Поворот налево и разворот: памятка водителя
Содержание:
- Как правильно совершить разворот на T-образном перекрестке?
- Правильный разворот — это как?
- Разметка на Т-образном перекрестке
- Разметка на Т-образном перекрестке
- Правила разворота на нерегулируемом перекрестке: ПДД
- Разворот на перекрестке при помощи прилегающей территории
- Основные правила проезда перекрестка со светофором
- Что такое перекресток?
- Движение на перекрестке с дополнительными секциями светофора – в картинках
- Зелёная стрелка на уровне красного сигнала
- Правила проезда регулируемых перекрестков
- Исполнение разворота на перекрестке
- Особенности выполнения маневра
- Техника выполнения разворота согласно ПДД
- Поворот направо
- Разворот на регулируемом перекрестке
- Подведение итогов
Как правильно совершить разворот на T-образном перекрестке?
Если водитель хочет совершить разворот на Т-образном перекрестке, ему стоит тщательно продумать все свои действия, ведь движение задним ходом, как было написано выше, карается штрафом. Лучше на таком типе пересечении дорог разворачиваться в несколько этапов, ведь иначе, скорее всего, будет зафиксирован выезд на полосу встречного движения. Итак, совершая разворот на перекрестке подобного типа, необходимо определить, где находится главная дорога. Если же на Т-образном перекрестке установлен светофор, разворачиваться разрешено только на разрешающий сигнал. Непосредственно перед совершением маневра водитель обязан включить поворотники и только после того, когда помех не будет, развернуться.
Правильный разворот — это как?
Если нет разделительной разметки, можно разворачиваться по дальней траектории или по ближней, однако нельзя идти в лоб встречному потоку.
Перед освоением алгоритма следует прочесть еще раз п.8.5 ПДД. Для начала разворота занимают самое крайнее левое положение — в буквальном смысле. Исключение составляет выезд участок с круговым движением.
Следует контролировать траекторию, чтобы авто не оказалось за пределами перекрестка — неверная схема движения может стоить солидную сумму:
- Траектория может быть ближней, при неверном расчете авто не только выйдет пределы перекрестка, но и окажется на встречной. Если это будет замечено сотрудниками ГИБДД, он будет оштрафован на 5 тысяч рублей. Повторение этой грубой ошибки может привести к потере прав на целый год, поэтому маневрирование по малому радиусу нужно отработать серьезно, а лучше по возможности избегать.
- Можно выбрать разворот по большому радиусу — при неверном расчете штраф будет меньше, потому что выезда на встречную не произойдет. Пересечение границы перекрестка обойдется в 1500. Выбор удлиненной траектории или малой остается только за водителем.
- Окончить разворот можно на любой свободной полосе — это также не регламентируется.
Разметка на Т-образном перекрестке
Важно учитывать разметку, так как от неё зависят многие нюансы
Особенное внимание нужно обращать на неё при развороте, так как можно просто не вписаться в него, если дорога узкая или автомобиль крупногабаритный. В таком случае разметка поможет определить границы поворота
Часто перед пересечением дорог устанавливается знак «Стоп», который означает, что перед въездом необходимо остановить автомобиль. Для этого на дороге есть линия, перед которой должна остановиться машина.
Важную роль разметка играет при определении возможности остановки на перекрестке. Обычно этого сделать нельзя, но есть исключения. Если часть дороги верхнего отдела отделена сплошной линией разметки, то остановка на ней разрешена при соблюдении дополнительных условий: от линии разметки до автомобиля должно быть больше трёх метров, а на расстоянии пяти метров к нему не должно быть пересечений с другими дорогами.
Разметка на Т-образном перекрестке
Важно учитывать разметку, так как от неё зависят многие нюансы
Особенное внимание нужно обращать на неё при развороте, так как можно просто не вписаться в него, если дорога узкая или автомобиль крупногабаритный. В таком случае разметка поможет определить границы поворота
Часто перед пересечением дорог устанавливается знак «Стоп», который означает, что перед въездом необходимо остановить автомобиль. Для этого на дороге есть линия, перед которой должна остановиться машина.
Важную роль разметка играет при определении возможности остановки на перекрестке. Обычно этого сделать нельзя, но есть исключения. Если часть дороги верхнего отдела отделена сплошной линией разметки, то остановка на ней разрешена при соблюдении дополнительных условий: от линии разметки до автомобиля должно быть больше трёх метров, а на расстоянии пяти метров к нему не должно быть пересечений с другими дорогами.
Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.
Правила разворота на нерегулируемом перекрестке: ПДД
Из-за отсутствия стороннего средства регулирования автодвижения, особое внимание необходимо обращать на указатели перед ним, причем как на близком расстоянии, так и на отдаленном. Именно автознаки могут извещать вас о том, где разрешен разворот на этом объекте или это запрещено
Нельзя выполнять маневрирование, если:
- стоят запрещающие указатели;
- разметка не разрешает это делать;
- можно двигаться только в заданном автознаками направлении.
Следует учитывать и тот факт, что на автопересечении не стоит двигаться задним ходом. Необходимо уже на подъезде к нему просчитать, по какой траектории будет изменен путь перемещения, учитывая особенности вашего автотранспортного средства.
Разворот на перекрестке при помощи прилегающей территории
В условиях городской суеты совершить разворот на перекрестке не только непросто, но и небезопасно. Именно поэтому опытные водители часто используют прилегающую территорию для совершения маневра. Стоит отметить, что прилегающая территория не относится к самому перекрестку, однако она требует от водителя соблюдения некоторых требований и правил. Итак, желательно стоять на прилегающей территории задом, тогда водитель получит преимущество при развороте. Однако заезд при помощи задней передачи необходимо осуществлять только непосредственно в пределах прилегающей территории, ведь нельзя забывать о том, что движение на перекрестках и главной дороге задним ходом запрещается.
Основные правила проезда перекрестка со светофором
Регулируемым считается перекресток, на котором управление движением осуществляет светофор или регулировщик. Стоит отметить, что проезжать участки с таким регулированием гораздо проще, чем по знакам приоритета, ведь далеко не всегда видно, какие из них предусмотрены для водителей на встречной и примыкающих полосах.
Так, зеленый сигнал прибора, который является разрешающим, позволяет проезжать перекресток вне зависимости от того, какие приоритетные знаки на нем расставлены. Другое дело, что приоритет регулируется направлением движения транспортного средства, ведь одно дело, если оно едет прямо и направо, и совсем другое, когда необходимо выполнить поворот налево или развернуться.
Направо
Поворачивая направо на основной зеленый сигнал, автолюбитель получает привилегию по отношению ко всем остальным машинам, которые движутся во встречном или примыкающем направлении.
Единственные участники дорожного движения, которым придется уступить дорогу при выполнении такого маневра, – это пешеходы, переходящие зебру примыкающего участка пути.
Налево или разворот
Немного сложнее обстоят дела в том случае, если автолюбителю, движущемуся на разрешающий сигнал главной (круглой) секции дорожного регулирующего прибора, нужно повернуть налево или развернуться прямо на перекрестке, хотя и тут действует простой алгоритм, усвоение которого поможет не теряться в дальнейшем. Согласно ему, автомобилист, совершающий любой из упомянутых маневров, должен уступить:
- всем, кто движется прямо во встречном направлении;
- всем, кто поворачивает налево, двигаясь по встречке;
- пешеходам, переходящим дорогу на примыкающей полосе после совершения маневра.
Что касается встречного разъезда транспортных средств, которые поворачивают налево, то он осуществляется двумя способами: без пересечения траектории друг друга правыми бортами или с пересечением условного пути движения левыми бортами. Выбирать оптимальный из этих двух методов приходится на месте, ориентируясь по конфигурации перекрестка и поведению других водителей.
Развернуться в таком месте можно будет только в том случае, если рядом с разрешающими сигналами не будет находиться знак, запрещающий выполнение такого маневра. Кроме того, указатель с перечеркнутым поворотом налево трактуется, как разрешение для изменения направления движения.
В случае если загорается запрещающий сигнал, автомобиль, успевший выехать на перекресток, обязан завершить маневр, убедившись в том, что его пропускают те, у кого уже горит зеленый.
Прямо
Движение прямо на основной разрешающий сигнал светофора дает водителю ТС полную привилегию. Это значит, что ему не придется пропускать встречные и едущие по прилегающей полосе движения автомобили, а также пешеходов, для которых должен автоматически загореться запрещающий сигнал.
Исключением могут считаться участки дорог с нерегулируемыми пешеходными зонами, ведь в этом случае привилегия будет у тех, кто идет по зебре.
ПДД со светофором и знаками приоритета
Важно помнить, что знаки, расставляющие приоритет в движении, которые всегда дублируют светофоры на случай их поломки или после выключения в ночное время суток, когда трафик ослабевает, будут иметь привилегию только в последних двух ситуациях. Проще говоря, ориентироваться на указатели нужно только тогда, когда не работает оптическое сигнальное устройство
Также зеленый свет автоматически исключает такое понятие, как главная и второстепенная дорога, а также помеха справа, тем более что перестроение на перекрестке разрешается только в том случае, если впереди образовался затор или ДТП, и появилась возможность их объехать.
Что такое перекресток?
Перекресток отличается от выезда с прилегающей территории. Пункт 8.3. ПДД говорит о том, что по отношению к дороге прилегающая территория всегда второстепенна. Выезжая с нее необходимо пропустить все транспортные средства и пешеходов, путь которых пересекается.
Согласно статистике более 30% столкновений происходит именно на перекрестках. Это 13-14% от общего количества всех ДТП. При этом ведется учет только происшествий с погибшими или ранеными
Столкновения без пострадавших сводками во внимание не принимаются. Если верить неофициальным данным и учитывать при этом мелкие ДТП, столкновений на перекрестках случается в 8-10 раз больше
Только в Москве каждый год происходит более 15 тыс. таких случаев, по сорок с лишним в сутки в среднем.
Главная причина ДТП на перекрестках – это несоблюдение очередности проезда. Водитель должен досконально знать правила и технологию проезда перекрестков, уметь быстро ориентироваться уже при подъезде к перекрестку, определять свою очередь и уступать дорогу тем, кто имеет преимущество. Эти правила универсальны и взаимосвязаны. Они применимы к перекресткам любой конфигурации, с любым количеством пересекающихся дорог, с любой интенсивностью движения.
Проезжая перекресток следует быть внимательным, осторожным и сосредоточенным. Спешка легко может повлечь за собой ошибку, которая станет причиной ДТП. Замешкавшийся водитель также может создать пробку или аварийную ситуацию, задержав не только себя, но и других участников движения. Именно поэтому действия при проезде перекрестка должны быть четкими, осознанными, своевременными и понятными окружающим. Любезности к другим участникам дорожного движения недопустимы, так как они могут поставить их в сложное положение или быть неверно истолкованы и вызвать в конечном итоге неразбериху на дороге.
Движение на перекрестке с дополнительными секциями светофора – в картинках
Не стоит путать дополнительную светофорную секцию с табличкой с зеленой стрелкой, которая фиксируется рядом с красным основным сигналом, разрешая движение при условии, что оно не будет препятствовать тем, кто имеет приоритет.
Секция не разрешает движение
Движение по секции, которая может быть расположена как справа, так и слева от прибора, разрешая повороты в соответствующих направлениях, считается запрещенным в том случае, если она не горит или показывает запрещенный сигнал. В таких ситуациях дальнейшее следование по заданному направлению будет считаться недопустимым, пока не загорится зеленый свет.
Если же простояв несколько циклов и так и не дождавшись заветного разрешения, водитель понимает, что секция не работает, то следует ориентироваться по основной.
Светофор и секция горят зеленым
Если и секция, и основной сигнал загораются разрешающим цветом, то это значит, что водители, занявшие крайний ряд, соответствующий дополнительной линзе могут выполнять маневр, тогда как стоящие на средней полосе имеют право продолжать движение прямо.
Если при этом придется поворачивать по секции налево, то следует быть готовым к тому, что придется пропускать тех, кто идет прямо и направо по встречке, как и в случае движения по основному светофору.
Что касается поворотов направо, то в этом случае нужно пропустить одних только пешеходов и тех, кто остался на перекрестке, не успев закончить маневр на свой разрешающий сигнал.
Светофор красный, стрелка зеленая
Неопытных водителей часто сбивает с толку, когда параллельно с зеленой стрелочкой допсекции загорается запрещающий основой сигнал, хотя к ним он не имеет никакого отношения, не разрешая дальнейшее перемещение лишь тем, кто движется в других направлениях.
Если необходимо поворачивать налево по зеленой секционной стрелочке, то велика вероятность того, что автолюбителю не придется никого пропускать, так как для встречного направления также будет гореть красный.
Неактивные стрелки
Если же на светофоре, оборудованном одной или даже несколькими допсекциями, будут загораться только основные линзы, то водитель имеет право совершить маневр в нужном ему направлении.
При этом выполнять подобные действия можно только на основной свет, при условии, что они не будут препятствовать движению водителей, следующих во встречном и прилегающем направлении.
Проезд прямо
Ехать прямо на дорожном пересечении, оборудованном боковыми секциями можно только в том случае, если горит основной зеленый свет. Кроме того, можно смело следовать в заданном направлении тогда, когда вместе с основной линзой горит разрешающая или запрещающая движение дополнительная с приоритетом для первой категории водителей. Во всех остальных случаях езда по прямой будет считаться серьезным нарушением, чреватым штрафными санкциями или привлечением к уголовной ответственности.
Зеленая секция на уровне красного сигнала
Обычно допсекции устанавливаются на уровне зеленого светофорного отделения. Рядом с красной линзой может быть размещена только табличка с зеленой стрелкой, разрешающей поворот направо, которая читается совершенно иначе.
В отличии от секционного устройства табличка действует на постоянной основе, позволяя выполнять правый маневр в любой момент при условии, что слева по прилегающему пути не будут следовать другие ТС.
Огромное значение имеет и расположение автомобиля на дороге, ведь поворачивать направо или налево они имеет право только из крайних положений, если этому не противоречат указатели и дорожная разметка. Кроме того, находясь на правой/левой полосе, он будет обязан выполнить маневр при включении разрешающего дополнительного сигнала, даже если изначально планировал двигаться прямо.
Этот момент обязательно следует учитывать, заранее перестраиваясь ближе к центру, если повороты в этом месте не были предусмотрены маршрутами. В то же время зеленая стрелочка возле красной линзы не обязывает выполнять подобные действия, благодаря чему владелец ТС может продолжать стоять на красный свет, не поворачивая, дожидаясь разрешения следовать прямо.
Зелёная стрелка на уровне красного сигнала
Не менее важно рассмотреть несколько иную ситуацию, когда дополнительная секция присутствует, но находится на не уровне зелёного сигнала, а располагается непосредственно слева или справа от красного фонаря главного светофора. Подобный вариант светофора появился относительно недавно
Конструктивно это классический светофор с 3 фонарями, дополненный табличкой с графическим изображением в виде зелёной стрелки. В зависимости от расположения, она смотрит направо или налево
Подобный вариант светофора появился относительно недавно. Конструктивно это классический светофор с 3 фонарями, дополненный табличкой с графическим изображением в виде зелёной стрелки. В зависимости от расположения, она смотрит направо или налево.
Главной отличительной чертой такого светофора выступает именно уровень расположения таблички. Если в случае с дополнительными секциями, которые загораются красным и зелёным, они монтируются на уровне зелёного фонаря светофора, то тут табличка крепится около красного сигнала.
Подобное относительное нововведение регулируется двумя пунктами ПДД. Это 58.4 и 20.1.
Трактовка действий автомобилиста напрямую зависит от того, в какую сторону направлена вспомогательная табличка.
- Табличка с изображением зелёной стрелки направлена в правую сторону. Если на самом светофоре горит красный, то автомобилисту требуется остановиться согласно правилам запрещающего сигнала. Но потом разрешается продолжать движение, и осуществлять манёвр. Предварительно водитель обязан убедиться в том, что его манёвр безопасен. Аккуратно продолжается движения, исключая создание помех для других транспортных средств, которые движутся в приоритетном для себя направлении. Ещё водитель, поворачивающий по зелёной табличке на красный свет светофора, обязан при повороте направо пропустить всех пешеходов. В этот момент наверняка для пешеходов горит зелёный.
- Табличка с зелёной стрелкой направлена в левую сторону. Такое возможно на участках автодороги с односторонним движением. Тут, как и в предыдущем случае, необходимо остановить своё транспортное средство перед красным сигналом. После этого, придерживаясь правил безопасного движения и предотвращения создания помех, начать движение влево. Подобный манёвр разрешается только после того, как транспортное средство выполнило полную остановку и исключительно из левой крайней полосы. Прежде чем поворачивать в левую сторону, водитель обязуется пропустить всех пешеходов и другие транспортные средства по принципу приоритета.
Эти моменты обязательно стоит учитывать, подъезжая к светофорам подобного типа. Это поможет уберечься не только от нежелательных штрафов, но также и от аварий, ДТП и прочих неприятных инцидентов на дороге.
Правила проезда регулируемых перекрестков
Если на перекрестке присутствуют светофоры, проехать его не составит труда. Если на нём работает регулировщик, он также считается регулируемым.
Но и при проезде такого перекрестка есть особенности, которые приходится учитывать:
- Движущиеся машины определяют приоритет движения, руководствуясь правилом «Помеха справа».
- Если на перекрестке есть трамвайные пути, трамвай проезжает первым.
- Если одновременно горит красный сигнал светофора и разрешающий сигнал у дополнительной секции, совершить поворот в указанном направлении можно, но сначала придется пропустить остальные автомобили, которые едут на зеленый свет.
- Запрещено использовать «задний ход».
Исполнение разворота на перекрестке
ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО
Разворот по пдд при отсутствии разделительной черты разрешается выполнять как по ближней, так и по удлиненной траектории.
Безопасная траектория
Вы можете выполнить разворот по траектории таким образом, чтобы авто не выехало за перекрещивание проезжих частей. В этом случае водителю не грозит наказание. Схема движения может быть любой, главное, чтобы не нарушил правил ППД.
Схемы опасных траекторий
- В случае, если водитель выбрал удлиненную траекторию и пересек рубеж перекрестка – представитель ГИББД может наложить штраф до 1,5 тыс. руб. Дело в том, что во время движения авто в любом случае пересечет сплошную полосу разделения, но на встречную не заедет.
- При движении по малой траектории, водитель не только заезжает за границы перекрестка, но и выезжает на полосу, по которой транспорт движется навстречу. За такое нарушение накладывается админштраф в размере 5 тыс. руб., а при повторном правонарушении водителя лишают прав сроком на 1 год.
Правила правильного разворота на т образной развилке по ППД
Осуществить разворот на перекрестке такого типа могут все легковые транспортные средства. Исключение составляют только крупные джипы, поскольку у них радиус движения достаточно широкий. Для выполнения такого действия таким автомобилям лучше поискать другое место. Дело в том, что задний ход, а также несколько разворотов здесь проводить запрещено. Если водитель решить сдавать назад – ему придется выложить денежные средства в размере 500 руб. Лучше развернуться в несколько этапов, чем выехать на встречку, поскольку запросто можно остаться без прав.
Выполняя разворот на т образном перекрестке, следует выяснить, где находится главная дорогу, ведь она не всегда ровная.
Кроме того, необходимо обращать внимание на:
- указатель «Главная дорога», а также «Стоп» и «Уступи дорогу»;
- при отсутствии каких-либо указателей, водитель должен придерживаться правила «Помеха справа».
Прежде чем совершить действие, обязательно включить поворотник и развернуться, как только уйдут помехи.
Регулируемый перекресток со светофором
Разворот на перекрестке со светофором выполняется достаточно легко. В этом случае требуется пропустить только транспорт, который движется навстречу, поток машин слева и справа не будет двигаться из-за красного сигнала светофора.
Выполняется разворот на перекрестке по пдд, при этом следует соблюдать направленность движения, смотреть на дорожную маркировку и запрещающие знаки (если есть таковые). Указатель «Поворот налево» не запрещает совершать маневр, в отличие от знаков 4.1.1. -4.1.6. Вам разрешено выполнить разворот по траектории только в рубежах перекрестка, на встречку заезжать категорически запрещено.
Способы поворота налево
Для начинающих водителей поворот налево на перекрестке – один из сложных. Маневр выполняется одновременно с автомобилями, которые движутся навстречу и также поворачивают налево. В это время машины «соприкасаются» правыми бортами. Во время движения следует выехать на перекресток, но не доезжать на центр дороги. Не стоит торопиться продолжать движение, особенно, если обзор закрывают другие транспортные средства, которые едут навстречу.
Прежде чем совершить поворот налево по пдд, необходимо:
- пропустить встречные машины;
- следить за сигналом светофора – не стоит двигаться сразу после того, как загорится разрешающий свет. Требуется подождать, пока автомобили закончить маневр и только тогда начинать двигаться;
- мысленно провести линию от верхнего угла с левой стороны перекрестка к нижнему с правой стороны. Стараться двигаться по этой траектории.
После пересечения развилки можно стать в любой ряд по ходу своего движения, но целесообразнее двигаться «из полосы в полосу». Другими словами, в какой полосе вы начали двигаться, в ту и следует стать.
Знаки разрешают выполнить поворот налево:
- «движение налево» (4.3) – устанавливают над левой полосой, если на дорожном полотне две и больше полос для движения в одном направлении. Если же есть разделительная полоса, то знак могут поставить прямо на ней;
- «движение прямо или налево» (4.5);
- «движение направо/налево»(4.6).
Правила разворота вне перекрестка с использованием прилегающей территории
Близлежащая территория не считается перекрестком, поэтому часто автолюбители совершают действие именно на ней. Для въезда требуется двигаться задним ходом – так водитель получит преимущество и сможет понять ситуацию со всех сторон.
Особенности выполнения маневра
Определившись с тем, что представляет собой территория, необходимо понять, как правильно выполнять разворот. У многих автолюбителей возникают с этим некоторые сложности, причем не только у новичков, но и имеющих опыт. На самом деле все не так сложно, как может показаться. Главное соблюдать установленные правила, и можно будет избежать аварий.
Оценка обстановки
Если нужно развернуть автомобиль, в первую очередь следует проанализировать обстановку. Если по трассе передвигается большой поток авто, разворот довольно просто будет провести с участка, что находится слева. Здесь появляется необходимость уступить тем транспортным средствам, которые находятся только по одной стороне.
Сложнее выполнить разворот, если прилегающий участок справа. Автомобилю потребуется уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по обеим полосам.
Если в машине находится неопытный водитель, ему довольно проблематично провести разворот. Именно по этой причине нужно правильно оценить общую обстановку. Выбрать правильное и удобное место для разворота. Пренебрежение данными правилами может привести к ДТП, в котором пострадает водитель разворачивающаяся автомобиля и проезжающие по трассе машины.
Использование участка справа
В процессе выполнения разворота важно придерживаться такой схемы:
Включается правый поворотник, чтобы едущие по трассе понимали, что происходит. Для разворота необходимо проехать метр и сразу остановить средство передвижения. Новички должны знать, что нельзя вплотную ехать к рядом расположенному бордюру. Это не позволит в преследующих маневрах оценить дистанцию. После остановки необходимо оценить трассу. Если помех нет, задним ходом очень медленно необходимо въехать на выборной участках
Двигаясь в подобном направлении, следует обратить внимание на пешеходов. Если они есть, необходимо необходимо пропустить людей
Оказавшийся в необходимом месте, включается левый поворотник. Проверяется, свободна ли трасса. Если так, делается маневр.
Прилегающий участок слева
В подобный ситуации водителю необходимо выполнить следующие действия:
Перестроиться в левый ряд, самый крайний. Остановиться рядом с поворотом, ведущему к выбранному участку. Необходимо оценить обстановку, а также пропустить автомобили. На территорию требуется заезжать передом. При этом следует ближе держаться к правой стороне. Когда средство передвижения скрылось, на выбранном прилегающем участке трассы, нужно дать задний ход, тем самым закончив операцию. На последнем этапе необходимо очень внимательно следить за иными участниками движения
Важно не вывернуть рядом, тем самым спровоцировав аварию. Приблизившись к трассе, необходимо немного притормозить
Следует осмотреться по сторонам, а затем плавно выехать на необходимую полосу движения.
Данный маневр при первом рассмотрении достаточно прост. Но здесь есть опасность идущих пешеходов. Осуществляя поворот и стараясь добраться до назначенного места, человек едет по встречке. Если появится человек, по правилам нужно пропустить его. Авто окажется на средней части дороги, что станет помехой другим участникам.
Движение задом
По той причине, что на территории довольно часто находится стоянка или двор жилого строения, приходится делать движение задним ходом.
Если водитель не один, желательно попросить человека выйти и подать какой-либо знак проезжающим транспортным средствам. Это позволит сделать разворот более безопасным. Водители, увидев подобный знак, снизят скорость.
Этот метод предосторожности подходит только для относительно не загруженной трассы. Если потом стремительный, появляется угроза жизни вышедшего на дорогу и проезжающих мимо водителей
Вне перекрестка
Разворот, как правило, осуществляется на дороге с двумя полосами, разделенными между собой прерывными линиями. Оптимальная схема действия такая:
- Включение правого поворотника.
- Оценка обстановки.
- Медленное приближение к бордюру.
- После переключения поворотника на левую сторону, необходимо опять проанализировать положение.
- Если все чисто, осуществляется движение вперед, потом быстрый и плавный поворот руля.
- Потом машину выравнивают, скорость можно постепенно наращивать. Но левый поворотник должен оставаться активным.
Техника выполнения разворота согласно ПДД
Первое, что нужно научиться делать, чтобы свободно и безопасно разворачиваться на любой прилегающей дороге, это выбирать правильное место.
И прежде всего речь идет о приоритетных зонах, так как для выполнения подобных маневров подходят только два варианта – знак главной дороги при отсутствии сигнальной регулировки движения и зеленый свет светофора.
Второй момент, на который обязательно следует обращать внимание, это наличие знаков, разрешающих или запрещающих разворот. Так, изменять направление своего движения можно при наличии указателей, обозначающих зону для разворота (6.3.1/6.3.2), а также движение налево, прямо и налево, направо и налево (4.1.3/4.1.5/4.1.6) и направление по полосам (5.15.1/5.15.2)
Что касается самой техники для выполнения полного поворота, то он выполняется в соответствии со следующим алгоритмом:
- Выполнять разворот можно только из самого крайнего левого положения, которое нужно занять и включить соответствующий поворотник, предупреждая других участников дорожного движения о своих намерениях.
- Подъехав к середине перекрестка и пропустив всех, кто движется в приоритетном направлении (прямо и направо), необходимо вывернуть руль до упора влево и, не выезжая за пределы перекрестка и на встречную полосу движения, выполнить маневр, убедившись в том, что он не мешает тем, кто стоит на стоп-линии прилегающей дороги.
- Завершать полный поворот нужно так, чтобы четко вписаться в свою полосу, и только после этого выключить поворотник, если он не отключится самостоятельно.
Многие водители часто теряются, не понимая, по какой траектории им нужно развернуться, ведь и ближний, и дальний радиус являются допустимыми по правилам ПДД.
На самом деле выбор будет полностью зависеть от дорожной ситуации, и если владелец малогабаритного легкового транспортного средства не видит необходимости брать большую дугу для выполнения разворота, понимая, что он легко впишется в свою полосу без залезания на бордюр в условиях неинтенсивного движения, то можно смело следовать по условному малому кольцу.
Мнение эксперта
Михайлов Евгений Витальевич
Юрист с 6-летним стажем. Специализируется в области семейного права. Член ассоциации юристов.
В обратной ситуации лучше не рисковать, особенно если встречный поток слишком большой или габариты ТС не позволяют маневрировать в ограниченных условиях.
Кроме того, не следует выезжать на центр пересечения, если там уже стоят другие автомобили, ожидающие удобного случая для поворота налево или разворота, чтобы не создать затор.
Если же автомобилист не успел развернуться на разрешающий сигнал, но уже выехал на середину пересечения, то он обязан завершить начатый маневр, убедившись в том, что участники движения с примыкающих направлений будут его пропускать.
Поворот направо
По своей сложности этот маневр находится на втором месте после проезда прямо. Поскольку у нас действует правостороннее движение, регулированные перекрестки, проезд которых предполагает правый поворот, считается достаточно безопасным. Уже хотя бы потому, что он не сопровождается пересечением с траекториями других транспортных средств. Эти траектории в крайнем случае могут сливаться. Однако, как всегда, и здесь имеются свои тонкости.
Пешеходы. По правилам, им нужно уступать при разрешающем свете светофора. Фактически – не создавать помех. Поэтому, если водитель все-таки продолжает ехать с определенной скоростью, но при этом не заставляет пешеходов менять свою скорость либо направление, то считается, что этот пункт ПДД не нарушен. И напротив, водитель обязан отказаться от продолжения движения или маневра, если это помешает пешеходам. То есть, когда разъехаться без помехи не получается, нужно либо притормозить, либо полностью остановиться.
Слияние траекторий со встречными автомобилями, едущими налево. В данной ситуации машина, поворачивающая вправо, имеет преимущество.
Траектория. Проезд регулируемых перекрестков поворот (поворот направо) нужно совершать так, чтобы при завершении маневра машина не выехала на встречную полосу. Для этого нужно просто выбирать правильную скорость и двигаться предельно близко к правому краю проезжей части.
То есть при движении направо особых трудностей возникать не должно. Нужно лишь уступать дорогу пешеходам и соблюдать принцип «из крайнего правого участка дороги в крайнее правое».
Разворот на регулируемом перекрестке
Совершать разворот на нерегулируемом перекрестке гораздо сложнее, чем на регулируемом. Когда перекресток оборудован светофором, водителю достаточно пропустить встречный поток автомобилей и развернуться. Если же перекресток не регулируется, необходимо пропускать не только движущийся навстречу транспорт, но и те машины, которые находятся справа. В нынешнем году на регулируемых перекрестках разворачиваться все еще можно. Дополнительных запретов внесено не было, однако всегда стоит помнить о том, что при подобном маневре запрещается пересекать сплошную линию, а также выезжать на встречную полосу движения
Также перед разворотом на регулируемом перекрестке важно изучить все установленные знаки, ведь некоторые запрещают данный маневр. К таким знакам относятся 4.1.1.-4.1.6., кроме тех, которые разрешают совершение левого поворота
Подведение итогов
Какие можно сделать выводы из всего вышесказанного? Дело все в том, что на самом деле развороты на дорогах осуществляются очень просто. Достаточно учитывать несколько простых правил и действовать согласно предложенной методике.
Водители должны в первую очередь обращать внимание на знаки-указатели, и только потом — на дорожную разметку. Также следует с внимательностью относиться к светофорам на регулируемых участках
Бдительность проявлять нужно в первую очередь на незнакомых дорогах. Поэтому многие просто не решаются на столь серьезное маневрирование на новых перекрестках. Главное — не забывать обо всех остальных правилах движения, особенно о главной дороге. Немного практики — и Т-образный перекресток (разворот на нем) не будет страшен!