Лада 2101 ленинградка бортжурнал чистка и полировка хрома
Содержание:
- Как и чем снять хром с пластика?
- Убираем ржавчину
- Удаление окислов
- Причины и признаки возникновения коррозии
- Предотвращение повреждения хрома
- Подготовка к удалению ржавчины с хромированной детали
- Профилактика возникновения дефектов
- Избавление от коррозии
- Как убрать рыжики профессиональными средствами
- Удаление налета
- Порядок действий
- Особенности гальванического хромирования
- Специализированное оборудование
- 3 Полирование – использование промышленных и народных средств
- Очищение хрома народными средствами
- Полирование хромированных деталей
Как и чем снять хром с пластика?
Все, что невозможно снять механическим путем, можно снять химическим. Именно химия позволяет бесследно снять хром, не причинив вреда изделию. Для работы понадобится хлорное железо, которое и выполнит всю грязную и тяжелую работу за нас.
Что такое хлорное железо?
Хлорное железо или хлорид железа (имеет обозначение FeCl3), представляет собой среднюю соль трехвалентного железа и соляной кислоты — так написано в Википедии. Этот химический состав выглядит как мягкая кристаллическая масса рыжевато-коричневого, местами доходя почти до черного цвета. В промышленности используется в основном для травления печатных электронных плат.
Убираем ржавчину
В интернете можно найти множество советов, как очистить ржавчину на авто. Выбор конкретного способа зависит от того, насколько глубоко она въелась в поверхность детали. Коррозия может присутствовать в виде мелких точек, а может проявляться в виде более глубоких повреждений, сопровождающихся вспучиванием и осыпанием хрома. Это чаще всего происходит под воздействием реагентов, которые используются на дорогах зимой.
- Средство для чистки газовых плит. Его смешивают с содой один к одному и добавляют немного теплой воды, чтобы получилась паста.
- Смесь лимонной кислоты с солью.
- Кока-колу. Она неплохо очищает небольшие поврежденные участки.
- WD-40.
Кроме подручных средств, почистить поврежденные участки можно с помощью составов, специально предназначенных для ухода за хромированной поверхностью. Это средство Doctor Wax, Soft99 Chrome Cleaner и другие.
Нельзя использовать для очистки наждачную бумагу. С ее помощью можно только сильнее поцарапать деталь.
Кроме ржавчины, на хромированных деталях может скопиться грязь и различные масляные отложения. Перед очисткой их надо смыть. После того, как поверхность отмыли, можно приступать к удалению ржавчины. При применении специальных составов достаточно нанести несколько капель на тряпку и тереть до тех пор, пока деталь не начнет блестеть.
Если используются смеси, приготовленные своими руками, их наносят на поверхность и оставляют на некоторое время, чтобы они вступили в химическую реакцию со ржавчиной.
Предлагаем ознакомиться Какая температура должна быть в холодильнике
Попробовать очистить хром на машине от ржавчины можно лишь в случае, если очаг имеет небольшую зону и глубину поражения. Для этого можно применить мягкое и безопасное средство в виде уксусной кислоты, пищевой соды, растворенной лимонной кислоты или специально предназначенной полироли. После применения этих средств лучше всего обработать очищенное место защитным спреем, который продается в любом автомобильном магазине, предназначенного для предотвращения окисления металла и образования коррозии и ее распространение.
Удаление окислов
Они поддаются удалению как подручными средствами, так и специализированными очистителями, продающимися в магазинах. Например, в домашних условиях можно использовать мел или стиральный порошок.
При удалении незначительных очагов коррозии нужно аккуратно вычищать поврежденные участки, при этом стараясь не задевать неповрежденную поверхность. Если коррозия достигла основания, то для ее удаления можно применить хлор и соду
Эти вещества быстро справятся с налетом, но действовать нужно осторожно, чтобы не повредить целую поверхность
Для очистки труднодоступных мест можно применить WD-40. Но нужно помнить, что это средство удалит налет, но не справится с сильной коррозией.
Все используемые вещества по большому счету не удаляют ржавчину, а размягчают ее. Поэтому на финальном этапе нужно удалить как чистящие средства, так и ржавчину.
Причины и признаки возникновения коррозии
Проблема разрушения хромированного, наравне с лакокрасочным покрытием, вечная беда автовладельцев. Появление ржавчины необратимо, но срок ее образования зависит от ухода за машиной. Основные причины быстрого образования коррозии:
- Суровые дорожные условия (грязь, перепады температуры);
- Механические повреждения покрытия (царапины и трещины от гравия или неудачной парковки);
- Неподобающий уход (мойка сильнодействующими веществами, использование грубого материала), создающий микротрещины.
Вследствие присутствия этих факторов материал быстрее разрушается, чем способствует ускоренному появлению налета и ржавчины.
Для хромированной поверхности характер ряд признаков, которые явно указывают на потерю исходных качеств материала:
- Потускнение цвета;
- Разноцветные разводы;
- Сильное залипание грязи, несвойственное материалу.
Даже хорошо отполированная и лакированная деталь спустя полгода теряет внешний блеск и выделяется как элемент тусклого цвета на фоне яркой окраски машины.
Если обнаружился один из описанных признаков, высока вероятность, что за грязью и жировыми следами, особенно в труднодоступных местах, образовалась ржавчина. Для ее удаления потребуется провести ряд мероприятий по очищению поверхности от инородных веществ, а после восстановить потерянные качества.
Предотвращение повреждения хрома
Невозможно полностью защитить хром на автомобиле невозможно. Но в силах владельца снизить вероятность появления повреждений. Для этого нужно использовать специальные средства для ухода за хромом автомобиля.
В защите хромированных деталей можно пойти двумя путями:
- Хромированные детали сразу после покупки автомобиля затягиваются в защитную виниловую пленку. Она не только защищает от коррозии, но также исключает повреждение хромированной поверхности песчинками. Затянутые в пленку детали можно легко мыть. В случае ее повреждения ее легко сменить.
- Другой вариант защиты — полировка с последующей лакировкой хрома. Вещества, содержащиеся в лаке и полиролях, обеспечивают неплохую защиту от агрессивных веществ и температурных перепадов. К сожалению, такая защита не может ничего противопоставить гравию, песку и пыли.
Как именно ухаживать за авто для предотвращения повреждения хромированных поверхностей, решает сам владелец. Эксперты советуют затягивать в пленку наиболее подверженные механическому воздействую и окислению детали авто. Все остальные хромированные элементы можно защитить с помощью химии.
Подготовка к удалению ржавчины с хромированной детали
Задача усложняется тем, что хром тонкий материал, и локальный участок ржавчины разрушительно влияет на остальную поверхность детали. Причем масштаб распространения ржавчины сложно оценить, не проведя очищение от грязи и жиров, за слоями которых она может скрываться. Чтобы начать удаление ржавчины, надо соблюдать несколько правил, которые касаются свойств хрома:
- Запрещены резкие перепады температуры, т.к. она способствует ускоренному разрушению материала;
- Не использовать солесодержащие средства;
- Категорически запрещено использование ткани для очищения с шероховатой поверхностью.
Если ржавчина не разрушила полностью слой и не начала распространение по металлу за покрытием, для удаления не потребуется больших усилий.
Очищение от грязи
Перед основными работами требуется освободить поверхность от грязи и жиров, накопившихся за время эксплуатации авто. Требуется подготовить теплую воду или бензин и промыть поверхность хромированной детали до основания, проведя процедуру несколько раз. В идеале лучше удалить грязь садовым шлангом. Следующая задача – протереть деталь досуха фольгой или мягкой тряпкой. Если остался налет или грязь в труднодоступных местах – почистить зубной щеткой.
Локализация
Когда присутствует ржавчина, без защитных средств не обойтись. Выше упоминалось, что коррозия наносит вред соседним участком, для предотвращения которого потребуется лакировать поверхность. На время удаления можно использовать воск или полироль. После процедуры локализации сразу нужно приступать к удалению ржавчины.
Удаление
Ржавчина успешно очищается как подручными средствами, так и специализированными очистительными материалами. Если деталь в общедоступном месте, используется мел или стиральный порошок, которые долго, но надежно удалят инородные вещества. Материалы не несут разрушительного действия на хромированную поверхность и безопасны. Нужно сухой тряпкой тщательно проводить по крайним участкам ржавчины, не задевая целую поверхность. Когда она распространилась в труднодоступном участке – для чистки используется зубная щетка. Это качественно удалит небольшой налет ржавчины.
Если коррозия полностью разрушила слой до основания, можно без опасения применять агрессивные средства – хлор и соду. Эти материалы быстрее удаляют налет, но требуют ювелирной точности и большой силы натирания, т.к. отрицательно влияют и на хромированную поверхность. Для облегчения процесса и сокращения времени рекомендуется воспользоваться аэрозольным средством WD-40, которое справляется с налетом в труднодоступных местах.
Очищение используемых веществ
Если правильно пояснять – ржавчина не удаляется, а размягчается, и на очищенной поверхности остаются следы от нее и очистительных материалов, которые требуется удалить. Если для устранения налета применялись сухие реагенты – очистить поверхность можно зубной щеткой (новой, которая не использовалась для удаления ржавчины).
Профилактика возникновения дефектов
Лучшая защита — это профилактика.
Придерживаясь пары простых правил, можно продлить срок службы хромированного покрытия:
- Никогда не вытирать пыль с авто сухой тряпкой. Эту привычку победить трудно, но сухая ветошь — главная причина мелких царапин на хроме. Их не видно, но при ярком солнце паутина сразу бросится в глаза.
- Не стоит мыть машину на бесконтактных мойках с реагентами. От двух‐трех таких моек ничего страшного не случится, но если мыть автомобиль так регулярно, элементы обязательно потускнеют и понадобится глубокое восстановление хромированных деталей.
А для тех, кто хочет максимально сохранить заводской вид своего авто, советуем обращаться к профессионалам, которые имеют богатый опыт и знают множество секретов. Ведь каждый должен заниматься своим делом.
Избавление от коррозии
Хромовые поверхности в условиях российских зим и под воздействием реагентов, которые в избытке льют на дороги, достаточно быстро подвергаются коррозии. Если повреждение сквозное, то восстановить элемент можно только повторной гальванической обработкой. Также невозможно без гальваники восстановить хромирование тех деталей, где хромовый слой отвалился из-за ржавчины на самом металле.
Во всех остальных случаях очистить хром на машине после зимы от легкой коррозии можно с помощью следующих средств:
- Смесь столовой соды и обычного порошкового очистителя для газовых плит. Компоненты смеси нужно смешать в пропорции 1:1 и добавить немного теплой воды до получения пасты.
- Кока-Кола. Этот напиток позволяет достаточно эффективно удалить небольшие очаги коррозии.
- Смесь лимонной кислоты и поваренной соли. Их следует смешать в пропорции 1:1.
- WD-40.
- Специальные химические средства для чистки хрома на машине, продающие в специализированных магазинах. Особый химический состав этих средств и включенный мельчайший абразив позволяет автолюбителю быстро и эффективно своими руками удалить все окислы и следы коррозии с хромированных деталей. Кроме того, эти чистящие средства создают на поверхности обработанного элемента защитную пленку.
Все средства от коррозии, произведенные промышленным способом, представляют собой полировальные пасты. Поэтому использовать их рекомендуется на финише работ для придания деталям особого блеска.
Как убрать рыжики профессиональными средствами
Существует относительно небольшое количество профессиональных средств, использующихся для удаления пятен ржавчины на хромированных деталях.
К ним относятся такие вещества:
Каждый из вышеперечисленных продуктов имеет свою уникальную формулу. Каждый компонент в их составе отвечает за определенную функцию – полирование, очистку, восстановление внешнего вида и защиту.
Стоит отметить, что средства из списка можно использовать в разных случаях, независимо от того, какой вид покрытия – алюминиевое, хромированное, стальное и т.д.
Использовать полироли необходимо по такому алгоритму действий:
Для эффективного использования полиролей нужно следовать указанной на этикетках и баллонах инструкции по применению.
Удаление налета
Есть народные способы возвращения блеска машине, например, уксус или фольга. Очистить хром на автомобиле от налета своими руками можно с помощью следующих бюджетных средств: пищевой соды, медицинского спирта, уксусной кислоты, фольги, моющего средства для посуды или стекол. Выбранным средством смачивают тряпку и протирают поверхность, а в случае с фольгой просто трут ею место, где есть налет. Специалисты не рекомендуют использовать агрессивные химические вещества, в составе которых есть хлор или едкие кислоты, это может привести к образованию маленьких дыр и разрушению хромированного покрытия.
Порядок действий
Размер повреждений очень сложно оценить, если не очистить хромированную деталь от загрязнений
Делать это нужно очень осторожно, так как хромовая пленка очень тонкая. При выполнении очистки требуется соблюдение следующих правил:
- Работать только в теплом помещении или на улице при плюсовой температуре. Температурные перепады во время работ недопустимы.
- Нельзя использовать для очистки средства, содержащие соль.
- Запрещено использовать грубую ветошь и салфетки с рифленой поверхностью.
Сначала следует промыть деталь тепловой водой, а затем протереть бензином. Возможно, придется повторить эту процедуру несколько раз.
Чтобы коррозия не наносила вред соседним участкам хрома, очаг поражения нужно локализовать. Сделать это можно с помощью обычного воска или полироли.
Особенности гальванического хромирования
Данный метод обработки деталей применяется для повышения декоративности и улучшения эксплуатационных свойств отдельных частей машины. Также слой хрома увеличивает срок службы пластиковых и металлических изделий. Сама технология достаточно проста. Ее суть заключается в нанесении (диффузионное насыщение или выпадение осадка) хрома при погружении детали в электролитический раствор и воздействии электрического тока. В качестве основного состава выступают хромсодержащие вещества. Это может быть шестивалентный хром в виде хромового ангидрида или трехвалентное соединение, представленное хлоридом или сульфатом хрома.
В зависимости от того, какие эстетические и физические свойства нужно придать покрытию, выбирается один из таких популярных способов хромирования деталей:
- «Молочный хром». Образуется при воздействии на электролит тока плотностью 15–25 А/дм2 в температурном режиме от +65 до +80 °C. Характеризуется низкой твердостью. Однако имеет приятный блеск, эластичный и беспористый.
- «Блестящий хром». Создается методом подачи тока плотностью 30–100 А/дм2 в ванну с раствором температурой от +45 до +60 °C. Обладает высоким показателем твердости, что обеспечивает его долговечность. Также имеет характерный зеркальный блеск.
- «Твердый хром». Производится традиционным методом при низких температурах (до +40 °C) под воздействием тока плотностью более 100 А/дм2. Данный тип покрытия обладает самым высоким уровнем твердости.
Специализированное оборудование
Оно обычно используется, когда требуется снять изношенный хром непосредственно с металла кузова, крупных его частей, тех же колёсных литых дисков и пр. Но самостоятельно далеко не всегда удаётся снять старый хром из-за недоступности установок или их высокой стоимости. Для разового применения покупать такие системы нецелесообразно.
Оборудование, подходящее для выполнения поставленных задач, делится на 2 типа:
- абразивные установки;
- ультразвуковые устройства.
Абразивными установками называют специальное оборудование, для которого применяют особые порошки. Они подаются под высоким давлением воздуха, что позволяет постепенно удалить ранее наносимый гальваническим методом слой металла. Происходит поэтапное стирание, сохраняя металл в целостности.
В основном абразивными установками очищают металлические детали от хромированного слоя. Такое оборудование продаётся в специализированных строительных магазинах, его используют некоторые автомастерские для восстановления колёсных дисков и пр.
В зависимости от того, какой толщины слой предусмотрен на детали, выбирается порошок соответствующей зернистости.
При работе с такими установками в обязательном порядке используют средства индивидуальной защиты. Иначе есть риск, что частицы хрома и самого песка проникнут в дыхательные пути, попадут на слизистую и пр. Это опасно для здоровья.
3 Полирование – использование промышленных и народных средств
Когда хром на деталях просто потускнеет и утрачивает блеск, ему нетрудно возвратить первоначальный вид. Слой хрома очень тонкий, поэтому при очистке и полировке требуется аккуратность.
Выбираем одно из чистящих средств, наносим на салфетку и протираем хромированные поверхности. Остатки смываем водой и вытираем насухо. Когда заметно, что хром потускнел, разрезаем лимон, оставляем только шкурку, которой протираем деталь. Опять промываем водой, сушим и натираем мягкой салфеткой до блеска.
Приступаем к полировке. Хороший эффект дает паста ГОИ – она не только восстанавливает блестящую поверхность, но и удаляет мелкие царапины. В зависимости от размера абразива она выпускается под разными номерами:
- 4 – самый грубый, удаляет окислы, шлифует глубокие царапины;
- 3 – средний, придает поверхности гладкую матовость;
- 1,2 – чистовой, возвращает изначальное качество.
Для восстановления хрома на авто достаточно номеров 3, 2, 1 именно в такой последовательности. Для удобной работы используем несколько капель масла. Бампер, радиаторную решетку и другие внешние детали, кроме дверных ручек, после полировки не очищаем от масла. Его тонкий слой создаст хорошую защитную пленку, незаметную для глаз, защитит зимой от соли на дорогах.
https://youtube.com/watch?v=mycJj7dDr3U
Можно воспользоваться специальными полиролями для хрома. Вручную полируем хлопковой тканью или микрофиброй с нанесенным составом протиркой до блеска. Качественная полировка производится полировальной машиной или полировальными кругами с помощью электродрели. Проводим в два этапа. Вначале используем войлочный круг, инструмент включаем на средние обороты. Для финальной обработки используем фетровый или поролоновый круг, обороты тоже средние.
Очищение хрома народными средствами
У каждого дома есть простейшие продукты и бытовые средства, которые тоже могут применяться в борьбе со ржавчиной на хромированных предметах.
Уксус
Обычно для очистки изделий используют уже разведенный столовый уксус (6-9%) либо иные виды уксуса — яблочный, рисовый, винный. Уксусную эссенцию требуется развести до подходящей концентрации. В тару наливают состав, погружают туда изделие на 3-8 часов (в зависимости от слоя ржавчины). Если предмет большой, то протирают его тряпкой, смоченной в уксусе. После удаления состава поверхность промывают, вытирают, удаляя остатки ржавчины.
Лимонный сок (лимонная кислота)
Лимонный сок используют в смеси с солью в пропорции 1:1. Его наносят на основание, хорошо трут, оставляют на час, затем промывают. Лимонная кислота также помогает избавиться от повреждений хромированных деталей коррозией, поскольку работает наподобие уксуса.
Сода и газировка
Сода представляет собой абразив, который может оставлять мелкие царапинки на хромированной поверхности, поэтому работать с ней нужно предельно осторожно. Обычно соду смешивают с водой до состояния кашицы и тщательно оттирают ржавчину
Еще более эффективным считается средство на основе газировки вместо воды. Надолго оставлять соду на хроме не стоит — лучше быстрее отмыть ее.
Рыбий жир
Это средство обычно применяется для профилактики ржавления, но может и удалить небольшие пятна. Нужно купить обычный жир без добавок, нанести на пораженную зону и оставить на несколько дней, не стирая
После пятна можно осторожно очистить
«Кока-кола»
В популярном напитке присутствует ортофосфорная кислота, значит, он также подходит для чистки хромированных деталей. Кроме «Кока-колы», можно применять аналогичные напитки, например, «Пепси». Небольшие по размеру вещи можно просто погрузить в жидкость и оставить на несколько часов.
Алюминиевая фольга
Фольга довольна мягкая, она щадяще воздействует на хром. Материал не царапает основание, зато эффективно убирает ржавчину. Нарезают небольшие полоски фольги, изделие заранее смачивают водой. Из полоски делают шарик, после чего полируют им предмет, чтобы тот снова не заблестел. Если нужно, берут новый шарик и повторяют процедуру, пока не будет удалена вся ржавчина.
Зубная паста
Паста или зубной порошок — результативные средства для очистки ржавчины. Они обладают мягким абразивным воздействием, при этом постепенно снимают рыжий налет. Пасту наносят на мягкую тряпочку или губку, полируют ею смоченный водой участок. Повторяют все действия до тех пор, пока следы коррозии не исчезнут. Остатки средства смывают.
Паста ГОИ и моторное масло
Паста ГОИ сама по себе является шлифовальным и полировочным средством на основе хрома, поэтому хорошо подходит для обработки хромированных изделий. Ее разбавляют моторным маслом в равных частях, потом куском войлока обрабатывают пораженную поверхность.
Картошка и хозяйственное мыло
Картофель режут на 2 половинки, одну или обе части тщательно натирают хозяйственным мылом. После такое «приспособление» прикладывают непосредственно на ржавое пятно на пару часов, затем убирают остатки загрязнений тряпкой.
Медный купорос и соляная кислота
Соединяют между собой 50 г кислоты и 200 г медного купороса, разбавляют литром воды. Ветошью, смоченной в таком растворе, обрабатывают хромированное основание в области ржавчины. Через несколько минут протирают все слабым раствором соды, чтобы погасить реакцию. Далее моют поверхность и дают ей просохнуть.
Цемент
Этот строительный материал может выступать в роли абразива для удаления ржавчины, а также позволяет отшлифовать поверхность. Немного порошка цемента наносят на пораженный участок, протирают тряпкой. После рекомендуется обработать изделие воском.
Полирование хромированных деталей
Чтобы вернуть хрому первозданный блеск, не обойтись без этапа полировки. Избавление от ржавчины – процесс, требующий большой аккуратности, поскольку слой хрома очень тонкий, и чрезмерные усилия могут привести к безвозвратной порче детали.
Многие из вышеперечисленных средств хорошо очищают поверхность от пятен коррозии, но в результате она пожжет потускнеть, отличаясь от соседних областей. Решается проблема просто – достаточно протереть поверхность шкуркой от лимона, смыть тёплой водой и просушить.
Если остались мелкие царапины и загрязнения, необходимо приступить к полировке. Самый проверенный способ – использование пасты ГОИ в сочетании с моторным маслом. Это средство способно эффективно избавить поверхность детали от неглубоких дефектов и отполировать её до блеска.
Чтобы почистить хромированные детали автомобиля пастой ГОИ, следует для начала выбрать необходимую фракцию абразива – в продаже встречаются четыре градации:
- 4 фракция самая крупная, используется для черновой обработки, эффективно удаляет застарелые пятна окислов и глубокие царапины;
- 3 фракция – средний размер, придающий хромированной поверхности матовую гладкость;
- фракции 1 и 2 – мелкие, используемые для чистовой обработки и придания детали изначального вида.
В принципе для того, чтобы почистить хром на автомобиле, достаточно пасты последних трёх фракций, причём обработку начинают с самой крупной и завершают первым номером. Способ использования заключается в разбавлении пасты ГОИ несколькими каплями ММ. Полученной жидкостью смачиваем кусочек войлока и тщательно и методично растираем загрязнённое место. При использовании крупнозернистой пасты необходимо следить за тем, чтобы не протереть слой хрома до железа. Если площадь ржавых пятен небольшая, желательно вообще отказаться от пасты 3 и 4 фракции, в противном случае или при наличии глубоких царапин без этого не обойтись.
После протирки пастой ГОИ дверных ручек их нужно очистить от следов масла и порошка, а вот решётка радиатора, молдинги и другие детали экстерьера не трогаем: тонкий слой моторного масла сформирует невидимую для глаза защитную плёнку, которая предотвратит влияние соли и других активных противогололёдных составов.
Ещё одно неплохое средство по уходу за хромированными деталями автомобиля – сухой цемент. Этот мелкоабразивный порошок также можно использовать и для очистки, и для полировки загрязнённых поверхностей. Способ обработки цементом достаточно специфичный: первый этап – натирка участков, покрытых ржавчиной, куском войлока, на который нанесён порошок. А дальше самое интересное: мягкую ветошь помещаем в ёмкость с растопленным парафином, вынимаем и даём остыть. Прилипший воск убираем, а пропитанной воском тканью полируем очищенный от коррозии участком хрома.
Отметим, что для финишной обработки хромированных деталей можно использовать и специализированные магазинные полироли типа «Очиститель хрома» (производитель – компания Grass), Doctor Wax или Soft Chrome Cleaner. Эти промышленные полироли для хрома, по утверждению изготовителей, способны очищать поверхность от окислов и помутневших пятен, шлифовать её до блеска и даже формировать защитную плёнку, которая примерно вдвое продлит срок эксплуатации изделия до следующей очистки.
Способ использования полиролей достаточно прост: средство наносится на микрофибру, которой и производится натирка до блеска. Облегчить процедуру можно, используя шлифмашинку или электродрель (болгарку) с полировальными кругами. В этом случае обработка осуществляется в два этапа: сначала – войлочный круг для черновой очистки, финишная полировка осуществляется фетровыми кругами.