Что такое внутреннее сопротивление аккумулятора?

Содержание:

Нормальные показатели

Норма внутреннего сопротивления автомобильной батареи должна быть на уровне 5 миллиОм. На этот показатель следует ориентироваться, хотя стандартных значений не существует, которые бы считались образцовыми. В любом случае, если батарея уже использовалась, но ещё не изношена, то показатель должен быть в пределах от 4 до 6 миллиОм.

Значительное влияние на общую потерю физических качеств АКБ влияет показатель, возникающий в рабочей жидкости, которой выступает электролит. Он зависит, в свою очередь, от окружающей температуры и его концентрации. С уменьшением температуры жидкости либо при увеличении плотности растёт показатель потери тока.

Ёмкость АКБ в той же степени связана с внутренним её сопротивлением, и зная этот параметр, можно сделать вывод относительно ёмкости аккумулятора. Например, если он снизился в 2 раза, то эксперты делают вывод: батарея потеряла в ёмкости до 50%. При этих замерах определяется способность её давать для нагрузки высокий пусковой ток. Это обратная зависимость: чем оно будет меньше, тем большим будет пиковый ток и мощность. Повышенное сопротивление вызывает резкое падение напряжения на выводах аккумулятора. Даже если он будет сравнительно новым, то не сможет выдать для нагрузки хороший пиковый ток.


Измерение ёмкости аккумулятора автомобиля

В процессе общего контроля за потерей тока батареей анализируется этот показатель для разных её составляющих: выводов, электролита, контактов и пр. Если их значение отличается более чем на 10% от усреднённого показателя, то их необходимо зарядить отдельно, а если это не принесёт успеха, то заменить новыми. В то же время обычный пользователь не владеет специальным оборудованием, требуемым для оценки данного критерия. Наиболее объективным методов проведения такого замера является контрольный заряд на 10 или 20 часов, а дальше сравнение с контрольными данными напряжения и разрядного тока.

Одним словом, понятие внутреннего сопротивления является величиной условной и его значение постоянно изменяется под воздействием эксплуатационных факторов. Поэтому, когда хотят получить максимально точные расчёты, за основу берут не величину внутреннего сопротивления, а разрядные кривые.


График зависимости сопротивления от процента разряда аккумулятора

Показатели трудно привести к универсальным, потому что материалы, используемые в конструкциях, тоже отличаются, а, соответственно, будут отличаться и их характеристики. От этого зависит сопротивление автомобильных АКБ, как и другие параметры их эксплуатации. Наибольшую разницу можно обнаружить на плюсовой свинцовой решётке, тогда как на «минусе» она будет практически неощутима.

То же самое касается технологии, по которой были произведены электроды. Это может быть присутствие легирующих элементов, материалы контактов, конструкции и т. д. С другой стороны, толщина и пористость материала будут воздействовать на величину R сепараторов. А вот у электролита показатель потерь зависит от его концентрации и температурных условий.

Дотошные автолюбители всё время гадают, а какое должно быть сопротивление у свинцово-кислотных батарей, чтобы считать его нормальным? Оказывается, по этому поводу существуют отдельные рекомендации:

  • чтобы узнать точный норматив, у каждого типа АКБ есть собственный манула или инструкция;
  • лучше всего сравнивать старые значения с новыми, нежели полагаться на абсолютные цифры, взятые из интернета;
  • если регулярно производить замеры, то только так можно своевременно распознать изменения, происходящие внутри аккумулятора. Исходя из этого, можно установить причину и оценивать необходимость в покупке новой батареи или ремонту старой.

Особенности измерения для автомобильной АКБ

У водителей нет однозначного мнения, как лучше измерять внутреннее сопротивление аккумулятора. Некоторые предпочитают делать это на станции технического обслуживания. Другие не хотят тратить время на сервис, зная, что дома, в гараже процедура займёт несколько минут.

Эксперты советуют учитывать несколько нюансов:

  • Не следует на 100% доверять данным из интернета, специализированной литературы. Лучше сравнивать полученные данные с предыдущими показаниями. Это позволит оценить динамику деградации аккумулятора.
  • Для каждого ИП есть свои стандарты, нормы. Идеальные параметры указаны в инструкции, на сайте производителя.
  • Регулярное тестирование внутреннего сопротивления АКБ позволит вовремя заметить, что батарея требует замены, устранить причину сверхъестественной нагрузки.

Внутреннее сопротивление – важный параметр. Если замерять его регулярно, можно избежать проблем с запуском автомобиля, электроприборами, проводкой.

Что такое внутреннее сопротивление аккумулятора

Внутреннее сопротивление – физический термин, объединяющий омическое сопротивление и сопротивление поляризации. Например, если нормальное напряжение нового аккумулятора 13 В, то если его подключить к устройству с сопротивлением 1 Ом, оно упадёт до 12,2 А. Такое положение дел противоречит закону Ома, согласно которому должно получаться 13 А. Связано это с тем, что не только поданная нагрузка, но и сам аккумулятор имеет сопротивление. Реакция, в результате которой генерируется электроэнергия, осуществляется с некоторым затормаживанием.

Падение силы тока происходит также в результате процессов, происходящих внутри аккумулятора. Также существуют другие факторы, негативно влияющие на силу тока, генерируемую АКБ.

Внутреннее сопротивление — аккумулятор

Внутреннее сопротивление аккумулятора зависит от количества сульфата свинца на электродах и увеличивается по мере разряда аккумулятора. У заряженного аккумулятора активное сопротивление мало — составляет тысячные-десятитысячные доли ома.

Изменение потенциалов пластин при разряде аккумулятора. / — потенциал положительной пластины, 2 — потенциал отрицательной пластины, 3 — конец разряда fal 7B. ( У — напряжение аккумулятора. / р 0 1Сю.| Изменение напряжения аккумуляторной батареи при ее заряде и разряде ( м 27 С.

Внутреннее сопротивление аккумулятора представляет собой сумму сопротивлений выводных зажимов, межэлементных соединений, пластин, электролита, сепараторов и сопротивления, возникающего в местах соприкосновения электродов с электролитом.

Внутреннее сопротивление аккумуляторов очень мало и во многих случаях им можно полностью пренебречь. Когда, однако, приходится иметь дело с большими токами, например, если тягач начинает тянуть тяжелый груз, при запуске двигателя автомобиля, сопротивление батареи и межэлементньих соединений приобретает большое значение. В дайной главе приводится простое рассмотрение применений закона Ома и характеристик сопротивления аккумуляторных батарей.

Внутреннее сопротивление аккумулятора уменьшается с увеличением количества пластин и их размера, с уменьшением расстояния между пластинами, при увеличении пористости сепараторов, с увеличением удельного веса электролита, с уменьшением количества кристаллов PbSO4 в активной массе пластин и при увеличении температуры электролита.

Внутреннее сопротивление аккумулятора в процессе заряда снижается вследствие уменьшения количества PbSO4 в активной массе пластин и увеличения удельного

Внутреннее сопротивление аккумулятора зависит от количества пластин и их площади, пористости и толщины сепараторов, изменения температуры и плотности электролита и состояния активной массы пластин.

Внутреннее сопротивление аккумулятора зависит от количества пластин и их площади, пористости и толщины сепараторов, изменения температуры и плотности электролитов и состояния активной массы пластин. Для уменьшения сопротивления и увеличения разрядной емкости батареи в зимнее время нужно утеплять ее.

Внутреннее сопротивление аккумуляторов определяется конструкцией электродов, плотностью электролита и зависит от величины зарядного и разрядного токов.

Внутреннее сопротивление аккумуляторов прохождению зарядного или разрядного токов складывается из омического сопротивления электродов, сепараторов, электролита, других токопро-водящих частей и сопротивления поляризации, вызывающей изменение потенциалов электродов при прохождении тока. В заряженном состоянии при положительной температуре оно невелико и составляет тысячные доли ома, а сопротивление разряженного аккумулятора возрастает более чем в 2 раза.

Внутреннее сопротивление аккумулятора слагается из сопротивления каркаса пластин, активной массы, сепараторов и электролита. Последнее составляет большую часть внутреннего сопротивления. Сопротивление аккумулятора увеличивается при разряде и уменьшается при заряде, что является следствием изменения концентрации раствора и содержания сульфата в активной массе. Сопротивление аккумулятора невелико и заметно лишь при большом разрядном токе, когда внутреннее падение напряжения достигает одной или двух десятых долей вольта.

Внутреннее сопротивление аккумулятора слагается из сопротивления каркаса пластин, активной массы, сепараторов и электролита. Последнее составляет большую часть внутреннего сопротивления. Сопротивление аккумулятора увеличивается при разряде и уменьшается при заряде, что является следствием изменения концентрации раствора и содержания сульфата в активной массе. Сопротивление аккумулятора невелико и заметно лишь при большом разрядном токе, когда внутреннее падение напряжения достигает одной или двух десятых долей вольта.

Внутреннее сопротивление аккумуляторов в 2 — 4 раза меньше, чем у щелочных и, в зависимости от размеров, составляет 0 001 — 0 01 ом.

Внутреннее сопротивление аккумулятора зависит от размера и количества пластин, расстояния между ними, пористости сепараторов, плотности и температуры электролита.

Внутреннее сопротивление аккумулятора зависит от количества сульфата свинца на электродах и увеличивается по мере разряда аккумулятора.

Немного теоретических знаний

Знания о том, как проверить автомобильный аккумулятор, должны также сочетаться со знаниями о нормальных значениях и показаниях и о том, почему они изменяются.

Плотность электролита может меняться от температурных колебаний — перегрева или переохлаждения. При этом в случае перегрева электролит может вскипеть, в таком случае дистиллированная вода частично выкипит, и электролит станет более плотным.

В случае с холодом же электролит, напротив, зачастую начинает обладать пониженной плотностью. В обоих случаях токопроводимость становится хуже, и поэтому возникают проблемы с заведением, быстрое «высаживание» и работа на последнем издыхании.

Но почему же так важна какая-то жидкость? Дело в том, что аккумулятор только выглядит как небольшая коробка. На деле он состоит из многих деталей, основные из которых — токопроводящие пластины, положительные и отрицательные, составляющие последовательно соединённые 6 элементов. Они контактируют с электролитом, поэтому электрические импульсы и двигаются с необходимой силой.

По каким же ещё причинам аккумулятор может внезапно переставать работать? Например, просто от времени. В среднем АКБ стабильно работают 3–4 года. Конечно, многие работают и дольше, однако их ёмкость и способность держать заряд всё равно снижается.

Другая причина — частые перезаряды аккумулятора или недозаряды, или полные разряжения

Автомобильной батарее очень важно сохранять какое-то среднее состояние, без сильных перепадов

Следующая причина скрывается в генераторе, а точнее — в его поломке. В таком случае он может или постоянно перезаряжать батарею, давая слишком большой ток, или, наоборот, не быть в состоянии даже поддерживать имеющийся заряд. Оба варианта говорят о необходимости срочной замены именно генератора.

Последняя в списке неприятных ситуаций — утечка тока: что-то в машине потребляет слишком много энергии даже в те моменты, когда автомобиль заглушен и находится на стоянке. Это выясняют при помощи того же мультиметра. Для этого потребуется заглушить автомобиль, снять минусовую клему авто с АКБ. Включить мультиметр в режим измерения тока, переключатель установить на 10 или 20 единиц. Один провод подсоединить к минусовой клемме авто, а другой — к минусу аккумулятора.

Если показания будут иными, кроме нуля, необходимо по очереди вытаскивать и вставлять все предохранители и реле. Показания обязательно выдадут тот узел, который высаживает аккумулятор.

Что это за параметр и для чего предназначен

Если мысленно произвести эксперимент и нагрузить автомобильный аккумулятор внешней нагрузкой, то ток в цепи должен подчиняться закону Ома. При уменьшении сопротивления ток будет пропорционально расти, его величина вычисляется по формуле I=12/R, где 12 – напряжение батареи, а R – сопротивление нагрузки. Уже при R<0,1 Ом расчетный ток достигнет сотен ампер, а при коротком замыкании клемм (R=0) ток должен стать бесконечным. На самом деле это не так.


Расчетный и реально замеренные токи батареи при нагрузках менее 0,1 Ом.

Если эксперимент провести с реальным аккумулятором, при малом значении R токоотдача будет отклоняться от расчетной в меньшую сторону, а при нулевом сопротивлении ток будет большим, но далеко не бесконечным. И дело не в том, что закон Ома ошибочен. Просто здесь не учтен еще один параметр – внутреннее сопротивление аккумулятора. Это сопротивление можно условно представить, как резистор, подсоединенный изнутри к клеммам батареи. На самом деле, это не так, но для целей обзора вполне приемлемо.

Это сопротивление имеет небольшое значение (единицы или десятки миллиом), и при малой нагрузке им можно пренебречь, применяя для расчетов закон Ома для участка цепи. При увеличении нагрузки роль внутреннего сопротивления возрастает, отсюда растет погрешность расчета. А при нулевом значении сопротивления нагрузки (режим КЗ) ток ограничивается только внутренним сопротивлением АКБ.


Полная цепь аккумулятора с нагрузкой и схема измерения.

Поэтому для расчета надо применить закон Ома для полной цепи:

I=E/(R+r), где:

  • I – ток, отдаваемый батареей, А;
  • E – ЭДС аккумулятора, за ее значение можно принять напряжение разомкнутой цепи (12,6 вольт для полностью заряженного источника), В;
  • R – сопротивление внешней нагрузки, Ом;
  • r— внутреннее сопротивление аккумулятора, Ом.

Зная внутреннее сопротивление, можно определить наибольший ток, который может отдать аккумулятор. Чем меньше r, тем выше токоотдача (мощность) батареи. Также надо учитывать, что внутреннее сопротивление во многом определяется теми же параметрами, что и емкость (площадь реакции на пластинах, состояние электролита и т.п.), хотя жесткой зависимости между ними нет, поэтому по динамике увеличения сопротивления (если его мерить регулярно) можно определить изменение емкости и общего состояния АКБ.

Эти данные достаточно косвенные и приблизительные по сравнению с замерами, полученными по итогам контрольно-тренировочного цикла. Зато измерения происходят намного быстрее, и проводить их можно чаще, даже не снимая батарею с автомобиля.

Что можно проверить мультиметром

Каждый владелец автомобиля получит пользу от этого измерительного прибора. Его можно использовать в полевых условиях для быстрого и надежного определения многих вещей. Идея заключается в том, чтобы узнать, работает ли батарея правильно или с ней что-то не так.

Заряд

Самые современные автомобильные батареи — это литий-ионные (Li-Ion) батареи. Используя мультиметр, можно легко проверить, заряжен аккумулятор или нет. Это делается следующим образом:

  1. Отсоедините аккумулятор и дайте ему «отдохнуть» в течение 5 — 6 часов.
  2. Мультиметр переходит в режим вольтметра (измерение напряжения).
  3. Литиевые батареи имеют диапазон тока от 12,7 до 13,2 В, поэтому измерительный прибор покажет 20 В. Напряжение будет измеряться от этого значения и ниже.
  4. Подключите мультиметр к батарее: красный — к «плюсу», черный — к «минусу». Если кабели одинакового цвета, обратитесь к маркировке.

На дисплее мультиметра должны появиться цифры. Это хороший индикатор состояния батареи:

  • 12,7 — 13,2 В — питание в норме;
  • 12,1 — 12,4 В — зарядка примерно наполовину, т.е. требуется дозарядка;
  • 11,6 — 12 В — «разряженная» батарея, которая уже вряд ли сможет служить источником питания;
  • до 11 В — разряженная батарея, которую можно отправить на переработку.

Таблица для определения состояния заряда батареи по напряжению.

Проверить батарею с помощью мультиметра и сразу убедиться в ее исправности несложно, но это занимает некоторое время.

Ток утечки

Ток утечки — это показатель количества энергии, используемой для поддержания работы подключенного бортового оборудования. Каждая батарея имеет определенное минимальное значение тока утечки. В среднем этот показатель составляет от 55 до 80 мА.

Именно эти токи «расходуются» на поддержание работы радио, системы впрыска топлива, сигнализации и т.д. Общая утечка не должна превышать 70 мА. При превышении этого значения батарея будет разряжаться быстрее, сокращая срок ее службы.

Проверка тока утечки:

Проверьте ток утечки с помощью мультиметра.

  1. Отключите все потребители электроэнергии.
  2. Снимите минусовую клемму с аккумулятора.
  3. Установите мультиметр на диапазон постоянного тока до 10 A.
  4. Подключите «плюсовой» провод прибора к «плюсу» батареи.
  5. Минусовой вывод тестера подключается к снятому минусовому выводу.
  6. Прочтите прочитанное.

Плотность

Обычно уровень электролита проверяют с помощью специальной стеклянной трубки с градуированной шкалой — ареометра. Но мультиметр также справится с этой задачей. Инструкции:

  1. Переключите тестер в режим «Напряжение», подключите к нему провода с «крокодилами».
  2. Переключатель установлен на 20 вольт — все, что ниже, будет показано.
  3. Черный провод подключаем к «минусу», красный — к «плюсу».
  4. Посмотрите на значение напряжения и сравните со стандартом. Полностью заряженная батарея имеет напряжение 12,7 В. Если 12,1 — 12,4 заряжены наполовину, то плотность не верна.

Рекомендуется проверять плотность электролита каждые 15 — 20 000 км.

Плотность электролита при различных температурах.

Емкость

Емкость можно определить, проверив разряд батареи. Для начала аккумулятор полностью заряжен. Чтобы убедиться, что он полностью заряжен, проверяется напряжение и плотность электролита.

Затем подключается нагрузка, например, лампочка на 24 В, и фиксируется время. Когда напряжение падает до 50%, лампочка выключается. Энергоемкость, измеряемая в ампер-часах (Ah), определяется путем умножения тока в цепи с подключенной нагрузкой на количество часов, затраченных на разрядку теста. Если это значение близко к номинальному, то батарея в порядке.

Напряжение

Напряжение батареи в норме.

Это можно сделать при выключенном двигателе. Напряжение батареи от 13,5 до 14 вольт является нормальным. Батарея с таким напряжением считается находящейся в хорошем состоянии.

Если измерительный прибор показывает более 14,2 В, аккумулятор заряжен не полностью. Генератор переменного тока в это время напряженно работает, чтобы обеспечить питание всех потребителей. Зимой аккумулятор замерзает и разряжается, поэтому тест может не показать правильные значения с первого раза.

Если вы проверяете при работающем двигателе и выключенных потребителях, а прибор показывает менее 13 вольт, генератор работает нестабильно, т.е. не может полностью зарядить аккумулятор.

Как проверить внутреннее сопротивление АКБ

Существуют определённые методики, с помощью которых удастся самостоятельно проконтролировать состояние батареи в автомобиле. Так как измерить текущее внутреннее сопротивление используемого аккумулятора вряд ли получится, то в большинстве случаев специалисты применяют косвенные методы.

Замеры стоит проводить регулярно, чтобы иметь полную картину о состоянии электроприбора. Опытным путём доказано, что ежегодно R в банках в среднем возрастает на 5%. Если же измеритель показывает отклонение на 8% за этот период, то снижение работоспособности кроется в более жёстких условиях эксплуатации либо в чрезмерной нагрузке от потребителей.

Одним из вариантов мониторинга является подача переменного тока. Он занимает около двух часов. Кроме цифрового вольтметра и ограничительного трансформатора, потребуются конденсатор и постоянный резистор. При кажущейся простоте схемы точность результатов будет невысокой, так как на процесс оказывают влияние включенные реактивные и активные параметры, а также химические взаимодействия внутри корпуса.

На практике специалисты пользуются чаще методом постоянной нагрузки. Он заключается в том, что батарею на протяжении нескольких секунд оставляют нагруженной. Рассчитать искомое значение помогают предварительные и последующие замеры напряжения вольтметром по классической формуле закона Ома. Однако подобный метод не подойдёт для старых батарей.

В последнее время набирает популярность короткоимпульсный способ. Его позитивными сторонами являются такие факторы:

  • в качестве измерителя используется только вольтметр;
  • батарею не требуется снимать или отключать от бортовой сети;
  • процесс краткосрочный и не сказывается на дальнейшей работе оборудования.

Автомобилисты-любители могут самостоятельно собрать тестер для замера внутреннего сопротивления, но чаще пользуются помощью промышленных аппаратов. Помогают как нагрузочные вилки, так и аппараты, устанавливающие связь между состоянием АКБ и импедансом. Более дорогой вариант – применение измерителя спектров, помогающего определить проводимость.

Как разрядить аккумулятор 18650?

Выполним безопасную разрядку. Для этого потребуется:

  • Лампа накаливания на 12 вольт.
  • 2 провода.
  • АКБ для разрядки.

Теперь остается припаять провода к лампе и подсоединить к аккумулятору 18650. Будет происходить плавная разрядка.

Так же выполнять разрядку можно специальным агрегатом изображенным на видео ниже.

Максимальный ток разряда может доходить до 35 А. Но лучше это скорее миф, чем реальность. Лучше всего использовать щадящий режим и разряжать током в 1 ампер.

Ток разрядки не должен быть больше 2ух-кратного значения емкости (2С). К примеру АКБ, с емкостью 2000 mah будет равен 4000 mAh. Напряжение не должно находится меньше 2,5 вольт.

От чего зависит внутреннее сопротивление аккумулятора?

Когда свинцово-кислотный аккумулятор разряжается, на электродах начинает выделяться сульфат свинца. Его появление негативно сказывается на проводимости пластин, вследствие чего они сильнее сопротивляются передаче тока. Также стоит отметить, что сульфату свинца свойственно откладываться в порах, где обмазываются пластины. Из электролита хуже происходит диффузия серной кислоты. Когда разрядка аккумулятора на свинцово-кислотной основе доходит до своего завершения, уровень сопротивления сразу же увеличивается до показателя, в два-три раза превышающего номинальный. При повторном пополнении источника питания энергией сульфат свинца растворяется. Результат – параметры восстанавливаются до первоначального уровня.

Минимальная величина сопротивления достигается в том случае, если аккумулятор:

  • содержит внутри электролит, плотность которого составляет 1.225 грамм на кубический сантиметр;
  • эксплуатируется при температуре 15 градусов Цельсия.

Увеличив или уменьшив плотность, уровень сопротивления автоматически увеличивается. Следовательно, внутреннее сопротивление автомобильного аккумулятора неуклонно увеличивается.

Не стоит забывать о том, что ток, протекающий через различные элементы аккумулятора, влияет на уровень сопротивления поляризации. Последняя, в свою очередь, появляется по ряду причин.

  1. Поверхность электрода и сам электролит – это элементы батареи, которым свойственно менять электродный потенциал.
  2. Когда ток проходит по системе, электролит меняет свою концентрацию. Чем ближе он находится к электродам, тем интенсивнее протекает данный процесс. Результат – изменение потенциалов электродов. При размыкании цепи и исчезновении тока уровень электродных потенциалов восстанавливается до первичного значения.

Свинцово-кислотные аккумуляторы характеризуются минимальным внутренним сопротивлением, если сравнивать их с иными популярными разновидностями АКБ. За счет этого они с легкостью отдают огромный ток в течение краткого промежутка времени (вплоть до 2000 А). Поэтому неудивительно, что они используются для питания стартеров автомобильных двигателей, учитывая, какая нагрузка приходится на систему на момент запуска.

Не будет лишним напомнить, что внутреннее сопротивление АКБ бывает разным, исходя из частоты. Какой именно ток – постоянный или переменный, не имеет значения. В рамках проведения ряда исследований, инициированных энтузиастами и учеными, было заметно, что свинцово-кислотный аккумулятор имел ярко выраженное сопротивление, когда на него подавался ток частотой 200-300 Гц.

Измерение внутреннего сопротивления автомобильного АКБ

Особенное влияние оказывает величина импеданса на автомобильные аккумуляторы. Если эксплуатация транспортного средства активная как в городе, так и на трассе, сельских дорогах, импеданс оказывает большое влияние на продолжительность службы батареи. Регулярное тестирование позволяет определить, когда пригодность АКБ для работы приближается к финишу.

Описание параметра

Сопротивление принято обозначать R. В автомобильном аккумуляторе это сумма сопротивлений омического и поляризации. В свою очередь, омическое R слагается из сопротивлений, которые возникают в электролите, на соединениях банок, на контактах, электродах, сепараторах.

Импеданс проявляется в отношении тока внутри батареи независимо от того, разрядный он или зарядный. Все элементы АКБ имеют свою проводимость, которая различается.

Связанные факторы

Конструкции аккумуляторов, применяемые материалы разные, поэтому показатели неодинаковые. Например, плюсовая решетка имеет R в 10 тыс. раз меньше, чем у нанесенного на нее свинца. На минусовой решетке разница неощутимая.

Технология изготовления электродов также различается, что сказывается на показателях. Сюда относятся: качество материала, контактов, конструкция, присутствие легирующих компонентов.

На R сепараторов влияют толщина и пористость материала. Сопротивление электролита зависит от его температуры, концентрации.

Измерение сопротивления

Точное измерение внутреннего сопротивления невозможно без использования графиков разрядных кривых. На него влияют заряженность АКБ, нагрузка, температура. Автолюбители пользуются более простым способом, позволяющим судить о состоянии источника питания.

Пользуются лампой из фары, например галогеновой на 60 Вт, и тестером. Светодиодную не следует применять ни в коем случае. Лампочку и мультиметр подключают к батарее последовательно. Записывают показания вольтметра. Отключают нагрузку и смотрят напряжение, которое окажется больше.

Сравнивают показания измерительного прибора. Проводят расчет: если разница не превышает 0,02 В, состояние АКБ хорошее – импеданс не больше 0,01 Ом.

Пользуются вольтметром с цифровой индикацией: на стрелочном трудно зафиксировать точные показатели.

Опыт автолюбителей

Отзывы водителей разные. Небольшая часть предпочитает проверять АКБ в мастерских. Другие, которые поняли процесс и значение этого параметра для жизнедеятельности аккумулятора, уделяют несколько минут для регулярной проверки.

При этом автолюбители советуют обратить внимание на такие моменты:

  1. Не следует слепо руководствоваться абсолютными показателями, взятыми из специальной литературы, интернета. Более полезно сравнивать старые показатели с новыми.
  2. Существуют нормы для каждой АКБ. Их берут из инструкции или оригинальной упаковки.
  3. Регулярное измерение импеданса позволяет отслеживать изменения в батарее. В одних случаях достаточно найти и устранить причину, в других – это сигнал о необходимости замены АКБ в ближайшем будущем.

Параметр важный. Если измерять его регулярно, это позволит избежать многих проблем. Так считают большинство автолюбителей независимо от того, проводят они измерения сами или обращаются к мастерам.

Проверка аккумулятора на автомобиле мультиметром

Напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) аккумулятора — таблица

Измерение удобнее всего проводить мультиметром, либо его более продвинутым аналогом — тестером.

Проводить замеры можно не только мультиметром, но и специальным тестером АКБ

Используя таблицу ниже, можно определить степень заряженности батареи:

НРЦ, В 12,65 – 12,8 12,35 – 12,6 11,35 – 12,0 11,75 – 11,8
Заряженность, % 100 75 50 25

Например, если измеренное напряжение оказалось равным 12,45 В, то степень заряженности не меньше 75%, и даже ближе к 85 – 90 %.

А вот если оно равно 12,2 В, то батарею нужно обязательно зарядить до 100% и убедиться в ее исправности, запустив двигатель 3-4 раза с минутными перерывами. Заряженность при этом не должна упасть ниже 75%.

Напряжение разомкнутой цепи на этом фото всего 11,92. Это означает, что АКБ заряжен примерно на 40-45%, что очень мало. В таком случае его необходимо полностью зарядить и проверить на неисправности

Как правильно проверять аккумулятор автомобиля

Если этого не сделать, то результаты измерений будут искажены наличием э.д.с поляризации, возникающей в процессе электрохимических реакций при заряде.

По мере естественного рассасывания ионов неосновных носителей, образовавшихся около электродов, величина э.д.с будет стремиться к нулю, но на это необходимо время.

Например, погрешность измерения напряжения 12 В прибором кл.1 будет равна ±12х0,01 = 0,12 В, а это уже немало при оценке заряженности!

Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром — пошаговая инструкция

Отсоединить одну из клемм аккумулятора, лучше минусовую (она черного или синего цвета)

Можно и плюсовую, красную, но это нужно делать осторожно, чтобы не задеть ключом металлических частей и не вызвать короткого замыкания.

Установить переключателем режима мультиметра диапазон измерения напряжения постоянного тока DCV «20» – т.е измеряемое напряжение должно быть не более 20 В.

Вставить в прибор измерительные щупы: красный провод в гнездо прибора VRmA (напряжение, сопротивление, ток), а черный в гнездо COM (порт, общий).

Приложить красный щуп к плюсовой клемме, а черный провод к минусовой. Дисплей прибора покажет величину НРЦ.

Далее, с помощью таблицы выше, или паспортных данных на батарею, оценить степень ее заряда.

При заряде менее 75% без подзарядки выезжать не рекомендуется, особенно зимой, ночью и в пустынной местности.

Дозарядку можно произвести или от штатного зарядного устройства, или, заведя мотор от автомобильного генератора.

При низком показателе зарядки, АКБ стоит дозарядить

Способ проверки батарейки без нагрузки

Для распознавания нерабочих батареек необходимо произвести проверку мультиметром. На начальном этапе нужно подобрать соответствующую величину постоянного напряжения на мультиметре.

Также перед измерением следует вставить щупы мильтиметра в определенные гнезда:

  • красный щуп является плюсовым и вставляется в гнездо со значением «VmA»;
  • минусовым щупом считается щуп черного цвета, который включается в гнездо «COM».

Далее поставить переключатель на 20В. Щупы прибора присоединить к контактам батарейки, при этом если полярность будет выбрана неправильно, то показатель будет такой же только со знаком минус. После присоединения измерительный инструмент выдаст точный результат напряжения батарейки.

Для тщательного определения работоспособности изделия, этого замера недостаточно, так как напряжение было замерено без нагрузки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *