Типы автомобильных аккумуляторов и их обозначение
Содержание:
- Виды и характеристики автомобильных аккумуляторов
- Что еще нужно знать, чтобы правильно выбрать автомобильный аккумулятор
- Особенности конструкции современных АКБ
- ТОП гибридных АКБ на 2022 год
- Сурьмянистые аккумуляторы
- Деление по типам
- Назначение аккумуляторных батарей
- Какой лучше выбрать
- Маркировка
- Никель-металл-гидрид
- Гибридные аккумуляторы
- Рейтинг лучших кальциевых аккумуляторов
- Устройство и электрохимические типы
- Что в будущем
- Виды автомобильных аккумуляторных батарей и компании-производители
- Аккумуляторы для фонариков
- Диаметр клемм
Виды и характеристики автомобильных аккумуляторов
В зависимости от назначения и ценовой категории, аккумуляторы относятся к различным типам. Внутри типа они также могут иметь различные электрические и механические характеристики.
Типы необслуживаемых АКБ
Обычные аккумуляторы, выпускаемые много лет, требуют контроля состояния электролита. В первую очередь это его количество (уровень) и плотность. Современные технологии позволяют выпускать батареи, заправленные электролитом на весь срок службы, и отслеживать его параметры (а также их корректировать) не надо. К таким изделиям относятся:
- Кальциевые батареи. Пластины выполняются с добавлением кальция, что в итоге позволило резко снизить склонность батареи к образованию газов (кислорода и водорода) и сократить расход воды. В результате такая АКБ заправляется электролитом на вес срок службы.
- AGM. Электролитом пропитывается разделительный сепаратор. Газы при разложении воды не успевают покинуть активную зону и регенерируют.
- Гелевые батареи. Электролит загущен до состояния геля, что способствует полной рекомбинации водорода и кислорода.
- EFB. Промежуточная конструкция между AGM и обычными батареями.
Надо понимать, что полная необслуживаемость пока недостижима, и этот термин относится только к электролиту. В остальном батареи требуют к себе обычного внимания – контроль уровня заряда, недопущение перезаряда и глубокого разряда, предохранение от саморазряда и т.д.
Плюсы и минусы таких АКБ в этом видео.
Основные технические параметры
Вид характеристик | Описание |
---|---|
Напряжение | Самый важный параметр источника питания. Обычно, для легковых автомобилей выпускаются стартерные АКБ на 12 вольт, тяговые — 24 вольта (у некоторых грузовиков бортсеть рассчитана также на это напряжение), для мототехники – 6 вольт. |
Емкость | Важная характеристика, определяющая время непрерывной работы без подзарядки. В зимнее время от емкости зависит число холодных пусков. |
Токоотдача | Этот параметр еще называют током холодной прокрутки. Определяет наибольший ток, который может отдать АКБ. От него зависит вращающий момент стартера. Чем он выше, тем с более густым маслом может провернуться вал двигателя при пуске. |
Назначение | Для автотехники выпускаются стартерные и тяговые модели. Стартерные имеют большую разовую токоотдачу. |
Габариты | Еще называются форм-фактором, но этот термин включает в себя, помимо размеров, другие характеристики, включая массу, способ крепления и т.д. |
Видеоролик о технологиях аккумуляторов: Sb (сурьма), Ca/Ca (кальциевый), Ca/Sb (Гибридный), EFB, AGM, Гелевый.
Что еще нужно знать, чтобы правильно выбрать автомобильный аккумулятор
Итак, при выборе автомобильного аккумулятора при покупке вы можете столкнуться с подделкой
Вот на что необходимо обратить внимание:
- Качество корпуса и пробок батареи, выводные клеммы должны быть гладкими и на них – защитные колпачки (при производстве подделок эти нюансы часто игнорируют).
- На изделии должна присутствовать маркировка страны-производителя, завод и его адрес.
- Дата изготовления АКБ также должна быть указана на корпусе.
- Специальный техпаспорт для АКБ.
Так как на Западе установкой аккумулятора на автомобиль в основном занимаются специализированные сервисные центры и автомобильные аккумуляторные батареи сложно встретить в магазинах, то наличие или отсутствие инструкции не подтверждает подлинность изделия.
Подведем итоги. Чтобы выбор автомобильного аккумулятора стал лучшим для вашего автомобиля, соблюдайте следующие правила:
Прежде чем выбрать аккумулятор для автомобиля, исследуйте места их сбыта в вашем регионе. Спешка здесь ни к чему.
Чтобы правильно выбрать аккумулятор для автомобиля, вы должны учитывать технические параметры и комплектацию вашей машины. Тип и объем двигателя, наличие кондиционера – все это неизбежно отражается на работе аккумулятора.
Внимательно читайте техническую литературу, особенно спецификацию для АКБ, которая подойдет вашей модели автомобиля.
Разумно выбрать автомобильный аккумулятор в рамках вашего бюджета, который вы готовы выделить на его приобретение.
А чтобы приобрести удачный аккумулятор и не пожалеть о своем выборе, проверяйте товар на подлинность
Осмотрите корпус, маркировку, обратите внимание на наличие единого канала полостей для отвода газов, который предотвращает взрыв устройства.
Изучите техпаспорт автомобильного аккумулятора, который вам понравился, и еще раз проверьте, подходит ли этот аккумулятор вашему автомобилю.
После того как вы выбрали автомобильный аккумулятор, не торопитесь его устанавливать. Сначала проверьте правильность цепи зарядки и уровень напряжения в бортовой сети вашего автомобиля
Это важно, потому что низкий или высокий показатель напряжения укорачивает срок службы устройства в два раза. После этого смело устанавливайте новый аккумулятор под капот вашего автомобиля, и удачи вам на дороге!
Особенности конструкции современных АКБ
Не смотря на то что, принципиально, аккумуляторы, за более чем 150 лет, не изменились, современность внесла серьёзные изменения в технологию их изготовления и в материалы, из которых они делаются.
Рассмотрим их по отдельности:
Пластины
Сегодня на наиболее качественных батареях небольшие изменения претерпел материал пластин. Теперь пластины делают не из чистого свинца, а из его сплава с серебром. При этом появилась возможность снизить массу батареи на треть, а срок её службы увеличить на 20 %.
Кроме этого, изменилась сама технология их изготовления. Если первые пластины производились путём их литья, то сегодня их делают из тонкого свинцового листа, путём штамповки. Такой метод дешевле и при этом пластины получаются прочнее и тоньше.
Сепараторы
Одной из причин выхода АКБ из строя является короткое замыкание положительных и отрицательных пластин.
Замыкание происходит из-за того, что из пластин осыпается активная зона и внизу банок она замыкает. Во избежание этого сепараторы делают в виде конвертов, запаянных снизу, под пластинами. Таким образом, когда активная зона осыпается она остаётся внутри конверта и не замыкает.
В материал же самих сепараторов сегодня добавляется стекловолокно. Это так же позволяет делать их тоньше и прочнее.
Электролит
Как было указано выше, электролит представляет собой раствор серной кислоты и воды. Под действием низких температур, как известно вода замерзает, однако с электролитом этого не происходит.
Но он всё равно заметно загустевает и теряет свои свойства, из-за чего ёмкость батареи заметно снижается. Что бы избежать этого, сегодня, в электролит добавляют разнообразные присадки.
Гелевые электролиты
Аккумуляторы с гелиевыми электролитами можно считать вершиной эволюции кислотных батарей и именно поэтому для них, отведен отдельный раздел. Такие АКБ называются попросту, гелевыми. В этих устройствах электролит модифицирован настолько, что представляет собой нечто наподобие желе.
Такая модификация, в комплексе с другими вышеописанными инновациями дала поистине волшебные результаты. Батареи стали практически вечными, невосприимчивыми к переворачиванию, практически не теряющими свои свойства зимой и при этом на много легче по массе.
Правда цена по сравнению с аккумуляторами старого поколения возросла от 5 до 10 раз. Но это того стоит. И всё равно стоят они не запредельные деньги, где-то в пределах 100 – 200 условных единиц.
ТОП гибридных АКБ на 2022 год
В гибридном аккумуляторе положительный электрод изготавливают с применением малосурьмянистой технологии, отрицательный – кальциевой. Это снижает восприимчивость готовых изделий к переразрядам, повышает токи пуска. Какой лучше АКБ в рамках категории, далее.
АТ 64A3-L, AT 77A3-R, АТ 74АЗ
Аккумуляторы производителя «Аккумуляторные технологии».
Плюсы:
- запуск в морозы быстрый;
- надежность;
- долговечность.
Минусы:
- проблемный запуск при отрицательных температурах воздуха;
- характеристики сильно изменяются в течение гарантийного срока.
Недостатки не являются нормой, но встречаются.
Цена в районе 6000 рублей.
6CT-77LA, 6CT-66LA, 6CT-55LA
Популярные гибридники производителя «Тюменский медведь».
Плюсы:
- низкая цена;
- пусковые токи значительные;
- долговечность.
Минусы:
- проблемы с пуском в сильные морозы;
- склонность к глубоким разрядам.
Срок эксплуатации около 5 лет. На оригинальный товар предоставляется гарантия.
Средняя цена моделей составляет 5 тыс. рублей
A-Mega 6СТ-74
Еще одна интересная модель в своей категории. Сроки ее эксплуатации составляют 6 лет, при экстремальных условиях могут снижаться.
Плюсы:
- прочность;
- надежность;
- долговечность.
Минусы:
нет.
Подделки на рынке встречаются, поэтому делайте покупки у официальных дилеров. В остальном это надежное решение высокого качества.
Цена – примерно 5500 рублей.
AlphaLine AGM 75 Ач (AX D26L)
Автомобильный аккумулятор AlphaLine производится в Южной Корее, имеет стандартные клемы, которые выступают над верхней крышкой. Данный АКБ лучше всего подходит для автомобилей, которые имеют систему Start-Stop. Имеет большое количество циклов заряда-разряда, гарантия производителя – 3 года.
Плюсы:
- надежный корпус и эргономика;
- стандартный размер 260x173x225;
- выдерживает глубокие разрядки.
Минусы:
теряет свойства после 4-5 лет работы.
Цена – 15000 рублей.
AlphaLine AGM 95 Ач (SA 59520/AX 595950)
Гибридная аккумуляторная батарея корейского производства Atlas BX, относится к более дорогому сегменту. При выпуске батареи используется технология Absorbent Glass Mat (AGM). Это означает, что отсутствует электролит внутри системы. Лучше всего подходит для автомобилей с функцией Start-Stop. Зачастую этот аккумулятор ставят на премиальные автомобили: BMW X5, X6, Volkswagen Touareg, Mercedes-Benz ML, GL и других.
Плюсы:
- надежный корпус и эргономика;
- выдерживает глубокие разрядки;
- подходит для авто оснащенных системой Старт-Стоп;
- выдерживает сильные морозы.
Минусы:
- постепенно теряет свойства после 3-4 лет эксплуатации;
- срок годности не соответствует заявленному;
- высокая цена.
Цена – 19000 рублей.
Сурьмянистые аккумуляторы
Эти модели ещё принято называть традиционными. Их устройство простое и надёжное, как автомат Калашникова. В шесть изолированных банок наливается электролит (раствор из дистиллированной воды и серной кислоты) и помещаются попеременно «плюсовые» и «минусовые» свинцовые пластины. В качестве легирующей присадки для свинца используется сурьма, отсюда и название.
Сурьмянистые аккумуляторы имеют самую невысокую из всех аналогов цену и при этом сравнительно неплохо работают. Этим можно объяснить их лидирующее положение на рынке вот уже более 100 лет.
К основным их достоинствам можно отнести высокую устойчивость к глубокому разряду, нетребовательность к стабильности автомобильной электросети и достаточно продолжительный (при соблюдении правил эксплуатации) срок службы. Недостатками же являются предрасположенность к сульфатации, невысокие показатели стартового тока и возможные проблемы при запуске двигателя на морозе.
Отличительной особенностью сурьмянистых аккумуляторов является тот факт, что во время работы электролит выделяет пузырьки или, как говорят в народе, кипит. Это, естественно, приводит к постепенному уменьшению уровня жидкости, так что периодически электролит приходится добавлять. Именно поэтому большинство сурьмянистых аккумуляторов относится к так называемым обслуживаемым батареям.
Деление по типам
Свинцово-кислотный автомобильный аккумулятор выпускают в различных модификациях, которые отличаются по физико-химическому состоянию электролита, составу и толщине пластин. Принято выделять:
- WET («мокрый») – классический, со стандартной комплектацией пакета и жидким электролитом;
- EBF – утолщенные электроды (1,5-2 раза);
- AGM – со стекловолоконными матами между пластинами, в который абсорбирован электролит;
- кальциевый (Ca/Ca) – оба типа электродов легированы кальцием;
- гибридный (Ca+ или HIBRID) – анод содержит сурьму, а катод – кальций.
Гелевые АКБ (GEL) с загущенно-твердым электролитом практически не выпускают в стартерной модификации из-за низких пусковых токов, в основном являются тяговыми источниками энергии для машин и устройств с приводным электродвигателем. Батареи EBF и AGM, например, аккумуляторы для автомобиля Hankook (производитель AtlasBX Co. Ltd Южная Юкерая), адаптированы под систему «старт-стоп», устойчивы к глубокому разряду и низким температурам. Кальциевые модели чувствительны к потере заряда, но генерируют максимально высокие пусковые токи и не допускают самопроизвольной утечки емкости. Гибриды сочетают положительные стороны всех технологий, но не поддерживают режим «старт-стоп» и достаточно интенсивно саморазряжаются.
Назначение аккумуляторных батарей
Автомобильная аккумуляторная батарея выступает как источником электрического тока, необходимого для пуска двигателя, так и резервным источником питания, в случае, если энергии, вырабатываемой генератором, оказывается мало для электроснабжения авто. Аккумуляторная батарея действует как стабилизатор напряжения, так как она выполняет роль накопителя электроэнергии, отдающего во время пуска двигателя за короткое время большой ток, и пополняемого постепенно генератором автомобиля в процессе подзарядки.
В каких сферах используется
Аккумуляторные батареи используются как дополнительный или основной источник питания. Надежность, простота в использовании позволяет применять батареи в различных областях:
- автомобильная промышленность;
- освещение в аварийном состоянии;
- переносное электрооборудование;
- медицинское оборудование;
- игрушки;
- сигнализация в разных сферах применения;
- телекоммуникационное оборудование.
Применение батареи в игрушках
Роль акб в работе приборов не оспорима. Применение источника энергии практически во всех отраслях доказывает значимость и необходимость знаний о внутреннем содержимом батарей. С использованием в автомобилях широкого разнообразия электроприборов, кондиционеров, мультимедийных центров, генераторы не всегда справляются с обеспечением их энергией. В этом случае подпитка энергией поступает от АКБ, который кроме этого выполняет основную функцию, обеспечивает электроэнергией стартер двигателя. Водителю необходимо знать, как устроен аккумулятор, чтобы выявить сбои в работе источника энергии, назначение аккумулятора, чтобы правильно использовать ресурс, подобрать батарею к условиям эксплуатации и автомобилю. О способах и рекомендациях как проверить аккумулятор читай тут.
Какой лучше выбрать
Выбор нужного типа аккумуляторных батарей определяется условиями, в которых будет эксплуатироваться транспортное средство и его особенности. Аккумуляторные батареи бывают обслуживаемыми и необслуживаемыми.
Первые в процессе работы тратят электролит. Его необходимо периодически доливать. Способны быстро заряжаться. При правильном уходе срок эксплуатации равен 8 годам.
Необслуживаемые не нуждаются в доливке. В первую очередь это относится к гелевому типу аккумуляторов. Срок эксплуатации составляет 4 года.
При выборе вида и характеристик автомобильных аккумуляторов, нужно обратить внимание на следующее:
Размеры и форма клемм
Важно, чтобы батарея удобно размещалась в предназначенной для нее коробке.
Требуется проверить полярность и убедиться, что длины проводов достаточно для правильного подключения.
Производитель устройства. Европейские стандарты строже российских и обеспечивают более высокое качество.
Желательно покупать аккумулятор, который был произведён не раньше, чем за шесть месяцев до покупки.
Проверяется, какой ток даёт аккумулятор
Для этого указывают, какую силу тока он обеспечивает в течение первых 20 часов после зарядки. Нужно выбирать устройство, которое соответствует параметрам старого аккумулятора.
Пусковой ток также должен соответствовать параметрам прежней батареи.
Для подержанных иномарок можно использовать гибридные аккумуляторы. Отечественным подойдут малосурьмянистые или гибридные. Для дорогих марок часто покупают кальциевые.
Маркировка
Нюансы символьных обозначений на АКБ зависят от используемой методологии. Чаще всего это европейский стандарт ETN (European Type Number), который официально сокращен в надписях до двух букв «EN». Сама маркировка состоит из 9-значного числа, разделенного на четыре зоны, последовательно указывающие на диапазон и фактическую емкость, конструктивное исполнение и 10% тока «холодной прокрутки».
Жесткая конкуренция на рынке привела к тому, что производители стараются упростить для потребителей процедуру подбора оптимальной батареи и дублируют информацию на корпусе в более понятной форме. Например, австрийский авто аккумулятор Banner дополнен наклейкой, на которой четко прописаны основные характеристики – рабочее напряжение (V), емкость в амперо-часах (Ah), сила стартерного тока в амперах (A).
На корпусе возле клеммы выбиты четыре буквы, позволяющие узнать дату выпуска. Первые две указывают на порядковую неделю, последние – на год. Чтобы перевести буквенные обозначения в цифры, следует использовать специальную таблицу.
Буква | Соответствующая ей цифра |
А | |
B | 1 |
C | 2 |
D | 3 |
E | 4 |
F | 5 |
G | 6 |
H | 7 |
I | 8 |
J | 9 |
K | 10 |
L | 11 |
M | 12 |
Если на корпусе указано EBBF – это 41-я неделя (начало октября) 2015 года, СGBI – 26-я неделя (конец июня) 2018 г.
На батарее может присутствовать также отечественная (по ГОСТ Р 53165-2008), немецкая (DIN), американская (SAE) маркировка. Между ними существуют различия в трактовке величины пусковых токов. Не зная нюансов, достаточно сложно, к примеру, купить авто аккумулятор Bosch для корректной замены штатной АКБ Exide на «Форде», «Вольво» или «Хонде». (см. таблицу).
Соответствие тока холодного старта в различных стандартах, ампер | |||
EN | DIN | SAE | ГОСТ Р 53165-2008 |
230 | 140 | 250 | 160 |
330 | 200 | 350 | 195 |
360 | 225 | 400 | 225 |
420 | 255 | 450 | 260 |
480 | 280 | 500 | 290 |
520 | 310 | 550 | 325 |
540 | 335 | 600 | 355 |
600 | 365 | 650 | 390 |
640 | 395 | 700 | 420 |
680 | 420 | 750 | 450 |
760 | 450 | 800 | 485 |
Отмененный отечественный стандарт ГОСТ 959-91 соответствовал DIN. Действующий ГОСТ Р 53165-2008 ориентирован на международные нормы IEC 60095-1:2006.
Никель-металл-гидрид
Никель-металл-гидриды, или Ni-MH, как их обозначают в сокращенном варианте, являются такими видами аккумуляторных батарей, где в качестве отрицательного иона выступает водородный металлогидридный электрод, калиевый гидроксид в качестве электролита, никелевый — в качестве положительного иона.
Существует немалое количество различных типов батарей Ni-MH. К примеру, есть батареи долгого хранения LSD NiMH, которым не страшен мороз и длительный срок хранения. Они функционируют и с повышенными токами разряда, не разрываясь и не приходя в негодность из-за чрезмерной нагрузки.
Поэтому, к примеру, никель-металл-гидриды размера АА могут быть применимы в различных видах мелкой техники. Так, АА с большим объемом емкости в 1500-3000 мА/ч можно поместить в музыкальный плеер, радиоуправляемые игрушки, фотоаппарат и многие другие приспособления, где будет произведена зарядка за относительно непродолжительное время.
Весьма хороши и АА-батареи с уменьшенным объемом вместимости — такие АА, где емкость составляет всего 300-1000 мА/ч. АА данного типа применимы в качестве обеспечения питанием неавтоматических фонариков, управляемых пультом ДУ игрушек, раций и электронных приспособлений со сбалансированным энергопотреблением.
Гибридные аккумуляторы
Эх, вот бы взять достоинства сурьмянистых и кальциевых аккумуляторов и соединить их в одной батарее! Думаем, именно такая мысль пришла в голову конструктору, создавшему первым гибридный аккумулятор. Действительно, решение оказалось лежащим на поверхности. Раз оба вида пластин имеют свои плюсы, то почему бы при создании аккумулятора не использовать и те и другие. Так и сделали: в гибридных аккумуляторах положительные пластины были малосурьмянистыми, а отрицательные – кальциевыми.
Эксперимент оправдал все ожидания. Новые батареи превосходили практически все прошлые типы автомобильных аккумуляторов. Они не боялись глубоких разрядов и перепадов напряжения, при этом обладали отличными показателями силы тока, практически не теряли уровень электролита во время эксплуатации и длительное время сохраняли свой заряд.
Пожалуй, единственная проблема, которую не удалось решить с помощью комбинирования пластин, это всё ещё высокая стоимость АКБ. По сравнению с традиционными батареями гибридные модели обладают просто заоблачной ценой.
Рейтинг лучших кальциевых аккумуляторов
VARTA Blue Dynamic D24
Стартерный аккумулятор для автомобиля необслуживаемого типа. Нормально выдерживает минусовые температуры окружающей среды. Неплохое надежное решение, но восстановлению оно не подлежит. Также на рынке представлено немало контрафакта, что следует учитывать при совершении покупки. Страна производитель – Германия.
Плюсы:
- значительный пусковой ток;
- конструкция надежная, герметичная;
- есть переносная ручка.
Минусы:
- срок службы до 3 лет;
- большое количество подделок на рынке.
Цена – от 5400 рублей.
Akom + EFB 60Е
Бюджетный аккумуляторный бренд делает достаточно неплохие АКБ. Имеет хорошие стартовые характеристики а также длительный срок службы.
Плюсы:
- дешевый;
- долгий срок службы;
- индикатор зарядки;
- не требует дополнительного обслуживания.
Минусы:
- хрупкая ручка;
- большой вес.
Цена – до 6000 рублей.
MUTLU Calcium Silver
АКБ для легковых, грузовых машин, микроавтобусов, представлена различными модификациями. Полярность зависит от вида. Благодаря посеребренным пластинам в конструкции, риски замыканий и коррозии резко снижаются. Страна производства – Турция.
Плюсы:
- прочность;
- надежность;
- быстрый запуск;
- высокие показатели тока пуска;
- срок жизни в районе 5 лет;
- наличие индикатора.
Минусы:
- встречаются подделки;
- для клемм идут неудобные в использовании крышки.
Цена – от 6000 рублей.
ВOSCH S4 004
Оригинальные версии Бош не дешевые, зато долговечные, качественные и надежные. Посеребренные пластины имеют увеличенный рабочий ресурс – но это касается только подлинных элементов питания. Чтобы не нарваться на подделку, делайте покупки у официального дилера.
Плюсы:
- корпус АКБ прочный;
- пусковой ток высокий;
- риски коррозии минимальные;
- долговечность хорошая.
Минусы:
- в продаже много подделок;
- даже оригинал плохо переносит экстремально низкие температуры.
Цена – от 4400 рублей.
Solite R Japan
Еще одна модель, входящая в ТОП АКБ по отзывам
Если думаете, какой фирмы взять аккумулятор, обратите внимание на этого японца или вечную классику – немецкие концерны. Japan – проверенный бренд по выпуску необслуживаемых надежных аккумуляторов
Плюсы:
- работа элементов питания стабильная, независимо от положения;
- пусковой ток высокий;
- заряд быстрый.
Минусы:
- высокая цена;
- возможное изменение эксплуатационных параметров при экстремальных температурах.
Стоимость – около 5000 рублей.
62 Ah/12V FORTIS
Плюсы:
- ресурс службы ориентировочно 5 лет;
- прочность и надежность;
- высокие показатели тока;
- быстрый запуск;
- наличие удобной ручки, индикатора уровня заряда.
Минусы:
риски приобретения подделки.
Цена около 3300 рублей.
Exide Premium EA640
Американский свинцово-кислотный аккумулятор позволяет запускать двигатель автомобиля с очень низких температур. Фирменная технология компании даёт возможность в 1,5 раза ускорить подзарядку батареи. Данная марка АКБ имеет среднюю цену по рынку.
Плюсы:
- быстрая зарядка аккумуляторной батареи.
- хороший пластик изделия товара.
- удобная ручка для транспортировки АКБ.
Минусы:
небольшой гарантийный срок.
Цена – около 6700 рублей.
Устройство и электрохимические типы
Главный принцип работы АКБ – постоянная химическая реакция для накопления, отдачи и восстановления электрического тока. Наиболее популярная и востребованная схема – погруженные в водный раствор серной кислоты (электролит) металлические пластины, изготовленные из губчатого свинца (Pb) и его диоксида (PbO2).
Они чередуются и физически разделены сепараторными перегородками. Диоксид свинца обладает сильными окислительными свойствами, изначально несет положительный заряд (анод) и обеспечивает стабильную отдачу энергии под нагрузкой. Отрицательно заряженный свинцовый электрод (катод) поддерживает общую реакцию электролитического растворения металлов и способствует эффективному восстановлению емкости при подключении зарядного тока.
Важно знать, что стандартная автомобильная батарея на 12В – это комплектное устройство, которое состоит из 6 самодостаточных аккумуляторов по 2В («банок»), которые последовательно соединены в единую энергосистему для получения суммарного напряжения. Выход из строя одного элемента нарушает общую работоспособность
Обслуживаемые модели дополнены крышками на каждой банке для контроля уровня электролита и долива воды. Малообслуживаемые изготовлены по технологиям SMF (герметично запечатанный) и VRLA (клапан для стравливания избыточного давления).
Что в будущем
Эксперты прогнозируют в дальнейшем появление новых типов источников пускового тока и постепенный уход от аккумуляторов на основе серной кислоты. Производители ежегодно выпускают на рынок новинки, и каждые несколько лет разрабатываются всё новые и новые технологии для обеспечения запуска двигателей внутреннего сгорания в автомобилях. Основные работы с целью совершенствования автомобильных аккумуляторов ведутся сразу в нескольких направлениях:
- дальнейшее повышение ёмкости;
- уменьшение габаритов и массы устройств;
- удешевление стоимости за счёт снижения трудоёмкости производства и сборки;
- повышение безопасности, в том числе для окружающей среды;
- улучшение таких характеристик, как устойчивость к нагрузкам, температуре и условиям хранения;
- снижение чувствительности к циклам заряда и разряда.
Постоянные разработки, которые ведутся в области производства автомобильных батарей, дают надежду на то, что в ближайшие годы автолюбители получат принципиально новые высокотехнологичные и экономичные батареи с увеличенным ресурсом эксплуатации.
Виды автомобильных аккумуляторных батарей и компании-производители
Все автомобильные аккумуляторы можно подразделить на следующие виды:
- Сурьмянистые. Эти модели АКБ ушли в прошлое и сегодня для автомобилей не используются. В электродах этих батарей содержится больше пяти процентов сурьмы;
- Малосурьмянистые. Пластины с уменьшенным содержанием сурьмы стали для того, чтобы снизить разложение воды на кислород и водород. Но проблема обслуживаниях в них до сих пор актуальна. На сегодняшний день один из наиболее распространенных видов АКБ;
- Кальциевые АКБ. Кальцием стали легировать свинцовые решетки для решения проблемы расхода воды и снижения саморазряда. При этом добавилась проблема потери ёмкости при глубоком разряде;
- Гибридные батареи. Это современные автомобильные аккумуляторы, которые стали попыткой найти компромисс между малосурьмянистыми и кальциевыми аккумуляторами;
- AGM и гелевые батареи. Это относительно новые аккумуляторы для автомобилей. Они стали следующим шагом в обеспечении безопасной эксплуатации автомобильных аккумуляторов;
- Щелочные аккумуляторы. В этом типе аккумуляторов вместо кислоты роль электролита выполняет щелочь. Наиболее распространены аккумуляторы никель-железо и никель─кадмий;
- Литий-ионные АКБ. Модели аккумуляторов этого вида довольно перспективны, но на сегодняшний день не получили широкого применения на автомобилях из-за ряда нерешённых проблем.
видах аккумуляторов для автомобилей
В списке ниже приводятся основные бренды автомобильных аккумуляторов, сгруппированные по странам:
- Россия (Зверь, Аком, Титан, Тюмень, Исток);
- Германия (Varta, Bosch, Moll, Tenax, Energizer);
- Польша (Sznajder, Autopart, Centra, 1 Storm, Timberg);
- Украина (Westa, Vortex, Docker, Forse, Ista, Volta, Oberon);
- Турция (Mutlu);
- Япония (FB, GS Yuasa, Panasonic, Hitachi, Alaska);
- США (Exide, Hagen, ACDelco, Afa, Duracell, American, Gigawatt, Space, Deka, Optima, Tudor);
- Италия (Fiamm);
- Казахстан (Барс);
- Словения (Tab, Topla, Moratti);
- Южная Корея (Medalist, Delkor, Solite, Nord, Rocket).
сколько весит автомобильный аккумулятор
Аккумуляторы для фонариков
Аккумуляторы для фонарика представлены на рынке в широком ассортименте и выбор зависит от конкретной модели.
Наибольшей популярностью пользуются:
- АА (14500) – аккумуляторы для больших фонариков (длина 5 см, диаметр 1.4 см)
- ААА – обычные Ni-MH элементы с номинальным напряжением 1.2 В и емкостью 500-1100 мАч
- CR123A 16340– созданы для компактных фонариков (длина 3.4 см)
Есть также специальные аккумуляторы для мощных фонариков и электрошокеров.
Они имеют свои уникальные типоразмеры, которые нужно подбирать в зависимости от модели фонарика:
- 10440
- 18650
- 26650
Эти аккумуляторы отличаются физическими размерами и емкостью. В основном они являются литий-полимерными, что делает их очень легкими. Из производителей хорошо зарекомендовали себя Panasonic, Robiton, Fenix.
Диаметр клемм
Единого стандарта для аккумуляторных клемм нет
При подборе батареи для авто надо уделить внимание и этому элементу конструкции
Под зажим
Если в автомобиле для подключения АКБ предусмотрены зажимные терминалы, то существует два варианта клемм:
- стандарт А (европейский);
- стандарт B (азиатский).
Размеры клемм стандарта A и B.
В обоих стандартах плюсовой вывод выполнен с увеличенным диаметром. Это позволяет снизить вероятность ошибки при подключении. В России выпускаются АКБ, соответствующие стандарту А.
Резьбовые крепления
Если конструкция автомобиля предусматривает болтовое крепление выводов (что менее удобно, но более надежно), то здесь также существует несколько разновидностей коннекторов:
- стандарты F и G (применяются в машинах североамериканской разработки) – штырь или отверстие с резьбой соответственно;
- стандарт Т (российский) – отверстие с резьбой под болт.
Стандарты резьбовых терминалов.
Также существуют менее распространенные стандарты для автомобилей, а также системы подключения для мотоциклов, промышленных систем и т.п.
Тип крепления
Также батареи различаются по типам крепления при установке на штатное место. Отечественные машины и авто азиатских разработчиков крепятся скобой, которая обхватывает корпус АКБ сверху. Конструкции европейских разработчиков автомобилей предусматривают крепление батареи снизу.
Некоторые автомобилисты вообще не обращают внимание на крепление аккумулятора и ездят с незакрепленным. Так делать не следует, так как это может привести к повышенной восприимчивости к толчкам и вибрации при езде
Это может сократить срок службы батареи. К тому же незакрепленный источник питания может послужить поводом к проблемам при прохождении техосмотра машины.
Типы крепления АКБ.