Что такое вал отбора мощности

Практические советы по использованию.

Конструктивные особенности приводных валов используемых машин часто имеют характер открытых, активно-вращающихся частей. Для исключения травматизма и аварийных поломок при работе с приводными машинами следует быть  внимательным и учитывать следующие аспекты и правила:

  1. Агрегатируемая машина с трактором должна быть в исправном техническом состоянии.
  2. Использовать машину нужно строго по назначению в соответствующих требованиям условиях. Во время подготовки к работе ВОМ нужно убедиться в соответствии шлицов хвостовика вала и соединительной муфты привода используемой машины (8 шлицов или 21). При несоответствии нужно заменить хвостовик вала.
  3.  Проверить наличие и надёжность крепления защитных кожухов, вращающихся частей приводной машины, регулировку предохранительных муфт и исправность карданных сочленений привода.
  4. Монтаж привода производят непосредственно на месте использования агрегата. Фиксация соединения делается специальным стопорным болтом при совпадении выточки на шлицах вала и отверстия соединительной муфты карданного привода агрегатируемой машины.
  5. Маршрут и радиус поворота должен соответствовать конструктивным особенностям агрегата.
  6. Во избежание перегрузок конструкций агрегата, выбор скорости движения, глубины обработки, ширины захвата, режима работы агрегата должен соответствовать нормам и требованиям.
  7.  Отсоединение делают после полной остановки вала в нейтральном положении рычага переключения режимов привода и выключенном ВОМ.

При оптимальном балансе оборотов двигателя и нагрузки достигается значительное снижение расхода топлива на единицу объёма проделанной работы агрегатом. Если агротехнические и технологические условия выполнения работ не ограничивают скорость движения агрегата, передачу подбирают, руководствуясь оптимальной нагрузкой без признаков перегрузки трактора и механизмов используемой приводной машины. Работая с энергоёмкими машинами при недостаточной мощности двигателя, в ситуации неполной загрузки производительности агрегата на скоростях выше 7 км/час — применяют понижающий редуктор КПП.

Управление валом отбора мощности МТЗ 1221

Перед началом работ с приводным оборудованием нужно изучить технические требования к агригатированию используемого оборудования с трактором. Привести в соответствие приводные шлицевые хвостовики с учётом режимов и скоростью вращения привода. Установить соответствующую скорость привода.

Для индикации работы ВОМ тахоспидометр на панели управления трактора вместе с стрелочным указателем частоты вращения коленчатого вала дизеля, дисплеем счетчика моточасов и скорости движения оборудован двумя шкалами частоты вращения вала отбора мощности в режимах скорости 540 и 1000 об/мин. Считывание сигналов для отображения частоты вращения ВОМ производится датчиком на редукторе заднего ВОМ, либо при его отсутствии считывание данных для индикации оборотов происходят из фазной обмотки генератора.

В системе управления валом отбора мощности присутствуют следующие сегменты управления:

  • Режим привода — синхронный или независимый,
  • Скорость вращения независимого привода (540 или 1000 об/мин).
  • Включение и выключение привода

Выбор режима привода

Орган управления режимами работы привода размещён у основания сидения водителя в виде рукоятки передвигающейся в горизонтальной плоскости поперёк оси движения трактора. Рукоятка переключения режимов работы имеет три положения:

  • Крайнее правое положение «включён независимый режим»
  • Крайнее левое положение рукоятки «включён синхронный режим»
  • Среднее положение нейтральное — «режимы выключены»

Также в некоторых версиях Беларус 1221 переход режимов осуществляется вертикальным перемещением рукоятки, где средне является нейтральным, верхнее — независимым, нижнее — синхронным.

Синхронный режим включают только из нейтрального положения, при работающем дизеле на низших передачах второго или первого диапазона в движении трактора. Переключение в нейтральное положение производят аналогично. Переход на независимый режим производят также с нейтрального положения рычага переключения режимов только при заглушенном дизеле. Аналогично производят перевод в нейтраль.

Управление приводом

Включение или выключение привода производят только при установленном режиме привода ВОМ — «синхронном или независимом». Во избежание поломки кулачковой муфты переключения режимов запрещено включать ВОМ в нейтральном положении рукоятки управления режимами. Включение и выключение привода осуществляют при работающем дизеле в режиме оборотов 1000-1100 об/мин.

тяга включения ВОМ

Рукоятка управления редуктором ВОМ имеет два положения:

  • Крайнее верхнее положение — «ВОМ включён»
  • Крайнее нижнее — «ВОМ выключен»

кран-распределитель управления вом мтз 1221

Выбор скорости вращения независимого режима

Орган переключения скорости вращения независимого режима работы находится на корпусе промежуточной части трансмиссии в виде фиксируемого поводка болтом. Для установки нужной скорости ослабляют болт и устанавливают поводок в соответствующее выбранной скорости положение.

  • Скорость в 540 об/мин соответствует крайнему положению поводка против часовой стрелки
  • Скорость на 1000 об/мин крайнему положению поводка по часовой стрелке

Переключение скорости независимого режима ВОМ 540-1000 об/мин.

Установленная скорость вращения всегда должна соответствовать используемому приводному хвостовику и техническим требованиям приводной агрегатируемой машины.

При эксплуатации трактора без использования вала отбора мощности рекомендуется устанавливать скорость независимого режима на 540 об/мин, при этом рукоятка режимов привода должна быть в нейтральном положении, тяга включения заднего ВОМ в нижнем выключенном положении или кнопка управления на пульте в положении «выключено», на хвостовик установлен защитный колпак.

Сменные хвостовики

Редуктора вала отбора мощности комплектуются сменными шлицевыми хвостовиками на 6, 8 или 21 шлиц, где хвостовики на 6 и 8 шлицов используются для силового режима привода со скоростью вращения 540 об/мин, на 21 шлиц — для привода высокой мощности с вращением 1000 об/мин.


Замена хвостовика вала отбора мощности МТЗ 1221

Замена осуществляется снятием крышки хвостовика при откручивании четырёх болтов и шести ботов поджимающей пластины, после чего меняется хвостовик в торцевой шлицевом посадочном месте вала редуктора. При сборке болты крепления пластины и крышки затягиваются с моментом 40 – 50 Н.м.

Как сделать вал отбора мощности на самодельном тракторе

Юбилей – хороший повод вспомнить про некоторые «проделки молодости». Сегодня, например, попробуем вспомнить про то, что MAN — это не только грузовики и автобусы, но еще и тракторы. Поможет нам в этом замечательно исполненная модель от Schuco.

В достаточно долгой и витиеватой истории фирмы, носящей название Аугсбургско-Нюрнбергского машиностроительного завода (Maschinenfabrik Augsburg-Nürnberg AG), страниц, связанных с тракторами не так много, но и их не выкинешь.

Первые попытки создания сельскохозяйственных машин были предприняты MAN еще во время Первой мировой войны, в 1916 году, но по понятным причинам они ничем серьезным не увенчались. Послевоенное состояние немецкой экономики и вовсе заставило отложить все проекты «в дальний ящик».

Немногочисленные выпущенные в этот период самоходные плуги и некоторое количество экспериментальных машин рассматривать здесь не стану.

Более обстоятельно заняться тракторам получилось в 30-х годах.

Наработки фирмы по грузовым автомобилям и дизельным двигателям позволили им в 1936 году разработать на основе дефорсированного до 50 л.с. 4,5-литрового мотора 3,4-тонный пахотный трактор.

В нише малых и средних тракторов на тот момент рынок был занят большим количеством конкурентов, поэтому до окончания Второй мировой MAN не пытались создавать менее мощные машины. Трактор AS 250 пошел в серию в 1938 году и выпускался до 1946-го. AS расшифровывалось, как AckerSchlepper – пахотный трактор. Эта аббревиатура будет использоваться в названии моделей до 1955 года. Трехцифровой индекс расшифровывался так: первая цифра – серия по порядку; вторые две – мощность двигателя в л.с.

А вот после 1945 года продавать мощные трактора в Германии было практически некому. Поэтому первой послевоенной моделью стал более легкий AS 325, массой 1,77 т. За последующие 10 лет выпустили еще несколько моделей в диапазоне мощностей от 18 до 42 л.с. На маломощные модели ставили 2-цилиндровые двигатели Güldner.

Важным новшеством тракторов MAN стало внедрение в их двигателях сферических камер сгорания, с работающим по так называемому «М-методу» впрыском (честно говоря боюсь ввести читателей в заблуждение, но надеюсь, что все правильно понял). Двигатели стали существенно тише и экономичнее.

Появление в 1955 году таких двигателей совпало с изменением индексации моделей – теперь в начале названия стояла литера – обозначение серии. Следующие за ними цифры также, как и раньше обозначали мощность двигателя. В 1955-1957 годах выпускались серии A, B, C и D. В чем логика распределения по сериям этого времени я не понял.

Проблемный запуск

Случается и так, что неприятности начинаются с самого момента запуска мотора минитрактора. Вернее с того, что выполнение его оказывается весьма затруднённым или вовсе невозможным. Причин тому может быть несколько:

  1. Завоздушивание или блокировка топливной системы
  2. Износ плунжера и цилиндра топливного насоса.
  3. Загрязнение клапана или недостаточная притирка винта декомпрессии.
  4. Износ, спайка или залегание колец поршня.
  5. Неисправности стартера.
  6. Наличие воды в цилиндрах;
  7. Неправильные зазоры и угол опережения клапанов и пр.

Диагностику и устранение неполадок, которые приводят к затруднению или невозможности запуска двигателя, необходимо выполнять в порядке, указанном заводом-изготовителем. Загрязнённые элементы следует очистить, а неисправные заменить, помня о том, что от качества установки новых запчастей напрямую зависит долговечность и эффективность работы двигателя

Также нужно проверить герметичность топливных магистралей и исправность системы смазки, а также обратить внимание на то, как работает зажигание. При необходимости свечи очищаются от излишков масла либо заменяются с обязательной регулировкой электрода

Довольно распространённой ситуацией является невозможность запуска двигателя в холодное время года. Это связано с физическими свойствами металла, топливной смеси, смазочных материалов и охлаждающей жидкости. Поэтому зимой перед началом работы двигатель обязательно нужно прогреть.

ВОМ на минитрактор своими руками – верное решение современного инженера

ВОМ – один из технических узлов машин специального назначения, через который мотор передает крутящий момент на навеску – плуг, борону, дождеватель, мульчер и многие другие разновидности адаптеров.

Практически все сельхозмашины оснащены задним ВОМом, в случае чего навески считают 3-точечными задними. Лишь в отдельных случаях, продиктованных конкретными производственными целями ВОМ может имеет переднюю локализацию.

Учитывая весомые преимущества данного механизма в процессе конструирования минитрактора может возникнуть вопрос – как сделать ВОМ у себя дома, о чем и будет идти речь.

ВОМ на самодельный трактор.

Привез из деревни тракторок. В этом году 35 лет со дня постройки «Чебурашки». Всё хорошо но для полного счастья не хватает ВОМ. Вижу два пути:1- от КПП через раздатку с помощью карданчиков вывести на зад, 2- подсмотрел сзади стоит редуктор к нему приделан стартер от легковушки. Выскажите пожалуйста все за и против, а мож кто и третий вариант подкинет. mak_80; Для советов, нужно хотябы перечень агрегатов трактора перечислить!

Lysenko; Двигатель УД2, сцепление, КПП от ГАЗ-51 задний мост укороченный ГАЗ-51. Есть гидравлика насос НШ-10 распредилитель от Т-25 2-х секционный.

Мене вариант со стартером но берут сомнения. Стартер расчитан на кратковременное включение, там даже обдува никакого нет, а если я на огороде допустим с КК соток 10 картохи разогнать захочу он не сгорит или охлаждение какое калхозить надо?

mak_80 написал : Стартер расчитан на кратковременное включение, там даже обдува никакого нет

В журнале «Моделист-Конструктор» была статья об установке стартера в качестве тягового двигателя на электрокарт. Годики этак 70-е начало 80-х.

делай через гидравлику, ставь гидромотор и не парся пусть дороже но надежней и легче.

vlad_reg84; А два НШ-10 справятся с этой задачей?

mak_80; и зачем два одного должно хватитьсмотря какой мотор и чтоему придется приводить в движение к нш10 подойдет гидромотор г15-22н на выходе 900 оборотов вот киловат мало смотря что крутить[

]( «картофелекопалка») это так в пример

]( «Schrägachsenmaschine/ bent-axis (axial piston) pump (motor)»)

]( «Bent-axis hydraulic motor animation and exploded view»)

vlad_reg84 написал : и зачем два одного должно хватитьсмотря какой мотор и чтоему придется приводить в движение к нш10 подойдет гидромотор г15-22н на выходе 900 оборотов вот киловат мало смотря что крутить

А какме обороты насоса должныбыть, прото НШ стоит за ДВС и вращается примерно со скоростью 1000об/м а может и того меньше. А КК грохотную потянет?

mak_80; я не специалист поэтому не могу точно ответить все есть в тех характеристиках, найдите контору которая занимается гидравликой и посоветуйтесь со спецом ведь дело не только в нш а также в двс гидромоторе и агрегатах приводимых в движение у нш должно быть не больше 1500 оборотов.

я думаю потянет! в селах у кого вом сломан на тракторах все делают на гидравлике.

Поработавши немного на тракторке пришол к выводу что УД-2 неплохобы поменять, а то аппетит у него не детский, да и хочется чего нибудь менее шумного и капризного. Вот и думаю чего выбрать среди нынешнего многообразия на достойную замену «ветерану»? Вот к примеру Кипор KG390 13л.с. или дизель KM186 9л.с., больше склоняюсь к дизелю, думаю меньшую мощность должен компенсировать крутящий момент.

Как настроить вал мощности

Дополнительный редуктор и КПП находятся в едином картере, настройка частоты вращения на МТЗ-80 и 82 осуществляется гаечным ключом. Инструмент надевается на поводок, связанный с вилкой переключения зубчатой муфты. Привод выведен на нижнюю часть кожуха муфты сцепления, предусмотрены 2 крайних положения (соответствуют частотам 540 и 1000 об/мин), по центру находится нейтральная позиция (для отключения привода).

На тракторах МТЗ-410 и 421 для переключения необходимо ослабить затяжку болта, а затем перевести штангу переключения в требуемое положение. Все манипуляции с выбором частоты вращения осуществляются при заглушенном моторе. Если привод не эксплуатируется, то на хвостовик надевается защитный колпак, предотвращающий коррозию на стальных элементах. В конструкции используется дополнительный рычаг, позволяющий задать режим работы вала (зависимый или синхронный).

Применение

Является основным рабочим органом для приведения в действие различных навесных устройств, в том числе следующих типов:

  • Поливатель
  • Роторные грабли
  • Активные прицепы.
  • Навесные косилки
  • Механизмы, монтируемые в прицепы.
  • Планетарные миксеры.
  • Ещё несколько десятков типов навесного оборудования трактора.

Для работы с навесным оборудованием скорость вращения ВОМ стандартизирована. Стандартные значения: 540 об/мин, 1000 об/мин. Ряд тракторов оснащается возможностью переключаться между этими двумя значениями. Работа на навесном устройстве с неподходящей скоростью вращения ВОМ (540 вместо 1000 либо 1000 вместо 540) может привести либо к недостаточной эффективности работы навесного устройства, либо к его повреждению.

При работе с навесными устройствами встречается два основных вида нагрузок.

  1. ВОМ приводит в действие механические узлы навесного устройства: либо напрямую, либо через передающие устройства (редуктора, карданы, клиноременные передачи и пр.). Данный тип является наиболее распространённым. В этом случае ВОМ испытывает полноценную нагрузку
  2. ВОМ приводит в действие гидравлическую систему навесного устройства. Данный тип работы ВОМ применим только для небольшого ряда устройств, как правило небольшой мощности, оснащённых собственной гидравлической системой (например, дровокольные станки с приводом от ВОМа трактора). В этом случае ВОМ вращает только гидронасос.

Внешние регулировки

  1. Рычаг управления переводится в нейтральное положение и фиксируется стержнем толщиной 8 мм.
  2. С вала снимается плита и ограждение.
  3. Отворачивается крепежный болт, с хвостовика снимается стопорная пластина, затем ось проворачивается по часовой стрелке до того момента, когда будет выбран зазор между барабаном и лентой.
  4. Стопорная пластина устанавливается обратно на эксцентриковую ось и крепится болтом.
  5. После этого рычаг можно разблокировать.

Если внешняя регулировка производилась неоднократно, ось может быть повернута до упора и провернуть ее дальше не будет возможности. В таком случае необходимо поворотом против часовой стрелки установить ее в крайнее левое положение и начать регулировку сначала.

Правильно проведенную процедуру видно, если рычаг управления не доходит до конца прорези около 3 см и четко проходит (со щелчком) через нейтральную позицию.

После ремонтных работ или замены каких-либо деталей необходимо провести внутренние регулировки:

  1. Эксцентриковая ось устанавливается в исходное положение (крайнее справа) и фиксируется пластиной.
  2. Рычаг управления типом привода в нейтральном положении стопорится стержнем толщиной 8 мм в отверстии корпуса заднего моста.
  3. Регулировочные винты необходимо затянуть с усилием 10 Нм и ослабить на 2-2.5 оборота.
  4. Рычаг включения с помощью регулировки длины тяг устанавливается в центральное положение.
  5. Регулировочным болтом добиваются расстояния 32-35 мм на рычаге управления и контргайкой затягивается.
  6. Вынимается фиксирующий стержень.

Если при отключении ВОМ его хвостовик продолжает вращаться, либо при работе наблюдается неравномерное вращение, необходимо провести регулировку тормозных лент. Регулировка производится следующим образом:

  1. Снимается крышка люка.
  2. До упора заворачиваются регулировочные болты.
  3. Установочный болт закручивается в рычаг и корпус моста.
  4. Снимается полностью механизм сервоусиления.
  5. От рычага управления отсоединяется тяга.
  6. Регулировочные болты ослабляются до тех пор, пока не получится провернуть хвостовик ВОМ вручную.
  7. Накручиванием вилки регулируется длина тяги.
  8. Тяга присоединяется к рычагу.
  9. Механизм сервоусиления устанавливается на место.

Возможные неисправности ВОМ МТЗ-80, 82, способы обнаружения и устранения

Особо внимательно проверяют механизм усиления, включая и выключая вал отбора мощности и наблюдая за его работо

При этом соблюдают осторожность и придерживаются строгой последовательности:

1)переводят рычаг управления ВОМ в положение, при котором совмещаются технологические отверстия в рычаге 5 валика переключения и в заднем мосту, и заворачивают в них установочный болт 1;

2) свинчивают контргайку 3 по направлению к головке регулировочного болта 2 и после этого заворачивают болт до отказа в рычаг 5 валика п

3) заворачивают до упора стопорный болт 4 в стакан пружины и, придерживая его рукой,осторожно выкручивают регулировочный болт. При его выкручивании освобожденная крышка стакана не должна перемещаться относительно его корпуса. Убедившись в надежности фиксации стакана с корпусом, снимают стакан в сборе

При необходимости разборки зажимают его в струбцине или под прессом и выворачивают стопорный болт 4. Обнаруженные дефектные детали заменяют. Для сборки также используют струбцину или пресс. При неисправности кулачковой муфты снимают кабину и отсоединяют коробку передач от заднего моста. Затем выполняют операции, показанные на рисунке 2, и заменяют изношенные детали

Убедившись в надежности фиксации стакана с корпусом, снимают стакан в сборе. При необходимости разборки зажимают его в струбцине или под прессом и выворачивают стопорный болт 4. Обнаруженные дефектные детали заменяют. Для сборки также используют струбцину или пресс. При неисправности кулачковой муфты снимают кабину и отсоединяют коробку передач от заднего моста. Затем выполняют операции, показанные на рисунке 2, и заменяют изношенные детали

При его выкручивании освобожденная крышка стакана не должна перемещаться относительно его корпуса. Убедившись в надежности фиксации стакана с корпусом, снимают стакан в сборе. При необходимости разборки зажимают его в струбцине или под прессом и выворачивают стопорный болт 4. Обнаруженные дефектные детали заменяют. Для сборки также используют струбцину или пресс. При неисправности кулачковой муфты снимают кабину и отсоединяют коробку передач от заднего моста. Затем выполняют операции, показанные на рисунке 2, и заменяют изношенные детали.

Шумы и стуки в корпусе заднего моста, вращение вала привода ВОМ рывками свидетельствуют об износе шлицев или зубьев

Выпрессовку В

Чтобы спрессовать подшипник № 210 с вала и снять коронную шестерню, выполняют операции, показанные на рисунках 8, 9.

Перед запрессовкой вала с коронной шестерней в сборе в корпус заднего моста совмещают отверстие для болта и проточку в стакане подшипника. Ощу

Чтобы это устранить, ВОМ снимают с трактора. В случае повреждения резьбы гайку свинчивают с вала (рис. 11) и, при возможности, восстанавливают резьбу механической обработкой.

Если резьба не восстанавливается без снятия вала, механизм разбирают. Для этого выполняют операции,

Следы масла на крышке ВОМ указывают на потерю эластичности или разрушение манжет вала.

Чтобы устранить эту неисправность, ВОМ снимают и осматривают прокладку между задним мостом и крышкой, при прорывах прокладку заменяют. Если масло подтекает из-под хвостовика, выполняют операции, показанные на рисунках 11–13, снимают стопорное кольцо, выпрессовывают вал из крышки и заменяют манжеты.

Заметное снижение мощности, передаваемой от трактора к сельскохозяйственной машине, продолжение вращения хвостовика при выключении ВОМ свидетельствуют о нарушении регулировки тормозных лент или о чрезмерном их износе.

При возникновении таких признаков в первую очередь регулируют тормозные ленты.

Если регулир

Значительный шум, увеличивающийся с повышением нагрузки, вращение вала ВОМ с остановками и рывками свидетельствуют о значительном износе подшипников, шлицев, сателлитов или их осей.

Техническое состояние этих деталей определяют после снятия ВОМ. Для осмотра крышку ВОМ зажимают в тисках и, прокручивая хвостовик, осматривают зубья, рукой проверяют перемещение хвостовика в подшипниках. Обнаружив сколы на зубьях, большие перемещения в сопряжениях отдельных деталей или заедание вала, вал отбора мощности разбирают (рис.11–16) и заменяют непригодные детали.

При полной или частичной разборке понижающего редуктора, коробки передач, заднего моста, замены отдельных шестерен, подшипников проводят обкатку трансмиссии, для чего поддомкрачивают ведущее колесо и специальной рукояткой проворачивают хвостовик вала отбора мощности, включая поочередно все передачи. Вал ВОМа при этом должен быть включен на синхронный привод. Все шестерни должны вращаться свободно, без заедания.

Вывод заднего ВОМ на переднюю навеску трактора.

Для привода оборудования МТЗ 82, навешиваемого на переднюю навеску, используют дополнительный комплект деталей и узлов для вывода вращательного момента от заднего ВОМ.

В состав комплекта входит:

  • Дополнительный редуктор, который крепится к корпусу заднего ВОМ и преобразует вращение от приводного хвостовика в сторону передней навески под картером заднего моста.
  • Система кронштейнов и крепежей для переоборудования задней навески, обеспечивающих место для монтажа дополнительного редуктора.
  • Система промежуточных опор и крепежей для установки карданного вала.
  • Карданный вал, передающий вращение от фланцевой муфты доп. редуктора на переднюю навеску.

Детали комплекта крепятся в штатные отверстия на корпусе картера трансмиссии и рамы трактора МТЗ 82 (80).


Преобразующий редуктор для заднего ВОМ МТЗ


Карданная передача привода переднего ВОМ МТЗ 82 с опорами


Кронштейн передней опоры переднего ВОМ МТЗ


Передняя опора и приводной вал ВОМ передней навески

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *