Дед объяснил кого раньше называли «шофер», а кого

Что входит в должностные обязанности водителя-экспедитора

Каждое предприятие выдвигает свои требования к этому пункту, но наличие прав на вождение – естественное и главное условие, поставленное перед соискателем. За рулем человек должен находиться не менее двух лет, при этом у него не должно быть проблем со стражами порядка в отношении нарушения ПДД. Чаще других компаниям требуется водитель-экспедитор категории «В».

В этом случае работнику нужно уметь водить только легковой автомобиль, и, скорее всего, он будет перевозить малогабаритные грузы на небольшие расстояния.

  • Логист. Экспедитор лучше любого офисного служащего знает вверенную ему территорию, поэтому он должен уметь рационально составлять маршрут своего движения, чтобы экономить время и средства работодателя.
  • Курьер.

Разновидности профессии

Сколько транспортных средств, столько и водителей. Перевозят пассажиров водители автобусов, троллейбусов и трамваев и легковых автомобилей. Потребность в перевозке грузов вызвала необходимость в водителях грузовых транспортных средств и управлении специальной техникой.

  • Водитель автобуса занимается перевозкой людей, их багажа, разного рода грузов и доставкой почты. Он должен неукоснительно следовать определенному графику и маршруту и не отклоняться от него. Шофер автобуса может выполнять междугородние и международные перевозки.
  • Водитель трамвая точно следует заданному маршруту при перевозке людей. Его цель обеспечить безопасную доставку пассажиров. Он должен по ходу движения продавать билеты людям и доносить до них необходимую информацию. Водитель трамвая должен уметь выполнить мелкий ремонт транспортного средства и перед началом работы проверить его на предмет исправности.
  • Водитель такси – это, прежде всего, психолог. Люди бывают разные: кто-то не хочет оплачивать услуги, кому-то нужно излить душу, а иногда приходится иметь дело с людьми, связанными с криминалом. Работа в такси считается опасной.
  • Личный водитель. В его обязанности входит возить членов семьи работодателя или его самого. Автомобиль должен всегда находиться в надлежащем состоянии, а водитель неукоснительно обязан выполнять требования заказчика.

Должностные обязанности водителя-экспедитора

27 Июня 2020 в 15:33 — это прежде всего перевозка и сопровождение различных грузов. Если ранее для целей получения, проверки и доставки товаров предприниматели предпочитали иметь в штате специальных сотрудников (экспедиторов), то в условиях экономического спада и необходимости экономить материальные ресурсы все чаще подобные функции возлагают непосредственно на шофера.

Связанные статьи Оглавление Если вы обнаружили в тексте ошибку, сообщите нам об этом, выделив ее и нажав Ctrl+Enter На первый взгляд кажется, что водитель-экспедитор это две (а иногда три) должности за одну зарплату. Рациональное звено в таком подходе есть. Но с другой стороны, именно такой подход помогает работодателю

Пояснение

При заимствовании иноязычных слов стараются придерживаться правила: ударение в воспринятом слове по возможности оставляется там же, где и было в оригинале. «шофёр» никак не подходит под исключение, поскольку исходное chauffeur и в оригинале произносится на «о» (-au-) и «ё» (-eu-).

Русские формы множественного числа этого слова выговаривать «по-литературному» на «ё» трудновато, поэтому в просторечии они бытуют пишущимися через «е» и с ударением на окончании, см. далее. Современная русская орфоэпия (учение о произношении слов) считает такую ударную позицию допустимой. Но, если вам предстоит экзамен по русскому, запомните: «шофёр» во всех его словоформах – только на «ё»! Остальное – ошибки и плохая оценка.

Особенно это касается исходной формы (единственное число именительного падежа, шофёр). Чтобы сказать вместо этого неправильное шо́фер» , нужно быть безграмотным до того, что не знать: русское ё пишется обычно без надстрочного двоеточия, кроме случаев, когда неизбежно или весьма вероятно разночтение («электролизёр», например). Но уже гипнотизер, массажер, и т.п. говорят на «ё» («гипнотизёр», «массажёр»). Конечно, выговорить шо́фер» всё-таки несколько легче, чем шофе́р» (язык сломаешь), но более-менее связное объяснение данному явлению возможно только одно: говорящий так вообще не знает, что в русском языке имеется буква «ё». Дичь, конечно, но автору этих строк доводилось знавать студентов вузов, пишущих «електричество», а на поправку: «неверно, надо “электричество”», искренне удивлявшихся: «А что, есть и такая буква?».

Как стать водителем

Для того, чтобы стать водителем любого транспортного средства нужно пройти обучение в автошколе и получить права. Этого будет достаточно для вождения личного транспорта, но не для трудоустройства. Работодателям важен опыт в такой профессии, так как на нём формируется ряд навыков вождения, многих также интересует среднее и высшее образование.

Важно получить правильное среднее образование, обратить внимание на специальность направления по организации перевозок. Важно понимать, что обучение будет направлено на тех, кто будет заниматься перевозками и может работать дальнобойщиком, доставляя грузы

Важно понимать, что обучение будет направлено на тех, кто будет заниматься перевозками и может работать дальнобойщиком, доставляя грузы. Из этого следует, что без обучения в техникуме будет практически невозможно устроиться на работу только с наличием прав для вождения

Более подробно про получение образования можно прочитать в онлайн-источниках Google или Yandex, а также подробнее изучить, что это за профессия водитель и как им стать

Из этого следует, что без обучения в техникуме будет практически невозможно устроиться на работу только с наличием прав для вождения. Более подробно про получение образования можно прочитать в онлайн-источниках Google или Yandex, а также подробнее изучить, что это за профессия водитель и как им стать.

Водитель и экспедитор: в чем разница?

Экспедитор отвечает за вверенные ему материальные ценности, а водитель — за находящийся в его распоряжении автомобиль.

Но утверждение, касающееся водителей, оказывается спорным. Дело в том, что водители (за исключением водителей-инкассаторов) прямо не поименованы в Перечне должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать договор о полной материальной ответственности в случае недостачи вверенного им имущества (см. Приложение 1 к Постановлению Минтруда России от 31.12.2002 N 85). Работа водителя не предусматривает непосредственное обслуживание товарно-материальных ценностей, так как для этого есть экспедитор, с которого взыскиваются порча и недостача вверенного груза.

На заметку. Полная материальная ответственность может быть возложена на работника только при наличии прямого указания на нее в ТК РФ или иных федеральных законах (ч. 2 ст. 242 ТК РФ), возложение материальной ответственности исключительно согласно условиям договора — это недостаточный для судей аргумент (Апелляционное определение Липецкого областного суда от 05.02.2014 N 33-316/2014г.).

Чтобы обязать водителя отвечать за все, работодатель должен перевести его в должность водителя-экспедитора. Ведь в указанном выше Перечне лиц, с которыми могут быть заключены договоры о полной материальной ответственности, экспедиторы прямо поименованы: взыскать всю сумму ущерба работодатель на основании закона и договора может с экспедиторов по перевозке и других работников, осуществляющих получение, заготовку, хранение, учет, выдачу, транспортировку материальных ценностей.

Почему бы тогда не заключить договор, предусматривающий несение ответственности не только за груз, но и за автомобиль и прицеп? Дело в том, что договор о материальной ответственности с водителем-экспедитором не может заключаться в отношении транспортного средства, на котором осуществляется перевозка груза, поскольку транспортное средство не является вверенным для транспортировки или доставки имуществом предприятия, а представляет собой материально-техническое средство, используемое и необходимое для исполнения трудовой функции водителя.

Об этом сказано, в частности, в Постановлении Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 22.01.2014 N 44г-8/14: заключать с водителем договоры о полной материальной ответственности за эксплуатируемое транспортное средство нет достаточных оснований. Поэтому материальная ответственность водителя, например, за утраченный полуприцеп может наступить лишь в ограниченном размере, установленном ст. 241 ТК РФ. Аналогичное решение вынесено в Постановлении Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 06.11.2013 N 44г-131/13, где судьи посчитали ненадлежащее обслуживание водителем вверенного ему автомобиля проступком, не связанным с обслуживанием товарно-материальных ценностей.

Согласитесь, неожиданный вывод. В результате водители вообще могут перестать отвечать за ТС и его агрегаты, считая, что средний заработок — не такая уж и серьезная мера ответственности за ущерб, причиненный дорогостоящему ТС. Для работодателя выходом из положения является страхование ТС. Это поможет минимизировать возможные убытки, а также даст право расторгнуть договор с сотрудником, который не прошел испытательный срок (ст. 71 ТК РФ) или который неоднократно грубо нарушал трудовые обязанности (п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), к числу которых может быть отнесена обязанность бережно относиться к ТС.

Работник может нести материальную ответственность в полном размере, если ущерб причинен не при исполнении им трудовых обязанностей (п. 8 ч. 1 ст. 243 ТК РФ). Если водитель использовал служебный автомобиль не при исполнении служебных обязанностей (в личных целях) и попал в ДТП (например, в нерабочее время или выходной день, но не в командировке), он должен нести полную материальную ответственность (Определение Ростовского областного суда от 15.10.2012 N 33-11984/2012). Та же самая ответственность грозит водителю, если он попал в ДТП, оставив вверенный ему автомобиль во дворе дома в нерабочее время, вместо того, чтобы поставить его на стоянку, тем самым он нарушил условия хранения ТС в нерабочее ночное время. За это тоже придется отвечать по полной программе (Апелляционное определение Воронежского областного суда от 30.08.2012 N 33-4551).

Какими личностными качествами должен обладать шофер

Для профессионального водителя крайне важны такие личностные качества, как:

внимательность,
ответственность,
сосредоточенность,
умение переключать и правильно распределять внимание.

Кроме того, он должен обладать техническим мышлением, быстрыми реакциями, хорошей памятью и умением ориентироваться на местности.

В процессе управления транспортным средством нужно всегда оставаться сконцентрированным, часто в течение долгого времени, поэтому водитель должен быть выносливым

Причем эмоциональная выносливость важна не меньше физической – от психоэмоционального состояния напрямую зависит способность водителя удерживать внимание, вовремя реагировать на изменение дорожной обстановки и принимать правильные решения в стрессовых ситуациях

В работе шофера также крайне важны такие личностные качества, как:

  • наблюдательность,
  • умение оценивать расстояние,
  • коммуникабельность,
  • предусмотрительность.

Для тех, кто занимается перевозкой пассажиров, не менее важны самообладание и терпение, пунктуальность и вежливость.

Помимо всего прочего шофер обязан досконально знать ПДД, разбираться в устройстве автомобиля и уметь устранять по крайней мере простые поломки. Пригодится ему в работе и умение оказывать первую помощь.

Недостатки профессии шофер

Наряду с явными преимуществами у работы водителя имеются серьезные недостатки. В частности, у шофера достаточно часто бывает ненормированный рабочий день, в ходе которого ему приходится сталкиваться с многочасовым ожиданием. А длительное пребывание в одной позе приводит к профессиональным заболеваниям и проблемам со спиной.

Ни один шофер не застрахован от необходимости управлять автомобилем в сильную непогоду, а это сопряжено с высоким риском. Также в поездке машина может сломаться, и ее потребуется ремонтировать «здесь и сейчас». Для этого водителю иногда приходится забираться под автомобиль, независимо от погодных условий (и в снег, и в дождь), что способно негативно сказаться на состоянии здоровья.

Существенным недостатком данной профессии можно назвать и то, что некоторые водители (например, дальнобойщики) большую часть времени проводят в рейсах, из-за чего им сложно организовать личную жизнь.

От общего к частному

Водители транспортных средств (ТС) и экспедиторы, как правило, являются чьими-то работниками (организаций или предпринимателей), следовательно, все возникающие связанные с ними вопросы, в том числе связанные с материальной ответственностью, решать нужно согласно трудовому законодательству. В Трудовом кодексе есть отдельный раздел (XI), посвященный материальной ответственности сторон трудового договора. Материально ответственными являются обе стороны: и работник, и работодатель. Материальная ответственность стороны трудового договора наступает в результате причиненного ею другой стороне этого договора ущерба в ходе виновного противоправного поведения (действий или бездействия). Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба (ст. 233 ТК РФ).

К сведению. Как правило, в ДТП работники организации попадают при исполнении ими трудовых обязанностей. Поэтому при разрешении спорных вопросов подлежит применению трудовое законодательство (Апелляционное определение Липецкого областного суда от 05.02.2014 N 33-316/2014г.).

В трудовом законодательстве выделены несколько видов ответственности.

Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере. Под таким ущербом понимается реальное уменьшение имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества или на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (ст. 238 ТК РФ).

Случаи, когда наступает полная ответственность, перечислены в ст. 243 ТК РФ. К транспортным компаниям не все из них имеют отношение. С точки зрения автора, недостача ценностей, вверенных сотруднику на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу, может быть выявлена и в транспортных компаниях, например когда сотруднику вверен груз для перевозки. При этом передача товарно-материальных ценностей по разовым документам под отчет работникам допускается только в пределах их должностных обязанностей. Также полная материальная ответственность для водителей и экспедиторов предполагается при причинении ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом, при умышленном причинении ущерба, причинении ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Все эти случаи наступления полной материальной ответственности мы рассмотрим далее на конкретных примерах. Неполная материальная ответственность наступает в тех случаях, когда работник отвечает в пределах своего среднемесячного заработка и может возместить ущерб частично (ст. 241 ТК РФ).

И еще, с работниками, непосредственно обслуживающими денежные или товарные ценности и совершившими виновные действия, которые дают работодателю основание для утраты доверия к ним, может быть расторгнут трудовой договор (п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Иногда так поступают с проштрафившимися сотрудниками, которые за свою халатность и пренебрежительное отношение к должностным обязанностям могут быть наказаны дважды. Но обе меры наказания не являются взаимоисключаемыми. Так как расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождения стороны этого договора от материальной ответственности, предусмотренной законодательством (ст. 232 ТК РФ).

Профессия: водитель

Он всегда нужен срочно, отвезти нужно быстро и, бывает, под конец рабочего дня. Это настоящий человек-оркестр: на него накладываются обязанности курьера и экспедитора.

Отсюда переработки. Но если повезет с компанией, они будут оплачиваться. Зарплата семейного водителя зависит от круга обязанностей. Кроме того, что нужно отвезти-привезти супругу и детей, водитель встречает родственников и друзей, закупает продукты, отвозит одежду в химчистку и т.

д. Из простого водителя он превращается в личного помощника и отчасти телохранителя в одном лице. В таком случае зарплата может достигать и 100 000 рублей в Москве, но не каждый стремится найти такую работу. Это не только скачущий график и работа по выходным, но и большая ответственность.

Подробнее: Магазины техники, одежды, доставки еды и т. п. не обходятся без курьеров.

Особенности профессии

Мнение эксперта
Екатерина Колоколова
Профориентатор. Дипломированный специалист по проблемам вовлеченности детей в учебу.

Водитель — это работник, который управляет транспортным средством. Оно может быть грузовым или пассажирским, относиться к категории техники специального назначения. Сегодня водители нередко совмещают основной вид деятельности с дополнительным. В зависимости от сферы деятельности они выполняют обязанности курьера, охранника, экспедитора, грузчика и т.д. Для трудоустройства по профилю достаточно прав соответствующей категории, наличия навыков, отвечающих специализации

В зависимости от особенностей должности обязанности водителя могут быть следующими:

  • доставка пассажиров/груза и точки «А» в точку «Б» или следование по определенному маршруту;
  • несение ответственности за исправность транспортного средства и его готовность к эксплуатации;
  • соблюдение правил перевозки людей, животных, грузов;
  • заполнение отчетной документации;
  • регулярное проведение ТО транспортного средства, своевременное реагирование на неисправности, проверка наличия топлива и масла, мойка;
  • решение текущих задач, связанных с перевозкой, в соответствии со служебной инструкцией;
  • соблюдение правил ПДД, следование установленному законом алгоритму поведения в случае ДТП.

Водитель может трудиться в государственной или частной компании, на промышленном предприятии, быть самозанятым гражданином.

При наличии навыков представитель профессии может подключаться к работе отдела логистики, управлять кадрами, взаимодействовать с разными видами ПО.

Водитель – это профессия, не предполагающая карьерного роста. Но имея большой стаж работы, рекомендации и обладая определёнными личностными качествами можно устроиться на хорошо оплачиваемую должность.

Важные качества

Водитель — это профессия для ответственных и устойчивых к стрессу людей. Ее представитель должен обладать отличной реакцией, быть готовым к любым неожиданностям. Также ему потребуется способность сохранять концентрацию внимания в течение длительного времени, не теряя ее при монотонной работе. Дополнительными плюсами станут коммуникабельность, эмоциональная стабильность. Еще шоферу пригодятся хорошая визуальная память, умение ориентироваться на местности, быстро принимать решения.

Основные требования к профессии

Перечень требований к водителю прописывается в должностной инструкции и обусловлен особенностями его должности. В базовый список входят навыки управления конкретным видом транспортного средства, познания в области его обслуживания и ремонта. Также шофер обязан знать ПДД, правила организации перевозки грузов и пассажиров. Сегодня все чаще от претендентов на должность требуется наличие знаний по электронике и электротехнике.

Плюсы и минусы

В профессии водителя есть масса положительных моментов:

  • не нужно получать высшее или даже среднее специальное образование, а достаточно пройти курсы продолжительностью в несколько месяцев;
  • умение водить машину активно используется работниками и в обычной жизни;
  • на рынке вакансий всегда масса предложений для водителей;
  • можно работать на себя, а при удачном стечении обстоятельств даже превратить свое дело в бизнес;
  • некоторые шоферы много путешествуют по стране и даже посещают зарубежные страны.
  • Главный минус в том, что водитель всегда несет ответственность за свои действия. Он отвечает за груз или пассажиров, скорость работы, ситуацию на дороге.
  • Некоторые представители профессии попадают в группу риска из-за особенностей своей должности (дальнобойщики, таксисты, охранники). Шофер вынужден основную часть рабочего дня сидеть, что в сочетании с вибрацией негативно сказывается на его здоровье.
  • Среди профессиональных болезней водителей называют вибрационную, патологии ОДС, ожирение.
  • Многим из них приходится работать в не самых комфортных условиях, нередко по неудобному графику.

Водитель автомобиля – одна из наиболее массовых профессий в мире. Нет ни одной отрасли экономики, где бы ни работал водитель.

Особенности профессии

Квалифицированные профессионалы в лице водителя нужны в каждой сфере деятельности, где есть потребность в перевозке грузов и пассажиров.

  • Категория А – дает право на управление мотоциклом или мотоциклом с коляской общим весом до 400 кг;
  • Категория В – позволяет управлять легковым автомобилем массой до 3500 кг и перевозит до 8 человек. Водитель этой категории имеет право работать водить машину с прицепом до 750 кг.
  • Категория С – предоставляет возможность управления грузовыми машинами весом более 3,5 тонн ( в том числе с небольшим грузовым прицепом).
  • Категория D – разрешает водителю управлять транспортом с маловесным прицепом,

Профессиональные навыки и умения

Квалифицированный водитель обязан много знать и во многом разбираться.

  • Здесь уж никуда не деться: хочешь работать водителем – выучи назубок правила дорожного движения.
  • Потребуется изучить устройство автомобиля и разбираться в специфике работы приборов и механизмов.
  • Необходимы навыки оказания первой медицинской помощи.
  • Требуется знать порядок и сроки проведения технического обслуживания транспортного средства.

Профессиональный водитель должен:

  • чувствовать себя на дороге уверенно и выработать навыки вождения до автоматизма;
  • уметь спрогнозировать, как будет развиваться ситуация на дороге;
  • не терять самообладания даже в самых опасных ситуациях;
  • уметь принять правильное решение, в зависимости от ситуации на дороге;
  • быть в состоянии уметь соизмерять скорость и расстояние, используя точный глазомер и пространственное мышление.

Личные качества водителя

Человека, который решил стать водителем, должна отличать:

  • пунктуальность, аккуратность, внимательность;
  • быстрая реакция, умение выбрать хороший и удобный путь;
  • любовь к технике, уважение к механическому труду;
  • точная координация, зоркость зрения;
  • физическая выносливость, хладнокровие.

Что нужно делать водителю профессионалу после истечения 5-летнего срока?

Согласно нововведениям предусматривается, что после истечения пятилетнего срока водители-профессионалы для осуществления предпринимательской и трудовой деятельности за рулем автотранспортных средств обязаны будут пройти профессиональное обучение по программе повышения квалификации. Затем они должны обратиться в ГИБДД предоставив туда медицинскую справку об отсутствии противопоказаний для управления ТС и сдать квалификационные экзамены. После успешной сдачи экзаменов, в правах водителя-профессионала проставляется специальная отметка подтверждающая допуск водителя к управлению транспортом.

Кто такой шофер

Шофер – это профессиональный водитель, который не только управляет вверенным ему транспортным средством (легковым, грузовым, пассажирским или специальным), но и отвечает за его техническое обслуживание и сохранность.

Название профессии имеет французские корни и происходит от chauffeur (в переводе — «кочегар»). Только в начале ХХ века за этим словом окончательно закрепилось привычное нам значение – «водитель». Этимология объясняется тем, что до изобретения автомобиля шофером во Франции называли кочегара на паровозе, и когда во второй половине XVIII века Кюньо изобрел паровую повозку, человека, который одновременно управлял ею и топил, подбрасывая в топку уголь, стали называть шофером.

В конце XIX века был создан первый бензиновый ДВС (двигатель внутреннего сгорания), и оснащенную им самодвижущуюся повозку назвали автомобилем. В Российской империи автомобили появились в 1895 – а вместе с ними к нам пришла и профессия шофера. Отметим, что со временем слово «шофер» стало употребляться все реже и реже. Даже в официальных документах (например, в ПДД) употребляется осовремененное название этой профессии – водитель.

Тем не менее, слово «шофер» полностью из обихода не исчезло: на бытовом уровне принято разделять два понятия:

  • водитель – определение, включающее в себя всех лиц владеющих/управляющих автомобилем;
  • шофер – человек, профессионально занимающийся управлением транспортных средств.

Сегодня шоферы требуются во всех сферах жизнедеятельности человека, и в зависимости от места работы они могут выполнять как основные, так и дополнительные обязанности. Например, существуют водители-охранники, курьеры, перевозчики, экспедиторы, таксисты, специалисты по международным перевозкам и так далее. В любом случае список обязанностей шофера включает:

  • управление транспортным средством;
  • доскональное знание и следование ПДД;
  • ежедневный техосмотр автотранспортного средства и своевременное устранение неполадок;
  • своевременное прохождение ТО в сервисном центре;
  • поддержание чистоты ТС;
  • проработка маршрута следования;
  • заполнение маршрутных и транспортных листов;
  • обеспечение безопасности пассажиров и/или сохранности груза;
  • выполнение поручений непосредственного руководителя.

В отдельных случаях в обязанности шофера может входить вежливое общение с пассажирами и прием платы за проезд, знание иностранных языков, погрузка и разгрузка груза, его передача и другие задачи, на которых специализируется конкретная компания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *