Развитие советского автопрома

Автоспорт в СССР

Почти сразу по окончанию Великой Отечественной войны, начинается постепенное восстановления автомобильной промышленности в стране, и автоспорта тоже. В 1946 году был построен автомобиль под названием “Звезда”, развивавший рекордные на те времена 140 км/ч.

К середине 1950 года широкую популярность обретают кузовные спортивные авто, сборкой подобных авто занимались как профессионалы, так и энтузиасты из народа. В те же года начинается строительство первых гоночных треков на территории страны.

Гоночная серия «Легенды советского автоспорта» — ВАЗ 2106

В следующем десятилетии появляются принципиально новые для советских граждан виды автоспорта, такие как картинг и автокросс. Автомобили из СССР активно принимали участие во всевозможных международных состязаниях. Особо успешными в автоспорте оказались авто производства “МЗМА”, которые неоднократно занимали ведущие позиции в соревнованиях международного класса.

Электромобили СССР

Не забывали в СССР и про разработку и создание электромобилей. Как перспективных аналогов двигателям вутреннего сгорания. Делали их сначала на базе стандартных ВАЗ 2102, УАЗ «Буханка».

С батареями под полом, в таких кузовах их проще разместить. Потом ещё создали специализированный городской развозной ВАЗ Пони. С кузовом и рамой из алюминиевых сплавов и пластика для облегчения конструкции. Как говорится, привет Алону Маску, он и его Тесла появились позже.

Именно у мелкой коммерции, кооперативов и мелких служб был шанс на отбивание затрат. На недешёвое производство электромобилей. За счёт массовости и востребованности услуг по развозу мелкобытовых товаров. От которых хорошая прибыль каждый день. Как компенсация затрат.

Продукты питания, бытовая техника, химчистка, почта и т.п. ежедневные задачи городов. Эти машины даже успели какое-то время штатно поработать в разъездах по г.Тольятти.

Итальянцы будучи в гостях на ВАЗе высоко оценили достижение в их создании. У них самих такого тогда ещё не было. Особенно им понравились новаторский дизайн и сама компоновка автомобиля, нацеленные на достижение минимального веса. Соотношение максимального объёма и веса перевозимого груза по отношению к массе автомобиля.

Вопрос-ответ

Почему в СССР так любили копировать авто?

Изначально для собственных разработок просто не было ресурсов. В дальнейшем сыграла роль оглядки на лучшие образцы мирового автопрома. Тем не менее, многие технические и дизайнерские решения создавались с нуля, слепого заимствования было не так уж много.

Были ли в СССР легковые авто с автоматической коробкой передач?

Да, это лимузины ГАЗ-13 и ЗИЛ-111. Переключение было селекторным, то есть кнопочным. Серийные образы за рубежом появились десятки лет спустя.

Почему «Москвич» сдал позиции «Жигулям» ещё при СССР?

Главная проблема всего советского автопрома – решения, спускаемые сверху, без учёта многих факторов. Так было и с «Москвичом». Устаревание 412-го было видно уже к началу 80-х. Были разработаны перспективные заднеприводные модели оригинального дизайна. Однако в «любимчиках» у министерства были тольяттинцы. АЗЛК в приказном порядке было предписано перепрофилироваться на выпуск авто с передним приводом как более перспективных (на ВАЗе в это время готовили к выпуску «восьмёрку»). В таких условиях завод смог выдать лишь 2141, недоукомплектованный подходящими двигателями.

Особенности легковой автопромышленности СССР

Новообразованное государство остро нуждалось в собственном автопарке, однако производственных мощностей для этого не было – дореволюционные заводы почти не подлежали восстановлению после Гражданской войны. Поэтому все двадцатые годы нужда в колёсах удовлетворялась за счёт поставок из-за рубежа (большевики не скупились платить золотом).

Также характерной чертой всего советского автопрома была ориентированность в первую очередь на нужды народного хозяйства, а уж потом – на выпуск личных автомобилей. Собственно, в довоенное время обладание личным авто вообще не поощрялось, а купить транспортное средство за наличные деньги было почти невозможно.

Cкопированные, но советские: редчайшие военные автомобили АМО

Ещё одна характерная особенность – идея автотранспорта для номенклатурных работников. В Советском Союзе чиновнику определённого уровня полагался автомобиль с шофёром. Руководство страны должно было ездить на лучших автомобилях. Поэтому такие машины всегда собирались мелкосерийно или даже штучно и далеко превосходили своих «собратьев» рангом попроще.

После войны автопромышленность СССР развивалась динамично, и в 60-70 годах активно поставляла продукцию на экспорт. К сожалению, и здесь не обошлось без перегибов. На экспортные модели шли заготовки лучшего качества, а деталям от выбраковки находилось место на автомобилях для внутреннего рынка. Из-за загруженности производства сборкой экземпляров на продажу не пошли в серию многие перспективные авто.

Произведено автомобилей всего

Произведено легковых автомобилей

1940 г.

1950 г.

1960 г.

1970 г.

1980 г.

1990 г.

С чего начинался путь отечественных четырехколесных «коней»

Мнения людей об отечественном автопроме можно разделить на две версии, впадающие в крайности. Первые утверждают, что ничего своего у СССР не было, а разработки были попросту украдены у западных инженеров. Вторые, наоборот, с ярым фанатизмом доказывают всем и вся, что советское автомобилестроение было передовым и вообще не имело налогов. И как это часто бывает, правы и неправы одновременно обе стороны.

Наверное, ни для кого не будет секретом утверждение, что для качественного и масштабного развития любого производства, в том числе и автомобилестроения, нужны специальные условия. Если говорить совсем грубо, то это соответствующие экономические возможности государства и его потенциал.

В этом плане Советский Союз 30-х годов прошлого века представлял собой эдакий монолит. Ведь вся промышленность тогда была ориентирована на военную стезю, а конкуренции как таковой попросту не было.  Именно в те годы «Красной империи» нужны были автомобили. Но своих годных наработок не было. На помощь пришел популярный в последнее время термин – импортозамещение.

Всем было понятно, что хрупкий мир установившейся в Европе после Первой Мировой войны вряд ли долго протянет. В Германии уже начались очередные всплески патриотизма, а слова об уникальности арийской расы никого не смущали.  И первые лица Союза приняли единственно верное на тот момент решение – купить разработки пока не грянула новая война. При этом амбиции и чувство собственного достоинства не позволяли «красным» просто «слизать» чужие разработки. Поэтому было принято решение развивать параллельно собственное автомобилестроение.

Почему Лебедев, а не Брук

Сегодня трудно сказать, почему Лебедева, а не Брука назвали «творцом первой советской ЭВМ». Возможно, дело в том, что МЭСМ была важным правительственным заказом, а М-1 — внутриакадемической разработкой. А может быть, дело в антисемитизме.

Оба учёных были основоположниками советской кибернетики и вычислительной техники. На основе М-1 создали ЭВМ серий «Арагац», «Раздан» и «Минск», а под руководством Лебедева были разработаны 15 типов компьютеров.

Но даже их успехи не помогли СССР стать лидером мирового компьютеростроения. Советская компьютерная отрасль быстро отставала от западной, и в 1966 году правительство приняло решение о прекращении разработки собственных вычислительных систем и копировании IBM System/360 в качестве индустриального стандарта.

Автомобили начала – середины ХХ-го века

ГАЗ-А (СОВЕТСКИЙ ФОРД)

ГАЗ-А, 1929 г.Открытие выставки 2015г.

ГАЗ-А, или «Советский Форд». Первенец советского автомобилестроения ГАЗ-А, 1929г. выпуска является лицензионной копией американского Форда-А. Надо отметить, что советский автопром начинался с копирования американских моделей. Горьковский автозавод был построен с участием и помощью корпорации Генри Форда. И первый легковой и грузовой автомобили были полными копиями американских моделей. Эта модель автомобиля выпускалась до 1936г. Было выпущено около 40 000 экземпляров, многие из которых принимали участие в Великой Отечественной войне.
Данный автомобиль ГАЗ-А «Форд» — участник всех парадов ретро техники в Свердловске-Екатеринбурге с 1969 года.

ЗИС-5

ЗИС-5

ЗИС-5 («трёхтонка») — советский грузовой автомобиль грузоподъёмностью 3т; второй по массовости (после ГАЗ-АА) грузовик 1930-40-х, один из основных транспортных автомобилей Красной Армии во время Великой Отечественной войны. Выпускался с 1933 по 1948г. на Автомобильном заводе им. И.В.Сталина, г.Москва. C 1934г. было развернуто массовое производство грузовика, ежедневный выпуск составлял 65 автомобилей. Во время войны упрощённую военную модификацию ЗИС-5В выпускали заводы ЗИС (1-й государственный автомобильный завод имени И. В. Сталина, впоследствии – Завод им.И.А.Лихачёва) (1942—1946 гг.), УльЗИС, г.Ульяновск (1942—1944 гг.) и УралЗИС, г.Миасс, Челябинской обл. (1944—1947 гг.). С учетом моделей, предшествовавших и последовавших за ЗИС-5 и ЗИС-5В, производство этого грузовика продолжалось с 1930 по 1958 год.

ГАЗ-67

Знаменитый советский автомобиль ГАЗ-67, автомобиль, который выпускался во время Великой Отечественной войны. Использовался в качестве командирского автомобиля. Он являлся простым, но надёжным полноприводным джипом. В условиях фронтовых дорог был незаменим. Выпускался автомобиль вплоть до 1953г. Отличительная особенность этого автомобиля – отсутствие дверей. Минимум комфорта, зато максимум проходимости, надежности и выносливости.

Классика советского легкового автопрома

Период со второй половины 50-х до начала 70-х был для отечественного автопрома «золотым веком». Создававшиеся модели были оригинальны и симпатичны, а развитие экономики и промышленности позволило поднять конвейерную сборку на новый уровень. Именно с этого периода начался активный экспорт советских легковушек. Помимо стран соцлагеря, машины охотно покупались в Западной и Северной Европе, а также на Ближнем Востоке.

«Волга» ГАЗ-21

Машина-легенда, машина-мечта. Конструкция этого среднеразмерного седана оказалась столь удачной, что позволила ему завоевать популярность практически во всех сферах: и в такси, и частных руках, и у зарубежных покупателей. Обладать «Волгой» было престижно. Машина вошла в поговорки, была снята во множестве кинофильмов, стала визитной карточкой эпохи.

«Волга» ГАЗ-21

Двигатель ЗМЗ-21А объёмом 2,4 л выдавал от 70 до 80 л. с. мощности. На более поздних моделях удалось добиться повышения до 75-85 л. с. (вторая цифра для экспортных модификаций). До сотни автомобиль разгонялся за 30 секунд, а максимальная скорость была 130 км/ч. Характерный стрелочным дуговой спидометр был проградуирован до отметки в 140 км/ч.

Трёхступенчатая коробка передач имела синхронизаторы на второй и третей передачах, а кулиса переключателя располагалась под рулевым колесом справа – по автомобильной моде тех лет. Благодаря этому передний диван был цельный, а при его откидывании получалось довольно большое спальное место.

«Москвич»(402/407/403)

В Советском Союзе ласково шутили: «Москвич – это маленькая Волга». Действительно, в облике седанов прослеживается сходство, но продиктовано оно скорее автомобильной модой на исполнение кузовов и их оформление. Главное отличие – в размерах. В отличие от ГАЗ-21, «Москвич» оставался малолитражным автомобилем малого класса. Однако компактные размеры позволяли сделать его более дешёвым, а слабый двигатель кушал намного меньше бензина.

«Москвич 402»

По сравнению со своим предшественником 400-401-й серии, новый «Москвич» стал просторнее, кофмортабельнее, совершеннее. Он обзавёлся наружной багажной дверью и гнутыми стёклами (до войны и сразу после гнутые стёкла было изготовить так сложно, что с этим даже не связывались). Передняя подвеска стала бесшкворневой, независимой, двумя поперечными рычагами. Появились новые телескопические амортизаторы, отопитель салона с обдувом ветрового стекла, проводку перевели на 12 Вольт.

«Москвич» полюбился людям за простоту и приёмистость, на его базе выпускалось множество модификаций. Автомобили активно шли на экспорт, а также дали начало советскому раллийному спорту.

ЗАЗ-965

Какими только кличками не награждали этот маленький автомобильчик, верно служивший своим владельцам и ремонтировавшийся практически «на коленке». Между тем, созданию этой микролитражки предшествовал большой труд. Хотя за основу и был взят Fiat 600, конструкция была настолько переработана, что в результате получился практически оригинальный автомобиль. Всё было принесено в жертву экономии: двигатель был воздушного охлаждения и ставился сзади, пространство багажника почти целиком занимал бензобак. Сам мотор, кстати, имел нестандартную компоновку: был четырёхцилиндровым V-образным.

ЗАЗ-965

«Горбатый» был крайне неприхотлив, отлично справлялся с бездорожьем, а самое главное – долгое время оставался самым дешёвым автомобилем в стране. Недобрую славу микролитражке принесли слабый ресурс двигателя и плохая реализация охлаждения, из-за чего мотор постоянно перегревался.

Из чего делали М-1

Машину построили в подвале Энергетического института — Бруку выделили там комнату площадью 15 кв. м. Собирали компьютер энтузиасты, поэтому денег на покупку комплектующих не было — именно поэтому учёные решили сделать малую версию полупроводниковой машины.

Зато у Исаака Брука был доступ к складам, где хранилась трофейная немецкая радиоэлектроника — там он и нашёл подходящие радиодетали. При создании М-1 использовались электронно-лучевые трубки от осциллографов, магнитные головки от бытовых магнитофонов и полупроводниковые диоды (купроксные выпрямители) из немецких приборов — ими заменили большую часть радиоламп.

Создать память для ЭВМ Брук поручил Тамаре Александриди — в качестве дипломной работы. В зарубежных компьютерах для этой цели использовались потенциалоскопы: дорогие приборы, специально разработанные для запоминающих устройств. А талантливая советская девушка придумала, как сделать память на электронно-лучевых трубках осциллографов!

Монтажом и наладкой компьютера занималась группа техников. Интересно, что один из них, бывший фронтовик Юрий Рогачёв, к этому времени даже не окончил среднюю школу.

Молодые разработчики трудились с утра до позднего вечера и собрали компьютер менее чем за год: сборка началась в октябре 1950-го, а летом 1951 года машина уже выполняла основные арифметические операции. В январе 1952 года М-1 запустили в эксплуатацию.


На этапе сборки М-1 выглядела такФото: «История информационных технологий в СССР и России»

Технические характеристики ЭВМ М-1:

ЗИЛ 4102

Лимузин ЗИЛ – первый автомобиль, предназначенный для государственных деятелей и членов Коммунистической партии СССР. Однако с течением времени руководством было принято решение создать проект, превосходящий все государственные машины. Так, в разработку поступает ЗИЛ 4102.

Этот по-настоящему роскошный автомобиль оснащался десятью аудио динамиками, электрическими стеклоподъемниками, бортовым компьютером, CD-плеером и роскошным белым кожаным салоном.


Автомобиль представительского класса

В 1988 году первые прототипы ЗИЛ 4102 были представлены правительству СССР. Однако, этот перспективный ретро-автомобиль не смог заинтересовать Михаила Горбачева, а потому так и не вышел в производство.

НАМИ Дебют

История советского автопрома хранит еще одну экспериментальную разработку

Проект создавался для демонстрации на всемирно известной выставке в Женеве в 1988 году и привлек широкое внимание экспертов

Машина была оснащена функцией круиз контроля и электронным рулевым управлением. При этом, у нее были первоклассные физико-конструкторские параметры: малый вес в 545 кг, 0,65 литровый двигатель «ОКИ», длина в 3685 мм и скорость разгона до 150 км/ч.


Модель с прекрасными аэродинамическими свойствами, которые и сейчас являются показательными

Однако главной особенностью НАМИ Дебют стали ее аэродинамические свойства – коэффициент сопротивления воздуха составлял всего 0,23 cd, что является прекрасным показателем даже в наше время.

1975

Третья часть серии была массовой: тиражи отдельных марок, вошедших в нее, составляли 5,6 млн. штук.

Изображения охватили период советского автомобилестроения 1936-43 годов.

  1. ГАЗ-М-1— легендарная советская «Эмка», ставшая эпохальной для СССР, Ее выпускал Горьковский завод имени Молотова с 1936 по 1943-й. В первые года «Эмка» уже покоряла дороги необъятного Союза.
  2. ЯГ-6 – пятитонный грузовик, продолжатель серии ЯГ-3 и ЯГ-4. Производил его Ярославский завод.
  3. ЗИС-16 – пассажирский автобус вместительностью до 34 пассажиров. Его собирали, как и ранние версии, на деревянном каркасе, но форма кузова стала более обтекаемой. Узнаваемый дизайн сделал ЗИС-16 визитной карточкой столичных улиц 30-50-х годов.
  4. КИМ-10 – первая малолитражка в СССР, опытный образец появился 25 апреля 1940-го, а уже через год первая партия из 500 единиц поступила в продажу. Ее быстро раскупили – до наших дней сохранились четыре образца.
  5. ГАЗ-67Б – военный автомобиль с открытым кузовом, выпускался в 1943-м, комплектовался полным приводом. Модель создавалась под началом одного из лучших конструкторов того времени Грачева. В конце войны ГАЗ-67Б использовали как штабной автомобиль. Также он перевозил пехоту и раненых бойцов.

Самые первые машины

Сразу после окончания ВОВ стране было не до легковых автомобилей. Все силы отдавались на восстановление промышленности и сельского хозяйства. Однако предприятия в СССР восстанавливались семимильными шагами. Уже в 1949 г. любой желающий мог купить «Москвич-401» за 8000 руб. «Победа» стоила 16 тыс. руб. Самым же дорогим автомобилем был ГАЗ-12 — машина советской номенклатуры. Стоило это авто около 40 тыс. руб.

В 50-х годах появились новые модели «Москвичей», мгновенно завоевавшие огромную популярность у населения страны. В 60-е годы в Советском Союзе прошла деноминация, и стоимость авто снизилась. Но при этом снизились и зарплаты советских граждан. «Москвич» можно было купить уже всего за 2500 руб. При этом на такую машину у среднестатистического жителя СССР уходила примерно 31 зарплата.

Ловушка нежелательной ситуации: пять рисков несвоевременного принятия решений

Спрос, риски: стоит ли открывать автостоянку и что нужно знать про бизнес

Может стать выгодным вложением: стоит ли открывать производство кухонь на заказ

«Волга» в те времена стоила 5100 руб., то есть около 53 зарплат. Цена на «Запорожец» ЗАЗ-965 составляла 1800 руб. (22 зарплаты).

НАМИ-0284 «ДЕБЮТ»

В 1987 году Российским научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ) был разработан переднеприводный прототип автомобиля, который был представлен на автосалоне в Женеве, произошло это в марте 1988 года. Машина получила кодовое обозначение- НАМИ-0284.

Этот автомобиль привлек на выставке огромное внимание публики и получил множество положительных отзывов критиков и экспертов мирового авторынка. У автомобиля была уникальная для того времени особенность, а именно, — впечатляющее низкий коэффициент аэродинамического сопротивления воздуха (всего 0,23 cd)

Это было удивительно, так как многие современные автомобили не могут до сегодняшнего дня похвастаться такими аэродинамическими характеристиками

У автомобиля была уникальная для того времени особенность, а именно, — впечатляющее низкий коэффициент аэродинамического сопротивления воздуха (всего 0,23 cd). Это было удивительно, так как многие современные автомобили не могут до сегодняшнего дня похвастаться такими аэродинамическими характеристиками.

Длина прототипа авто НАМИ-0284 составляла 3685 мм. Машина оснащалась 0,65- литровым двигателем, который в те годы устанавливался в автомобиль «Ока» (ВАЗ-1111).

Кроме того, экспериментальная модель была оснащена электронным серво-рулевым управлением и круиз-контролем.

Несмотря на небольшой мощности двигатель (35 л.с.) и учитывая маленький вес автомобиля (менее 545 кг) он был способен разгоняться до 150 км/час.

1960

В 60-м вышла серия из четырех знаков почтовой оплаты. В нее вошли миниатюры номиналами 25, 40, 60 копеек и 1 рубль. Тираж каждого образца составлял 2-2,8 миллионов экземпляров.

На миниатюрах изображены:

  1. Самосвал МАЗ-530 – модель повышенной грузоподъемности, рассчитанная на работу в карьерах, с колесной формулой 6х4. Его серийно выпускали в Минске.
  2. Волга – общее название линейки легковых машин, которые Горьковский автозавод выпускал на протяжении 54 лет, начиная с 1956-го.
  3. Москвич-407 – модернизированная версия «Москвича»-402. Его выпускали в Москве. Первая модель сошла с конвейера в 1958 году и визуально почти не отличалась от предшественника. Отличали их по надписи на капоте. В течение нескольких лет половина произведенных «Москвичей» экспортировалась в социалистические страны, а также в Норвегию, Финляндию, Францию. У экспортных версий был доработан экстерьер, а окраска – двухцветная.
  4. ЛАЗ-695 – эти автобусы чаще называли «Туристами», так как они обслуживали междугородние пассажирские перевозки. Производство было налажено во Львове (Украина). За 50 лет массового производства автобус не раз модернизировали, но при этом размеры, основные узлы и комплектация кузова оставались прежними.

ЖИГУЛИ

Прокручивайте галерею, чтобы смотреть фотографии

История этого автомобиля начинается с 1966 года, когда в г. Тольятти было решено построить крупный завод. В 1970 году с конвейера сошел ВАЗ-2101. Логотип для модели придумал Александр Декаленков – ею стала ладья. Спрос на машины был огромен, через 2,5 года количество выпущенных машин превысило 1 млн. Помимо базовых моторов 1,2 литра появились версии на 1,3 – 1,6 л, а также мелкие серии дизельных модификаций и моделей с моновпрыском.

Прототипом для первых моделей «Жигулей» стал Фиат-124. 2105 и 2106 – это детище советских конструкторов. Дизайн 2108 разрабатывала компания Porsche, когда встал вопрос о модернизации продукции. За границу первую модель «Жигулей» начали поставлять в 1973 году, но уже под брендом «Lada». Как выяснилось, в Европе слово «Жигули» ассоциировалось с «Жиголо». Автомобили Lada выпускаются и по сей день – это бюджетная версия автомобилей, рассчитанная на массовое использование.

Интересно! На первых логотипах стояло название города – Тольятти. Иностранцы перепутали буквы и вместо «Я» написали «R». Партия с браком была небольшая, и эти логотипы разобрали работники завода «на память».

1976

По мере выхода серии почтовых марок с автомобилями рос и интерес филателистов к ним. Тиражи финальной пятерки миниатюр доходили до 6,95 млн. штук. Ее тема – советские машины 1945-47 годов.

  1. ЗИС-110 – в 1945 завод Лихачева выпустил первое послевоенное представительское авто. Он снят с производства в 1958-ом – за это время собрано 2072 единицы в нескольких модификациях.
  2. ГАЗ-51 – знаменитый «Газон» сошел с конвейера 6 января 1946-го. В следующие 10 лет шло активное его производство, а в затем уже появилась усовершенствованная модификация ГАЗ-51А. Оба грузовика – долгожители. Количество собранных единиц тоже впечатляет – 3 481 033 штуки. Показатель один из самых массовых в мире.
  3. Газ-М20, или знаменитая Победа – серийная легковушка, которую производил Горьковский автозавод. Первый образец появился в 1946-ом, последний – в 1958-ом.
  4. ЗИС-150 – советский грузовик собирался в 1947-57 годах, затем его заменили усовершенствованной модификацией – ЗИЛ-164.
  5. ЗИС-154 – один из первых автобусов послевоенного времени для городских пассажирских перевозок. Конструкция пассажирского транспорта считалась передовой для СССР, ведь разработчики впервые серийно использовали цельнометаллический несущий кузов вагонного образца.

Виталий Андреевич Грачев


Виталий Андреевич Грачев

Не покривим душой если скажем, что в ХХ-веке Виталий Андреевич Грачев — это наиболее компетентный и талантливый специалист в области проектирования техники повышенной проходимости. Это был легендарный конструктор, основатель уникального конструкторского бюро СКБ ЗИЛ и лауреат двух Сталинских премий!

Родился Виталий Андреевич в 1903 году в Томске. Трудовую карьеру начал в 1931 году на Горьковском автозаводе, куда попал после службы в армии. На ГАЗе Грачев занимался разработкой автомобилей повышенной проходимости. Первыми проектами стали экспериментальные трехосные ГАЗ-АААА (6х4) и ГАЗ-21 (6х4). Затем в 1940 году был создан полноприводный ГАЗ-61 (4х4) — один из первых в мире легковых внедорожников! В годы войны Грачев успел поработать над армейским вездеходом ГАЗ-64, бронемашиной БА-64 и оригинальной колесной САУ КСП-76. За успешную работу, в 1942 году, конструктор получил первую Сталинскую премию.


ГАЗ-21

К середине 1940-х за Грачевым сложилась репутация очень способного и талантливого инженера, специалиста по внедорожной технике. Неудивительно, что именно ему в конце 1940-х годов доверили создать первый в Советском Союзе плавающий автомобиль. С этим он блестяще справился, и в 1951 году на свет появилась амфибия ДАЗ-485. За эту машину Грачев получил вторую Сталинскую премию. В том же году Виталий Андреевич перешел на Московский автозавод ЗИС (будущий ЗИЛ), где его талант раскрылся в полном объеме.

В 1954 году на Заводе им. Сталина было организовано Специальное конструкторское бюро (СКБ) для исследований в области проходимости колесных машин. Как не трудно догадаться деятельность данного СКБ прежде всего велась в интересах Минобороны.


ЗИЛ-Э134 Макет №1

Первым проектом новой организации стал экспериментальный четырехосный вездеход ЗИС-Э134. Он никогда не планировался к серийному производству и служил как испытательный стенд для проверки основных конструкторских решений для машин с колесной формулой 8х8. И это характерно для большинства автомобилей СКБ. Грачев не боялся нетрадиционных технических решений и искал любые возможные способы для повышения проходимости. В его отделе строились самые разнообразные машины отличные компоновкой, типом шин, типом трансмиссий, схемой расположения осей и так далее. Из знаковых автомобилей нужно отметить:

  • ЗИЛ-157Р (1957) — трехосная машина с равноудаленными мостами и управляемыми первыми и последней парой колес
  • ЗИЛ-135 (1958) — четырехосный десантный транспортер-амфибия с бортовой трансмиссией
  • ЗИЛ-135Е (1960) — четырехосное шасси для ракетных пусковых установок, первый в СССР автомобиль подобного класса. В будущем переродился в серийный ЗИЛ-135ЛМ, который используется до сих пор
  • 9П166 (1962) — вертолетотранспортабельная(!) самоходная ракетная установка с несущим корпусом (контейнером), газотурбинным двигателем и электрической трансмиссией
  • ЗИЛ-Э167 (1962) — трехосный снегоход с огромными (21,00-28) колесами, двухмоторной силовой установкой и стеклопластиковым кузовом
  • ЗИЛ-135П «Дельфин» (1965) — амфибия с несущим стеклопластиковым корпусом и великолепной 4-бальной мореходностью
  • ПЭУ-1 (1965) — поисково-эвакуационная установка с алюминиевой рамой, водоизмещающим корпусом и крановой установкой. Автомобиль предназначался для эвакуации спускаемых космических аппаратов
  • ЗИЛ-132Р (1974) — многофункциональный трехосный грузовик с кабиной над двигателем, независимой подвеской всех колес и управляемыми передней и задней осями
  • ЗИЛ-4906 «Синяя птица» (1975) — авиатранспортабельный, многофункциональный автомобиль-амфибия. В составе комплекса работал над эвакуацией спускаемых космических аппаратов


Уникальная разработка СКБ — ЗИЛ-135Э с электрической трансмиссией с мотор-колесами

Все вышеперечисленное — это лишь малая часть реализованных под руководством В.А. Грачева проектов. Всего их можно насчитать больше сотни! Грачев внес неоценимый вклад в развитие советской автомобильной науки, помимо исследований по основному профилю, на СКБ ЗИЛ была разработана научная методика испытаний машин повышенной проходимости, которая актуальна и по сей день.

Виталий Андреевич трудился до последних своих дней и покинул наш мир в декабре 1978 года.

Какие иномарки поставляли в СССР

Самой первой иномаркой в СССР была «Рено». Автомобиль завезен из Франции в 20-х годах XX века. В начале 30-х годов в Советском Союзе появились первые «Форды».

В военные годы союзники СССР поставляли иностранную военную технику, это были грузовики, мотоциклы, легковые автомобили.

Среди наиболее популярных иностранных автомобилей после войны выделялись немецкие легковушки. Мой дед говорил, что многие советские граждане мечтали о новеньком Мерседесе.

На фото одна из первых моделей мерседеса в СССР.

В меньшей степени на автомобильном рынке СССР присутствовали модели: «Альфа», «Вольво», «ФИАТ», «Датсун», «Шевроле» и «Феррари».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *