Aurus senat
Содержание:
О бренде Aurus
«Российское золото» – такое имя получила новая серия отечественных роскошных автомобилей, разработанных институтом «НАМИ». В яркое название вложено одновременно несколько емких смыслов:
- аура – человек;
- Aurum – «золото»;
- RUS – всемирный знак России.
Сильный, бросающий вызов, уверенный, благородный и свободный – характеристики патриотического автомобиля, олицетворяющего Россию. Именно таким представляли новый отечественный бренд разработчики. И их идеи воплотились в серии Aurus. Работа над проектом «Кортеж» была начата еще в 2012 году, когда был получен заказ от Правительства на разработку президентского авто.
Рис. 1. На инаугурации президента
Впервые новинку в России увидели 7 марта 2018 года. На инаугурацию президент Путин прибыл на бронированном Aurus Senat Limousine L700. Свое имя модель получила по названию Сенатской башни Кремля. Под таким же именем выпускаются представительские седаны Aurus Senat S600.
Справка! Официальным днем рождения бренда считается 23 мая 2018 года.
На саммите в Хельсинки, состоявшемся в июле 2018 года, можно было увидеть, кроме президентского лимузина, седаны и микроавтобусы Aurus.
Широкой публике машину, как у Путина, презентовали в августе 2018 года на выставке «Московский международный автомобильный салон». А в ноябре британский журнал Autocar включил Aurus Senat Limousine в список «величайших лимузинов всех времен».
Это интересно! Сколько денег нужно на покупку и содержание личного автомобиля
«Окупаемость и технологические возможности»
Название Aurus произошло от сочетания латинского aurum («золото») и Russia («Россия»). Aurus Senat — люксовый седан, представляющий собой одну из модификаций российского семейства премиальных автомобилей. Помимо данной машины, в «Алабуге» планируется наладить производство люксового внедорожника Aurus Komendant.
- Президент РФ Владимир Путин и глава Египта Абдель Фаттах ас-Сиси в автомобиле Aurus
- РИА Новости
Как сообщил журналистам генеральный директор компании «Аурус» Адиль Ширинов, общие вложения в индустриализацию проекта не превысили 2 млрд рублей ($27 млн по текущему курсу ЦБ). Столь скромный размер инвестиций объясняется дислокацией автозавода в ОЭЗ, где расположены ряд ключевых предприятий-партнёров.
В частности, сотрудничество с российско-американским заводом Ford Sollers позволило сэкономить более $50 млн. На находящихся в «Алабуге» мощностях этой компании осуществляются сварочные работы, прессовка элементов кузова и их последующая сборка, катафорезная обработка корпуса (обеспечивает защиту от коррозии) и его покраска.
Ещё один важный партнёр «Ауруса» из числа резидентов татарстанской ОЭЗ — российско-турецкое предприятие ООО «ММК-Джошкуноз-Алабуга». Оно поставляет автозаводу готовые высококачественные стальные изделия с технологическими отверстиями и изгибами, необходимыми для штамповки деталей кузова автомобиля.
Также в кооперационную цепочку производства Aurus Senat включены Магнитогорский металлургический комбинат (листовой прокат для кузова), РУСАЛ (детали для двигателя, элементы колёс), КамАЗ (алюминиевые отливки), Нижнекамскшина (шины), Завод механических трансмиссий (фланцы привода), «Автоком» (блоки предохранителей, датчики) и десятки других организаций.
Как подчеркнул Ширинов, татарстанская ОЭЗ лучше всего подходила при расчёте «окупаемости и технологических возможностей». По прогнозу топ-менеджера, инвесторы семейства Aurus должны начать получать прибыль в пределах ближайших семи лет, что считается хорошим показателем для автомобилестроительной отрасли.
Производство Aurus Senat практически полностью автоматизировано. Больше всего труд человека востребован на финальном этапе, когда происходит оснащение салона различными системами и агрегатами. Как правило, мастера «Ауруса» контролируют работу промышленных роботов и станков, а также занимаются проверкой качества.
Значительное внимание при изготовлении седана отводится прочности кузова. Так, основу каркаса кабины составляют так называемые горные стали, которые считаются одними из самых твёрдых сортов в мире
Как утверждают на заводе, даже в случае сильного механического воздействия находящиеся внутри люди не пострадают.
- Линия сборки Aurus Senat
Изготовленный корпус автомобиля подвергается рихтовке (процесс исправления деформаций металла кузова) с целью проверки и ликвидации вмятин. Затем он погружается в ванну, где наносится катафорезное покрытие. На завершающем этапе корпус проходит полировку и покраску роботизированными устройствами.
«Кузов автомобиля (Aurus Senat. — RT) соответствует всем требованиям активной и пассивной защиты. Активная безопасность — это системы, позволяющие предотвратить аварию. Если же авария всё-таки происходит, то вступают в работу системы пассивной безопасности, обеспечивающие максимальную защиту (находящимся внутри автомобиля людям. — RT)», — сказал главный конструктор семейства Aurus Вадим Переверзев журналистам перед церемонией запуска производства.
Как сообщили RT на предприятии, доказательством высокой прочности кузова являются результаты «разрушающего контроля, когда одну из готовых моделей «избивают» отбойными молотками, кувалдами, зубилами, а также пропускают через специальные разрывные машины».
Экспорт в приоритете
Основным инвестором «Ауруса» является НАМИ, которому принадлежат 63,5% акций. 36% уставного капитала владеет холдинг Tawazun из ОАЭ, намеренный в общей сложности вложить в предприятие порядка €110 млн (около 9,8 млрд руб). Остальные 0,5% автозавода сконцентрированы у ПАО «Соллерс».
Первые Aurus Senat поступят в партнёрские салоны в течение июня. Официальными дилерами автомобиля в РФ являются дистрибьютерские компании «Авилон» и «Панавто». Однако руководство «Ауруса» и инвесторы рассчитывают на успех продаж прежде всего за рубежом.
Главными рынками сбыта на текущую перспективу являются страны Ближнего Востока и Северной Африки. Затем Aurus Senat будет покорять Китай и государства Восточной Азии, а в более отдалённой перспективе — Европу и Южную Америку.
Также по теме
Вместо ЗИЛов: кабриолет Aurus впервые примет участие в параде 9 мая
9 мая в параде Победы на Красной площади примет участие новая модель проекта «Кортеж» — кабриолет Aurus. Автомобиль спроектирован…
«Регион (Ближний Восток и Северная Африка
— RT) достаточно большой и — что важно — ёмкий с точки зрения люксовых брендов… Дальше освоение должно идти в Азии, на китайском рынке», — пояснил Ширинов
Как заявлялось ранее, стоимость машины в базовой комплектации составит около 18 млн рублей.
В ходе пресс-брифинга 31 мая главный конструктор семейства Aurus Вадим Переверзев заявил, что конкурентные преимущества запущенного в производство люксового седана заключены в высочайшем уровне безопасности и комфорта. Также важным достижением при реализации проекта он назвал разработку гибридной силовой установки.
Aurus Senat оснащён двигателем V8, созданном при участии специалистов Porsche Engineering. Мощность бензинового мотора седана составляет 598 л. с., объём двигателя — 4,4 л.
В будущем при желании заказчика на Aurus Senat может монтироваться водородный силовой агрегат. По словам Мантурова, на сегодняшний день российский седан — первая в мире машина представительского класса с таким типом разработанного лабораторного двигателя.
Помимо новых моторов, российские специалисты создали для Aurus Senat девятиступенчатую автоматическую коробку передач модификации R932. Этот элемент трансмиссии поставляется ООО «КАТЕ», первым отечественным производителем АКПП, гибридных и электротрансмиссий.
- Руль и панель управления Aurus Senat
В беседе с RT автомобильный обозреватель «Комсомольской правды» Кирилл Бревдо заявил, что российским специалистам в сотрудничестве с зарубежными инжиниринговыми центрами удалось создать люксовый седан, соответствующий всем современным требованиям. В частности, он похвалил Aurus Senat за полный привод, гибридную силовую установку, качественную АКПП.
«Что касается дизайна, то автомобиль следует трендам, которые задают самые дорогие машины в мире», — говорит Бревдо.
В комментарии RT обозреватель журнала «За рулём» Михаил Колодочкин отметил, что изюминкой российского люксового седана является гибридная силовая установка. По его прогнозу, Aurus Senat будет продаваться по предварительным заказам.
История
Высшие лица Государств всегда использовали эксклюзивные средства передвижения, которые отличались и по внешнему виду, и по техническим характеристикам. В СССР высшие чины ездили на автомобилях ЗИЛ. Это были модификации Лимузин ЗИЛ — 4104, ЗИЛ — 41045, ЗИЛ — 41047. Когда СССР распалось как Государство, высшие лидеры уже России начали закупить бронированные лимузины Mersedes-Benz (Мерседес-Бенц) S-класса. Но, иногда для зарубежных поездок использовали отечественную длинную машину ЗИЛ, которую доставляли в страну назначения грузовым самолетом.
С чего все начиналось
Компания «Marussia Motors» (Маруся Моторс) и НАМИ провели конкурс под названием «Автомобиль для президента». Конкурс длился не долго, с 20 февраля по 30 апреля 2013 года. В июне, 24 числа 2013 года были объявлены результаты победителя.В соответствии с распоряжением от 13.09.2013 №1642-р ФГУП НАМИ заключил контракт без проведения конкурса (тендера) и «НАМИ» стал единственным исполнителем Госзаказа на реализацию пилотного проекта по разработке и выпуску отечественных машин на базе единой модульной платформы (ЕМТ), который будет обеспечивать создание автомобильных транспортных средств для перевозки и сопровождения первых лиц Государства и других лиц, попадающие под Государственную охрану.
Дизайн
Начальник управления дизайна ФГУП «НАМИ» Юрий Черненко пояснил, что за основу внешнего дизайна стиля Aurus был взят дизайн советского ЗИС — 110. Зис 110 — это первый советский автомобиль представительского класса в послевоенное время.Кроме бронированного президентского лимузина, первую партию авто Аурус в количестве 16 штук предполагалось выдать высшим сотрудникам «Федеральной службы охраны» (ФСО).7 мая 2018 на инаугурацию президент В.В. Путин приехал на лимузине Aurus Senat Limousine (Аурус Сенат Лимузин).
Бренд AURUS
23 мая 2018 года была проведена официальная презентация бренда Аурус. Днем рождения марки Aurus считается 23 мая 2018 года. Это было сказано генеральным директором компании «Aurus» Герхальдом Хильгертом.
Название модели внедорожника
Параллельно с другими моделями, сейчас создается внедорожник Аурус, который будет называться «Комендант». Завершить разработку этого джипа планируется к кону 2019 года.
Инвесторы
Уже 6 июля 2018 года компания Tawazun (фонд обороны, безопасности и развития (DSDF)) Государства Объединенные Арабские Эмираты подписало контракт на приобретение продукции нового российского авто бренда «Aurus». Компания «Тавазун» — первый иностранный инвестор, который планирует внести средства в разработку и выпуск таких машин в размере 110 млн евро. Таким образом, от такого объема инвестиций, компания «Tawazun» получает 30% доли компании «Aurus». 60% доли принадлежит «НАМИ», остальная доля — группе компаний «Sollers».
Презентация автомобилей АУРУС
29 августа 2018 года, во время проведения московского международного автомобильного салона (ММАС), были презентованы две модели марки Аурус:
- Aurus Senat;
- Aurus Senat Limousine.
Министр Денис Мантуров заявил во время презентации двух машин АУРУС, что для проведение военных парадов 9 мая, разработчики (конструкторы, дизайнеры) получили задачу создать кабриолет Aurus. В планах, на Параде Победы в 2020 году, кабриолет должен принимать участие.
Двигатели и трансмиссия
У Aurus Senat самый высокий в классе дорожный просвет в 200 мм, а длина бронированного лимузина Aurus-41231SB составляет 6840 мм, что делает его самым большим президентским автомобилем в мире.
Компоновка передней и задней подвесок схожи с поколениями BMW начала второго тысячелетия. Система постоянного привода заимствована у баварской марки — импортную раздаточную коробку с электронноуправляемой муфтой в «НАМИ» не разрабатывали, а просто купили.
Платформа Aurus Senat
Для седанов Aurus Senat S600 предусмотрена линейка двигателей с 4 — 12 цилиндрами объемом 2,2 — 6,6 литра мощностью 245 — 850 лошадиных сил. Самый мощный мотор предназначен для флагмана проекта «Кортеж» — длиннобазного бронированного президентского лимузина Senat L700, однако пока что и он комплектуется мотором V8.
Двигатель V8 мощностью 598 л.с. разработан по техническому заданию «НАМИ», за консультациями институт обращался в Porsche Engineering. Информация о сотрудничестве с этой фирмой многими была воспринята неверно, что мол русские не смогли сделать свой мотор и скопировали Porsche. Но несмотря на то, что Porsche Engineering принадлежит известному бренду, они сами ничего не производят и работают в роли консалтингового агентства, предлагая также услуги по тестированию моторов на уникальных стендах. Так, к их услугами прибегали такие именитые бренды как Scania, Audi, Harley-Davidson, Opel, Mercedes-Benz и другие.
V8 двигатель Aurus разработки «НАМИ»
Угол развала блоков цилиндров двигателя V8 составляет 90о, турбокомпрессоры российского производства фирмы INI расположены снаружи, а не в развале голов, как это сделано в моторе BMW S63, сходство с которым приписывают двигателю Aurus. Еще одно отличие от баварца — отсутствие приводных ремней в российском моторе нет. Все навесное оборудование на нашинском моторе приводится в движение цепями. В «НАМИ» утверждают, что это полностью новый двигатель и никакой унификации с моторами Porsche нет. И судя по всему так и есть, по крайней мере убедительных доказательств обратного никто не привел.
Разработанная Porsche «восьмерка» стала базой для V12 и рядной «четверки» объемом 2.2 литра — у них всех унифицирована геометрия цилиндра. Такие «модификации» в «НАМИ» делают уже самостоятельно без участия инженеров немецкой фирмы. Однако до конца дело не доведено — в продажу и седаны, и лимузины Aurus отправились с исходными «битурбо-восьмерками».
Платформа Aurus Senat
Aurus Senat гибрид — в довесок к не слабым моторам в задней части автомобиля располагается электромашина производства «Сарапульского электрогенераторного завода», выполняющая функции стартера и генератора, а также она помогает при разгонах бензиновому мотору и экономит топливо.
В одном из интервью у главного конструктора Вадима Переверзева спросили, для чего нужно было усложнять конструкцию автомобиля с сомнительной прибавкой по мощности в итоге, на что он ответил, что «это было указание с самого верха». К мощности ДВС электромашина прибавляет всего 40 л.с., зато выступает в качестве резервной силовой установки в экстренных ситуациях.
Характеристики двигателей Aurus
Объем, л | 2,2 | 4,4 | 6,6 |
Цилиндров, шт | 4 | 8 | 12 |
Мощность, л.с. | 245 | 598 | 850 |
Крутящий момент, Нм | 380 | 880 | 1320 |
Топливо | бензин | бензин | бензин |
Турбины | 1 | 2 | 4 |
Диаметр цилиндра, мм | 88 | 88 | 88 |
Ход поршня, мм | 90 | 90 | 90 |
Рабочий объем цилиндра, см³ | 547,4 | 547,4 | 547,4 |
Степень сжатия | 9,5:1 | 9,5:1 | 9,5:1 |
Все без исключения двигатели агрегируются с девятиступенчатой автоматической трансмиссией R932 разработки российской фирмы КАТЕ. За плавность переключений передач у нее вместо традиционного гидротрансформатора отвечают управляющие фрикционы с пробуксовкой. Эта коробка может «переварить» не более 1000 Нм крутящего момента, тогда как флагманский V12 выдает расчетные 1320 Нм.
Двигатель V8 мощностью 598 л.с. обеспечивает разгон седана Aurus Senat за примерно 6 секунд, бронированного лимузина весом в 6900 килограмм — за 9 секунд. Все автомобили будут идти с постоянным полным приводом. Также были разговоры о появлении в моторной гамме еще одного бензинового 2.2, построенного на совершенной другой базе, и дизельного двигателей. Но пока что дальше разработанного изначально 4,4 дело не зашло.
Как выглядит президентский «Аурум»
Первое, что бросается в глаза – внушительный размер автомобиля. Длина «700» версии – 6 630 см, ширина – 2 200 см.
Рис. 2. Первое официальное фото
Именно за почти 7-метровую длину ему присвоен индекс «700». Впечатляет и колесная база – 4,3 м – ни один западный бренд не может похвастаться такой длиной.
Автомобиль создан на единой модульной платформе.
Рис. 3. «Скелет» платформы ЕМП
Изначально планировалась установка для «борта номер один» мотора V12. Но из-за срыва графика от этой идеи отказались. Сейчас под капотом установлен движок V8 объемом 4,4 л (598 л.с.), который работает в тандеме с электродвигателем (62 л.с.).
Рис. 4. Гибридный двигатель «Аурус»
Авто способно разгоняться до 100 км/ч за 9 с и поддерживать постоянную максимальную скорость 160 км/ч.
Рис. 5. Эксплуатационные характеристики
Все колеса имеют независимые подвески с пружинными газовыми амортизаторами.
Рис. 6. Трансмиссия «Аурус Сенат»
Предусмотрен полный привод, дисковые тормоза последнего поколения системы ABS и ESP, гидравлический усилитель управления.
Рис. 7. Колесо KAMA
Оснащен бронированными 20-дюймовыми колесами с шинами российского производства KAMA TYRES. При этом дорожный просвет – всего 170 см.
Рис. 8. На выставке в Женеве
Стандартный Limousine оснащен:
- 9 подушками безопасности;
- светодиодными фарами с «автоматом» дальнего света;
- адаптивным круиз-контролем;
- функцией активной помощи водителю ADAS;
- электронным контролем устойчивости;
- системой экстренного автоматического торможения;
- мониторингом слепых зон;
- системой распознавания пешеходов с предотвращением столкновения;
- функцией распознавания дорожных знаков;
- бесключевым доступом;
- дистанционным открытием багажника «без рук».
Спереди машина из-за массивной решетки имеет сходство с Ролс-Ройсом.
Рис. 9. Вид спереди
Рис. 10. Вид сзади
Из-за высокой линии крыши автомобиль сравнивают с американским Cadillac One.
Рис. 11. Вид сбоку
Как выглядит салон
Подробная информация о внешнем виде салона отсутствует. Известно, что он разделен стеклянной перегородкой. В заднем отсеке расположено 4 сиденья. 2 кресла установлены спиной к направлению движения и могут использоваться для охраны или гостей. Кресла раскладываются до горизонтального положения.
Рис. 12. Салон
На демонстрационной модели руль и задние двери украшены гербом России.
Рис. 13. Герб на руле
Как выглядит президентский лимузин внутри, не разглашается.
В сеть попадают только случайные фото, например камеры журналистов ТАСС зафиксировали оформление задней двери «первого борта».
Рис. 14. Дизайн задней двери лимузина
Машина имеет бронированные стекла толщиной в ладонь, вес дверей достигает 50 кг. Общая масса президентского авто в полной компоновке – 6 500 кг.
Представить, как оснащен салон внутри, поможет внешний вид «600» модели.
В предсерийном исполнении Aurus Senat отделан натуральным пористым деревом в различных цветовых сочетаниях, а также кожей российского производства.
Рис. 15. Салон Aurus Senat 600
Однако потенциальные покупатели могут оговаривать с дизайнерами индивидуальные требования к отделке.
Рис. 16. Внутренняя отделка седана «Аурус»
Материал в тему! Самые дорогие машины в мире
Стоимость русского лимузина
Изначально глава Минпромторга РФ Денис Мантуров заявлял, что стоимость Aurus будет сопоставима с зарубежными аналогами. Как минимум обещали 10-15% дисконт. Но старт продаж постоянно откладывается.
По состоянию на апрель 2019 года, несколько лимузинов передано в правительство России. На «Аурус» уже пересели, кроме президента, глава Правительства Дмитрий Медведев и еще 15 чиновников.
Рис. 17. Демонстрационная модель
Розничные продажи перенесли на 2020 год. В настоящее время сборкой занимается «НАМИ», в дальнейшем серийное производство будет осуществляться на площадях Sollers в Алабуге (Татарстан). До конца 2019 года должны сойти с конвейера 150 машин, но они уже нашли своих хозяев. Желающих приобрести машину, как у Путина, на середину апреля было уже 200 человек.
Однако окончательная стоимость «Аурусов» так и не определена. По предварительным оценкам, седан Aurus Senat S600 будет продаваться по 10–12 млн руб. Лимузин, соответственно, на порядок дороже. На окончательную цену будут влиять многие факторы, в том числе отделка, защиты, броня. Некоторые эксперты допускают цену до 1 млн евро. Окончательные цены производитель обещает сообщить к концу мая 2019 года.
В мае, кстати, дебютирует еще одна новинка – кабриолет на базе «Сената». Авто будет продемонстрировано на Параде Победы 9 Мая 2019 года.
В тему! Обзор самых дорогих машин на российском рынке
Подробный обзор лимузина смотрите в видеоролике:
https://youtube.com/watch?v=vu3rgn5513w
Цены и старт продаж
Первые единичные продажи автомобилей бренда Aurus стартовали в 2019 году. Официальная стоимость седана Aurus Senat в базовой комплектации по состоянию на февраль 2021 года составляет 22 000 000 рублей (ранее озвучивалось 18 000 000 рублей). По планам руководства компании «Аурус», период окупаемости проекта составит 7 лет, однако какой объем продаж для этого требуется не сообщается.
СТАРТОВАЯ ЦЕНА AURUS SENAT —
22 МИЛЛИОНА РУБЛЕЙ
На открытии шоу-рума Aurus в Москве в августе 2019 года заявлялось, что уже есть 500 предварительных заказов на седаны Senat, позже эта цифра увеличилась до 700. Спустя год, в конце декабря 2020 года, генеральный директор Aurus Адиль Ширинов в интервью РБК уточнил, что это были цифры предварительного интереса, а сколько клиентов внесли предоплату он не назвал, сославшись на коммерческую тайну.
Также топ-менеджер сообщил, что заявленной стартовой цены в 18 000 000 рублей компания придерживается, но из-за особенностей люксового сегмента конечная стоимость автомобиля для каждого клиента формируется индивидуально в зависимости от пожеланий по комплектации и индивидуализации. Спустя два месяца после интервью минимальная цена стала 22 000 000 рублей.
Серийное производство
Первые экземпляры Aurus Senat собирались на собственных мощностях «НАМИ», но объем производства был сильно ограничен. Серийное производство решили наладить на заводе «Соллерс Форд» в Елабуге. Сейчас там выпускают коммерческие автомобили Ford Transit и его модификации по технологии полного цикла. По официальным данным, на заводе в Елабуге планируется собирать до 5 000 автомобилей бренда Aurus в год, выпуск седанов S600 и лимузинов L700 освоят в первую очередь. Бронированные версии при этом не будут выпускаться в Елабуге, их продолжат собирать своими силами в ФГУП «НАМИ».
Седан Aurus Senat
Седан Aurus Senat
Седан Aurus Senat
Седан Aurus Senat
Седан Aurus Senat
Первые автомобили елабужской сборки начнут отгружать клиентам в мае 2021 года. Все автомобили без исключения будут идти с двигателями V8 и девятиступенчатым автоматом KATE. Моторы будут изготавливать тоже в «НАМИ» по крайней мере поначалу. Сейчас идет рассмотрение вопроса о производстве двигателей на мощностях моторостроительного завода «Соллерс Форд», но даже при положительном решении это будет не ранее конца 2022 года.
Заключение
Очевидное сходство с британским конкурентом в плане дизайна и 8 лет разработок, а полноценное серийное производство еще не налажено — без негативного отпечатка это не прошло. Современный автомобильный рынок не прощает нерасторопности — то, что казалось модным вчера уже неактуально сегодня. Прошли времена, когда можно было выпустить пусть даже идеальный автомобиль и продавать его десятилетиями, сейчас счет идет на год-два и требовательные клиенты хотят новых функций и технологий, развитие которых не прекращается. В сегменте люкс автомобиль уже давно стал чем-то большим, чем транспортное средство.
Лимузин Aurus Senate L700
Лимузин Aurus Senate L700
Рынок в шаге от отказа от двигателей внутреннего сгорания, а мы все еще разрабатываем бензиновый V12. Тысячи дизайнеров с мировым именем ищут свои направления в автомобильном дизайне, предлагая новое, а мы копируем чужое. Машины становятся частью информационного пространства, а мы встраиваем пульт в подлокотник в 2020 году.
Автомобиль, идея которого была в возрождении российской машиностроительной промышленности, превратился в долгострой. Мало того, изначально отечественный проект отошел под управление арабам. И можно сколь угодно долго рассказывать о привлекательности инвестиций, но если таки Aurus «взлетит», а мы надеемся что так и будет, вся прибыль уйдет шейхам. А хотелось бы, чтобы русский проект, реализованный на деньги налогоплательщиков, приносил пользу своей стране.