Расчет амортизации и износа автомобиля: используемые формулы
Содержание:
- Вычисление по уменьшаемому остатку
- Что делать, если СК обманывает при оценке
- Нюансы
- Важные аспекты
- Как рассчитать амортизационные отчисления
- Прецедентное право Верховного Суда
- Помните про автостраховку, иначе она вас забудет
- Основные способы расчета износа на авто
- Рассчитаем амортизацию
- Как рассчитать амортизацию автомобиля: правила и формулы
- Когда начинается и заканчивается амортизация
- Как рассчитать амортизацию автомобиля
- Точное вычисление норм амортизации
Вычисление по уменьшаемому остатку
Это ускоренная амортизация. Первые годы размер списания начальной цены начисляются более масштабными темпами, чем в дальнейшие. Самая первая цифра – годовые отчисления. Она соответствует итоговой стоимости машины на начало учетного года. Месячная сумма соответствует 1/12 ее части. Для формулы применяется коэффициент ускорения. Пример.
ООО «Автоуслуги» приобрело автобус ГАЗ-«Круиз» для междугородних перевозок за 2 550 000 руб., и уплатило за регистрацию транспорта 5 000 руб. Срок службы автобуса ограничен 8 годами. Общество решило вычислять амортизацию нового автобуса по уменьшаемому остатку. Норма отчислений: 2 : 8 х 100% = 25% ежегодно. Расчет:
Год | Расчет | Ежегодная амортизация |
1 | 2 555 000 х 25% | 638 750 |
2 | (2 555 000 – 638 750) х 25% | 479 062, 5 |
3 | (2 555 000 – 638 750 – 479 062, 5) х 25% | 359 296 |
4 | (2 555 000 – ….– 359 296) х 25% | 269 472 |
5 | (2 555 000 –….– 269 472) х 25% | 201 933 |
6 | (2 555 000 –…. – 201 933) х 25% | 151 621 |
7 | (2 555 000 –….– 151 621) х 25% | 113 716 |
8 | (2 555 000 –….– 113 716) | 85 287 |
Итого | 2 299 137,5 |
Путем такого расчета начальная стоимость не будет полностью списанной (2 555 000 – 2 299 137,5 = 255 862,5). Министерство финансов разрешает отнести эту сумму к расходам последнего месяца пользования автобусом.
Что делать, если СК обманывает при оценке
Так как расчетом амортизации занимаются сотрудники страховой компании, заинтересованные в большей прибыли, то ее размер может быть серьезно завышен. Но не все автовладельцы знают, как поступить в такой ситуации и что нужно делать, чтобы получить все соответствующие выплаты в полном объеме. Если СК обманывает при оценке владельцу транспортного средства нужно действовать по такой схеме:
- провести повторную экспертизу у независимого эксперта, несвязанного со страховой компанией;
- подать исковое заявление в суд (на этом этапе рекомендуется обратиться за помощью к профессиональному автоюристу, который поможет правильно оформить пакет необходимых документов);
- дождаться решения суда.
При незначительном уменьшении страховой выплаты суд может принять решение в пользу СК.
Если такое произошло, то можно обратиться в вышестоящую инстанцию. По мнению специалистов, современная методика расчета компенсации по ОСАГО еще не совершенна и нуждается в доработке. Поэтому автовладельцам следует самостоятельно изучить схему расчета выплат и амортизации по ОСАГО. Это поможет в дальнейшем избежать конфликтных ситуаций с СК.
Полезные сервисы
Калькулятор КАСКО
Калькулятор ОСАГО
Нюансы
Купленный автомобиль необходимо зарегистрировать в ГИБДД. Но этот процесс может затянуться на несколько недель ввиду, например, отсутствия бланков. Амортизацию нужно начислять со следующего месяца после ввода в эксплуатацию. Но как быть, если к этому моменту авто еще не зарегистрировано? В НК РФ четких указаний по этому поводу нет. Зато финансисты утверждают, что амортизировать можно и не зарегистрированное ТС, так как сотрудники ГИБДД просто ставят машину на учет, а не регистрируют право собственности.
Срок использования ТС в НУ определяется по утвержденной Классификации ОС. Ее же можно использовать для подержанных машин. Достаточно из указанного в справочнике срока вычесть количество лет эксплуатации, которые подтверждены документально. Если ТС было приобретено у физлица, то эти данные содержатся в паспорте на автомобиль. Если предыдущим владельцем была фирма, то стоит поднять акт приема-передачи ОС.
Иногда возникает ситуация, когда фактическое время использование ТС равно максимальному сроку, предусмотренному Классификацией, или превышает его. В таких случаях собственник может определять срок самостоятельно, «согласно требованиям техники безопасности» (ст. 259 НК).
Важные аспекты
Наличие автомобильного транспорта на балансе предприятия добавляет хлопот бухгалтеру. Нужно своевременно учесть все эксплуатационные расходы, а также начислить амортизацию.
Первый вопрос, возникающий у бухгалтеров, это момент начала амортизации. Приобретенное авто должно быть зарегистрировано в ГИБДД. Амортизировать машину следует с момента приобретения или с даты регистрации?
Когда же начинать амортизировать автомобиль? В законодательстве отсутствуют положения, связывающие амортизацию и дату регистрации.
Вследствие этого многие компании считают, что амортизировать авто можно только после регистрации в ГИБДД. Но на деле все не совсем так. Регистрация в ГИБДД это постановка авто на учет.
Тогда как регистрация прав означает право обладания имуществом. Купив авто, организация становится его владельцем. Для введения в эксплуатацию транспорт должен находиться в пригодном к использованию состоянии.
Таким образом, начало амортизации автомобиля не зависит от регистрации в ГИБДД. Хотя таковая и необходима для допуска к участию в дорожном движении.
Основные понятия
Амортизация автомобиля предполагает постепенное списание его стоимости по причине физического изнашивания. Проще говоря, организация покупает авто, но стоимость его списывает не разом, а постепенно на протяжении нескольких лет.
Амортизационные начисления включаются в производственные издержки. Их вычитают из стоимости объекта. Амортизация это денежный эквивалент износа.
Необходимость начислять амортизацию на автомобиль возникает когда:
Организация приобретает | Авто в собственность |
Предприятие нанимает сотрудника с машиной | Какая используется для производственных целей |
Таким образом затраты на содержание автотранспорта не становятся для предприятия невосполнимыми убытками. Расчет амортизации для автомобиля не так сложен, как может показаться.
Достаточно своевременно учитывать расходы на обслуживание авто в продолжение года. Получившаяся общая сумма делится на километраж. В итоге определяется стоимость одного километра пути.
Зная, сколько километров транспорт прошел за определенный отрезок времени, можно посчитать общую сумму по амортизации. При таком подходе необходимо, чтобы водитель отмечал все расходы. Иногда учетом затрат занимается бухгалтерский отдел.
Последняя зависима от возраста машины и ее естественного износа. Балансовая стоимость разделяется по количеству месяцев срока полезного действия и таким образом определяется средний показатель амортизации за месяц.
Способы исчисления амортизации могут быть различны. Среди основных следует отметить:
- линейный;
- способ уменьшаемого остатка;
- списание средств пропорционально объемам выполненных работ;
- ускоренный метод.
В процессе расчета амортизации учитываются разнообразные факторы. Например, нормы износа или коэффициент ускорения.
Данные параметры постоянно меняются. Найти показатели или формулы для вычисления оных можно в различной бухгалтерской литературе или специальных периодических изданиях.
Зачем она нужна
Довольно распространенна ситуация, когда сотрудник использует личный автомобиль для исполнения служебных обязанностей. При этом от работодателя требуется не только оплата топлива, но износа машины.
Для этого рассчитывается амортизация одного километра пробега. Исходя из рассчитанных показателей, работодатель оплачивает использование авто.
Ну и самая главная причина начисления амортизации это списывание стоимости основного средства, принадлежащего предприятию. Покупая автомобиль, организация затрачивает некоторую сумму.
Чтобы предотвратить таковые, первоначальная стоимость постепенно уменьшается, а разница списывается в издержки производства.
Нормативная база
В п.49 Методических указаний говориться о необходимости амортизационного начисления для погашения стоимости основных средств, какими организация владеет по праву собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.
Таковой определен для всякой амортизационной группы. Отнесение ОС к амортизационным группам определяется ст.258 НК РФ. Точный срок полезного действия транспорта устанавливается специальной инвентаризационной комиссией.
В бухучете субъект вправе самостоятельно устанавливать период полезного действия, что оговорено в п.20 ПБУ 6/01. Но по обыкновению периоды в налоговом и бухгалтерском учете совпадают.
Отдельно надо коснуться стоимости авто. До 2009 года по отношению к дорогостоящим автомобилям применялся коэффициент амортизации автомобиля – коэффициент ускоренной амортизации, равный 0,5. В настоящее время данная норма не применяется.
Как рассчитать амортизационные отчисления
При признании объекта ОС в бухгалтерском учете определяются следующие элементы (п. 37 ФСБУ 6/2020):
- срок полезного использования;
- ликвидационная стоимость;
- способ начисления амортизации.
В налоговом учете начисления делаются, исходя из СПИ и стоимости (первоначальной или остаточной), — в зависимости от выбранного метода.
В БУ и НУ виды амортизационных отчислений частично отличаются. В БУ выделяют следующие способы начисления (п. 35, 36 ФСБУ 6/2020):
- линейный;
- уменьшаемого остатка;
- пропорционально количеству продукции (объему работ).
Для всех ОС, входящих в одну группу, устанавливается единый способ начисления амортизации.
Элементы пересматривайте в конце каждого года и при наступлении обстоятельств, которые влияют на них. Например, после улучшения или восстановления ОС (п. 37 ФСБУ 6/2020).
В налоговом учете вы вправе выбрать один из следующих методов начисления амортизации (п. 1 ст. 259 НК РФ):
- линейный;
- нелинейный.
Выбранный метод начисления и порядок использования амортизационных отчислений необходимо отразить в учетной политике для целей налогообложения. Они применяются ко всему амортизируемому имуществу, кроме того, которое амортизируется только линейным способом (п. 1, 3 ст. 259 НК РФ):
- здания, сооружения, НМА, входящие в 8-10 амортизационные группы (то есть СПИ превышает 20 лет);
- основные средства, используемые в добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении.
Метод начисления изменяется с линейного на нелинейный или обратно с начала года. Но есть ограничение: переход между методами возможен раз в пять лет, не чаще (п. 1 ст. 259 НК РФ).
Линейная амортизация
В бухучете линейный способ применяйте к ОС, для которых СПИ определяется периодом, в течение которого объект приносит выгоды.
В налоговом учете при расчете линейным методом отчисления необходимо делать ежемесячно, отдельно по каждому основному средству (п. 2 ст. 259 НК РФ). То есть при линейном методе амортизационные отчисления отражают часть стоимости амортизируемого имущества, которая учитывается в расходах равномерно в течение срока полезного использования.
Нелинейная амортизация
К нелинейному способу начисления амортизации в БУ относят способ уменьшаемого остатка. Он применяется к ОС, для которых СПИ определили периодом.
И способ пропорционально количеству выпущенной продукции (объему работ), который применяется, когда СПИ установлен в натуральных единицах (штуках, тоннах и т. д.). Но нельзя рассчитывать амортизацию на основе выручки или иных поступлений от продажи продукции, полученной от использования этого ОС.
В налоговом учете амортизацию нелинейным способом начисляйте по амортизационной группе, а не по отдельному основному средству, как при линейном методе (п. 2 ст. 259 НК РФ).
Прецедентное право Верховного Суда
Согласно положениям ст. 361 ГК РФ, страховая компания обязана выплачивать компенсацию за обычные последствия действия или бездействия, в результате которых причинен ущерб. В случае, когда транспортное средство повреждено и пострадавшая сторона принимает обоснованное решение о его ремонте (т. е. когда оценочная стоимость ремонта не превышает стоимость транспортного средства до повреждения — повреждение транспортного средства не имеет характер так называемого общего ущерба), страховая компания обязана возместить все преднамеренные расходы ремонт. Удержание так называемой амортизацим не поддерживается положениями общеприменимого законодательства.
Обращайтесь в суд, если страховая компания забыла о законах
Жертва имеет право отремонтировать автомобиль на станции техобслуживания по своему выбору и с использованием новых запасных частей, при условии, что его транспортное средство не приобретает большую ценность из-за замены поврежденных деталей новыми — и трудно автоматически предположить, что в действительности транспортное средство может вырасти в цене после замены деталей.
Хорошо известно, что цены на автомобили после аварий на вторичном рынке намного ниже, чем цены на автомобили без аварий. Страховая компания также не может полагаться на тот факт, что замена запчастей на новые может быть произведена только в отношении транспортных средств не старше 3 лет или покрытых гарантией производителя, так как для этого нет законных оснований. Страховая компания обязана покрыть все расходы на ремонт, включая расходы на покупку новых запчастей.
По статистике 8 из 10 страховщиков попытаются вас обмануть. Улыбаться будут все 10.
Уже в начале 1980-х годов Верховный суд выразил свою позицию, согласно которой:
Практические толковательные сомнения в отношении амортизации были на практике предметом заявления Омбудсмена по страхованию, которое в августе 2005 года обратилось в Верховный суд с юридическим вопросом — может ли страховая компания, выплачивающая компенсацию по договору страхования ответственности за автотранспортные средства, уменьшить эту компенсацию за разницу между стоимость новых деталей, необходимых для его ремонта, и стоимость, обусловленная степенью их потребления. В обоснование постановления от 24 февраля 2006 г. Верховный суд указал, что:
Помните про автостраховку, иначе она вас забудет
Водитель транспортного средства, вовлеченного в дорожно-транспортное происшествие, всегда надеется, что кузов будет только минимизирован. К сожалению, в большинстве случаев ущерб обычно намного выше. После расчета стоимости ремонта выясняется, что затраты на замену помятого бампера, фар, расходов на покраску и т. д. поставлены на карту. Хотя затраты на ремонт не возлагаются непосредственно на водителя, который не был признан виновным в столкновении, ущерб покрывается виновником события.
Однако практика показывает, что с момента аварии до полной финансовой компенсации страховщика еще предстоит пройти долгий и ухабистый путь. Перспектива быстрого ремонта или получения полной компенсации может быть очень оптимистичной. Одной из проблем, с которой сталкиваются жертвы транспортных событий, является так называемая проблема амортизации запасных частей, иногда также упоминаемая как коммерческая потеря стоимости.
объясняет Петр Протасюк из Omega Kancelarie Prawne.
добавляет адвокат из Omega Kancelaria Prawne.
Это ни в коем случае не практика, поддерживаемая судебной практикой Верховного суда, которая неоднократно подчеркивала, что страховая компания обязана возместить все необходимые затраты на ремонт.
Основные способы расчета износа на авто
При составлении расчетов, бухгалтер может использовать одну из четырех основных методик. Каждый из этих способов относится к одной из двух категорий: нелинейный и линейный способ составления расчетов. Каждая компания имеет законное право самостоятельно выбрать наиболее подходящую методику составления расчетов. Как правило, в отношении грузовых автомобилей и другого транспорта, использующегося в производственном цикле, применяется методика списания стоимости в соответствии с объемом произведенных товаров либо оказанных услуг. В отношении автомобилей, что не участвуют в производственном цикле, используются другие методы составления вычислений. Ниже мы предлагаем подробно рассмотреть, каждый из трех оставшихся способов.
Линейный метод
Ключевой особенностью этого метода является то, что размер транспортных расходов, начисленных за износ на протяжении конкретного отрезка времени, рассчитывается с учетом начальной (восстановительной) стоимости данного объекта. Для того чтобы вычислить коэффициент амортизации машины этим способом, нужно разделить вышеуказанное значение на продолжительность эксплуатационного срока. Как правило, такие сроки считаются в месяцах. Полученный результат должен быть умножен на сто процентов. По окончании составления расчетов можно получить информацию об объеме годового износа объекта. Для того чтобы узнать сумму финансовых ресурсов, потраченных за один месяц, нужно разделить полученный результат на двенадцать.
Как показывает практика, данная методика является одной из самых популярных, благодаря простоте составления расчетов. Начинать учет износа объекта необходимо со следующего месяца после приобретения транспортного средства и ввода в эксплуатацию. Этот шаг позволяет списывать денежные средства в одинаковом размере на протяжении всего эксплуатационного периода.
Расчеты выполняются не только при приобретении компанией авто, но и при оформлении на работу сотрудника с личным ТС, которое будет использоваться для исполнения служебных обязанностей
По уменьшаемому остатку
Эта методика является одним из самых ускоренных методов списывания движимой собственности. Как правило, этот метод применяется только в первые несколько лет эксплуатации автотранспорта. Эффективность данного подхода объясняется тем, что в первые годы использования авто, производительность объекта значительно выше. Это означает, что быстрая амортизация транспортного средства является более целесообразным способом списания расходов.
Для того чтобы использовать этот метод составления вычислений, необходимо получить информацию о следующих параметрах:
- изначальная цена объекта;
- остаточная стоимость;
- эксплуатационный срок.
Для того чтобы составить вычисления износа объекта при помощи рассматриваемой методики, нужно остаточную стоимость (на начало отчетного периода) помножить на норму износа. Полученное значение следует помножить с коэффициентом форсирования. Здесь следует выделить тот факт, что каждая организация имеет право самостоятельно устанавливать величину этого параметра. Полученный результат следует умножить на 100 процентов.
Отчисление по сумме лет полезного использования
Срок амортизации легкового автомобиля можно рассчитать на основе полезного эксплуатационного срока. Данный метод, как и вышеуказанный вариант, является ускоренным способом составления расчетов. В первый год эксплуатации приобретенного автомобиля, предприятию нужно списывать крупные суммы денежных средств. Однако по мере старения транспорта, размер амортизационных затрат будет постепенно снижаться.
При составлении вычислений по данной методике учитывается начальная стоимость автомобиля. Полученное значение нужно умножить на норму амортизации, установленную в конкретной компании. В случае с данной методикой, норма амортизации рассчитывается на каждый год, а её величина тесно взаимосвязана со сроком полезного использования объекта.
Рассчитаем амортизацию
Определим ежемесячные суммы амортизации указанными выше способами. Напомним, что автомобиль приобретен за 3 776 000 руб., включая НДС в сумме 576 000 руб. Следовательно, его стоимость, которая учитывается при исчислении амортизации, составит 3 200 000 руб.
Вариант 1. Руководствуясь п. 12 ст. 258 НК РФ, компания включила легковой автомобиль в ту же амортизационную группу, что и продавец (то есть в третью), взяв за основу тот же срок полезного использования — 40 месяцев.
Поскольку до продажи ТС эксплуатировалось в течение 20 месяцев, новый собственник при вводе объекта в эксплуатацию установит СПИ, равный 20 месяцам (40 — 20). Тогда месячная норма амортизации будет равна 5% (1 / 20 мес. x 100%), а сумма амортизации — 160 000 руб. (3 200 000 руб. x 5%).
В силу п. 4 ст. 259 НК РФ амортизацию в указанном размере следует начислять ежемесячно с июня 2015 г. на протяжении 20 месяцев (то есть по январь 2017 г. включительно). Следовательно, в 2015 г. компания сможет учесть в целях налогообложения амортизационные отчисления в сумме 1 120 000 руб., в 2016 г. — 1 920 000 руб., в 2017 г. — 160 000 руб.
Вариант 2. Организация в силу п. 12 ст. 258 НК РФ отнесла приобретенное имущество в состав той же амортизационной группы, что и прежний собственник, но пересмотрела СПИ, определив его в минимальном размере для третьей амортизационной группы — 37 месяцев. С учетом фактического времени эксплуатации автомобиля у предыдущего владельца новый СПИ составит 17 месяцев (37 — 20).
В таком случае норма амортизации будет равна 5,88% (1 / 17 мес. x 100%), сумма ежемесячной амортизации — 188 160 руб. (3 200 000 руб. x 5,88%). В 2015 г. организация перенесет на расходы 1 317 120 руб., в 2016 г. — 1 882 880 руб. (начисление амортизации прекратится в ноябре 2016 г.).
Вариант 3. Учитывая положения п. 12 ст. 258 НК РФ, компания решила не использовать свое право по корректировке срока полезного использования автомобиля, оставив его равным 40 месяцам. В таком случае ТС будет амортизироваться с июня 2015 г. по сентябрь 2018 г. включительно.
Норма амортизации составит 2,5% (1 / 40 мес. x 100%), сумма амортизации за месяц — 80 000 руб. (3 200 000 руб. x 2,5%). В 2015 г. компания учтет в налоговых расходах 560 000 руб., в 2016, 2017 гг. — по 960 000 руб., в 2018 г. — 720 000 руб.
Вариант 4. Организация отказалась от реализации своего права уменьшить СПИ бэушного объекта ОС на количество месяцев его эксплуатации прежним владельцем. Однако указанный срок она установила самостоятельно в соответствии с Классификацией ОС в рамках третьей амортизационной группы (то есть той, в которую автомобиль был включен у продавца) — 50 месяцев. С учетом этого стоимость ТС будет перенесена на расходы в течение периода с июня 2015 г. по июль 2019 г. включительно.
Месячная норма амортизации в таком случае составит 2% (1 / 50 мес. x 100%), сумма амортизации — 64 000 руб. (3 200 000 руб. x 2%). В 2015 г. налогоплательщик спишет 448 000 руб., в 2016 — 2018 гг. — по 768 000 руб., в 2019 г. — 448 000 руб.
Вариант 5. Поскольку продавец включил автомобиль не в ту амортизационную группу, что предусмотрена Классификацией ОС для данного авто, организация вопреки п. 12 ст. 258 НК РФ, но в соответствии с судебной практикой отнесла объект к пятой амортизационной группе и определила СПИ, равный 85 месяцам. Новый срок полезного использования (с учетом эксплуатации у прежнего владельца) составит 65 месяцев (85 — 20). То есть амортизация будет начисляться с июня 2015 г. по октябрь 2020 г. включительно.
Тогда месячная норма амортизации будет равна 1,54% (1 / 65 мес. x 100%), сумма амортизации — 49 280 руб. (3 200 000 руб. x 1,54%). В 2015 г. компания учтет при исчислении налога на прибыль 344 960 руб., в 2016 — 2019 гг. — по 591 360 руб., в 2020 г. — 489 600 руб.
Вариант 6. Организация исправила ошибку прежнего владельца и включила подержанный автомобиль в пятую амортизационную группу, установив минимальный СПИ, предусмотренный Классификацией ОС для данного имущества, — 85 месяцев. При этом налогоплательщик отказался от права уменьшить указанный срок на количество месяцев фактического использования транспортного средства продавцом. В этом случае амортизация будет начисляться с июня 2015 г. по июнь 2022 г. включительно.
В таком случае норма амортизации составит 1,18% (1 / 85 мес. x 100%), сумма ежемесячной амортизации — 37 760 руб. (3 200 000 руб. x 1,18%). В 2015 г. компания отнесет на расходы 264 320 руб., в 2016 — 2021 гг. — по 453 120 руб., в 2022 г. — 216 960 руб.
Как рассчитать амортизацию автомобиля: правила и формулы
Внимание
Много это или мало? Посмотрим таблицу районирования по климатическим условиям регионов РФ – Алтайский край относится к холодному климату. Экологическая агрессивность – высокая (85 кг выбросов в атмосферу на жителя).Количество жителей в регионе – 700 тыс
Вычислим среднегодовой пробег. 75 364/5=15072,8 км/год. Этому значению соответствует коэффициент И2=0,89 И1=0,4, Пф=75,4, И2=0,89, Дф=5, А2=1,12 , А3=1,07 , А4=1,050 Высчитаем значение самостоятельно: (И1хПф+И2xДф)хА2xА3xА4=(0,4х75,4+0,89х5)х1,12х1,07х1,050=43,55 % Мы получили значение естественного износа. Посчитаем его в деньгах: 600 000х43,6/100=261 600 Стоимость автомобиля на 2017 год составит 600 000-261 600=338 400. Посчитаем стоимость с учетом морального износа в онлайн-сервисе оценщик.
Получилось, что рыночная стоимость оцениваемого автомобиля 338 400х(1 — 0,2)=270 720 руб.
Когда начинается и заканчивается амортизация
Начисления по объекту ОС необходимо начинать:
- с даты признания в бухучете;
Наличие государственной регистрации не влияет на дату начала амортизационных начислений по ОС в бухучете. Исключение — случаи, когда госрегистрация является обязательным условием для использования имущественного объекта по назначению.
Прекращаются начисления:
- с даты списания ОС;
- с 1-го числа месяца, следующего за месяцем списания ОС, если это установлено учетной политикой (пп. «б» п. 33 ФСБУ 6/2020, п. 7 ПБУ 1/2008).
ВАЖНО!
ФСБУ 6/2020 не содержит требования об обязательном ежемесячном начислении амортизации. Делать это вы можете на конец установленного в организации отчетного периода.. Начисления производятся независимо от результата деятельности организации (п
29 ФСБУ 6/2020)
Начисления производятся независимо от результата деятельности организации (п. 29 ФСБУ 6/2020).
Начисляемые амортизационные отчисления планируются, исходя из показателя к концу срока амортизации (п. 32 ФСБУ 6/2020, Информационное сообщение Минфина России № ИС-учет-29 от 03.11.2020):
Начинать начисление амортизации в налоговом учете требуется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект введен в эксплуатацию (п. 4 ).
Прекращение начислений зависит от того, какой метод начисления вы применяете.
Как рассчитать амортизацию автомобиля
Амортизация легкового автомобиля рассчитывается таким способом:
за основу необходимо взять стоимость транспортного средства при его покупке;
далее важно найти срок полезного использования автомобиля. Все зависит от той амортизационной группы, к которой принадлежит данная марка;
единицу поделить на срок полезного использования ТС (получится число меньше ;
полученное число умножить на стоимость ТС при покупке.
Это и будет сумма амортизации легкового авто
Это и будет сумма амортизации легкового авто.
Существует другой способ расчета уровня изношенности автомобиля, который заключается в следующем:
- проводится вычисление расчетного износа по специальным формулам;
- полученное число умножается на балансовую (стоимость при покупке) цену автосредства.
Расчет амортизации авто на 1 километр проводится так:
- ведется учет стоимости всех затрат по уходу за вашим транспортным средством (охладительные жидкости, масла, стоимость расходных материалов) за год;
- высчитывается километраж, который преодолел ваш автомобиль за 12 месяцев;
- расходы делятся на километраж, в результате чего получается стоимость амортизации автомобиля на 1 километр его пути.
Амортизация личного автомобиля в служебных целях просчитывается с учетом данных из таблиц, которые размещены в РД 37.009.015-98 (с Изменениями N 1, N 2, N
Важно учитывать, что износ авто, которое используется в коммерческих целях, будет намного больше, чем естественное старение машины, которой пользуется семья для личных нужд.. Примеры расчета амортизации авто даны в этом видео:. Примеры расчета амортизации авто даны в этом видео:
Примеры расчета амортизации авто даны в этом видео:
https://youtube.com/watch?v=hJ_LCX-5Ekk
Примеры
Теперь рассмотрим примеры расчета амортизации автомобиля.
По линейному методу берется срок полезного использования. Согласно норм Постановления Правительства РФ от 1.01 2002 г. № 1 автомобили могут относится к 3, 4 и 5 группе амортизации. В нашем случае будет браться 3 группа (от 3 до 5 лет полезного использования). Для получения суммы амортизации мы должны провести следующие действия:
- 1:5 =20% в год автомобиль теряет в своей стоимости;
- 20%х3=60% (ТС используется уже 3 года);
- 1 726 000Х60% = 1035600 (потерянная стоимость);
- 1726000-1035600 = 690400 (цена автомобиля после 3 лет использования).
Теперь проведем расчет по километражу пробега с использованием данных по расчетному износу на 1000 километров (Приложение И к РД 37.009.015-98(с Изменениями N 1, N 2, N . Данный автомобиль можно отнести к группе авто среднего класса с габаритами от 3,9 до 4,4 метра. Расчетный износ на 1000 километров пробега для данной группы автомобилей составляет 0,3%. Исходя из имеющихся данных проводим необходимые вычисления:
- 0,3% х 65 (пробег авто в тысячах км.)= 19,5%;
- 1 726 000 Х 19,5% = 336570;
- 1 726 000 — 336570 = 1 389430.
Проведем расчет амортизации на 1 километр. Для этого необходимо сумму естественного износа поделить на километраж пробега машины: 336570 : 65000 = 5,17 рубля
Еще один способ — это расчет по сумме чисел годов полезного использования машины. Для проведения расчетов по данному способу делаем такие действия: 1 +2 +3+ 4+ 5= 15.
Проводится расчет амортизации по годам. Способ предусматривает постепенное уменьшение амортизационных отчислений, поэтому за 3 года сумма амортизации будет такова:
- 5 :15 Х 1726 = 575,33 тыс. рублей;
- 4 :15 х 1726 = 460, 26 тыс. рублей;
- 3 :15 Х1726 = 345,2 тыс. рублей;
- 575,33 + 460,26+ 345,20 = 1380,79 (1 миллион 380 тысяч 790 рублей).
Остаточная стоимость автомобиля составляет 1 726 000 — 1 380 790 = 346 000 рублей.
Итак, после просчетов амортизации ТС несколькими способами, можно понять, что получить одинаковую четкую цифру практически невозможно.
Онлайн- калькулятор
Некоторые ресурсы в интернете предлагают рассчитать уровень износа автомобиля в режиме онлайн. Для получения процента необходимо в первую очередь знать тип вашего автомобиля:
- легковой отечественного производства;
- иномарка;
- тягач;
- грузовой автомобиль с подтипами;
- автобус и т.д..
Правила заполнения информации в диалоговом окне таковы:
- выбирается тип авто;
- вводится срок гарантии от сквозной коррозии;
- вводится дата выпуска машины;
- отображается информация про пробег в километрах;
- после введения данных необходимо нажать кнопку «Рассчитать».
Через несколько секунд будет получен ответ.
Износ автомобиля и методика его расчета рассмотрены в данном видео:
Точное вычисление норм амортизации
Если за дело берётся бухгалтер с опытом работы в автомобильной сфере, то он в обязательном порядке будет вычислять коэффициент амортизации, учитывая такие моменты:
- Возраст машины.
- Пробег на сегодняшний день.
- Производителя. Это обязательно, поскольку расходы и частота ремонта у БМВ и у Волги, естественно, совершенно разные.
- Условия эксплуатации машины, регулярность использования.Тип климата — влажность, осадки, средняя температура и даже ветер.
- Экология района эксплуатации.
- Преимущественное использование автомобиля: в городе, деревне, посёлке.
Правда, для автомобилей не старше пяти лет, амортизацию могут вычислять по упрощённой методике — расходы будут составлять от 15 до 20% в год от стоимости новой машины.
Такой метод расчёта амортизации называют линейным. Он не может претендовать на особенную точность по одной причине — автомобиль со временем изнашивается и просит проводить ремонты чаще, просит больше масла, больше топлива. Если необходимо получить более точные данные об амортизации машины, тогда берутся за справочники и специальную бухгалтерскую литературу.