Способы промывки двигателя
Содержание:
- Технология правильной промывки системы смазки
- Когда промывка не нужна?
- Применяемые средства
- Промывать ли двигатель при замене масла?
- Ситуации, когда требуется промывка двигателя при замене масла
- Как промыть двигатель?
- Как и чем промыть двигатель
- Когда нужна промывочная процедура?
- Плюсы и минусы солярки как промывочной жидкости
- Почему рекомендуется промывать двигатель перед заменой масла
- Методы промывки двигателя
- Неполадки после процедур
- Как работает промывка двигателя?
- Когда нужно промывать двигатель при замене масла в обязательном порядке
Технология правильной промывки системы смазки
Слив отработавшего масла
На практике используют два способа слива отработавшего масла:
- снизу, через сливную пробку;
- экспресс-способом с использованием вакуумного насоса для удаления отработки через отверстие щупа.
В первом случае поступают в следующей последовательности.
- Автомобиль поднимается на подъемнике. Возможный вариант – это въезд на смотровую яму.
- В зоне поддона размещают воронку, от которой производится сбор отработавшей жидкости. По шлангу происходит слив в подставленную емкость.
- Откручивают сливную пробку в поддоне.
- Открывается пробка на заливной горловине ДВС.
- Отработка сливается вниз.
- Завершив слив, пробка устанавливается на место.
Во втором случае последовательность действий иная.
- Автомобиль выставляется на горизонтальную поверхность.
- Открывается горловина для заливки топлива.
- Вынимается щуп.
- Вместо него устанавливается зонд вакуумной установки.
- Создается разряжение, и вся отработка высасывается в специальную емкость.
- Щуп устанавливается на место.
Использование моющего масла
Для промывки используются жидкости двух типов:
- промывка длительного действия заливается на два-три дня. Желательна максимальная загрузка транспортного средства. Чем дольше будет происходить эксплуатация силовой установки, тем лучше. Многократная циркуляция позволяет производить полную промывку всех каналов системы смазки;
- быстрые моющие жидкости предназначены для удаления нагара и прочистки проходов в системе. Эти жидкости отличаются повышенной агрессивностью. Поэтому их используют в течение 5…10 минут. Работа мотора должна производиться на холостых оборотах.
В первом случае рекомендуется ставить новый фильтр. После удаления моющего раствора заменяют фильтр. Затраты выше, но и качество выполняемой работы лучше.
Использование обычного масла в качестве моющей жидкости
Для промывки используются та же смазочная жидкость, которая будет использовать в дальнейшем.
- Ее заливают в картер (примерно половина нормы, необходимо добиться режима работы, когда индикатор погаснет).
- Дают небольшую нагрузку автомобилю. Небыстрая езда на второй или третьей передаче.
- После проработки в течение одного-двух часов можно удалять временное масло.
Народные моющие жидкости
Некоторые пользователи готовят смесь для промывки на основе дизтоплива или керосина. Стоимость подобной смеси невелика. Чтобы быстро промыть мотор, дополняют небольшой порцией мала (25…30 % от объема). Запускают двигатель на 5…10 минут>
Когда промывка не нужна?
Для того, чтобы окончательно разобраться в проблеме, ознакомимся с ситуациями, когда промывка двигателя при замене масла не требуется:
- Вы — единственный и первый владелец своего средства передвижения. При этом вами или другими пользователями автомобиля соблюдается спокойный стиль вождения, не допускающий работы на повышенных оборотах, резкого старта и торможения.
- Проведение технического обслуживания автомобиля проводится регулярно, с соблюдением всех требований автопроизводителя, в том числе применяется допустимая по химическому составу и вязкости моторная жидкость.
- Автомобиль не используется в режиме повышенной двигательной нагрузки.
Масляной фильтр
- Транспортное средство обслуживается не самим владельцем, а высококвалифицированными работниками автосервисов, которые не вызывают сомнений в результатах своей работы.
- Вы никогда не доливали «первую попавшуюся» моторную жидкость под капот своего автомобиля при каких-либо неполадках в дороге.
Вот такими незамысловатыми рекомендациями вы должны руководствоваться при смене горюче-смазочного состава.
Применяемые средства
Для очистки внутренних поверхностей современного мотора от шлака и накипи различные производители предлагают 3 разновидности моющих средств:
- составы для быстрой промывки – так называемые жидкости – «пятиминутки»;
- специальные промывочные материалы – масла жидкой консистенции с соответствующим пакетом присадок;
- химические добавки для щадящей очистки силового агрегата.
«Пятиминутка» – довольно агрессивная жидкость, заливаемая внутрь двигателя непосредственно перед заменой смазки. Растворившись в старом масле, состав попадает во все каналы и вступает в реакцию с налетом, превращая его в хлопья или жижу. Полученный осадок удаляется из мотора вместе с отработкой.
Промывочные масла заливаются в силовой агрегат после опорожнения картера от старой смазки. Затем двигателю дают поработать на холостом ходу 10–20 минут (зависит от типа моющего материала) и повторно сливают отработанную промывку. В конце картер заполняется свежим моторным маслом.
Так называемая мягкая промывка двигателя производится с помощью химических добавок, заливаемых в двигатель за 200 км до очередной замены. Использование данного средства позволяет значительно сэкономить время на промывочных мероприятиях и максимально сберечь трущиеся детали.
Справка. Промывочные масла продаются в пластиковых канистрах большой емкости, жидкости «пятиминутки» – в пластмассовых бутылках и металлических банках объемом 1–1,5 л. Щадящие присадки предлагаются в жестяных банках до 500 мл.
Теперь о том, чем лучше промыть изношенный мотор. С точки зрения пользы и безопасности для деталей силового агрегата первое место занимают моющие масла, работающие отдельно от старой смазки. На втором месте – щадящие добавки, на третьем – «пятиминутки». Последние хорошо чистят двигатель, но чересчур разжижают штатный смазывающий материал, увеличивая истирание цилиндропоршневой группы и других элементов.
Промывать ли двигатель при замене масла?
Считается, что в том случае, если автолюбитель будет почаще менять в моторе масло и использовать хороший бензин, никаких проблем с мотором у него возникнуть не может. Именно по этой причине в западных странах владельцы машин моющие масла практически никогда не используют, считая это лишней тратой денег. Такие средства в США и в Европе даже практически никогда не встречаются на прилавках автомагазинов.
Однако в России ситуация, к сожалению, немного другая. Машины здесь часто покупаются с рук. А поэтому автолюбителю может достаться транспортное средство с уже грязным двигателем. К тому же и масла, да и бензин у нас в стране зачастую особым качеством, к сожалению, не блещут. Поэтому многие владельцы личного транспорта в России все же предпочитают промывочные масла для очистки двигателей время от времени использовать.
Ситуации, когда требуется промывка двигателя при замене масла
- Прежде всего, когда вы купили подержанный автомобиль. Мало того, что неизвестно, какое масло там залито, так еще и неизвестно, когда оно залито, кем, сколько, и вообще, масло ли там.
- После капитального ремонта двигателя. Вообще, после любых действия, связанных со снятием головки блока, потому что в смазочную магистраль неминуемо попадет пыль.
- Если есть подозрения, что в систему смазки попал мусор, вода или иные вещества, которых там быть не должно.
- При смене производителя масла. У них разные присадки, как уже говорилось выше. Вообще, большинство утверждает, что их масло можно мешать с другими, но не стоит проводить химических экспериментов со своим двигателем.
Как промыть двигатель?
Сама процедура промывки с использованием промывочного масла чрезвычайно проста. Чтобы промыть двигатель, нужно сначала слить старое, отработавшее масло, потом заливается промывочное. Двигатель запускается и работает несколько минут на холостых оборотах. Время промывки указывается в инструкции. Во время промывки запрещается повышать обороты, поскольку промывка не обладает достаточными смазывающими свойствами. После этого все полностью сливается и заливается свежее, рабочее масло.
Различают так называемые «пятиминутки» — средства, расфасованные по маленьким флаконам, восстанавливающие моющие свойства отработавшего масла. Их добавляют прямо в мотор перед заменой и дают ему поработать пять минут. Далее процесс проходит как и с промывочным маслом. Масляный фильтр заменяется непосредственно перед заливкой нового масла.
Промывочная жидкость — «пятиминутка»
Пятиминутки обладают хорошими моющими свойствами, легко убирают загрязнения со стенок картера.
В работе с пятиминутками обязательно строгое соблюдение инструкции, ведь это агрессивный препарат. Если в инструкции сказано, что промывать двигатель следует ровно 5 или 10 минут, не нужно гонять мотор по полчаса, сальники могут этого не пережить. При нахождении пятиминутки в двигателе дольше указанного срока можно вред силовой установке.
Для дизельных двигателей рекомендуют промывку соляркой, но это слишком агрессивная жидкость, сальники и резиновые уплотнения могут не выдержать её воздействия.
Как уже упоминалось, при сливе масла около 10% объема остается в моторе, а соответственно с ним и компоненты промывочной жидкости. Удалить их полностью без разборки двигателя не представляется возможным, а значит, они окажут отрицательное влияние на свежее масло.
Использовать «пятиминутки» допускается в редких случаях с высокой загрязненностью двигателя. В иных случаях оправдано применение полнообъемного промывочного масла.
Стоит ли использовать промывочное масло? По сути — это такое же масло с минеральной или синтетической основой, но обладающее повышенным набором моющих присадок и способно поддерживать двигатель только во время промывки. Оно способно растворить вредные отложения и вывести их из мотора.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Все причины по которым двигатель жрет масло
- Нужно ли часто менять масло в двигателе и как правильно это делать?
- Что такое фильтр нулевого сопротивления?
Видео: Промывка двигателя (соляркой) + замена масла
Как и чем промыть двигатель
Существует несколько способов, которые позволяют качественно промыть дизельный или бензиновый двигатель при замене масла:
- использование специальной промывки в масло;
- кратковременная работа мотора на промывочном масле;
- езда на качественном масле с сокращением интервала замены;
Использование «пятиминуток»
Сегодня в свободной продаже имеется масса промывочных составов от различных производителей, которые заливаются в старое масло. Вторым вариантом становится тот, когда масло сливается, а двигатель работает только на химических составах отдельно. К таковым относятся моющие добавки в масло и промывочные масла.
Промывки, получившие название «пятиминутка», представляют собой активный концентрат моющих присадок. Использовать данное решение просто. Перед заменой смазки моющий состав заливается в старое масло, после чего двигатель работает пару десятков минут без нагрузок в режиме холостого хода. После этого отработавшее масло можно сливать и далее осуществлять заливку нового смазочного материала.
Промывочные масла
Что касается промывочных жидкостей, то их использование предполагает удаление старого масла из двигателя, после чего заливается жидкость для промывки (промывочное масло), на которой мотор работает определенное время.
Состав таких масел для промывки двигателя включает в себя пакет моющих присадок. Также в подобных промывочных жидкостях сильно увеличено щелочное число. Базовой основой промывки служит обычное минеральное масло, произведенное по технологии гидрокрекинга.
По заявлениям производителей, главное отличие промывочного масла от добавки моющих составов в отработавшее моторное масло состоит в том, что масла для промывки более эффективны. Аналогично использованию «пятиминуток», агрегат должен поработать на промывочном масле до 20 минут в режиме холостого хода.
Затем промывка сливается, после чего производится штатная замена масляного фильтра и моторного масла. После промывки мотора таким способом допускается заливка в двигатель масел любого типа: минеральных, полусинтетических или полностью синтетических.
Сокращение интервала замены масла
Данный способ промывки представляет собой обычную замену отработавшего моторного масла на высококачественный свежий продукт. После этого мотор эксплуатируется в обычном режиме, но последующая замена осуществляется уже через 2-3 тыс. пройденных километров. Далее масло снова меняется на аналогичное. Для сильно загрязненных моторов указанного интервала замены можно придерживаться дважды или даже трижды, после чего смазку можно начинать менять по регламенту.
Когда нужна промывочная процедура?
Внутреннее загрязнение силового агрегата автомобиля происходит вследствие таких причин:
- естественный износ трущихся поверхностей с образованием мелкой металлической стружки;
- на моторах с изношенной цилиндропоршневой группой наблюдается повышенный расход масла на угар;
- налет черного либо желтого цвета появляется из-за применения низкокачественных смазывающих материалов;
- слой нагара быстро увеличивается, когда хозяин машины меняет смазку с опозданием на 2–4 тыс. км после положенного срока;
- из-за неправильного перехода на другой тип масла, например, с минерального на синтетическое.
Если большая часть стружки оседает на дне поддона картера, то черная накипь покрывает все внутренние поверхности. Спустя 200–250 тыс. км отложения начинают существенно уменьшать размеры масляных протоков и серьезно мешать работе двигателя. Вопрос, нужно ли промывать «сердце» автомобиля, остается чисто риторическим. Ответ – однозначно необходимо во всех нижеперечисленных случаях:
- Если вы постоянно используете масло на одной основе (например, только полусинтетическое), промывка производится не реже, чем 1 раз за 4 замены.
- При переходе на другой тип смазывающего материала двигателя.
- После приобретения подержанного транспортного средства.
- В процессе ремонта, предполагающего разборку силового агрегата.
- Когда цилиндропоршневая группа прилично изношена и на угар уходит порядка 0,3 л, промывки нужно выполнять чаще.
Совет. При эксплуатации абсолютно новой машины промывочные процедуры делать не стоит при условии, что вы заливаете высококачественное синтетическое масло с хорошим пакетом присадок.
В сильно изношенный и никогда не промывавшийся мотор не торопитесь заливать разную химию перед заменой масла. Оторвавшиеся хлопья нагара враз перекроют оставшиеся масляные протоки, что грозит падением давления смазки и полным выходом агрегата из строя. Такие двигатели допускается промывать специальными маслами, а лучше – разобрать, отремонтировать и хорошенько вычистить.
Плюсы и минусы солярки как промывочной жидкости
Действительно, одним из преимуществ солярки в сравнении со специальными средствами является ценовая политика. Промыть двигатель соляркой перед заменой масла будет значительно дешевле, чем осуществить эту процедуру с помощью покупных эмульсий. Вторым аргументом в пользу солярки является её использование во всех странах СНГ для очистки двигателей техники отечественного производства, а также применяемость её для моторов спецтехники. Действенность этого способа доказывается большим количеством автомобилей отечественного производства на дорогах в нынешнее время, которые отлично выполняют свои функции, несмотря на преклонный возраст.
А вот следующий факт заставляет сомневаться в пользе солярки для мотора. Эффективность солярки при промывке двигателя перед сменой автомасла многие пользователи объясняют фактом её активного применения для очистки элементов мотора при его капитальном ремонте профессионалами. И это действительно так, солярка активно очищает элементы от накипи, загрязнений и шлама. Однако противники теории утверждают, что при чистке деталей в процессе капитального ремонта на эти узлы воздействует не только солярка, но и прикладывается существенное механическое воздействие, благодаря чему достигается положительный результат.
Кроме этого, многие специалисты отмечают, что при промывке двигателя солярка не расщепляет накипь на деталях, а действует путём её отслоения от внутренних поверхностей. Так как полностью удалить эти частицы в процессе вымывания практически невозможно, то часть грубых компонентов останется в двигателе, и при добавлении масла частицы будут беспрепятственно циркулировать по системе, нанося ей урон и блокируя мелкие проходы, тем самым провоцируя масляное голодание отдельных узлов мотора. Дополнительно сомнения по поводу эффективности солярки в очистке силового агрегата вызывает воздействие жидкости на сальники, прокладки и уплотнители. Солярка может спровоцировать их деформацию, что отобразится не только на функциональности мотора, но и на его эксплуатационных характеристиках, сможет стать причиной его преждевременного выхода из строя.
Внушительный перечень как положительных характеристик солярки в качестве промывочной жидкости, так и негативных факторов, заставляет задуматься, можно ли промывать соляркой двигатель при замене масла. Однозначного ответа на этот вопрос не существует. На практике за годы своего применения солярка заслужила популярность в отношении моторов машин отечественного производства с существенным пробегом. Некоторые владельцы иномарок с пробегом также активно применяют такой метод чистки силового агрегата и подтверждают его эффективность. Что касается новых или гарантийных автомобилей, иномарок с небольшим пробегом, моторов современных модификаций, то здесь мнение профессионалов однозначно – такая процедура категорически запрещена, так как это сможет не только не дать результата, но и навредить мотору. Кроме этого, даже применительно к старым автомобилям процедура должна выполняться только при возникновении потребности, но никак не при каждой смене автомасла.
Почему рекомендуется промывать двигатель перед заменой масла
Итак, хорошо известно, что моторное масло само по себе обладает активными моющими, защитными и другими свойствами. Однако все знают и то, что через небольшой промежуток времени присадки, которые входят в состав продукта, имеют свойство срабатываться, смазка окисляется и стареет.
В результате каналы масляной системы покрываются отложениями и различными загрязнениями. Именно по этой причине определены четкие интервалы по замене масла, при этом также делается поправка на особенности эксплуатации мотора, качество топлива и т.д.
Если учесть сказанное выше, на первый взгляд может показаться, что достаточно вовремя сливать старый и заливать новый смазочный материал. Свежее масло отмоет всю грязь, что автоматически должно исключить любые проблемы. Однако на практике оказывается не все так просто.
Вторым способом является дополнительная промывка системы смазки перед заливкой в мотор свежего масла. Само собой, метод более дорогой и не всегда удобный (особенно в случаях самостоятельного обслуживания авто). Также задачу усложняет и выбор промывочных составов, так как систему смазки можно промывать разными средствами, которые отличаются схемой применения и свойствами.
Речь идет о быстрых промывках (так называемых «пятиминутках», которые заливаются в отработку перед сливом), а также о полнообъемных промывочных маслах, на которых мотор работает от нескольких десятков минут до нескольких часов под нагрузкой при езде (в зависимости от типа того или иного состава).
Методы промывки двигателя
Сейчас есть большое число средств, служащих для промывки ДВС, а само это действие может быть выполнено несколькими различными методами.
Химический
При этом используются специальные жидкости, содержащие сольвенты – химические вещества, воздействующие на определенный вид отложений. Предназначенное для очистки средство заливается в двигатель, и он должен поработать несколько десятков минут (время устанавливает изготовитель препарата) на холостом ходу. После отработки всё сливается, и в мотор заливают свежее масло (вместе с заменой фильтра).
Если двигатель достаточно чистый, т.е. подобная процедура производится регулярно, то она позволяет избежать образования нагара, а также других отложений в ДВС. Однако если мотор слишком грязный (зашлакован), то возможно, что накопившиеся отложения, получившие подвижность при выполнении подобной промывки, начнут отваливаться, попадут в систему смазки, забивая фильтр и маслопроводы. Даже если выполнен полный слив промывочной жидкости, до десяти процентов ее остается в двигателе.
Мягкая промывка
Проводится примерно так же, только средство для промывки добавляется в систему смазки заранее, когда до замены остается несколько сотен километров. Такой препарат действует мягче, не оказывает дополнительного влияния на масло, а отложения растворяются постепенно. Однако если проведение такой промывки на чистом двигателе дает вполне ожидаемый результат, то как это скажется на загрязненном двигателе – неизвестно.
Полная промывка
В этом случае полностью сливается отработанное масло, заливается промывочное, а двигатель работает несколько десятков минут. После этого все сливается, остатки промывки принудительно удаляются из двигателя, ставится новый фильтр и используется свежее масло.
Принудительная промывка
Для этого используется внешняя установка. Из двигателя сливается масло, снимается фильтр, и мотор подключается к установке. Промывочная жидкость принудительно, под давлением воздуха, прокачивается через систему смазки в прямом и обратном направлении, все посторонние частицы задерживаются фильтром установки. Двигатель при этом не работает.
Неполадки после процедур
Современные автолюбители предпочитают черпать информацию о техническом обслуживании транспортного средства из сети Интернет. Большое количество форумов и советов «бывалых» водителей не только советуют нужно ли промывать двигатель при замене масла, но и мотивируют брать мероприятия по улучшению работы мотора в свои руки. Но такая инициатива может обернуться боком для некоторых автомобилей. И причина этого кроется в возрасте авто и условиях его эксплуатации.
Если владелец транспортного средства пренебрегал рекомендациями автопроизводителя, использовал масла низкого качества, других вязкостных свойств, неоднократно нарушал интервал замены смазочной жидкости или использовал машину в течение длительного периода в суровых эксплуатационных условиях, чистка двигателя может нанести непоправимый вред.
Накапливающиеся в поддоне моторного отсека отложения сами по себе негативного воздействия не несут — они лишь концентрируются на деталях силовой установки и сокращают срок полезного использования масляной смазки. Стоит ли говорить о том, что происходит внутри таких двигателей после добавления в них моющих основ? Там начинается мгновенный процесс смывания и растворения многолетних накоплений. В результате, во время смыва очищающего вещества происходит засорение центральной магистрали системы смазки. Получается, двигатель, в котором залито масло, не получает его в полном объеме. А это чревато заклиниванием коленвала. Исправлять ситуацию с закупоркой основных каналов зачастую можно лишь механическим способом — путем частичной или полной разборки силовой установки машины.
Как работает промывка двигателя?
После слива отработанного масла, до 10% смазки остается в двигателе. Несмываемый остаток нейтрализует полезные присадки нового масла и приводит к ускоренному старению, ухудшает смазывающие свойства.
Химический состав промывок предназначен для уменьшения вязкости отработанной смазки и максимальному выводу его из системы двигателя.
Существуют следующие виды промывочных составов:
- Промывки «пятиминутки». Мощные химические составы. Добавляются в моторное масло перед заменой. Реагируют с продуктами окисления смазки. Обладают высокими моющими свойствами. Снижая вязкость смазки, увеличивают ее текучесть, тем самым способствуют выводу практически всего объёма отработки.
- Промывки мягкого очищения. Имеют менее агрессивный состав по сравнению с «пятиминутками». Повышают моющие свойства масла. Заливаются за 300-500 км до замены.
- Промывочные жидкости. Как правило, это минеральные масла с определенным составом моющих присадок. Заливаются после слива отработки перед заливкой новой технической жидкости в полном объёме. Рекомендуется при попадании в масляную систему инородных жидкостей: антифриза или тосола, воды. А также при ошибочном использовании неподходящего масла.
Когда нужно промывать двигатель при замене масла в обязательном порядке
Большинство качественных моторных масел, при циркуляции по системе, оставляют тонкий защитный слой на трущихся поверхностях двигателя. А вот промывка сводит эту защиту на ноль. Поэтому производить ее нужно только в крайнем случае. Например:
- Автомобиль имеет пробег более 250 тыс. км;
- Куплен с рук и нет уверенности в качественном обслуживании силового агрегата прежним владельцем (особенно актуально, если это разъездная машина с фирмы, такси или сменила много хозяев);
- Осмотр выявил большое количество отложений грязи внутри мотора, контрольная лампа долго не гаснет или вообще не гаснет после запуска двигателя;
- Мотор перегревается и система водяного охлаждения исправна.
Если автомобиль был приобретен с рук (состояние масла у поддержанной машины всегда вызывает массу сомнений, ввиду чего его замену нужно проводить только с предварительной промывкой.
И более того, замену технических жидкостей на б/у машине желательно провести сразу после покупки, так как нет никакой гарантии, что оно уже не пришло в негодность. А предоставленные продавцом чеки о своевременном ТО не дают гарантий покупателю, поскольку такие документы запросто подделать);
Если в моторное масло попал антифриз (подобное явление происходит при установке на ДВС некачественных прокладок. Для того, чтобы полностью вымыть тосол из системы промывку желательно производить не менее 2 раз).
Если новое масло обладает отличимым качеством и вязкостью (при замене синтетики/полусинтетики на минералку, или же наоборот, при замене минерального масла на синтетическое.
Если повышение качества технической жидкости идет от минералки к полусинтетике, то промывку проводить не обязательно. Тоже самое касается смены масла с W30 на W40. Такая замена промывки не потребует. А вот при переходе с W40 на W30 прочистить двигатель придется).
Также ДВС желательно промывать в случае, если двигатель на старом масле был перегрет. В противном случае появляется риск загрязнения блока металлической стружкой.