Утечка тока в автомобилях, что это такое, как замерить
Содержание:
- Как найти утечку тока в автомобиле
- Как проверить высоковольтные провода на авто мультиметром
- Как производится проверка утечки тока в автомобиле мультиметром
- Почему садится аккумулятор — основные причины утечки
- Как производится проверка утечки тока в автомобиле мультиметром
- Поиск и устранение утечки тока
- Измерение сопротивления
- Причины и последствия
- Поиск причин утечки
- Проверка работы генератора
Как найти утечку тока в автомобиле
В первую очередь, следует проверить те приборы, которые устанавливались самостоятельно или в случайных автосервисах, не специализирующихся на установке электрического дополнительного оборудования – магнитолу, видеорегистратор, всяческие другие электронные «игрушки». Делать это лучше всего методом исключения – подсоединив мультиметр к АКБ вышеуказанным способом, отключайте устройства по одиночке. Если при отключении какого-либо из них значение тока утечки снизилось – то вы нашли «виновника». Далее действуйте по обстоятельствам – либо просто оставьте прибор отключенным, либо, если уверены в своих силах, пытайтесь его починить. К сожалению, сигнализацию таким способом проверить не удастся – она связана со многими другими элементами электрооборудования, «вычислить» неисправности которых можно лишь по косвенным признакам или проверяя точки подключения модуля сигнализации по отдельности.
Концевой выключатель в дверке автомобиля
Косвенными признаками возможной утечки через сигнализацию могут быть грязь на концевых выключателях, их малый ход включения-выключения; также может быть замыкание в самом модуле из-за влаги, попавшей внутрь корпуса. Модуль в таком случае можно аккуратно вскрыть и обильно смочить спиртом – так, чтобы грязь и вода стекли с платы. Разумеется, эту процедуру необходимо производить при снятой клемме АКБ. Если нет спирта, можно воспользоваться средством вроде WD 40, но учтите, что в дальнейшем на плате может образоваться слой грязи – из-за налипшей пыли. Если вы не обнаружили утечки через дополнительное оборудование, приступайте к проверке штатной бортовой сети автомобиля. Проще всего проверку осуществлять, замеряя ток между контактами, предназначенными для предохранителя в монтажном блоке – можно изготовить самодельный адаптер из перегоревшего предохранителя, для подключения щупов мультиметра. Действуйте так же – методом исключения, проверяя различные цепи поодиночке. Но не всё электрооборудование можно проверить на предмет утечки таким способом – некоторые цепи предохранителями не защищаются. Как правило, это цепи зажигания, стартера и генератора. Сделано это с целью обеспечения бесперебойной работы этих систем. Поэтому проверку утечки тока в автомобиле, скажем, через генератор, нужно производить «на месте» – в местах подключения к нему проводов.
Как проверить высоковольтные провода на авто мультиметром
Если вы ощущаете потерю мощности авто, видите повышенный расход топлива, машину трясет, а холостые обороты плавают — пора проверить высоковольтные провода. Точнее — измерить в них сопротивление. Запоминайте порядок действий:
- отсоедините провода от машины или отключите один провод с двух сторон;
- включите прибор в режим омметра и прислоните щупы к обеим сторонам провода.
Нормальный показатель сопротивления 6-10 кОм. Если прибор показывает меньше, вплоть до нуля, не пугайтесь. На цифры мультиметра влияет множество факторов, например:
- качество изоляции проводов;
- длина;
- наличие микроповреждений;
- тип проводов.
Если показатели вашей машины выходят за пределы нормы, лучше обратитесь в автосервис, где сопротивление измерят профессиональными и более точными приборами.
Как производится проверка утечки тока в автомобиле мультиметром
При появлении первых признаков такой неисправности, необходимо произвести проверку утечки тока в автомобиле с помощью прибора.
Последовательность проверки:
1. Перед выполнением работ необходимо найти схему расположения предохранителей автомобиля. Это можно сделать, скачав руководство по эксплуатации авто, задав соответствующий запрос в поисковике. В некоторых автомобилях расшифровка предохранителей имеется на крышке блока предохранителей. Необходимо найти все места, где имеются предохранители в автомобиле.
2. Снимается положительная клемма аккумуляторной батареи. Зажигание и все электрооборудование авто должны быть выключены. Некоторые специалисты рекомендуют вести контроль по отрицательно клемме. Принципиальных отличий нет, цепь все равно одна. При контроле по положительной клемме проще производить поиск конкретного места утечки.
3. Мультиметр переключается в режим измерения постоянного тока 10 Ампер, щупы устанавливаются в соответствующие разъемы. На щупы лучше надеть наконечники-крокодилы.
4. Далее положительный (красный) щуп тщательно закрепляют на плюсовой клемме АКБ, минусовой – на снятой клемме, идущей к оборудованию автомобиля. Место этого соединения необходимо защитить от случайного контакта с кузовом авто (можно просто временно заизолировать ветошью), чтобы не было короткого замыкания.
5. На цифровом дисплее мультиметра будет индицироваться ток утечки. Если его величина меньше, чем 0,2 Ампера, можно дальнейший контроль не производить. Если ток больше 0,5 Ампер, то есть критического значения, необходимо перейти к дальнейшим операциям.
В случае, когда его величина находится в пределах от 0,2 до 0,5 Ампера, решение о целесообразности дальнейших действий принимается самостоятельно. Если ток превышает верхний предел измерений (как это показано на следующем фото), следует немедленно прекратить измерения и пригласить специалиста.
6. Если ток утечки в автомобиле больше критического значения, приступают к поиску конкретной причины и ее источника.
Для этого необходим помощник. Он будет последовательно доставать и вставлять на прежние места предохранители. В это время «оператор» мультиметра должен контролировать изменение показаний прибора.
Если при демонтированном предохранителе, показания значительно не изменятся (более, чем на 5%), значит, через этот предохранитель ток утечки практически не идет.
Правильнее начинать отключение — включение с мощных предохранителей, рассчитанных на большие токи. Это может ускорить процесс поиска. Обычно по цепи предохранителей большого номинала стоит еще несколько меньших предохранителей.
Если, например, при демонтаже предохранителя, отвечающего за блок управления кузовом, ток утечки значительно уменьшился, необходимо перейти к контролю малых предохранителей отвечающих за световое оборудование, дворники, омыватель и другие элементы оборудования кузова.
Видео — поиск утечки тока в автомобиле:
Лучше всего таким методом перебрать все предохранители. Предохранители автосигнализации обычно устанавливаются не на штатные места, они могут «висеть» рядом с основным блоком сигнализации.
Некоторые автоэлектрики используют усложненный метод контроля. Для него помощник не требуется.
7. Усложненный метод. В этом случае обратно накидывается положительная клемма АКБ. Последовательно достаются предохранители. Щупы мультиметра устанавливаются в разъемы вынутого предохранителя, контролируя ток по конкретной цепи. Данный метод более трудоемок, но точен.
8. Расшифровав по схеме расположения предохранителей все цепи, по которым утекает ток, приступают к установке конкретной причины утечки в этих цепях. Для этого нужен опыт работы со схемами электрооборудования автомобиля. Наиболее распространенные причины:
- замыкание проводки;
- залипание реле;
- выход из строя электронных блоков.
9. Для временного устранения проблемы утечки тока, можно не вставлять на место предохранитель, через который идет утечка. Например, если причина утечки находится в неисправности автомагнитолы, на время стоянки можно выключать соответствующий предохранитель.
Почему садится аккумулятор — основные причины утечки
Основной причиной повышенного разряда аккумуляторной батареи (АКБ) является неисправность электрооборудования. Причём неисправность может быть и неявной. Стартер с разбитыми подшипниками может крутить, но потреблять повышенный ток. Сильно разряженный аккумулятор просто не успевает пополнить энергию во время поездки, и после нескольких пусков батарея оказывается полностью разряженной.
Неисправная охранная система или музыкальный центр могут отлично справляться со своими обязанностями, но потреблять в несколько раз больше энергии, чем, как говорится, положено по штату. Особенно неприятна такая неисправность именно в системе охраны, работающей на стоянке длительное время.
Ну и самой серьёзной проблемой будет утечка тока. Если она относительно небольшая, скажем, пол-ампера, то во время поездки будет компенсироваться генератором. Но при выключенном зажигании проблема проявит себя по-настоящему — утром на стоянке запустить двигатель может не получиться.
Что вызывает утечку тока? Причин не очень много. К примеру, неудачная конструкция автомобиля. На некоторых старых моделях ВАЗ, в частности в ВАЗ 2110, ток утечки изначально велик. Недаром владельцы этого автомобиля на длительной стоянке скидывают наконечник с клеммы АКБ или устанавливают размыкатель массы и пользуются им.
Далее, износ электропроводки и оборудования. Если машина старенькая, то электрооборудование вроде работает, но даже в отключённом состоянии потребляет энергию. Колодки забиваются пылью, провода трескаются и промасливаются, изоляция перетирается.
Вызвать чрезмерную утечку может и нештатное оборудование, если оно установлено неспециалистом и непродуманно. К примеру, навигатор может продолжать вычислять своё место расположения, держа связь со спутниками даже при выключенном зажигании. Музыкальные центры, регистраторы и прочее подобное сервисное оборудование тоже могут работать некорректно, продолжая потребление энергии даже при выключенном зажигании и при отсутствии хозяина.
Мнение экспертаАлексей БартошСпециалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники. Задать вопрос Отсюда делаем вывод: если наш аккумулятор заметно садится даже не на очень длительной стоянке, то не стоит бежать в магазин за новым или лезть в генератор. Сначала нужно выяснить, не виновата ли в этой проблеме повышенная утечка тока.
Как производится проверка утечки тока в автомобиле мультиметром
При появлении первых признаков такой неисправности, необходимо произвести проверку утечки тока в автомобиле с помощью прибора.
Последовательность проверки:
1. Перед выполнением работ необходимо найти схему расположения предохранителей автомобиля. Это можно сделать, скачав руководство по эксплуатации авто, задав соответствующий запрос в поисковике. В некоторых автомобилях расшифровка предохранителей имеется на крышке блока предохранителей. Необходимо найти все места, где имеются предохранители в автомобиле.
2. Снимается положительная клемма аккумуляторной батареи. Зажигание и все электрооборудование авто должны быть выключены. Некоторые специалисты рекомендуют вести контроль по отрицательно клемме. Принципиальных отличий нет, цепь все равно одна. При контроле по положительной клемме проще производить поиск конкретного места утечки.
3. Мультиметр переключается в режим измерения постоянного тока 10 Ампер, щупы устанавливаются в соответствующие разъемы. На щупы лучше надеть наконечники-крокодилы.
4. Далее положительный (красный) щуп тщательно закрепляют на плюсовой клемме АКБ, минусовой – на снятой клемме, идущей к оборудованию автомобиля. Место этого соединения необходимо защитить от случайного контакта с кузовом авто (можно просто временно заизолировать ветошью), чтобы не было короткого замыкания.
5. На цифровом дисплее мультиметра будет индицироваться ток утечки. Если его величина меньше, чем 0,2 Ампера, можно дальнейший контроль не производить. Если ток больше 0,5 Ампер, то есть критического значения, необходимо перейти к дальнейшим операциям.
В случае, когда его величина находится в пределах от 0,2 до 0,5 Ампера, решение о целесообразности дальнейших действий принимается самостоятельно. Если ток превышает верхний предел измерений (как это показано на следующем фото), следует немедленно прекратить измерения и пригласить специалиста.
6. Если ток утечки в автомобиле больше критического значения, приступают к поиску конкретной причины и ее источника.
Для этого необходим помощник. Он будет последовательно доставать и вставлять на прежние места предохранители. В это время «оператор» мультиметра должен контролировать изменение показаний прибора.
Если при демонтированном предохранителе, показания значительно не изменятся (более, чем на 5%), значит, через этот предохранитель ток утечки практически не идет.
Правильнее начинать отключение — включение с мощных предохранителей, рассчитанных на большие токи. Это может ускорить процесс поиска. Обычно по цепи предохранителей большого номинала стоит еще несколько меньших предохранителей.
Если, например, при демонтаже предохранителя, отвечающего за блок управления кузовом, ток утечки значительно уменьшился, необходимо перейти к контролю малых предохранителей отвечающих за световое оборудование, дворники, омыватель и другие элементы оборудования кузова.
Видео — поиск утечки тока в автомобиле:
Лучше всего таким методом перебрать все предохранители. Предохранители автосигнализации обычно устанавливаются не на штатные места, они могут «висеть» рядом с основным блоком сигнализации.
Некоторые автоэлектрики используют усложненный метод контроля. Для него помощник не требуется.
7. Усложненный метод. В этом случае обратно накидывается положительная клемма АКБ. Последовательно достаются предохранители. Щупы мультиметра устанавливаются в разъемы вынутого предохранителя, контролируя ток по конкретной цепи. Данный метод более трудоемок, но точен.
8. Расшифровав по схеме расположения предохранителей все цепи, по которым утекает ток, приступают к установке конкретной причины утечки в этих цепях. Для этого нужен опыт работы со схемами электрооборудования автомобиля. Наиболее распространенные причины:
- замыкание проводки;
- залипание реле;
- выход из строя электронных блоков.
9. Для временного устранения проблемы утечки тока, можно не вставлять на место предохранитель, через который идет утечка. Например, если причина утечки находится в неисправности автомагнитолы, на время стоянки можно выключать соответствующий предохранитель.
Поиск и устранение утечки тока
Проведя на автомобиле тестером все необходимые измерения, установив наличие утечки, выделяются проблемные участки.
Начинающие автомобилисты устанавливают в транспортное средство разнообразное оборудование, дополнительные агрегаты. Это приводит к существенной перегрузке электрической сети машины. Поэтому проверка начинается с оборудования, которое было установлено в автотранспорт водителем.
Как найти место утечки?
- Мультиметр подключается в режиме амперметра.
- Каждое внештатное устройство, штатное оборудование отключается поочередно. При этом все показания, которые отображаются на мониторе мультиметра, фиксируется.
- Если на мониторе отображаются стандартные параметры силы тока, проводят осмотр оборудования, которое было отключено. Ведь агрегат нормально не функционирует.
Перед определением оборудования, которое провоцирует утечку тока, проверяется состояние аккумуляторной батареи, токопроводящих выводов и других элементов. При необходимости проводят замену источника питания.
Особенности диагностики
Для того чтобы определить ток утечки, используют мультиметр, который укомплектован режимом амперметра. Для этих целей подойдет переносная модель, при помощи которого устанавливается не только сила тока.
Перед тем как проверить утечку тока в авто, необходима подготовка, которая включает:
- Отключение приборов, которые подводятся к электрической сети.
- Отключение неявных потребителей электрической энергии.
- Отключение зажигания.
- Установка крышки капота в определенном положении.
- Ослабление отрицательной клеммы при помощи специального ключа.
Проверка состояния
Проверка включает не только использование мультиметра. Для выявления проводят осмотр установленного в автотранспортное средство электрического оборудования. Требуется оценка качества электрической проводки. Нередко некачественная или поврежденная изоляция приводит к существенным потерям.
К штатным агрегатам прилагается проводка, которая укомплектована изоляционным слоем. Электрические провода, которые входят в состав нештатного оборудования, располагаются неудобно или неправильно. При контакте с блоком двигателя, кронштейном повреждается изоляционный слой, возникает короткое замыкание, возгорание и утечка.
Проверке подвергается проводка, подведенная к сигнализации, которая сосредоточена в дверных конструкциях, под сидениями. В результате, истирание изоляционного слоя происходит из-за постоянного замыкания, размыкания сформированной цепи.
Сигнализацию переводят в соответствующий режим. После этого отслеживаются показатели, которые отображаются на амперметре. Они постепенно уменьшаются. Если показатели остаются такими же, то требуется детальная проверка.
Измерение сопротивления
Самая большая гарантия по обеспечению сохранности прибора гарантирована при его применении для тестирования характеристик сопротивления в конкретной цепи. Установка переключателя допускается на всех диапазонах «Ω», а затем подбирается вариант для получения максимально точных измерений. Не забывайте перед началом непосредственного замера сопротивления обесточить цепь. Эту процедуру обязательно произвести даже в случае с элементарной батарейкой. Несоблюдение такого правила – причина больших неточностей показаний.
Измерение данного параметра очень популярно при ремонте электробытовой техники.
Причины и последствия
Для начала необходимо разобраться, что такое автомобильный АКБ. Как и любой другой аккумулятор – это химический источник тока, имеющий электрическую ёмкость, значение которой обычно наносится на этикетке батареи. Измеряется она в ампер-часах (А·ч).
Ёмкость АКБ измеряется в ампер-часах и показывает каким током будет происходить разряд автомобильного аккумулятора
Фактически ёмкость определяет количество электрической энергии, которую может отдать полностью заряженный аккумулятор. Утечка тока представляет собой ток, потребляемый от батареи. Допустим, у нас серьёзное короткое замыкание в автопроводке, и ток утечки составляет 1 А. Тогда приведённый в качестве примера аккумулятор на 77 А·ч разрядится за 77 часов. В ходе использования ресурс батареи и её эффективная ёмкость уменьшаются, поэтому стартеру может не хватать пускового тока уже при разряде АКБ наполовину (в холодное время до 75 %). С такой утечкой можно считать, что через сутки завести авто с ключа станет практически невозможно.
Главная неприятность заключается в глубоком разряде аккумулятора. При получении энергии с АКБ, серная кислота, входящая в состав электролита, постепенно преобразуется в соли свинца. До некоторого момента этот процесс является обратимым, так как подобное происходит при заряде аккумулятора. Но если напряжение в ячейках опускается ниже определённого уровня, электролит образует нерастворимые соединения, оседающие на пластинах в виде кристаллов. Эти кристаллы никогда не восстановятся, но будут уменьшать рабочую поверхность пластин, приводя к увеличению внутреннего сопротивления батареи, а, значит, к уменьшению её ёмкости. В конце концов, придётся покупать новый аккумулятор. Опасным разрядом считается напряжение ниже 10,5 В на клеммах АКБ. Если вы принесли домой на зарядку автомобильный аккумулятор и увидели более низкое напряжение, настало время бить тревогу и срочно разбираться с утечкой!
Кроме того, утечки, вызванные короткими замыканиями или расплавленной изоляцией проводки при достаточно больших токах могут привести не просто к порче АКБ, но и к возгоранию. Действительно, новый автомобильный аккумулятор способен отдавать в течение небольшого периода времени сотни ампер, которые по законам физики могут привести к плавлению и воспламенению за несколько минут. Старые батареи могут вскипеть или взорваться при постоянной повышенной нагрузке. Хуже того – всё это может произойти совершенно случайно в любое время, например, ночью на парковке.
Электрическая система автомобиля представляет собой комплекс сложных электронных систем, соединённых между собой
После рассмотрения всех неприятных последствий тока утечки стоит разобраться и в его причинах. Раньше, во времена карбюраторных автомобилей с минимумом электроники нормальным током утечки считалось полное его отсутствие. В тех машинах просто нечему было потреблять ток с батареи, когда зажигание было отключено. Сегодня всё изменилось: любой автомобиль просто напичкан различной электроникой. Это могут быть как штатные устройства, так и установленные водителем впоследствии. И хотя вся современная электроника под дружное шествие экологов с лозунгами об энергосбережении поддерживает специальные «спящие» режимы или режимы ожидания с очень низким потреблением энергии, какое-то количество тока потребляется дежурными цепями. Потому небольшие значения тока утечки (до 70 мА) являются нормой.
Из заводского оборудования в автомобиле в норме постоянно потребляют некоторое количество энергии следующие девайсы:
- Диоды в выпрямителе генератора (20-45 мА);
- Магнитола (до 5 мА);
- Сигнализация (10-50 мА);
- Различные коммутирующие устройства на базе реле или полупроводников, бортовой компьютер двигателя (до 10 мА).
В скобках указаны максимально допустимые значения тока для исправного оборудования. Компоненты с неисправностью могут резко увеличить своё потребление. О выявлении и устранении таких компонентов мы поговорим в последней части, а пока приведём список устанавливаемых водителями дополнительных устройств, которые часто могут добавить к утечке ещё добрую сотню миллиампер:
- Нештатная магнитола;
- Дополнительные усилители и активные сабвуферы;
- Противоугонка или вторая сигнализация;
- Видеорегистратор или радар-детектор;
- GPS-навигатор;
- Любое оборудование с питанием через USB, подключенное к прикуривателю.
Поиск причин утечки
Чтобы найти утечку тока в автомобиле или на мотоцикле, сначала проверяют оборудование, установленное владельцем техники самостоятельно или при помощи непрофессиональных мастеров. Для него обычно нет штатных мест для подключения, поэтому специалисты сами выбирают, куда его подсоединить. Так, например, существенная потеря тока наблюдается, если к замку зажигания подсоединить навигационную технику или подогрев сидений.
Другая причина, по которой осматривается сначала нештатное оборудование – это состояние проводки. Если провода, проложенные на заводе, тщательно защищены и их целостность нарушается очень редко, то сам владелец автомобиля или неумелые мастера проводку могут размещать где угодно. Из-за этого она часто перетирается при трении о края металлических элементов конструкции. Если провода находятся вблизи от мотора, они могут расплавиться, т.к. во время работы этот узел сильно нагревается. В результате возникает короткое замыкание.
Сначала нужно визуально осмотреть проводку и само оборудование для обнаружения физических повреждений — перегибов, следов гари и т.д. Если дефектов не выявлено, чтобы найти потерю тока поочередно отключают автомагнитолу, охранную систему, навигационную технику, подогрев сидений и т.д., при этом отслеживая данные на дисплее мультиметра.
Если неисправность не обнаружена, переходят к заводскому оборудованию. Это более сложная работа, но важная, если пользователь не желает постоянно заряжать аккумулятор и снижать срок его службы.
В каждой машине предусмотрена колодка предохранителей. На транспорте разных компаний она может выглядеть по-своему, но предназначение во всех случаях одинаковое. В ней каждый элемент отвечает за один или ряд потребителей тока. Чтобы понять, каких именно, нужно изучить электрическую схему конкретного авто.
Далее при внимательном контроле значений на дисплее мультиметра предохранители по очереди отключают. Обнаружив проблему, нужно установить, какие узлы к нему подсоединены и проверить их целостность. Необходимо понимать, что неисправность можно отыскать как в самом оборудовании, так и в проводке (изоляция повреждена при трении о конструкцию кузова) или в местах ее подключения (запылились или залиты соединительные колодки, винтовые соединения неплотно затянуты).
Если после проверки предохранителей причина поломки не обнаружилась, утечку тока ищут в генераторе. Чтобы выполнить его диагностику, мультиметр подсоединяют к аккумуляторным клеммам. Затем на приборе выбирают режим замера напряжения. Полностью заряженная батарея покажет на дисплее от 12,6 до 12,9 В.
Теперь заводят мотор и включают несколько потребителей тока, например, фары и печку. На экране должны быть цифры от 12,8 до 13,4 В, предельное значение – 14,3 В. Если напряжение при запущенном двигателе находится в этих рамках, генератор цел. Если же оно ниже, деталь неисправна и не заряжает аккумулятор.
При постоянной быстрой разрядке нового аккумулятора следует проверить утечку тока в автомобиле мультиметром. Если значение на дисплее тестера выше, чем 50-80 мА, нужно искать неисправность. Сначала выполняется визуальный осмотр нештатного оборудования, контактов и проводов. Далее поочередно отключается каждый из узлов при постоянном контроле значений на дисплее мультиметра. Как только показания упадут, проблема обнаружена. Если действия не помогли найти поломку, выполняют диагностику заводского оборудования, последовательно отключая предохранители в колодке. Если неисправный узел по-прежнему не выявлен, проверяют состояние генератора.
Проверка работы генератора
Иногда измерения не меняются из-за того, что плохо функционирует генератор. После поворота ключа зажигания генератор не передает импульс, аккумуляторная батарея не заряжается.
Проверка генератора проводится в такой последовательности:
- Зажигание отключается, ключ изымается.
- Потребители электрического тока отключаются.
- Провода с зажимами от мультиметра подводятся к аккумуляторной батарее. При этом отслеживается соответствие плюсу и минусу.
- Для установления напряжения используют режим вольтметра. Показатель должен составлять 12,9 В.
- Запуск мотора, подключение печки, включение фар.
- Проверка напряжения (повышение до 14В).
При определении более низкого напряжения проводят проверку работоспособности генератора. К этому мероприятию привлекают мастеров, пользуются услугами автомобильных мастерских. Допустимый показатель они устанавливают быстро. При помощи современных стендов устанавливается состояние генератора, наличие поломок.