Что такое катализатор
Содержание:
- Виды принимаемых отходов катализаторов
- Катализатор на Chevrolet Cruze
- Продажа отработанных катализаторов
- Катализаторы и пламегасители
- Сколько весят и сколько стоят катализаторы
- Запасные детали по катализатору
- Что такое катализатор и зачем в нем благородные металлы
- Драгметаллы в катализаторах. Какие и сколько
- Последовательность работ по замене катализатора на пламегаситель
- Методы обогащения отходов
- Когда лучше продать катализатор Chevrolet Cruze
- Драгметаллы в составе
- Ошибка P0420
- Наиболее дорогие автокатализаторы
Виды принимаемых отходов катализаторов
Очерчивая круг каталитических реагентов и устройств на их основе, можно выделить основные разновидности их лома, который достаточно несложно сдать как вторичное сырье:
Автомобильные каталитические нейтрализаторы — катализаторы. Представляют собой своеобразный фильтр на базе сотовой конструкции из металла или керамики. Ее поверхность покрывается платиноиридиевым сплавом, что и вызывает интерес к отработанному катализатору. Состав покрытия включает не только платину, а и прочие дорогостоящие элементы: палладий и родий;
Автомобильные катализаторы отработанные
Промышленные. Это вещества комплексного состава, исполненные в разнообразных формах: шариковые, стержневые, кольцеобразные, гранулированные и прочие. Изготавливаются на металлической или керамической основе и классифицируются по содержанию каталитического реагента. Это может быть как монометалл: платина, родий или палладий, так и биметаллическая структура (Pt-Rh, Pd-Rh), а также вещество включающее все три компонента;
Промышленные катализаторы
Содержащие серебро. Этот драгоценный металл также оказывается каталитическим реагентом. Он – составной компонент катализаторов, применяемых в синтезе этиленоксида, а также содержится внутри фильтров противогазов. В частности модели дополнительных патронов к противогазам: ДП-2, ДП-4 содержать порошковую угольную смесь с кристаллическим серебром;
Фильтры противогазов. Не каждый такой фильтр содержит ценные материалы. Нужно изначально знать состав.
Катализаторы нефтеперерабатывающей промышленности. Сюда относятся реагенты, используемые в риформинге (кристаллы платины на оксиде алюминия) и гидрокрекинга (содержат никель, молибден);
Катализаторы нефтеперерабатывающей промышленности применяются для термического крекинга
Прочие. Любые виды катализаторов содержащие драгоценные или редкие металлы.
Катализатор алюмопалладиевый АПК-2
Следует отметить, что содержание дорогостоящих элементов в катализаторах невысокое. Более того, эта величина падает в процессе эксплуатации. Это связанно непосредственно, с действием реагентов, вступая в реакцию, они теряют часть собственных атомов, а соответственно и массы. Поэтому отработанные катализаторы характеризуются значительно меньшим содержанием палладия, родия, платины и прочих дорогостоящих металлов, чем их новые аналоги — об этом мы подробно писали в статье — Рассуждаем на тему — бизнес на автомобильных катализаторах.
Интересное видео: Как устроен автомобильный катализатор?
Катализатор на Chevrolet Cruze
В процессе эксплуатации автомобиля Шевроле Круз через 150 – 250 тысяч километров пробега могут возникнуть проблемы с катализатором. В этом случае на приборной панели начинает сигнализировать индикаторная лампа «CHECK ENGINE», автомобиль теряет приемистость, особенно на скоростях более 80 км/час. Наиболее надежный способ диагностики неисправности катализатора – проведение компьютерного сканирования. Если оно показало на ошибки по катализатору, тогда необходимо производить работы по устранению неисправности.
Возможны следующие варианты ремонтных работ:
- Замена катализатора. Катализатор расположен в выпускной системе газов автомобиля. Необходимо демонтировать выпускной коллектор, систему глушителя, демонтировать катализатор, лямбда-датчики. Далее следует установить новый либо бывший в эксплуатации исправный катализатор. Бывший в эксплуатации катализатор (с разборки либо контрактный) уже имеет определенную степень износа (если не демонтирован со свежего аварийного авто), поэтому данная замена имеет определенный риск. Новый катализатор стоит дорого, такой ремонт нерационален для автомобилей с большим пробегом.
- Замена катализатора на пламегаситель. Типовой размер пламегасителя на Шевроле Круз – 120 мм Х 100 мм Х 55 мм. Как правило, автовладельцы выбирают именно этот вариант ремонтных работ. В этом случае вырезается засоренный фильтр катализатора, устанавливается на его место специальная конструкция. Однако, электронная система управления двигателем будет видеть такое изменение. Блок управления двигателем Шевроле Круз последних годов выпуска следит за состоянием системы катализатора с помощью двух лямбда-зондов (датчиков кислорода). Если показания второго датчика будут идентичны первому (а это так и будет, если убрать катализатор), тогда блок управления будет «душить» двигатель на больших скоростях и оборотах, препятствуя загрязнению окружающей среды. Для того чтобы устранить данную проблему, требуется установка «обманки».
- Установка «обманки». Возможны следующие варианты:
- механическая обманка (специальный штуцер с фильтром, устанавливаемый на второй лямбда-зонд);
- электрическая обманка (специальная схема, устанавливаемая в разрыв 2-го датчика кислорода);
- чип-тюнинг блока управления автомобиля (перепрошивание программного обеспечения блока управления двигателя Шевроле Круз).
На СТО преимущественно прибегают к третьему варианту. Цена комплекса работ с установкой пламегасителя и чип-тюнингом около 11.000 рублей. Применение чип-тюнинга позволяет одновременно увеличить крутящий момент двигателя до 15%. Самостоятельно более доступна установка механической или электронной обманки.
Продажа отработанных катализаторов
Продавать отработанные катализаторы можно ряду компаний, связанных с аффинажными предприятиями договорами на вторичную переработку полученного ими обогащенного сырья.
Контакты данных компаний доступны через интернет-сайты, там же представлена информация о порядке приема и оплаты сданного катализатора.
В качестве примеров данных компаний можно привести такие организации, как:
- ООО «Катутиль»;
- «Скупка Катализаторов»;
- научный центр «Академия благородных металлов»;
- компания «AutokatRecycle»;
- ООО «Экспром», принимающие и перерабатывающие катализаторы со всей России.
Перед заключением договора купли-продажи компания проводит анализ катализатора на предмет того, какой ценный элемент в нем содержится и в каком количестве.
По итогу анализа определяется стоимость сделки. В среднем для иномарок цены за 1 кг катализатора варьируются от 5000 до 15000 рублей, в зависимости от марки автомобиля.
Так, наибольшей стоимости достигают катализаторы автомобилей Hummer, Land Rover, Infiniti, Jeep GrandCherokee, Lexus, Mersedes-Benz.
Цены на отечественные катализаторы указываются в районе 1500 руб/кг.
Катализаторы и пламегасители
Не люблю что-то оставлять на потом, поэтому решено было выбить катализаторы, поменять прошивку на ЕВРО-2 и поставить пламегасители.
Делал в таком порядке:
- Поменял прошивку на евро-2 в первую очередь, стоило мне это 2000 рублей. Не стоит удивляться, как мне сказал “прошивщик” – на субаровские двигатели 2,5 литра эта прошивка недорогая в виду его простоты и надежности! А если бы двигатель был 2.0 литровый, то эта процедура стоила бы 8000 рублей.
- Начал поиски фирмы в Новосибирске, кто выбьет каталики и поставит хорошие пламегасители.
- Нашел, договорился за 11 000 рублей – выбить 2 катализатора, и поставить хорошие заводские пламегасители, 1000 рублей еще сделали скидку.
- Промыл топливную систему, поменял все фильтра
- Сдал катализаторы
В общем, т.к. рассказ мой про то как я сдавал катализаторы, то я пропущу первые 4 пункта и напишу про 5 “сдачу катализаторов”.
Сколько весят и сколько стоят катализаторы
Наверняка многих интересуют вопросы – сколько весят мои (Ваши) катализаторы, за сколько можно сдать максимально выгодно и т.д. Сразу скажу, чем Вы ближе к центру нашей страны, тем дороже у Вас примут каталики, чем Вы дальше от Москвы, тем цена будет ниже… в Новосибирске, максимум на что можно рассчитывать – это 3000 рублей за килограмм! Видимо палладий (а именно он содержится в катах, если я не ошибаюсь) в Москве стоит дороже
Кстати, вот неплохая статья под названием “Рассуждаем на тему бизнес на автомобильных катализаторах” – пока люди рассуждают, другие уже зарабатывают
Перед тем, как оставить машину, я мастерам строго настрого сказал, что катализаторы я заберу – в ЛЮБОМ ВИДЕ! Почему в любом виде, читайте про лом катализаторов здесь.
Вот, что получилось – на фото ниже мои катализаторы – где какой – 1й или 2й (по ходу от коллектора к выхлопу) уже и не помню, скорей всего маленький, который немножко оплавился – это первый, т.к. получает на себя весь “удар” и выхлопы с более высокой температурой.
2 катализатора от Субару Форестера 2008 года
Немного оплавленный катализатор от Субару Форестера 2008 год SH5, SH9
2-й катализатор как новый
Во втором катализаторе виден даже просвет – на вид просто идеальный и новый катализатор, но, как мне сказали специалисты, визуально он может быть отличным, но со своими функциями (дожиганием топлива) может уже не справляться.
В этом катализаторе виден даже просвет – на фото по центру катализатора
Теперь о цене. Долго я искал в Новосибирске, куда можно сдать катализаторы. Обзвонил много фирм – цены везде от 2000 до 3300 (а где-то и до 2000) рублей за килограмм и после спектрального анализа специальным пистолетом – анализатором металлов. Цены указаны на конец 2017 года.
Смущало меня одно – почему цены в Москве на катализаторы по 4-5-6 и даже по 10 тыс рублей за килограмм, а у нас в Новосибирске 3000 рублей – это максимум! Думал уже в Москву товарищу отправить – пусть там сдаст и мне деньги пришлет :)) – глупость, конечно. И тут, хоть возмущайся, хоть удивляйся – дороже 3000 рублей я не нашел.
Ниже видео, как анализировали и принимали мои каталики:
Итак, после взвешивания оказалось, что маленький весит – 300 грамм, а большой весит 500 грамм, итого 800 грамм! Неплохо, я думал там всего грамм 400-500. Кстати, весА мне не показали, человек приемщик делал все молча, ничего не показывал и не объяснял. Позже я попросил ознакомить меня с показателями анализатора – т.е. провести тест при мне еще раз, чтобы я видел состав, но мне было отказано – не положено, якобы, сказал грузный дядька – камеры, злой босс, все дела. Ну и х.. с тобой, подумал я.
Кстати, забыл сказать, что в итоге проблема мне обошлась в 10 000 рублей. Вот математика:
- 2 000 рублей прошивка ЕВРО-2;
- 10 000 выбить каталики и поставить пламегасители;
ИТОГО: 12 000 (прошивка и работа с пламегасителями) – 2 000 (деньги за лом катализаторов) = 10 000 рублей.
Относительно недорого, тогда как на РАВ-4 тех же годов люди отдают по 18 000 рублей, а про лексусы вообще промолчу :))
Вес и цена катализаторов Subaru Forester SH9
Почему я просил показать состав каталиков, а потому, что от него напрямую зависит цена и варьируется она от 2000 рублей до 3300 рублей за килограмм (это именно в этом пункте приема). В итоге, у меня приняли – маленький по 3000 рублей, а большой по 2000 рублей за кило. Обманули меня или нет – я так и не понял, в итоге забрал деньги в сумме 1900 рублей и забыл про несчастные катализаторы Субару Форестера навсегда. Теперь езжу с прошивкой ЕВРО-2 и загаживаю природу…. аж самому стыдно.
Запасные детали по катализатору
По каталогу совместимый катализатор от GENERAL MOTORS, номер: 55596551 обойдется от 32.000 рублей. Поставляется, как правило, под заказ. Имеет спецификацию А7М2.
Один из вариантов пламегасителя, подходящего на Шевроле Круз приведен на рисунке ниже:
Внутренний вид пламегасителя.
Электронная обманка АИС для Шевроле Круз. Внешний вид платы.
Схема устанавливается в разрыв проводки.
Цена эмулятора около 2.000 рублей. Для самостоятельной установки требуются начальные навыки электромонтажных работ. Схема подключения прилагается в комплекте.
Внешний вид механической обманки для Шевроле Круз (каталитической приставки) показан на рисунке:
Для ее установки требуется демонтировать второй лямбда-зонд, установить штуцер, далее установить прежний (надежнее приобрести новый) лямбда-зонд на штуцер. Цена такого устройства от 1000 рублей. Следует учитывать, что такая обманка помогает не во всех случаях.
Источник
Что такое катализатор и зачем в нем благородные металлы
Катализатор, он же нейтрализатор, – часть выхлопной системы, нужная для нейтрализации вредных продуктов сгорания топлива, выделяющихся в окружающую среду. Изделие состоит из корпуса и конструкции, похожей на пчелиные соты, что значительно увеличивает площадь поверхности. Она выполнена из керамики или металла, покрытых тонким слоем драгоценных металлов и каталитического вещества.
Выхлопные газы, попадая в эту систему, вступают в химическую реакцию с каталитическим составом и теряют значительную часть вредных веществ. Драгметаллы являются пусковым механизмом для этой реакции – выполняют функцию катализатора.
Драгметаллы в катализаторах. Какие и сколько
В катализаторах старых машин можно встретить серебряное напыление или сплав серебра, золота и платиноидов. К ним относятся, например, марки ИК-3-12 ТУ 6-09-32-29-87, СТП ТУ 6-01-1-348-86, СТП ТУ 6-05-02-9-78. Всего они содержат до 36 г ценных металлов на одно изделие.
Все современные автомобили производятся с использованием драгметаллов платиновой группы. В составе катализаторов обычно находится платина, родий, палладий. Исключение – некоторые английские и немецкие машины. В них можно встретить иридий.
Чаще всего катализатор выходит из строя после 200 тыс. км пробега автомобиля и стоит хорошо подумать, прежде чем просто выбросить его. Ведь унция (31,1 г) платины оценивается в 800 долларов, а родия – до 12000 долларов. Эти благородные металлы стоят более чем в 2 раза дороже золота. Они не только привлекают многих людей, занимающихся поиском драгметаллов, существуют промышленные предприятия по их переработке.
Драгметаллы в катализаторах находятся в виде сплава. Их соотношение отличается в зависимости от двигателя, марки авто, страны, для которой он производится. В дизельных моторах больше платины, а бензиновые богаче родием и палладием. В среднем нейтрализатор автомобиля весит 1,2 кг и может содержать родия 0,15 г на кг веса детали, платины – до 1,5 г/кг и палладия – примерно 1,4 г/кг. Более дорогие катализаторы установлены в машинах с большим объемом двигателя.
В разных странах очень отличаются требования к очистке выхлопов. Чем они выше, тем богаче драгметаллами нейтрализаторы местных авто. В последние годы лидирует Япония, за ней – страны ЕС. Примерно вполовину меньше благородных металлов в американских автомобилях и совсем мало в Африке. А китайские ученые применили нанотехнологии, что дало возможность снизить до минимума использование платиноидов для катализа без потери качества детали.
Последовательность работ по замене катализатора на пламегаситель
Для того чтобы произвести замену катализатора на пламегаситель в автомобилях Шевроле Круз объемом 1,6 L 109 л.с. и 1,8 L, необходимо выполнить следующие технологические операции:
- Демонтировать экран защитный коллектора. Для этого необходимо отпустить фланец и кронштейн крепления к трубе.
- Открутить гайки выпускного коллектора, Демонтировать трубку щупа контроля уровня масла.
- Снять кронштейны, предназначенные для вывешивания двигателя.
- Демонтировать выпускной коллектор.
- Разрезать корпус в районе каталитического наполнителя.
- Удалить фильтр катализатора.
- Вварить коллекторный пламегаситель. Он изготовлен из нержавейки, требуется специальный режим сварки.
- Обварить по линии место разреза.
- Установить выпускной коллектор и другие детали на место, собрать конструкцию.
Для программного отключения второго датчика кислорода требуется специальное диагностическое оборудование, совместимое с автомобилями Шевроле.
Методы обогащения отходов
Для решения проблем переработки автомобильных составляющих, содержащих благородные металлы, используют гидрометаллургический и пирометаллургический методы.
Исходник для переработки (в случае катализатора) содержит большое количество керамического носителя и незначительную концентрацию драгметалла.
При переработке отходов радиоэлектроники исходником является лом комплектующих, содержащих, как правило, в своем составе частицы пластиков.
Задачей переработки отходов автомобильных деталей является получение полуфабрикатов, пригодных для вторичной переработки.
Гидрометаллургический метод извлечения благородных металлов состоит из следующих основных этапов:
- первичного выщелачивания отходов смесями кислот, состав которых зависит от качественного и количественного содержания драгметаллов в исходнике, при температурах выше 100 °С;
- многократной промывки нерастворимого в кислотах носителя водой;
- сушки полуфабриката при 200 °С и прокаливания при температурах порядка 600 °С.
Примеры использования гидрометаллургического метода обогащения при переработке катализаторов автомобилей Mersedes-Benz, Honda, Volvo на основе платиноидов представлен в патенте 2209843 «Способ извлечения платиновых металлов из автокатализаторов» Шипачева В.А. 2008 года.
При использовании пирометаллургического метода переработка отходов происходит в несколько следующих стадий:
- Дробления исходного сырья и сортировки его частиц по размеру.
- Приготовления исходной шихты.
- Плавки дробленого продукта при температуре 3000 °С в плазменно-дуговой печи с образованием расплавов драгметаллов, керамики и металлических носителей.
- Периодическом сливе расплавов шлаков, расслаивающихся за счет разницы в плотностях металлов и керамики: расплав керамики остается вверху, расплав драгметаллов в металле-коллекторе (меди, железе) сливается из печи.
- Гранулирования жидкого расплава, содержащего драгметаллы.
Итоговый продукт гранулирования, на 3-15% обогащенный драгметаллами, является пригодным сырьем для аффинажных производств, далее выделяющих драгоценные металлы с максимальной степенью чистоты.
Примеры переработки деталей электроники данным методом представлены в патенте 2521766 «Способ переработки электронного лома» Старших В.В. от 10.07.2014.
Когда лучше продать катализатор Chevrolet Cruze
Авто известной американской марки редко требует ремонта, отличается надежностью и длительным сроком эксплуатации. Однако расходные материалы периодически нуждаются в замене, в том числе оборудование, фильтрующее выхлопные газы. После замены прием катализаторов Круз разной степени изношенности производится дорого. Это связано с тем, что корпорация General Motors активно выступает за необходимость минимизации загрязнения окружающей среды, и оснащает автокаты выпускаемых авто сплавом драгоценным металлов. Они выступают в роли ускорителя реакции распада токсических веществ выхлопа на простые соединения и водяной пар.
Хранить извлеченный автокат в домашних условиях из-за токсичности нежелательно, его лучше сразу продать в специализированный пункт приема. Наша скупка катализаторов Chevrolet Cruze (Шевроле Круз) предлагает удобный сервис и высокую цену за кг лома.
Источник
Драгметаллы в составе
Основным выступает палладий, родий и платина. По экологическим стандартам производители обязаны выпускать более чистые авто с минимальным уровнем вредных и опасных выбросов. В данном процессе главная роль отведена палладию. Этот металл характеризуется поглощающими свойствами, как родий и платина. При использовании в бензиновых нейтрализаторах палладий способен поглощать выхлопы, которые в 900 раз превышают его массу. Из-за повышенного спроса на этого редкий металл цены на рынке стали стремительно расти.
Цена палладия начала сильно расти в конце 2019 года, и тогда она пробила показатель 2100 долларов за унцию. Это сопровождалось странными процессами в Европе и США, когда настоящие организованные группировки с электрическими инструментами стали варварски вырезать нейтрализаторы с авто. Опытные преступники хорошо знают, какие бренды выпускают модели с наибольшим содержанием драгметаллов. Например, в бензиновых авто устанавливаются нейтрализаторы на базе преимущественно палладия, а в дизельных – платины. В гибридных палладия содержится больше, чем в стандартных. Сопряжено это с отсутствием у гибридов периода прогрева нейтрализатора, чтобы повысить его эффективность. Из-за этого требуется больший объем ценного металла для поглощения опасных выхлопов.
Большинство воров сдают нейтрализаторы на драгметаллы, не реализуя их в качестве запчастей. В сотах содержится примерно 1,5-2 грамма палладия. Если учитывать, что в определенных автомобилях класса премиум можно использоваться два катализатора, то прибыль от их продажи достигает несколько десятков тысяч рублей. Например, в составе нейтрализатора, который весит 1200 грамм, от немецкого бренда, присутствует платина 0,12%, палладий 0,08% и родий 0,008% от массы.
Проблема состоит в том, что палладий требуется выделить из сплава. Существует несколько методов, которые сложные и затратные, поэтому в работе с отдельными экземплярами отсутствует смысл. Но когда процесс уже организован потоком, то в итоге удается получить металл, перепродаваемый или используемый заново.
Ошибка P0420
Этот же форестер, имея 2,5 литровый двигатель, был туповат, динамика “никакая” не давал нырять и заскакивать (играть в шашки), на низах цеплял отвратительно. Первое время я не обращал на это внимания, все откладывал, “пока просто буду ездить”, думал я.
Однажды в выходные собрались ехать к теще – 350 километров. Едем спокойно, не обгоняю, т.к. машина не имеет динамики, поставил круиз на 110 и отдыхаю, слушаю музыку. Но обгонять приходилось все-равно: деревенские грузовики, едущие на скорости 60-70 км/час то и дело выскакивали на трассу, груженные фуры, старые ПАЗики и т.д. в общем, газом приходилось работать и нет-нет, да и жать педаль почти в пол. Проехав почти 300 километров, загорелся чек! В этот момент я ехал на круизе, кайфуя от музыки и вида за окном. И тут “бац” – круиз отключается и начинает мигать индикатор круиза, загорается лампа “отключение системы стабилизации” и естественно горит чек – таким образом на Subaru Forester включается “Аварийный режим”.
Аварийный режим
Естественно сразу остановился, испуг. Первая мысль – “накрылся круиз”, но почему тогда чек загорелся, непонятно. В общем, решил сбросить ошибку самостоятельно по старинке – снял клеммы с аккумулятора минут на 10. Не тут-то было – все также горит. Благо, до пункта назначения оставалось совсем чуть-чуть, каких-то 50 километров. Вечер субботы, нужно хорошее СТО, где есть сканер, чтобы определить ошибку и сбросить ее. И о чудо! В первом же СТО есть компьютерная диагностика и оно открыто!
Подключили – ошибка P0420 “Недостаточная эффективность каталитического нейтрализатора газов” вроде дословно звучит так. Вердикт – забить, но если ошибка загорится и будет беспокоить, тогда выбивать катализаторы.
И ошибка начала беспокоить, пока доехали до дома сбросил 3 раза. Для этого пришлось купить за 500 рублей OBD 2 сканер б/у, такой как на фото ниже 1 в 1. Т.к. подключение сканером на СТО стоит минимум 500 рэ.
ELM 327 сканер
Кстати, ошибка эта самодиагностируется, точнее автомобиль Subaru Forester в кузове SH позволяет диагностировать ошибки самостоятельно на панели. Итак, вот последовательность действий самодиагностики субару форестер SH5, SH9:
1. Включаем зажигание
2. Включаем ближний
3. 4 нажатия на кнопку одометра
4. Выключаем ближний
5. 4 нажатия на кнопку одометра
6. Включаем ближний
7. 4 нажатия на кнопку одометра
Если не получается с нажатиями в количестве 4 раза, попробуйте тоже самое, но только по 3 нажатия.
Самодиагностика ошибки на Subaru Forester SH – можно увидеть код ошибки в окне одометра (пробега)
Наиболее дорогие автокатализаторы
Нет конкретного списка моделей с максимальным содержанием палладия и иных драгметаллов. Но есть признаки, соответственно которым можно выявить, какие нейтрализаторы наиболее дорогие, в их составе больше всего драгметаллов, таких как родий, платина и палладий. В этих изделиях нет серебра и золота.
Признаки, по которым можно понять ценность катализатора:
- Объем мотора. Чем больше объем ДВС, тем выше цена и значительнее масса нейтрализатора.
- Страна выпуска. В отечественных нейтрализаторах применимо меньше драгметаллов, в частности, палладия.
- Класс экологичности. В катализаторах стандарта Евро 2 и 3 содержится родий и палладий, в Евро 4 и 5 присутствует платина.
- Степень износа. Соты выгорают и забиваются в процессе эксплуатации авто, поэтому чем больше пробег, тем меньше цена.
Получается, что автокатализаторы, которые дороже всего в приемке, представляют собой изделия последних годов выпуска от техники с объемными моторами стандарта Евро-5.