Типы автомобильных предохранителей и их функции
Содержание:
- Виды предохранителей в автомобиле
- Причины выхода из строя
- Покупка предохранителя в магазине
- Сравнительная характеристика габаритов предохранителей
- Способы проверки работоспособности предохранителей в автомобиле
- Роль в электрической цепи
- Самостоятельная замена
- Особенности работы
- Блок предохранителей нового образца ВАЗ 2109
- Общая информация об автомобильных предохранителях
Виды предохранителей в автомобиле
Изобретателем плавкого предохранителя является французский электротехник Луи Франсуа Клеман Бреге – внук Абрахама-Луи Бреге, чье имя носит одна из самых дорогих марок часов в мире.
Описанный выше тип предохранителей по-другому называется «жертвенным». При расплавлении металлического проводника его можно только изъять из цепи и выбросить. Но изначально защитный элемент для автомобильных проводок вовсе не был одноразовым: между контактными пластинами была натянута проволока до 2 см в длину, а еще 15 см были намотаны на специальной бобине рядом. При перегорании задействованного участка достаточно было просто вытянуть еще, зафиксировать отрезок в контакторах пластины, и можно продолжать движение.
Такие sacrificial fuses (предохранители) использовались вплоть до 70-х годов двадцатого века. Затем их заменили герметичные стеклянные или керамические элементы с плавкими вставками из тонкой проволоки внутри. Широкого распространения они не получили из-за своей хрупкости, но во второстепенных электроцепях (например, для питания сигнализации или музыкальной аппаратуры) их применяют до сих пор.
Почти до конца двадцатого века использовались предохранители цилиндрические – «торпеды», которые выглядели, как современные «мизинчиковые» батарейки (и в цепь они тоже вставлялись, как батарейки). Именно начиная с них предохранители стали маркировать цветом в соответствии с их номиналом.
В настоящее время наиболее распространены так называемые Blade type fuses – штыревые, флажковые или, как еще их называют, ножевые предохранители. Их корпус имеет П-образную форму, и выполнен он из полупрозрачного пластика. Внутри также находится плавкий элемент, а наружу, словно в штекере, выступает пара контактов, которые и вставляются в соответствующие гнезда.
Монтаж ножевых предохранителей осуществляется при помощи пинцета.
Сейчас уже полностью сформировался цветовой спектр, по которому различаются плавкие вставки. Теперь параметры предохранителя смогут определить даже те, у кого со зрением серьезные проблемы. Ниже представлена цветовая гамма с соответствующими каждому цвету значениями максимальной допустимой силы тока:
- черный – 1 А;
- серый – 2 А;
- фиолетовый – 3 А;
- коричнево-желтый (песочный) – 5 А;
- коричневый – 7,5 А;
- красный – 10 А;
- голубой – 15 А;
- желтый – 20 А;
- белый – 25 А;
- зеленый – 30 А;
- оранжевый – 40 А;
- синий – 60 А.
Какие же предохранители чаще всего устанавливаются на автомобилях? Ни элементы с большим, ни с малым номиналом в современных машинах практически не используются – незачем. Наиболее часто применяемые – это на 10, 15, 20 и 30 ампер. Они вставляются в самые уязвимые к перегрузкам участки электроцепи.
Кроме того, у плавких вставок ножевого типа выделяют несколько стандартов:
- Micro2/APT/ATR, размеры – 9,1 × 3,8 × 15,3 мм, номинал – от 5 до 30 А;
- Micro3/ATL, размеры – 14,4 × 4,2 × 18,1 мм, номинал – от 5 до 15 А;
- Mini/ATM/APM, размеры – 10,9 × 3,6 × 16,3 мм, номинал – от 2 до 30 А;
- Regular/ATC/ATO/APR/ATS, размеры – 19,1 × 5,1 × 18,5 мм, номинал – от 0,5 до 40 А;
- Maxi/APX, самые большие предохранители по размерам (29,2 × 8,5 × 34,3 мм) и номиналу (от 20 до 120 ампер).
Еще одним типом защитных электроэлементов являются ленточные плавкие вставки, где 2 клеммы замыкаются тонкой металлической лентой. Номинал у них выше (так как сечение ленточной полоски больше), поэтому их вставляют в цепь, как правило, сразу после клеммы аккумуляторной батареи, чтобы через ленту проходил весь ток, потребляемый автомобилем.
И наконец, еще один тип предохранителей, который набирает популярность в последнее время, – это картриджный (FJ12). В съемном картридже контакты из специальных сплавов помещены в диэлектрическую оболочку. Картридж легко и удобно заменять.
Причины выхода из строя
Существует несколько распространенных причин, по которым автомобильные предохранители перегорают и требуют замены. К таким причинам принято относить следующее:
- Плохая фиксация реле в гнезде блока.
- Неправильный выбор планки по ее показателям номинального тока.
- Наличие неисправностей в электропроводке автомобиля.
- Механические повреждения пластикового корпуса, чрезмерный нагрев и вибрационные нагрузки.
В итоге в процессе эксплуатации автомобиля при существенной нагрузке, например, когда автовладелец одновременно включает стеклоочистители и пытается завести двигатель, в сети могут отмечаться незначительные колебания напряжения, что приводит к оплавлению корпуса и полному выходу из строя защиты.
Покупка предохранителя в магазине
Автомобильный предохранитель можно приобрести практически в любом автомагазине. На упаковке обязательно должна быть указана точная информация о производителе. Если информации нет, то лучше воздержаться от подобных покупок.
Желательно отдавать предпочтение автомобильным предохранителям, выполненным из прозрачной пластмассы. В таком случае можно будет визуально увидеть неисправность, если перегорит плавкий элемент. Конечно, это требование некритично.
Если Вы сделаете правильный выбор, хороший предохранитель должен работать, не перегорая, в течение 100 часов, если ток будет превышать номинальный на 10 процентов.
Длительная езда на автомобиле приводит к утомляемости мышц шеи и наносит вред здоровью позвоночника. Решить эти проблемы помогают подушки на подголовники. О том, что такое подушки на подголовники и зачем они нужны, а также об ассортименте, подборе и применении данных аксессуаров — узнайте из статьи.
Для нарезки наружной резьбы с помощью круглых и прямоугольных плашек необходимо использовать специальное приспособление — плашкодержатель или вороток для плашек. Все о воротках, их существующих типах, конструкции и характеристиках, а также о выборе и применении этих приспособлений — читайте в статье.
Резьбовой крепеж прост и надежен, однако повреждение болта или шпильки может привести к невозможности его извлечения и замены. Эта проблема решается с помощью специального инструмента — набора экстракторов. Об этих приспособлениях, их типах, конструкции, выборе и применении читайте в данной статье.
Почувствовав дыхание зимы, все автомобилисты задумываются о замены сезонной резины. И очень многие из нас при покупке зимних шин встают перед трудным выбором — «шиповки» или «липучки»? Каждый тип шин имеет свои преимущества и недостатки, и отдать предпочтение чему-то одному бывает очень сложно. В этой статье мы попытаемся сделать этот непростой выбор.
Заливка в бак некачественного дизельного топлива может навредить мотору вплоть до полного его выхода из строя. Минимизировать или исключить негативные последствия заправки низкокачественным дизелем помогает специальная автохимия — присадки в дизтопливо, о которых подробно рассказано в данной статье.
Использование правильного типа шин гарантирует автомобилю устойчивость и управляемость в любой дорожной ситуации. Только шины, используемые по сезону, гарантируют оптимальные сцепные характеристики с дорожным покрытием и минимальный тормозной путь.
На всех механических транспортных средствах помимо основных указателей поворота должны присутствовать вспомогательные огни — боковые повторители поворота. Все о повторителях, их классификации, устройстве, характеристиках и работе, а также о подборе и замене данного типа приборов — читайте в статье.
Источник
Сравнительная характеристика габаритов предохранителей
Ниже представлены типовые габариты основных видов для легковых и грузовых авто:
перемычка ленточного типа снабжена двумя крепежными отверстиями диаметром в диапазоне 5,5-6,5 мм и общей длиной 42 мм. Расстояние между центрами составляет 30 мм;
предохранители классического цилиндрического типа имеют длину 25,5 мм с учетом диаметра 6,5 мм. Наконечники выполнены из прочного металла в форме конуса с прямым углом при вершине;
элементы ножевого типа с габаритами микро (или Mini low profile), имеют оснащение в качестве ножек толщиной 0,8 мм и длиной в 9 мм. Ширина корпуса из прочного пластика составляет 10,9 мм и толщиной 3,8 мм.
предохранители формата мини отличаются увеличенной шириной корпуса в 11,4 мм с толщиной в 4 мм. Общая высота (с учетом контактов) до 16,7 мм;
конструкции формата стандарт (или Norma, Regular, Standart) имеют оснащение корпуса с увеличенной толщиной до 5,5 мм и длиной в 19,5 мм. Контакты имеют ширину 5,1 мм, которая не позволяет установить планку в разъемы для предохранителей микро или мини;
предохранители формата макси имеют длину 30,2 мм с толщиной 9,2 мм, при подключении используются металлические контакты шириной 7,8 мм и длиной 12,3 мм.
размеры кассетных вставок мини либо клипса стандартами не устанавливаются в автомобилях.
Способы проверки работоспособности предохранителей в автомобиле
Проверка целостности
Проще всего осуществить визуальную проверку. Однако для этого нужно выполнить несколько простых действий, чтобы сделать эту процедуру безопасной. А именно перед тем, как что-либо вытаскивать из автомобильной сети, поверните ключ зажигания в положение «ВЫКЛ».
Замена предохранителя в автомобиле должна начинаться с того, чтобы запомнить, как эта деталь расположена в гнезде (дабы потом в том же положении установить обратно ее или же замену). Также следует помнить, что данный защитный элемент не перегорает просто так. Если металл внутри расплавился, значит, на то была причина в виде резко подскочившей силы тока. Поэтому если не будет устранен корень проблемы, то предохранитель обязательно выйдет из строя еще раз.
Как проверить главный предохранитель?
Главный защитный элемент, как правило, располагается на плюсовой клемме аккумулятора (ну или в блоке предохранителей автомобиля на первом месте по цепи). Основной предохранитель обычно бывает ленточным, и перегорает он из-за недопустимого случайного прикосновения к клемме аккумуляторной батареи во время ее зарядки. Явным симптомом такой неисправности является полное отсутствие электропитания в автомобиле.
Главный защитный элемент довольно большой по размерам, поэтому то, что он перегорел, всегда хорошо заметно. Более того, схема расположения предохранителей автомобиля такова, что если перегорел самый стойкий, то, скорей всего, сгорели и те, что рассчитаны на меньшую силу тока – стоит проверить и их.
Как проверить предохранитель с помощью мультиметра?
С помощью мультиметра состояние предохранителя можно диагностировать двумя путями.
Во-первых, измерьте напряжение на контактах предохранителя. Обычно верхняя часть обоих выводов выступает сквозь корпус защитного элемента. Устанавливаем на мультиметре режим измерения постоянного напряжения (= U). Далее черный щуп подсоединяем к минусовой клемме (или к корпусу автомобиля) и включаем зажигание. Рекомендуется также предварительно поставить машину на ручник.
При повороте ключа зажигания напряжение подается на все отрезки электроцепи. Красным щупом проверяйте наличие напряжения на каждом контакте каждого предохранителя. Оно должно быть везде, ведь защитный элемент – это обычный проводник.
Если мультиметр показывает 12 вольт с обеих сторон предохранителя, значит, он в порядке. Но если на одной клемме напряжение 12 вольт, а на другой отсутствует, то элемент нужно менять – он перегорел. Данный способ определения таких поломок особенно удобен, если нужно проверить сразу целое множество предохранителей.
Во-вторых, если защитный элемент уже извлечен, то его исправность можно проверить, измерив сопротивление. Обычно у предохранителей очень низкое сопротивление, близкое к нулю. А вот сгоревший элемент будет представлять для электрического тока непреодолимую преграду – его сопротивление стремится в бесконечность.
Для измерения сопротивления любого электрического прибора его необходимо отключить от цепи. Далее мультиметр надо переключить в положение «Ом» и подсоединить щупы на контакты предохранителя. При сгоревшем элементе мультиметр покажет «OL» (сопротивление выше, чем хватает шкалы). В случае если все в порядке, будет значение, близкое к 0 Ом.
Роль в электрической цепи
Многочисленные случаи перегорания электронной составляющей целых систем, возгорания автомобилей подтверждают тот факт, что к электричеству необходимо относиться если не с опаской, то с большой осторожностью
Предохранитель предназначен для размыкания защищаемой цепи методом разрушения специально предусмотренной для этого токопроводящей части. Разрушение происходит при превышении номинального тока, на который рассчитан предохранитель. Номинальная сила тока плавкой вставки подбирается в соответствии с допустимой нагрузкой на защищаемую цепь, а также с учетом расчетного потребления тока электроприборами, включенными в цепь.
В случае нештатной ситуации первой обязана сгореть плавкая вставка, разомкнув при этом цепь и сохранив автомобиль от возгорания. К чрезмерному нагреву элементов цепи, что является потенциально опасной ситуацией, приводит:
- короткое замыкание (не предусмотренное конструкцией соединение двух точек цепи, провоцирующее значительное превышение силы тока в цепи). КЗ может возникнуть вследствие нарушения изоляции токопроводящих элементов, неправильного подключения приборов. Скорее всего, вы и сами не раз сталкивались с перетиранием изоляции проводов в авто;несоответствие мощности потребителя и номинальной силы тока, которая может пройти в цепи без разрушения ее составляющих. Такое сплошь и рядом встречается при неквалифицированной установке в автомобили дополнительного электрооборудования (к примеру, освещения). Мощные потребители запитываются от штатной электропроводки, которая рассчитана на куда меньшую величину тока. В итоге провода в цепи будут перегреваться, провоцируя оплавление изоляции, что приведет к КЗ и возгоранию автомобиля.
Порог срабатывания
Как вы уже могли догадаться из описания предназначения автомобильных предохранителей, суть правильного выбора предохранителя заключается в подборе уровня сопротивления плавкой части. Разрушение происходит вследствие теплового действия тока. Превышение номинального значения ведет к чрезмерному нагреву плавкой части, что провоцирует ее расплавление (перегорание) и разрыв цепи.
Номинальный ток предохранителя рассчитывается по формуле: Inom=Pmax/U, где
- Inom – номинальная величина тока, измеряется в Амперах (А)Pmax – максимальная мощность нагрузки потребителя, которая должна быть указана на приборе; измеряется в Ваттах (Вт, W)U – напряжение сети, измеряется в Вольтах (V). Напомним, что напряжение питающей сети легкового авто составляет 12 V
Гораздо удобней использовать готовые таблицы, в которых указаны допуски по мощности для каждого типа предохранителя.
Типы
Согласно классификации по типу срабатывания, в авто применяются плавкие предохранители. Существует 3 типоразмера:
- микро;мини;норма;макси.
Но главное разделение, разумеется, идет по величине номинальной силы тока. Для удобства пользователей за определенной величиной номинального тока закреплен цвет корпуса. Но ориентироваться только на цвет не стоит, так как производителю никто не запрещает изменить цветовую гамму своих изделий.
1А – черные | 10А – красные | 40А – оранжевые |
2А – серые | 15А – голубые | 60А – голубые |
3А – фиолетовые | 20А – желтые | 70А – коричневые |
4А – розовые | 25А – белые | 80А – светло-желтые |
5А – желто-оранжевые | 30А – зеленые | 100А – сиреневые |
7,5А — коричневые | 35А – светло-фиолетовые |
Замена, защита цепей при установке доп. оборудования
Менять штатные предохранители необходимо на изделия точно такого же номинала. Вся необходимая информация представлена в руководстве по ремонту и эксплуатации вашего авто. Если предохранитель перегорел 2-3 раза подряд, ищите неисправность в цепи. Ни в коем случае не устанавливайте плавкую вставку большего номинала. Также не следует менять электропредохранитель на «жука». Починить плавкую вставку в дороге с помощью проволоки можно, но длину и сечение проводника следует подобрать таким образом, чтобы проволока имела такой же номинальный ток, как и штатный предохранитель. Для этого в сети имеются все необходимые формулы и таблицы с готовыми переменными.
При установке дополнительных потребителей сначала рассчитайте, выдержит ли штатная проводка автомобиля возросшую нагрузку, и только потом рассчитывайте ток для установки предохранителя большего номинала. Для мощных потребителей следует прокладывать проводку отдельно, номинальный ток предохранителя должен быть в 1.5 раза больше, чем номинальный ток в цепи. Для расчета нагрузки на автомобильные провода используйте закон Ома, можете воспользоваться специальными таблицами, в которых для основных видов проводников указаны площадь поперечного сечения и допустимый ток.
Самостоятельная замена
Если перестала работать фара, какой-либо электроблок, дворники и другие электроустройства, автовладельцу необходимо проверить блок предохранителей и при необходимости выполнить замену перегоревших реле. Такая замена не представляет сложности и занимает от силы 15−20 секунд.
Необходимо лишь правильно подобрать номинальную мощность заменяемых предохранителей, что позволит обеспечить в последующем отсутствие каких-либо проблем в работе электрооборудования и гарантирует защиту электроцепи от перенапряжений и замыканий.
Если предохранитель перегорает несколько раз подряд, то следует искать в электроцепи имеющиеся неисправности. Эксплуатировать такой автомобиль не рекомендуется.
Автовладельцу необходимо будет заранее побеспокоиться о наличии в бардачке нескольких запасных реле с различным номиналом. Приобретать их следует от проверенных производителей, так как предохранители плохого качества с трудом входят в посадочные гнезда в установочном блоке и не дают должную защиту электросети, не обесточивая цепь даже при критических нагрузках.
Особенности работы
Устанавливая новый предохранитель вместо перегоревшего, необходимо использовать реле с аналогичным номиналом по показателям тока. Если же использовать защитные планки с номинальным током выше допустимого, то такая защита при нештатных ситуациях и перегрузках в сети просто не будет срабатывать, не обеспечивая должной безопасности автомобиля.
При занижении величины показателей номинального тока защитное реле будет перегорать даже при минимальных колебаниях напряжения в сети. Такие небольшие колебания могут отмечаться в момент пуска двигателя, когда на аккумулятор и стартер приходится повышенная нагрузка.
Не следует пытаться отремонтировать перегоревший предохранитель, заменив в нём защитную жилку или установив так называемого жука. Стоимость качественных защитных реле минимальна, тогда как отремонтированные и восстановленные планки не обеспечивают должную защиту автомобиля. Экономия в несколько сотен рублей может вылиться автовладельцу в последующем в необходимость замены вышедших из строя блоков управления. Такой ремонт будет оцениваться в несколько десятков и даже сотен тысяч рублей.
Если предохранитель в автомобиле постоянно перегорает, это может свидетельствовать о наличии проблем с электропроводкой и частых коротких замыканий в сети. Не следует пытаться самостоятельно устранить имеющиеся неполадки. В идеале автомобиль следует обесточить, отключив аккумулятор, и на эвакуаторе доставить в сервис, где специалист с использованием специального вольтметра сможет определить характер проблемы и отремонтирует вышедший из строя блок.
Автомобильные предохранители — это специальные устройства, основное предназначение которых — защита электроцепи и различных автоматических блоков управления от перенапряжения и коротких замыканий. Защитные реле устанавливаются в специальном блоке, могут выполняться с различным номинальным напряжением, обеспечивая качественную защиту автомобиля. Автовладельцу необходимо лишь правильно подобрать планку с учетом ее типа, предназначения и номинальных показателей напряжения в сети.
Источник
Блок предохранителей нового образца ВАЗ 2109
1. 8А Резервный предохранитель 2. 8А Резервный предохранитель 3. 8А Резервный предохранитель 4. 16А Обмотка реле вентилятора радиатора, электрическая цепь переключателя и электродвигателя печки 5. 3А Выключатель аварийки в режиме поворотных указателей, прерыватель поворотных сигналов, переключатель поворотных сигналов, сигнальная лампа поворотников, контрольная лампа поворотников, выключатель оптики заднего хода, лампы заднего хода, тахометр, вольтметр, указатель уровня бензина, датчик уровня бензина, контрольная лампа уровня бензина, указатель температуры ОЖ, датчик температуры, контрольная лампа и датчик аварийного давления масла, лампа аварийного состояния тормозов, выключатель гидропривода тормозной системы, выключатель ручного тормоза 6. 8А Выключатель и лампочки стоп-сигнала, плафон подсветки салона 7. 8А Лампы освещения номеров, контрольная лампа включения габаритов, лампа подсветки ручек отопителя и прикуривателя, плафон подсветки бардачка, выключатель и лампа подсветки приборного щитка 8. 16А Клаксон, выключатель клаксона, электромотор вентилятора радиатора 9. 8А Лампа левых габаритов, лампа левых задних габаритов 10. 8А Лампа правого габарита, лампа правого заднего габарита, выключатель противотуманок, контрольная лампа противотуманок 11. 8А Выключатель и прерыватель указателей поворотников, лампы указателей поворотников, контрольная лампа в режиме аварийки 12. 16А Прикуриватель, розетка для лампы переноски 13. 8А Дальний свет правой фары 14. 8А Дальний свет левой фары, контрольная лампа дальней оптики 15. 8А Ближний свет правой фары 16. 8А Ближний свет левой фары
Общая информация об автомобильных предохранителях
Самым простым и экономичным средством сохранения работоспособности электроприборов является использование легкоплавких вставок, расположенных в отдельных блоках. Они считаются наиболее эффективными в качестве обеспечения безопасности в процессе эксплуатации, требуют минимум финансовых вложений и просты в эксплуатации.
Обеспечение длительного срока эксплуатации для предохранителя возможно в следующих ситуациях:
периодически делать осмотр самых опасных и изношенных участков в бортовой проводке, чтобы как можно быстрее найти неисправность;
не допускать возникновения короткого замыкания;
стараться избегать перегрузок на протяжении длительного времени, включая электроузлы автомобиля;
нагрузочная способность аккумулятора и генератора не должна превышать установленного значения;
поддерживать подвижные элементы в хорошем рабочем состоянии.
При выполнении вышеперечисленных правил, автолюбитель имеет возможность сократить риск возникновения поломок предохранителя.
Предназначение и функционал
Главная функция предохранителя – это эффективная защита электрооборудования от механических повреждений. При возникновении опасной ситуации, происходит отключение потребителя от источника питания посредством самоликвидации, то есть сгорания в том случае, если ток превысит допустимый номинал.
Какие виды существуют
Предохранители, используемые в автомобилях, существуют нескольких типов и различаются между собой методом отключения потребления:
плавкая вставка;
электромеханическое реле;
электроприбор (транзистор, тиристор).
Реле или электроприбор иногда снабжены автоматическим восстановлением электрического питания после того, как будет ликвидирована техническая неисправность.
Принято выделять несколько видов защитных устройств:
Цилиндрический.
Ножевой (разных форматов: мини, макси, стандарт).
Тепловая или электромагнитная защита, где происходит возобновление подачи электричества в ручном порядке.
Ленточный. Используется для цепей с большим номиналом.
Локализация
Несмотря на то, что предохранители снабжены качественной защитой, расположены в легкодоступном месте. Группирование элементов происходит в зависимости от назначения. Рядом с аккумулятором под капотом размещаются элементы системы запуска, осветительных приборов и системы запуска.
Мультимедийный блок, система кондиционирования, освещение в салоне располагаются чаще всего с торца слева касательно приборной панели, либо под боковым листом.