Запорожец в ссср стоил от 1800 руб. в 1961 г. до 3 900 руб. в 1988 г
Содержание:
Запорожец. Два поколения
Под маркой «Запорожец» производили фактически два разных поколения моделей автомобилей, связанные технической преемственностью и некоторое время сходившие с конвейера параллельно:
В 1960—1969 годах — первое поколение, ЗАЗ-965 и с 1962 года — ЗАЗ-965А;
В 1966—1994 годах — второе поколение, ЗАЗ-966, ЗАЗ-966В, ЗАЗ-968, ЗАЗ-968А и ЗАЗ-968М.
«Горбатый» Запорожец
Все автомобили «Запорожец» имели ряд характерных особенностей конструкции:
- заднемоторная компоновка с продольным расположением консольно вывешенного двигателя за задней осью и коробки передач в пределах колёсной базы;
- кузов типа «двухдверный седан»;
- V-образный четырёхцилиндровый карбюраторный двигатель с воздушным охлаждением;
- независимая подвеска всех колёс;
- автономный бензиновый отопитель салона.
Наряду с базовыми модификациями автомобилей в Запорожье выпускались также их экспортные варианты (в том числе и с рулем справа, для стран с левосторонним движением). В зависимости от целевого рынка, они имели торговое обозначение Yalta/Jalta («Ялта») или Eliette («Элиетт»), так как фонетика и транслитерация слова «Запорожец» весьма сложна для европейских языков.
Запорожец ЗАЗ-965АЭ «Jalta» 1965 год
Экспортные Запорожцы имели улучшенные потребительские качества: улучшенная шумоизоляция, наличие слева наружного зеркала заднего вида, пепельница, радиоприёмник, накладки по бокам автомобиля и нижней кромке багажника.
Запорожец Eliette («Элиетт»)
Модели ЗАЗ-968Э и ЗАЗ-968АЭ в количествах до 5000 штук в год продавались в Европе через финскую компанию Konela и бельгийскую Scaldia-Volga.
Секреты успеха Запорожца
На днище кузова этого автомобиля отсутствуют выступающие элементы. Вес Запорожца составлял 790 кг. Поэтому Запорожец легко проходил там, где «Жигули» и «Москвичи» легко застрявали.
Колея задней и передней оси легендарной машины отличаются на 20мм. Именно эта мелочь заметно увеличивает сцепление задних колес с грунтом при движении по бездорожью.
Если вдруг, «Запорожец» все таки буксовал, водители глушили двигатель, ставили первую передачу и крутили двигатель «кривым стартером». Машина запросто преодолевала коварный участок.
Независимый отопитель прекрасно нагревал автомобиль при неработающем двигателе. Этим и пользовались любители отдохнуть на природе.
Зачем у запорожца люк в полу
Зачем у запорожца люк в полу? Это невероятно! Самая главная особенность кузова автомобиля ЗАЗ, восхитившая англичан подробно разъяснена в видео:
Часы скелетоны Winner
Без предоплаты. Доставка по России
Часы Winner Luxury Gold
Часы Winner Luxury White
Часы Winner Classic Silver
Часы Winner Classic Gold
Часы Winner Skeleton Bronze
Часы Winner Skeleton Black
Часы Winner Prestige
ЧИТАЙТЕ НА САЙТЕ
История ЗАЗ
ЗАЗ — легендарный с советского времени Запорожский автомобилестроительный завод, предприятие по производству легковых автомобилей и фургонов, а также автобусов. Располагается в г. Запорожье (Украина), на сегодняшний день входит в состав корпорации УкрАвто.
Актуальные обзоры автомобилей, отзывы владельцев, новинки ЗАЗ: обзор ЗАЗ Вида, обзор ЗАЗ Шанс седан и хэтчбек. Отзывы владельца Шевроле Ланос (ЗАЗ Шанс): первый, второй, третий, четвертый и пятый год эксплуатации.
История ЗАЗа уходит корнями в 1863 год, когда в Александровске (так до 1922 года назывался славный советский город Запорожье, известный также как место локации масштабного ДнепроГЭСа) Абрагам Кооп (голландец) открыл завод по выпуску сельскохозяйственных машин. В 1908 году произошло открытие Мелитопольского моторного завода (ныне подразделение ЗАЗ) для выпуска двигателей внутреннего сгорания, с этой даты и начинается фактическая история компании ЗАЗ. С 1923 года «Коммунар» (старое название ЗАЗа) выпускает комбайны и сельхозтехнику. Легковые автомобили на начали производить только в 1960 году (ЗАЗ 965). В 1961 году «Коммунар» был переименован в ЗАЗ, поэтому иногда официально история компании ЗАЗ считается с этого времени.
В 1970 году увидел свет автомобиль ЗАЗ 966, затем последовали ЗАЗ 968 и ЗАЗ 968М. Обзоры автомобилей ЗАЗ того времени подчеркивали заднее расположение двигателя с воздушным охлаждением, авто отличались простотой конструкции и отменной проходимостью, которой могут только позавидовать многие современные кроссоверы. За время выпуска с 1960 по 1994 году с конвейера сошло 3 422 444 «Запорожцев». С 1987 года завод выпускает новинку ЗАЗ 1102 Таврия, переднеприводный компактный хэтчбек с жидкостным охлаждением двигателя. В 1998 году создается совместное предприятие АвтоЗАЗ-Daewoo, начинается крупноузловая сборка бестселлера продаж украинского авторынка Daewoo Lanos. В 1999 году появляются модели на базе Таврии – ЗАЗ 1103 Славута и ЗАЗ 1105 Дана. 2000 год – модернизация и выпуск обновленного ЗАЗ 1102 Таврия-Нова, модели Сенс (кузов Ланос с Мелитопольским мотором 1,3 литра). В 2004 году, после периода масштабной модернизации история компании ЗАЗ продолжается – предприятие приступает к выпуску Дэу Ланос, ВАЗ 21093, ВАЗ 21099, Opel Astra G с высокой долей использования украинских комплектующих. 2006 год начало сотрудничества с китайским Chery, двигатели модельного ряда компании ЗАЗ соответствуют Евро 2. 2007 год – Daewoo Lanos переименовывается в ZAZ Lanos, для российского рынка ЗАЗ Шанс (ZAZ Chance), начато производство пикапа ZAZ Lanos pick-up. 2009 год – завод изготавливает ZAZ Lanos, ZAZ Lanos Hatchback, ZAZ Sens (ZAZ Chance), ZAZ Lanos pick-up, модели Chevrolet, Chery, ВАЗ-210934-20 и ВАЗ-210994-20. В конце 2010 года начат выпуск новинки ZAZ Forza (седан и хэтчбек) – аналог Chery A13. В 2012 году на конвейер поставлена новая для ЗАЗа модель ZAZ Vida (седан и хэтчбек), по сути предыдущее поколение Chevrolet Aveo. На российском рынке новинки ЗАЗ представлены двумя моделями: ЗАЗ Шанс седан и ЗАЗ Шанс хэтчбек (комплектуются двигателями 1,3 литра 70 л.с. или 1,5 литра 86 л.с.). Украинским покупателям доступны: ZAZ Lanos pick-up, ZAZ Lanos, ZAZ Sens, ZAZ Lanos Hatchback, ZAZ Sens Hatchback, ZAZ Vida, ZAZ Forza, ZAZ Forza Hatchback. С момента выпуска в 1998 году ZAZ Lanos (Daewoo Lanos) является одной из самых продаваемых и популярных моделей на рынке Украины. С выходом на российский рынок его аналог ZAZ Chance завоевывает все более уверенные позиции в своем классе.
ЗАЗ-965А «Запорожец»
ЗАЗ-965А «Запорожец» был настоящим советским «народным автомобилем», производимый на заводе «Коммунар» в Запорожье с 1962 по 1969 год. Всего было выпущено 322 166 таких автомобилей.
Он комплектовался заднерасположенным двигателем воздушного охлаждения МеМЗ-966 мощностью 27 л.с. и объемом 887 куб.см. В 1965 году за счет нового карбюратора мощность была увеличена до 30 л.с. Автомобиль экспортировался в европейские страны через бельгийского экспортера Jalta, а в Финляндию машины шли под маркой Yalta.
При проектировании за основу был взят итальянский Fiat 600 из-за своей удачной и прогрессивной для массового производства конструкции кузова. В отличии от Fiat 600 «ЗАЗ-965А» имел трехобъемный кузов типа «двухдверный седан» с четко выделенным объемом багажника моторного отсека в виде «горба» и большим задним стеклом, унифицированным с лобовым.
Подвеска была на двойных продольных рычагах с двумя поперечными торсионами в качестве упругих элементов. На дорогу автомобиль опирался с помощью 13-дюймовых колес с высоким профилем, что обеспечивало приемлемую проходимость. Выпускались также модификации для инвалидов и почтовый фургон для сбора писем с правым расположением руля.
«Горбатый» Fiat
Бежевый ЗАЗ-965А 1963 года выпуска и его красный брат — самые
маленькие из автоэкспонатов новосибирского музея. Первый автомобильчик на родной резине, с
перебранным агрегатом и перетянутым по версии завода салоном. В красном,
который хозяин прозвал Луиджи, больше анахронизмов — цвет металлик, которого не
было в те годы, и бампер от «Москвича».
ЗАЗ-965А — это модернизированная версия самого первого «Запорожца», она получила более мощный двигатель в 27 лошадиных сил. «Мощность подняли на три лошадиные силы. Сейчас это смешно, а тогда было впечатляющей цифрой для такого маленького авто», — рассказывает историк.
Основой ЗАЗ-95 стал итальянский Fiat-600. Несмотря на внешнее сходство, начинка машины была серьезно переработана. Советские инженеры изменили ходовую часть,
увеличили пространство в салоне, поставили совершенно иной двигатель.
Именно из-за двигателя большего размера и более простого
доступа к нему у «Запорожца» переделали заднюю часть кузова — появился «горб». От
него пошла кличка «горбатый».
ЗАЗ 968М модификации
ЗАЗ-968АП | пикап, для внутризаводского транспорта |
ЗАЗ-968АБ4 | для инвалидов, у кого повреждена левая нога |
ЗАЗ-968Р | для инваидов, имеющих здоровые одну руку и одну ногу |
ЗАЗ-968АБ | для инвалидов, у которых повреждены обе ноги |
ЗАЗ-968АБ | для инвалидов, у которых повреждена правая нога |
Мало кому известно, что ЗАЗ выпускал и грузовую модификацию ЗАЗ-968М.
Правда, увидеть эти машины можно было только на территории автозавода или неподалеку от него — в сущности, это были внутризаводские
автокары для транспортировки деталей и узлов между цехами. Автокар имел удлиненный кузов с двумя грузовыми отсеками — спереди, в
стандартном багажнике, и в середине — между передними сиденьями и моторным отсеком. Кстати, в городе Запорожье, в отличие от других
городов CCCP автомобили ЗАЗ-968М широко использовались в качестве милицейских, разъездных и служебных.
Первые проектные работы по созданию автомобиля нового поколения взамен выпускавшегося 968-го
начались еще в 1970 году. Десятки вариантов компоновок, сотни моделей и макетов, тысячи километров, пройденные экспериментальными образцами
опытных машин, — все это позволило уже к 1987 году представить публике в качестве экспоната ВДНХ СССР принципиально новый компактный
переднеприводной автомобиль ЗАЗ-1102 «Таврия». Некоторые, впрочем, утверждали, что эта самобытная конструкция ЗАЗа также сделана «по мотивам»
итальянского автомобиля — на этот раз прототипом назывался Fiat 127, серийно выпускавшийся концерном с 1971 года. Серийный выпуск «Таврии»
был развернут в 1988 году. Некоторое время «Таврия» и «Запорожец» выпускались одновременно, но в конце 1990-х годов производство морально
устаревшего автомобиля-ветерана было прекращено.
ЗАЗ сегодня
В настоящее время завод занимается сборкой автомобилей Chance, Sens, Lanos, Chevrolet, ВАЗ и KIA. На предприятии так же производятся грузовики ТАТА и JAC и небольшие пассажирские автобусы I-VAN.
Параллельно с этим компания производит Daewoo Lanos, Daewoo Nubira, Daewoo Leganza. В начале двухтысячных на свет появляется автомобиль ЗАЗ-1103 «Славута» — лифтбэк с пятью дверями. В 2004 году компания начинает собирать ВАЗ-21093, ВАЗ-21099, «Ланос Т-150)»), Opel Astra OTGF69-40 и «OTGF69-60. Позже в производство поступает ряд моделей Chery. На этом история ЗАЗ не заканчивается и мы продолжаем следить за всеми любимым автомобилем.
ПОЛЕЗНАЯ МАССА
В одном из московских дворов стоял новенький ЗАЗ-968М. Еще издалека в
его силуэте было заметно что-то необычное:
казалось, автомобиль «разглядывает» перед собой асфальт. Вся его
передняя часть была странно опущена вниз. Версия о том, что «Запорожец»
с хода нырнул под грузовик, отпадала — ни на капоте, ни на крыльях не
было ни единой царапины. Объяснялось все проще — несколькими мешками
цемента, которые владелец решил перевезти в багажнике по разбитой
ухабистой дороге. Эту невыдуманную историю мы рассказали для того, чтобы
лишний раз напомнить: к загрузке машины, а тем более к перегрузке, нужно
относиться серьезно.
Полезная масса для «Запорожца» — 320 кг. Это значит, что
суммарная масса всего перевозимого — людей и грузов — не должна
превышать это значение. В противном случае мы не вправе требовать от
автомобиля нормальной работы в соответствии с установленными заводом
показателями. Единственное в этом отношении, что может реально
проконтролировать ГАИ,— это число перевозимых людей (4 взрослых
человека), остальное — на совести водителя. Напомним, что в последнее
время завод разрешил перевозку трех пассажиров на заднем сиденье.
На чем же сказывается перегрузка машины? Прежде всего уменьшается ход
подвески, и встреча даже с незначительной неровностью дороги приводит к
пробою до ограничителей хода. Причем, как это ни странно, более
неприятна езда на такой машине по шоссе, а не по проселку, когда из-за
малой скорости удается выбрать наиболее приемлемую траекторию движения и
вовремя снизить скорость.
Не следует также забывать об уменьшении дорожного просвета, которое
может внезапно напомнить о себе ударом нижней части автомобиля о камень
или валик между колеями.
Ударные нагрузки, не смягченные упругими элементами подвески (или
смягченные только резиновыми буферами), очень опасны с точки зрения
внезапных поломок, например рычага задней подвески. Длительная езда с
перегрузкой, сопровождающаяся частыми ударами, не идет на пользу ни
подшипникам колес, ни элементам рулевого управления.
В меньшей степени перегрузка машины влияет на двигатель, если правильно
пользоваться передачами. Но на тяжелых дорогах, где выбираться из грязи
приходится «раскачкой» — быстрым переключением сI передачи на заднюю, и
наоборот, можно «прижечь» диск сцепления, поломать полуоси, срезать
шлицы ступиц колес. Перегрузка машины сказывается на температуре
двигателя, которая может даже достичь предельного значения. Обычно это
происходит при продолжительном движении в жаркую погоду с большой
скоростью.
Казалось бы, владельцы «Запорожцев», зная, что полезная масса их
автомобилей на 80 кг меньше, чем у «Жигулей» и «Москвичей», а
каждый килограмм перегрузки на 20— 30 % весомей по отношению к полной
массе машины, должны подходить к этому вопросу внимательнее. Но на
практике все наоборот. Например, правила эксплуатации предписывают не
только не превышать общую полезную массу, но и правильно распределять
груз в багажнике (40—50 кг) и на крыше (не более 60 кг). Но
на крыше «Запорожца» возят такие грузы, которые владелец «Жигулей» не
посмел бы опустить на багажник даже на минуту. А какие багажники! Один
из них, мы видели, проходил через всю крышу до конца моторного отсека и
опирался на стойки, привернутые к винтам крепления заднего бампера.
Перегрузка верхнего багажника может привести к деформации стоек кузова
и расхождению его сварных швов. Конечно, это зависит от степени
перегрузки и от наличия динамических нагрузок во время езды. Если же в
положенные 60 кг удалось уложиться, то практически никаких
ограничений с точки зрения стиля езды не требуется. Мы довольно много
проехали с таким багажником по различным дорогам, в том числе и по
жесточайшей «стиральной доске», а однажды успешно приземлились на
скорости 90 км/ч после прыжка с трамплина, сделанного нерадивыми
дорожниками на шоссе. Никаких следов ухудшения состояния кузова мы не
обнаружили.
Естественно, что груз на крыше заявляет о себе «не только массой, но и
лобовой площадью, которая увеличивает сопротивление движению, а при
боковом ветре снижает устойчивость автомобиля.
Говоря откровенно, уложиться в строгие нормы загрузки машины нам
удавалось не всегда. Как показала практика, избежать отрицательных
последствий можно и в этой ситуации, изменив стиль езды на более
плавный, прогнозируя своевременно предстоящие маневры и избегая резких
торможений.
ЗАЗ 968М (1979 — 1998 гг.)
фотография ЗАЗ-968М
Автомобиль, в котором могут размещаться три пассажира и водитель, имеет закрытый двухдверный цельнометаллический кузов несущего типа. Передние сиденья раздельные, с продольной регулировкой и устройством изменения угла наклона спинки. Силовой агрегат (двигатель и коробка передач с главной передачей), расположенный в заднем отсеке кузова, легко доступен для осмотра и регулировок. Рабочий объём двигателя 1,197 л; в зависимости от модификации он имел мощность 40, 45 или 50 л.с. Максимальная скорость автомобиля составляла соответственно 118, 123 или 130 км/ч. В загородном режиме движения расход топлива составлял 7,4 — 7,8 л/100 км.
Двигатель
Мод. 968Н, бензиновый , V-обр. (90°), 4-цил., 76×66 мм, 1,197 л. степень сжатия 7,2, порядок работы 1-3-4-2, мощность 30,8 кВт (42 л.с.) при 4400 об/мин, крутящий момент 74,5 Н-м (7,6 кгс-м) при 3000 об/мин. Система охлаждения двигателя — воздушная, принудительная. Воздушный фильтр — с бумажным фильтрующим элементом или инерционно-масляный. Карбюратор К-1 33.
генератор на 968
Ответ > Ну а кто знает как чинить генератор на 968ом?Не заряжает АКБ он что-то.
А ты уверен, что именно он не заряжает? Мультиметром напряжение в сети при работающем двигателе на разных оборотах проверял? Повышается ли оно при прогазовках? Наверное, лучше так: проверить для начала всю «обвязку» (реле-регулятор, реле блокировки, электропроводку (особенно плюсовой провод и «массу») на предмет состояния контактов, обрыва и КЗ), а потом уже лезть в сам генератор. Обмотки «горят» довольно редко (хотя бывает, что отпаиваются их выводы от того, к чему они припаяны), поэтому сразу посмотри на состояние щеток — вполне возможно, что зависли или износились в хлам, вот и возбуждения у тебя нет, и зарядки тоже. Бывает, что выходит из строя выпрямительный блок — тут ничего не поделаешь, заменять новым или (если в электрике шаришь и руки не кривые) спаять самодельный на диодах Шоттки (обсуждалось много раз) — заодно и мощу генератора поднимешь процентов на 10 (меньше потери на диодах). Ну еще подшипники изнашиваются, но на зарядку акка это уже никак не влияет.
Или ,например,мож от какой другой машины подойдет?
На штатное место кроме родного ничего не влезет, вдобавок у него на дальнем конце вала вентилятор стоит :(. А вот поставить дополнительный сбоку — вполне можно, но если у тебя ЗАЗ-968М — потеряешь штатное место под запаску.
У меня на ушастом ещё был вообще довольно уникальный дефект — лопнул текстолитовый щёткодержатель. При этом внешне всё работало нормально, а заряда небыло. Более того — на ХХ гена выдавал всё как положенно, а вот при наборе оборотов отключался нафиг. Самое противное что пока до конца не отвалился — фиг я это вычислил. 8о(
Источник
Какой вес двигателя заз 968м
Глядя на два «Запорожца» — «горбатый» и «ушастый», — сложно поверить, что конструктивно они очень схожи, а местами — идентичны. Настолько отличаются и внешность, и судьба двух автомобилей. Буквально сразу после постановки на конвейер автомобиля ЗАЗ-965 молодой конструкторский коллектив «Коммунара» начал разрабатывать следующее поколение «Запорожца». Первый прототип был представлен на всеобщее обозрение на выставке уже в 1961 г.
Запорожским дизайнерам приглянулся американский автомобиль Chevrolet Corvair, имевшийся в НАМИ. Говорят, что «ушастый» — копия немецкой малолитражки NSU Prinz IV, однако внешнее сходство — скорее случайность. Не только NSU, но и Sunbeam, Fiat, Simca, Renault, Mazda и другие компании в то время копировали самобытный стиль Chevrolet Corvair. Внутри у ЗАЗ-966 буквально ничего общего с Prinz IV не было — основные узлы перекочевали с ЗАЗ-965. Та же передняя подвеска на торсионах и продольных рычагах а-ля Volkswagen Kafer («Жук») и задняя на диагональных А-образных рычагах; тот же 4-цилиндровый V-образный двигатель воздушного охлаждения заднего расположения. Чтобы у новой модели последний не грелся, как у ЗАЗ-965, машину оснастили большими полукруглыми воздухозаборниками — за них новый «Запорожец» и получил прозвища «чебурашка» и «ушастый».
К сожалению, постановка машины в производство затянулась (считается, что из-за недостатка опыта, так как «Коммунар» впервые создавал новую модель без посторонней помощи) и произошла только в 1966 г. Причем Мелитопольский моторный завод не успел освоить выпуск двигателя увеличенного объема и мощности и до 1967 г. машину выпускали исключительно со старым мотором мощностью 30 л. с. (модификация ЗАЗ-966В).
Несколько первых лет ни МеМЗ, ни ЗАЗ никак не могли выйти на проектную мощность. Вместо плановых 150 тыс. «Запорожцев» в год завод выпускал около 100 тыс., и часть из них по-прежнему оснащалась старым 30-сильным двигателем. Виновником этого отчасти стал строившийся Волжский автозавод. Все силы автопрома были брошены на данный огромный проект, отнимая требовавшиеся на расширение ЗАЗ ресурсы.
Новая запорожская модель повторила ошибку МЗМА, совершенную при переходе с модели «Москвич-401» на «Москвич-402»: она оказалась больше, тяжелее и дороже предшественницы. При этом, как ни парадоксально, динамика и вместительность не улучшились. Компоновка «горбатого» ЗАЗ-965 была более рациональной, поэтому салон 966-го при больших габаритах практически не стал просторнее. А увеличение массы «съело» дополнительную мощность.
Нехватку мощности частично компенсировали на машине ЗАЗ-968, появившейся в 1972 г., и затем — на ЗАЗ-968М, имевшей двигатель мощностью 50 л. с. Для «ушастого» разработали исключительно удачную коробку передач с большим запасом прочности, допускавшую даже установку более мощных двигателей, вплоть до ГАЗ-21 (такую комбинацию использовали создатели спортивных авто на базе «Запорожца»). Кроме того, машина стала несколько удобнее для водителя и переднего пассажира: их места были более просторными и допускали более расслабленную позу.
ЗАЗ-966/ 968/ 968А/ 968М
ЗАЗ-966
ЗАЗ-968 Владимира Путина
ЗАЗ-968М
Разработка следующего поколения «Запорожцев» началась практически сразу после освоения в производстве первого, в 1961 году. Прототипы появились уже к осени того же года.
В конце 1959 в США публике был представлен Chevrolet Corvair, компактный (по американским меркам) автомобиль с заднемоторной, заднеприводной компоновкой и двигателем воздушного охлаждения. Образец Chevrolet Corvair находился в распоряжении НАМИ, а позднее был передан на Запорожский автозавод, и далее — на Мелитопольский моторный завод, с целью изучения системы охлаждения двигателя. Впрочем, заводские дизайнеры конструкторско-эспериментального отдела «Коммунара» всё же постарались по возможности развести внешность своего автомобиля с североамериканской моделью, позаимствовав лишь общее стилистическое решение с опоясывающей подоконной линией — в отличие от того же NSU Prinz IV, создатели которого стремились просто адаптировать композицию кузова Corvair к популярному на европейском рынке размерному классу. В распоряжении дизайнеров «Коммунара» находились также такие автомобили, как Volkswagen Käfer Type 1, Volkswagen Type 3, Hillman, Симка, Chevrolet Corvair, Ford Taunus, Karmann Ghia (на базе узлов Käfer). В процессе разработки нового «Запорожца» проекта 966 НАМИ передал эти автомобили на ЗАЗ, а впоследствии они поступили на Мелитопольский моторный завод.
ЗАЗ-968М в разрезе.
Модель ЗАЗ-966 находилась в серийном производстве с 1966 (по другим данным, с 1967) по 1972 год, причём первый год выпускалась лишь «переходная» модификация 966В с устаревшим 30-сильным двигателем — производство 1,2-литрового 40-сильного мотора МеМЗ-968 было готово лишь на следующий год. До ЗАЗ-966В от головок и цилиндров воздух отсасывался вентилятором, а затем горячий воздух «охлаждал» автомобильный генератор — такая компоновка унаследована от ЗАЗ-965, где горячий воздух выходил из вентилятора через отверстие в капоте под номерным знаком. «966» с мотором МеМЗ-968 получил нагнетающий вентилятор.
ЗАЗ-968 выпускался с 1972 года (по другим данным, с 1971). Изначально он не имел внешних отличий от «966-го», а главной его особенностью был несколько модернизированный двигатель МеМЗ-968 (карбюратор К-127 вместо К-125Б) и видоизменённая передняя панель (вместо отштампованной целиком новая панель приборов была собрана из отдельных элементов; она «продержалась» до выпуска ЗАЗ-968А). Модель постоянно модернизировалась, и к концу выпуска в 1978 году была практически неотличима от выпускавшегося параллельно и пошедшего в серию в 1973 году (по другим данным, реально производство началось лишь в конце 1974) ЗАЗ-968А, который имел обновлённый внешний вид, двигатель 968А мощностью 45 л. с. и ряд конструктивных изменений, улучшивших безопасность, вроде двухконтурных тормозов, ремней безопасности и «мягкой» панели приборов, которая впоследствии устанавливалась на ЗАЗ-968М.
Следующей модификацией был ЗАЗ-968М, который выпускался с 1979 по 1994 год, — эта машина завершила эру «Запорожцев». На неё также ставились различные силовые агрегаты рабочим объёмом 890 см³ с мощностью 28 л. с. и 1,2 л. мощностью 41 (основная масса машин), 45 или 50 л. с. От модели ЗАЗ-968 она прежде всего отличалась дизайном экстерьера и интерьера, стало меньше хромированных деталей, и, в свою очередь, — больше пластика.
Продолжали выпускаться автомобили для людей с ограниченными возможностями. Модель «968М» была заменена на совершенно новый автомобиль — ЗАЗ-1102 «Таврия», который конструктивно ничего общего с «Запорожцем» не имел. ЗАЗ-1102 — переднеприводный трёхдверный хетчбэк с новым двигателем МеМЗ жидкостного охлаждения.
Шутки о «Запорожце».
Из-за плохого технического состояния большинства «Запорожцев», вызванного, в основном, несоблюдением владельцами правил технического обслуживания, непривычной заднемоторной компоновки и малых габаритов — автомобили ЗАЗ довольно часто были объектом шуток и анекдотов. Стоит также признать, что на самом деле «Запорожцы» по большинству эксплуатационных качеств не уступали зарубежным аналогам своего времени, и в данном случае молва была к ним несправедлива. Более того, в Европе аналогичные по классу автомобили «Volkswagen Beetle», «Renault 4CV», «Fiat 500» и др. считаются национальным достоянием и символами своей эпохи, производятся их многочисленные реплики.
Так, ЗАЗ-965 был прозван «горбатым» за характерную форму кузова, а также «еврейским броневичком», ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968 — «ушастым» или «чебурашкой» за форму боковых воздухозаборников системы охлаждения, а ЗАЗ-968М «мыльницей» за сходство формы потерявшего боковые воздухозаборники («уши») кузова с этим предметом и наличия щелей охлаждения на капоте.
Габаритные параметры
Обе версии автомобиля являются 5-дверными и рассчитаны на 5 человек. Но седан при этом длиннее – 4,325 м против 3,920 м – у хэтчбека.
Седан также и шире, этот параметр у него составляет 1,71 м, а у хэтчбека – 1,68 м. А вот по высоте они одинаковы – 1,505 м.
Интересно, что седан копировали с Aveo 1 первого поколения, а хэтчбек, появившийся позже – с Aveo хэтчбек 1 поколения, но только рестайлингового. Поэтому эти два авто внешне непохожи.
Но если сравнить седан Вида с Авео, то с отличий можно заметить лишь небольшие переделки, в основном коснувшиеся решетки радиатора.
То же примерно касается и хэтчбека, поменяли лишь некоторые элементы экстерьера.
Слава завода ЗАЗ во времена СССР
Марка машины ЗАЗ в советское время была известна каждому «от пионера до пенсионера». Столь высокую популярность «Запорожец» получил за свои качества и востребованность. На момент начала массовой продажи в 1961 году цена ЗАЗ-965 равнялась 1800 рублям, что было эквивалентно стоимости 1000 бутылок водки. Доступная цена, неплохие ходовые качества и простота в обслуживании обеспечили автомобилю устойчивый спрос на внутреннем рынке.
Автомобили оказались востребованы и на международном уровне. Машины экспортировались не только в социалистические страны.
В Союзе «Запорожец» успешно занял непростую нишу средств передвижения инвалидов. До самого распада СССР машины этой марки бесплатно распределялись инвалидам и участникам ВОВ.
Бренд приобрел всенародную любовь и популярность. В пользу этого факта свидетельствует огромное количество анекдотов и баек с его участием. В них водитель малолитражки оказывается более смышленым или выходит победителем.