Автомобильный катализатор: что это такое и что ценного в нем, признаки неисправностей и их устранение
Содержание:
- Зачем удаляют каталитический нейтрализатор
- Как определить, что катализатор нуждается в замене
- Принцип работы
- Виды принимаемых отходов катализаторов
- Как происходит замена:
- Автомобильный катализатор — что это такое и признаки его поломки
- Можно ли удалить катализатор
- История создания и внедрения
- Как оценивают стоимость катализатора в пункте приема
- Как проверить катализатор при подборе автомобиля или выездной диагностике
- Способы реализации или почему лом автомобильных каталитических нейтрализаторов невыгодно сдавать поштучно
- Как получают драгоценные металлы?
- Промывка катализатора автомобиля своими руками
- Причины и признаки неисправности
- Что такое Евро-2 и Евро-3 и как это связано с катализатором
- Что делать?
- Обманка катализатора
- История изобретения автомобильного катализатора
- Плюсы и минусы удаления катализатора — итоговая таблица
Зачем удаляют каталитический нейтрализатор
Для удаления каталитического нейтрализатора есть несколько причин, и основная среди них — высокая стоимость замены
Очень редко при удалении катализатора задаются целью повысить мощность двигателя или снизить расход топлива. Об этом элементе выхлопной системы автомобиля вообще никто не вспоминает до тех пор, пока он исправно работает. Однако, как и любая другая деталь машины, каталитический конвертер далеко не вечный.
Он работает в крайне жёстких условиях. Буквально, на передовой. Принимает на себя отработавшие газы непосредственно из выпускного коллектора. А здесь они горячие, плотные и быстро двигаются. Соответственно, со временем катализатор выходит из строя — забивается, оплавляется или вообще осыпается. В результате пропускная способность выхлопной системы уменьшается и мотор, как принято говорить, сам себя душит.
Это и является самой распространённой причиной удаления каталитического нейтрализатора. Примерно 25% отечественных автолюбителей покупают и устанавливают новый. Остальные — вырезают износившийся, и различными народными методами пытаются обойти с новыми возникшими проблемами. Но о них поговорим позже.
Почему же нельзя просто так взять, и заменить отказавший катализатор? Всё просто. Деталь эта не из дешёвых. Если покупать новый нейтрализатор в оригинальном исполнении, то даже на самую простую машину он может обойтись в 10 — 30 тысяч рублей. Прибегать в данном случае к поиску бывшего в употреблении катализатора — нецелесообразно. Равно, как и покупать дешёвую подделку под оригинал.
Понятно, что такие расходы для многих отечественных автомобилистов — немалые, если не неподъёмные вообще. Особенно, если учесть, что замена забитого катализатора лично автовладельцу никакой ощутимой выгоды не принесёт. На скорость, как говорится, эта деталь не влияет. Только на экологию…
Справедливости ради следует отметить, что это не единственная цель удаления катализатора. Бывают случаи, когда на этом настаивают мастера с СТО (понятно, не с дилерских), обещая значительное повышение мощности, приёмистости и, конечно же, снижение расхода топлива чуть ли не в полтора-два раза. Есть и такие, которые после прочтения пары статеек в Интернете пришли к поспешному выводу, что удаление катализатора — отличный и дешёвый вид тюнинга.
Как бы там ни было, чаще всего катализатор удаляют без замены по одной и той же причине — старый забился (осыпался, оплавился), а новый оригинальный стоит минимум, как два-три полных бака бензина. Вот и получается, что 75% машин с пробегом более сотни тысяч километров на отечественных дорогах ездят без катализаторов.
Как определить, что катализатор нуждается в замене
Как правило, катализатор считается вышедшим из строя, если его каталитический слой сгорел в процессе эксплуатации. В автомобилях с современной бортовой системой при поломке нейтрализатора загорается ошибка. Если же автомобиль не новый, то определить приближающийся выход из строя нейтрализатора можно по следующим признакам:
- Тяга на больших оборотах временно или постоянно пропадает.
- Автомобиль стал хуже заводиться «на горячую». По утрам, при этом, мотор долго не заводится.
- Начали пропадать обороты. Например, когда вы давите на газ, а тахометр еле-еле доходит до 2 – 4 тысяч оборотов, но выше стрелка не идет. При этом автомобиль начал потреблять больше топлива.
Эти признаки свидетельствуют о том, что катализатор находится в «полурабочем» состоянии, то есть еще работает, но уже пора менять. А если нейтрализатор вовсе «приказал долго жить», то вы заметите, что машина начала слишком долго заводиться, но даже если мотор и начинает работать, но почти сразу он глохнет. Либо автомобиль и вовсе не заводится. Убедиться что причина в этом случае именно в катализаторе довольно просто: нужно завести мотор и подойти к выхлопной трубе, если выхлопные газы не идут (вы их не чувствуете рукой), значит пришло время менять составную часть выхлопной системы.
Как понять, что он вышел из строя?
В результате оплавления ячеек или разрушения керамики, крошка забивает следующие по ходу движения выхлопных газов «блинчики». Двигателю становится тяжело дышать, он не может выдуть выхлоп.
Из этого вытекают первые признаки выхода из строя катализатора:
- Двигатель теряет мощность. Многие водители жалуются, что машина перестает ехать, пропадает динамика;
- На приборной панели выпадает ошибка «Check Engine». При сканировании блока управления мотором это ошибка по второй лямбде;
- Некоторые отмечают, что при поломке частично или полностью пропадает выхлоп их выхлопной трубы;
- Увеличивается расход топлива.
Основные симптомы забитого катализатора
Чтобы предотвратить поломку, важно регулярно проводить диагностику автомобиля. Кроме того, существуют конкретные признаки износа катализатора, которые помогут выявить проблему на ранних стадиях:
- Двигатель заводится с трудом и глохнет после запуска.
- На приборной панели горит индикатор Check Engine, или, как его еще называют, «чек» двигателя.
- Выхлопные газы еле-еле выходят из трубы. Этот признак говорит о том, что катализатор серьезно забился.
- Автомобиль теряет в мощности и динамике, слабо откликается при нажатии на газ, при этом увеличивается расход топлива и моторного масла.
- Во время холодного пуска двигателя появляется едкий запах, которого раньше не было. Обычно этот признак свидетельствует о разрушении катализатора.
- При разгоне или перегазовке слышен неприятный металлический звук.
Что делать, если катализатор вышел из строя?
Если признаки сломанного катализатора налицо, использование такой машины чревато негативными последствиями. Лучше заранее решить проблему, пока она не повлекла за собой другие. Существует несколько способов:
- Попытаться промыть или прочистить устройство. Это может помочь только в случае несильного засорения. Если катализатор оплавлен или разрушен, либо его соты полностью закупорены, этим способом решить проблему не получится.
- Заменить устройство на новое. Тут есть два нюанса: оригинальная деталь будет стоить очень дорого, а дешевый универсальный катализатор довольно сложно правильно подобрать.
- Установить пламегаситель вместо катализатора. Правда, для корректной работы электронного блока управления его придется либо перепрошить, либо использовать так называемые обманки.
Попробовали прочистить катализатор, но все симптомы указывают на то, что проблема не решена? Значит, единственный выход — демонтировать устройство, чтобы заменить на новое или установить пламегаситель. Но есть и хорошая новость — неисправную деталь можно выгодно продать.
Принцип работы
В химии катализатор — это вещество, ускоряющее или вызывающее химическую реакцию, но само при этом не расходующееся. Такими веществами являются золото, никель, палладий, медь, родий, хром и большинство драгоценных и редких металлов.
В процессе работы автомобильного двигателя образуются выхлопные газы. Эти газы попадают в выпускной коллектор и далее — в каталитический преобразователь.
Выхлопной газ, состоящий из токсичных веществ, проходит через структуру нейтрализатора. Вещества-катализаторы в составе конвертера вызывают химические реакции, преобразующие вредные вещества в безвредные.
Современный нейтрализатор использует два катализатора, а именно — катализатор восстановления и катализатор окисления.
Катализатор окисления изготовлен из палладия и платины, а катализатор восстановления — из родия и платины. В результате реакций в каталитическом преобразователе образуются: углекислый газ, азот, вода.
Виды принимаемых отходов катализаторов
Очерчивая круг каталитических реагентов и устройств на их основе, можно выделить основные разновидности их лома, который достаточно несложно сдать как вторичное сырье:
Автомобильные каталитические нейтрализаторы – катализаторы. Представляют собой своеобразный фильтр на базе сотовой конструкции из металла или керамики. Ее поверхность покрывается платиноиридиевым сплавом, что и вызывает интерес к отработанному катализатору. Состав покрытия включает не только платину, а и прочие дорогостоящие элементы: палладий и родий;
Автомобильные катализаторы отработанные
Промышленные. Это вещества комплексного состава, исполненные в разнообразных формах: шариковые, стержневые, кольцеобразные, гранулированные и прочие. Изготавливаются на металлической или керамической основе и классифицируются по содержанию каталитического реагента. Это может быть как монометалл: платина, родий или палладий, так и биметаллическая структура (Pt-Rh, Pd-Rh), а также вещество включающее все три компонента;
Промышленные катализаторы
Содержащие серебро. Этот драгоценный металл также оказывается каталитическим реагентом. Он – составной компонент катализаторов, применяемых в синтезе этиленоксида, а также содержится внутри фильтров противогазов. В частности модели дополнительных патронов к противогазам: ДП-2, ДП-4 содержать порошковую угольную смесь с кристаллическим серебром;
Фильтры противогазов. Не каждый такой фильтр содержит ценные материалы. Нужно изначально знать состав.
Катализаторы нефтеперерабатывающей промышленности. Сюда относятся реагенты, используемые в риформинге (кристаллы платины на оксиде алюминия) и гидрокрекинга (содержат никель, молибден);
Катализаторы нефтеперерабатывающей промышленности применяются для термического крекинга
Прочие. Любые виды катализаторов содержащие драгоценные или редкие металлы.
Катализатор алюмопалладиевый АПК-2
Следует отметить, что содержание дорогостоящих элементов в катализаторах невысокое. Более того, эта величина падает в процессе эксплуатации. Это связанно непосредственно, с действием реагентов, вступая в реакцию, они теряют часть собственных атомов, а соответственно и массы. Поэтому отработанные катализаторы характеризуются значительно меньшим содержанием палладия, родия, платины и прочих дорогостоящих металлов, чем их новые аналоги – об этом мы подробно писали в статье – Рассуждаем на тему – бизнес на автомобильных катализаторах.
Интересное видео: Как устроен автомобильный катализатор?
Как происходит замена:
- Отсоедините разъемы лямбда-зондов (они могут быть расположены в среднем туннеле рядом с коробкой передач).
- Снятие всей выхлопной системы
- Старый катализатор вырезали с помощью угловой шлифовальной машины
- Сварка нового катализатора вместо старого. Возможно, потребуется установить несколько дополнительных проставок.
- Установка выхлопной системы
- Подключение штекеров лямбда-зондов
Дополнительные расходы могут возникнуть во время замены, потому что выхлопная система может быть сильно изношена. Неосторожный механик также может перекрутить лямбда-зонд (иногда вам нужно открутить его, когда он установлен в корпусе катализатора) или сломать его кабель.
Автомобильный катализатор — что это такое и признаки его поломки
Катализатор – важная деталь автомобиля. Он уменьшает количество вредных выбросов. Это необходимо для защиты окружающей среды. При поломке катализатора автомобиль не заводится или работает очень нестабильно. Использовать его в таком состоянии не рекомендуется. О том, что это такое – автомобильный катализатор, и какие признаки его поломки можно узнать в этой статье.
Устройство автомобильного катализатора
Автомобильный катализатор в разрезе
Катализатор представляет собой отдельную камеру, в которой догорают остатки топлива. Место, где находится катализатор в машине – специальный блок после выпускного коллектора, но перед глушителем. То есть все, что не сгорело в камере сгорания, должно сгореть в катализаторе.
В результате выхлоп автомобиля становится существенно безопаснее для окружающей среды, и практически полностью состоит из углекислого газа. Обычно, внутри катализатора располагаются керамические сетки в виде сот с мелкими ячейками, покрытые специальным сплавом драгоценных или редкоземельных металлов.
Необходимость использовать такое дорогостоящее покрытие объясняется тем, что здесь смесь сгорает при высокой температуре, и обычный незащищенный металл быстро бы прогорел. Узнать из чего состоит катализатор в конкретном автомобиле можно по его модели, например, в автомобилях ВАЗ для напыления обычно используется палладий. Как правило, старые катализаторы не выбрасываются, а продаются на переработку.
Можно ли удалить катализатор
При удалении катализатора его очень часто заменяют на пламегаситель. Последний выравнивает поток выхлопных газов. Его установка рекомендуется для устранения неприятных шумов, которые возникают при удалении катализатора. При этом, если вы выбрали именно удаление, лучше полностью снять устройство и не прибегать к рекомендациям некоторых автомобилистов пробить в нем отверстие. Подобная процедура улучшит ситуацию только на время.
В автомобилях, соответствующих экологическим стандартам Евро-3, помимо удаления катализатора необходима перепрошивка электронного блока управления. Ее обновляют до версии, в которой отсутствует каталитический нейтрализатор. Также можно установить эмулятор сигнала кислородного датчика, который избавит от необходимости перепрошивать ЭБУ.
Наилучшим решением при поломке каталитического нейтрализатора будет его замена на оригинальную деталь в специализированном сервисе. Таким образом будет исключено вмешательство в конструкцию автомобиля, а его экологический класс будет соответствовать заявленному производителем.
Удаление каталитического нейтрализатора
Это самый радикальный способ избавится от проблем с ним. Но владельцев подстерегает некоторые сложности после его «вырезания» – нужно правильно настроить всю систему работы двигателя, так как блок управления считывает данный от датчиков кислорода, которые находятся на входе и выходе из катализатора. Так как его уже нет в выхлопе, его нужно как-то обмануть.
Для этого используют обманки лямбда-зондов. Их есть несколько разновидностей, подробно я писал про них в статье, ссылка выше. У каждой есть свои плюсы и минусы.
Можно выделить важные моменты, после его вырезания:
- Нельзя скупится на покупку качественных обманок, желательно использовать электронные лямбда-обманки;
- В случае перепрошивки «мозгов» обращаться только к профильным специалистам. В противном случае получить большие проблемы в работе и надежности двигателя.
Как это работает?
Каталитический нейтрализатор призван очищать выхлопные газы методом доокисления до водяного пара и углекислого газа. Процесс проходит на поверхности керамических сот, покрытых тончайшей пленкой благородных металлов (платины, родия и палладия). Перед блоком каталитического нейтрализатора установлен первый, управляющий, датчик кислорода (лямбда-зонд). Он измеряет количество свободного кислорода в выпускных газах, и блок управления двигателем обеспечивает процесс сгорания в цилиндрах так, чтобы кислорода оставалось достаточно для доокисления вредных веществ в нейтрализаторе. За нейтрализатором ставят второй, диагностический, лямбда-зонд. Он проверяет, как прошел процесс нейтрализации — много ли осталось кислорода.
Почему вообще возникает идея вырезать каталитический нейтрализатор отработавших газов? Ведь очень немногие отключают сами у себя климат-контроль или, например, систему АБС. Чем же это сравнительно новое устройство помешало?
Решение или вредительство?
Каталитические нейтрализаторы на некоторых моторах начинают разрушаться при пробегах меньше 50 000 км. И владельцы, начитавшись страшилок, едут их ликвидировать. Удалить «каталик» можно двумя способами. Просто извлечь всю керамическую начинку и слои пристеночного уплотнителя. Только надо делать это на снятом устройстве, потому что можно затолкать частицы в цилиндры через открытые клапаны. Звук выхлопа после такой процедуры может стать несколько громче на определенных режимах. Кому это не нравится, вскрывают катколлектор и вместо керамических блоков вваривают пламегаситель.
История создания и внедрения
В 60-х годах правительственные органы всех развитых стран мира решили обратить особое внимание на выбросы из выхлопных труб машин, ведь законом загрязнение атмосферы автомобилями не регулировалось. В 1970 году приняли первые стандарты, которые предъявили автозаводам
В них были указания по содержанию в выхлопных газах вредных веществ. Эти стандарты требовали, чтобы в автомобилях использовались преобразователи, которые бы нейтрализовали вредное воздействие угарного газа и углеводорода. В 1975 году использование катализаторов стало обязательным
В 1970 году приняли первые стандарты, которые предъявили автозаводам. В них были указания по содержанию в выхлопных газах вредных веществ. Эти стандарты требовали, чтобы в автомобилях использовались преобразователи, которые бы нейтрализовали вредное воздействие угарного газа и углеводорода. В 1975 году использование катализаторов стало обязательным.
Как оценивают стоимость катализатора в пункте приема
На корпусе катализатора есть обозначение, говорящее о содержании в нем драгоценных металлов: «Pd/Rh», «Pt/Rh», «Pt/Pd/Rh». Так маркировка «Pt/Rh» говорит о содержании 3 граммов платины на килограмм катализатора.
В профессиональных пунктах приема старых катализаторов проводится спектральный анализ, результат которого распечатывается на принтере. В нем отображается полный перечень драгоценных металлов, содержащихся в катализаторе. На основании этого отчета скупщики определяют цену катализатора.
В более мелких пунктах приема, где нет спектрального анализа, предлагается фиксированная цена за килограмм. Эта цена будет зависеть от ряда факторов:
- материала катализатора (керамические более дорогие, чем металлические),
- веса катализатора,
- года выпуска, объема двигателя, страны-изготовителя,
- пробега автомобиля,
- степени изношенности катализатора,
- повреждений корпуса,
- наличия следов технических жидкостей на корпусе.
Катализаторы принимают в переработку в любом виде, даже в битом, кусками и в виде крошки. Но целый катализатор будет дороже.
Как проверить катализатор при подборе автомобиля или выездной диагностике
При подборе автомобиля, при выездной проверке всё сильно зависит от навыков эксперта при проведении компьютерной диагностики. Именно при помощи правильной компьютерной диагностики и, имея опыт осмотров, можно предвидеть проблемы с катализатором.
Вообще, нужно на месте выполнить все возможные проверки, кроме тех, что требуют снятия катализатора или выкручивания лямбда-зондов.
Если модель автомобиля попадает в зону риска, то мы рекомендуем проводить дополнительные проверки в сервисных условиях. Но далеко не каждый сервис правильно понимает, что такое эндоскопия катализатора, поэтому рекомендуется обратиться к профессионалам (список рекомендуемых автосервисов – https://mintco.ru/garages/).
Способы реализации или почему лом автомобильных каталитических нейтрализаторов невыгодно сдавать поштучно
Средний эксплуатационный ресурс катализатора автомобиля составляет 80 – 100 тысяч километров пробега. Конечно, данная цифра указывается с учетом заправки только качественным бензином. На практике, даже иномарки бессильны перед разрушительной силой топлива на отечественных АЗС.
Существует два способ сбыта отходов автомобильных каталитических нейтрализаторов, их можно сдать:
поштучно;
по весу.
Первый вариант предпочтительный кратким интервалом между реализацией отходов и получением денег, второй выгоден «суммой компенсации». Действительно, приобретая катализаторы поштучно, приемщик учитывает возможные потери драгметаллов в процессе эксплуатации устройства. Поэтому итоговая цена, особенно для быстро отработавших свой ресурс моделей, оказывается сильно заниженной.
Лом автомобильных катализаторов – выгрузка лома после взвешивания
Преимущество сдачи лома катализаторов по весу выгодно тем, что многие компании принимают не только дорогостоящие компоненты, но и выполняют точную оценку их содержания. Отработанный катализатор – это многокомпонентный лом, который может содержать отходы:
платиновой группы;
драгоценных металлов;
редких элементов.
Да и определить точный вес каждого дорогостоящего компонента более выгодно, чем сдать весь лом «на глаз».
Как получают драгоценные металлы?
Есть несколько способов получить драгоценные металлы из катализатора – это аффинаж и гидрохлорирование, а также способы электрохимической обработки.
Аффинаж в утилизации катализаторов и добыче драгоценных металлов имеет такую же последовательность, как и при получения золота их микросхем. В емкость с концентрированной азотной кислотой помещаются части катализатора с содержанием платины – через несколько дней кислота растворит абсолютно всё, кроме драгоценных металлов.
Аффинаж в данном случае не очень подходит для этого бизнеса, т.к.к нужны промышленные масштабы
Гидрохлорирование, когда хлор воздействует на катализатор в диспергированном растворе или в водной среде, что также позволяет извлечь драгоценные металлы. Этот способ требует навыков и специального оборудования и больше подходит для промышленной добычи.
Электрохимическая обработка – это травление, оксидирование и т.д. Этот способ позволяет избавиться от таких металлов, как хром, олово, свинец, цинк и алюминий. Также относится к промышленным способам утилизации автомобильных катализаторов.
Сразу сделаем важное замечание, что утилизация автомобильных катализаторов и добыча из них драгоценных металлов – дело промышленников, т.к. чтобы при всех затратах на оборудование и материалы выйти “в плюс” нужно считать катализаторы тысячами, а то и десятками тысяч
Существуют специальные приборы для измерения содержания платиноидов методом рентгено-флюоресцентного анализа.
Анализатор содержания металлов
Промывка катализатора автомобиля своими руками
Мастера СТО в один голос утверждают, что катализатор не подлежит ремонту, и единственный способ восстановления его работоспособности – это замена новым. Отремонтировать отработавший свой ресурс узел действительно невозможно. Стоит помнить, что данная деталь является расходной и рано или поздно подлежит замене.
Однако если катализатор просто забился, продлить срок его эксплуатации поможет очистка или промывка. Сделать это можно самостоятельно, не обращаясь к дорогостоящим специалистам.
Промывку катализатора каждый водитель может произвести своими силами
Чем и как промыть
С задачей промывки засорённого катализатора хорошо справляется жидкость для карбюраторов или этанол. Процедуру проводят в пластмассовой таре. Катализатор снимают с автомобиля, проверяют на предмет сильных повреждений и приступают к очистке.
Соты обильно поливают очищающей жидкостью, затем деталь заворачивают в несколько слоёв ткани и вертикально устанавливают в пластмассовую тару. Через 30 минут соты промывают струёй горячей воды.
После промывки водой катализатор продувают для проверки проходимости сот. Если воздух проходит с трудом, деталь снова поливают жидкостью и промывают водой. После полной очистки деталь хорошо продувают сжатым воздухом и тщательно просушивают мощным феном.
При критическом загрязнении процедуру приходится повторить 3–4 раза или воспользоваться более агрессивным средством. Для промывки берут керосин и разводят его в пропорции 4:1 растворителем 646 или ацетоном. В полученный раствор катализатор погружают на сутки, затем продувают или проводят описанную выше чистку аэрозолем для карбюраторов и промывку.
Видео: как прочистить пеной
Механическая очистка
Удалить загрязнения, скопившиеся на внешней стороне катализатора, можно мелкой наждачной бумагой. Наждачка поможет в случае несильного загрязнения детали. Удалять нагар нужно аккуратно, чтобы при излишнем трении не повредить соты. После чистки катализатор продувают струёй сжатого воздуха.
Для промывки и профилактического обслуживания катализаторов промышленность предлагает специальную жидкость, например, Hi-Gear HG3270. Её выливают в бензобак до заправки. Как только двигатель начинает работу, жидкость приступит к чистке катализатора. Скопившаяся сажа самостоятельно удалится через выхлопную трубу. Конечно, это не понравится экологам, но двигатель начнёт работать лучше.
Причины и признаки неисправности
Рабочий ресурс автомобильного каталитического нейтрализатора, как уже отмечалось выше, примерно 150 тысяч километров. В процессе эксплуатации деталь постепенно выгорает, и чем хуже топливо, тем происходит это быстрее. Дело в том, что искусственные присадки в плохом бензине способствуют повышенному нагреванию топлива, и соты катализатора оплавляются и забиваются.
Выработавший свой ресурс катализатор подлежит замене
Неисправность катализатора фиксирует лямбда-зонд, и на приборной панели выскакивает ошибка «CHECK ENGINE» (Проверить двигатель). При низкой эффективности работы катализатора вследствие его засорения на панели может высветиться ошибка «Р0420». Кроме того, симптомами выхода из строя детали являются:
- Дребезжание и вибрация под днищем автомобиля. Если при разгоне или перегазовке слышен лязг, значит, детали внутри корпуса катализатора осыпались, или деталь сдвинулась с места.
- Снижение динамики двигателя. Автомобиль медленно разгоняется. Как будто его удерживают сзади. Это говорит о том, что соты частично забиты.
- Временное отсутствие тяги на высоких оборотах.
- Трудности с запуском двигателя. При полной поломке катализатора автомобиль глохнет сразу после запуска.
- Сизый оттенок выхлопов с едким, удушливым запахом – этот признак говорит о значительном разрушении или оплавлении сот.
- Повышение расхода топлива. Этот признак неоднозначен и может свидетельствовать о других проблемах. К примеру, расход бензина увеличивается, если забиты топливные форсунки.
Все эти признаки свидетельствуют о том, что узел пока работает, но соты частично оплавлены и пропускная способность их снижена. Если продолжить эксплуатацию автомобиля в этой ситуации, мотор может перестать заводиться.
Что такое Евро-2 и Евро-3 и как это связано с катализатором
Наверняка вы слышали о том, что ваш автомобиль относится к соответствующему экологическому стандарту Евро. Ланосы выпускались двух стандартов Евро-2 и Евро-3. Современные выпускаемые автомобили ЗАЗ-Шанс также принадлежат к классу Евро-3. Что означают эти классы, рассмотрим детально.
В 1996 году появились автомобили с экологическим классом Евро-2. Для этого в конструкцию выхлопной системы был добавлен катализатор, который очищал газы от вредных примесей. Чтобы контролировать работу системы Евро-2, в конструкции выхлопной системы устанавливается датчик лямбда-зонд или кислородный датчик КД. Именно он отвечает за исправную работу нейтрализатора. Ставится датчик не после катализатора, а перед ним. Каким же образом происходит распознавание неисправности поломки катализатора датчиком?
Как только соты нейтрализатора не справляются со своим назначением, а точнее происходит их засорение, спаивание и разрушение, то уровень вредных веществ повышается в системе, так как они не могут пройти через нейтрализатор (явление эффекта противодавления). Это фиксируется датчиком, и подается соответствующий сигнал на электронный блок. ЭБУ принимает сигнал, и принимает соответствующее решение — корректирует зажигание, снижая подачу количества смеси. Именно поэтому многие владельцы ланосов и сенсов с системой Евро-2 сталкиваются с проблемой снижения мощности.
Это интересно!Чтобы исправить поломку, неисправный катализатор извлекается из системы, и заменяется проставками. В итоге датчик не фиксирует высокое содержание вредных веществ, и никаких проблем не возникает. Отключить датчик теоретически возможно, но не рекомендуется. Ведь при его отключении будет происходить передача ненормированных данных на ЭБУ, что отразится на составе топливно-воздушной смеси.
Вскоре ланосы, сенсы, и шансы начали выпускать стандарта Евро-3. Эта система более эффективна в плане работы катализатора. Просто так удалить его из системы невозможно, так как Евро-3 предусматривает наличие двух кислородных датчиков. Один устанавливается до фильтрующего устройства, а второй после. Эти датчики еще называют верхним и нижним, так как они сравнивают состав вредных веществ до нейтрализатора и после, из чего и получается более эффективная работа очистителя.
Что делать?
Если катализатор все-таки сломался, есть два способа решить проблему:
- Заменить на новый. Минус этого варианта – дороговизна: новое устройство может стоить десятки и даже сотни тысяч, а в некоторых машинах их два, и менять нужно сразу оба.
- Удалить. Вместо катализатора на авто монтируется пламегаситель, производится прошивка системы под Евро-2 или устанавливается так называемая «обманка».
Есть ли смысл вырезать катализатор? Удаление производится в двух случаях: если деталь исчерпала свой ресурс и появились проблемы с автомобилем, либо для тюнинга – чтобы уменьшить расход топлива и увеличить мощность мотора. Как бы то ни было, вы остаетесь в плюсе.
Обманка катализатора
Эти устройства призваны нейтрализовать токсичность выхлопных газов автомобиля, а также сделать работу мотора более тихой. Иногда нейтрализатор выходит из строя и ему необходима замена. Так как стоят эти детали недешево, то автолюбители ищут компромиссы.
Чтобы решить проблему с этой деталью, иногда автолюбители применяют так называемые эмуляторы. Существует два вида этих устройств, один из них механический, второй — электронный.
Механическая обманка катализатора представляет собой бронзовую или любую другую металлическую деталь, которая выдерживает высокие температуры. Нужно учитывать, что размер обманки должен совпадать с размерами преобразователя. Там, где эмулятор должен будет фиксироваться, нужно просверлить отверстия для подачи газов. В полости эмулятора есть крошка из керамики, которая покрыта каталитическим веществом.
Электронное устройство сделать самостоятельно уже не получится, однако стоит он значительно дешевле, чем штатный катализатор (цена здесь вполне существенная).
В автомобильных магазинах предлагаются достаточно технологичные модели, но это специальный эмулятор, оснащенный микропроцессором. Он заставляет блок управления работать правильно. Здесь никакого обмана нет.
История изобретения автомобильного катализатора
Ключевая роль в разработке автомобильных катализаторов принадлежит французскому инженеру-механику Эжену Гудри (1892 — 1962 гг.), который значительную часть своей жизни посвятил изучению каталитических процессов и благодаря этому в результате иммигрировал в США. За свои изобретения (каталитический крекинг, который произвел революцию в нефтяной промышленности, и не менее 100 патентов) Гудри при жизни получил немало престижных наград, а также был посмертно включен в Национальный зал славы изобретателей США.
Корпус автомобильного катализатора
Первый автомобильный катализатор Гудри изобрел в начале 1950-х годов. Он представлял собой металлическую коробку с расположенными в шахматном порядке фарфоровыми стержнями (71 штука), покрытыми оксидом алюминия, с крошечными островками платины в качестве катализаторов окисления. Фундаментальный принцип действия такого катализатора мало отличался от нынешнего — восстановление оксида углерода и не сгоревших углеводородов из автомобильных выхлопов. Однако при жизни Гудри не удалось полностью решить несколько ключевых проблем — загрязнение катализатора производными свинца и необходимость работы устройства в широком диапазоне температур. Однако запатентовать свой «каталитический глушитель» он все же успел.
Озвученные проблемы со временем решили другие ученые под прессингом принятого Конгрессом США Закона о чистом воздухе 1970-го года, требовавшего сокращения выбросов автомобилей на 90% к 1975 году по сравнению с уровнями 1968 года. Тогда это казалось сродни полету на Луну, однако у ученых все получилось и с середины 1970-х годов автомобильные катализаторы стали широко применяться в США. Более подробную информацию об изобретении катализаторов можно найти в специальном репортаже журнала American Heritage.
Автомобильный катализатор
Плюсы и минусы удаления катализатора — итоговая таблица
Чтобы как можно нагляднее собрать в одну кучу все плюсы и минусы удаления катализатора, лучшего способа, чем таблица, не придумано. Вот она.
Что даёт удаление катализатора |
Удаление катализатора — нужно ли |
Экономия средств — новая оригинальная запчасть сравнительно дорого стоит, а очевидных выгод автовладельцу не приносит. |
Прямое нарушение действующего законодательства, хотя на данный момент это почти не контролируется сколь-либо серьёзно. |
Расход топлива — при определённых условиях может уменьшится на пару смешных процентов, но тем не менее. |
Нанесение вреда экологии, что с учётом нынешнего количества ездящих без катализаторов автомобилей выглядит не так уж и безобидно. |
Мощность двигателя — есть вероятность, что повысится, равно, как и приёмистость, но опять же, далеко не факт. |
Повышение шумности выхлопной системы, звенящие резонирующие звуки. |
Расход моторного масла — с катализатором связан очень отдалённо, и рассчитывать на сколь-либо заметный результат после его удаления, всё же, не стоит. |
Едкий, резкий и малоприятный запах из выхлопной трубы, который попадает в салон, и не только к вам. |
По итогу — один уверенный плюс, а остальные сомнительные. |
Горит чек после удаления катализатора, что, в общем-то, легко устраняется. |
После вырезки начинки катализатора требуется доработка системы выхлопа с целью «обмана» ЭБУ. |
|
При неудачном удалении, кроме всего вышеперечисленного: 1. Повышается расход топлива. 2. Ухудшается приёмистость. 3. Уменьшается мощность. 4. Страдает резонатор. |
Также стоит отметить, что обманки, которые призваны заменить полноценный катализатор, довольно быстро забиваются, выходят из строя, и часто требуют замены. С перепрошивкой ЭБУ тоже не всё так просто, как об этом говорят в рекламных объявлениях. В общем и целом — получается только один плюс, а в подарок, как говорится, вагон и маленькая тележка минусов.
Примерно так выглядит типовый каталитический нейтрализатор автомобиля
Понятное дело, что удаление катализатора для большинства отечественных автолюбителей является вынужденной процедурой. Всё-таки, уровень жизни в стране, зарплаты и цены на запчасти — мягко говоря, не сбалансированы. Вот и получается, что ради одного плюса приходится мириться с десятком минусов. Причём, касается это не только удаления катализатора.