Изменения в техосмотре с 1 апреля 2022 года: 4 нововведения

Почему пройти технический осмотр стало сложнее

Прохождение техосмотра для некоторых регионов России стало более затруднительной процедурой. В ряде субъектов существует проблема нехватки аккредитованных пунктов осмотра. На фоне таких нововведений количество пунктов ТО в России упало в 2 раза, поскольку спрос на услуги прохождения техосмотра значительно снизился.

Мы обратились с вопросом к одному из крупных операторов техосмотра и он подтвердил нам ситуацию с низким спросом по сравнению с 2021 годом. Открывать новые и переоборудовать старые в текущих условиях крайне невыгодно. 

При этом, для владельцев такси, общественного и коммерческого транспорта, операторов каршеринга, и некоторых других групп, нуждающиеся в диагностических картах, появятся дополнительные сложности с прохождением техосмотра.

Кому не надо проходить техосмотр по новому закону?

Еще недавно техосмотр делали на все легковые и грузовые автомобили. Однако принятые в конце 2021 года поправки серьезно изменили положение дел.

В 2022 году отменено обязательное прохождение техосмотра для авто– и мототранспорта, который принадлежит физическим лицам (гражданам) и не используется ими в коммерческих целях, включая такси.

Во всех остальных случаях сохраняется периодичность прохождения техосмотра – от 24 месяцев до полугода. Об этом мы подробно расписали в таблице выше.

Как видно, обязанность делать техосмотр для некоторых владельцев транспортных средств убрали насовсем. Однако право съездить на СТОА по своему желанию никуда не исчезло. Другими словами, если закон не обязывает вас получать диагностическую карту, но вы хотите проверить исправность своего автомобиля – никто не мешает пройти ТО добровольно.

Нужна ли сейчас диагностическая карта для ОСАГО?

Нет, не нужна.

Но из-за этого в интернете появились «страшилки» и разного рода мифы. Давайте их развеем!

Нет диагностической карты и устроил ДТП – будет ли регресс от страховой?

Ответ на этот вопрос зависит от того, нужно ли вам по закону проходить обязательный техосмотр. Если нет – то регресс не грозит. Но даже если ТО для вашей машины обязателен, то и тут есть шанс избежать регресса…

То есть речь идёт только об истёкшем сроке действия карты. Но если у вас легковой автомобиль, который вы используете в личных целях, то обязанности проходить техосмотр в 2022 году у вас нет. А об отсутствии диагностической карты для регресса в законе ничего не сказано.

К счастью, этот вопрос урегулирован в пользу водителей. Банк России в своём информационном письме ИН-018-53/9 страховым компаниям разъяснил, что регрессное требование может быть предъявлено к виновнику только если ДТП случилось из-за неисправности его транспортного средства. Да-да, именно неисправности! Причём это нужно еще будет доказать. Но процент таких аварий в России ничтожно маленький!

Выплатят ли страховое возмещение?

Да. Отсутствие техосмотра не является основанием для отказа в страховом возмещении по ОСАГО.

Но самое главное не важно, у кого не было диагностической карты – у вас, как потерпевшего, или у виновника аварии. При отсутствии иных оснований для отказа страховое возмещение вы получите

Если же страховая отказывает – это повод оспорить её действия через финансового уполномоченного и суд.

Процедура техосмотра и ее цена

Чаще всего техосмотр критиковали из-за того, что водители проходили его лишь «на бумаге». Но этому есть причина – оператор пункта ТО обязан за 30-40 минут провести буквально полную диагностику автомобиля. Так, в диагностической карте порядка 70 пунктов, по каждому из которых оператор должен провести проверку и сделать пометку – все в норме или есть нарушения.

Учитывая ограничения по времени, на каждый пункт у оператора должно уходить примерно 30 секунд – однако, например, чтобы проверить направление света фар, светопропускаемость стекол, герметичность топливной системы, протектор шин и многое другое, нужно гораздо больше времени.

При этом проводить осмотр по 70 пунктам оператор должен за очень небольшие деньги – как правило, стоимость всей процедуры составляет 700-800 рублей для легкового автомобиля. А если заказать диагностику автомобиля вне системы техосмотра (например, перед покупкой авто), это обойдется в 2-3 тысячи рублей и более.

Операторы попали в сложное положение – повышать цены на свои услуги они не могут (это должно быть согласовано с разными инстанциями), при этом к стартовавшей с 1 марта реформе они закупили дорогостоящее оборудование и отремонтировали помещения, что теперь не смогут «отбить» еще долгие годы. И, что логично, операторы снова начали «торговать» техосмотром – но уже в ограниченных масштабах. Цена на услугу выросла до нескольких тысяч рублей, при этом от автовладельца потребуется фото его автомобиля.

Если же попытаться пройти техосмотр честно, нужно подготовиться к следующему:

  • оператор проверит комплектность обязательных огнетушителя, аптечки, знака аварийной остановки, и т.д.;
  • проверит, что все лампочки правильных цветов и работают;
  • проверит тормозную систему автомобиля на специальном роликовом стенде;
  • проверит рулевое управление (оно должно быть точным и без люфтов).

Проводить более серьезную проверку оператор, скорее всего, не станет. Но стоит понимать – даже если в авто перегорела хотя бы одна лампочка, техосмотр пройден не будет. Но водитель может исправить проблему и приехать на пункт ТО снова – на этот раз платить уже не придется. И если он устранил проблему (проверять будут только это), оператор выдаст ему диагностическую карту.

Стоит ли ожидать массовых регрессов за отсутствие ДК и ТО?

Мы запросили у страховщиков подробности, когда будут действовать механизм регресса. Руководитель управления урегулирования убытков по автострахованию компании «Абсолют Страхование» Игорь Поликарпов в ответ на наш запрос сообщил, что «регресс выставляется, если причиной ДТП является техническая неисправность ТС и на момент события срок действия диагностической карты истек».

Кроме регрессного требования к физическим лицам, ФЗ устанавливает случаи, когда страховая компания может предъявить требование к операторам ТО:

Страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере осуществленного страхового возмещения к оператору технического осмотра, оформившему диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, если страховой случай наступил вследствие неисправности транспортного средства и такая неисправность выявлена или могла быть выявлена в момент проведения технического осмотра этим оператором технического осмотра, но сведения о ней не были внесены в диагностическую карту.

Директор дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев подтвердил, что страховая компания имеет право регресса к виновнику ДТП, которое произошло из-за технической неисправности, если у него не пройдено ТО. Также он заявил, что страховщикам приходили рекомендации от ЦБ не применять это право к легковым автомобилям физлиц, так как для них ТО не обязательно.

Однако для такси, грузовых авто, машин для перевозки опасных грузов и автобусов для перевозки пассажиров по определенным маршрутам регресс к виновнику могут выставить независимо от причин ДТП, если в этот момент у виновника нет действующей диагностической карты.

В пресс-службе ВСК ответили, что регресс может быть выставлен только в том случае, если виновник ДТП управлял автомобилем, для которых прохождение техосмотра осталось обязательным (такси, автобусы и т.д.) Если виновник ДТП должен был пройти ТО, но не сделал это, тогда к водителю будет предъявлен регресс.

Пресс-служба Совкомбанк Страхования дала аналогичный комментарий, что для физических лиц, использующих автомобиль в личных целях, регресса не будет в любом случае, так как по общему правилу для них технический осмотр отменен. Соответствующее разъяснение об отсутствии оснований для регресса дано в информационном письме Банка России. Также 22 марта 2022 года, Госдума одобрила законопроект № 25618-8 об исключении регресса для физических лиц, использующих автомобиль в личных целях, во втором чтении. Когда документ будет окончательно утвержден, в статье 14 закона об ОСАГО за отсутствие техосмотра регресс останется только для такси, автобусов и грузовиков, оборудованных для перевозки опасных грузов или пассажиров.

Директор департамента суброграции, регресса и исполнительного производство СК «МАКС» Наталья Игнатова сообщила, что регресс может быть предъявлен при условии, что на момент ДТП у водителя не было действующей диагностической карты. Регресс выставляется узкому кругу лиц, указанному в п. «и» ст. 14 ФЗ-40 «Об ОСАГО»: водителям, осуществляющим перевозку людей и грузов (такси, автобусы, грузовые ТС).

В пресс-службе Югории заявили, что отсутствие диагностической карты у виновника ДТП, если у обеих сторон есть действующие полисы ОСАГО, никак не повлияет на выплаты пострадавшему. Однако, компания-страхователь, согласно закону об «автогражданке», имеет право взыскать с автовладельца сумму, которую он выплатил пострадавшему, если авария произошла из-за неисправности транспортного средства, не прошедшего вовремя технический осмотр. Тем не менее, несмотря на законное право, Югория не выставляет таким клиентам регрессные требования.

Подводя итоги комментариев экспертов страхового рынка можно с уверенностью сказать, что вероятность есть, что при отсутствии действующей карты диагностического осмотра транспортного средства (ДК ТС), регрессное требование к виновнику выставляться не будет. ОДНАКО большинство экспертов пояснили, что такое право у страховщика есть и это будет их решение в зависимости от ситуации.

На основе полученных ответов мы сформировали рейтинг открытости Calmins. Результаты представлены ниже.

Оcновные изменения

Изменения в Федеральный закон от 1.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств» были внесены ещё в июне 2019 года. Однако поменяется процедура техосмотра с 2020 года. Новые правила прохождения техосмотра вступят в силу только с 8.06.2020 (участникам процесса законодатели дали 1 год на подготовку).

Основные изменения:

  1. Видеофиксация техосмотра. Про прохождение ТС техосмотра можно будет посмотреть чуть ли не целый фильм. Однако это не полноценное видео, а подробные фотографии автомобиля с указанием спутниковых координат проведения съёмки, с фиксацией времени начала техосмотра и времени окончания техосмотра. Такая подробная съёмка введена для того, чтобы максимально исключить варианты фальсификации. Частичная съёмка уже вводилась ранее. Но работники станций техобслуживания без проблем обходили это требование. Например, опускали тонированные стёкла, и в таком виде фотографировали машину. Сделанные фотографии будут передавать в единую базу – ЕАИСТО (единая автоматизированная информационная система техосмотра).
  2. Введение пропускной способности для каждого пункта технического осмотра. Таким образом, каждый пункт сможет обслуживать строго определенное количество автомобилей ежедневно. Данное значение будет занесено в ЕАИСТО. Приём будет прекращаться автоматически: если отклонение от нормы превысит 5%, то система просто не даст оформить диагностическую карту. Таким образом, это не позволит проводить «липовые» техосмотры. А также поможет избежать очередей на пунктах.
  3. Внеочередные проверки станций технического обслуживания. Контролировать, как соблюдается закон о техосмотре, будет полиция. Органы правопорядка смогут в любой момент наведаться на пункт, даже под видом простых автолюбителей.
  4. Новый закон о техосмотре в 2020 году (изменения вступят в силу с 8.06.2020) предусматривает создание единого реестра, в котором будут указаны станции технического обслуживания, допущенные к проведению техосмотров и выдаче диагностических карт. Составлением реестра занимается Российский союз автостраховщиков. Планируется, что появятся и передвижные пункты. Они будут оснащены также как и стационарные аналоги. Как будет проходить техосмотр в 2020 году в таких пунктах – пока неизвестно. Порядок их работы пока разрабатывается правительством.
  5. Электронная диагностическая карта. Бумажный вариант постепенно уйдёт в прошлое (старые диагностические карты будут действовать до окончания срока). Карта станет электронной. Она подписывается электронной подписью технического эксперта, который провёл процедуру диагностики транспортного средства. Таким образом, владелец машины на руки ничего не получит. Однако если бумажный вариант ему будет необходим, то его в первый раз выдадут бесплатно. Повторная выдача будет платной.

Кому придет штраф с камеры за отсутствие техосмотра в 2022?

Новый штраф за отсутствие техосмотра в размере 2000 рублей для водителей

  • такси,
  • коммерческой техники,
  • грузовиков,
  • автобусов и
  • авто для каршеринга.

Именно для этих транспортных средств прохождение технического осмотра является обязательной процедурой.

Предполагалось, что штрафы за отсутствие техосмотра будут оформляться в автоматическом режиме с помощью камер фото- и видеофиксации нарушений, однако, как признали в самом ГИБДД, система оказалась не готова. Камеры еще не могут сверхточно отличать легковые автомобили от грузовых, личные автомобили – от коммерческих, и одновременно они не могут проверять год выпуска ТС и наличие диагностической карты. Из-за таких сложностей ожидать большого количества штрафов пока что не стоит, но знать о такой ситуации стоит.

Кто проходит техосмотр в 2022 году

Конец 2021 года расставил все по местам – прохождение т/о изменилось.

Он в обязательном порядке сохраняется:

  • для постановки на госучет т/с, изготовленных более четырех (считая с года изготовления) лет назад;
  • в случае, когда у т/с, изготовленного более четырех (считая с года изготовления) лет назад, меняется владелец и обращается за проведением регистрационных действий;
  • в случае обращения за регистрационными действиями, когда т/с претерпевает изменение конструкции или замену одного из основных компонентов;
  • в случае необходимости соответствия требованиям законодательства Евразийского экономического союза эксплуатируемых т/с при изменении их конструкции;
  • в случае, когда визуально т/с находится в неисправном и небезопасном состоянии и может представлять угрозу для участников дорожного движения;
  • для грузовых автомобилей, такси, автобусов.

Если у гражданина уже имеется действующая диагностическая карта, сотрудники ГИБДД могут направить его на прохождение т/о только при явных визуальных неисправностях.

В качестве наиболее очевидного положительного момента эксперты отмечают, что при новой инициативе у проверяющих органов будет больше возможностей уделять повышенное внимание проверке т/с, представляющих наибольшую опасность на дорогах, а именно грузового транспорта, такси, автобусов. Юридическим лицам не придется привыкать к изменениям законодательства ввиду их отсутствия в этой сфере в наступившем году

Для них все осталось пока в прежнем режиме – прохождение т/о для легковых авто возрастом 4-10 лет – раз в два года. Для автомобилей старше 10 лет – раз в год. Машины младше четырех лет подвергать процедуре не нужно

Юридическим лицам не придется привыкать к изменениям законодательства ввиду их отсутствия в этой сфере в наступившем году. Для них все осталось пока в прежнем режиме – прохождение т/о для легковых авто возрастом 4-10 лет – раз в два года. Для автомобилей старше 10 лет – раз в год. Машины младше четырех лет подвергать процедуре не нужно.

Для кого и в каких ситуациях нужна диагностическая карта?

В конце 2021 года в России был принят закон, в рамках которого с 30 декабря 2021 года прохождение техосмотра для легковых автомобилей и мототранспортных средств, принадлежащих физическим лицам, стало добровольным (п. 7-9 ст. 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «»). Это касается легковых авто и мотоциклов, используемых в личных целях – их владельцам больше не нужно получать диагностическую карту, по крайней мере для эксплуатации ТС на территории РФ. При этом они вправе обращаться за проведением техосмотра в добровольном порядке. Но по-прежнему его придется проходить владельцам легковых автомобилей или мотоциклов старше четырех лет при постановке транспортного средства на учет, совершении регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства или в случае регистрации изменений в его конструкции.

Техосмотр остался обязательным для коммерческого транспорта, такси, автобусов и грузовиков.

Помимо этого, наличие действующей диагностической карты необходимо для выезда за рубеж, на таможне принимающей стороны с большой вероятностью ее запросят.

Диагностическая карта подтверждает, что автомобиль находится в исправном состоянии и пригоден для передвижения по российским дорогам. Она выдается по итогу прохождения техосмотра в одном из аккредитованных пунктов технического осмотра (ПТО).

Техосмотр проводится по графику, который зависит от класса транспортного средства и его предназначения.

На сегодняшний день периодичность прохождения техосмотра по категориям транспортных средств выглядит следующим образом:

Вид ТС

Возраст ТС

Периодичность проведения техосмотра

Легковые автомобили

До 4-х лет

Не проходят

От 4 до 10 лет

Раз в 2 года (для физлиц только в случае регистрационных действий)

Старше 10 лет

Ежегодно (для физлиц только в случае регистрационных действий)

Грузовые автомобили разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн

До 4-х лет

Не проходят

От 4 до 10 лет

Раз в 2 года

Старше 10 лет

Ежегодно

Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонн

Ежегодно

Мотороллеры, мотоциклы, трициклы и квадроциклы, прицепы и полуприцепы с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонн

До 4-х лет

Не проходят

От 4 до 10 лет

Раз в 2 года 

Старше 10 лет

Ежегодно 

Грузовые автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов; прицепы и полуприцепы к ним

Раз в 6 месяцев

Такси, автобусы и оборудованные для перевозки людей грузовые ТС с числом пассажирских сидений более восьми

До 5 лет

Ежегодно

Старше 5 лет

Раз в 6 месяцев

Учебный транспорт

Ежегодно

Новости прошлого года

Прошедший 2021 год был ознаменован ужесточением процедуры государственного т/о. Предполагалось ввести фото-фиксирование неисправностей т/с «до» и «после» т/о на каждом пункте его прохождения, а также направление сведений в единую информационную автоматизированную систему.

Всем пунктам техосмотра предписывалось перейти на современное оборудование, пройти лицензирование. «Липовые» карты грозились выявить и аннулировать все без исключения любыми силами и путями в рамках российского законодательства, разумеется.

После таких глобальных планов, как водится, заговорили о повышении цен на услуги т/о в связи с возникшими дополнительными затратами, а ФАС с огоньком взялись за разработку обновленных «расценок».

В середине лета 2021 года вдруг выяснилось, что в некоторых регионах нет возможности обеспечить пункты техосмотра необходимым оборудованием, а значит, их лицензирование и вероятность использования инновационных технологий в дальнейшем ставились под сомнение, и МВД внесло предложение, в котором высказывалось пожелание отменить легковым автомобилям и мотоциклистам обязательную процедуру прохождения т/о.

Один из видных деятелей ГИБДД очень логично заявил, что водители и сами обязаны следить за исправностью и безопасностью своих средств передвижения, ведь это закреплено даже в правилах дорожного движения!

Так было, есть и так и должно быть в будущем, собственно говоря, почему нужно ставить под сомнение ответственность и добропорядочность членов российского правового государства и подрывать к ним доверие навязыванием всяческих принудительных манипуляций.

Предложение об отмене т/о МВД посчитали нужным, и даже необходимым, направить в Правительство.

Государственная дума заявила, что об этом следовало начать разговор уже давно, ведь проверка техсостояния т/с практически не влияет на уменьшение количества ДТП на дорогах, об этом свидетельствует многочисленные статистические данные, а нужна на практике только для приобретения полиса обязательного страхования гражданской ответственности, и инициативу с готовностью поддержала.

Изменения были сформулированы и внесены в закон «О техническом осмотре транспортных средств», а также закон «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации».

Кому нужно проходить техосмотр в 2021 году?

С 1 января 2012 года в жизни российских автолюбителей произошло важное событие – вступил в силу закон, отменяющий прежнюю систему техосмотра (через пункты Гостехосмотра), и привязавший его к оформлению полисов обязательного страхования ответственности водителей (ОСАГО). До 2014 года еще длился переходный период, однако по факту техосмотр передали в частные руки почти 10 лет назад

И с тех пор систему постоянно критиковали – к 2019 году в ней назрели серьезные перемены, потому что большинство автомобилистов предпочитали платить за техосмотр, но не проходить его, получая диагностические карты у недобросовестных операторов. И на 2020 год запланировали большую реформу техосмотра – к операторам повысили требования, как и к самому процессу техосмотра: вводилась обязательная фотофиксация процесса, а операторы пунктов ТО начинали всерьез отвечать за свою работу.

Но из-за пандемии и прочих моментов реформу отложили на 1 марта 2021 года. А поскольку пандемия никуда не ушла, водителям дали еще полгода отсрочки – просто продлив автоматически истекающие диагностические карты на 6 месяцев (минимум до 1 октября). Сама же реформа вступила в силу – теперь на пунктах ТО обязательно фотографируют автомобили, и вносят данные в обновленную систему.

Однако в середине лета произошло еще одно важное событие – Госдума приняла закон, который «отвязал» оформление полиса ОСАГО от техосмотра. То есть, если до этого страховку водителю не могли продать без действующей диагностической карты, то теперь это правило не действует

А дальше произошло кое-что еще более странное – глава ГИБДД публично высказался о том, что техосмотр для личного автотранспорта пора уже отменить (хотя за пару недель до этого в ведомстве считали иначе). Вскоре в МВД подготовили законопроект, который уже скоро будет рассматривать Госдума.

Тем не менее, даже при всех этих условиях техосмотр остается обязательным. И в 2021 году, если следовать закону, его должны проходить:

  • автомобили, на которые истек срок действия диагностической карты (не для оформления ОСАГО, а просто потому, что так требует закон);
  • автомобили, которым в 2021 году исполнилось 4 года – они должны пройти техосмотр впервые;
  • транспорт, использующийся в коммерческой деятельности – для него техосмотр всегда был обязательным, и это не изменилось.

В целом, водители настолько запутались в последних нововведениях, что уже не могут толком понять, когда нужно проходить техосмотр, а когда это будет уже необязательно.

Почему отложили нововведения

Причина на сегодня одна единственная – процедура получения диагностической карты для автомобиля упрощается в связи со сложившейся ситуацией из-за пандемии коронавируса. Госдума внесла ряд изменений в некоторые законодательные акты, чтобы облегчить жизнь автомобилистам в это непростое время.


В связи с пандемией получение диагностической карты на автомобиль упростили на законодательном уровне

Помимо увеличения сроков прохождения ТО для некоторых категорий автомобилей, был принят закон и об автоматическом продлении водительского удостоверения автолюбителям, чьи права закончились в период с 01.02.2020 по 15.07.2020 включительно. То есть, если ВУ перестало действовать 31 января, оно считается недействительным. А если 1 февраля, то документ продлевается автоматически. Данная поправка относится только к российским национальным водительским удостоверениям. Международные и зарубежные права автоматически не продлеваются.


Срок замены водительского удостоверения будет продлен автоматическиК сведению! С просроченными правами ездить запрещено. За это предусмотрен административный штраф в размере от 5000 до 15 000 рублей. Владельца автомобиля также накажут за передачу руля лицу, не имеющему право за него садиться. Сумма взыскания составит 30 000 рублей. Если перегнать автомобиль будет некому, транспортное средство отправят на штрафстоянку.

Техосмотр в 2021 году. Новые правила

Осенью 2019 года Президентом России были утверждены новые правила прохождения ТО. С 1 марта 2021 года при выполнении технического осмотра операторы ТО в обязательном порядке должны осуществлять фотографирование выполняемой процедуры. Также у сотрудников ГИБДД появилась возможность аннулировать старые и нелегальные ДК. У владельцев авто в свою очередь появилась возможность реже приезжать на сервис, однако введённым оказался штраф за управление транспортным средством без техосмотра.

Фотографирование автомобиля

Первоначально ожидалось, что все эти нововведения вступят в силу летом 2020 года. Но в связи с пандемией начало работы новых правил было перенесено. Введённый режим самоизоляции, а также закрытие сервисных центров привели к тому, что многие автомобилисты не смогли пройти ТО. Также из-за пандемии многие сервисные центры оказались закрыты. Из сложившейся ситуации был найден выход: автомобилистам было разрешено временно оформлять ОСАГО без диагностических карт. В свою очередь новые правила, касающиеся прохождения ТО, были перенесены на весну 2021 года.

В результате новые правила вступили в силу с 1 марта 2021 года. В то же время переход на новую систему техосмотра оказался перенесённым ещё на несколько месяцев — на 1 октября 2021 года.

Предполагалось, что уже весной оформление диагностических карт будет осуществляться только в электронном виде. Результаты осмотра транспортного средства и данные ДК предстояло начать хранить в базе МВД. Также появился регламент длительности процедуры. Так, на прохождение ТО легковому автомобилю отводится 30 минут (данное время оказывается умноженным на повышающий/понижающий коэффициент в зависимости от года выпуска ТС). Подпись документов по новым правилам должна осуществляться ответственными экспертами с использованием личной электронной подписи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *