Особенности правильного расчёта амортизации автомобиля

Основные способы расчета износа на авто

При составлении расчетов, бухгалтер может использовать одну из четырех основных методик. Каждый из этих способов относится к одной из двух категорий: нелинейный и линейный способ составления расчетов. Каждая компания имеет законное право самостоятельно выбрать наиболее подходящую методику составления расчетов. Как правило, в отношении грузовых автомобилей и другого транспорта, использующегося в производственном цикле, применяется методика списания стоимости в соответствии с объемом произведенных товаров либо оказанных услуг. В отношении автомобилей, что не участвуют в производственном цикле, используются другие методы составления вычислений. Ниже мы предлагаем подробно рассмотреть, каждый из трех оставшихся способов.

Линейный метод

Ключевой особенностью этого метода является то, что размер транспортных расходов, начисленных за износ на протяжении конкретного отрезка времени, рассчитывается с учетом начальной (восстановительной) стоимости данного объекта. Для того чтобы вычислить коэффициент амортизации машины этим способом, нужно разделить вышеуказанное значение на продолжительность эксплуатационного срока. Как правило, такие сроки считаются в месяцах. Полученный результат должен быть умножен на сто процентов. По окончании составления расчетов можно получить информацию об объеме годового износа объекта. Для того чтобы узнать сумму финансовых ресурсов, потраченных за один месяц, нужно разделить полученный результат на двенадцать.

Как показывает практика, данная методика является одной из самых популярных, благодаря простоте составления расчетов. Начинать учет износа объекта необходимо со следующего месяца после приобретения транспортного средства и ввода в эксплуатацию. Этот шаг позволяет списывать денежные средства в одинаковом размере на протяжении всего эксплуатационного периода.

Расчеты выполняются не только при приобретении компанией авто, но и при оформлении на работу сотрудника с личным ТС, которое будет использоваться для исполнения служебных обязанностей

По уменьшаемому остатку

Эта методика является одним из самых ускоренных методов списывания движимой собственности. Как правило, этот метод применяется только в первые несколько лет эксплуатации автотранспорта. Эффективность данного подхода объясняется тем, что в первые годы использования авто, производительность объекта значительно выше. Это означает, что быстрая амортизация транспортного средства является более целесообразным способом списания расходов.

Для того чтобы использовать этот метод составления вычислений, необходимо получить информацию о следующих параметрах:

  • изначальная цена объекта;
  • остаточная стоимость;
  • эксплуатационный срок.

Для того чтобы составить вычисления износа объекта при помощи рассматриваемой методики, нужно остаточную стоимость (на начало отчетного периода) помножить на норму износа. Полученное значение следует помножить с коэффициентом форсирования. Здесь следует выделить тот факт, что каждая организация имеет право самостоятельно устанавливать величину этого параметра. Полученный результат следует умножить на 100 процентов.

Отчисление по сумме лет полезного использования

Срок амортизации легкового автомобиля можно рассчитать на основе полезного эксплуатационного срока. Данный метод, как и вышеуказанный вариант, является ускоренным способом составления расчетов. В первый год эксплуатации приобретенного автомобиля, предприятию нужно списывать крупные суммы денежных средств. Однако по мере старения транспорта, размер амортизационных затрат будет постепенно снижаться.

При составлении вычислений по данной методике учитывается начальная стоимость автомобиля. Полученное значение нужно умножить на норму амортизации, установленную в конкретной компании. В случае с данной методикой, норма амортизации рассчитывается на каждый год, а её величина тесно взаимосвязана со сроком полезного использования объекта.

Определяем срок эксплуатации

Период, в течение которого фирма будет через амортизационные отчисления списывать стоимость автомобиля, определяется сроком его полезного использования. Этот срок как в бухгалтерском, так и в налоговом учете компании устанавливают самостоятельно. Причем для целей главы 25 НК РФ фирмы обязаны руководствоваться Классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Этот же документ можно взять за основу и в бухучете.

В зависимости от технических характеристик автомобили (легковые и грузовые) и автобусы в соответствии с Классификацией относятся к третьей, четвертой или пятой группе. То есть срок их полезного использования может варьироваться от трех до пяти лет, от пяти до семи лет или же от семи до десяти лет.

Так, например, легковые автомобили высшего и большого класса относятся к пятой амортизационной группе. А значит, организации могут установить для них срок службы в пределах от 85 до 120 месяцев. Все же остальные легковые автомобили (кроме машин малого класса для инвалидов, которые относятся к четвертой группе) попадают в третью амортизационную группу. А значит, их стоимость может быть полностью списана в течение 37–60 месяцев. К третьей амортизационной группе относятся и микроавтобусы.

Если компания приобрела подержанный автомобиль, то срок полезного использования, определенный по Классификации, она может уменьшить на число месяцев эксплуатации машины прежними владельцами (п. 12 ст. 259 НК РФ). Но лишь при условии документального подтверждения времени службы у бывших собственников.

Если прежним хозяином была фирма, узнать, сколько месяцев автомобиль работал на ее благо, можно из акта приема-передачи основного средства (форма № ОС-1). Такие данные должны быть приведены и в инвентарной карточке (форма № ОС-6). А значит, ее заверенная копия вполне может служить документальным подтверждением. Кроме того, по мнению финансистов, срок, в течение которого автомобиль эксплуатировали до вас, можно определить по данным паспорта транспортного средства (письмо Минфина России от 3 августа 2005 г. № 03-03-04/1/142). Эти разъяснения особенно актуальны по отношению к автомобилям, в числе собственников которых были физические лица.

Однако часто фактическое время службы подержанного автомобиля оказывается равным максимальному сроку полезного использования, предусмотренному в Классификации для той амортизационной группы, к которой относится машина. Или даже превышающим его. Как сказано в пункте 12 статьи 259 НК РФ, в таком случае новый собственник автомобиля может определять срок полезного использования самостоятельно «с учетом требований техники безопасности и других факторов».

Пример 2

ООО «Юпитер» купило у ЗАО «Луна» легковой автомобиль среднего класса с рабочим объемом двигателя 2 литра. Такие транспортные средства (код по ОКОФ – 15 3410120) относятся к третьей амортизационной группе (срок полезного использования – от трех до пяти лет).

Из акта приема-передачи (форма № ОС-1) следует, что ЗАО «Луна» использовало автомобиль в течение трех лет и десяти месяцев. Организация получила его в качестве вклада в уставный капитал от учредителя – физического лица. Из паспорта транспортного средства видно, что общее время эксплуатации автомобиля составляет пять лет и семь месяцев. То есть оно превышает максимальный срок полезного использования, предусмотренный для основных средств, включаемых в третью амортизационную группу.

Учитывая техническое состояние автомобиля, ООО «Юпитер» решило установить срок полезного использования равным 24 месяцам.

Может ли этот срок полезного использования подержанной машины быть меньше года? На наш взгляд, да. Если компания решит, что пользоваться автомобилем она сможет меньше 12 месяцев, его стоимость можно будет списать единовременно, а не погашать через амортизацию. Правда, не исключено, что при проверке налоговики не согласятся с таким подходом. Особенно если окажется, что на деле фирма пользовалась этим транспортным средством больше года. Например, в письме УФНС России по г. Москве от 18 августа 2004 г. № 26-12/54016 фискалы настаивали на том, что срок полезного использования изношенного автомобиля меньше года быть не может.

Когда начинается и заканчивается амортизация

Начисления по объекту ОС необходимо начинать:

  • с даты признания в бухучете;

Наличие государственной регистрации не влияет на дату начала амортизационных начислений по ОС в бухучете. Исключение — случаи, когда госрегистрация является обязательным условием для использования имущественного объекта по назначению.

Прекращаются начисления:

  • с даты списания ОС;
  • с 1-го числа месяца, следующего за месяцем списания ОС, если это установлено учетной политикой (пп. «б» п. 33 ФСБУ 6/2020, п. 7 ПБУ 1/2008).

ВАЖНО!
ФСБУ 6/2020 не содержит требования об обязательном ежемесячном начислении амортизации. Делать это вы можете на конец установленного в организации отчетного периода.. Начисления производятся независимо от результата деятельности организации (п

29 ФСБУ 6/2020)

Начисления производятся независимо от результата деятельности организации (п. 29 ФСБУ 6/2020).

Начисляемые амортизационные отчисления планируются, исходя из показателя к концу срока амортизации (п. 32 ФСБУ 6/2020, Информационное сообщение Минфина России № ИС-учет-29 от 03.11.2020):

Начинать начисление амортизации в налоговом учете требуется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект введен в эксплуатацию (п. 4 ).

Прекращение начислений зависит от того, какой метод начисления вы применяете.

Срок полезного использования грузового автомобиля

Американская компания J.D. Power and Associates по результатам опроса 80 000 владельцев новых автомобилей составила рейтинг надежности машин. Аналитики компании по каждому производителю определяли количество проблем, которые имели место у 100 владельцев автомобилей в течение первых 90 дней эксплуатации. Первые места получили концерны, автомобили которых имели меньше всего проблем.

Второй год кряду первое место получает корейский концерн Kia. На 100 проданных новых автомобилей приходится в среднем 72 неисправности.

Второе место – корейская компания Genesis (дочерняя компания Hyundai) с результатом 77 неисправностей на 100 автомобилей.

Третье место – Porsche. На 100 проданных машин марок «Порше» приходится 78 поломок.

Остальные места в рейтинге получают следующие марки:

  • Ford.
  • Chrysler.
  • BMW.
  • Chevrolet.
  • Hyundai.
  • Lincoln.
  • Nissan.

Учитывая тот факт, что данные модели отличаются меньшим числом поломок, можно сделать вывод, что их срок службы продолжительнее по сравнению с автомобилями конкурентов. Однако при ненадлежащей эксплуатации даже они долго не прослужат.

Каждый более-менее опытный водитель прекрасно знает, что автомобиль должен обслуживаться своевременно и качественно. Если следовать рекомендациям производителя, то срок службы автомобиля в годах или километрах пробега можно существенно увеличить.

Вот перечень рекомендаций, которые необходимо выполнять:

Строго в срок проходить технические осмотры и осуществлять ремонт в соответствии с правилами.
Покупать только оригинальные запчасти. Неоригинальные аналоги, более дешевые в цене, в итоге могут привести к более серьезным поломкам.
Не возить грузы, вес которых превышает максимальную грузоподъемность автомобиля.
Придерживаться скоростных рамок и рекомендаций относительно переключения передач.
Не повышать нагрузку на мотор без крайней необходимости. То есть не нужно резко стартовать или разгоняться до большой скорости и затем внезапно тормозить на светофорах

Важно сбавлять скорость при движении по плохой дороге. Так можно существенно снизить нагрузку на подвеску автомобиля и продлить ей жизнь.

Все это простые, знакомые всем действия, которых мало кто придерживается. Впрочем, если следовать рекомендациям производителя, ухаживать за автомобилем и не перегружать его, то спустя десятилетия железный конь будет выглядеть как новый. Даже после продажи такой транспорт будет успешно эксплуатироваться годы и не доставит новому владельцу никаких проблем. Поэтому не стоит экономить на техническом осмотре и оригинальных запчастях, ведь все это позволит избавиться от проблем в будущем.

В бухгалтерском учете параметр определяется в соответствии с ожидаемым периодом эксплуатации и амортизации. Если организация установила этот показатель самостоятельно, на нормы классификатора она может не опираться. В итоге это значение в бухгалтерском и налоговом учете может быть разным.

Что касается нематериальных активов, их срок выявляется в тот момент, когда они принимаются к бухгалтерскому учету

Установление СПИ происходит с принятием во внимание следующих параметров:

  1. Период действия прав на итог интеллектуальной деятельности или индивидуализированное средство.
  2. Ожидаемый срок эксплуатации актива, на протяжении которого планируется получение от него выгод экономического характера.

Если начисление амортизации в компании происходит посредством применения линейного способа, в ходе приобретения ОС, которое находилось в употреблении, она может установить этот показатель на основании классификатора, уменьшив его значение на число лет/месяцев, в течение которых оно использовалось прежним собственником.

Еще один вариант – взять показатель, который использовался прежним собственником, и сократить его на число лет/месяцев, в течение которых объект применялся новым владельцем

Если по итогу будет получен нулевой или отрицательный срок, компания сможет установить его с принятием во внимание требований техники безопасности и прочих аспектов

Точное вычисление норм амортизации

Если за дело берётся бухгалтер с опытом работы в автомобильной сфере, то он в обязательном порядке будет вычислять коэффициент амортизации, учитывая такие моменты:

  1. Возраст машины.
  2. Пробег на сегодняшний день.
  3. Производителя. Это обязательно, поскольку расходы и частота ремонта у БМВ и у Волги, естественно, совершенно разные.
  4. Условия эксплуатации машины, регулярность использования.Тип климата — влажность, осадки, средняя температура и даже ветер.
  5. Экология района эксплуатации.
  6. Преимущественное использование автомобиля: в городе, деревне, посёлке.

Правда, для автомобилей не старше пяти лет, амортизацию могут вычислять по упрощённой методике — расходы будут составлять от 15 до 20% в год от стоимости новой машины.

Такой метод расчёта амортизации называют линейным. Он не может претендовать на особенную точность по одной причине — автомобиль со временем изнашивается и просит проводить ремонты чаще, просит больше масла, больше топлива. Если необходимо получить более точные данные об амортизации машины, тогда берутся за справочники и специальную бухгалтерскую литературу.

Входят ли автомобили в реестр основных средств?

Автотранспорт может считаться основным средством (ОС) и в налоговом учете, и в бухгалтерии, если соблюдены прописанные в законодательстве критерии.

  • эксплуатируется в процессе выпуска и продажи продукции, оказания услуг, осуществления работ, управления предприятием;
  • стоимость объекта начинается от ста тысяч рублей.

  1. эксплуатируется в процессе выпуска и продажи продукции, предоставления услуг, осуществления работ, управления предприятием, сдачи во временную аренду за плату;
  2. эксплуатируется более года;

компания не собирается перепродавать объект;
в будущем планируется получение прибыли от объекта.

Важные аспекты

Наличие автомобильного транспорта на балансе предприятия добавляет хлопот бухгалтеру. Нужно своевременно учесть все эксплуатационные расходы, а также начислить амортизацию.

Первый вопрос, возникающий у бухгалтеров, это момент начала амортизации. Приобретенное авто должно быть зарегистрировано в ГИБДД. Амортизировать машину следует с момента приобретения или с даты регистрации?

Когда же начинать амортизировать автомобиль? В законодательстве отсутствуют положения, связывающие амортизацию и дату регистрации.

Вследствие этого многие компании считают, что амортизировать авто можно только после регистрации в ГИБДД. Но на деле все не совсем так. Регистрация в ГИБДД это постановка авто на учет.

Тогда как регистрация прав означает право обладания имуществом. Купив авто, организация становится его владельцем. Для введения в эксплуатацию транспорт должен находиться в пригодном к использованию состоянии.

Таким образом, начало амортизации автомобиля не зависит от регистрации в ГИБДД. Хотя таковая и необходима для допуска к участию в дорожном движении.

Основные понятия

Амортизация автомобиля предполагает постепенное списание его стоимости по причине физического изнашивания. Проще говоря, организация покупает авто, но стоимость его списывает не разом, а постепенно на протяжении нескольких лет.

Амортизационные начисления включаются в производственные издержки. Их вычитают из стоимости объекта. Амортизация это денежный эквивалент износа.

Необходимость начислять амортизацию на автомобиль возникает когда:

Организация приобретает Авто в собственность
Предприятие нанимает сотрудника с машиной Какая используется для производственных целей

Таким образом затраты на содержание автотранспорта не становятся для предприятия невосполнимыми убытками. Расчет амортизации для автомобиля не так сложен, как может показаться.

Достаточно своевременно учитывать расходы на обслуживание авто в продолжение года. Получившаяся общая сумма делится на километраж. В итоге определяется стоимость одного километра пути.

Зная, сколько километров транспорт прошел за определенный отрезок времени, можно посчитать общую сумму по амортизации. При таком подходе необходимо, чтобы водитель отмечал все расходы. Иногда учетом затрат занимается бухгалтерский отдел.

Последняя зависима от возраста машины и ее естественного износа. Балансовая стоимость разделяется по количеству месяцев срока полезного действия и таким образом определяется средний показатель амортизации за месяц.

Способы исчисления амортизации могут быть различны. Среди основных следует отметить:

  • линейный;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • списание средств пропорционально объемам выполненных работ;
  • ускоренный метод.

В процессе расчета амортизации учитываются разнообразные факторы. Например, нормы износа или коэффициент ускорения.

Данные параметры постоянно меняются. Найти показатели или формулы для вычисления оных можно в различной бухгалтерской литературе или специальных периодических изданиях.

Зачем она нужна

Довольно распространенна ситуация, когда сотрудник использует личный автомобиль для исполнения служебных обязанностей. При этом от работодателя требуется не только оплата топлива, но износа машины.

Для этого рассчитывается амортизация одного километра пробега. Исходя из рассчитанных показателей, работодатель оплачивает использование авто.

Ну и самая главная причина начисления амортизации это списывание стоимости основного средства, принадлежащего предприятию. Покупая автомобиль, организация затрачивает некоторую сумму.

Чтобы предотвратить таковые, первоначальная стоимость постепенно уменьшается, а разница списывается в издержки производства.

Нормативная база

В п.49 Методических указаний говориться о необходимости амортизационного начисления для погашения стоимости основных средств, какими организация владеет по праву собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.

Таковой определен для всякой амортизационной группы. Отнесение ОС к амортизационным группам определяется ст.258 НК РФ. Точный срок полезного действия транспорта устанавливается специальной инвентаризационной комиссией.

В бухучете субъект вправе самостоятельно устанавливать период полезного действия, что оговорено в п.20 ПБУ 6/01. Но по обыкновению периоды в налоговом и бухгалтерском учете совпадают.

Отдельно надо коснуться стоимости авто. До 2009 года по отношению к дорогостоящим автомобилям применялся коэффициент амортизации автомобиля – коэффициент ускоренной амортизации, равный 0,5. В настоящее время данная норма не применяется.

Расчет амортизации методом уменьшаемого остатка

21 мая 2014      Учет основных средств

Все методы начисления амортизации основных средств подразделяются на линейные и нелинейные. О линейном способе начисления амортизации подробно поговорили в этой статьей.

Здесь подробно остановимся на нелинейном методе расчета – метод уменьшаемого остатка. С помощью этого метода осуществляется ускоренная амортизации основных средств.

Чем удобен этот способ начисления? В каких случаях его выгоднее применять? Ниже представлен пример расчета амортизационных отчислений ускоренным методом.

В отличие от линейного метода расчета для исчисления амортизации способом уменьшаемого остатка берется остаточная стоимость объекта. Остаточная стоимость считается путем вычитания из первоначальной (или восстановительной) стоимости объекта начисленной амортизации. То есть остаточная стоимость равна разности значения по дебету счета 01 и кредиту счета 02.

Помимо этого, в этом способе используется коэффициент ускорения, который организация устанавливает самостоятельно. Данный коэффициент предназначен для ускорения списания стоимости объекта посредством амортизации и, соответственно, возврата вложенных в приобретение ОС средств.

При поступлении основных средств, объект принимается к учету на 01 счет, со следующего месяца на него следует начислять амортизацию и выполнять ежемесячно проводки по списанию амортизационных отчислений (Д20 (44) К02).

Для того, чтобы посчитать амортизацию основных средств, нужно воспользоваться формулой, представленной ниже.

Общая формула расчета методом уменьшаемого остатка

А = Остаточная стоимость * Норма амортизации * Коэффициент ускорения.

Пример расчета амортизации основных средств ускоренным методом:

Имеем основное средств первоначальной стоимостью 200 000 и сроком полезного использования 5 лет. Коэффициент ускорения примем равным 2-м.

Как рассчитать амортизацию основного средства для этого примера?

При расчете амортизационных отчислений методом уменьшаемого остатка норма амортизации будет рассчитываться с учетом коэффициента ускорения.

Норма А = 100%*2 / 5 = 40%

1 год эксплуатации:

Остаточная стоимость (Ост.) =  200 000 – 0 = 200 000.

Годовая А = 200 000 * 40% = 80 000.

Ежемесячная А = 80 000 / 12 = 6666,67

2 год эксплуатации:

Ост. = 200 000 – 80 000 = 120 000.

Год. А. = 120 000 * 40% = 48 000.

Ежем. А. = 48 000 / 12 = 4000

3 год:

Ост. = 200 000 – 80 000 – 48 000 = 72 000.

Год. А. = 72 000 * 40% = 28 800.

4 год:

Ост. = 200 000 – 80 000 – 48 000 – 28 800 = 43 200.

Год. А. = 43 200 * 40% = 17 280

Как видно, с каждым годом эксплуатации ежемесячные амортизационные отчисления уменьшаются. Большая часть стоимости основного средства списывается в первые годы.

В нашем примере 20% от первоначальной стоимости – это 40 000.

5 год:

Ост. = 200 000 – 80 000 – 48 000 – 28 800 – 17 280 = 25 920, это меньше, чем 20% первоначальной стоимости.

Поэтому рассчитывать в дальнейшем ежемесячную амортизацию будем с помощью деления остаточной стоимости на 12.

Ежем. А. = 25920 / 12 = 2160.

В результате этих расчетов стоимость объекта основного средства полностью спишется, остаточная стоимость будет равна 0, объект можно списать со счета 01.

Когда способ уменьшаемого остатка выгодно использовать

Ускоренный метод расчета амортизационных отчислений удобно применять в том случае, если организации по какой-либо причине нужно как можно быстрее списать актив. Это актуально для ОС, которые быстро изнашиваются или морально устаревают, производительность которых значительно сокращается с увеличением срока использования.

Примером, такого основного средства можно назвать компьютер. С каждым годом появляются все более мощные модели, и очень быстро компьютер, срок эксплуатации которого еще не подошел к концу, уже может не справляться с поставленными задачами. Уже через 2-3 года использования его нужно модернизировать или менять на более современную модель.

Поэтому здесь удобно будет в первые 1-2 года списать основную часть его стоимости и на вернувшиеся в составе выручки деньги улучшить компьютер или же приобрести новый. При этом старую модель еще можно успеть продать, пока не закончился срок его эксплуатации.

При этом окажется, что и практически всю стоимость компьютера вернем с помощью ускоренной амортизации, и получим дополнительную прибыль за счет продажи старой модели.

То есть если организация планирует быстрое обновление основных фондов, то для нее выгоднее применять ускоренный метод уменьшаемого остатка.

Существует еще также такой нелинейный метод начисления амортизации, как метод пропорционально объему продукции и по сумме чисел лет срока полезного использования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *