Гбо метан плюсы и минусы
Содержание:
- Машины на газу: метан или пропан
- Стоимость установки ГБО и топлива
- Октановое число газа.
- Сколько метана входит в баллон
- Влияние на экологию
- Расход топлива и запас хода
- Метан
- Особенности установки и эксплуатации ГБО на разных видах топлива
- Стоимость установки ГБО и топлива
- Экономия и потеря мощности на ГБО
- Сравнительный анализ: что лучше метан или пропан на авто
- Финансовая привлекательность и другие преимущества метана
- Пропан
- Отличия ГБО метанового от пропанового
- Технические характеристики метана и пропана на авто
- Безопасность пропана и метана
Машины на газу: метан или пропан
Начнем с того, что качественное ГБО стоит достаточно дорого, причем независимо от того, какой газ используется. Однако, кроме солярки и бензина, на заправках часто можно видеть в продаже газ CNG (сжиженный газ пропан-бутан) и намного реже LPG (сжатый газ — метан).
Идем далее. Если сравнить цены на метан и пропан, тогда первый тип газа на 25-30% дешевле второго, расход на метане также ниже на 10-15%. Другими словами, на метане можно получить экономию около 35% по сравнению с пропаном. При этом, если изучить статистические данные по авто на газу, в среднем, 2/3 всех авто с ГБО ездят именно на пропане и только 1/3 использует метан. Причина в том, что данный вид топлива имеет как плюсы, так и минусы.
Прежде всего, газ-метан (СН4) является природным газом, не имеет цвета и запаха. Основным его отличием от пропана является то, что при заправке в баллоны газ не сжижается, а сжимается и находится в газообразном состоянии под высоким давлением.
Метановые баллоны большие, тяжелые (60-130 кг) и крепкие, так как давление доходит до 270 атмосфер. Октановое число метана составляет 110-120. При этом заправка метаном является более длительной по сравнению с пропаном (около 30 минут). Сначала баллон заправляют, потом выдерживается пауза около 20 минут, после чего осуществляется дозаправка.
В свою очередь, пропан-бутан (пропан С3Н8) является продуктом, который получается в процессе нефтедобычи. Это углеродный газ, также не имеет запаха и цвета. В баллонах пропан находится в сжиженном состоянии. Также в пропан частично добавляется бутан.
Это углеродный газ, похожий на пропан. Он нужен для того, чтобы получить необходимое октановое число газа (102-105). Давление в пропанобутановом баллоне не выше 15 атмосфер, сами баллоны легкие (до 50 кг), небольшие по размерам. Как в метан, так и в пропан-бутан добавляют специальные вещества – одоранты. Это нужно для того, чтобы ощущался запах в случае утечки газа.
Расход газа пропана на 100 км будет на 10-20% выше по сравнению с бензином, метана всего лишь на 5 % (в городском цикле). При этом во время езды по трассе на метане можно дополнительно сэкономить до 20% в сравнении с бензином, тогда как на пропане видимой экономии в плане его расхода добиться зачастую не удается.
Получается, метан выгоднее бензина в три раза (учитывается цена метана по сравнению с пропаном и расход), пропан только в два раза. Казалось бы, единственный минус — долгая заправка и тяжелые баллоны. Однако есть и другие недостатки.
Стоимость установки ГБО и топлива
Установка газового оборудования на метане в среднем стоит в 2 раза дороже оборудования на пропане. Например, установка пропана на Ладу Ларгус выйдет в среднем в 35-45 тыс. руб, а установка ГБО метан обойдется вам в 80-100 тыс. руб.
Но при этом сам метан стоит дешевле пропана:
Как показывает опыт, метан и пропан окупаются в один и тот же срок 1-2 года в зависимости от пробега автомобиля. Как инвестиция, метан при этом представляет собой более выгодное вложение
, так как после окупаемости за одинаковый пробег вы получаете трехкратную экономию относительно бензина, и двукратную относительно пропана.
Программы поддержки наших партнеров Газпром ГМТ позволяют облегчить перевод транспорта на метан и сделать его практически без затрат. Подробней о программах поддержки можете узнать у менеджера по телефону.
Октановое число газа.
01 Окт 2014
Добиться полного сгорания топлива в бензиновом двигателе невозможно. Именно из-за этого в выхлопе обязательно содержится СО – окись углерода, которая представляет собой вредное для человека вещество. Если сравнивать между собой выбросы газовых и бензиновых двигателей, то на первый взгляд особой разницы между ними не существует: количество углеводородов, поступающих в окружающую среду, и в первом, и во втором случае оказывается примерно одинаковым. Однако опасность представляют не сами углеводороды, а продукты их окисления. В этом плане газовые двигатели имеют несомненное преимущество: выделяемый ими метан отличается от других углеводородов наибольшей устойчивостью к окислению.
Газ превосходит бензин не только по показателю экологичности, но своей энергоэффективностью. В двигателе внутреннего сгорания применяется классический принцип, который основан на использовании четырех циклов. В конечном счете, мощность двигателя зависит от степени сжатия топливной смеси (ее верхний предел ограничивается возможностью детонации, при которой происходит взрыв). Способность топлива противостоять детонации называется октановым числом. Для природного газа этот показатель в среднем равняется 108. О подобном результате любым маркам бензина остается только мечтать.
Еще одно преимущество природного газа перед бензином заключается в том, что его концентрация, необходимая для горения, оказывается более низкой, чем у конкурента. Иными словами, газовый двигатель может обходиться более бедными горючими смесями. Регулируя концентрацию газа в смеси, мы тем самым получаем уникальную возможность управлять мощностью двигателя, который становится заметно более «послушным» по сравнению с бензиновым.
Газовые двигатели примерно в 1,5-2 дольше, чем конкуренты, способны обходиться без ремонта. Это связано с тем, что при сгорании природного газа образуется намного меньше твердых частиц, которые ускоряют процесс износа поршней и цилиндра. Химические свойства газа таковы, что он практически не способствует коррозии металла и не смывает защитную масляную пленку, покрывающую металлические поверхности (в отличие от жидкого топлива).
Справедливости ради следует отметить, что наряду с явными достоинствами у природного газа есть и свои недостатки. Так плотность метана примерно в 1000 раз ниже, чем аналогичный показатель у бензина. Поэтому для того, чтобы в стандартный бак поместилось достаточное количество топлива, его плотность приходится увеличивать искусственно, главным образом – путем сжатия до 200-250 атмосфер. В таком виде метан может храниться лишь в специальных баллонах, устанавливаемых в багажниках автомобилей.
У метана есть одна полезная особенность, которая дает надежду многим автолюбителям. Дело в том, что при низкотемпературном сжижении (температура может опускаться до -1200С) объем этого газа уменьшается примерно в 600 раз. Теперь его можно перевозить в специальных баках, напоминающих бензиновые. Давление в них не будет превышать 6 атмосфер (это примерно соответствует напору воды в домашнем кране). Данная технология не находится на стадии разработки, а уже хорошо освоена и активно используется во многих развитых странах: Японии, США, Норвегии и др. Даже разработаны специальные танкеры, предназначенные для перевозки охлажденного метана.
Добавим также, что это вещество абсолютно безвредно, поскольку при его сгорании образуется лишь углекислый газ и вода.
Альтернативой метану является пропан-бутан – синтетическое топливо, получаемой путем переработки нефти, а также конденсации попутных газов. Чтобы эта смесь оставалась в жидком состоянии, при ее перевозке и хранении необходимо постоянно поддерживать давление в 16 атмосфер.
Конструкция газобаллонного оборудования, работающего на пропан-бутане в целом проще, а заправка такого автомобиля со стороны мало чем отличается от заправки бензином.
Пропанобутановая смесь обладает столь же высоким октановым числом, как и метан, но отличается от него более высокой экономичностью. На 100 км пробега требуется примерно 45 литров пропан-бутана, а метана – примерно в два раза больше.
Прокомментировать:
Сколько метана входит в баллон
Объём КПГ измеряется кубическими метрами (м³). Зная давление в баллоне, которое показывает штатный манометр, а также температуру окружающей среды можно рассчитать наполнение емкости самостоятельно.
Так при давлении 200 бар и t равной от -30 до +40°C в 50 литровый баллон входит 11,63-14,93 кубов метана.
Узнать вместимость любого другого метанового бака можно по формуле:
Vk=количество CNG (м³)
где, V-объём баллона, k-коэффициент, который узнаем из таблицы.
Таблица для расчёта вместимости CNG в одном баллоне объёмом 50 литров, м³ | ||||||||
Давление КПГ в баллоне, МПа (кг/см²) | Температура окружающей среды, °C | |||||||
-30 | -20 | -10 | +10 | +20 | +30 | +40 | ||
10 | 0.55 | 0.55 | 0.54 | 0.53 | 0.53 | 0.53 | 0.52 | 0.52 |
20 | 1.15 | 1.12 | 1.16 | 1.1 | 1.09 | 1.07 | 1.06 | 1.04 |
30 | 1.79 | 1.7 | 1.7 | 1.69 | 1.65 | 1.63 | 1.61 | 1.57 |
40 | 2.41 | 2.33 | 2.3 | 2.27 | 2.22 | 2.17 | 2.15 | 2.13 |
50 | 3.2 | 3.05 | 2.98 | 2.94 | 2.84 | 2.81 | 2.75 | 2.72 |
60 | 4.05 | 3.76 | 3.66 | 3.57 | 3.53 | 3.45 | 3.41 | 3.27 |
70 | 5 | 4.61 | 4.43 | 4.32 | 4.17 | 4.07 | 4.02 | 3.89 |
80 | 6.45 | 5.71 | 5.33 | 5.2 | 4.88 | 4.76 | 4.65 | 4.55 |
90 | 7.63 | 6.72 | 6.25 | 5.92 | 5.63 | 5.49 | 5.29 | 5.17 |
100 | 8.77 | 7.69 | 7.24 | 6.76 | 6.49 | 6.25 | 5.95 | 5.81 |
110 | 9.82 | 8.59 | 7.97 | 7.53 | 7.24 | 6.96 | 6.63 | 6.47 |
120 | 10.91 | 9.38 | 8.95 | 8.45 | 8 | 7.79 | 7.32 | 7.14 |
130 | 12.04 | 10.16 | 9.85 | 9.29 | 8.78 | 8.33 | 8.02 | 7.83 |
140 | 12.18 | 11.11 | 10.77 | 10.14 | 9.59 | 9.09 | 8.75 | 8.54 |
150 | 13.16 | 11.9 | 11.36 | 10.87 | 10.27 | 9.74 | 9.38 | 9.15 |
160 | 13.79 | 12.5 | 12.12 | 11.43 | 11.11 | 10.39 | 10.13 | 9.76 |
170 | 13.93 | 13.28 | 12.69 | 11.81 | 11.49 | 10.9 | 10.63 | 10.37 |
180 | 14.29 | 13.64 | 13.24 | 12.5 | 12 | 11.54 | 11.25 | 10.98 |
190 | 14.62 | 14.18 | 13.57 | 12.84 | 12.5 | 12.03 | 11.59 | 11.18 |
200 | 14.93 | 14.29 | 13.81 | 12.99 | 12.66 | 12.5 | 12.19 | 11.63 |
Пример для бака на 100 литров:
Проверяем показание манометра ГБО, допустим 200 бар. Температуру за бортом возьмем +20°C. Смотрим в таблицу на пересечение этих данных и находим цифру 12,5. Далее 50л/12,5=4 – это и есть искомый коэффициент. Затем 100л/4=25. Таким образом, получается, что в 100л баллоне при t=20°C помещается 25 кубов метана.
Сколько можно проехать на таком объёме КПГ, мы уже подробно разбирали в статье о сравнении двух видов газового топлива метана и пропана.
Влияние на экологию
Что касается влияния на экологические аспекты, то метан, безусловно, самый чистый вид топлива из всех, которые сегодня используются. При этом оно готово к использованию в любой момент — его не надо очищать и перерабатывать, как, например, бензин и дизтопливо.
Кроме того, в метане нет ядовитых примесей, таких как соединения серы, свинца, вредных углеводородов. В результате его использования уровень выделения продуктов горения очень и очень низкий, особенно если используется качественное ГБО, а двигатель предварительно откалиброван.
Это связано с тем, что соотношение между водородом и углеродом в метане определяет значительно меньший уровень выбросов по сравнению с бензином и дизелем — разница составляет 20%. Их уровень в полной мере соответствует законодательству ведущих стран мира, в том числе тех, которые заботятся об экологии на своей территории.
Так что можете смело переходить на использование метана и достигать сразу трех целей:
- экономить денежные средства за счет более экономного расходования газа и его более низкой цены;
- заботиться о состоянии окружающей среды, сокращая выхлопы в атмосферу;
- сохранять в порядке свое авто за счет бережного отношения топлива к деталям двигателя.
См. сравнение пропана и метана
Сертифицированный мультибрендовый центр по установке, обслуживанию и ремонту газового оборудования:
Расход топлива и запас хода
Пропана расходуется на 15-20% больше, чем бензина. То есть при бензиновом расходе 10 литров/100 км расход пропана будет равен 11-12 литров на сотню.
Метана (в м3) расходуется на 0-10% меньше, чем бензина. Т.е. при расходе 10 литров бензина на 100 км эквивалентное потребляемое количество метана будет составлять 9 м3.
При этом на 100-литровом пропановом баллоне Ларгус (при расходе бензина 8 л/100 км) может проехать около 800 км. На 100-литровом метановом баллоне, в который вмещается в среднем 22-23 м3, Ларгус проедет порядка 300 км.
Метановые баллоны не бывают тороидальными, только цилиндрические. Баллоны обычно размещают за спинки сидений или закрывают фальшполом в багажнике.
Метан
Плотность этого природного газа в тысячу раз меньше, чем плотность бензина. Поэтому, если после установки ГБО заправлять авто при атмосферном давлении природным газом, то для того, чтобы получить объем газа равный объему бензина, то понадобиться бак не на 20 литров, а на 20 тысяч литров. Чтобы этого не было, метан сжимают до 200-250 атмосфер и заправляют в специальные баллоны, которые и устанавливают в машинах. Октановое число 110. После установки ГБО немногие водители делают выбор в пользу метана. Что странно, поскольку природный газ обладает большим количеством достоинств.
Во-первых, это самый экологически безопасный вид автомобильного топлива из всех представленных на современном рынке. Продукты полного сгорания метана абсолютно безопасны — это вода и углекислый газ.
Во-вторых, природный газ — один из самых дешевых видов топлива. Его использование сулит автомобилистам существенную экономию. Как показывают исследования, средняя стоимость метана в три раза ниже, чем стоимость А 95/98 бензина, в 2,5 раза ниже, чем цена дизтоплива и в 1,8 раз меньше, чем стоимость пропана.
В-третьих, метан гораздо легче воздуха, так что даже в случае его утечки, он быстро улетучивается. Нижний предел концентрации метана в воздухе, могущий привести к возгоранию, 5% (для сравнения, у пропана 2%). Что же касается расхода топлива, то вместо 1 литра бензина необходим 1 кубический метр природного газа.
Однако, не стоит думать, что метан — это самый идеальный вариант в качестве топлива. Если бы это было так, то все бы уже давно ездили на природном газе и горя не знали. Среди недостатков метана стоит отметить короткий пробег на одной заправке. Иными словами, заправив 60 литров природного газа, вы сможете проехать гораздо меньше, чем на 60 литрах бензина или пропана. Более того, сама метановая установка ГБО занимает много места в багажнике. А есть заправочных станций, где можно пополнить запасы метана, в нашей стране, да и в СНГ в целом, не слишком то и развита.
Особенности установки и эксплуатации ГБО на разных видах топлива
Общая особенность у ГБО на метане и пропане одна – ее лучше делать у специалистов. Это обеспечит надежное качество сборки и высокую безопасность. Кроме того, специалисты учитывают ряд деталей, которые обычному человеку не известны, а их игнорирование может привести к серьезным поломкам или аварии.
Главным различием, отличающим установку газового оборудования, работающего на метане, от его конкурента, является цена. Кроме того, баллоны от метана намного массивнее и занимают намного больше места, чем аналогичные по объему баллоны пропана. Эта особенность не позволит установить все необходимое в транспортном средстве малого размера.
Стоимость установки ГБО и топлива
Установка газового оборудования на метане в среднем стоит в 2 раза дороже оборудования на пропане. Например, установка пропана на Ладу Ларгус выйдет в среднем в 35-45 тыс. руб, а установка ГБО метан обойдется вам в 80-100 тыс. руб.
Но при этом сам метан стоит дешевле пропана:
Как показывает опыт, метан и пропан окупаются в один и тот же срок 1-2 года в зависимости от пробега автомобиля. Как инвестиция, метан при этом представляет собой более выгодное вложение
, так как после окупаемости за одинаковый пробег вы получаете трехкратную экономию относительно бензина, и двукратную относительно пропана.
Программы поддержки наших партнеров Газпром ГМТ позволяют облегчить перевод транспорта на метан и сделать его практически без затрат. Подробней о программах поддержки можете узнать у менеджера по телефону.
Экономия и потеря мощности на ГБО
Автомобилисты, которые собираются устанавливать газобаллонное оборудование, по большей части интересуются тем, сколько удается экономить на топливе. И, конечно, интересуются, сильно ли ухудшаются динамические характеристики.
Динамика при разгоне теряется примерно на 6-7 процентов — не так уж это и много, поэтому не так страшно. Если смотреть с точки зрения расходов на топливо, то экономия составляет в среднем 30%. Для того, чтобы знать точный показатель экономии, необходимо проводить замеры и сравнивать результаты. Неточность данных кроется в том, что оборудование выпускается разных модификаций, а от этого зависит и расход.
Оборудование ГБО автомобиля под капотом
Также расход зависит от грамотности регулировки газобаллонного оборудования, для этого советуем обратиться к грамотным специалистам в этой области. Сейчас существуют электронные системы контроля, они дают возможность дополнительно экономить до 20% газа.
Сравнительный анализ: что лучше метан или пропан на авто
Ознакомившись с видами газа и рассмотрев их плюсы и минусы, можно сделать кое-какие выводы. Для легкового автомобиля удачным решением станет монтаж ГБО, работающего на смеси пропан-бутан. Метан же будет оптимальным решением по отношении к коммерческому транспорту и, несмотря на более дорогую стоимость самого топлива, окупится за короткое время. И все же касательно того, что лучше метан или пропан на авто остается прерогативой владельца транспортного средства и зависит от уровня его доходов.
В любом случае установкой такого оборудования должны заниматься специалисты специализированных сервисов, а не гаражные «мастера». После этого необходимо пройти процедуру регистрации газа, ведь технические параметры автомобиля будут изменены. Но это уже относится к другой теме, а пока тем владельцам, которые решились перевести автомобиль на газ, остается пожелать найти действительно хороших специалистов. Только тогда экономия будет заметной.
5 / 5 ( 1 голос )
Финансовая привлекательность и другие преимущества метана
Сравнивая расход газовых смесей и бензина, можно отметить, что экономия получается весьма ощутимой. Если расход бензина на 100 км пробега составляет 10 литров, то пропан-бутана понадобится 11,5 л, а метана — 9 куб. метров. Сопоставляя цены, нетрудно заметить, что стоимость метана в 2 раза меньше, чем пропана, и более, чем в 3 раза меньше бензина. Чем больше среднегодовой пробег, тем значительнее выходит экономия. К другим достоинствам можно отнести:
- отсутствие содержания смол — благодаря этому, нагар на свечах не образуется;
- продление «жизни» двигателя примерно на 40%;
- длительность срока использования оборудования без межсервисного обслуживания;
- современное ГБО на метане для авто имеет систему защиты.
- чистота природного газа и полнота цикла его сгорания обеспечивают сохранность окружающей среды.
Примеры расчета экономии:
- Бензин: 10 литров (расход бензина) x 40 рублей (за литр бензина) x 200 (на среднегодовой пробег автомобиля 20 тысяч км.) = 80000 руб. в год.
- Пропан: 10×1,1 (коэффициент расхода для пропана) x 20 (среднегодовая цена на пропан) x 200= 44000 руб. в год.
- Метан: 10×0,9 (коэффициент расхода на метане) x 13 (рублей м3) x 200 (среднегодовой пробег 20 тысяч км) = 23400 руб. в год
Т.о. экономия при эксплуатации на метане в 3,4 раза, на пропане в 1,8 раза дешевле бензина. Вы можете самостоятельно рассчитать окупаемость ГБО в онлайн-калькуляторе.
Пропан
Пропан — это также углеродный газ, который является побочным продуктом при добыче нефти, также может выделять при крекинге нефти, может выделять из природного газа (да если честно полно, откуда его можно выделять, сейчас даже есть синтез-газ, он также похож на пропан и его производные). Также не имеет запаха, прозрачен и безвреден для человека. В него также добавляются одоранты, чтобы при утечках вы его могли почувствовать. Химическая формула – C3H8.
Иногда на заправках мы может видеть такую надпись «пропан – бутан», ПОЧЕМУ?
Бутан – это также углеродный газ, который выделяется при схожих условиях.
Сейчас я не буду лезть в дебри скажу только так — смешивают их только для того чтобы добиться нужного октанового числа. Причем в различные время года составы могут меняться – так зимой больше пропана, а вот летом бутана. Не будем забивать голову.
Он хранится в баллонах в автомобиле, в сжиженном виде, то есть он жидкий, а не газообразный, «плюхается» в баллоне. Также большим преимуществом является, то что рабочее давление у него всего 12 – 15 атмосфер. Таким образом, для него нужны емкости из более легкого металла, стенки намного тоньше. ДА вообще сейчас делают емкости, которые помещаются в углубление от запаски, круглые – то есть вы ничего не теряете из объема своего багажника (минус только запаска в гараже остается).
Но если хотите кататься и с запаской и с баллоном, тогда вам просто нужно установить небольшой резервуар в багажник. Именно не большой и не тяжелый, не то что у метана.
НА среднестатистическом оборудовании при полной заправке можно проехать около 650 – 850 километров, что в несколько раз, больше чем у оппонента.
Оборудование стоит намного дешевле, да и поставить могут все и вся, практически 95% газовых контор «заточены» именно на пропан.
Также большим плюсом, является то что — заправиться можно во многих точках по городу, даже не буду считать, сколько у нас – но очень много, практически на каждой заправке (известного нефтяного бренда).
Потеря мощности двигателя здесь ниже, около 5 – 10%, все из-за технологичности оборудования! Это очень важно, про это чуть ниже. Сейчас же про плюсы и минусы. Плюсы
Плюсы
- Дешевое оборудование
- Очень много компаний, которые обслуживают и устанавливают
- Низкое давление
- Хранится в сжиженном виде
- Легкое и компактное оборудование, можно установить в гнездо для запаски
- Больший пробег
- Меньшая потеря мощности около 5 – 10%
Как видите выигрыш почти по всем параметрам, но это еще не все, пока перечислим минусы
Минусы
- Топливо немного дороже, порядка 3 рублей литр, сейчас если не ошибаюсь, стоит около 17 рублей (против 14 метан)
- Более взрывоопасен, чем метан. При повреждении баллона не так быстро испаряется в атмосферу как оппонент. То есть нужно чаще следить за оборудованием.
Что и говорить ребята, пропан это самый выгодный на сегодняшний день вид газомоторного топлива. Пусть стоит чуть дороже, но плюсов просто огромное количество, да банально метаться по городу не нужно в поисках заправки! НУ и наверное последний гвоздь в крышку гроба метана, читаем ниже.
Отличия ГБО метанового от пропанового
Разница ГБО пропана и метана существенная. Оборудование для каждого из этих видов топлива требуется совершенно разное. Отличия касаются всех деталей, из которых состоит ГБО. Рассмотрим отличия в редукторах:
- Редуктор для пропана обладает толстыми стенками. Его структура состоит из двух камер, что позволяет сначала испаряться газу, а затем понижаться давлению.
- Редуктор с метанового оборудования имеет трёхкамерную структуру. Материал используется с повышенной прочностью, поскольку рабочее давление находится на высоком уровне.
Отличия затрагивают также и баллоны. Существуют цилиндрические и тороидальные баллоны.
- Метан можно заправлять только в цилиндрические баллоны. В таких конструкциях отсутствуют швы, что повышает их прочность. Метановые баллоны толстые соответственно, более тяжёлые.
- Пропан может заправляться в баллоны любой формы. Одним из отличий таких баллонов является их объём. Максимальный объём тороидальных конструкций находится на отметке 94 л., цилиндрические выпускаются до 200 л.
Технические характеристики метана и пропана на авто
Газовое топливо для заправки легковых и грузовых автомобилей не имеет запаха и цвета. Пропан-бутановая смесь содержит сжиженные газы, полученные путем переработки нефтепродуктов.
Метановое горючее — сжатая субстанция природного происхождения. Вещества по-разному влияют на работу двигателя транспортного средства и экологию.
Метан — углеводород, добываемый из земных недр.
Для использования в газобаллонном оборудовании (ГБО) он проходит несколько стадий подготовки:
- многоступенчатую фильтрацию;
- добавки одорантов;
- сжатие компрессором до 220-250 атмосфер;
- помещение в толстостенные резервуары повышенной прочности.
В природном газе мало примесей, поэтому он не требует глубокой очистки. Это один из самых чистых видов топлива, с показателем детонационной стойкости 110 единиц.
Он может накапливаться в закрытом пространстве и быстро рассеиваться при притоке свежего воздуха. Взрывоопасным вещество становится при концентрации в окружающей среде выше 4,4%.
Для придания газу необходимых свойств его очищают от примесей, соединяют в сжиженном состоянии с бутаном и нагнетают в емкости под давлением до 15 атмосфер.
По ГОСТ бутановая составляющая в газовой смеси должна быть не более 60%. В зимнем топливе ее доля составляет менее 25%. При достижении концентрации в воздухе 2,1% смесь становится взрывоопасной.
Безопасность пропана и метана
Среди моторного топлива самый высокий класс пожарной безопасности 4 – у метана. У пропан-бутана класс 2 (чем меньше, тем опасней), у бензина 3. Метан легче воздуха, поэтому быстро улетучивается. Взрывоопасная концентрация пропана в воздухе составляет 2-9% от объема.
На пропановые баллоны в обязательном порядке согласно Правилам ЕЭК ООН №67(01) ставится мультиклапан безопасности со скоростным, пожарным и запорным электромагнитным клапанами, отвечающий за прекращение подачи газа при неработающем двигателе.
Тороидальный баллон пропан под днищем Лады Ларгус
На метановые баллоны согласно Правилам ЕЭК ООН №110 ставится вентиль безопасности с клапанами сброса давления. В состав любого газа включает одорант, для индикации его утечки, в случае появления в салоне запаха газа необходимо переключиться на бензин и ехать на диагностику в ГБО-сервис.
Баллон метан в багажнике Лады Ларгус