ещё одно дополнение – будьте внимательны к указываемой и просчитываемой валюте инвойса. Чтобы не переделывать ЭПИ, проверьте, чтобы получатель и отправитель были те же, что и в CMR и инвойсах.
Предварительная информация
Предварительная информация передается станции примыкания и отделению дороги за 10 — 12 ч до поступления вагонов и содержит сведения: об общем прибытии поездов, предполагаемом времени их прибытия и количестве вагонов, идущих под выгрузку на станцию. Для маршрутных поездов передается род груза, а для угольных маршрутов — наименование шахты погрузки угля.
Предварительная информация о природе и элементном составе исследуемого вещества может быть получена путем характеристики общего вида масс-спектра, выявления и интерпретации области пиков молекулярных ионов, а также изотопных сигналов молекулярного и главных осколочных ионов.
Предварительная информация об исследуемых объектах часто бывает минимальной, а то и полностью отсутствует, поэтому измерительная система должна быть универсальной по структуре и по своим возможностям. Информация, выдаваемая такими системами, имеет количественный характер — выражается в виде именованных чисел или их отношений и, как правило, представляется непосредственно оператору.
Предварительная информация содержит номера поездов, предполагаемое время их прибытия и количество цистерн в составе ( груженых или порожних) с разбивкой по типам цистерн и родам нефтепродуктов. О порожних цистернах в предварительной информации указываются их осность и грузоподъемность.
Предварительная информация о подходах наливных маршрутов к станциям, где меняется направление следования, является обязательным условием быстрой и своевременной обработки поездов на этих станциях.
Предварительная информация, отражаемая на панели информации, должна быть рассчитана на два этапа: производственной мыслительной деятельности оператора в автоматизированной системе управления и контроля.
Предварительная информация дает возможность уверенно планировать расстановку рабочей силы, технических средств и материалов в зависимости от реально сложившихся условий работы станции.
Предварительная информация об учете правых частей уравнений систем, изложенная на стр.
Иногда предварительная информация бывает неполной, а масс-спектры предполагаемых промежуточных и конечных продуктов отсутствуют. Однако и при этих неблагоприятных условиях оказывается возможным решение некоторых частных задач.
Всесторонняя предварительная информация подскажет Вам, что Вы должны писать. Далее Вы должны составить план, чтобы наилучшим образом подать имеющийся материал.
Предварительную информацию станция Москва-Товарная Октябрьская передает по телетайпу станции Ленинград-Товарный; Витебский за 12 ч до отправления скорого поезда с указанием номера контейнера, вида, массы груза, его получателя. Диспетчер-информатор соответственно передает предварительную информацию получателю контейнера, одновременно уточняя у него место подаяи контейнера под выгрузку и количество грузчиков, меха1 — низмов, которыми он располагает для выгрузки контейнера.
Вся предварительная информация закодирована.
После предварительной информации о характере управляющего сигнала, например, о моментах изменения его уровня, следует время самонастройки рассчитать так, чтобы процесс самонастройки укладывался в интервалы между изменением уровня. При медленном изменении управляющего сигнала, как и при медленном изменении динамических свойств объекта, самонастраивающаяся система работает безотказно.
В предварительной информации содержатся следующие данные: номер поезда и предполагаемое время прибытия, станция назначения; общее число вагонов и вес поезда; число вагонов, следующих под выгрузку на данную станцию.
При недостаточной предварительной информации наиболее рациональным является применение спектральных методов. УФ -, ИК -, ЯМР — и масс-спектроскопия в настоящее время составляют основной арсенал средств изучения структуры органических соединений. Как правило, для их применения требуются довольно чистые образцы, которые можно приготовить с помощью ВЭЖХ. Если идентифицируемое соединение присутствует в изучаемой смеси в концентрации 5 % и выше, необходимое количество очищенных веществ можно получить на обычной аналитической или полупрепаративной колонке. При этом не требуется специальный препаративный хроматограф.
Институт предварительного информирования
Одним из направлений реализации информационных технологий в таможенном оформлении является институт предварительного информирования таможенных органов. Существо предварительного информирования достаточно точно изложено в диспозиции ст. 42 Таможенного кодекса Таможенного союза (Договор от 27.11.2009 между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией «О Таможенном кодексе Таможенного союза») (далее — ТК ТС): уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в том числе таможенные перевозчики, таможенные представители и иные заинтересованные лица могут представлять таможенным органам в электронном виде предварительную информацию о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу, транспортных средствах международной перевозки, перемещающих такие товары, времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза или убытия с такой территории, пассажирах, прибывающих на таможенную территорию таможенного союза или убывающих с такой территории.
Предварительное информирование является основой для внедрения Рамочных стандартов безопасности и облегчения торговли, внедрения управления интегрированной цепочкой поставок в рамках проводимой работы Всемирной таможенной организации (Приказ ФТС России от 10.03.2006 N 192 «Об утверждении Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации»).
Случаи обязательного представления предварительной информации при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации должны быть определены решением Комиссии Таможенного союза в зависимости от вида транспорта, на котором перемещаются товары (ст. 3 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010 (Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010 «О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза»). Такого решения на настоящий момент не принято.
В то же время представление таможенному посту, расположенному в морском порту, предварительной информации оператором морского терминала заблаговременно до подхода морского судна к причалу морского порта является одним из обязательных условий для реализации технологии «сухого порта», закрепленной Порядком осуществления таможенных операций с товарами при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации в морских портах и их перемещении из мест прибытия в места временного хранения, утвержденным Приказом ФТС России от 18.03.2010 N 510 (Приказ ФТС России от 18.03.2010 N 510 «Об утверждении Порядка осуществления таможенных операций с товарами при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации в морских портах и их перемещении из мест прибытия в места временного хранения»).
Товарное описание
Правильное описание для правильного кода ТН ВЭД является весьма важным, поскольку если данное описание окажется недостаточно информативным (при наличии правильно выбранного кода), таможенные органы не оформят товар до тех пор, пока Вы не предъявите товарное описание.
Под товарным описанием понимается специальный документ с детализированной расшифровкой вида товара, с необходимыми подписями и печатями, а также со всеми сопроводительными документами, куда включаются книги МДП, CMR, инвойсы и т.д. Для составления такого документа требуется немало времени. Именно поэтому для составления ЭПИ требуется особенно тщательная подготовка с уточнением всех возможных деталей. Все нюансы Вы можете выяснить, обратившись не только к описанию кода, но и к информации, предоставленной производителем товара, в интернете и прочих ресурсах.
В тех редких случаях, когда груз является эксклюзивом, можно обратиться непосредственно к получателю или отправителю за необходимой информацией.
Своими особенностями оформления обладает и частичная доставка товара, уточнить которые Вы можете в Приказе Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 16.12.2011г.
Безусловно, стоит помнить и о таких категориях груза, как его вес, стоимость, общий объём места, которое он занимает: код ТНВЭД имеет соответствие по весу брутто, общая стоимость и площадь груза. Общая сумма должна сходиться с данными в МДП и CMR.