Допуски и спецификации моторных масел

Что такое ACEA

ACEA — это классификация, которую разработала ассоциация европейских производителей автомобилей. Это единый стандарт, который помогает производителям масел делать продукты для конкретных двигателей. Классификация разделяет масла на группы по применению:

A/B   A — для бензиновых, B — для дизельных двигателей. По ACEA эти масла не разделяются — один и тот же продукт можно использовать для обоих типов моторов: ● A3/B3 — продукты с низкой испаряемостью и повышенной устойчивостью к износу. Это стабильные жидкости, которые соответствуют требованиям большинства автопроизводителей. ● A3/B4 — версия для бензиновых двигателей с прямым впрыском и дизельных моторов с инжектором. Считается, что такие масла увеличивают интервал замены. ● A5/B5 — энергоэффективные составы низкой вязкости. Снижают потери мощности двигателя и экономят топливо.● A7/B7 — долго сохраняет параметры, увеличивает интервал замены. По сравнению с A5/B5 оно обеспечивает лучшую защиту от воспламенения и износа на низких оборотах, предотвращает отложения в компрессоре турбонагнетателя дизельных двигателей.
С Используются для автомобилей с системой очистки выхлопных газов. В таких продуктах снижено содержание сульфатной золы, фосфора и серы (SAPS). В группу входят классы ACEA 21 C2-C6 — от очень низкого до среднего содержания примесей.
E Подходят для тяжелонагруженных дизельных двигателей. В список входят ACEA E4, E6, E7 и E9 — каждое рассчитано на экологические стандарты EURO I-VI, используется для обычных двигателей или моделей с сажевым фильтром и каталитическим нейтрализатором.

Разновидности Шелл 0w30

В ассортименте бренда Шелл насчитывается три разновидности моторных масел с маркировкой 0w30. Все они обладают полностью синтетической основой. Остановимся на каждом продукте отдельно.

Helix Ultra ECT C2/C3

В линейке автомасел производителя — это самый новый смазочный состав. Его производство происходит по уникальной разработке компании — ECT (Emission Compatible Technology). Благодаря ей обеспечивается эффективная работоспособность каталитических нейтрализаторов и сажевых фильтров, а также осуществляется их бережная очистка.

Эта разработка Shell 0w30 подходит для дизельных, бензиновых и газовых двигателей, оснащенных системами дополнительной очистки выхлопных газов или не имеющих их. Рекомендуется к использованию в моторах Мерседес, Фиат, Фольксваген, Шкода.

Shell Helix Ultra ECT C2/C3 обладает следующими преимуществами:

  • Очищает металлические поверхности от шлама, сажевых и лаковых отложений.
  • Препятствует возникновению коррозии и ржавчины.
  • Экономит топливную смесь (до 2,6 %).
  • Сохраняет стабильность в широком температурном диапазоне.
  • Способствует облегченному запуску двигателя в холодную погоду.

При правильном использовании масла негативных последствий его работы не возникает.

Допуски: АСЕА С2/С3, API SN, VW 504.00/507.00, МВ 229.31, 51-52, Porsche C30.

Артикулы:

  • Литровая канистра – 550046358.
  • 4-литровая канистра – 550046375.
  • 55-литровая канистра – 550042232.
  • 209-литровая канистра — 550044861.

Helix Ultra A5B5

Данная разновидность смазочного материала производится по технологии PurePlus. Благодаря ей изготавливается высококачественная синтетическая основа из природного газа. Таким образом, компания Shell сумела добиться особенной чистоты продукта, которая положительно влияет на двигательную систему транспортного средства.

Для достижения максимальной эффективности моторного масла в него добавляется присадочный комплекс Active Cleaning. Комплекс отвечает за расщепление уже имеющихся отложений в силовой установке и обеспечивает круглосуточную защиту от коррозии и износа.

Разрабатывалось масло для современных легковых автомобилей, требующих допуск А5В5. Нефтепродукт совместим с газовыми, дизельными и бензиновыми установками, эксплуатация которых предполагает тяжелые дорожные и климатические условия. Состав рекомендуем к использованию в двигателях Вольво.

Масло Шелл 0w30 Helix Ultra A5B5 обладает рядом привлекательных качеств:

  • Не испаряется даже при длительной работе на повышенных оборотах.
  • Обеспечивает быструю прокачиваемость системы и легкий запуск мотора.
  • Способствует очищению внутренних поверхностей, препятствует повторному оседанию загрязнений,
  • Экономит топливную смесь (до 3 %).

Как отмечают автовладельцы, минусов у этого моторного масла нет.

Допуски: АСЕА А5В5, API SL.

Артикулы:

  • Литровая канистра – 550046659.
  • 4-литровая канистра – 550040651.
  • 209-литровая канистра – 550040501.

Helix HX8

Масло Shell Helix 0w30 представлено еще одной разновидностью — HX8. Helix HX8 подходит для любых условий эксплуатации. Оно спокойно адаптируется как к спокойному, так и спортивному стилю вождения, обеспечивает стабильную защиту в любое время года. Может использоваться в пролонгированном режиме.

Подходит нефтепродукт современным двигателям легковых транспортных средств, работающим от бензина, газа или дизеля. Не совместим с сажевыми фильтрами.

К преимуществам Shell 0w30 можно отнести:

  • Низкую испаряемость.
  • Эффективные моющие свойства.
  • Защиту от образования копоти и нагара.
  • Предотвращение химических реакций внутри мотора.
  • Обеспечение высоких защитных свойств.

Допуски: АСЕА А3В4, API SL, VW 502.00/505.00, МВ 229.5.

Артикулы:

  • Литровая канистра – 550040164.
  • 4-литровая канистра – 550046354.
  • 209-литровая канистра – 550040163.

Совместимость: можно ли доливать и смешивать 5W30 и 5W40?

При некоторых аварийных случаях экстренно требуется долить моторную жидкость в двигатель. Но не всегда получается долить именно ту смазку, которая была налита изначально. Это же относится к индексу вязкости.

Можно ли смешивать моторные масла 5W30 и 5W40? Нельзя смешивать как синтетику и минералку, так и полусинтетику с другими видами. Масла с разными индексами вязкости можно смешивать при условии, если эти смазки одного производителя и с одинаковой базовой основой. Если присадки будут разными, то могут появиться непредсказуемые реакции после смешивания моторных жидкостей с разной вязкостью.

Даже если после смешивания разных моторных жидкостей нет видимых последствий, то надо как можно быстрее слить эту смесь и заменить масляный фильтр. Иногда может потребоваться промывка ДВС перед сменой моторной жидкости.

Смешивать масло 5W30 и 5W40 можно, но на небольшой срок (как утверждают некоторые специалисты, не более 3 тыс. км пробега), с одинаковыми присадками и одного производителя. Также оригинальные европейские масла, соответствующие стандартам ACEA, SAE и API всегда совместимы (даже при смешивании синтетики с минеральным).

Технические характеристики 5W-40 — расшифровка

5W-40 – это всесезонное масло, которое должно сохранять текучесть при отрицательных и положительных температурах в установленных пределах, чтобы относиться к этому классу по SAE. Как я уже говорил в других статьях, SAE может являться указателем климата, при котором можно использовать это масло, только отчасти и только в отношении низкотемпературного показателя. В целом же это указание на вязкость масла при разных температурах.

SAE 5W-40 показатели вязкости таблицей:

Характеристика Показатель Расшифровка
Прокачиваемость -35℃ Минимальная температура, при которой масло прокачивается по каналам
Проворачиваемость -30℃ Минимальная температура, при которой двигатель можно запускать.
Кинематическая вязкость при 100 градусах 12,6-16,3 мм2/с В этих пределах должен находиться показатель, чтобы масло могло маркироваться 5W-40.
Кинематическая вязкость при 40 градусах 89-97 мм2/с То же, но при другой температуре. Этот показатель менее важен, чем вязкость при рабочей температуре.
Динамическая вязкость CCS при -30 градусах Не более 6600 мПас То есть чем ближе показатель к этому пределу, тем хуже будет прокручиваться коленвал уже при – 30 градусах.
Температура вспышки От 224℃ Может варьировать +/- 10-15 градусов.
Температура замерзания Около -45℃ Может варьировать. Этот показатель указывает на температуру, при которой масло полностью замерзнет и не сможет прокачиваться по каналам.

Из этой таблицы хорошо видно, что вторые два символа в маркировке 40 показывают, какую вязкость будет иметь масло именно при рабочей температуре, то есть, указывает на толщину масляной пленки и то, насколько просто и быстро масло будет проходить по системе

Этот показатель очень важно подбирать именно по рекомендации производителя, так как разные двигатели имеют разные конструкционные особенности

Первая цифра 5 – это указание на низкотемпературную вязкость, то есть при -30℃ масло сохранит достаточную текучесть, чтобы прокрутить коленвал.

По ГОСТ масло будет маркироваться 3з/14. По API чаще всего имеет класс SN, по ACEA A1/B1 2010.

Преимущества моторных масел SAE 5w-40

Смазка 5w-40 обрела высокую популярность благодаря выдающимся свойствам и неприхотливости в отношении погодных условий. Используемые в синтетике этой вязкости присадки обеспечивают жидкости антикоррозийные, антикислотные и моющие характеристики. По сравнению со смазками на минеральной основе, синтетические масла способны превосходно работать при внушительных перепадах температуры.

Изделие 5w-40 позволяет автолюбителям стоять в пробках, передвигаться по бездорожью или свободной дороге с неизменно высокими показателями. Производство жидкости ведётся по самым передовым технологиям, исключающим сворачивание смазки и поломки мотора. А также производители подвергают свою продукцию многочисленным тестам и выводят наилучшие формулы.

Все составы с вязкостью 5w-40 обладают следующими преимуществами:

  • Обеспечение эффективного запуска мотора в морозы.
  • Повышение ресурса силового агрегата.
  • Качественное обволакивание элементов двигателя прочной защитной плёнкой, которая не разрешается, если соблюдены все условия использования.
  • Устойчивость к окислительным процессам и предупреждение возникновения коррозии.
  • Отличные моющие свойства, гарантирующие чистоту деталей мотора.
  • Отсутствие испарения.

В чем разница между 5w30 и 5w40

Как уже было сказано, масло 5w40 при высоких температурах более вязкое и менее текучее. То есть, при проходе поршня на стенках цилиндров остается пленка толще, чем при использовании 5w30. Это основанная разница между 5w30 и 5w40, поскольку при низких температурах они ведут себя одинаково. Однако более толстая пленка не всегда является плюсом.

Маркировка моторного масла 5w30 и 5w40 на канистре

Что будет, если применять в двигателе масло с большей или меньшей высокотемпературной вязкостью, чем указано в руководстве пользователя:

  • При большей вязкости образующаяся пленка на внутренних поверхностях будет больше, чем требуется. В некоторые места смазка просто может не поступать из-за слишком большой вязкости. Это, безусловно, плохо: может грозить преждевременным износом деталей, еще большим повышением рабочей температуры двигателя. Такие неприятности грозят, если заливать марку 5w40 туда, где рекомендована 5w30.
  • В обратном случае (использования 5w40 вместо 5w30) меньше смазки расходуется на угар. В принципе, это удлиняет межсервисный интервал, на что указывают некоторые производители и продавцы автомасел. Но, если производитель автомобиля рекомендовал 5w40, то марка 5w30 может образовывать слишком тонкую пленку на рабочих поверхностях. В результате может произойти слишком быстрый износ стенок цилиндров мотора и поршневых колец.

Чем отличается от конкурентов

Масло Шелл Хеликс Ультра 5w30 ест с3 – одно из наиболее экологичных среди возможных. Применяя его, вы не только качественно обслуживаете мотор, но также защищаете окружающую среду от выбросов токсинов в атмосферу.

Чистая основа базового масла не содержит примесей, характерных для большинства других масел, полученных в результате переработки нефти.

Кроме того, параметры вязкости Helix Ultra ECT 5W-30 превышают стандарты SAE J300 в 2-3 раза. Оставаясь жидким при температуре до -35°C позволяет прокачиваться в обычном режиме, это наблюдается и при более низкой температуре, что облегчает запуск и работу двигателя в лютые холода.

Основные его достоинства:

  1. значительная экономность в расходе топлива и самого масла;
  2. сохраняет свойства вплоть до замены;
  3. стабильная вязкость;
  4. высокая экологичность;
  5. достаточное количество моющих присадок;
  6. хорошая защита от трения, окисления, образования вредных соединений;
  7. продление срока эксплуатации как мотора, так и сажевых фильтров.

Традиционными проблемами смазки считаются разве что ее высокая стоимость, и слишком малый для некоторых широт диапазон температуры прокачиваемости. А также невозможность использования в старых автомобилях до 2006 года, для них эта смазка непригодна в силу конструкции мотора.

Как выбирать моторное масло?

Основными критериями при выборе технические показатели:

  • тип – синтетические, полусинтетические и минеральные;
  • сертификация моторных масел по степени вязкости (SAE);
  • классификация по эксплуатационным качествам (API и ACEA);
  • классификация по стандартам качества ILSAC.

В нашей статье вы подробно узнаете об особенностях и преимуществах жидкостей различных категорий и научитесь читать этикетку смазочного материала правильно.

Синтетические моторные масла считаются одними из лучших, а минеральные – более доступными. Полусинтетические сочетают в себе сильные стороны масел двух предыдущих категорий

Но при выборе важно учитывать не известность бренда и стоимость, а другие, более важные технические параметры

Сравнительная таблица классификации смазочных материалов поможет разобраться, какой вариант подходит именно вашему автомобилю:

Минеральные Полусинтетические Синтетические
Получены из базовых масел, обогащены химическими присадками для повышения производительности двигателя.  Смесь минеральных и синтетических материалов с повышенной стойкостью к окислению. Работают в сложных температурных условиях. Получены в результате переработки или в условиях лабораторий с добавлением присадок высокого качества. 
Подходят для автомобилей, которые используются ежедневно для регулярных поездок за пределы города на умеренной скорости.  Подходят автомобилям и всем типам транспортных средств, работающих в городской среде и в условиях скоростной езды. Разработаны для улучшения защиты и продления срока службы двигателя. Снижают трение и понижают расход топлива. 

У синтетических масел однородные молекулы, а у минеральных – неоднородные. В случае с первыми трение умеренное, а в случае со вторыми – повышенное. Вот как работает синтетическое моторное масло в двигателе и какие преимущества обеспечивает механизму:

Особенности  Свойства  Преимущества 
Повышенный индекс вязкости Оптимальная толщина масляной пленки при высоких и при низких температурах. Снижение преждевременного износа деталей ДВС даже при экстремальных температурах. 

Низкотемпературные

эксплуатационные

характеристики

Сохранение текучести при пуске ДВС в условиях максимально низких температур. Быстрое поступление смазочного материала к важным частям ДВС. Снижение износа при пуске. 
Низкая испаряемость  Минимальный расход масла. Экономия на доливках смазочного материала.
Низкий коэффициент трения Равномерная молекулярная структура. Снижение внутреннего коэффициента трения. Повышение эффективности ДВС и снижение температуры смазочного материала.
Усиленное термоокисление Замедление процесса старения масла при контакте с молекулами кислорода. Стабильные параметры вязкости и температуры. Минимальное образование нагара и отложений.

Также, для примера приведены сравнительные графики, с учетом течения времени в моточасах, некоторых параметров для синтетических и минеральных масел (кинематическая вязкость, щелочное и кислотное число):

Перечисленные особенности, свойства и преимущества синтетических смазочных материалов делают их наиболее востребованными как для новых, так и для б/у двигателей автомобилей разных производителей. Выбирать полусинтетические либо минеральные масла следует в том случае, если они рекомендованы производителем. 

Технические спецификации автомобилей

Созданные в API и ACEA минимальные базовые условия, которые должны быть соблюдены производителями масел и производителями автомашин. В разных ДВС условия эксплуатации для моторного масла разные, они испытывают различные нагрузки.

В связи с тем, что из-за конструкции двигателей создаются разные мощности и одно масло эксплуатируется в экстремальном режиме, другое — в щядящем, производители ДВС создали специальные системы классификации, так называемые, допуски. Это производители моторов для хороших машин, таких как АУДИ, БМВ, МЕРСЕДЕС, ШКОДА, ФОЛЬКСВАГЕН, ПОРШЕ, ФОРД, РЕНО И ФИАТ. То есть данные производители сами рекомендуют свои наработки в области присадок для масел. В инструкциях по эксплуатации таких автомобилей есть спецификации, по которым можно посмотреть номера, которые подходят для данного двигателя и которые должны быть нанесены на упаковку моторного масла рядом с шифром.

Система допусков WAG для легковых авто

  • VW 500.00 — это энергосберегающее масло для двигателей (SAE 5W-30, 10W-30, 5W-40, 10W-40 и др.);
  • VW 501.01 — всесезонное моторное масло, назначается для бензиновых ДВС до 2000 года выпуска;
  • VW 502.00 — предназначен для турбированных моторов.
  • VW 503.00 — для бензиновых моторов, вязкость таких масел SAE 0W-30. Также особенностью является то, что менять такое масло надо реже, через 30 тыс.км.
  • VW 504.00 — это масло для таких же ДВС, что и 503, но выхлопная система должна быть с трехкомпонентным нейтрализатором.
  • VW 505.00 — это для двигателей TDI дизельных, это Ауди, Шкода и Фольксваген до 2000 г.в.
  • VW 505.01 — это для моторов PDE с форсункой.
  • VW 506.00 — это энергосберегающее моторное масло со степенью вязкости 0W-30 для ДВС V6 TDI -*замена через каждые 30 тыс.км. Для 4х цилиндровых TDI замена масла через 50 тыс.км. Рекомендуется использовать для дизелей от 2002 г.в.
  • VW 506.01 — этот допуск применяется для турбированных ДВС с насос форсункой PD-TDI. Эксплуатационный ресурс увеличен, как у предыдущего.

Система допусков для автомобилей Mersedes-Benz (легковых)

У знаменитого автоконцерна Mersedes есть свои допуски для использования моторных масел.

То есть, если, например, на канистре есть обозначение МВ-229.1, то этот допуск говорит о том, что масло подходит и для дизелей и для бензиновых, но только до 1997 г.в.

МВ 229.5 — этот допуск информирует о том, что энергосберегающее масло для дизель и бензиновых ДВС  с увеличенным сроком эксплуатации.

МВ 229.31 — соответствует по спецификации с SAE 0W и с SAE 5W. Такой допуск уменьшил содержание фосфора и серы в составе масла.

Система допусков BMW

  • BMW loglife 98 — допуск информирует, что это масло для ДВС после 1997 г.в. Соответствует сертификату SAE A3/B3. Повышен эксплуатационный ресурс, то есть менять такое масло надо реже.
  • БМВ longlife 01 — масло с таким допуском для моторов 2001 г.в.
  • БМВ longlife 01FE — масло для ДВС, которые эксплуатируются в тяжелых условиях.
  • БМВ longlife 04 — масло с таким допуском разрешено использовать в современных новых двигателях БМВ.

Система допуска Renault

  • RN 0700 — соответствует сертификату ACEA A3/B4 или АСЕА А5/В5.
  • RN 0710 — соответствует АСЕА А3/В4.
  • RN 0720 — масло с таким допуском предназначено для новых дизельных моторов с сажевыми фильтрами последнего поколения, соответствует АСЕА А3 с доп.требованиями РЕНО.

Система допусков Ford

  • Ford WSS-M2C913-A — масло 5W-30 с таким допуском применяется для первичной и сервисной замены. Соответствует сертификатам ILSAC GF-2, ACEA A1-98, B1-98 и доп.требованиям концерна Форд.
  • Ford M2C913-B — масло с таким допуском подходит для бензиновых и дизельных двигателей, но для первичной заливки или сервисной замены. Также, соответствует сертификату требований ИЛСАК GF-2, ACEA A1-98, B1-98.
  • Ford WSS-M2C913-D — масло с таким допуском предназначено только дизелей, кроме двигателя машины ФОРД КА TDCI до 2009 г.в. Также, не подходит для авто от 2000 до 2006 г.в. Повышенный ресурс эксплуатации (менять реже). Предусматривает возможность заправления биодизелем и высокосернистым топливом.
  • Ford WSS-M2C934-A — для дизельных моторов с сажевыми фильтрами DPF.
  • Ford WSS-M2C948-B — для бензиновых и дизельных ДВС с катализатором. Соответствует сертификату АСЕА С2. Имеет требования по вязкости, должно быть 5W-20. Также, должно быть заниженное образование сажи.

Обзор неисправностей и способы их ремонта

Изначально мотор G4FC своими поршнями со 100% гарантией гнет клапана, если цепь ГРМ порвется или растянется со смещением, хотя бы на один зуб. Для ДВС производителя семейства Гамма характерны поломки:

Расход масла от 2 л/1000 км 1)прогар клапанов 2)износ цилиндров/поршней/колец. замена расходных деталей
Протечка масла/антифриза, смешивание рабочих жидкостей 1)пробой прокладки 2)ослабление болтов ГБЦ 1)замена прокладки 2)протяжка болтов
Плавающие обороты 1)неисправность топливной системы 2)поломка датчиков 1)прочистка, замена рампы, насоса, форсунок 2)замена датчиков

Моторы G4FC считаются достаточно надежными, высокоресурсными, но разборчивыми к качеству ГСМ, поэтому многие пользователи производят замену смазки дважды в год (весна/осень), заправляются только на проверенных АЗС.

Кинематическая и динамическая вязкость масла

Именно те показатели, о которых я говорил в начале статьи. От них и зависит установленная вязкость SAE, те самые цифры, которые производитель указывает на канистре.

Кинематическая вязкость показывает текучесть масла при температуре в 40 градусов и 100. Измеряется капиллярным вискозиметром – определяется время истечения жидкости при определенной температуре. Обозначается мм2/с.

Динамическая вязкость тоже измеряется опытным путем. Она показывает силу сопротивления масляной жидкости, возникающую во время движения двух слоев масла, удаленных друг от друга на расстояние 1 см и движущихся со скоростью 1 см/с. Измеряется эта величина в Паскаль-секундах. Как видно из таблицы выше, для разных вязкостей масел температура определения динамической вязкости разная.

Что означает динамическая и кинематическая вязкость

Кинематическая вязкость – два показателя, в пределах которых должно находиться масло, чтобы относиться к той или иной категории SAE. Динамическая вязкость показывает, при какой температуре масло обеспечит безопасный пуск мотора. Чем ниже фактический показатель от принятого верхнего барьера, тем ниже будет температура, при которой можно безопасно запускать мотор с указанным маслом.

К примеру, масло 10W при -25 градусах должно иметь динамическую вязкость не более 7000. То есть, если фактический показатель масла почти равен 7000, при -25 мотор заводить уже не рекомендуется, лучше делать это не ниже -20. А вот есть масло показывает динамическую вязкость 6500, то уже применимо при -25, 6000 – ниже -25 и так далее.

Итоги

Масла одного класса вязкости, имеющие одинаковые спецификации, выполненные компанией, входящей в «большую пятерку» и имеющие одну масляную основу, обычно не вступают в агрессивное взаимодействие. Но если Вы не желаете иметь больших неприятностей, доливать лучше не больше 10-15% от общего объема. В ближайшее время после долива масло, лучше масло поменять полностью.

Перед выбором масла следует выяснить:

  • дату выпуска автомобиля;
  • наличие или отсутствии форсирования;
  • наличие турбины;
  • условия эксплуатации двигателя (городской, бездорожье, спортивные соревнования, перевозка грузов);
  • минимальную окружающую температуру воздуха;
  • степень износа мотора;
  • степень совместимости двигателя и масла в Вашем авто.

Чтобы понять, когда следует менять масло, надо ориентироваться на документацию к автомобилю. Для некоторых машин есть увеличенные периоды (30 000- 50 000 км). Для России с учетом качества топлива, условий эксплуатации и сурового климата следует производить замену через 7 500 – 10 000 км.

Требуется периодически контролировать качество и количество масла

Обращайте внимание на его внешний вид. Пробег автомобиля и количество мото-часов (времени работы) двигателя могут не соответствовать друг другу

Находясь в пробке, двигатель работает в нагруженном тепловом режиме, но одометр не крутится (авто не едет). В результате автомобиль проехал не так много, а двигатель проработал много. В таком случае лучше масло менять раньше, не дожидаясь требуемого пробега по одометру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *