История советского автопрома: 30-40-е годы xx века

ЗИС-Э134. Макет №1

В 1954 году небольшой группе инженеров была поставлена задача, построить специальный автомобиль для военных нужд. Заказ пришел от Министерства обороны СССР.

По заданию Министерства, это должен был быть грузовик с четырьмя осями колес, который смог бы проезжать практически по любой условиям местности, везя с собой большое количество тяжелого груза.

В результате советские инженеры представили Министерству модель ЗИС-Э134. Как и просили представители Министерства обороны СССР машина получила для себя восемь колес, четыре оси, размещенные по всей длине кузова, что позволило таким образом создавать нужное тяговое усилие, которое было почти схоже с силой бронированных танковых машин. В конечном итоге этот грузовик ЗИС-Э134 легко справлялся с любой пересеченной местностью, что позволяло ему проезжать туда, куда не могла добраться ни одна из имевшейся на то время техника.

Автомобиль весил 10 тонн и был в состоянии перевозить на себе до 3 тонны груза. Стоит здесь отметить, что не смотря на свой вес автомобиль мог развивать скорость до 68 км/час по любому типу местности с твердым покрытием. На бездорожье  машина разгонялась до 35 км/час.

Советский автопром и отсутствие технологий для населения

Почему же все эти прелести и новшества не достались в конструкции авто для населения? По очень простым причинам.

1 Во главе угла всегда была стоимость производства и владения автомобиля. Чтобы он не разорял своего владельца. Это очень ценили при покупке машин из СССР зарубежом.

2 Простота и надёжность конструкции, чтобы авто чинился буквально в чистом поле.

3 Экономия топлива. Всегда ставили самый слабый мотор из предлагаемых. Форсированные только для спецзадач (спецслужбам).

4 Главными на производствах были не гениальные идеи конструкторов или дизайнеров. Не вопросы эргономики и удобства. Плюс новаторства. А технологи! Основная цель работы которых — всячески унифицировать и стандартизировать продукцию. Снижать её стоимость. Обеспечивать взаимозаменяемость узлов и агрегатов. Преественность и совместимость новых агрегатов с ранее выпускающимися. Поэтому в СССР было так много модификаций. И так мало новых моделей. Зато их легко было чинить и как можно дольше эксплуатировать при минимальных затратах. Кроме того, многие узлы с небольшими доработками, можно было ставить в другие авто.

Последний легковой ЗИЛ, его производство было отменено, как излишество перестройки

ГАЗ-24 «Волга»

Конечно же после «Чайки» мы решили включить в наш список-рейтинг автомобиль «Волгу», которая выпускалась под абревиатурой ГАЗ-24. Впервые машина была представлена на Лондонском автосалоне в 1970 году. Это еще один российский автомобиль который стал узнаваем по всему миру. Как и «Чайка» «Волга» продавалась во многие страны мира и европы за пределами СССР. Причем включая такие страны Западной Европы, как Латинская Америка и Индонезия.

15 июля 1970 года началось массовое производство автомобилей ГАЗ-24 «Волга». Помимо нашей страны эта модель машины также собиралась и на автозаводе в Бельгии компанией «Scaldia». До середины 1980-х годов «Волга» была доступна для продажи во многих странах Европы с дизельным двигателем.

К нашему сожалению, большую часть времени существования на внутреннем рынке эта машина не была доступна для основных гражданских масс. В то же время «Волга» была самым популярным автомобилем такси в нашей стране и в ГДР.

Использовать ГАЗ-24 в качестве такси было экономически выгодно, поскольку эта модель машины считалась не только надежной. Ведь самое главное – это ее ремонтопригодность и себестоимость в обслуживании. Автомодель ГАЗ-24 для использования в такси была идеальной.

Советский автопром. Авто для аппокалипсиса

Позже создадут серийную машину для передвижения в условиях полного бездорожья и апокалипсиса. Для любого климата. Она способна буквально жить в болоте. Плавает и передвигается где угодно для выполнения любых задач с двигателем за кабиной. Сейчас они являются основой перевозок в Антарктиде и Арктике. Их до сих пор производят и продолжают совершенствовать.

В Антарктиде, к примеру, их выгружают с корабля на воду и до берега они вплавь добираются с грузом самостоятельно. Особенно когда корабль из-за плавающих ледников не может близко подойти к берегу.

Так же с их помощью подплывают с берега к кораблю. Сгружают на них такелаж прямо на воде с корабля. И они обратно плывут к берегу. Настолько уникальна и универсальна данная машина.

Автомобиль УАЗ-469

Это один из самых мощных российских внедорожников советской эпохи. Автомобиль УАЗ-469 был разработан в качестве замены военного автомобиля ГАЗ-69, который использовался не только российской армией в советские годы, но и многими военнослужащими в странах Восточного военблока. 

Внедорожник марки УАЗ-469 начал массово выпускаться с 1972 года. В Германии эта машина была известна как Baijah Automotive и продавалась в этой стране с 2003 по 2007 годы. 

Также этот автомобиль продавался на Кубе, в Азербайджане, во Вьетнаме, на Украине и даже в США (с 1997- по 2005 годы). 

Но что самое интересное, авткомпания «УАЗ» (Ульяновский автомобильный завод) по-прежнему фактически продолжает выпускать этот старый авто-внедорожник по сегодняшний день. Речь идет о недавно модернизированной версии, которая вместо кодового обозначения УАЗ-469 получила новое имя- «Hunter». 

В отличие от большинства современных внедорожников и авто-кроссоверов данный автомобиль УАЗ в своей базовой комплектации имеет невероятный и достаточно большой дорожный просвет, который составляет 210 мм. Благодаря такому клиренсу и системе полного привода этот УАЗ-Хантер является одним из королей внедорожья, где пасуют даже такие популярные авто-внедорожники. как Land Cruiser, Patrol и теже Мерседесы G-класса. Не верите нам друзья? Тогда поищите информацию на YouTube по части бездорожных пробегов и соревнований джиперов, где частым победителем в таковых выходит именно автомобиль Хантер, у вас сразу отпадут все сомнения, что российский внедорожник несмотря на свой преклонный возраст по-прежнему способен покорять любые не проходимые места, где нет ни какого асфальта. 

Самодельный автомобиль «Джип»

В 1981 году инженер из Еревана Станислав Холшаносов создал точную копию знаменитого Американского внедорожника «Jeep».

Для того, чтобы построить автомобиль инженер использовал компоненты от нескольких других советских моделей автомобилей. Например, для самодельной копии Американского внедорожника инженер взял двигатель от модели ВАЗ-2101. Задний мост, коробка передач, электрика, фары и приводные валы были взяты от автомобиля Волга ГАЗ-21.

Система подвески, бензобак, комбинация приборов и стеклоочистители были позаимствованы у автомобиля УАЗ-469.

Примечательно и другое, что конструкция передней оси не раз выставлялась на различных выставках по всему Советскому Союзу и получила несколько наград.

История развития

Первым автомобилем выпускаемым в СССР является “АМО Ф 15”, который был выпущен на одноимённом заводе в 1924 году, именно с появления этой модели начинается история советской автомобильной промышленности. В 1931 — 1933 годах завод “АМО” подвергся реконструкции и получил новое название “ЗИС”. За 1930 — 1932 года был построен завод “НАЗ” (позже был переименован в “ГАЗ”), который производил авто по лицензии “Ford”.

ГАЗ-М20 «Победа» (1949)

К 1938 году эти заводы смогли вывести СССР на ведущие позиции мирового рынка по выпуску грузовых авто.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.

До начала Великой Отечественной войны автопромышленность советского союза выпустила около миллиона авто. После войны, автопром прежде всего был нацелен на выпуск грузовых авто. Но после подписания контракта с “Fiat” производство легковых авто возросло в геометрической прогрессии. В 1976 появился самый крупный грузовой автомобиль в Европе, “КамАЗ”.

Примечательно, но с 1987 года на заводе который выпускал КамАЗы, также начался выпуск микролитражных авто ВАЗ 1111 “ОКА”. В 1980 годах советская автомобильная промышленность добилась значительных успехов, страна занимала ведущие места в мире, по производству авто. Но в период застоя рост производства авто почти прекратился, и установился в пределах выпуска 1.3 миллиона авто в год. Несмотря на кризис в стране, авто промышленность освоила выпуск автомобилей с кузовами типа хэтчбек: ВАЗ 2108 “Спутник”, ЗАЗ 1102 “Таврия” и Москвич 2141, к производству были подготовлены грузовики ГАЗ 4301 и ЗИЛ 4331. После распада СССР автомобильная промышленность, которая концентрировалась преимущественно в Украине, России и Беларуси, разделилось на национальные предприятия.

Автомобиль ЗАЗ «Таврия»

АЗЛК МОСКВИЧ-2150

В 1973 году автозаводом «Москвич» был представлен прототип авто АЗЛК-2150. Напомним нашим читателям, что до этого, автозавод «Москвич» уже представлял несколько своих концептуальных моделей 4 х 4, но, по сравнению с ними эта новая модель АЗЛК-2150 имела у себя ряд новых конструктивных решений. Например, машина получила новый мотор степень сжатия у которого была снижена до 7,25 (это позволяло автомобилю работать на бензине А-67). Автомобиль разрабатывался для использования в сельской местности.

К нашему сожалению, как и многие потрясающие советские модели машин этот внедорожник АЗЛК МОСКВИЧ-2150 так и не поступил в серийное производство. Причина банальная, нехватка денежных средств из-за повсеместной экономии государства.

ЗИЛ 49061

Этот автомобиль носит название- «Синяя птица». Данный ЗИЛ-49061 оснащался шестью колесами. В отличие от своих предшественников машина все-же пошла в массовое производство и стала популярной во многих странах мира.

Автомобиль-амфибия оснащался механической коробкой передач, независимой подвеской для каждого колеса и двумя гребными винтами.

Помимо возможности движения по водной поверхности данный внедорожник мог преодолевать еще и рвы шириной более 150 см, и снежные заносы высотой до 90 см.

Максимальная скорость этого ЗИЛ-49061 на суше составляла 80 км/час. На воде машина могла разгоняться до 11 км/час.

Причины развития такого количества вездесущих вездеходов

Тема вездеходов в целом огромна и практически безгранична. В СССР их было огромное количество всех видов и размеров для любых задач. Их производство продолжается по сей день. В силу того, что территории и пространства страны просто огромны. Имеются все виды климатических зон.

Большую часть страны занимают слабопроходимые виды покрытий земной поверхности с промёрзшим грунтом. На глубине до одного метра. Вода т.о. не может уйти в грунт. Много зон вечной мерзлоты. Болота, реки, тундра, леса, степи, пески и т.п. В этом направлении развития автопром СССР был впереди Планеты всей!

Средств на подобные разработки не жалели в силу необходимости быстрого развития территорий за короткое время. При всём желании, на таких пространствах все необходимые дороги потребуется строить столетиями.

В правительстве это прекрасно понимали. И в т.ч. повышенные затраты от такой техники в эксплуатации. Но при наличии собственной нефти в огромных количествах, это было оправдано и решало вопрос сегодня-завтра.

В отличие от строительства дорог на которые нужно гораздо больше средств и времени. Их в основном прокладывали и продолжают прокладывать там, где находится и проживает основная часть населения страны. Или осуществляются постоянные грузоперевозки.

КИМ-10-50

В начале 40-х на столичном заводе КИМ создали для массового выпуска первую легковушку, предназначенную для свободной продажи. Ее окрестили КИМ-10-50. Параллельно создали модификацию с открытым верхом – КИМ-10-51.

Стань КИМ-10-52 серийным автомобилем, то его главным конкурентом был бы французский Renault Juvaquatre, дебютировавший в 1937 году. В принципе, эти авто оказались очень похожи между собой. «Француз», как и КИМ так же изначально создавался двухдверным. И только спустя два года появилась его «полноценная» версия.

По целому ряду показателей советский автомобиль был лучше французского. Он длиннее на 20 сантиметров (3,94 м), а мощность составляла 30 «лошадок», тогда как у Renault – 23. Но оба автомобиля шли с 3-ступенчатой «механикой». Зато «француз» мог похвастаться независимой передней подвеской. На КИМе «жила» зависимая на поперечной рессоре.

Так что КИМ-10 был действительно «продвинут» для того времени. Жаль, что война поставила на нем крест.

Автомобиль Lada-Porsche 2103

Знаете ли вы друзья о том, что в истории «АвтоВАЗ»а есть интересный совместный проект с известной компанией «Porsche»? В 1970-годах председатель фирмы «Porsche» Эрнст Фурман встретился с нашим министром автопромышленности Виктором Поляковым. Во время их встречи было согласовано трехлетнее сотрудничество стоимостью на полмиллиона немецких марок. Это соглашение включало в себя разработку компанией «Porsche» дизайна будущих новых отечественных автомобилей. 

Первым и как оказалось в последствии неудачным результатом этого партнерства стала модель Lada-Porsche 2103. В рамках сотрудничества компания «Porsche» пересмотрела дизайн автомобиля ВАЗ-2103 сохранив правда все основные узнаваемые черты машины. То есть форма и линии кузова данного автомобиля остались прежними. Фирма «Porsche», для того чтобы изменить внешность автомобиля, использовала в дизайне пластиковые бампера и новую решетку радиатора

В том числе, по модели Lada-Porsche 2103 было принято решение отказаться от всех хромированных деталей экстерьера (за исключением колпаков и дверных ручек). 

Также «Porsche» пересмотрела и само шасси машины тем самым полностью переработав интерьер «вазовской трешки». В конечном итоге автомобиль ВАЗ-2103 получил для себя рулевое колесо от модели Porsche 928 и кожаный салон. 

К большому сожалению» дирекция «АвтоВАЗ»а отклонила такой автомобиль. Причина была в том, что в те годы завод уже работал над собственной реконструкцией этого ВАЗ-2103, который дебютировал через два месяца в качестве модели ВАЗ-2106. 

МАЗ-2000 «Перестройка»

Экспериментальная модель грузовой автомашины марки МАЗ-2000 получила кодовое название- «Перестройка». Грузовик был разработан с целью создания современной грузовой машины для использования его советскими транспортными компаниями.

Основной особенностью модели была модельная конструкция грузовой машины. Это означало следующее, что такие например детали автомобиля, как двигатель, трансмиссия, передняя ось и рулевое управление были расположены в передней части машины, что позволяло уменьшить зазор между кабиной и самой погрузочной площадкой. Благодаря модельной конструкции кабины МАЗа-2000 удалось увеличить и объем кузова авто на 9,9 куб. метров.

Потрясающий грузовик МАЗ-2000 был впервые показан на автосалоне в Париже в 1988 году, где произвел невероятное впечатление на публику со всего мира. Всего было построено несколько таких прототипов. К нашему глубокому сожалению проект так и не получил зеленый свет и данная модель авто так и не увидела производственную линию.

Многие эксперты считают, что грузовик «Перестройка» стал главным вдохновителем для конструкторов разрабатывавших грузовой автомобиль Renault Magnum, который поступил в серийное производство в конце 1990 года и затем в 1991 году получил престижную награду «Грузовой автомобиль года».

В чем же скрыта причина, что наш амбициозный проект МАЗ-2000 «Перестройка» не состоялся? Ведь судя по всему, препятствий для серийного производства ни каких не было. По слухам, которые ходят в автомире, этот проект не состоялся по причине того, что Михаил Горбачев продал Французам сам дизайн этого потрясающего грузовика. Естественно, что все это официально ни чем не подтверждено.

М-1

История создания ГАЗ-М идентична истории ГАЗ-А. Нужен был новый автомобиль и «донора» вновь взяли из-за океана. Только нас ей раз им стал Ford Model B. И опять прародитель был немного устаревшим. Договор между двумя странами был подписан в 1934 году, а «американец» уже должен был уступить место на конвейере более современной модели.

Кстати, в Союзе автомобиль носил лаконичное название «Эмка». Так в честь себя назвал машину тогдашний председатель Совнаркома товарищ Молотов. Но когда умер Сталин, он проиграл дуэль с Хрущевым и отправился на задворки политической жизни страны. А к названию авто добавили ГАЗ, чтобы нейтрализовать культ личности.

За ту «пятилетку» советский автопром сделал гигантский шаг вперед. Поэтому М-1 благодаря стараниям инженеров оказался более «продвинутым», нежели американский донор. Основные изменения затронули ходовую часть. Ее, что называется, «подготовили» к отечественным реалиям. У «Эмки» усилили подвеску, изменили настройки руля и тормозов.

Изменения не коснулись лишь мотора. Да и то только из-за того, что советские инженеры пока не научились делать «гражданские» моторы и трансмиссии.

Зато, в отличие от прародителя, двигатель в М-1 крепился на специальном эластичном каркасе, а не прикручивался к раме. Это продлевало жизни авто в жестких условиях эксплуатации.

С чего все начиналось?

Начало истории автопрома СССР было положено в 1924 году выпуском первого советского грузовика АМО-Ф-15. Его прообразом являлся итальянский автомобиль FIAT 15 Ter. Местом создания этого родоначальника отечественной автомобильной индустрии стал московский завод «АМО», основанный в 1916 году, а в советское время переименованный и получивший вначале имя Сталина (1933), а затем Лихачева (1956) – его первого директора, занимавшего эту должность с 1927 года.

Чуть позже, в 1930-1932 гг., это начинание получило дальнейшее развитие строительством в Нижнем Новгороде еще одного завода по выпуску автомобилей. Он был рассчитан на производство как легковых, так и грузовых машин, выпускаемых по лицензии американской кампании Ford Motors. С конвейеров этих первых двух предприятий, созданных в рамках общегосударственной программы индустриализации, сошли многие легендарные советские автомобили, и именно они стали основой дальнейшего развития этой важнейшей отрасли промышленности.

В последующие годы к этим крупнейшим в стране автопредприятиям прибавились еще несколько автозаводов: КИМ (Москва), ЯГАЗ (Ярославль) и ГЗА (Нижний Новгород). Сейчас это кажется невероятным, но в 1938 году автопром СССР занимал первое (!) место в Европе и второе в мире (уступив лишь США) по производству грузовиков. В предвоенные годы их было выпущено более миллиона единиц, что позволило в необходимом объеме оснастить подвижным составом Красную армию и предприятия народного хозяйства. Создание многочисленного и в достаточной степени оснащенного автопарка позволило стране добиться успехов в реализации программ довоенных пятилеток.

ГАЗ- 62

«ГАЗ»- самая известная автомобильная марка в нашей стране. Автомобили под этой маркой создавались и производились на Горьковском автомобильном заводе. В 1952 году автозавод «ГАЗ» представил свой автомобиль ГАЗ-62, который был создан для того, чтобы заменить военный внедорожник марки Dodge “three quarters” (WC-52), который использовался Советской армией во время Великой Отечественной войны.

Автомобиль оснащался шестицилиндровым двигателем мощностью 76 л.с. Это позволяло разгонять машину до 85 км/час.

Так же конструкторы при создании автомобиля ГАЗ-62 использовали в нем несколько инновационных решений. Так к примеру, машина оснащалась герметичными барабанными тормозами, а также и вентилятором для обогрева салона.

Уважаемый читатель, на сегодня у меня все)

До новых встреч!

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: 20 советских автомобилей о которых вы не слышали. Часть 1. .

Написать комментарий

  • Новая Nissan Versa Sense снова сделала отличный седан, двигатель 1. Р, все преимущества авто.
  • Как у нас появилась Нива Шевроле и почему забываю про эту модель.

ГАЗ-61

В 1938 году советские конструкторы собрали первый полноприводный автомобиль на базе «Эмки». Этот внедорожник, получивший название ГАЗ-61, предназначался для штабных чинов Красной Армии.  Его разработчиком был Виталий Грачев, который позже стал создателем нескольких вездеходов.

Создание ГАЗа-61 стало настоящим прорывом. Еще никому не удавалось совместить термины «внедорожник» и «комфортабельность». По сути, именно советский полноприводный автомобиль стал прародителем и Toyota Land Cruiser, и Range Rover.

ГАЗ-61 на два года опередил American Bantam BRC40 – тот самый легендарный армейский «джип». А немецкий Kubelwagen, появившийся в один год с ГАЗ-61,  о полном приводе мог только мечтать. Хотя самоблокирующийся дифференциал у него присутствовал.

Вопрос-ответ

Почему в СССР так любили копировать авто?

Изначально для собственных разработок просто не было ресурсов. В дальнейшем сыграла роль оглядки на лучшие образцы мирового автопрома. Тем не менее, многие технические и дизайнерские решения создавались с нуля, слепого заимствования было не так уж много.

Были ли в СССР легковые авто с автоматической коробкой передач?

Да, это лимузины ГАЗ-13 и ЗИЛ-111. Переключение было селекторным, то есть кнопочным. Серийные образы за рубежом появились десятки лет спустя.

Почему «Москвич» сдал позиции «Жигулям» ещё при СССР?

Главная проблема всего советского автопрома – решения, спускаемые сверху, без учёта многих факторов. Так было и с «Москвичом». Устаревание 412-го было видно уже к началу 80-х. Были разработаны перспективные заднеприводные модели оригинального дизайна. Однако в «любимчиках» у министерства были тольяттинцы. АЗЛК в приказном порядке было предписано перепрофилироваться на выпуск авто с передним приводом как более перспективных (на ВАЗе в это время готовили к выпуску «восьмёрку»). В таких условиях завод смог выдать лишь 2141, недоукомплектованный подходящими двигателями.

ЗИЛ Э167

В 1963 году в СССР был построен военный внедорожный автомобиль- ЗИЛ-Э167. Машина была предназначена для передвижения по снегу. Данный ЗИЛ-Э167 оснащался тремя осями с шестью колесами. На незаснеженных участках дороги автомобиль мог развить скорость до 75 км/час. В снегу же грузовик мог разгоняться только до 10 км/час. Да, бесспорно, скорость автомобиля была очень медленной. Но тем не менее, зато эта машина имела просто удивительную проходимость по снегу. Так, к примеру, чтобы этот ЗИЛ застрял в снегу должно было произойти что-то невероятное.

Автомобиль оснащался двумя навесными (в задней части) двигателями общей мощностью 118 л.с. Дорожный просвет (клиренс) монстра составлял 852 мм.

К большому сожалению этот грузовик так и не пошел в серийное производство, и все в связи с большими сложностями в развёртывании промпроизводства и с невозможностью создать качественную коробку передач.

Самодельный автомобиль «Катран»

Этот автомобиль создан человеком, который всю жизнь был одержим автомобилями. Данная машина была создана автолюбителем из города Севастополя. Спорткар получил для себя уникальную конструкцию кузова. Например, у машины не было привычных нам всем дверей. Вместо них инженер использовал такую конструкцию, которая позволяла откидывать всю переднюю часть кабины включая и лобовое стекло, чтобы водитель и пассажир могли забраться и сесть в автомобиль.

Также, автомобиль получил независимую подвеску и что более удивительное, так это еще и электронную систему круиз-контроля, которая могла поддерживать определенную скорость движения даже на спуске.

Кроме того, этот спорткар имел еще у себя и множество редких особенностей и различных опций, что делает его одним из самых интересных автомобилей когда-либо созданных в Советском Союзе. Таким образом, авто «Катран» может реально считаться самым удивительным автомобилем за всю историю Российской автопромышленности.

Москвич АЗЛК-2142

Первый АЗЛК-2142 «Москвич» был представлен публике в 1990 году. Инженеры в те годы позиционировали его, как самый современный автомобиль когда-либо созданный Автозаводом «АЗЛК».

По планам автозавода «Москвич» данный автомобиль должен был поступить в серийное производство через два года, когда компания планировала начать выпуск новых поколений двигателей «Москвич-414». На перенос этого выпуска новой модели Москвича настаивал сам генеральный директоров Автозавода имени Ленинского Комсомола – «АЗЛК». Он считал, что в новой перспективной модели авто должны были стоять силовые агрегаты совсем нового поколения.

Но в итоге распад Советского Союза и прекращение государственного финансирования остановило этот проект полностью.

Примечательно другое, что несмотря на то, что автомобиль не выпускался серийно, он стал отправной точкой для разработки нового поколения автомобилей Москвич-2142, который выпускался в трех версиях, т.е.: -«Князь Владимир», «Иван Калита» и «Дуэт».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *