Что значит тормозить двигателем и как правильно это делать

Плавное торможение с небольшой скорости.

К примеру вы едете по городу и захотели остановиться попить кофе или высадить пассажира. Для этого необходимо сбросить скорость

, включитьправый указатель поворота и перевести взгляд на правоезеркало заднего вида , что бы убедиться что справа вас никто не обгоняет и нет велосипедистов или других участников движения. Прижимаетесь к правой обочине или тротуару. Далее,выжимаете сцепление (разъединяете передачу крутящего момента между двигателем и коробкой передач) и не отпуская его плавно нажимаете напедаль тормоза . Останавливаетесь. После можно выключить поворотник, дернуть рычаг ручного (стояночного) тормоза, после перевести положение ручки переключения передач в нейтральное положение и отпустить педаль сцепления. Теперь можно глушить авто и идти по делам.

Почему автомобиль замедляется при торможении двигателем

Замедление скорости движения автомобиля происходит за счет того, что водитель убрал ногу с педали газа и не перевел рукоятку коробки передач в нейтральное положение, соответственно топливо не подается в мотор, элементы коробки и двигателя находятся в зацеплении, коленвал ДВС испытывает сопротивление со стороны коробки и теряются его обороты.

При подаче топлива в двигатель, коленчатый вал передает вращение валу коробки переключения передач, а при торможении мотором, происходит обратное действие, потому что вал коробки получается скорость от вращения колес, так как коробка находится в активном режиме, а коленвалу приходится воспринимать нагрузки от коробки.

Это значит, что на повышенных скоростях, машина труднее разгоняется. Поэтому разгоняются всегда на пониженных передачах. Соответственно, если на малых скоростях КПП отпустить газ, то сила инерции будет большая и авто быстрее остановится.

Плюсы и минусы способа

Достоинства торможения двигателем настолько велики, что им нужно пользоваться обязательно, особенно на затяжных спусках:

  • если столько же энергии, сколько способен принять двигатель, выделить в рабочих тормозах, то они неминуемо перегреются и выйдут из строя, мотору же это никак не повредит;
  • при отказе основной тормозной системы замедление с помощью двигателя останется единственным способом спасти автомобиль, пассажиров и всё, что попадётся на пути неисправной машины;
  • в горных условиях не существует иных способов безопасного спуска, тормоза, способные выдержать горные режимы, на гражданские автомобили не устанавливаются;
  • при торможении двигателем колёса продолжают вращаться, то есть не блокируются, и автомобиль сохраняет способность реагировать на руль, исключение составляет экстремально скользкое покрытие, когда шины потеряют контакт даже при слабом замедлении;
  • при заднем или полном приводе автомобиль стабилизируется вектором замедления;
  • экономится ресурс дисков и колодок.

Без минусов не обходится:

  • интенсивность замедления мала, следует понимать разницу между энергией и мощностью, двигатель может принять значительную энергию, но не в короткий промежуток времени, здесь тормозная система гораздо мощнее;
  • замедлением сложно управлять, водитель должен обладать знанием и навыками, а автоматические типы трансмиссий включать соответствующие алгоритмы переключения;
  • не все автомобили обучены включать стоп-сигналы при таком виде торможения;
  • при переднем приводе резкое торможение может дестабилизировать машину и отправить в занос.

О достоинствах и недостатках можно говорить лишь в плане информации, на самом деле режим жизненно необходим, без него сфера использования автомобиля сильно ограничена.

Аварийное торможение

Часто бывает так, что приходится применять срочное торможение. Для этого следует нажать педаль тормоза в пол, и пытаться удерживать свое тело, которое будет уходить по инерции вперед. Если начинается занос, отпустите тормоз, чтобы восстановить контроль над автомобилем.

При торможении обязательно учитывайте величину тормозного пути. Рассчитать его можно так: разделите скорость машины на 10, а получившийся результат умножьте на сам на себя.

К примеру, если скорость составляет 50 км/ч, то тормозной путь будет равняться 25 м. При скорости 80 км/ч результат получается 64 м.

Естественно, это всего лишь приблизительные цифры. На величину тормозного пути влияют многие факторы: состояние шин, дороги, тормозной системы.

Процесс торможения мотором

Во время отпускания водителем педали скорости в мотор начинает поступать меньшее количество горючего, из-за чего его обороты снижаются. Когда передача скоростей включена, а сцепление находится в невыжатом состоянии, процесс замедления вращения колес при уменьшении оборотов мотора будет выглядеть совершенно естественным.

В сущности, при данном виде торможения получается обратная ситуация, когда не двигатель вращает колеса с помощью кардана, а напротив — вращающиеся колесные пары посредством кардана начинают крутить коленчатый вал двигателя. Коленвал и блок цилиндров в этом случае начинают работать в принудительном режиме, что провоцирует механические потери. Кардан из-за этого вращается медленнее, скорость существенно снижается и происходит торможение.

Как правильно тормозить мотором

Ничего сложного в этом процессе нет, но кое-какие особенности все же имеются и здесь. Например, чтобы не допустить критической нагрузки на силовой агрегат и трансмиссию, необходимо соблюдать противоположный порядок переключения передач — с четвертой на третью и так далее. Кстати, сразу на первую с четвертой передачи переключаться нельзя, так как это приводит к быстрой потере скорости и, как следствие, к блокированию колес. Последовательность действий должна быть следующей:

  • отпускание педали «газа»;
  • нажимание на сцепление;
  • переключение на более низкую передачу
  • плавное отпускание сцепления (сцепление надо отпускать именно плавно, чтобы не допустить сильной нагрузки на его механизм).

Во время торможения мотором при нажатии на сцепление связь мотора с колесами разрывается, что может привести к значительному увеличению скорости, так как двигатель уже не будет сдерживать кручение колес. В этом случае машина будет вести себя так, как она ведет себя на нейтралке. Поэтому перед выжиманием сцепления лучше подстраховаться и надавить на тормоз.

Еще один немаловажный момент — во время торможения мотором стоп-сигналы не срабатывают, а это значит, что водители, которые едут сзади, не будут оповещены о вашем намерении затормозить. Поэтому перед данным видом остановки авто нужно активировать аварийную сигнализацию. Для этого можно слегка надавить на тормоз. Кстати, коэффициент сжатия у дизельных моторов гораздо сильнее, чем у бензиновых, поэтому дизель будет тормозить резче.

Когда может применяться торможение мотором

Главное, о чем не следует забывать — торможение мотором не используется для быстрой остановки транспортного средства. А применяться оно может в таких случаях:

  • при необходимости затормозить на скользкой трассе;
  • во время движения по косогору;
  • когда нет возможности тормозить классическим способом — педалью или ручным тормозом.

Если автомобиль движется по скользкой трассе, то велика вероятность заноса, которого можно избежать, применив торможение силовым агрегатом — это поможет сохранить управляемость машиной. Автоблокировка (ABS и ESP) далеко не всегда может стать выходом из положения, и в условиях гололеда, слякоти или другого вида бездорожья остается риск заноса. Именно поэтому многие водители используют возможность затормозить мотором, когда машина движется на значительной скорости в условиях плохой погоды.

Во время движения по тяжелому спуску данный такое торможение поможет избежать значительной нагрузки на тормозную систему, которая чревата перегревом ее составляющих. А ведь из-за частого перегревания система вполне может выйти из строя раньше положенного срока. Кроме того, перегрев колодок может привести к их заклиниванию в самый ответственный момент, а это уже серьезная угроза безопасности. Стоит ли говорить о пользе торможения силовым агрегатом при полном отказе тормозов…

Как правильно тормозить двигателем

Современные автомобили вполне способны действовать самостоятельно, достаточно лишь отпустить педаль акселератора. Но даже в этом случае надо понимать, что происходит и как усилить эффект.

Механическая КПП

На «механике» важно освоить способ быстрого переключения на низшие передачи в экстремальной ситуации. Рабочее замедление двигателем при малой интенсивности достигается простым переключением в привычном режиме

Но если надо быстро сбросить скорость при отказе тормозов или в ситуации, когда они не справляются, включить нужную передачу оказывается сложно.

Синхронизированная коробка способна уравнять скорости вращения зубчатых передач при входе в зацепление. Но только в ограниченных пределах, мощность синхронизаторов невелика. Быстро набирающий ход автомобиль раскручивает валы коробки, а скорость вращения коленвала мала.

Для безударного включения необходимо перевести рычаг в тот момент, когда мотор работает на тех оборотах, которые соответствуют текущей скорости на выбранной передаче.

Для выполнения этого условия опытный водитель выполнит двойной выжим сцепления с перегазовкой. Выключается текущая передача, после чего быстрым нажатием на газ мотор раскручивается, сцепление выключается и рычаг переводится в нужное положение.

После тренировок приём выполняется на полном автоматизме и очень полезен даже во вполне штатном применении, сберегая ресурс коробки передач, где синхронизаторы – всегда слабое место, а когда-нибудь это может спасти автомобиль, здоровье, а может и жизнь. В спорте вообще на МКПП без этого делать нечего.

АКПП

Автоматический гидроавтомат сейчас везде снабжён электронным программным управлением. Он способен распознать необходимость торможения двигателем и проделает всё описанное выше самостоятельно. Многое зависит от конкретной коробки, особенности которой надо знать.

Некоторым надо помогать разными способами:

  • включить спортивный режим;
  • перейти на ручное управление, после чего пользоваться селектором или лепестками под рулём;
  • задействовать положения селектора с ограничением диапазона передач, отключить овердрайв или высшие ступени.

В любом случае во время движения нельзя пользоваться нейтралью. Тем более вопиющими ошибками вроде включения заднего хода или парковки.

Вариатор

По алгоритму работы вариатор не имеет отличий от классической гидромеханической коробки. Конструкторы не нагружают владельца необходимостью знания, как в автомате организовано изменение передаточного числа.

Поэтому можно даже не знать, какой тип АКПП установлен на данном автомобиле, все процедуры производятся одинаково.

Робот

Роботом принято называть механическую коробку с электронным управлением. То есть она программируется так, чтобы владелец пользовался трансмиссией в точности так же, как и на прочих автоматах, а в большинстве случаев имеется ручной режим переключения, которым и стоит воспользоваться, если потребуется притормаживать двигателем.

Даже с дополнительным удобством, поскольку педель сцепления отсутствует, а перегазовки хороший робот обучен выполнять самостоятельно. Можно присмотреться к гонкам Формулы 1, где пилот просто лепестком под рулём сбрасывает нужное количество передач перед поворотом.

Что означает торможение двигателем

В процессе использования этого способа торможения силовой агрегат транспортного средства оказывает сопротивление инерционной силе, способной увеличить скорость авто. Мотор может притормозить автомобиль, осуществляющий движение на определенной передаче при минимально возможной подаче горючего.

Если в результате нажатия на педаль газа происходит увеличение количества подаваемого топлива и раскручивание двигателя, то когда ее отпускают:

  • уменьшается поступающее в цилиндры горючее;
  • начинается снижение оборотов;
  • на трансмиссию перестает передаваться вращательный момент двигателя.

В процессе движения машины коробкой автоматом дозировано передается крутящий момент, который был получен от мотора машины, к колесам, в соответствии с установленным передаточным числом КПП.

При перемещении транспортного средства с автоматом на пониженных передачах (1-3) на колеса передается предельно допустимое количество энергии. В это время автомобиль не получится разогнать до высоких скоростей. Хотя даже при включении повышенного режима, а именно, 4-6, и увеличении скорости, получаемый разгон машины с автоматом будет недостаточно интенсивным, мощность, передающаяся на колеса, снизится по сравнению с первыми тремя передачами.

Безопасность наше все

Если тормоза все-таки отказали, торможение двигателем становится, по сути, единственным безопасным способом снизить скорость до минимума. Главное в данной ситуации – не растеряться. Даже если непредвиденная ситуация произошла на длительном спуске. Конечно, полностью остановить автомобиль одним лишь двигателем в этом случае будет весьма затруднительно, но это не значит, что и пытаться не стоит. Можно, например, использовать комбинацию торможения двигателем и контактного торможения. Для этого нужно постараться уравнять свою скорость со скоростью автомобиля, идущего впереди, и упереться в его задний бампер, подавая сигналы с просьбой об остановке. Поверьте, последствия таких действий будут куда более щадящими, чем закончить свой путь в кювете или при встрече с ограждением дороги.

Увы, как у любой медали есть две стороны, так и у торможения двигателем не все идеально. Дело в том, что, снижая скорость без участия рабочей тормозной системы, Вы не подаете соответствующих сигналов соседям по потоку. Проще говоря, стоп-сигналы на Вашем автомобиле не загораются. Следовательно, тот, кто едет позади, может не успеть вовремя среагировать на Ваше торможение. Особенно плохо скорость и дистанция ощущаются в темное время суток. Последствия такой дезориентации в пояснениях не нуждаются, а потому, думая о своей безопасности, не забывайте и о безопасности окружающих. Прежде, чем выполнять торможение двигателем на дорогах общего пользование, потренируйтесь на закрытой площадке, изучите свои возможности и возможности своего автомобиля.

Торможение мотором с АКПП

У торможения с «автоматом» есть некоторые особенности, главным образом зависящие от специфики устройства АКПП. Иные автоматические коробки вообще не предусматривают возможности торможения мотором, а в некоторых эта функция блокируется на уровне системного управления. Но есть и такие АКПП, в которых данный вид торможения активируется автоматически или включается только вручную.

Нужно помнить, что этот способ торможения с АКПП, где такая возможность не предусматривается, осуществляется только в самом крайнем случае, когда иные варианты невозможны. Иначе это может привести к поломке автоматической коробки, а ее ремонт стоит недешево. «Автоматы» мягче контактируют со сцеплением, поэтому торможение двигателем с ними намного безопаснее, чем с механической системой.

Торможение двигателем плюсы и минусы

Основное назначение замедления транспортного средства данным способом состоит в уменьшении вероятности заноса при спуске. При использовании штатных тормозов происходит блокирование колес, управление автомобилем выходит из-под контроля. Метод торможения двигателем помогает снизить риск возникновения аварийных ситуаций. Здесь колеса машины не блокируются, тормозные колодки не перегреваются.

Условия, при которых необходимо торможение двигателем:

  1. Передвижение транспортных средств на затяжных спусках.
  2. На скользких мокрых дорожных покрытиях.
  3. На серпантинах горных дорог.

Многие опытные автомобилисты применяют этот метод для экономии горючего. Если ситуация позволяет, отпускается педаль подачи газа, и машина продолжает катиться по дороге в заданном режиме. При этом не истираются покрышки колес и колодки тормозные. Водители отмечают существенную экономию, за счет прекращения расхода топлива при отпущенной педали подачи газа в современных автомобилях, с установленными инжекторными моторами механическими коробками передач.

При поломке тормозов, метод торможения двигателем поможет снизить скорость движения транспортного средства до безопасного значения, особенно при спуске на склоне. После замедления автомобиля можно постепенно остановиться с минимальной угрозой здоровью, жизни водителя и пассажиров.

Главный недостаток торможения двигателем – отсутствие горящих огней «стоп-сигнал», расположенных сзади автомобиля, т. к. они не включаются без нажатия на тормоз. Водители, едущие сзади, не всегда заметят замедление машины, движущейся впереди, что увеличивает вероятность возникновения дорожно-транспортного происшествия, аварии.

Почему авто замедляется при торможении двигателем

При сбросе газа водителем двигатель переходит в режим принудительного холостого хода. Холостого – потому, что он при этом не отправляет энергию сгорающего топлива в нагрузку, а принудительным это называется по причине вращения коленчатого вала со стороны колёс, а не наоборот.

Если разомкнуть связь трансмиссии с мотором, например, выключив сцепление или включив нейтральную передачу, то двигатель стремится выйти на обороты холостого хода, как это заложено в его конструкции.

Но при торможении связь остаётся, поэтому входной вал коробки передач стремится раскручивать мотор, используя энергию, накопленную массой движущегося автомобиля.

Энергия в двигателе во время принудительного холостого хода расходуется на трение в механизмах, но эта часть мала, узлы оптимизированы на минимум потерь. Основная часть уходит на так называемые насосные потери. Газ сжимается в цилиндрах, нагревается, затем расширяется при рабочем ходе поршня.

Значительная доля энергии при этом теряется на потери тепла, особенно если на пути потока встречаются преграды. У бензиновых ДВС это дроссельная заслонка, а у дизелей, особенно мощных грузовых, ставят дополнительный горный тормоз в виде заслонки на выпуске.

Потери энергии, а значит и замедление, тем выше, чем больше скорость вращения коленчатого вала. Следовательно, для эффективного сброса скорости надо последовательно переходить на низшие передачи, вплоть до первой, после чего можно уже воспользоваться рабочими тормозами. Они не перегреются, скорость уменьшилась, а энергия зависит от её квадрата.

Вывод

Следует уметь тормозить двигателем, потому что разные ситуации бывают на дорогах. Следует учитывать следующие моменты:

  1. Без необходимости желательно не тормозить двигателем, так как и ДВС и коробка испытывают в таком режиме большие нагрузки.
  2. Если сзади вас едут автомобили и вы решили тормозить двигателем, то хотя бы чуть-чуть нажмите на педаль тормоза, чтобы задние фонари загорелись.
  3. Если в авто установлена автоматическая коробка (вариатор, робот), то следует изучить, можно ли тормозить так. Потому что некоторые коробки не позволяют заводить автомобиль буксиром, следовательно и машина при торможении двигателем будет толкать саму себя, а это приведет к поломке.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *